Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Военная проза О.Н. Ермакова : проблема жанрово-стилевого единства Ключинская, Ольга Валерьевна

Военная проза О.Н. Ермакова : проблема жанрово-стилевого единства
<
Военная проза О.Н. Ермакова : проблема жанрово-стилевого единства Военная проза О.Н. Ермакова : проблема жанрово-стилевого единства Военная проза О.Н. Ермакова : проблема жанрово-стилевого единства Военная проза О.Н. Ермакова : проблема жанрово-стилевого единства Военная проза О.Н. Ермакова : проблема жанрово-стилевого единства
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ключинская, Ольга Валерьевна. Военная проза О.Н. Ермакова : проблема жанрово-стилевого единства : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Ключинская Ольга Валерьевна; [Место защиты: Дальневост. гос. ун-т].- Владивосток, 2010.- 240 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-10/121

Введение к работе

Понятие «современная русская литература», с точки зрения хронологической перспективы, охватывает более чем два последних десятилетия, т.е. литературу с середины 80-х годов ХХ века до начала ХХI века, и представляет собой «особый период смены эстетических, идеологических, нравственных парадигм». Специфика анализа современной русской литературы обусловлена тем, что изучается живой литературный процесс, неравномерный в своем развитии, не всегда достигший своей определенной и выраженной формы, обозначающий и намечающий лишь общие перспективы развития.

По мнению специалистов-исследователей появилось много новых направлений и тенденций в современной литературе, обнаруживает себя своеобразный «формальный скачок», который определяет доминирующие особенности художественной выразительности современных произведений. Однако никто из исследователей не может не признать и того факта, что в условиях мощного развития и разнообразия современной русской прозы продолжает эволюционировать, искать новые пути и формы их проявления и проза традиционная, реалистическая (Ф. Искандер, М. Кураев, Д. Гранин, Б. Екимов, В. Маканин, В. Войнович и другие). И знчимое место в литературе традиционного реалистического направления принадлежит «военной литературе» (литературе о войне).

В русской прозе конца ХХ—начала ХХI веков тема войны продолжает существовать в контексте традиций реализма, преодолевшего в современной литературной ситуации «кризис и переосмысление», и является важным литературным материалом, требующим полного, детального рассмотрения и научного изучения.

Новейшая военная проза — это три последних десятилетия, произведения второй половины 80-х годов ХХ века—начала ХХI века, когда наряду с темой Великой Отечественной войны («Прокляты и убиты», «Веселый солдат», «Связистка» В. Астафьева, «И ушел отряд» Л. Бородина, «Болят старые раны», «Среди валунов» А. Генатулина, «Сутки в пехоте» Е. Романовой, «Расстрел под Смоленском» Э. Скобелева, «Подвиг» В. Никифоровой и др.) возникает тема новых войн — Афганской и Чеченской, изменяется состав авторов (в литературу пришли новые авторы, большинство из них участвовали в военных кампаниях), появляются новые идейно-тематические акценты в произведениях о войне: попытка понимания современного человека в условиях новой войны, в условиях изменения характера военного времени (война не как защита родины, а как способ решения экономических и политических проблем). В литературе о новой войне по-прежнему доминирует тема смерти, но не столько физическая гибель, сколько смерть духовная, нравственная, психологическая, гибель личностного начала, что объясняется особым характером новых войн и тем, что в момент создания произведений, как правило, еще сильна острота впечатлений автора от пережитого на войне.

У современных новых войн, по сравнению с Великой Отечественной, другая суть, иные идеология и пафос. Для новейшей военной прозы характерна множественность точек зрения на современные военные конфликты. Тема бессмысленной войны, войны «спрятанной» от «посторонних» глаз — глаз россиян, тема абсурда и неприятия войны вообще пронизывает практически каждое современное произведение военной тематики. Эпизодические боевые задания («операции») на чужой территории, перестрелки, призыв в «горячие точки», участники войны, стремящиеся отсидеть положенные дни в бездействии, чтобы о них не вспомнили, — все это составляет реалии современной войны.

