Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Цветовая палитра творчества С.Н. Сергеева-Ценского: лингвистический аспект Касьянова Екатерина Юрьевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Касьянова Екатерина Юрьевна. Цветовая палитра творчества С.Н. Сергеева-Ценского: лингвистический аспект: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.02.01 / Касьянова Екатерина Юрьевна;[Место защиты: Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина].- Тамбов, 2012.- 26 с.

Введение к работе

Обращение к цветообозначениям как предмету исследования объясняется тем, что они оказываются частью более глобальной проблемы соотношения содержания и формы языкового знака в определенном художественном тексте, что делает изучение семантики цветообозначений актуальным как в теоретическом, так и в практическом плане. Особенностью этой группы слов является то, что в отличие от других лексических объединений, где нередко даже сама тематическая классификация представляет несомненную трудность, они имеют непосредственное соотношение с экстралингвистической реальностью – цветовым спектром.

Наше диссертационное исследование посвящено цветовой палитре в творчестве С.Н. Сергеева-Ценского. Как показывает лингвистический анализ, системные исследования цветообозначений в творчестве писателя немногочисленны. Таким образом, изучение цветовой палитры в его творчестве остается по-прежнему актуальным.

Актуальность данного исследования заключается в определении и анализе системы цветообозначений в творчестве
С.Н. Сергеева-Ценского, в представлении грамматики цветообозначений, в конструировании художественного образа с их помощью, в функционировании тропов и стилистических фигур с участием цветообозначений, что позволило описать их роль в художественном творчестве писателя, осветив особенности его идиостиля, которые в этом аспекте практически не исследованы.

Объектом изучения является цветовая палитра в художественных произведениях С.Н. Сергеева-Ценского. Цветовая палитра (спектр), как известно, – это подбор красочных сочетаний в картине, цветовая гамма. В художественных произведениях, цветовая палитра – совокупность выразительных средств художника слова.

В данной диссертации под «цветовой палитрой» понимается вся система изобразительно-выразительных цветообозначений, используемых С.Н. Сергеевым-Ценским в своем творчестве.

Предметом диссертационного исследования являются лексико-семантические, грамматические и стилистические особенности лексем с семантикой цвета, употребленных в произведениях писателя.

Цель работы– описать систему лексических единиц со значением цвета в творчестве С.Н. Сергеева-Ценского, представить их как цветовую палитру, а также выявить специфику устойчивых словосочетаний с семантикой цвета и их роль в его художественных текстах. Таким образом, цель исследования заключается в том, чтобы показать широкий цветовой спектр как систему цветообозначений в творчестве С.Н. Сергеева-Ценского.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих основных задач:

  1. Определить состав цветового спектра в произведениях С.Н. Сергеева-Ценского.

  2. Рассмотреть частеречную принадлежность цветовой лексики в творчестве писателя.

  3. Описать систему образных средств с участием цветообозначений и их роль в художественных произведениях писателя.

  4. Представить тематические группы цветонаименований, передающихвсестороннюю характеристику человека, его психоэмоциональную сферу, жилье, а также окружающую действительность, включающую природные объекты, животный и растительный мир.

  5. Выявить структурно-семантические и стилистические трансформации устойчивых словосочетаний с семантикой цвета в творчестве С.Н. Сергеева-Ценского и тем самым определить одну из сторон его идиостиля.

Материаломдля анализа послужили произведения, помещенные в собрании сочинений С.Н. Сергеева-Ценского в 12 томах (Москва, 1967). В ходе исследования методом сплошной выборки было выявлено более 2000 цветообозначений, составивших картотеку настоящей работы и использованных в качестве исследовательского и иллюстративного материала.

Методы исследования. В работе используются описательно-аналитический метод, позволяющий делать теоретические выводы на основе эмпирического материала; методика анализа словарных дефиниций; функциональный метод, с помощью которого изучалась репрезентация цветообозначений в художественных текстах С.Н. Сергеева-Ценского; методика классификации и систематизации эмпирического материала.

