Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Концепт "цвет" в лингвокогнитивном аспекте : На материале автобиографической прозы Белобородова Инна Васильевна

Концепт
<
Концепт Концепт Концепт Концепт Концепт Концепт Концепт Концепт Концепт Концепт Концепт Концепт
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Белобородова Инна Васильевна. Концепт "цвет" в лингвокогнитивном аспекте : На материале автобиографической прозы : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01.- Таганрог, 2000.- 224 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-10/485-7

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Концепт "цвет" в языковой картине мира 10

1. Подходы к определению понятия "цвет" : 10

2. Проблема цветообозначений в лингвистической литературе: 12

2.1. Классификация цветообозначений 13

2.2. Вопрос о полисемии цветообозначений 16

2.3. Факторы формирования коннотативных значений у цветовых прилагательных 17

3. Цвет как концепт 19

3.1. Понятие "концепт" в когнитивной лингвистике 19

3.2. Специфика вербализации цветовой картины мира в национально-культурном аспекте 20

3.3. Антропоцентрический подход к изучению концепта "цвет 22

3.4. Личностная интерпретация восприятия цвета в художественных текстах- 24

Выводы 28

ГЛАВА II. Репрезентация концепта "цвет" в автобиографической трилогии Льва Толстого "Детство. Отрочество. Юность"... 29

1. Концептуальные особенности трилогии 29

2. Система функционально-семантического поля (ФСП) концепта "цвет" в произведении Льва Толстого "Детство. Отрочество. Юность": 31

2.1. Микрополе красного цвета 31

2.2. Микрополе белого цвета 45

2.3. Микрополе черного цвета 57

2.4. Микрополе синего цвета 64

2.5. Микрополе зеленого цвета 72

2.6. Микрополе смешанных цветов 79

2.7. Микрополе желтого цвета 91

2.8. Микрополе серого цвета 100

2.9. Микрополе фиолетового цвета 105

Выводы 108

ГЛАВА III. Репрезентация концепта "цвет" в автобиографической повести А.Н.Толстого "Детство Никиты" 112

1. Концептуальные особенности повести 112

2. Система функционально-семантического поля (ФСП) концепта 115 "цвет" в произведении А.Н.Толстого "Детство Никиты"

2.1. Микрополе синего цвета 115

2.2. Микрополе белого цвета 129

2.3. Микрополе красного цвета 137

2.4. Микрополе серого цвета 147

2.5. Микрополе желтого цвета 156

2.6. Микрополе черного цвета 165

2.7. Микрополе зеленого цвета 172

2.8. Микрополе смешанных цветов 177

2.9. Микрополе фиолетового цвета 183

Выводы 184

Заключение 188

Список сокращений 193

Библиография 194

Приложение 202

Введение к работе

Человечество издавна разрабатывает теорию личности, которая представляет собой "зону пересечения исследований социального и интеллектуального развития, психопатологии и самореализации, научения и межличностных отношений и многих других проблем" [Зиглер, Хьелл, 9]. В сфере этих проблем немалое место занимает изучение процесса познания - человеческой когниции. Всю жизнь индивид приобретает, хранит, использует и передает знания. Этот сложный процесс невозможен без концептуализации, то есть "выделения минимальных единиц человеческого опыта в их идеальном содержании" [СКТ, 100]. Такие единицы составляют ментальный лексикон человека и "в совокупности образуют концептосферу языка" [Лихачев, 1993]. Как представлены концепты на языковом уровне? Некоторые ученые считают, что "идеи", или "модули", существуют независимо от языка, на более высоком уровне, противопоставляя концептуальное и семантическое значение [Bierwish, 124]; другие полагают, что язык не может существовать вне познания, и речевая деятельность - разновидность когнитивной [Хомский, 36]; третьи предполагают существование обратной зависимости - влияние языка на формирование концепта "мы бессознательно переносим установленные языком нормы в область опыта..." [Sapir, 74]. Точнее было бы говорить о паритетных отношениях между языковой и когнитивной сферами человеческой деятельности. Концептосфера вербализуется, находя отражение в языке, но происходит это весьма специфично.

