Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Велимир Хлебников и украинская мифология Кравец, Виктор Вениаминович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кравец, Виктор Вениаминович. Велимир Хлебников и украинская мифология : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.01.- Киев, 1993.- 19 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность. Велимир Хлебников уже в ранних попытках осмысления его творчества был понят как "великий архаический поэт "' (0. Мандельштам), "Колумб новых поэтических материков" (В. Маяковский), объединивший в одном лице черты подлинного "архаиста" и истинного "новатора". Однако, изучение творческого наследия бу-детлянина на протяжении почти семи десятилетий было осложнено политическими и идеологическими ограничениями, наложенными на все и всяческие виды инакомыслия. Этико-эстетическая регламентация и догматика, подменившая собой и оттеснившая в глухое подполье свободу методологических подходов к искусству, определила место Велимира Хлебникова в ряду "беспочвенных экспериментаторов", "заумников", "разрушителей вековых ценностей".

В последние годы со всей очевидностью перед историей литературы встал вопрос о необходимости уяснения значения произве-дений,прежде замалчивавшихся или обесценивавшихся литературоведческим официозом. Новое звучание русского поэтического авангарда, извлечение из небытия новаторских творений Хлебникова и поэтов его круга, мощный интерес, проявляемый современным писательством К традиции русского искусства 10-х - 20-х гг., подготовили почву для плодотворного и глубинного исследования конкретных свершений будетлянина, их теоретических оснований.

За последние десятилетия сложились определенные подхода к личности и творениям Хлебникова. Лингвистический анализ текстов, проведенный В.П. Григорьевым, обнаружил исключительное разнообразие средств и приемов поэтического воздействия, к которым лри-

* Термин "будетлянинУбудетляне" введен Хлебниковым в противовес западному "футурйст"/"футуриоты" и указывает на самоотождествление с "первоначальным славянством"; ср. этнонимы "поляне", "древляне" а др.; корень "будет", легший в основу неологизма, в пределах шаманной поэтики Хлебникова выражает "наклнкзние", "воление" грядущего ЛАДА.

бегал Хлебников с целью предельного расширения возможностей словесного творчества. Последовательно ооуцествлешюе проникновение в "грамматику идиостиля", в самое существо хлебниковского эксперимента со оловом подтвердило основополагающие выводы фундаментальной работы Р. Якобсона "Новейшая русская поэзия. В. Хлебников" (1922), закрепившей, среди прочего,' в филологии понятие "очищение приема" в прямой связи с методологией и практикой бу-детлянства.

Труды Вяч.Вс. Иванова, посвященные проблеме взаимодействия искусств, науки и метанауки в творчестве Хлебникова, выявили Истоки и очертили контуры хлебниковского подхода к синтезу всех путей творчества, подчеркнули значимость ориентации на архаику в рамках новаторского ыйровидения поэта.

Работы Р.В; Дуганова, М.Я. Полякова, А.Е.' Парниса, Б. Лён-нквист, Р. Вруна, Р," Кука, В.' Маркова, Г. Барана%,' продолжившие традицию разностороннего комментирования и интерпретации текстов Хлебникова,' представленную именами Ю.' Тынянова, Н.: Харджиева, Н;' Степанова, вплотную приблизили осуществление актуального замысла издания полного научно прокомментированного свода стихотворных, прозаических, графических текстов поэта.

Сложность, с которой столкнулись уже первые интерпретаторы творений Хлебникова и заключающаяся в различном понимании конечных целей и задач, самоопределений и самооценок поэта, вынудила его исследователей и последователей остановиться "на подступах" к тому, кого они же без тени сомнения именовали "чемпионом" (В. Шкловский.) русской словесности.

