Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Журнал "Огонек" в контексте переходных эпох : 1905 - 1917 и 1986 - 1991 Есикова, Екатерина Михайловна

Журнал
<
Журнал Журнал Журнал Журнал Журнал
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Есикова, Екатерина Михайловна. Журнал "Огонек" в контексте переходных эпох : 1905 - 1917 и 1986 - 1991 : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Есикова Екатерина Михайловна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2011.- 140 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/112

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. «Огонек» в журналистике дореволюцион ного периода 21

1.1. Система русской печати в 1880-1913 гг. 21

1.2. Типы ведущих общественно-литературных изданий . 25

1.3. Журнал «обычного русского типа». 27

1.4. Тонкий иллюстрированный еженедельник и его роль в журналистике начала XX в. 32

1.5. Формирование сатирического журнала как типа издания . 47

1.6. Место «Огонька» в журналистике дореволюционного периода. 52

ГЛАВА II. Журнал «огонек» - «рупор перестройки» 64

2.1.Политическая и социокультурная ситуация периода перестройки и СМИ. 64

2.2.Формат «Огонька»: традиции и новаторство. 71

2.3. Концепция коммуникативного взаимодействия с читателем . 78

2.4.Трансформация публицистического жанра на страницах перестроечного «Огонька». 87

2.5.Критический дискурс публикаций «Огонька» как главный фактор формирования новой картины мира адресата. 92

2.6. Переосмысление концепции советской истории на страницах перестроечного «Огонька». 99

2.7.Возвращение произведений русской литературы на страницах «Огонька» времен перестройки. 109

Заключение 119

Использованная литература 126

Введение к работе

К двадцатилетнему юбилею перестройки, оказавшей сильнейшее влияние на проблематику, типы дискурсов и коммуникативные стратегии российской журналистики, сами ее создатели пришли к неутешительным выводам: «У наших СМИ нет ощущения того, что своими текстами они формируют массовое общественное сознание»1.

Радикальные изменения в политической, экономической, социальной жизни привели к заметным сдвигам не только в гражданском, но и в языковом сознании. «Перестройка - явление не только политическое, но и культурное, в частности - языковое»2. Формирование современного стиля публицистики происходило медленно, в напряженной борьбе противоположных тенденций, и нет оснований считать, что постсоветская эволюция публицистического стиля полностью завершилась.

Накануне перестройки в 1985 году газета «Московский литератор» пишет, что основная задача советской печати - «формировать морально-политический облик поколений, в основе которого коммунистическая идейность<...> горячее желание беззаветно служить делу дальнейшего совершенствования построенного в нашей стране развитого социалистического общества<..>. Этот лозунг полностью соответствует стилю советской печати и определяет содержание, пафос и стиль изданий перестройки на первом этапе «нового периода», а именно 1986-1987 года.

Креативно-информационная деятельность печатных СМИ эпохи перестройки -это некий тоннель от идеологизированного дискурса советской печати к демократическому, доверительно-свободному, порой чересчур раскрепощенному, дискурсу современных изданий.

Как пишет В.М.Березин, «основное свойство массовой коммуникации состоит в том, чтобы в процессе обсуждения ценностей бытия выявлять в объективной реальности новое (новые знания, новые представления о мире и человеке, новые ценности и их значимость для него) и тиражировать это новое, становящееся социальной информацией, с привлечением к диалогу все новых его участников» . Мы стремились доказать, что журнал «Огонек» периода перестройки и гласности совершенствовал формат издания именно для этой цели.

С 1986 по 1991 гг., в эпоху перестройки, произошел переход от закрытого цензурного режима к гласности. Именно в это время пресса представляла главную оппозиционную силу и важнейший инструмент реформирования устоев советского общества. Во время перестройки отечественные СМИ имели возможность для проявления своей самостоятельности и независимости. Ни одна центральная газета в те годы не была закрыта, и ни один главный редактор не был снят за свою оппозиционность власти. Выражением огромного авторитета прессы были невиданные, гигантские тиражи российских газет (очевидно, они уже никогда не будут подобными): «АиФ» —

'Аннушкин В. Риторика в русском переплете. Электронный ресурс. Код доступа: >.

2 Симон А. А. «Больше демократии - больше социализма»: язык журнальной публицистики периода перестрой
ки // Политическая лингвистика. Выпуск (1)21. Екатеринбург, 2007. - С.47.

3 Березин В. М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. Серия:
Практическая журналистика. - М.:, 2003. С. 12.

33,5 млн. экземпляров, «Комсомольская правда»— 19 млн., «Труд»— 15 млн., «Известия» — 12 млн, «Советская Россия» — 8млн.1

Следует признать, СМИ в то время имели серьезные основания, чтобы именоваться «четвертой властью».

Особенности публицистики переходного периода в диссертации рассмотрены на примере материалов журнала «Огонек» - символического «рупора перестройки».

Читатели писали в редакцию «Огонька»: «С 1949 года выписываем «Огонек». Все журналы храним в целостности и сохранности. По этим подшивкам лучше всякого учебника можно изучать историю страны. Журнал, как зеркало, отразил разные периоды в жизни нашей страны < ...>. Зато сейчас именно по «Огоньку» мы судим о перестройке. Сегодняшнее время гласности мы не представляем без вашего журнала»2.

Действительно, именно «Огонек» в первых рядах советской журналистики этого периода открывал доступ в радикально изменяющийся мир для своего читателя. «Это время незабываемое, время бесконечной веры в журналистов, в журналистику <...>. «Огонек» был знаменит тем, что <...> он заново строил для советского человека историю страны - Сталин, коллективизация, война - читатель все узнавал с совершенно другой стороны, по-новому. Но надо заметить, что эти слои вранья, которые снимал «Огонек» - это были слои вранья, в которых сам «Огонек» в том числе и участвовал»3.

Несправедливо было бы не упомянуть, что вплоть до 1992 года часть материалов «Огонька» сохраняет отпечаток советского дискурса партийной печати4. Но, по сравнению с советской печатью, это иная коммуникативная стратегия: не указание следовать канонам и соблюдать идеологические правила, а, напротив, призыв открыть глаза на вопиющие недостатки реальности и немедленно начать действовать. «Мы что, настолько простодушны, что можем рассчитывать на добровольную капитуляцию ее охранителей <...>. Нависшая над номенклатурой опасность непременно сплотит и озлобит каждого, кто принадлежит к этому клану. Они будут защищать самих себя, своих жен, детей, внуков<...>5. Публикации «Огонька» 1986-1991 гг. унаследовали некоторые дискурсивные практики советской печати. И все же журналисты перестройки явили миру новый для советских СМИ публицистический демократический6 дискурс.

1 Ненашев М. Независимость СМИ: иллюзии и реальность//Журналист, 2008, № 31. - С.12.

2 Письма в редакцию // Огонек, 1986. - №4.- С.2.

3 Лошак В. "Огонек" сильнее журналистов и тиранов. Электронный ресурс. Код доступа:
<>.