Новейшую военную прозу определяют и формируют произведения молодых авторов, в литературу приходит новое поколение тех, кто воевал в Афганистане, Чеченской Республике, участвовал в межнациональных конфликтах. Среди них следует отметить такие произведения, как рассказы «Крещение», «Желтая гора», «Благополучное возвращение», «Афганские рассказы» (1989), «Последний рассказ о войне» (1995), «Колокольня» (1990), повесть «Возвращение в Кандагар» (2004), роман «Знак зверя» (1992) О. Ермакова; цикл рассказов-зарисовок «Десять серий о войне» (2001), повести «Алхан-Юрт» (2002), «Взлетка» (2005), рассказ «Аргун» (2006) А. Бабченко; «Афган. Рассказы и повесть» (1993) О. Блоцкого; рассказы и повести (1990–2004) В. Дегтева; «Рассказы» (2004), «Чеченские рассказы», рассказ «Ферзь» (2005) А. Карасева; рассказ «Батальон экстремистов» (2002) Е. Логинова; рассказ «Кавказский пленный» (1995) В. Маканина; рассказы «Кандагарская застава» (1989), «Родненький», «Мусульманская свадьба» (1989), романы «Дерево в центре Кабула» (1982), «Сон о Кабуле» (2000), «Чеченский блюз» (2001) А. Проханова; рассказы «Ловушка», «Перебежчик» (1992) К. Таривердиева; рассказ «Он был мой самый лучший друг» (1988) О. Хандуся; повесть «Жажда» (2002) А. Геласимова; повесть «Там, при реках Вавилона» (2004) Д. Гуцко; повести «Потерянный взвод» (2006) С. Дышева и «Разведрота» (2009) А. Дышева; повесть «На Балканах дороги узкие» (2003) А. Киреева; роман «Патологии» (2004) З. Прилепина; «Афганец. Роман в 35 главах» (1991) Э. Пустынина; роман «Дело Матюшина» (1997), повесть «Карагандинские девятины, или Повесть последних дней» (2001) О. Павлова; повесть «Заблудившийся БТР» (1991) А. Сегеня; документальные повести — «Цинковые мальчики» (1990) — С. Алексиевич, «Война матерей» (2004) В. Бакина, «Спрятанная война» (1989) А. Боровика и другие.

Перечисленные выше произведения о современной войне — разного художественного уровня. Многие публикации современных прозаиков еще не вполне достигли должного уровня художественного осмысления военных событий. Различные по своей тематике, пафосу, жанрово-стилевой направленности, тяготеющие к документальности и публицистичности, между тем они составляют общую картину новейшей военной прозы. Критики активно занимаются проблемами новейшей военной прозы, пытаясь выделить произведения наиболее высокого художественного ценза. Такими, по мнению большинства критиков и исследователей (А. Агеев, Н. Иванова, А. Немзер, И. Сухих, Г. Шварц), являются произведения С. Алексиевич, собравшей афганские воспоминания солдат, и непосредственно воевавшего в Афганистане талантливого писателя О. Ермакова.

Основными жанрами на данном этапе развития военной прозы являются жанры рассказа и повести. Война рассматривается как один из аспектов художественного осмысления современной реальности, часть глобальной темы «человек и мир». Тематика и проблематика современной военной прозы определяются страшной реальностью войны, в понимании и осмыслении которой важна роль личного (авторского) впечатления, реализующегося в автобиографическом начале в тексте. Многие писатели лично прошли через армию и войну. Усиление автобиографизма является отчасти традицией, отчасти чертой своеобразия развития военной (например, «лейтенантской») — в том числе и новейшей военной — прозы.

Центральными тематическими аспектами в произведениях современных военных прозаиков являются философский, социальный, нравственный, которые пересекаются и переплетаются в текстах, в зависимости от авторской позиции обретая большую или меньшую актуальность в рассказе, повести или романе. Для современных произведений о войне характерен пафос «другой» войны, войны на чужой территории без определенных задач и целей, типичен образ героя как бездумного воина, выполняющего свою (оплачиваемую) работу. Элемент личного впечатления, автобиографическое начало, документальность, натуралистичность изображения являются характерными чертами современной военной прозы, среди произведений которой преобладают жанры рассказа и повести, нередко имеет место явление циклизации.

* * *

Писатель-прозаик Олег Николаевич Ермаков, член Союза российских писателей, член ПЕН-центра РФ, родился 20 февраля 1961 года, живет в Смоленске. В период прохождения срочной службы в Советской Армии воевал в Афганистане (1981–1983). Эти особые жизненные обстоятельства сформировали художественную индивидуальность писателя и определили ведущую тему его творчества. До Афганистана Олег Ермаков работал лесником Баргузинского заповедника (1978–1979), затем Алтайского и Байкальского заповедников, сотрудником районной газеты «Красное знамя» (1979–1981), корреспондентом в смоленской областной газете «Смена» (1983–1985), сторожем, сотрудником Гидрометеоцентра (1985–1989). Жизненный опыт писателя положен в основу его произведений.