Одна из основных задач языка - передача информации, воспринимаемой с помощью органов чувств, в частности, зрительной. В языке этой информации отведено значительное место. Прежде всего это касается цветоощущений. Интерес к словам, обозначающим цвет, не иссякает на протяжении десятилетий. Почему? Человек живет в цветовом мире и цвет тысячью невидимых нитей связан g каждым из нас, но "взаимоотношения человека с цве-

том - одна из самых больших загадок" [Кукушин, 18]. Астрологи фетишизируют цвет, говоря о гармонии цвета и личности, о счастливых и несчастливых цветах для каждого знака Зодиака [Каиро, 415]. Эта фетишизация имеет свое реальное обоснование. Путем лабораторных исследований был установлен характер психофизиологического воздействия отельных цветов и их сочетаний на человека (работы А.Топоркова, М.Люшера). Психологи утверждают, что по индивидуальной реакции человека на цвет можно судить о его характере и проблемах [Мамардашвили, 28]. Несомненно то, что цвет -"мощнейшее средство манипуляции общественным сознанием, например, в политической и коммерческой рекламе" [Белов, 57]. Неоспорима "эстетическая роль цвета в национальной фольклорной и поэтической традиции" [Ковешникова, 3]. Цвета, безусловно, связаны и с национальной картиной мира (цвета герба, флага). Все это позволяет говорить о цвете не только как о факте реальной действительности, о части зрительных ощущений, но и как о концепте, ибо "всякая вещь не только вещь, но и отношение к ней" [Рахили-на, 48]. В слове обычно выражается нечто большее, чем простое понятие. Цветообозначение передает не только "наглядный образ цвета" [Шемякин, 76], но и "определенные эмоционально экспрессивные оттенки" [Чесноков, 1967, 3]. В лингвистической литературе последних лет наметилась явная тенденция к изучению когнитивного аспекта языковой деятельности, проведению концептуального анализа языковых явлений (А.Вежбицкая, Е.И.Диб-рова, С.В.Ионова, В.Б.Касевич, Е.В.Рахилина, В.М.Шаклеин др.). Исследователи уделяют внимание не только "понятийному ядру" слова [Ярцева, 262], но и дополнительным значениям, проявляющимся на всех уровнях языковой системы. Цветообозначения становятся предметом интереса этнопсихолин-гвистики. В ходе ряда экспериментов были составлены билингвистические словари ассоциативных норм (Н.П.Бутенко, Н.О.Золотова, А.А.Залевская, Л.Н.Титова и др.). Но в ассоциативных связях проявляется национально-

культурная специфика восприятия испытуемых, а не концептуальные особенности цветообозначений. Описание слов со значением цвета на синтаксическом и фразеологическом уровне (Л.Г.Виниченко, В.Г.Гак, А.Н.Казейкина, В.В.Краснянский) также оказалось малопродуктивным, так как не давало объективной целостной картины при этноцентрическом подходе. Для того, чтобы выявить концептуальные особенности цветообозначений, необходимо изучить реализацию концепта "цвет" в языковой картине мира. При антропоцентрическом подходе, когда в качестве объекта исследования выступает художественное произведение, становится возможным не только выявить предметно-понятийное или денотативное значение слов-цветообозначений, но и проследить факторы формирования дополнительных значений, или коннотацию. Коннотация -это "эмоциональная, оценочная или стилистическая окраска языковой единицы узуального или окказионального характера" [Ярцева, 236], то есть любой "эмотивно окрашенный элемент содержания" [Блум-фильд, 134]. Проявление коннотации возможно лишь в ходе активного человеческого познания, причем "активность проявляется в избирательности отображения свойств объекта" [Чесноков, 2000, 42]. Процесс познания начинается с раннего детства, в процессе взросления происходит модификация концептов, в том числе и концепта "цвет". Продуктивно было бы проследить восприятие цвета в онтогенезе, поскольку этот концепт "не относится к разряду врожденных" [Вежбицкая, 1999, 20], являясь культуроспецифическим. Специальных работ, посвященных восприятию цвета детьми, нет, в лингвистике изучены лишь отдельные детали специфики детской устной и письменной речи (Ж.Пиаже, К.Ф.Седов, Е.Е.Дебердеева, С.А.Сейфулина и др.). В работе Г.Н.Кобяковой "Категория качества в русском языке и речи" представлены данные, отражающие использование цветообозначений детьми разного возраста, но в задачу автора не входило прослеживание того, как ребенок овладевает концептом,"цвет".