4 Т. Ван Дейк рассматривает «событие общения», отмечая возрастающую степень абстрагирования термина:
«Дискурс как социальная формация - наиболее абстрактный смысл понятия Д. - когда оно относится к специ
фическому историческому периоду, социальной общности или к целой культуре. Тогда говорят, например,
"коммунистический дискурс", "буржуазный дискурс" или "организационный дискурс". В этих же случаях - по
аналогии с социологическими понятиями "социальная формация" или "социальный порядок" - говорят "дис
курсивная формация" или "дискурсивный порядок". Как раз в этом смысле мы говорим, например, об идеоло
гическом дискурсе» // Ван Дейк Т. А. К определению дискурса. Электронный документ. Код доступа
<>.

5 Вступление от редакции//«Огонек», 1990, №6. - С.21.

6 Публицистический дискурс понимается нами как совокупность вербальных форм практики организации и
оформления содержания коммуникации на русском языке представителей данной лингвокультурной сообщно-
сти, которая реализуется в сфере массовой информации. Именно этому дискурсу, в котором субъект выполня
ет явную социальную роль - выражает интересы социума, в который он входит, принадлежит в современном

Престиж журналистики как активнейшего участника всех преобразований в стране в это время был очень высок. Как замечает Л.Г.Свитич, «... может быть, эта профессия действительно была всегда, только форма информации менялась и лики информаторов были другими? Может быть, не случайно в Библии сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Космос, живая и неживая природа пронизаны информацией, она как бы разлита в природе. Ученые, сторонники ат-рибутивистской теории информации, считают ее неотъемлемым, существенным свойством <...> Вселенной и полагают, что она постоянно циркулирует в мироздании и человеческом сообществе. Еще древние философы говорили о колоссальной креативной, созидающей силе информации, Логоса, Слова, первоидей, первосмыслов

В журнале «Огонех» в эпоху перемен 1986-1991 сформировалась новая система публицистических форм с доминантой функции воздействия - обусловленной общественно-политическим, социокультурным и читательским запросами, комплекс коммуникативных стратегий достоверного и откровенного общения с аудиторией, направленный на создание демократической, дружеской, имеющей характер «активно-ответного понимания» (ММ.Бахтин) коммуникации.

Вместе с разработкой демократического и критического2 типов публистическо-го дискурса представления материала, личностно-авторским подходом к подаче информации, созданием визуально-вербальной коммуникации, реализованной в перестроечном «Огоньке» и доминирующей в современных СМИ3, опосредованно, как тенденция или ее опровержение, определило вектор развития русской журналистики конца XX - начала XXI века.

Социокультурное значение перестроечного «Огонька», важного явления в развитии русской журналистики, невозможно оценить без историко-теоретического экскурса в период бытования «Огонька» конца XIX - начала XX вв.

В это время предреволюционная Россия нуждалась в обобщающем освещении общественно-политических событий, углубленном анализе происходящего в науке и литературе. Это и дало жизнь новому типу «тонкого иллюстрированного журнала для

мире доминантная роль. «Публицистический дискурс характеризуется максимальной интертекстуальной проницаемостью и изменчивостью, и особый интерес этой дискурсивной формации состоит в том, что в ней знание структурируется как предназначенное для использования знание для современников и как освобожденное от прагматики знание для истории» (Ревзина О. Г. Дискурс и дискурсивные формации // Критика и семиотика. Вып. 8. Новосибирск, 2005. - С.71).

«Дискурс есть коммуникативное событие, происходящее между говорящим, слушающим (наблюдателем и др.) в процессе коммуникативного действия в определенном временном, пространственном и проч. контексте. Это коммуникативное действие может быть речевым, письменным, иметь вербальные и невербальные составляющие». Дискурс как тип общения зависит от коммуникативной ситуации и может быть авторитарным, нейтральным или демократическим. (Ван Дейк Т. А. К определению дискурса. Электронный ресурс. Код доступа <htto://.

1 Свитич Л. Г. Введение в специальность: Профессия: журналист. Учебное пособие/Л. Г. Свитич. — 2-е изд.,
испр. и доп.- М., 2007.

2 Под критическим дискурсом мы понимаем форму более широкого класса дискурсивных практик, которые «не
просто информируют о состояниях или процессах бытия или мышления, но предполагают - в качестве следст
вия коммуникативного события - некоторое ментальное событие (изменение несовершенной картины мира) в
сознании адресата». (Тюпа В. Коммуникативные стратегии теоретического дискурса // Критика и семиотика.
2006. №10.- СЮ.)

3 «Журналистика, если учесть бурный процесс превращения периодических изданий в иллюстрированные, в
определенном смысле давно уже превратилась в фотожурналистику, завладела печатным пространством и за
владевает пространством электронным» (Буряк И.И. ТАСС сообщает. М., 1988,- С.101).

семейного чтения». Характер аудитории, к которой обращался журнал, требовал своего специфического способа изложения и подачи материала: особого оформления текста на странице, наличия иллюстраций, умеренного объема статей при глубине анализа и широте аргументаций.

Дореволюционный «Огонек» стал примером журнала нового формата: редакция и авторы журнала разработали успешные коммуникативные стратегии для широкой аудитории, что и обеспечило более чем столетнюю жизнь «Огонька». «В 1899 году появился журнал, которому суждено было на протяжении целого века выполнять роль единственного еженедельника, который у нас в стране совмещал традиции «Лайфа» и «Тайма», «Пари матч» и «Шпигеля».1 С этим журналом сотрудничали лучшие фотографы, писатели и поэты, репортеры и фельетонисты». Эту точную характеристику «Огонька» как социокультурного явления дали наши современники, сотрудники журнала «Огонек» конца XX - начала XXI вв.2

«Огонек» - «иллюстрированное обобщение общественной и политической жизни, наук и изящных искусств"3, сразу же позиционировавшийся как журнал для семейного чтения, - прошел долгий путь вместе с изменяющейся Россией.

В развитии таких видов визуальной коммуникации, как фотография и фотожурналистика, теоретики выделяют 80-е годы XIX века, явившиеся переходным этапом к массово-коммуникативному фототворчеству.

Образовавшийся союз «фотографии и типографии» породил новое средство визуальной массовой коммуникации - предтечу кино и телевидения4.

Тонкие иллюстрированные еженедельники, и прежде всего любимцы читающей публики «Нива» и «Огонек», в начале XX века стали «переходным звеном» -изданием, в котором сочетались достоинства и газеты и ежемесячного журнала. Еженедельники были оперативнее классического «толстого» журнала, позволяли быстрее откликаться на события - это качество было очень востребованным в бурное время рубежа веков. В то же время еженедельники обладали большим жанровым разнообразием материалов, позволяли добиваться большей аналитичности, чем в ежедневной газете, и публиковать большее количество материалов.

Еще в дореволюционные годы журнал «Огонек» использовал стратегию обратной связи с аудиторией, публиковал обращения и письма читателей и сам обращался к ним с призывами и поздравительными речами. Просветительскую и организационную деятельность по взаимодействию с читателями на современном языке анализа стратегий печатных СМИ можно назвать разработкой системы эффективных коммуникаций на всех уровнях общения «журнал - читатель».

