Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Фонетические характеристики вокальной речи Ильинов Юрий Михайлович

Фонетические характеристики вокальной речи
<
Фонетические характеристики вокальной речи Фонетические характеристики вокальной речи Фонетические характеристики вокальной речи Фонетические характеристики вокальной речи Фонетические характеристики вокальной речи Фонетические характеристики вокальной речи Фонетические характеристики вокальной речи Фонетические характеристики вокальной речи Фонетические характеристики вокальной речи Фонетические характеристики вокальной речи Фонетические характеристики вокальной речи Фонетические характеристики вокальной речи
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ильинов Юрий Михайлович. Фонетические характеристики вокальной речи : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Ильинов Юрий Михайлович; [Место защиты: Волгогр. гос. ун-т].- Волгоград, 2007.- 211 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-10/2055

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Вокальная речь как объект научного изучения

1.1. История изучения вокальной речи 8

1.2. Черты фонетического строя вокальной речи 40

1.3. О лингвистическом статусе вокальной речи 70

1.4. О термине «вокальная речь и подходах к его определению 73

1.5. Вокальная речь как синтез музыкального и вербального языков 82

Выводы по главе 1 86

Глава 2. Акустико-фонетические особенности вокальной речи

2.1. Методика проведения эксперимента 90

2.2. Акустические характеристики вокальной речи 102

2.3. Фонетические характеристики вокальной речи 119

2.3.1. Особенности реализации фонемы /а/ 119

2.3.2. Особенности реализации фонемы /э/ 131

2.3.3. Особенности реализации фонемы/о/ 143

2.4. Взаимовлияние принципов организации вербального и музыкального компонентов в вокальной речи 150

Выводы по главе 2 162

Заключение 165

Библиография 169

Приложение 1. Материал исследования 209

Приложение 2. Транскрипционные обозначения 211

Введение к работе

Данное исследование посвящено изучению акустико-фонетических параметров вокальной речи и особенностей реализации гласных фонем /а/, /о/, /э/ в этой разновидности звучащей речи.

Вокальная речь, реализующаяся в пении, представляет собой одну из форм коммуникации, в которой объединены языковые и музыкальные средства. Отдельные аспекты вокальной речи раскрывались в работах представителей вокального искусства (певцов и вокальных педагогов), а также рассматривались в разделах акустики и физиологии ([Дмитриев 1955, Морозов 1977, Sundberg 1987] и др.). Некоторые вопросы, касающиеся фонетической природы вокальной речи, описаны в специальной литературе ([Садовников 1967, 2001 (1958), Виноградов 1967] и др.), втом числе в работах, авторами которых являются языковеды ([Реформатский 1955, Златоустова 1971, 1999, 2001, 2002, Аванесов 1986, Ильина 1996, Комарова 2002, 2004] и др.). Однако до сих пор значительный массив данных, накопленных в разных областях знания, не получил лингвистической интерпретации. Обслуживая социальные и эстетические потребности общества [Грубер 1941, Панов 1986, Клягин 1999], вокальная речь является составной частью языковой культуры, изучение особенностей ее фонетической структуры способствует более глубокому пониманию различных закономерностей функционирования языковой системы в целом, что и определяет актуальность данного исследования.

Теоретическую базу диссертации составили концепции о пении как особой фонетической подсистеме языка [Панов 1952, 1967, 1979, Jones 1976], основные положения теории интонации Е. А. Брызгуновой [Брызгунова 1984, 1986, 2002] и представления о вокальной речи, накопленные в акустике и физиологии ([Морозов 1977, 2002, Sundberg 1987] и др.), и вокальной методике ([Багадуров 1929, 1932, 1937, Садовников 2001 (1958), Виноградов 1967, Дмитриев 1982, 2000] и др.).

Объектом исследования в диссертации является вокальная речь в академической манере пения на русском языке. Эта манера пения избрана как наиболее высокоорганизованная, имеющая существенные отличия от естественной речи.

Предметом исследования в диссертации являются акустические параметры и фонетический строй вокальной речи, в частности специфика реализации гласных фонем /а/, /э/, /о/.

Основной целью работы является выявление наиболее существенных акустических характеристик вокальной речи и особенностей ее вокализма (на примере фонем /а/, /о/, /э/).