Актуальность данного исследования в том, что оно выполнено на основе когнитивного подхода к объекту изучения, который предполагает использование логики, философии, психологии, информатики и других дисциплин для того, чтобы решать проблему концепта и его вербализации.

Новизна работы в том, что анализ репрезентации концепта "цвет" в художественном тексте позволяет вскрыть новые аспекты и компоненты самого понятия "концепт".

Цель исследования - представить цвет как концепт, то есть как целостную систему знаний, понятий, ассоциаций, фантазий, эмоций.

Предметом исследования послужила репрезентация концепта "цвет" в тексте художественной прозы, представленная в виде функционально-семантического поля (ФСП). Все цветообозначение объединены в ФСП, то есть в "упорядоченное множество единиц, обладающих общим цветовым значением, расположенное вокруг семы, представленной прилагательными основных (абстрактных) цветообозначений, не связанных с производной основой, имеющих широкую сочетаемость и стилистически нейтральных" [Ко-бякова, 117].

В работе решаются следующие конкретные задачи:

  1. Проанализировать различные подходы к понятию "цвет", определить его роль и место в языковой картине мира.

  2. Провести сплошную выборку слов с семантикой цвета из текстов художественных произведений, составить картотеку цветообозначений и словари кореллятов цвета, использованных в анализируемых текстах.

  3. Провести экспликацию цветообозначений по признаку сходства, вычленить систему микрополей слов-кореллятов основных цветов, определить их соотношение в структуре функционально-семантического поля цветообозначений.

  4. Охарактеризовать ФСП цветообозначений, реализованное в изучаемых текстах:

определить частотность использования цветообозначений и ситуации, в которых они употреблены;

проследить роль цветообозначений в создании смыслового континиума текста; выяснить, могут ли они являться средством когезии;

установить, какова связь цветового восприятия и интерпретации событий в соответствии с мировоззренческими установками автора;

вычленить инвариантную и вариативную части концепта "цвет".

5. Сопоставить вариативные (индивидуально-авторские) части концепта "цвет" в анализируемых текстах.

При выполнении исследования использовались следующие методы: метод сплошной выборки; описательный метод; сравнительный метод, который использован при сопоставлении цветовых картин двух авторов, а также при сопоставлении авторского и узуального восприятия, зафиксированного в словарях; разновидность когнитивного анализа - "метод реконструкции намерений автора" [СКТ, 125].

На защиту выносятся следующие основные положения:

  1. Цвет - не только предметно-понятийное явление, но и концепт со всеми его ассоциативными связями и коннотативными наращениями.

  2. Коннотативные наращения у концепта "цвет" появляются, в частности, за счет репрезентации его в художественном тексте. Соотношение денотативного и коннотативных значений определяется на основе анализа микрополей структуры функционально-семантического поля цвета в конкретном произведении.

  3. Сама структура ФСП вариативна с точки зрения расположения в нем микрополей каждого из цветов в соответствии с количественными параметрами, связанными со спецификой личностного восприятия; в автобиографической прозе это восприятие автора, пропущенное через восприятие героя.