Продуманная разносторонняя деятельность журнала по созданию и развитию современного формата иллюстрированного еженедельника для широкой аудитории, по использованию новых коммуникативных стратегий привлечения и образования читательских масс, формировала активное гражданское сознание. Не удивительно, что журнал такого формата, как «Огонек» 1986-1991- стал «рупором перестройки».

1 Сайт журнала «Огонек». Электронный ресурс. Код доступа: < >.

2 Там же.

3 Редакционная статья // Огонек, № 1 (приложения к «Биржевым ведомостям»). -1899.- С.1.

4 Визуальный ряд становится в «Огоньке» «элементом текстообразования. Уровень интегрированности всех
изобразительных средств, равно как и других знаковых образований, в единое текстуальное пространство пе
чатных изданий весьма высок». (Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия // Серия:
Практическая журналистика. - М., 2003. - С. 189.)

Актуальность изучения старейшего русского журнала «Огонек» в контексте переходных эпох (1905-1917 и 1986-1991) обусловлена целым рядом факторов.

Формирование гражданского общества является важнейшей проблемой для современной России. Социокультурный опыт периода перестройки и гласности - времени коренных перемен в обществе, затронувших все сферы жизни (экономику, политику, культуру, общественное сознание), реализованный в журнале «Огонек», может стать полезным примером для современных СМИ. Такой же важный опыт сосредоточен в журнале «Огонек» Х1Х-начала XX веков. Журналистика переходного периода играет особенную роль как для попытки формирования гражданского общества и новых государственных институтов, так и в общеисторическом контексте перехода от моностилистической, не имеющей возможности варьироваться структуры, к полистилистической, предполагающей существование в государстве и социуме большого диапазона позиций1. Периоды русских революций 1905-1917 и эпоха перестройки (1986-1991) являются переходными2.

Освещая перемены в государстве, СМИ становятся участниками этих перемен. Изменяя порядки и нравы, «информаторы» меняются сами.

Особый интерес исследователей - филологов, историков, политологов, социологов, - вызывают перемены, произошедшие в умонастроениях людей, в их отношении к жизни, к политике, к историческому прошлому и культуре. Публикация материалов, принципиально новых по содержанию и форме, - ранее закрытых от СМИ и адресата по идеологическим причинам, соответствующих по жанру и стилю не пропагандистским канонам, а интересу читателя, в массовой печати сыграла важную роль в изменении политических и мировоззренческих взглядов советских людей . Газеты «Правда», «Известия», «Литературная газета», «Советская Россия», «Советская культура» и др., еженедельные и ежемесячные общественно-политические и литературно-художественные журналы, программы радио и телевидения стали важнейшими средствами распространения новых сведений, фактов и оценок событий и деятелей советской истории, формирования на этой основе сдвига в общественном сознании в сторону критики, а затем и отрицания советского прошлого, реформирования социализма. Разумеется, эта преобладающая тенденция в ситуации гласности не была единственной4.

Важное место среди печатных изданий перестроечного периода занял журнал «Огонек» - иллюстрированный литературно-художественный и общественно-политический еженедельник, выходивший миллионными тиражами и пользовавшийся огромной популярностью. Анализ формата этого издания - структуры медиапро-дукта как совокупности параметров, составляющих контент и определяющих особен-

1 Ионин Л. Г. Культура на переломе // Социологические исследования. -1995. № 2. - С. 43.

2 Переходные периоды рассматриваются нами как отрезки времени, в течение которых социально - экономиче
ская структура страны входит в новое качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами, кото
рые обусловлены изменением всех структур государства и социума. Эта междисциплинарная проблема уже
более 10 лет вызывает интерес отечественных и зарубежных ученых (М. Бэравуа, Я. Джефриз, Ф. Фукуяма).

3 См.: Заславский И. Архипелаг демократии. Прошу слова // Огонек, № 26. - 1990; Залыгин С. Поворот // Зави
сит от нас. Перестройка в зеркале прессы. — М, 1988; Костиков В. Воля к власти и воля к культуре. Из истории
современности // Огонек, №50. - 1990; Орлов Б. Дикий социализм //Огонек, №36. -1990; Приставиш А. Убить
мерзость личного «я». Свободная трибуна. //Огонек, № 13.-1991.

4 Яковлев А. Н. Принципы перестройки: революционность мышления и действий // Правда, 5 апреля, 1988.

ности его подачи - дает ценнейший материал для понимания взаимовлияния общественно-политической жизни и СМИ, изучения таких проблем, как механизмы изменений в содержании научного знания и воздействие его на общественное сознание, формирования новых представлений о прошлом, о роли в историческом процессе публикаций массовой печати и их влияния на мифологизацию исторического сознания. Как пишет исследователь исторического сознания в русской литературе и философии ЛА.Трубина, «время, движение, развитие по-разному трактуются в разных историко-философских системах. В силу этого историческое сознание несводимо к одной, даже господствующей в тот или иной период, историософской концепции»2. Так, в материалах «Огонька» 1986-1991 гг. прослеживается идея «возврата в цивилизацию» и отказа от недемократического строя (и монархического, и тоталитарного).

Эмпирическая база для решения поставленных в диссертации исследовательских задач представлена материалами журнала «Огонек» (за 1905-1917 и 1986-1991 -полные годовые подшивки; в другие периоды - выборочно, в зависимости от поставленных научных задач). Контекстом являются: русская журнальная периодика XVHI - начала XX веков (особое внимание уделяется тонким иллюстрированным еженедельникам: «Нива», «Вокруг света», «Вестник самообразования», «Обозрение искусства и литературы»; газеты и журналы периода перестройки (в частности газеты «Правда», «Известия», «Литературная газета»; журналы «Радио», «Левша», «Наука и жизнь») структурно сложным комплексом: общественно - публицистические, научно-исследовательские и популярные статьи, очерки, обзоры; интервью и беседы, архивные документы, воспоминания; заметки, письма, и др. Ко второй группе могут быть отнесены постоянные рубрики журнала, в том числе и для коммуникации с читателем. Третья группа - визуальные и вербально-визуальные материалы: обложки, иллюстрации, живописные репродукции, карикатуры, русские «комиксы»3, реклама. В диссертации исследуются характерные черты, присущие специфике подачи журналистского материала в контексте исторических перестроечных процессов и всего исторического опыта российской журналистики. Ключевым тематическим направлением, выделяемым в рамках этой проблемы, является специфика проявления коммуникативного взаимодействия автора материала и реципиента в разные исторические эпохи.

Объектом исследования является бытование журнала «Огонек» в дореволюционный и перестроечный периоды.

Предметом изучения является общественно-публицистическая и информационно-развлекательная деятельность журнала «Огонек» дореволюционного и перестроечного периодов. В центре исследования - журнал «Огонек» в системе русской печати в 1880-1913 гг., специфика форматов ведущих общественно-литературных изданий: журнал «обычного русского типа», тонкий иллюстрированный еженедельник и его роль в формировании новых коммуникативных стратегий и тактик в журна-

1 Методический семинар «Динамика развития форматов и жанров в современных СМИ». МГУ имени М.В. Ло
моносова, 20 мая 2009. Среди выступавших: проф. Вартанова Е.Л., проф. Засурский Я.Н., проф. Солганик ГЛ.,
проф. Пронин Е. И., проф. Тертычный А.А., доц. Лащук О. Р и другие участники международного методологи
ческого семинара. См.: Лащук О. Р. Формат СМИ: определение термина; Солганик ТЯ. Общие замечания о
формате и жанре. Электронный источник. Код доступа: .