Свой двадцатитрехлетний творческий путь Олег Ермаков начал с небольшого военного рассказа «Просто была осень…», опубликованного в журнале «Октябрь» (рубрика «Новые имена») в 1987 году. Через два года были напечатаны рассказы «Крещение», «Желтая гора», «Благополучное возвращение» и цикл «Афганские рассказы». В 1992 году в журнале «Знамя» был опубликован роман «Знак зверя», первый опыт писателя в создании крупной жанровой формы. В 1995 году Ермаков пытается отойти от военной тематики, пишет автобиографический «Последний рассказ о войне», где герой рассказа Мещеряков, написавший книгу о войне, мечтает «о книге, насыщающей сердце». В рассказе писатель (и герой) восхищаются творчеством К. Паустовского. И в 1997–1999 годах появляется невоенный роман «Свирель Вселенной» о путешествии героя на Байкал, однако затянутость повествования, «романтически-глубокомысленная невнятность» (А. Немзер) становятся основной причиной недовольства читателей и критики. После повести «Вариации» (2000) о смысле жизни героя произведения, музыканта Виленкина, Ермаков возвращается к военной теме в повести «Возвращение в Кандагар» (2004). Затем пишет несколько «мирных» произведений: роман «Холст» (2005), рассказы, например, «Реликтовый свет», «Легкий поток» (2009). В настоящее время писатель готовит к выходу книгу рассказов «Арифметика войны». Творчество Ермакова отмечено премиями журналов «Знамя» (1995), «Новый мир» (2009), премией Ю. Казакова за лучший рассказ (2009). Романы «Знак зверя» и «Холст» входили в шорт-листы Букеровской премии (1993, 2005).

Таким образом, художественные тексты Ермакова охватывают различные тематические пласты и включают в себя различные эпические жанры. По мнению исследователей, для любого писателя жанр является прежде всего индивидуальной формой его художественного мышления, которая трудно поддается перестройке или смене. Однако, как видно из обзора биографии писателя, творческий путь Ермакова свидетельствует о его многообразных жанровых исканиях: рассказ, цикл рассказов, роман, повесть, книга рассказов.

Следует отметить, что в последние годы получила широкое распространение понятие художественного мира писателя как совокупности постоянных тем, установок, мыслей, которыми пронизаны все его произведения. В созидании художественного мира писателя участвует в той или иной степени каждый элемент создаваемого текста. При этом, по мысли исследователей, существуют некие основные носители, которые берут на себя ведущую роль при формировании жанра произведения: это субъектная организация художественного мира, пространственно-временная организация текста, ассоциативный фон произведения, интонационно-речевая организация повествования. Стиль является выражением эстетической целостности произведения, свойством художественной формы. В этой связи и о творчестве Олега Ермакова можно говорить как о сложившемся художественном мире, жанрово-стилевое единство которого реализуется в индивидуальных и конкретных формах, складывавшихся по мере создания различных произведений писателя.

Современная критика отмечает тематическую значимость прозы Олега Ермакова, высокую меру правдивости в изображении трагического, глубокий психологизм и философское осмысление событий и характеров в его произведениях. Исследовательская литература по творчеству О. Ермакова немногочисленна, это преимущественно журнальные статьи и рецензии на отдельные произведения писателя («Марс из бездны» И. Роднянской, «Бесконечное возвращение» и «Мерзкая плоть» А. Агеева, «У кольца нет конца» А. Немзера), либо общие обзорные статьи по современной военной прозе («“Анна Каренина” вместо “Войны и мира”» Г. Шварца, «Мы были на войне, которой не было» И. Сухих, «О чем думает “саперная лопатка”?» В. Курицына, «Человек с ружьем: смертник, бунтарь, писатель?» В. Пустовой), в которых контекстуально включается имя писателя О. Ермакова.

В статьях, посвященных обзору русской литературы конца ХХ века («На выходе из “андеграунда”» В. Потапова, «Преодолевшие постмодернизм» Н. Ивановой, «Замечательное десятилетие» А. Немзера, «Метафизика русской прозы» О. Павлова), наиболее заметными для критики авторами военной прозы называются В. Астафьев, В. Маканин, О. Павлов, О. Хандусь, и среди них— Олег Ермаков.