  4. Концепт "цвет" может являться своеобразным словесно-образным лейтмотивом"-текста, способствующим формированию мировоззрен-

ческой и художественной концепции произведения. Анализируемые тексты именно такого рода.

5. Инвариантная часть концепта "цвет" совпадает с материалами словарей, одинакова у разных авторов и имеет узуальные параметры, а его вариативные части представляют собой индивидуально-авторские ряды концепта.

Теоретическая значимость диссертации, В настоящее время одним из актуальных направлений науки является выработка подходов к формированию концептов и констант общекультурологического характера. Поскольку концепт - явление сложное, важно выделение в составе любого концепта частей инвариантных, узуальных и вариативных, окказиональных. Выделение этих компонентов в культуроспецифическом концепте "цвет" имеет общетеоретическое значение, поскольку это существенно и при анализе других концептов, а такой традиции еще нет.

Практическая ценность. При применении методов лингвистики и ког-нитивистики в единстве предложены некоторые новые аспекты лингвистического анализа текста. Это может быть использовано в методическом плане -в связи с внедрением когнитивного подхода в практику, а также для выработки навыков осмысленного выбора языковых средств в зависимости от коммуникативной целесообразности. Работа по вычленению инвариантной и вариативной части концепта "цвет" имеет значение и для лексикографической практики, так как вносит некоторые коррективы в отражение узуального и окказиональных значений цветообозначений в словарях.

Материалом для исследования послужила картотека, в которую вошли 432 цветообозначения из трилогии Льва Толстого "Детство. Отрочество. Юность" и 321 цветообозначение из повести А.Н.Толстого "Детство Никиты".

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, списка сокращений и трех приложений.

\

Подходы к определению понятия "цвет"

Что такое цвет? Существует множество подходов к определению этого понятия. Энциклопедический словарь дает его определение как физического явления: "Цвет - это свойство света вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии с спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения. Свет разных длин волн возбуждает цветовые ощущения при А,1: при X ок. 460 нм - фиолетовое, 470 нм - синее, 460 нм - голубое, 520 нм - зеленое, 58- нм - желтое, 600 нм - оранжевое, 640 нм - красное, 700 нм - пурпурное. Однако цвет сложного излучения не определяется однозначно его составом "[СЭС, 1459]. При изучении цветовых ощущений, то есть способности преобразовать спектральные составы светового излучения в целостное субъективное качество - хроматичность или "цветность", затрагивается проблема цветового восприятия (цветовой перцепции) предметных цветов, хроматических объектов, причем цветовая перцепция "характеризуется не только спектральным составом и интенсивностью излучения, а целым комплексом физических характеристик, связанных с конфигурацией, формой, пространственной ориентацией, движением, фигурно-фоновыми отношениями и мн. др. перцептивными качествами зрительного образа" [КПС, 433]. Психофизика, исследуя взаимоотношения между свойствами сенсорного опыта и характеристиками физических стимулов, его вызывающих, рассматривает связь между образом, воспринимаемым глазом и образом, отражающимся в мозгу. Цветовое зрение интересовало многих ученых-физиков, физиологов, психологов. И.Ньютон, Т.Юнг, Э.Лэнд задумывались над проблемой: каким образом частота света кодируется медленно действующей нервной системой. Разрабатывая содержательную теорию цвета, ученые исходят не из природы света, а ищут объяснений в конструкции человека [Грегори, 139]. Изучая механизмы цветового зрения, ученые на основании ряда опытов приходят к мнению, что на рецепторном уровне свет регистрируется тремя различными типами колбочек (теория Юнга-Гельмгольца), обладающими чувствительностью к красной, зеленой или синей областям спектра. Поступающая от них информация кодируется в сетчатке и в виде импульсов поступает в мозг, который фиксирует информацию о яркости и разности цветовых сигналов [Пэдхем, Сондерс; 4].