2 Трубина Л.А. Русский человек на сквозняке истории: Историческое сознание в русской литературе первой
трети XX века. Типология. Поэтика. - М.: Прометей,1999. - С.14.

3 См.: Как союз темных личностей законы России из типографии похитили. История-шарж // Огонек, №3. -
1910, с. 3; Злоключения кометы Галлея в Санкт-Петербурге. История-шарж // Огонек, № 20, - 1910,с.2 и др.

листике начала XX в., а также традиция и новаторство в формате «Огонька» - «рупора перестройки» в контексте политической и социокультурной ситуации СМИ периода 1986-1991 гг. и концепция коммуникативного взаимодействия с читателем, критический дискурс публикаций «Огонька» как главный фактор формирования новой картины мира адресата, переосмысление концепции советской истории и возвращение произведений русской литературы на страницах «Огонька» времен перестройки.

Цель и задачи исследования. Цель работы — на основе комплексного анализа эволюции публицистического дискурса и коммуникативных стратегий1 журнала «Огонек» за 1889-1991 гг. охарактеризовать преемственность в отборе общественного, культурного и научного материалов, а также коммуникативных стратегий и тактик, форм подачи материала, главных типов публицистического дискурса, доминирующего значения визуально-вербальной коммуникации, выяснить приемы взаимодействия журнала, власти и общества,

Эта цель осуществляется решением следующих задач:

  1. Раскрыть на основе проблемно-тематического, дискурсного, кросс-культурного анализа специфику, близость и эволюцию формата «Огонька» в контексте журналистики большой исторической эпохи.

  2. Рассмотреть, как проблемно-содержательная составляющая журнала «Огонек» утверждалась в условиях трансформирующегося публицистического дискурса - от пропагандистских коммуникативных тактик Советского Союза до современного демократического языка прессы.

  3. На основе сравнительного освещения форматов журнала поставить вопрос о том, как продуманные коммуникативные стратегии актуализируют проблему, выдвигая новые вопросы государству и обществу, тем самым стимулируют активизацию гражданского сознания, научные разработки; как трактовка происходящего определяет выбор дискурсных практик, создание новых рубрик и ракурс освещения прошлого в популярном массовом журнале «для всех».

  4. Охарактеризовать в диахроническом анализе невербальные тактики подачи материала и оценить их современные возможности.

  5. Продемонстрировать «новое открытие» основных составляющих форматов дореволюционного и перестроечного «Огонька».

Методология и методика диссертационного исследования. Массив текстов журнала «Огонек», который раньше изучался в хроникально-описательном аспекте, в нашей работе проанализирован с позиций общей теории коммуникации. Методология коммуникативной репрезентации журналистского текста, предложенная как дополнение к общепринятому освещению историко-журналистского материала, дает возможность в полном объеме рассмотреть экстралингвистическое "бытие" публицистического дискурса, расшифровать не только поверхностные, но и имплицитно выраженные значения.3

1 Коммуникативные стратегии понимаются нами как разработанные сообразно содержательной цели правила,
«ресурсы и последовательность коммуникативных действий, которой придерживается участник коммуника
ции.». (См.: Доцюк С. Коммуникативные стратегии моделируемых коммуникаций. Тезисы научного доклада.
Электронный ресурс. Код доступа: <>1.

2 «Кросс-культурный анализ - вид сравнительного исследования, объектом и предметом которого выступает
культура» (Кравченко А.И. Культурология: Словарь. - М., 2000. - С. 265).

3 См.: Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. - М, -2003; Яковлев И. Ключи к об
щению. Основы теории коммуникаций. - СПб., - 2006; Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуника-

Идентифицирован ряд жанрообразующих факторов публицистики, а также выявлены метатекстовые элементы, которые являются предпосылкой удовлетворительного хода процесса коммуникации. Публикации указанного периода рассмотрены в контексте примененных соответствующих дискурсных инструментов. Также важнейшим для нашей работы методом является контент-анализ, как систематический подход к изучению большого массива прессы, на основе выявления повторяющихся содержательных, структурных, жанровых и гипертекстовых реалий.

Теоретико-методологической основой для исследования истории журналистики и общественно-политической рецепции периода перестройки и гласности послужили материалы исследований политологов, социологов и истории массовой коммуникации .

Также нами были проанализированы немногочисленные труды о самом журнале «Огонек»2,

Принципы жанрово-типологического подхода к истории и теоретической рецепции формировались с опорой на труды Бабаева Э.Г, Дридзе Т.М., Есина Б.И., Прохорова Е.П., Тертычного А.А., Швецовой Л.К. и других ученых.

Концепции феномена визуально-вербальной коммуникации Березина В.М., Вартанова А.С., Михалкович В.И. и др. стали основанием исследования этого явления в нашей работе.

Философские, этико-психологические, лингвистические и семиотические аспекты журналистского текста рассматривались на базе трудов Бахтина М.М., Барта Р., Вежбицкой А. , Кассирера Э., Лотмана Ю.М., Прохорова Е.П., Славиной В.А., Свитич Л.Г.

Научная новизна работы обусловлена сопоставительным анализом форматов тонкого иллюстрированного еженедельника для семейного чтения «Огонек» в дореволюционный и перестроечный периоды в общественно-политическом и историко-культурном контекстах (осуществлено впервые); применением для этого современ-

ция М., 2000; Основы теории коммуникаций. Под ред. проф. М.А. Василика. - М- 2006; Дейк Т.А. Ван. Язык, познание, коммуникация. Благовещенск, - 2000; Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.- 1999; Выгон Н.С. Общая теория коммуникации: теория дискурса Курс лекций (в рукописи); Analyzing Media: Communication Technologies as Symbolic and Cognitive Systems / James W.Chesebro; Terry Haute; Dale A. Bertelsen. Guilford Press, -1996; Berho R.M., Wolvin A.D., Wol-vin O.R. Communicating. B. - 1992; Littlejohn S.W. Theories of Human Communication.- N.Y.,-1999; Fishe Y. Introduction to Communication Studies. - L.,-1990.

1 Красильников Д.Г. Власть и политические партии в переходные периоды отечественной истории (1917-1918; 1985-1993)- опыт сравнительного анализа. - Пермь, 1998; Лацис О. Р. Реплика // Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития / Под ред. Л. А. Арутюняна, Т. И. Заславской. - М., 1994. Залыгин С. Поворот // Зависит от нас. Перестройка в зеркале прессы. — М, 1988; Лысакова И.П. Пресса перестройки. - Спб., 1993; Грачёв А. Зачем нужна была гласность // Судьбы гласности: материалы научно-практической конференции «Судьбы гласности (1986-2001), опыт ее защиты,1991-2001». Фонд защиты гласности / Состав. Снежкина Е.Б. -М.,2001; Пришипы перестройки: революционность мышления и действий //Правда, 1988,6 апреля, №9; Мицкевич Э Средства массовой информации в период перестройки // Социологические исследования. 1990. № 11; Елисеева Н В.Крушение тоталитарной системы в СССР. От Советского Союза к Российской Федерации: 1985 -2001: Учебное пособие для поступающих в РГГУ. Ч. 2. М., 2002; Чередниченко Г. Россия 1990-х в слоганах, рейтингах, имиджах: Актуальный лексикон истории культуры. - М., 1999.