Среди других наиболее существенных проблем, связанных с мифотворчеством, историософией и теогонией будетлянина, одно из виднейших мест занимает вопрос о карпатском фольклоре как источнике хлебниковских.мифологических и математических выкладок. Са-

мо избрание карпатского региона в качестве резервуара фольклорных образов, становящихся под рукой поэта-теурга сердцевиной новотво-римого мифа, далеко неслучаен. Роль, сыгранную украинским фольклором в хлебниковском мифологическом конструировании,' в создании будетлянского пантеона, обретении Хлебниковым имени МИРОВОГО ЗЛА, трудно переоценить. Сама эволюция хлебниковедения диктует необходимость всестороннего герменевтического исследования и истолкования наиболее философски весомых текстов в их связи с духовными тяготениями и ориентиром поэта, украинским фольклором, гоголевским "вектором" российской словесности.

Актуальность реферируемой работы, таким образом, заключена Ві. осмнолегіии'н-исголкованнм'іітогов герменевтического- анализа философских приоритетов и форадлыш-мифо логических построений Хлебникова, зивдяцихся на основании украинской мифологии, "очищенной" и "пересозданной" уже "будетлянином 19го- века" - Гоголем.' В хлебниковедческих штудиях Вяч.Вс. Иванова, Р. Дуганова, В. Григорьева, К. Кедрова, 0. Седаковой и в более ранних критических статьях Г. Винокура, Н. Берковского, А. Урбана, комментариях к книге "Велимир Хлебников. Неизданные произведения" (1940 г.), принадлежащих Т. Гриц, отмечено значение украинского фольклора и гоголевского (по истоку.) мифа об Украине для хлебшковского мифотворенйя. Роль южнославянской и карпатской проблематики в . рамках философии истории будетлянина рассмотрена в целом ряде публикаций А. Парниса. О значении магико-заклинательного элемента в творчестве Хлебникова имеется содержательная разработка Р. Кука, а вопросы, связанные с карнавализацией мира в творениях

Хлебникова, ПОДробНО ОСВЄ!ДЄШ В КНИГе Б. ЛёНШШИСТ 'Xlehnilcov and

carnival. К ярким образцам современной славистической филологии, не могущей обойти вниманием автора сверхповести "Дети Выдры", можно отнести эссе Б. Рубчака "Поетичне бачення землі: три слов"

4 янські варіанти".

Опираясь на постулати, интуиции и открытия мирового хлебни-коведения, автор настоящей диссертации анализирует творчество поэта, исходя из доцущения об исключительной весомости украинских (по происхождения) символогеы, мифологем и мифа об Украине в его гоголевском оформлении на всех уровнях образ но-форлульного мира будетлянства.

Предметом диссертации стали произведения Хлебникова, где украинская мифология является основой всей художественной системы, а также философские, историософские взгляда Хлебникова, его теогония и воззрения, связанные с проблемами времени, пространства. Особое внимание уделено магико-заклинательннм текстам поэта,' прежде всего, образцам "двуумной" речи, использованной в качестве орудия' заговаривания-истребления Мирового Зла - МАВЫ уже в палиндроме "Перевертень" (1913 г.). Специальному анализу подвергнуты сочинения выраженно магического свойства, направленные на уловление и обуздание (в пределе - истребление) Мирового Зла, расчленение ("измельчение" в анаграммах) его имени - ЫАВА ("Перевертень", "Мава Галицийская", "Мавка -.ведьма", "Ночь в Галиции", эпос "Что делать вам..."). Соотнесение творческих принципов Хлебникова и Гоголя проведено под углом зрения автора "Уравнения души Гоголя". Исследованы тексты поэтов, связанные с ТРОЙКОЙ ГОГОЛЯ в хлебниковском понимании (ТРОЙКА ВЕРЫ, ТРОЙКА НЕБЫТИЯ-БЕЗУМИЯ) и ДВОЙКОЙ "судьбы певца Малороссии" (миф об Украине-Рае, Кургане Славы). Изучены вопросы, относящиеся к мифологии зодчества, башенному коду, архитектуре будущего (трактаты об архитектуре Гоголя и Хлебникова, "тройственная" поэма Гоголя и "башенный" эпос Хлебникова "Кто он, Воронихин столетий...").