В психологии можно выделить две основные проблемы, связанные с цветовосприятием: членение цветового восприятия и воздействие цвета на человека. Определение количества цветов в природе -вопрос, по-своему решаемый психологами. Физики признают существование трех первичных цветов - красного, зеленого и синего; психологи выделяют шесть основных цветов: четыре элементарных (красный, желтый, синий, зеленый) и два монохроматических (черный и белый), считая все остальные цвета "смесями" [Berlin, Key; 19], или "модификационными" [Люшер, 3]. К таким смешанным цветам относят оранжевый (красный + желтый), розовый (красный + белый), фиолетовый (красный + синий), серый (белый + черный) и т.п.

Сложную проблему представляет кодификация психологического воздействия цвета. Ряд исследователей (Э.Эпли, М.Люшер, У.Бер и др.) пытались дать психологическую характеристику цветов и оттенков, определить, опираясь на экспериментальные исследования, воздействие того или иного цвета на физиологическом и эмоциональном уровнях. Итоги исследований отражены в научно-популярных книгах Макса Люшера "Магия цвета", Уль-риха Бера "Что означают цвета", а также в энциклопедиях и словарях символов Г.Бидермана, Дж.Фоли и др. Нужно отметить, что при наличии общих тенденций в воздействии того или иного цвета (синий - успокаивает, красный - возбуждает, зеленый - помогает сосредоточиться и т.п.) воздействие бывает специфично и индивидуально. Причины этого мы поясним далее - в разделе "Цвет как концепт".

Важную роль цвет играет в изобразительном искусстве. Для художника цвет - одно из выразительных средств, своего рода инструмент воздействия. В творчестве художника, который создает свои произведения с помощью линий, формы и цвета, важную роль играют ощущения цветов (как хроматических, так и ахроматических). Художники, для которых одной из важнейших задач является создание эстетического впечатления, очень большое внимание уделяют колориту, т.е. совокупности цветов живописного произведения, а также учитывают законы смешения и контраста цветов, тональности, насыщенности цвета и т.д., чтобы создать целостный и гармоничный образ. Живописец Ван-Гог отметил: "Цвет сам по себе что-то выражает". О своей кар- тине "Ночное кафе" он говорил так: "...контрасты нежно-розового, кроваво-красного и цвета дрожжей - всё в атмосфере огненного ада - выражают мрачную притягательную силу того места, где можно разориться, сойти с ума, совершить преступление". В понимании цвета между художниками, создающими цветовые гармонии, и психологами, изучающими законы восприятия цветов, расхождений нет. Разница лишь в терминологии цветовых явлений. «Художник "настраивает" отдельные свойства цвета (тон, светлоту, теплохолодность, насыщенность), чтобы создать гармоничную композицию» [Кудин, 198], единый колорит произведения, цельный художественный образ.