' Бурмистров П., Веселов А. Перестройка 2.0 // «Русский репортер», №18. - СП; Белая Г., Скороходов Г. Журналы «Красная Нива», «Прожектор»; «Огонек» в кн.: Очерки истории русской советской журналистики. 1917— 1932 т 1 М 1966- Гордина Е. Д. Проблемы отечественной истории на страницах массового журнала «Огонек» 1987-1991 гг.'Тематический анализ. Дис.... канд. ист. наук, 2004; Сундуков А.С. «Редиэайн журнала Огонек» // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. - 2010, №1.

ных методик исследования в сочетании с традиционными, а также решением на основе проведенных исследований проблемы истории журналистики: как дореволюционный массовый тонкий иллюстрированный журнал, принявший все правила советского пропагандистского дискурса, стал «рупором перестройки» (осуществлено впервые).

Публикации «Огонька» проанализированы в общем историческом и культурологическом аспекте как единый источниковый комплекс, ценный для исследования форм влияния на общественное сознание в переломные периоды истории. Публикации «Огонька» переходного периода 1986-1991 гг проанализированы нами не только в контексте событий и реалий перестройки, но и в контексте всей истории бытования журнала со времени его основания до трансформации формата издания в наши дни (осуществлено впервые).

Положения, выдвигаемые на защиту:

  1. Журнал «Огонек» в период с 1905 по 1917 гг. обладал продуманной коммуникативной стратегией деятельности по созданию и развитию современного формата иллюстрированного еженедельника для широкой аудитории, использованию новых форм по привлечению и образованию читательских масс, естественно выходящей на формирование гражданского сознания. Не удивительно, что «Огонек» - журнал такого формата со столетней историей - стал «рупором перестройки».

  2. В период перестройки и гласности в «Огоньке» впервые политическая коммуникация - процесс передачи политической информации, благодаря которому она циркулирует от одной части политической системы к другой и к социуму - включает в свою структуру три равно заинтересованных, объединенных общим целеполаганием коммуниканта; власть - СМИ - общество.

  3. Истоки современной демократической коммуникации лежат в деятельности СМИ периода перестройки и гласности, и в значительной мере - журнала «Огонек: именно в этот период возникают объективные условия для информационной открытости органов государственной власти, их реальная потребность в поддержании политики перестройки при помощи важнейшего института - СМИ.

  4. Коммуникативные стратегии перестроечного «Огонька» реализовались как совокупность запланированных коммуникативных тактик, осуществляемых в процессе достижения цели издания - активной демократической коммуникации, связанной с важными общественно-политическими процессами в стране (публицистический и критический дискурсы; высказывания с имплицитной семантикой на логическом, языковом и прагматическом уровнях; постоянные рубрики, напоминающие демократические слоганы - «Поверх барьеров», «На грани», «Позиция», «Окно надежды», «Свободная трибуна», «Прошу слова», «Что происходит с нашей культурой»).

  5. Деятельность дореволюционного «Огонька» по взаимодействию с читателями на современном языке анализа стратегий печатных СМИ можно назвать разработкой системы эффективных коммуникаций на всех уровнях общения «журнал —читатель».

  6. Эта система успешно реализовалась в советский период до 1985 г; перестроечным «Огоньком» она была использована для решения общественно-политических и информационно - креативных задач массового журнала переходного периода (выбор целевой аудитории; создание формата семейного журнала в соответствии с читательскими запросами и редакционным курсом на повышение гражданского сознания и социокультурного уровня читателя; выпуск многопрофильных приложений, продол-

жающий издательскую политику образования читателя; использование разных форм обратной связи).

7. Перестроечный «Огонек» продемонстрировал продуктивное и многоаспектное использование визуальной коммуникации, усовершенствовавшее современный иллюстративный дискурс в российской журналистике, показавозможности сложившего в дореволюционном «Огоньке» вербально-визуального формата как средства формирования массовых общественно-политических настроений и нравственно-этических взглядов в решении проблем формирующегося демократического социума.

Теоретическая значимость. В диссертационной работе также нашел отражение опыт работы автора в сфере печатной журналистики и преподавания в высшей школе. Материалы диссертации могут быть использованы в практике преподавания журналистики в рамках учебного курса. Особенность диссертационного исследования состоит в разработке комплексного подхода к проблеме историко-теоретического аспекта изучения материала в больших временных и текстовых контекстах для определения того, что влияет на сохранение концептуальных составляющих журнальных форматов при трансформации более зависимых от социальной ситуации.

Практическая значимость и внедрение результатов исследования, а также его перспективность определяются нахождением России и ее журналистики в новом переходном периоде, который определяется транзитологами как весьма серьезный в силу российских и глобальных условий.

Материалы диссертации могут быть использованы в практике преподавания учебных курсов теории и истории журналистики, для чтения спецкурсов; контент и формат диссертации позволяют легко трансформировать ее разделы в элективные модули с мультимедийным сопровождением.

Апробация работы. Материалы диссертации были представлены на межвузовских научных конференциях в МПГУ (2008-2011 гг.), в МГУ имени М.В. Ломоносова, а также на конференции в МГОУ (2011 г.).

Структура диссертации обусловлена темой, выбранным аспектом и предметом исследования. Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, и списка литературы (названий).

Типы ведущих общественно-литературных изданий

Научная новизна работы обусловлена сопоставительным анализом форматов тонкого иллюстрированного еженедельника для семейного чтения «Огонек» в дореволюционный и перестроечный период в общественно-политическом и историко-культурном контекстах (осуществлено впервые); применением для этого современных методик исследования в сочетании с традиционными, и решением на основе проведенных исследований проблемы: как дореволюционный массовый тонкий иллюстрированный журнал, принимавший все правила советского пропагандистского дискурса, стал «рупором перестройки» (осуществлено впервые).

Публикации «Огонька» проанализированы в общем историческом и культорологическом аспекте как единый источниковый комплекс, ценный для исследования сложной проблемы - форм влияния на общественное сознание в переломные периоды истории. Публикации «Огонька» переходного периода 1986-1991 гг проанализированы нами не только в контексте событий и реалий перестройки, но и в контексте всей истории бытования журнала со времени его основания до трансформации формата издания в наши дни (осуществлено впервые).

Эмпирическая база исследования представлена следующими Bertelsen. Guilford Press, - 1996; Berho R.M., Wolvin A.D., Wolvin O.R. Communicating. B. -1992; Littlejohn S.W. Theories of Human Communication.- N.Y.,-1999; Fishe Y. Introduction to Communication Studies.-L.,- 1990. группами источников. В первую и основополагающую группу входят непосредственно материалы журнала «Огонек» с 1889 по 2010 гг. Это текстовая база для решения поставленных в диссертации исследовательских задач. Структурно это сложный источник: публицистические и научно-исследовательские статьи, интервью и беседы, архивные документы, фотоматериалы, воспоминания, заметки, письма, очерки и др. Ко второй группе могут быть отнесены статьи и монографии по перестройке и ее социально-общественным аспектам. Третья группа источников представлена статьями и монографиями о самом журнале «Огонек».