Научная новизна диссертации вытекает из впервые проведенного в хлебниководении выявления философеко-мифологической доми-

нанты мировидения поэта, уяснения определяющего значения украинской мифологии в построении хлебниковской Гармошш мира, ее воздействия на все стороны Хлебниковекого мифотворчества, его апо-калаптику, заклинательную функцию поэта-шамана, его текстов, всех граней будет лянского Дела; В отлйчйэ от общепринятых концептуальных положений о "пушкинской всеотзывчивости" Хлебникова (ср. труды Вяч.Вс.' Иванова, В. Григорьева), автор диссертационного сочинения исходит из реального соотношения сил в пределах хлебни-ковского пантеона, формульно-мифологического мира поэта.'

Анализ произведений Хлебникова 1913-1922 гг.' выявил их украинские источники, пути их проникновения, способы их адаптации, уовоения, интерпретации, раскрыл механизм очищения и включения фольклорных образов в будетлянскую картину мира.

Впервые дано широкое освещение проблемы, связанной о особым тшом взаимодействия," отличным от отношения "учитель" : "ученик" и составляющим существо хлебниковокого "проникновения" в традицию (ту или иную). Обнаруженные при сопоставлении Хлебникова а Гоголя особенности хлебниковской рецепции (самоотождествление с писателем прошлого, "соучастие" в его творчестве), позволила по-новому осмыслить значение "подражательного" элемента и роль до-мйстикации в формировании идиостиля поэта.

Полученные результаты вложили в руку исследователя ключ к ' пониманию наиболее громоздких хлебниковских формулъно-образных шифров (в т.ч. архитектурных), языка "детски-наивного и ноуменально-мудрого сразу" (о. П. Флоренский).

Образцы хлебниковских заклятий и корпус "мавьих" текстов поэта при детальном рассмотрении обнаружили не только орудийные средства и функциональные метаморфозы магического слова, но и самый объект заклинателъной практики будетляншга, переписываемый уравнением ІЛАВА = В0ІІІІА = СМЕРТЬ = ВЕЩЬ = ТРУП = ТРОЙКА ("злое

божество времени").

Обозначена непосредственная связь ТРОПКИ ГОГОЛЯ в хлебнй-ковском понимании с демоном автора "Мавн Галицийской".

Исследование графики Хлебникова ("Мировые страницы", "портрет" ГЛАВЫ), М. Шагала ("Шагал - Гоголю"), П. Филонова (криптограммы к хлебнйковскому действу "Ночь в Галиции" и,в особенности, "портрет" ГЛАВЫ в обличий букета шиповника), архитектурных набросков и теоретических суждениях Н. Гоголя об архитектуре будущего подвело автора реферируемой диссертации к выводу о гоголевском истоке опытов формульно-аналитйческого описания мира, дифференциально-интегрального его "исчисления", определивших существо оу-детлянского Дела.

Получен ответ на поставленную Хлебниковым в "Уравнении души Гоголя" задачу, заключающийся в закреплении за "певцом Малороссии" статуса "пророка ТРОЙКИ ВРЕМЕНИ", занимающего надлекащее место в одном ряду с "патронами-первопредками" будетлянства, певца-восхвалителя подвигов ПОСЛЕДНЕГО ЗАПОРОЖЦА, предтечи создателя "чистых законов времени", строителя БАШНИ ГНОЗИСА.

Цель диссертации заключается в определении границ, конструктивных элементов, орудий и форм "украинизаторской"деятельности Хлебникова, причин и приемов широкого включения препарцроваїшого украинского фольклорного материала, внедрения его образцов в формульный мир и искусство поэта. Достижение,поставленной цели обеспечивается доказательством и аргументацией тезиса об отождествлении у Хлебникова определенных украинских (по генезу) симво-логем, мифологем, фольклорных тропов с Искомым ЗНАНИЕМ, "погребенным" в КУРГАНЕ СЛАВЫ УКРАИНЫ.

Роль мифологической "плоти" (личины, оболочки) для хлебни-ковских чисел Добра и Зла, управляющих іхизне-смертішм циклом -ТРОЛКИ и ДВО!ї:И, как показывает анализ, сыграла МАВА ГАЛЩИй-

СКАЯ, заключившая в себе и воплотившая в своей дуальной природе четно-нечетный принцип, логику взаимодействия "да" и "нет" фольклорного мировосприятия и будетлянской историософской арифметики.