Концептуальные особенности трилогии

Лев Толстой еще в юношеских дневниках писал о задаче, которую ставил перед собой: "показать четыре эпохи развития человека - детство, отрочество, юность, молодость. При этом нужно избежать идеализации героя, но раскрыть основные черты каждой эпохи становления личности. В детстве -теплота и верность чувства; в отрочестве - себялюбие, скептицизм, сладострастие, начала тщеславия и гордости, помноженные на неопытность; в юности - красота чувств" [СС, т.2, 243]. Замысел был реализован в трех книгах "Детство" (1852), "Отрочество" (1854) и "Юность" (1857). Появление трилогии вызвало бурю откликов в прессе и массу подражаний в литературном мире. Русская литература еще не знала столь ярко выраженного субъективно-психологического произведения. В предисловии ко второму изданию повести "Детство" сам автор отмечал: "Когда пишешь из сердца, мыслей в голову набивается так много, в воображении столько образов, в сердце столько воспоминаний, что выражения - неполны, недостаточны и грубы. Может быть, я ошибался, но... я старался писать только из сердца" [Русск. пис, 158]. Главная особенность трилогии - декларируемая субъективность. Построенная методом ретроспекции, она передает воспоминания взрослого о себе -ребенке, подростке, юноше. Повествование идет от первого лица, "Я" - главный герой Николенька Иртеньев и (отчасти) сам Лев Толстой, причем на первый план во всех трех повестях выходят не события, а эмоции и переживания героев. Все персонажи даны в постоянном внутреннем движении, смене чувств. Автора, по словам Н.Г.Чернышевского, занимает "диалектика души героя и чистота нравственного чувства" [Чернышевский, 705], не внешние обстоятельства, а психологический отклик персонажей. Вторая особенность книги Льва Толстого в том, что эмоциональный фон, психология героев - главный предмет внимания автора. И третья особенность состоит в том, что исповедь у Льва Толстого всегда сочетается с проповедью. В статье "Что такое искусство?" он подчеркнул: "Через слово человек общается с мыслью, через образы искусства он общается чувством со всеми людьми настоящего, прошедшего и будущего" [СС. Т. 19, 231]. И рассказывая о борьбе Николень-ки с окружающим миром, со средой, Лев Толстой поднимает ряд животрепещущих нравственных проблем, вовлекая читателя в процесс самоанализа и заставляя его задуматься. Эту особенность отметил и В.Набоков: "...отделить Толстого-художника от Толстого-проповедника невозможно...; Толстой един, и борьба между художником, который увлекается красотой черной земли, белого тела, голубого снега, зеленых полей, пурпурных облаков, и моралистом ... шла в одном человеке" [Набоков, 223]..

Избегая идеализации, приукрашивания действительности, считая, что "художественный вымысел греховен", Лев Толстой создает абсолютно документальное произведение, воспроизводит сохраненный памятью душевный опыт, и, безусловно, все воспоминания (особенно в первой части "Детство") согреты теплотой лирического чувства. В последний год жизни Лев Николаевич признавался: «Когда я писал "Детство", то мне казалось, что до меня никто еще так не почувствовал и не изобразил всю: прелесть и поэзию детства» [Булгаков, 162].

У трилогии есть еще одна особенность, которая состоит в том, что рассказчиком в тексте является взрослый человек, но основная часть текста -воспоминания - написана языком ребенка. Эту особенность трилогии отмечает Л.В.Лисоченко: "О том, что язык воспоминаний - это в основном язык мальчика, свидетельствуют лексические, словообразовательные, синтаксические средства. Лексика воспоминаний - это лексика нейтральной или детской речи" [Лисоченко, 151]. Эти особенности определяют специфику восприятия цветовой картины мира в трилогии Льва Толстого. ;

