Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Жанровое и художественное своеобразие романов Д.И. Стахеева Макушева, Оксана Владимировна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Макушева, Оксана Владимировна. Жанровое и художественное своеобразие романов Д.И. Стахеева : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Макушева Оксана Владимировна; [Место защиты: Вят. гос. гуманитар. ун-т].- Киров, 2013.- 204 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-10/925

Введение к работе

Дмитрий Иванович Стахеев (1840–1918) – один из русских писателей второй половины XIX века, чье творчество остается недостаточно исследованным. Будучи выходцем из елабужского купечества, Д. И. Стахеев избрал делом своей жизни литературный труд. О том, что талантливый писатель сразу заинтересовал читательскую аудиторию своеобразным взглядом на российскую действительность, свидетельствует представленность его прозы в таких популярных журналах, как «Вестник Европы», «Русский вестник», «Наблюдатель», «Новь» и других. В 1902–1903 годах издается двенадцатитомное собрание сочинений Д. И. Стахеева. В романах писатель реалистично представил разные стороны российской действительности, приближаясь иногда по силе художественных обобщений к лучшим представителям отечественной литературы той эпохи: И. А. Гончарову, И. С. Тургеневу, А. Н. Островскому. В своих произведениях Д. И. Стахеев отдавал предпочтение показу частной жизни, раскрывая при этом духовные первоосновы характера русского человека.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена тем, что одним из значимых направлений современного литературоведения стало возвращение читателю «забытых» русских писателей, которые внесли немалый вклад в духовную копилку национальной культуры. Для полного понимания истории развития литературы необходимо обращаться не только к творчеству классиков, но и писателей «второго» ряда, мало заметных на фоне литературных вершин.

Возвращение имени Д. И. Стахеева в историко-литературный оборот обусловлено тем, что в своих произведениях он пишет о непреходящих ценностях человеческого бытия. На страницах его романов с достаточной полнотой запечатлена духовная жизнь представителей различных сословий России второй половины XIX столетия. Исследуя творчество Д. И. Стахеева, мы обращаемся ко всем двенадцати романам. Целостное изучение романного творчества писателя еще не становилось предметом специального изучения. Между тем, важно выявить круг наиболее значимых проблем, поднятых автором, определить специфику средств типизации и индивидуализации, своеобразие художественных особенностей в его крупных эпических произведениях.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что нами впервые исследуется жанровое и художественное своеобразие романов Д. И. Стахеева. Данная диссертация является фактически первым комплексным научным анализом творчества романиста. Также научная новизна состоит в том, что исследование базируется на материале романных произведений Д. И. Стахеева, не изученных до сегодняшнего дня.

Степень изученности темы. Из дореволюционной литературной критики о жизни и творчестве Д. И. Стахеева нами изучены биографический очерк М. Никольского, критический этюд П. В. Быкова, статьи В. Русакова, очерк И. Гурвича. Начиная с 90-х годов XX века Н. М. Валеев, используя историко-краеведческий материал, публикует монографии «Дмитрий Стахеев. Творческий путь писателя» (1995), «Гармония культур. Избранные труды» (2001). В эти работы вошли анализ ранних рассказов, изучение повестей и двух пьес, комментирование центральных романов. В 2000-х гг. защищен ряд кандидатских диссертаций по творчеству писателя. Так, в работах «Типология раннего творчества Д. И. Стахеева и С. В. Максимова» (2001) С. И. Граховой, «Типология раннего творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина и Д. И. Стахеева» (2005) О. Л. Даниловой исследованы литературные параллели между писателями на материале очерков и рассказов. Г. Н. Хабибулина в своем научном изыскании «Духовная жизнь России в романах Д. И. Стахеева 1870–1890 гг.» (2007) рассматривает культурно-исторические и литературные предпосылки появления стахеевских романов, связь писателя с русской литературой второй половины XIX века и такими ее представителями, как Н. Н. Страхов, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев и другие. Объектом внимания в исследовании становятся два романа Д. И. Стахеева: «Наследники» и «Обновленный храм». Параграфы диссертации, посвященные этим романам, сосредоточены на анализе образной системы. Отдельно в диссертации Г. Н. Хабибулина изучает «женский вопрос» и проблемы эмансипации, связывая их с героинями стахеевских романов 1880-х годов.