Поставленная цель определила решение следующих задач исследования:

- рассмотреть существующие подходы к изучению вокальной речи;

- раскрыть специфику имеющихся представлений о фонетическом строе вокальной речи;

- выявить основные акустические характеристики вокальной речи;

- установить особенности реализации фонем /а/, /э/, /о/ во всех фонетических позициях;

- определить закономерности, влияющие на реализацию гласных фонем в вокальной речи.

Материалом исследования послужили 5 фрагментов студийных и авторских записей оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» на русском языке, сделанных в период с 1910 г. по 2007 г., в исполнении известных представителей вокального искусства прошлого и современности (Н. Басков, Е. Белов, Г. Вишневская, Г. Жуковская, М. Каракаш, С. Лемешев, М. Магомаев, М. Михайлова, П. Норцов, Г. Отс, Л. Савранский, Л. Собинов, Д. Хворостовский, В. Чернов), высокопрофессиональных оперных певцов волгоградских театров (А.Девяткина, С.Малых, О.Шаповалова), студентов Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова.

Кроме того, были проанализированы студийные записи художественного чтения соответствующих фрагментов романа в стихах А. С. Пушкина в исполнении И. Смоктуновского и В. Самойлова, авторские записи прочтения фрагментов либретто оперы певцами и фонетические транскрипции номеров оперы, приведенные в работе [Садовников 1958].

Отбор материала осуществлялся с учетом следующих факторов: отнесенности к той или иной произносительной системе в диахроническом аспекте; региональных (а также национальных) особенностей произношения исполнителей (Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, США); типа голоса (сопрано, тенор, баритон, бас-баритон); музыкального ритма и метра; различной звуковысотности (абсолютной, а также относительной-регистра голоса певца); квалификации певца; типа мелодики (кантиленная, речитативная).

Общая продолжительность звучания фрагментов оперы, подвергнутых слуховому анализу и зафиксированных в виде фонетической транскрипции, составила более 3 часов. В качестве единицы наблюдения выступала фонема и ее реализация. Количество единиц при слуховом анализе составило 2557 реализаций в клавире оперы, 8114 исполнительских реализаций гласных фонем. С помощью инструментального анализа были проанализированы 25 параметров в 371 сегменте звучащей речи.

Применялись следующие методы исследования: метод слухового анализа, на основе которого были сделаны фонетические транскрипции записей номеров оперы «Евгений Онегин»; инструментальные методы анализа при помощи программ Speech Analyzer 2.7 и PRAAT 4.6.12, которые использовались для установления основных акустико-фонетических особенностей вокальной речи, а также для уточнения данных слухового анализа; статистические методы, которые позволили провести анализ распределения реализаций гласных фонем /а/, /о/, /э/ в зависимости от фонетической позиции и указанных выше иных факторов.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые представлена системная фонетическая интерпретация акустических характеристик вокальной речи: сегментной и формантной структуры, длительности стационарных и переходных участков, интенсивности акустического сигнала, закономерностей изменения частоты основного тона; выявлена специфика реализации гласных фонем /а/, /э/, /о/, которая проявляется в доминировании гласных звуков полного образования во всех ударных и безударных позициях; установлена зависимость между звукотипом, в котором реализуется гласная фонема, и условиями, которые создает для ее реализации музыкальный компонент вокальной речи; обоснована синтетическая природа вокальной речи, в основе которой лежит взаимодействие законов организации ее вербального и музыкального компонентов.

Теоретическая значимость исследования определяется его вкладом в разработку теории звучащей речи. В работе обоснован статус вокальной речи как одной из фонетических подсистем современного русского литературного языка; обобщены представления о вокальной речи, сложившиеся в различных науках (акустике, физиологии, вокальной методике, языковедении), дана их фонетическая интерпретация.

Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут использоваться в вузовских курсах фонетики русского языка, стилистики звучащей речи, специальных курсах по орфоэпии, экспериментальной фонетике и др. Кроме того, материалы исследования могут найти применение в практике преподавания курсов русского языка и вокальной методики в музыкальных учебных заведениях, а также при обучении произношению в пении на русском языке иностранных вокалистов. Разработанная методика анализа акустических и фонетических характеристик вокальной речи может быть использована в дальнейших исследованиях этой разновидности звучащей речи.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Особенности акустической организации вокальной речи проявляются в ее сегментной и формантной структуре и реализации таких аку стических компонентов, как длительность, интенсивность, частота основного тона.