Литературовед Г. Нефагина в книге «Русская проза второй половины 80-х—начала 90-х годов ХХ века» рассматривает роман «Знак зверя» О. Ермакова в разделе «Неоклассическая проза». В учебнике для студентов вузов «Русская литература ХХ века. Школы, направления, методы творческой работы», под редакцией С. Тиминой, имя Олега Ермакова упоминается при характеристике литературной ситуации конца ХХ века. Критик Н. Иванова причисляет прозу О. Ермакова к течению «трансметареализма». Однако целостного системного анализа военной прозы О. Ермакова в научной литературе до сих пор не существует, отсутствуют монографические исследования по творчеству писателя. Эти обстоятельства служат основанием для создания диссертационной работы, связанной с проблемами осмысления новейшей военной прозы и в частности — с изучением военной прозы Олега Ермакова. Выявление основных проблемно-тематических и жанрово-стилевых особенностей прозы писателя определяет актуальность избранной темы, мотивирует новизну и научную необходимость изучения нового литературного материала, современной военной прозы конца ХХ—начала ХХI века и непосредственно творчества одного из лучших ее представителей.

Объектом диссертационного исследования становится военная проза Олега Ермакова — цикл «Афганские рассказы», рассказы писателя 1980-х—1990-х годов, повесть «Возвращение в Кандагар» и роман «Знак зверя».

Предмет исследования — тематика, проблематика, особенности поэтики произведений О. Ермакова, позволяющие выявить константные черты жанрово-стилевого единства военной прозы писателя.

Цель диссертационной работы — исследование военного творчества О. Ермакова; определение тематических, стилевых и жанровых доминант военной прозы писателя, выявление своеобразия художественного мира талантливого современного прозаика.

Объект, предмет и цель исследования определили следующие непосредственные задачи работы:

  1. Проанализировать особенности поэтики военных рассказов О. Ермакова («Афганские рассказы» и рассказы 1980-х—1990-х годов), с целью выявления их влияния на формирование цикличности «малых» художественных текстов прозаика.

  2. Выявить особенности, приемы и принципы художественной циклизации и ее творческие функции на материале «малых» жанровых форм в военной прозе О. Ермакова.

  3. Проанализировать особенности поэтики военной повести О. Ермакова «Возвращение в Кандагар», сопоставить ее с циклически организованными и самостоятельными рассказами писателя с целью выявления влияния последних на жанровые черты повести в творчестве прозаика.

  4. Проанализировать особенности поэтики романа О. Ермакова «Знак зверя», сопоставить его с циклически организованными и самостоятельными рассказами писателя и с повестью «Возвращение в Кандагар» с целью выявления влияния последних на жанровые черты романа в творчестве прозаика.

  5. Выявить художественные особенности и индивидуализированные признаки тематически и контекстуально обусловленного жанрово-стилевого единства военной прозы О. Ермакова, установить взаимозависимость, взаимообусловленность и принципиальность художественного единообразия дифференцированной в жанровом отношении прозы писателя (рассказ, цикл, повесть, роман).

  6. Наметить динамику и основные направления жанровых поисков О. Ермакова, затронуть проблемы традиций и новаторства в творчестве писателя.

  7. На основании результатов аналитической работы над различными жанровыми образованиями в прозе О. Ермакова, в ходе многоаспектного анализа его рассказов, повести и романа обнаружить особенности и своеобразие художественного мира прозаика.

Основными методами исследования являются историко-литературный, сравнительно-типологический, формальный с элементами биографического, приемы мотивного, мифопоэтического и контекстуального анализов.

Теоретической основой диссертации являются научные труды по истории современной русской литературы ХХ века (Н. Ивановой, В. Зайцева и А. Герасименко, Н. Лейдермана и М. Липовецкого, Г. Нефагиной, С. Тиминой и др.), исследования по истории и теории литературы М. Бахтина, А. Веселовского, В. Кожинова, Н. Лейдермана, Ю. Лотмана, Г. Поспелова, В. Тюпы, Н. Утехина, В. Хализева, Л. Чернец и др.; исследования по истории и теории цикла в современной прозе (Л. Гареева, М. Дарвин, Е. Пономарева, Н. Старыгина, А. Янушкевич и др.), работы по истории военной прозы (А. Адамович, А. Бочаров, С. Журавлев, В. Чалмаев и др.), опыт исследователей, занимающихся вопросами изучения отдельных персоналий в контексте новейшей военной прозы (А. Агеев, А. Немзер, В. Пустовая, И. Сухих, Г. Шварц и др.).

Научная новизна диссертационного исследования определяется введением в научный оборот нового литературного материала и обусловлена обращением к ранее не изученному литературоведением военному творчеству О. Ермакова, одного из лучших представителей современной прозы о войне, и в особенности к исследованию жанрово-стилевого своеобразия и концептуального единства военной прозы писателя — его рассказов, повести и романа о войне. Выявление основных закономерностей и динамики развития творчества талантливого современного прозаика, внимание к специфике военных произведений, обращение к целостности понятия «художественный мир О. Ермакова» составляют новый аспект в изучении творчества современного писателя.

