Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Христианский теоним в структуре фольклорного текста : на материале прикамских духовных стихов Соломонов, Михаил Александрович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Соломонов, Михаил Александрович. Христианский теоним в структуре фольклорного текста : на материале прикамских духовных стихов : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Соломонов Михаил Александрович; [Место защиты: Перм. гос. ун-т].- Пермь, 2011.- 21 с.: ил. РГБ ОД, 9 11-3/2908

Введение к работе

Работа посвящена рассмотрению места и роли теонимов в таком специфическом жанре фольклора Прикамья, как духовный стих, в текстах народной лирики на религиозные темы. Теоним - категория лексики, изучаемая в рамках теории имени собственного. Как один из наиболее семиотически значимых, культурно мотивированных знаков, теоним все активнее привлекает внимание исследователей семантики, поскольку, как и любое другое мифологическое имя, обращен к объектам, событиям и явлениям, «выходящим за рамки их естественного представления» (С. А. Питина).

Общее определение теонима («теоним - собственное имя божества в любом пантеоне») предполагает отраженность в языке архаического, мифологического сознания и малоизученной пока что религиозной картины мира. Сложность данного класса имен собственных связана еще и с тем, что подвижны и не всегда определяются четкими грамматическими критериями его границы (в собственно мифологическом пространстве эти границы практически исчезают). Выбор аспекта настоящего исследования в немалой степени связан с тем, что в определении статуса имени собственного играет особую роль внеязыковой контекст и сложившаяся культурная традиция. Поскольку теоним описывает явление мира идеального, степень реальности которого не одинакова в представлении разных людей, теонимическое свойство слова может быть выявлено при решении ряда проблем философского и идеологического характера, не имеющих прямого отношения к вопросам языка (что такое божество, включает ли это понятие всю иерархическую структуру конкретного пантеона или только ее верховных представителей; есть ли у Бога имя или оно не доступно сознанию человека и т. п.). Поэтому для выявления специфики теонимической лексики в духовном фольклоре был избран аспект описания ее в контексте бытования.

Материалом для исследования послужили духовные стихи, жанр религиозной литературы, активно развивавшийся до первых десятилетий XX века и сохраняющийся в современной фольклорной практике. Исследование было проведено на основе 259 текстов духовных стихов, собранных в Прикамье во второй половине XX - в начале XXI веков, т. е. отражающих достаточно живую традицию. Данное количество исследованных стихов, представленных как широко известными, так и мало изученными текстами, зафиксированными к тому же в различных территориях Прикамья, позволяет говорить о достоверности полученных результатов. Обоснованность результатов исследования связана с содержанием теоретической базы, в основу которой легли работы в области ономастики (А. В. Суперанская), семиотики, этнолингвистики и лингвофольклористики (Н. И. Толстой, С. М. Толстая, В. Н. Топоров, Т. В. Цивьян, С. Е. Никитина, А. Т. Хроленко), когнитивной лингвистики (Ю. С. Степанов, С. Г. Воркачев, Л. В. Поповская), теории прецедентности и интертекстуальности (В. В. Красных, Ю. Н. Караулов).

Еще Г. П. Федотов замечал, что уже в XIX веке «научное исследование застает духовный стих <...> в процессе постепенного выветривания и отмирания». В 1982 году М. Г. Казанцева, говоря о наиболее устойчивых к разрушению духовных стихах старообрядцев, писала: «В настоящее время старообрядческий духовный стих находится в стадии угасания. Основным носителем его являются старообрядцы преклонного возраста». Вместе с тем одновременно с процессами разрушения традиционного духовного стиха, начиная с конца 80-х гг. XX века все более отчетливыми становятся тенденции к его возрождению. Начинают издаваться сборники и альманахи духовной поэзии, появляются авторские духовные стихи. Одновременно с этим растет число научных публикаций, посвященных духовным стихам. В них основное внимание уделяется проблемам классификации текстов, рассматриваются жанровые особенности стиха и их состав; популярным оказывается музыковедческий анализ жанра. В то же время работы, посвященные языку духовного фольклора, особенно в его локальной реализации, немногочисленны. Мало специальных исследований, посвященных функционированию собственных имен божеств из текстов христианской литературы в народной религиозной поэзии. Актуальность исследования, таким образом, определяется повышенным вниманием современных исследователей к возрождающемуся (в трансформированном по сравнению с классическим периодом бытования) жанру духовного стиха, обуславливается недостаточной изученностью языковой специфики этого жанра вообще и функционирования теонимической лексики в фольклорном тексте в частности. Актуальной задачей является определение состава и семантики теонимических номинаций, описание специфики функционирования теонимической лексики в текстах духовных стихов Прикамья. Поскольку духовные стихи, по мысли Г. П. Федотова, отражают народное религиозно-художественное сознание, избранный подход позволяет скорректировать имеющиеся в науке представления о мифопоэтическом фольклорном мышлении и его отраженное в языке.