2. Фонетическая специфика вокальной речи связана с доминированием гласных полного образования во всех ударных и безударных слогах, независимо от положения слова в синтагме.

3. Акустико-фонетические характеристики вокальной речи обусловлены ее особой синтетической природой, которая проявляется во взаимодействии законов организации вербального и музыкального компонентов.

4. Вокальная речь представляет собой фонетическую подсистему современного русского литературного языка, своеобразие которой определяется особыми акустико-фонетическими характеристиками ее единиц и закономерностями их функционирования.

Апробация работы. Результаты исследований сообщались на всероссийских и международных конференциях («Наука, искусство и образование в III тысячелетии», 2004, «Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов», 2005, 2007, «Художественное образование России: проблемы, направления развития, перспективы», 2007, конференциях в рамках Научных сессий Волгоградского государственного университета, 2005-2007, X и XI Региональных конференциях молодых ученых, 2005, 2006, и др.), обсуждались на кафедре стилистики и литературного редактирования Волгоградского государственного университета, применялись в практической работе с певцами, выступающими с Волгоградским академическим симфоническим оркестром, а также с солистами Волгоградского государственного театра «Царицынская опера».

В структуру работы входят введение, 2 главы, заключение, библиографический список, приложения.

История изучения вокальной речи

Речь и пение как две формы звуковой коммуникации неразрывно связаны между собой тем, что реализуются при помощи голосового аппарата человека1. По мнению ряда исследователей, объединяющему лингвистов ([Humboldt 1820 (1984)], [Jespersen 1922], [Якушин 1985], [Аване-сов 1986] и др.), психологов ([Рубинштейн 1940 (2005)]), музыковедов, му-зыканто-исполнителей ([Чередниченко 1994], [Ручьевская и др. 1982], [Васина-Гроссман 1978], [Багадуров 1929], [Ангуладзе 2003], [Вайкль 2002]), физиологов ([Морозов 1967, 1977]) биологов ([Darwin 1872], [Spencer 1914]]), антропологов ([Richman 1993]) и др., пение и речь связаны генетическим родством, так как на ранних этапах своего развития представляли собой неразрывное целое, форму звуковой коммуникации, предшествующую собственно речи и пению.

В истории изучения вокальной речи можно выделить следующие этапы:

- от античности до начала XVII в., связанный с попытками осмысления феномена пения, а также его отличий от речи, характеризующийся накоплением эмпирических данных о вокальной речи в недрах развивающегося искусства пения;

- XVII середина - XIX в. - вокально-методический, в рамках которого происходило развитие представлений о вокальной речи, а также предпринимались первые теоретические обобщения эмпирических данных;

- 1850-е гг. - до современности - этап научного изучения вокальной речи различными науками, характеризующийся дифференциацией подходов к ее изучению.

Возникновение, формирование первоначальных теоретических представлений о феномене пения. Пение, согласно данным истории, археологии, палеологии, исторического и теоретического музыковедения, всегда сопровождало жизнь общества. Очевидно, до определенного момента оно было одним из естественных поведенческих актов для человека и не осмысливалось как особый феномен - напротив, голос человека, выполняя различные социальные функции, облекался в звуки речи или пения (см. [Derrida 1967], [Клягин 1999]). Ср.: «с древнейших времен люди при помощи пения выпевали (sang out) свои мысли и чувства» ([Jespersen 1922], цит. по [Koopman 1999]), перевод и курсив наш — Ю. К]. Согласно этим функциям, уже на раннем этапе развития человеческого общества пение приобретает три основные формы: бытовое, ритуальное, героическое [Клягин 1999: 75], из которых важнейшее место в древних цивилизациях занимает ритуальное, религиозное пение (см. [У ил сон-Диксон 2001: 20]). Свидетельство сказанному находим, например, в стихах Ветхого завета (см.: Втор. 31:19, Втор. 31:22,1 Пар. 15:16,2 Пар. 20:212 и др.). Ср.:

И приказал Давид начальникам левитов поставить братьев своих певцов с музыкальными орудиями, с псалтирями и цитрами и кимвалами, чтобы они громко возвещали глас радования. (I Пар. 15:16).