Последнее прижизненное издание произведений Д. И. Стахеева было осуществлено в 1902–1903 годах, и только почти через сто лет были опубликованы сборники «Духа не угашайте» (Казань, 1992) и «Благоприобретение» (Елабуга, 1999). Основная часть произведений по-прежнему недоступна широкому читателю, выпадает из поля зрения исследователей русской словесности.

Объектом диссертационной работы является романное творчество Д. И. Стахеева: «Наследники» (1875), «Домашний очаг» (1879), «На закате» (1881), «Законный брак» (1882), «Походы на доходы» (1880–1882), «Избранник сердца» (1883), «Студенты» (1888), «Торжество правосудия» (1889), «Обновленный храм» (1890), «Неугасающий свет» (1893), «Горы золота» (1894), «Духа не угашайте» (1896).

Предмет исследования – типологическое единство и жанровые особенности романов Д. И. Стахеева.

Целью диссертационной работы является целостное исследование жанровой природы романов Д. И. Стахеева, определение их типологической общности, выявление особенностей конфликта и художественного своеобразия.

Задачи диссертационного исследования:

1) выявить жанровую специфику романов Д. И. Стахеева, исследовать их художественное своеобразие в аспекте идейно-художественной целостности;

2) изучить проблемы жанровой типологии романа, обосновать критерии типологии романов;

3) обосновать структурно-типологические особенности художественного конфликта в романах Д. И. Стахеева;

4) выявить идейную направленность романов Д. И. Стахеева;

5) проанализировать формы сюжетного развертывания характеров героев, представить систему образов персонажей;

6) выявить приемы психологизма в романах Д. И. Стахеева;

7) изучить художественное время и пространство в романах Д. И. Стахеева.

В качестве методологической и теоретической базы исследования были использованы труды М. М. Бахтина, Ю. М. Лотмана, Б. А. Грифцова, В. В. Кожинова, Л. Г. Якименко, Г. М. Фридлендера, С. И. Машинского, М. Б. Храпченко, В. Е. Хализева, Л. В. Чернец, В. Г. Одинокова, Н. А. Вердеревской, Д. Е. Тамарченко, Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпы, А. Б. Есина, М. Г. Соколянского, А. Я. Эсалнек, а также работы исследователя творчества писателя Н. М. Валеева.

Сопоставительный анализ романов Д. И. Стахеева является исходным началом диссертационного исследования. В работе были применены принцип целостного анализа художественных произведений, сравнительно-типологический и системный методы исследования. Сравнительно-типологический метод необходим для определения различных связей между романами. Разностороннее сопоставление произведений выявляет специфику их идейно-художественной структуры, устанавливает ту общность, которая характеризует романы как явление конкретного исторического времени в русской литературе.

Раскрывая своеобразие произведений, необходимо не только найти отличия и оригинальность, но и выявить сходство. Жанровое своеобразие романов Д. И. Стахеева мы пытаемся установить посредством определения типа романа. Типологические разновидности романов, по мнению А. Я. Эсалнек, зависят от качественных свойств компонентов. Несмотря на множество работ по научной проблеме жанра и типологии романа, сегодня остается много спорных вопросов, не выработана единая классификация, не существует и терминологического единства. Учитывая разнообразный опыт изучения романа, в целом мы будем опираться на предложенный многими учеными подход, в основе которого лежит понимание конфликта как ведущего признака романа. В диссертации мы придерживаемся точки зрения М. Г. Соколянского, что основу своеобразия жанровых разновидностей романа следует искать в сфере реализации конфликта, которая определяется художественным пространством и художественным временем. В качестве дополнительных признаков он предлагает: во-первых, тип героя и его отношение к сюжетно-ситуативному контексту, во-вторых, отношение повествователя к событийному ряду в произведении.