Самоотовдествление Хлебникова с украинским народом ("мой народ"), преломленное в уравнении Я = ПАРОД, явилось для поэта эталонной мерой,' ставшей орудием избраний-извлечений-присвоений фольклорно-мифологических образов, в конечном счете, - закрепления имени ГЛАВА и облика демона-перевертня за Смертью, Войной Мировой," Мировым Злом. При этом магичность (тайнодейственнооть) обретенного имени сделала его средством борьбы с собственным носителем - демоном ГЛАВОЙ - и заклятия Мирового Зла (см.' афоризмы о.1 П. Флоренского о магии действия и магии имен).

В силу сказанного основной задачей диссертационной работы стало изучение вопроса о становлении, метаморфозах-очищениях и утверждений в гиперболических образах-формулах первоначального фольклорного (генетически - галицийского) видения ГЛАВЫ,' преображении его в призме хлебниковского мировосприятия, в сознании мага.'

Частными И конкретными задачами в данном контексте были признаны:

  1. вопрос об условиях и истоках хлебниковского освоения га-лицййского фольклора и украинской традиции в целом;"

  2. определение места и функций хлебниковской ГЛАВЫ,' видоизменений и очищений первоначального ядерного мифологического образа в творчестве будетляшша 10-х - 20-х гг.;

  3. уяснение принципов работы механизма взаимопроникновения И взаимодополнения историософской и собственно мифотворческой сторон деятельности мифографа и заклинателя;

  4. нахождение ключей к системе хлебниковекнх шифров (в частности - к башенному коду), восходящих к формуле ШВА = ВЙ'ІІА =

= СМЕРТЬ.

В пределах многоступенчатой темы Хлебников и Гоголь центральное место в настоящей диссертационной работе было отведено Изучению хлебниковских гоголеведческих формул и прежде всего истолкованию такого принципиально значимого опыта арифметизации судьбы писателя, как "Уравнение души Гоголя".

Практическое значение диссертационной, работы определяется тем, что полученные с помощью дешифровки фундаментальные этико-формульные единства, среди которых наибольшей весомостью характеризуется тождество ГЛАВА = ВСЙНА, предоставляют возможность по-новому взглянуть на весь творческий мир Хлебникова, понять основное устремление его пророческих и магических усилий. В свою очередь,

тот новый взгляд способен инищіровать дальнейшее изучение трансформаций украинского мифа у Хлебникова и шире - в пределах русского авангардного мышления 10-х - 20-х гг.'

Материалы, результаты, выводы диссертации могут быть использованы при подготовке нового научного издания творений поэта.1 Яркий пример украино-российокого духовного взаимодействия в XX столетии, отраженный в "украинизаторской" деятельности будетлянина, может быть широко использован в изложении курса истории украинской литературы в той же мере, что и русской.

Методологическим основанием исследования является русская и украинская философий и филологическая мысль 19-20 вв., в частности труды А. Потебни, Ф. Буслаева, Н. Сумцова, Ф. Шмита, С. Ба-лея, Р. Якобсона, В. Шкловского, П. Флоренского. В диссертаций использованы некоторые теоретические положения Ы. Элиаде, Т.Баш-лра, сёазвзвеянш^наблюдения Я. Голосовкера и 0. Фрейденберг.

Апробаїшя диссертации осуществлялась в отделе русской литературы Института литературы им. Т.Г. Шевченко АН Украины (1992, 1993), а также з докладах на конференции:! "Поэзия русского и.ук-

раинского авангарда" (Херсон, 1991), на 1-ых Булгаковских чтениях (Киев, 1992), в Институте кибернетики Им. Глушкова (Киев,1992),

По теме диссертации опубликовано четыре работы.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения,' двух глав, выводов и списка использованной литературы. Объем диссертация составляет 224 печатный.страниц*^,