И совещался он с народом, и поставил певцов Господу, чтобы они в благолепии святыни, выступая впереди вооруженных, славословили и говорили: славьте Господа, ибо вовек милость Его! (2 Пар. 20:21).

Письменные упоминания о пении имеются в наиболее ранних источниках (древнеиндийские Веды, свидетельства из Древней Персии и Древнего Китая, Ветхий завет и т. д.), в т. ч. в форме письменно зафикси-рованных текстов древнейших песнопений (например, Чис. 21:17, 18, [Уилсон-Диксон2001: 18-19]).

Черты фонетического строя вокальной речи

Сила звука (амплитуда акустического сигнала) ВР. Акустический сигнал ВР отличается повышенной силой звука, особенно в оперном пении-до 110-120 дБ у наиболее сильных голосов (см. [Дмитриев 2000: 13, 40], [Sundberg 1969: 37], [Морозов 1977: 48], [Алдошина, Приттс2006: 434, 414] и др.). При этом динамические различия между гласными звуками, в отличие от НВР (см. [Жинкин 1958]), сглажены, что определяет большую ровность звучания голоса в ВР ([Дмитриев 2000: 68], [Морозов 1977: 49], [Алдошина, Приттс 2006: 427]). Сила звука на согласных (60-70 дБ), как правило, меньше, чем на гласных (110-120 дБ) ([Морозов 1977: 88]).

С увеличением частоты основного тона (ЧОТ) сила звука, как правило, увеличивается. Минимальный уровень силы звука, при котором возможна качественная фонация на верхнем участке диапазона, выше, чем в нижнем регистре, однако высокая квалификация певца позволять осуществлять качественную фонацию с относительно малой силой звука и при высокой ЧОТ ([Морозов 1977:54]).

Частота основного тона (ЧОТ) в ВР и характер ее изменений. В ВР изменения ЧОТ более дискретны, чем в невокальной речи (НВР), т. к. подчиняются определенной системе звуковысотных отношений- музыкальному ладу ([Дмитриев 2000: 27], [Ручьевская 1960: 5] и др.). На интоно-граммах ВР заметны продолжительные участки с неизменной или модулируемой за счет вибрато ЧОТ. На эту особенность музыки по сравнению с речью обратили внимание еще мыслители эпохи античности, отграничивая речь от пения (см., например, [Лосев 1960], [Герцман 1995]). Диапазон ЧОТ, используемый в пении всеми типами голосов (мужских и женских), простирается от 60-70 Гц до 1200-1300 Гц (более 5,5 октав); для конкретного типа профессионально поставленного певческого голоса диапазон должен составлять не менее двух октав, что превышает естественный речевой диапазон, даже для эмоциональной речи ([Зиндер 1979: 106], [Касаткин: 2006: 8,] [Дмитриев 2000: 11], [Алдошина, Приттс2006: 413, 441] и др.).

Особенности спектра (объективные корреляты тембра) ВР. Спектральная картина вокальной речи может быть различной для разных стилей пения. Наиболее общим качеством является ее однородность-коррелят перцептивной ровности звучания голоса (в пределах регистра или всего диапазона-в зависимости от типа голоса и манеры пения-см. [ВС: 41], [Далецкий 2003], [Сикур 2006] и др.). Спектральная картина НВР отличается от спектральной картины ВР в академической манере пения, которая характеризуется ярко выраженными максимумами (их характер различен для разных певцов, даже обладающих одинаковым типом голоса, в разных регистрах10). В них может быть сконцентрирована значительная часть звуковой энергии. Природа образования этих максимумов - резонансная, позволяющая добиваться повышенного уровня звуковой энергии при меньших затратах энергии мышечной ([МЭ 1: 1036-1037]). Несмотря на то, что резонансные возможности голосового аппарата используются и в других разновидностях публичной речи (ораторская, академическая, сценическая и др. — см. [Лаптева 1985]), ВР, особенно в академической манере пения, характеризуется уникальными резонансными механизмами - образования певческих формант (преимущественно мужские голоса, особенно низкие) и подстройки формант (высокие голоса, особенно женские).