В нашей диссертации задействованы компоненты (личность, среда, микросреда, пространственно-временные параметры романного текста, психологизм, монологизм, конфликтность), представленные в работах А. Я. Эсалнек для определения конкретного типа романа. Произведения русской классики XIX века (А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского) нами взяты в качестве «меры» для раскрытия сущности их типических признаков, что необходимо для выявления специфики и общности романного творчества Д. И. Стахеева.

Таким образом, попытка представить в настоящей диссертации тип романов Д. И. Стахеева основывается на анализе конфликта и образов героев, отношения повествователя к событийному ряду в произведении, на анализе психологизма, художественного времени и пространства, что в совокупности характеризует жанровое и художественное своеобразие.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

– впервые романное творчество Д. И. Стахеева исследовано целостно на основе единых критериев, которыми явились конфликт, типология персонажей, психологический анализ, пространственно-временные отношения. Такой подход позволил определить типологическую общность романов Д. И. Стахеева, раскрыть их жанровое и художественное своеобразие;

– выявлены характерные типы конфликтов – социальный, семейный, психологический, – которые явлены в сложном синтезе; установлено, что социальный конфликт составляет структурную основу произведения;

– показано, что приоритетная для писателя социально-нравственная проблематика раскрывается на основе изображения жизни «рядовых» представителей таких слоев общества второй половины XIX века, как дворянство, чиновничество, духовенство, купечество, крестьянство;

– доказывается, что важнейшей характеристикой идейного мира и в целом типологической вариации романа, созданной Д. И. Стахеевым, является религиозно-нравственное начало; обеспокоенность состоянием общества и вместе с тем отсутствие в романах социальной сатиры объясняется особенностью мировоззрения писателя, для которого характерны консервативность во взглядах на социальное бытие и вера в человека, берущая истоки в системе христианских ценностей;

– установлено, что характеры героев изображаются в сложном сочетании общечеловеческих, социально-типических и индивидуальных проявлений; героем времени является «рядовой» человек, при любых обстоятельствах сохраняющий в себе лучшие личностные черты;

– предложена типология персонажей романов Д. И. Стахеева;

– определена особенность психологического анализа в романах писателя;

– дана характеристика пространственно-временных отношений в произведениях Д. И. Стахеева.

– показано, что произведения Д. И. Стахеева принадлежат к таким жанровым разновидностям как «социальный» и «нравоописательный» роман с элементами семейного и психологического конфликта; выявлено значение различных художественных средств, способствующих воплощению авторского замысла (оценочных описаний, философских и лирических отступлений, заглавий, эпиграфа, библейских и литературных цитат и др).

Теоретическая значимость работы предполагает применение разработки типологии романов Д. И. Стахеева для изучения в типологическом аспекте романного творчества писателей «второго» ряда. Материалы и результаты работы можно использовать в теоретических, историко-литературных исследованиях по проблемам типологии жанра романа последней трети XIX века.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее основные положения могут быть учтены при изучении литературы второй половины XIX века в процессе преподавания в школе и вузе, при составлении учебных программ и пособий, при чтении общих и специальных курсов, в музейной работе.

Апробация результатов исследования осуществлялась на итоговых научных конференциях ЕГПУ (Елабуга 2008, 2009, 2011), в журнале «Вопросы филологических наук» (Казань, № 1, 2010); на XXXII Зональной конференции литературоведов Поволжья «Анализ и интерпретация художественного произведения» (Астрахань, АГУ, 2010); на научно-практической конференции «Культурологическая интерпретация художественного текста и проблемы литературоведческого анализа» (Комсомольск-на-Амуре, АмГПГУ, 2011); на международной научно-практической конференции IX Ручьевские чтения «Динамика литературного процесса в контексте регионального пространства» (Магнитогорск, МГУ, 2011); в журнале «Вестник Чувашского университета» (Чебоксары, ЧГУ, 2011). Всего по теме диссертации имеется 8 публикаций.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии. Общий объем – 202 страницы, библиография включает 253 наименования.

Похожие диссертации на Жанровое и художественное своеобразие романов Д.И. Стахеева