Концептуальные особенности повести

Концептуальные особенности повести

Повесть Алексея Николаевича Толстого "Детство Никиты" появилась спустя более 60 лет после выхода в свет трилогии Льва Толстого, в 1920 году за границей. Об истории ее создания нам известно от самого автора: «"Детство Никиты" написано оттого, что я обещал маленькому издателю для журнальчика детский рассказик. Начал - и будто раскрылось окно в далекое прошлое со всем очарованием, нежной грустью и острым ощущением природы, какие бывают в детстве» [ПСС, т. 13, 563]. Невозможно не заметить контраста между иронически-пренебрежительным настроем первой фразы ("маленький издатель", "журнальчик", "рассказик") и лирически-щемящим настроением второй. Да, повесть "Детство Никиты" возникла, казалось бы, из ничего, из пустяка, но произошло это удивительно вовремя. К этому времени сам А.Н.Толстой с, особой силой переживал тоску по Родине, горек стал хлеб изгнания, не грело чужое солнце. И тогда ностальгическая книга о детстве стала сугубо современной; тогда совершенно актуальными стали воспоминания о детстве. Эта книга, как справедливо отметили критики в Париже и в Берлине, "последняя повесть о счастливом дворянском быте, уводящая в счастливую и невозвратимую пору детства [Векслер, 157], не случайно первоначально называлась "Повесть о многих превосходных вещах". Понятно, почему повесть отличается "подкупающим лиризмом, тонким проникновением в поэтическую сущность и своеобразие детского восприятия, чутко отзывающегося на всё происходящее вокруг" [Щербина, 188]. Автор снова становился ребенком, возвращался в детство, чтобы излечить душу от неизбывной тоски по Родине. В автобиографической повести А.Н.Толстого многое перекликается с детскими впечатлениями, она более документальна, чем трилогия Льва Толстого. Об этом свидетельствуют эпизоды из писем и воспоминаний: "Я рос в созерцании, растворении среди великих явлений земли и неба. Июльские молнии над черным садом; осенние туманы, как молоко; сухая веточка, скользящая под ветром на первом ледку пруда; зимние вьюги, засыпающие сугробами избы до самых труб; люди в круговороте времен года; рождение и смерть, как восход и закат солнца, как судьба зерна; животные, птицы; козявки с красными рожицами, живущие в щелях земли, запах спелого яблока, запах костра в сумеречной лощине; мой друг Мишка Коряшонок и его рассказы; зимние вечера под лампой;.книги, мечтательность... Вот поток дивных явлений, лившийся в глаза, уши, вдыхаемый, осязаемый" [ПСС, т. 13, 557]. Эти мотивы, образы - в повести. Вместе с главным героем Никитой мы проживем 9 месяцев от зимы до осени, окунемся в "поток дивных явлений", ощутим этот мир так, как его ощущает ребенок: ".... непосредственно, на-ощупь, как воздух, как воду. И это слишком холодно или слишком обжигающе, но у ребенка самое: здоровое восприятие" [ПСС, т. 13, 559]. В этом и состоит основное отличие повести А.Н.Толстого от автобиографической трилогии предшественника. В книге "Детство Никиты" царит "настоящее детское время", в ней нет дистанции между ребенком-героем и взрослым-рассказчиком. Писатель дает картину мира, увиденную глазами маленького человека. Детское мировосприятие полновластно.

Хотя А.Н.Толстой продолжал традицию автобиографической прозы и его повесть стоит в одном ряду с трилогией Льва Толстого и с "Семейной хроникой" С.Т.Аксакова, с "Детством Темы" Н.Г.Гарина-Михайловского и др., но все же качественно отличается от них прежде всего по методу художественного построения. Это синтетический метод. "По чеховской традиции писатель воспроизводит объективные процессы душевной жизни своего ге-роя, но, поскольку повесть не лишена автобиографических элементов, и тол-стовско-аксаковскому методу ретроспекции принадлежит важная роль" Никита и природа. Для [Векслер, 1,63]. Но, в отличие от Льва Толстого, субъективное в повести художественно претворяется в отвлечении от своего "я", объективизируется. В результате десятилетний Никита для писателя прежде всего личность и только после этого - собственное бывшее "я". Поэтому и повествование ведется от третьего лица. Если трилогия Льва Толстого - это художественная реконструкция поры взросления с введением позднейших догадок и домыслов, то повесть А.Н.Толстого свободна от этих условностей, от мнимой, иллюзорной мемуарности.

Еще одна особенность книги: в ней два героя А.Н.Толстого, впрочем, как и для ребенка, свойственно "языческое" воспри ятие мира как единого, целого, живого организма. И жизнь природы (живот ных насекомых, растений) в повести не менее важна, чем жизнь ребенка. Цельность мироощущения - характерная для А.Н.Толстого черта. Сам он от метил: "Для нас образное мышление только часть художественного мышле ния. Если я буду мыслить образами, то есть представлениями предметов, то всё бесчисленное количество их, всё, что окружает меня, превратится в бес смысленный хаос. Нужно осмыслить целостный . облик действительности" [ПСС.т.13,356].

Похожие диссертации на Концепт "цвет" в лингвокогнитивном аспекте : На материале автобиографической прозы