По поводу формантной структуры и свойств формант в пении (в т. ч. певческих формант) мнения исследователей разнятся, в связи с чем в литературе нами не обнаружено определений певческой форманты как таковой. Также нет общепринятого мнения о механизмах передачи речевой информации в ВР (некоторыми из ученых выделяются речевые [Юссон 1974]), фонетические [Морозов 1977] форманты, другие не делают различия между функциями разных формант звуков ВР, тем не менее отмечая различия в значениях формант в зависимости от гласной (см., например, [Дмитриев 1968]).

Методика проведения эксперимента

Структура базы данных. В состав базы данных (БД) входят 104 взаимосвязанные таблицы, сгруппированные следующим образом:

-таблицы, описывающие использованные записи и фонетические транскрипции - номера оперы в записях, партии оперы, имена исполнителей и т. д. (8);

-таблицы, содержащие либретто оперы, а также соотносящие строки либретто с партиями оперы (8);

-таблицы с анализом либретто и клавира оперы - реализации фонем в зависимости от фонетической позиции (положение по отношению к ударению, левый и правый контекст) и музыкального компонента ВР (длительность, звуковысотность, доля такта) (6);

-таблицы, в которые вносились результаты слухового и инструментального анализа реализации фонем (13);

-статистические таблицы (4);

-таблицы, описывающие нормы ВР и НВР по имеющейся литературе (9);

служебные и вспомогательные таблицы, содержащие перечни формализованных признаков: положение по отношению к ударению, описание левого и правого контекста, длительность и высоту музыкальных звуков, виды звуков речи и звукотипов и др. (56).

Структура БД должна была обеспечить максимальную подробность изучения корреляций между различными факторами, характеризующими акустические характеристики и особенности реализации гласных фонем вВР.

В таблицы, описывающие звуки и звукотипы, были внесены все транскрипционные обозначения.

Были учтены параметры, связанные с организацией музыкального компонента ВР: номер такта, темп (словесное обозначение и количество ударов метронома в минуту), наличие колоратур (распевания одного гласного на нескольких нотах).

Формализация признаков. Большое внимание при проектировании базы данных было уделено формализации признаков: их количество должно было быть не избыточным и в то же время достаточным для учета всех важных факторов, которые могут оказывать влияние на реализацию гласных фонем.

Исходя из этой задачи для характеристики положения фонемы по отношению к ударению были избраны четыре варианта - ударный, 1-й предударный, не 1-й предударный, заударный слоги-с возможностью группировки предударных слогов в единую группу; дополнительно была обеспечена возможность выделить начальные и конечные слоги синтагмы.

Для характеристики левого и правого контекста были выделены такие признаки: абсолютное начало (абсолютный конец), гласный, твердый согласный (кроме твердых шипящих и /ц/), твердый шипящий и /ц/, мягкий согласный.

Был составлен перечень видов сегментов гласных, учтены такие признаки гласных звуков, как глухость, назализация, аспирация и др.

Признаки, характеризующие музыкальные звуки, на которых реализованы гласные фонемы в клавире, также были формализованы.

Звуковысотность описывалась при помощи сочетания индекса октавы и названия ноты (по клавиру), включая знаки альтерации (в том числе были учтены энгармоническое равенство музыкальных звуков). В базу данных были внесены стандартные значения ЧОТ для равномерно темперированного строя при звуке ля 1 октавы 440 Гц (по [Алдошина, Приттс 2006: 178].

Для каждого типа голоса было указано соотношение между регистрами и абсолютной звуковысотностью нот на основе схем, предложенных в работе [Дмитриев 2000: 221-241, 312], модифицированных в соответствии с [Miller 1986: 115- 149] в целях более дробной дифференциации отрезков диапазона.

Музыкальные длительности были указаны с точностью до 64-х, доли такта - с точностью до 16-х нот.

Все слова в либретто были проиндексированы по номеру клавира, номеру строки либретто и позиции в строке.

При анализе клавира были учтены повторения одних и тех же отрезков текста либретто с различным ритмом и мелодией, а также различные варианты текста у разных исполнителей, не зафиксированные в клавире.

Методика проведения слухового анализа. Транскрипция.

Слуховой анализ проводился по результатам неоднократного прослушивания небольших отрезков ВР (1-3 слога), что позволило прослушивать отдельные гласные и сегменты гласных. Для уточнения транскрипционного обозначения перцептивные характеристик звуков сопоставлялись с акустическими.