Научная новизнадиссертации состоит в комплексном представлении особенностей функционирования цветообозначений
в произведениях С.Н. Сергеева-Ценского как одной из характерных черт его идиостиля, о чем свидетельствуют разновидности лексических единиц с семантикой цвета, разнообразие грамматических способов выражения цвета в системе языковых единиц.
В данной диссертации впервые рассматривается цветовая палитракак система в творчестве С.Н. Сергеева-Ценского, являющаясяярким отражением особенностей его художественного мышления.

Теоретическая значимость исследования заключается в определении роли цветовой лексики в творчестве С.Н. Сергеева-Ценского и в дальнейшей разработке теории цветообозначений. Полученные результаты дополняют лингвокультурологическое и лингвостилистическое осмысление его идиостиля, а это способствует усовершенствованию методики изучения сущности категории цвета в текстовых реализациях, углублению знаний об авторской цветовой концептуализации. Материалы работы помогают по-новому взглянуть на некоторые стороны творческого наследия С.Н. Сергеева-Ценского.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что ее материалы могут найти применение в курсах стилистики русского языка, культуры речи, лингвистического анализа художественного текста, при подготовке спецкурсов и спецсеминаров, посвященных языку С.Н. Сергеева-Ценского, в школьных учебных курсах при изучении творчества писателя, а также в лексикографической практике.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Цветовая лексика в творчестве С.Н. Сергеева-Ценского составляет цветовую палитру, всесторонне отражающую представление писателя о человеке, об окрашиваемых предметах, явлениях, реалиях окружающего мира; употребление С.Н. Сергеевым-Ценским цветообозначений как цветовой палитры позволяет определить одну из особенностей его идиостиля.

  2. Цвет в творчестве писателя выражен именами прилагательными, глаголами, именами существительными, наречиями, что способствует отражению разных сторон жизнедеятельности человека и разнообразия окружающего мира. Цвет является одной из составляющих системы выразительно-изобразительных средств в идиостиле художника слова.

  3. Цветовые образы в прозе С.Н. Сергеева-Ценского многофункциональны. Они выполняют предметно-изобразительную, психологическую, символическую, эмоционально-экспрессив-ную, морально-оценочную функции, служат реализации основных идей и тем произведения, участвуют в формировании системы мотивов и лейтмотивов, выявляют типологическое сходство героев, конфликтов, обстоятельств.

  4. Колористическая лексика – один из важнейших элементов в художественном мире С.Н. Сергеева-Ценского.

Выдвигаемая в диссертации рабочая гипотеза заключается
в следующем: цветообозначения в творчестве С.Н. Сергеева-Ценского представляют собой цветовую палитру как систему и являются одной из ярких отличительных черт его идиостиля.

Теоретико-методологической базой диссертационного исследования послужили труды отечественных и зарубежных исследователей, таких как А.А. Брагина [1981],Б. Берлин, П. Кей [1969], А. Вежбицкая [1996], В.Ф. Петренко [1997],П.И. Плукша [1975], Н.В. Серов [2003], Э. Сепир [1993], Т. Тонквист [1993],
Б. Уорф [1960], Р.М. Фрумкина [1984, 1989], Ю.М. Шпрыгова [1976], П.В. Яньшин [1996], а также работы ученых Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, посвященные творчеству С.Н. Сергеева-Ценского: Н.А. Гончаровой [2007],Р.П. Козловой [2010],В.Г. Руделева [2001],Л.Е. Хворовой [1995],Н.В. Чесноковой [2003], А.Л. Шарандина [1990],
Е.Е. Яковлевой [2003] и др.

Апробация работы.Основные положения и выводы данного исследования были изложены в докладах на научных конференциях различного уровня: ежегодных общероссийских научно-практических конференциях «Державинские чтения» в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина (2008, 2010, 2011), на Всероссийской заочной научной конференции «Когнитивный подход к анализу и интерпретации художественного произведения» (Астрахань, 2011), на Международной научной конференции «Славянский мир: духовные традиции и словесность» (Тамбов, 2010, 2011), на заседаниях кафедры русского языка Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, а также на заседаниях аспирантских объединений. По теме диссертации опубликовано шесть работ, в том числе две из перечня ВАК РФ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, трёх глав, Заключения, Библиографического списка, включающего более 170 наименования. Текст изложен на 184 страницах рукописи.

Похожие диссертации на Цветовая палитра творчества С.Н. Сергеева-Ценского: лингвистический аспект