Положения, выдвигаемые на защиту: Журнал «Огонек» в период с 1905 по 1917 гг. обладал продуманной коммуникативной стратегией деятельности по созданию и развитию современного формата иллюстрированного еженедельника для широкой аудитории, использованию новых форм по привлечению и образованию читательских масс, естественно выходящей на формирование гражданского сознания. Не удивительно, что «Огонек» -журнал такого формата со столетней историей - стал «рупором перестройки».

В период перестройки и гласности в «Огоньке» впервые политическая коммуникация - процесс передачи политической информации, благодаря которому она циркулирует от одной части политической системы к другой и к социуму - включает в свою структуру три равно заинтересованных, объединенных общим целеполаганием коммуниканта: власть - СМИ - общество.

Истоки современной демократической коммуникации лежат в деятельности СМИ периода перестройки и гласности, и в значительной мере - журнала «Огонек: именно в этот период возникают объективные условия для информационной открытости органов государственной власти, их реальная потребность в поддержании политики перестройки при помощи важнейшего института - СМИ.

Коммуникативные стратегии перестроечного «Огонька» реализовались как совокупность запланированных коммуникативных тактик, осуществляемых в процессе достижения цели издания -активной демократической коммуникации, связанной с важными общественно-политическими процессами в стране (публицистический и критический дискурсы; высказывания с имплицитной семантикой на логическом, языковом и прагматическом уровнях; постоянные рубрики, напоминающие демократические слоганы - «Поверх барьеров», «На грани», «Позиция», «Окно надежды», «Свободная трибуна», «Прошу слова», «Что происходит с нашей культурой»).

Деятельность дореволюционного «Огонька» по взаимодействию с читателями на современном языке анализа стратегий печатных СМИ можно назвать разработкой системы эффективных коммуникаций на всех уровнях общения «журнал - читатель».

Эта система успешно реализовалась в советский период до 1985 г.; перестроечным «Огоньком» она была использована для решения общественно-политических и информационно - креативных задач массового журнала переходного периода (выбор целевой аудитории; создание формата семейного журнала в соответствии с читательскими запросами и редакционным курсом на повышение гражданского сознания и социокультурного уровня читателя; выпуск многопрофильных приложений, продолжающий издательскую политику образования читателя; использование разных форм обратной связи).

Перестроечный «Огонек» продемонстрировал продуктивное и многоаспектное использование визуальной коммуникации, усовершенствовавшее современный иллюстративный дискурс в российской журналистике, показав возможности сложившегося в дореволюционном «Огоньке» вербально-визуального формата как средства формирования массовых общественно-политических настроений и нравственно-этических взглядов в решении проблем формирующегося демократического социума.

Материалы диссертации могут быть использованы в практике преподавания учебных курсов теории и истории журналистики, для чтения спецкурсов; контент и формат диссертации позволяют легко трансформировать ее разделы в элективные модули с мультимедийным сопровождением.

Апробация работы. Материалы диссертации были представлены на межвузовских научных конференциях в Mill У (2008-2011 гг.), в МГУ имени М.В. Ломоносова, а также на конференции в МГОУ (2011 г.). Содержание диссертации отражено в следующих научных публикациях: 1. Есикова Е.М. Стиль публикаций журнала «Огонек» в эпоху перестройки: между советским и демократическим дискурсами // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Литературоведение, журналистика.- 2011. - № 2.- С. 84-90. - 0,4 п.л. 2. Есикова Е.М. Возвращение русской литературы (публикации журнала «Огонек» в годы перестройки) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Русская филология». - 2011. -№5. - С.134-137. - 0,3 п.л. 3. Есикова Е.М. Журнал «Огонек» и читатель: концепция коммуникативного воздействия в годы Перестройки // Журналист: социальные коммуникации, периодическое научное издание -2011. - № 3.-С. 134-137.-0,3 п.л.

Формирование сатирического журнала как типа издания

В начале XX века предреволюционная Россия нуждалась в обобщающем освещении событий, углубленном анализе происходящего в науке и литературе. Эта потребность в особой роли издания дала жизнь новому типу журнала с особыми характеристиками публикуемых материалов. Характер аудитории, к которой обращается журнал, требовал своего специфического способа изложения и подачи материала: особого оформления текста на странице, наличия иллюстраций, умеренного объема статей при глубине анализа и широте аргументаций.

На первый план выходят жанры, компактные по объему, насыщенные злободневной информацией. Появляется тонкая сатира и ирония при подаче того или иного материала.

Журнал «Огонек» стал ярким примером источника материалов нового формата. « В 1899 году появился журнал, которому суждено было на протяжении целого века выполнять роль единственного еженедельника, который у нас в стране совмещал традиции «Лайфа» и «Тайма», «Пари матч» и «Шпигеля». С этим журналом сотрудничали лучшие фотографы, писатели и поэты, репортеры и фельетонисты».

Эту точную характеристику «Огонька» как социокультурного явления дали наши современники, сотрудники журнала «Огонек» конца XX - начала XXI вв56. Как свидетельствуют письма читателей, подшивки «Огонька» бережно сохранялись в семьях. Статьи в «Огоньке» пересказывались, обсуждались, были весомым аргументом в спорах. Репродукции первого в России иллюстрированного журнала

«Огонек» - иллюстрированное обобщение общественной и политической жизни, наук и изящных искусств"58, сразу же позиционировавшийся как журнал для семейного чтения, - прошел долгий путь вместе с изменяющейся Россией.

Первый номер журнала "Огонек" вышел в свет в 1879 году. Просуществовав всего четыре года, журнал впервые был закрыт во время реформ в 1883 году, возобновлён в декабре 1899 как приложение к «Биржевым ведомостям» издателя В. Проппера.

Научно-технический прогресс и демократизация российской аудитории также оказали свое влияние на систему журнальной периодики России. С одной стороны, развитие фотографии привело к тому, что в конце XIX - начале XX века фотоиллюстрации появляются на страницах многих журналов, и это привлекало внимание малообразованной аудитории, которые не готовы были к восприятию «серьезных», аналитических материалов. Визуальная составляющая оказалась путем к расширению читательских масс, которых привлекали яркие иллюстрации.

Как пишет исследователь визуальной стратегии в массовой коммуникации в ее информационном и этико-эстетическом аспектах В. М. Березин, русские фоторепортеры сочетали в своих лучших произведениях и мысль, и эмоции. Новизна события и факта попадала в кадр не в силу лишь своей абсолютной самодостаточности, а благодаря аналитическому подходу репортера к реальности, улавливанию силовых векторов времени, эмоциональному переживанию события, которое влекло за собой и соответствующую форму отображения и выражения

Вступление от редакции // Огонек, № 1 (приложения к «Биржевым ведомостям»). - 1899. С. 2. духа эпохи. По словам А. Картье-Брессона, поднося аппарат к глазу, фотограф интуитивно сосредотачивает на одной линии глаз, мысль и сердце. Именно эта доля секунды является для фотографа единственным моментом созидания59.