Объектом исследования является теонимическая лексика духовных стихов Прикамья - распределяемые на ряд семантических классов наименования Высшего Существа и связанных с ним имен божественных персонажей. Предметом исследования являются особенности их семантики, и прежде всего их культурная коннотированность, определяющая и место теонима-символа в фольклорном словаре, и его текстообразующие способности.

Цель исследования состоит в выявлении специфики функционирования теонимической лексики в текстах духовных стихов Прикамья и ее роли в выражении культурно-символических и когнитивных смыслов. На достижение поставленной цели направлено решение следующих задач:

  1. Выявление по данным свода духовных стихов конкретной традиции корпуса теонимической лексики (Прикамье, конец XX - нач. XXI вв.);

  2. Анализ способов образования теонимов, представленных в фольклорно-религиозном сознании, их структуры и культурной семантики;

3) Определение специфики тексто- и смыслообразующих возможностей теонимов.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. теонимы в текстах духовных стихов выступают как культурно-языковые знаки, носители концептуальных религиозных смыслов, которые формируются внутренней формой номинации и проясняются контекстом;

  2. теонимический состав народной духовной поэзии представляет собой структурно оформленное пространство, маркированное знаками синонимического и вариантного характера и отличающееся в общем строе языка религии образным «аскетизмом»;

  3. знаки-теонимы разнообразны по структуре, функционируют в духовном фольклоре в составе устойчивых формул, каждая из которых отличается регулярностью формы и способностью к выражению определенного религиозно-философского понятия;

  4. высокая конструктивная роль теонимов проявляется в их воздействии на тип структуры текстов стихов, которая часто задается текстовой позицией теонима.

Научная новизна исследования состоит в лингвокультурологическом подходе к малоисследованной сохраняющейся и развивающейся области народной культуры, в разработке способов выявления и анализа корпуса теонимическои лексики в конкретной традиции, в описании ее культурной коннотированости. Научная новизна работы заключается также в обращении к малоизученным текстам духовных стихов.

Теоретическая значимость связана с тем, что исследование теонимов как части мифологического словаря языка выступает в работе основой для решения проблемы языковой концептуализации мира (выражения частных когнитивных смыслов Бога). Подобный подход позволяет скорректировать имеющиеся представления о связи мифопоэтического фольклорного и собственно религиозного мышления. Проведенное исследование позволяет шире взглянуть на конструктивную роль теонимов в структуре фольклорного текста.

Практическая значимость обусловлена выявлением свода теонимических номинаций в корпусе прикамского духовного стиха. Выявленный теонимический материал может послужить базой для создания словаря теонимов духовной поэзии. Результаты исследования, а также сами исследованные тексты, выработанные приемы их анализа могут быть использованы при проведении занятий по русскому языку, этнолингвистике, языку фольклора и другим смежным дисциплинам.

Методологическая основа работы. Исследование проведено в русле лингвофольклористики и теолингвистики. В процессе диссертационного исследования применялись различные методы и приемы: описание, сравнительно-сопоставительный анализ (особенно при выявлении культурно-языковой специфики теонимов в фольклорной речи), частотный анализ. Языковой материал отобран при помощи метода сплошной выборки. Наблюдения за текстообразующими возможностями теонима основывались на использовании метода лингвостилистического анализа текста.

Апробация. Основные положения работы обсуждались на кафедре общего языкознания Пермского государственного педагогического университета, излагались на региональных научно-практических конференциях «Этническая культура и современная школа» (Усолье, сентябрь 2007 г.; Кунгур, апрель 2008 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Строгановские чтения „Камский путь"» (Усолье - Соликамск, сентябрь 2008 г.), нашли отражение в 4 опубликованных работах.

Структура диссертации. Работа включает введение, три главы, заключение, библиографию и Приложение - свод использованных в работе текстов духовных стихов Прикамья.

Похожие диссертации на Христианский теоним в структуре фольклорного текста : на материале прикамских духовных стихов