Научная новизна диссертационной работы отражена в следующих основных положениях, выносимых на защиту:

  1. В новейшей военной прозе (вторая половина 1980-х годов—начало XXI века) наряду с темой Великой Отечественной войны возникает тема новых войн — Афганской, Чеченской. Для современных произведений о войне характерен пафос «другой» войны (антитеррористическая кампания, военный инонациональный конфликт), войны на чужой территории без определенных задач и целей, образ героя-воина, выполняющего приказ, а точнее — оплачиваемую работу. Элемент личного впечатления и, как следствие, эмоциональность и напряженность повествования, автобиографическое начало, документальность, натуралистичность изображения трагических событий являются характерными чертами новейшей военной прозы. В жанровом отношении в современной прозе о войне преобладают рассказ и повесть, характерно объединение рассказов на основе принципов циклизации.

  2. Проблемно-тематические аспекты военной прозы Олега Ермакова: личность человека-воина, его внутренний психологический мир, проблемы жизни и смерти, восприятие страшной реальности войны, бессмысленной войны на чужой территории, проблемы «спрятанной» войны, вины государства, калечащего людей, проблемы современной армии, возвращения/невозвращения солдата в мирную жизнь, трагедии жен, матерей, солдатских семей. Ермаков соотносит картины войны с онтологическими вопросами бытия, создает образ божественного мироздания, одухотворенной природы как основы спасения от войны и возвращения к потерянной гармонии, пытаясь построить главную для писателя триаду «человек — природа — Бог».

  3. Объединяющими факторами военной прозы Ермакова являются повторяющиеся художественные тропы, характерные для авторской манеры писателя приемы, использование которых созвучно и соотносимо как в «малых» формах (рассказах и циклах рассказов), так и в «крупных» (в повести и в романе). Военная проза Ермакова отмечена образом «сквозного» героя, обнаруживающего себя в различных жанровых образованиях (определенный константный тип героя в рассказах, повести, романе), единым (характерным для его произведений) сюжетом (образ пути: уход на войну, служба и возвращение), своеобразием открытого финала, типологией художественно-выразительных средств. Прием троекратности (описываемых событий, повторяющихся ситуаций, мотивов, образов и деталей), концентрических кругов (содержательных и формализующих), образы снов и воспоминаний героев (для расширения хронотопа произведений), символика цвета, чисел и образов, специфические языковые повторы, насыщенность и метафоричность языка писателя, участника афганской войны, составляют своеобразие стиля и повествовательной манеры Олега Ермакова.

  4. Общие жанрово-стилевые тенденции всей военной прозы писателя (метатекстуальность, общность проблемно-тематического комплекса, типология характера и др.) способствуют раскрытию основной — антивоенной — идеи текстов писателя.

  5. Своеобразие художественного мира О. Ермакова обнаруживает себя в целом ряде специфических особенностей его прозы, в том числе в склонности писателя к рассказовым формам художественной ментальности, отражения обстоятельств военной действительности преимущественно в жанрах, тяготеющих к «малой прозе». Несмотря на появление в творчестве писателя последних лет повести и романа, вопреки кажущемуся жанровому разнообразию его прозы приоритетность «малых» жанровых форм среди его текстов очевидна. Даже «крупные» прозаические тексты Ермакова несут на себе печать «малой прозы»: обнаруживают в своем основании тип героя, характер развития сюжета, типологию конфликта, особенности осмысления обстоятельств, которые присущи его рассказам.

Научно-практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования в составлении целостного и объективного представления о литературном процессе рубежа ХХ—ХХI вв., о новейшей военной прозе, о творчестве писателей этого направления. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке общих вузовских курсов «Современный литературный процесс», «История русской литературы ХХ—ХХI вв.», спецкурсов «Новейшая военная проза», «Современная литература в зеркале критики», «Военная проза Олега Ермакова» и др.

Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в 13 научных публикациях, общим объемом 16 п. л.; в докладах и сообщениях на всероссийских, межвузовских научно-практических и методических конференциях, научных семинарах 2007—2010 гг. («Актуальные проблемы современной филологии», г. Владивосток, 14–16 октября 2009 г.; Третья всероссийская молодежная научно-практическая конференция «Россия–ХХI век», г. Владивосток, 16 апреля 2010 г.). Материалы диссертации использовались в преподавательской деятельности при подготовке и чтении лекций, проведении семинарских занятий со студентами Института русского языка и литературы Дальневосточного государственного университета (г. Владивосток).

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, насчитывающего 288 наименований.

Похожие диссертации на Военная проза О.Н. Ермакова : проблема жанрово-стилевого единства