По мнению ученого, история фотожурнализма показывает, как важен эмоциональный потенциал фотоснимка, или, употребляя выражение М. Бахтина, его «эмоционально-волевой тон». Расчетливо выбранные тема, объект, ракурс, точка съемки и план кадра не помогут достичь ожидаемого эффекта воздействия на зрителя, если не озарены идеей любви. В развитии таких видов визуальной коммуникации, как фотография и фотожурналистика, теоретики особо выделяют в истории фотографии 80-е годы XIX века, явившиеся переходным этапом к массово-коммуникативному фототворчеству.

Сама идея репортерского снимка и творчества, идея моментального «схватывания» состояния мира и социума, «остановки» и распечатки события, не имела до этого массового воплощения. Причиной тому были недостаточные для оперативной документалистики, а. тем более - фотожурналистики - совершенство техники съемок, технология химических процессов, фотографической и типографской печати. Образовавшийся союз «фотографии и типографии» породил новое средство визуальной массовой коммуникации - предтечу кино и телевидения60.

Количество иллюстрированных журналов возросло в 5-6 раз, при этом издавались иллюстрированные юмористические («Осколки», «Стрекоза»), религиозные («Русский паломник»), литературно-художественные («Россия», «Север») журналы.

Подзаголовок «Огонька» определил формат журнала на многие десятилетия вперёд: "Иллюстрированное обобщение общественной и

Фотография была основополагающим компонентом с самого первого номера журнала. Большая часть материала подавалась как пояснение- к фотоматериалам. Например, событие перевезения тела «Его Императорского Высочества почившего Великого князя Михаила Николаевича из города Канна, во Франции, в Россию» в 1910 году было описано в виде фотоподборки. События того же года - наводнение во Франции и Первый всероссийский съезд в Петербурге по борьбе с пьянством - также показаны практически с использованием одних только фотографий. В данном случае справедливо говорить о зарождении на страницах дореволюционного «Огонька» жанра фотохроники, фо юрепортажа.

В начале века "Огонек" выходил на восьми страницах в одну восьмую печатного листа. С 1902 года "Огонек" стал отдельным популярным журналом с тиражом в 120 тысяч экземпляров. Объем оставался прежним - 8 листов.

Примыкание к «Биржевым новостям» еще долго определяло содержание материалов. На первой странице традиционно печатались фотографии членов Государственной Думы с краткими характеристиками их должностей.

Одновременно в журнале печатаются сатирические очерки. Показателен написанный почти лубочным языком очерк-сказ «об архимандрите, ставшем епископом, и о бомбе»: «В духовном училище был инспектором архимандрит, впоследствии сделавшийся епископом и обнаруживший такие политические взгляды, что за это ему не раз влетало от высшего начальства.

Концепция коммуникативного взаимодействия с читателем

Эта функция пропаганды нового образа жизни, новой политики партии, процессов демократизации и либерализации не мыслилась СМИ без задачи глубокого анализа и оперативного представления общественности негативных явлений, имеющих место на разных уровнях социальной структуры.

Наиважнейшей задачей гласности должна быть «консолидация всех общественных сил вокруг идей и принципов перестройки» .

Основными принципами гласности названы: «неотъемлемое право каждого гражданина на получение по любому вопросу общественной жизни полной и достоверной информации, не составляющей государственной и военной тайны; право на открытое и свободное обсуждение любого общественно значимого вопроса» .

В рецепции власти политика гласности утвердила право на получение гражданами достоверной информации путём получения обществом сведений из разных источников, и считается недопустимым сдерживание критических выступлений прессы, как и опубликование необъективной информации, задевающей честь и достоинство гражданина.

Тезис конференции 1988 г. de jure возвращал свободу слова в советское государство. Создаётся основа для возникновения информации и коммуникации современного типа, когда различные СМИ могут высказывать различные точки зрения по одному и тому же вопросу в поисках истины. Генеральный секретарь ЦК КПСС

СМИ в период перестройки выступают во многом как самостоятельный институт, от которого власть в лице партии находится в большой зависимости. У власти возникает реальная потребность контакта с обществом, с советскими гражданами, без поддержки которых намечаемая политика перестройки обречена на провал. СМИ, по мнению М.С. Горбачёва, «должны активно участвовать в процессе перестройки, всемерно способствовать обсуждению всех проблем, которыми живёт сейчас общество, причем не на потребу и вкусовщину каких-то сил, а в интересах народа, страны»77.

Появляется реальная возможность существования независимой прессы, имеющей право самостоятельно выбирать тему для обсуждения, вскрывать сложности и трудности экономического и политического развития страны. Иными словами, власть в лице партийных органов дала свободу действий СМИ в процессе освещения политики перестройки, выдвигая лишь формальные ограничения. Подобное решение привело к появлению массы различного рода статей, расследований, отзывов читателей и прочих материалов о перестройке.

Информационным поводом становилось всё: от раскрытия тайных страниц нашей истории до прямого обвинения чиновничества в бюрократизме и взяточничестве. Под информационным поводом мы понимаем событие, которое может заинтересовать публику -читателей, зрителей или слушателей. Его признаки: в событии должен быть главный (положительный) герой, позволяющий публике идентифицировать себя с ним; событие должно однозначно пониматься публикой; событие должно быть максимально согласованным с самыми

Горбачёв М.С. На переломном этапе перестройки: выступление М.С. Горбачёва на встрече в ЦК КПСС с руководителями СМИ. 29 марта 1989 г. - М., Политиздат, 1989 г.- С. 14. упоминаемыми гемами новостей. При определенных условиях информационный повод позволяет создать информационное сообщение (новость).

Более подробно это понятие разработано Н. Фэаклоу как коммуникативное событие - элемент, конституирующий массовую коммуникацию: масс-коммуникационные технологии позволяют создавать и воспроизводить коь М) никативное событие (текст), причем время и место его актуализации определяется СМИ; политическая составляющая коммуникативного события предполагает наличие в нем экономическая составляющая коммуникативного события определяется функционированием текстов СМИ в качестве культурного товара; коммуникативное событие, как правило, характеризуется фрагментарностью, незавершенностью и неопределенностью и тем самым репрезентирует параметры реального события, что не всегда дает однозначное поьііліание природы репрезентируемого события78.

Политика г.і?:чости позволила журналистам и всем гражданам свободно высказываться на страницах газет и журналов о прошлом нашего государства, о насущных проблемах, о назревших необходимых переменах.

Проведенный анализ позволяет утверждать, что наиболее распространёнными информационными поводами в этот период были: материалы, публикуемые в прессе, о тайнах советского государства, о репрессиях и беззаконии, творившихся в сталинский период.

Подобные материалы были сродни волне «оттепели» при Хрущёве. Но журналисты периода перестройки, благодаря частичному открытию госудзрсчренных архивов и более высокому уровню гражданского ее знания, в своих аналитических расследованиях приходили к раскрытию идеологических механизмов — основ сталинской кровавой рулетки.

В журнал о «О оиёк», самом популярном издании 80-х г., в 1988-1989 гг. велась специальная рубрика «Азбука гласности», где и приводились материалы из истории нашей родины.

Кроме юге, политика гласности сама стала важнейшим информационным ободом. Журнал «Огонёк» опубликовал серию статей, посвящёмчь.х реализации гласности в рамках перестройки, поднимал насущные вопросы о свободе слова, об альтернативном телевидении, о необходимости защиты и поддержки гласности, о фактах притеснения свободи слова.

Переосмысление концепции советской истории на страницах перестроечного «Огонька».

Критическое суждение воздействует информативно и эмотивно, поддерживает и направляет внимание читателя, формирует его намерения и действия, ориентируя на ту или иную жизненную ценность, корректируя выбор. Поэтому критический дискурс анализируется нами с позиции производимых им идеологических эффектов: он называет конкретные социальные проблемы, направлен не только к читательской аудитории «угнетенных», но и на тех реципиентов, в чьих силах повлиять на ситуацию - на чиновников государственного аппарата.

Сформировавшись во время оттепели и просуществовав с разной степенью интенсивности вплоть до перестройки, когда реформы гласности радикализировали его, «либеральный критический дискурс подчинялся определенным правилам.... Правила дискурса предполагали внешнее и внутреннее цензурирование тем и способов их обсуждения. Базовым правилом позднесоветского критического дискурса было правило эзопова языка или правило метафоры. Суть его заключалась в том, что разрешенная критика всегда имела скрытый смысл, она ставила под сомнения основания режима»106.

Критический дискурс трактуется нами как единая перцепция, которой подчинены все формально-структурирующие текстовые элементы. Всякое коммуникативное событие есть системно-формальное выражение определенного мировоззрения. Тексты статей периода 1986-1991 гг. мы будем рассматривать с точки зрения того, как в них применяются критические дискурсивные практики и как эти практики отвечают идеологическим интенциям авторов материалов, учитывая общественные настроения эпохи перестройки.

Электронный ресурс. Код доступа: http://www.owl.ru/win/books/articles/tz_m.htm . том, что радикальные изменения в сознании общества происходили через переосмысление советской истории. Роль СМИ в формировании нового общественного сознания трудно переоценить. Центральные газеты, периодические общественно-политические и литературно-художественные журналы, программы радио и телевидения были мощным средством распространения новых сведений о советской истории. Специфику обострения в период перестройки интереса к историческому прошлому О.Ю. Макаров видит в политической ангажированности исторической публицистики в массовых изданиях.

Журнал «Огонек», официально имевший статус «еженедельного общественно-политического и литературно-художественного журнала», был в СССР одним из немногих журналов для семейного чтения, где рассказывалось понемногу обо всем. Он был практически единственным в нашей стране журналом для обывателей в самом нормальном, положительном смысле этого слова». Этот иллюстрированный еженедельник, выходивший миллионными тиражами и пользовавшийся огромной популярностью, среди перестроечных СМИ занимает особое место: силами нового коллектива, базируясь на новой концепции издания, журнал продемонстрировал эффективность исторической публицистики как средства формирования массовых политических настроений, в основе которых было изменение представлений об истории. Как пишет Е.Д.Гордина, в большой мере на основе огоньковской публицистики на исторические темы был подготовлен «сдвиг в общественном сознании в сторону критики, а затем и отрицания советского прошлого, реформирования социализма» прежде всего с целью обоснования происходящих в стране перемен.

Процесс переоценки советской истории на основе нового знания, считает исследователь, получил развитие в большом числе специальных Гордина Е. Д. Проблемы отечественной истории на страницах массового журнала «Огонек» 1987-1991 гг. Тематический анализ. Дис.... канд. ист. наук, 2004. - С.З. изданий профессиональных историков, социологов и политологов. Накануне выхода в свет первой книги серии «Перестройка: гласность, демократия, социализм» (М., 1988) в «Огоньке» появилась посвященная этому событию заметка, аннотирующая сборник и рекомендующая его читателям. Некоторые из участников опубликованного в «Огоньке» обозрения? - «круглого стола по проблемам перестройки» «Больше социализма!» были и авторами материалов сборников из серии «Перестройка: гласность, демократия, социализм». В исторической публицистике журнала «Огонек» можно все темы публикаций (разоблачение культа личности Сталина и реабилитация жертв сталинских репрессий, коллективизация, реабилитация творческой интеллигенции, судьбы большевиков - ленинцев, охрана исторических памятников и духовного наследия, «возвращенная» литература) объединить общей коммуникативной целью: сделать переоценку исторического прошлого идеологическим содержанием гласности.

На страницах «Огонька» не остались без внимания проблемы молодежи — вопросы общего уровня духовного развития и воспитания. Аналитическая статья Владимира Аннинского в № 6 «Огонька» за 1986 год — это бескомпромиссный, но аргументированный критический анализ жестокого агрессивного настроя современных ему подростков, где журналист пытается понять причины такого нравственного состояния. Кроме того, важно, что автор статьи пытается вписать проблемы молодежи в рамки перестройки и ее установок, призывает идеалы перестроечных времен применять непосредственно на практике — в воспитании нового поколения: «Вошел в наш обиход удобный и вроде бы объясняющий термин «бездуховность». Но что он, в сущности, объясняет, если не отвечает на главный вопрос, откуда эта самая бездуховность, если со всех кафедр, по радио, телевидению, в детсаде и школе все время говорят о духовности, о созидании, о смысле жизни... Перестройка — это новый подход к старым явлениям, это реальное конкретное действие.

Современный кризис культуры как одна из главных проблем отражается в «Огоньке» 1986-1991 гг. в статьях разных жанров — как в критических аналитических статьях, так и в заметках и интервью. В данном случае мы наблюдаем расширение жанровых рамок критического дискурса, для которого традиционно характерен жанр статьи.

Отличие формата «Огонька» - высокопрофессиональные красочные визуальные тексты, воплощающие социально-идеологическую позицию журнала и мощно воздействующие на читателя, - тоже реализуются в критическом дискурсе. Обложки последних «перестроечных» номеров Огонька» за июнь-август 1991 года особенно критичны. Например, на обложке июльского № 27 -фотомонтаж: два куска белого хлеба, между ними, вместо масла, вырезки из газет, хорошо виден один из газетных лозунгов «Продовольственная программа в жизнь»; надпись - «Кушать подано!». (очень хотелось бы увидеть!)

Американская исследовательница Э.Мицкевич видит в функции ускорителя важных изменений в советской политической системе, которую горбачевская администрация отводила СМИ, не только неоспоримые заслуги, но и серьезную опасность: средства массовой информации взяли курс на разрушение устаревших, унаследованных от прошлого общественно-политических и социокультурных институтов и значительно опередили политические и экономические перемены в действительности. Без опоры на отстающие в формировании демократические структуры и глубокие изменения в системе массовых коммуникаций будут недолговечны

Похожие диссертации на Журнал "Огонек" в контексте переходных эпох : 1905 - 1917 и 1986 - 1991