Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Метафора в повествовании: композиционно-языковой аспект : на материале современной русской прозы Звездина, Юлия Владимировна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Звездина, Юлия Владимировна. Метафора в повествовании: композиционно-языковой аспект : на материале современной русской прозы : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Звездина Юлия Владимировна; [Место защиты: Бурят. гос. ун-т].- Чита, 2012.- 154 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/615

Введение к работе

Реферируемая работа посвящена анализу композиционной роли метафоры в тексте на материале прозаических произведений современных русских писателей.

Текст представляет собой систему знаков и обладает такими важнейшими свойствами, как связность, отграниченность, цельность. Эти свойства, присущие любому тексту, проявляются и в плане содержания, и в плане выражения. А.И. Горшков подчёркивает, что эти планы неразрывны, один без другого не существует: «Поэтому говорят ещё о двуединстве текста, имея в виду единство двух планов, двух сторон: содержания и его языкового выражения» [Горшков 2001: 104].

Изучение текста предполагает вопрос рассмотрения его языковой композиции. Проблема языковой композиции детально начала разрабатываться сравнительно недавно (с середины ХХ в.), основы изучения этой проблемы были заложены В.В. Виноградовым. Большой вклад в изучение языковой композиции внёс А.И. Горшков, его ученики и последователи продолжают данное исследование, поэтому изучение языковой композиции входит в круг научных интересов таких учёных, как Г.Д. Ахметова [Ахметова 2002, 2008, 2010], Н.Б. Анциферова [Анциферова 2010], Н.Н. Глухоедова [Глухоедова 2009], А.В. Иванова [Иванова 2008], А.В. Курганская [Курганская 2011], М.С. Некрасова [Некрасова 2011], Л.Ю. Папян [Папян 2010], Ю.М. Папян [Папян 2002], Н.Ю. Чугунова [Чугунова 2011] и др.

Изучение языковой композиции является актуальной проблемой для современной филологии: анализ словесной композиции в разных аспектах позволяет выявить особенности языка и структуры современных текстов, что углубляет научное знание о тексте как лингвистическом феномене с точки зрения стилистики.

На современном этапе представляется актуальным исследование динамики языковых процессов в художественном тексте, одним из которых является метафоризация: современная русская проза характеризуется высоким уровнем метафоричности. Г.Д. Ахметова называет данное явление "уходом в метафору" [Ахметова 2002, 2008].

Исследование функций метафоры в составе языковой композиции позволяет изучить языковую композицию также в аспекте языковой картины мира и национального сознания. Это объясняется тем, что метафора связана с ментальными процессами. Исследования, выполняемые в русле когнитивной лингвистики, подтверждают метафоричность человеческого сознания и мышления. Так, многие повседневные понятия основаны на метафоре [Лакофф, Джонсон 1990], более того, метафора представляется феноменом не лингвистическим, а ментальным: «языковой уровень лишь отражает мыслительные процессы. Метафорические значения слов – это не украшение мыслей, а лишь поверхностное отражение концептуальных метафор, заложенных в понятийной системе человека и структурирующих его восприятие, мышление и деятельность» [Будаев, Чудинов 2008: 41]. Метафора осознаётся как способ изменения мира: «Возможно, что метафора вообще есть наиболее мощный лингвистический инструмент, который мы имеем в нашем распоряжении для преобразования действительности в мир, способный адаптироваться к целям и задачам человека» [Анкерсмит 2003: 85].

История изучения метафоры ведет своё начало от Аристотеля [Аристотель 1957], который первым дал определение этого языкового явления. Внимание лингвистов к метафоре было привлечено в ХХ в. в связи с познавательными процессами.

Актуальность исследования определяется, во-первых, метафоризацией современной русской прозы, при этом под метафоризацией понимаются не только ментальные процессы, но и особенности композиционного построения текста [Ахметова 2002: 90]. Русская проза начала XXI в. следует традициям русской художественной литературы. Так, для языка русской прозы начала ХХ в. было характерно увеличение роли тропов, что привело «к существенным изменениям в общем характере повествования. В прозе начала XX в. складываются своеобразные отношения между прямыми и непрямыми обозначениями. Для структуры текста характерны колебания от прямых к непрямым обозначениям и обратно» [Кожевникова 1971: 222-300]. Подобные явления наблюдаются и в прозе начала XXI в.: «Обращение к метафоре с целью постижения и представления "духа времени", ментальности соответствующего социума вполне закономерно – это своего рода зеркало, в котором вне зависимости от чьих-либо симпатий и антипатий отражается национальное сознание на определённом этапе развития общества» [Чудинов 2008: 86]. Метафоризация стала самой важной особенностью современной русской прозы [Ахметова 2008: 138], что свидетельствует о попытке человека по-новому осмыслить изменившуюся действительность, декодировать получаемую информацию через новые номинации.

Во-вторых, актуальность исследования обусловлена тем, что изучение функционирования метафоры в произведениях разных авторов позволяет сделать выводы о языке современной прозы в целом.

В-третьих, изучение и описание метафоры в языке современной русской прозы представляет особый интерес для стилистики, так как позволяет выявить место метафоры в языковой композиции текста.

Объект исследования – метафора как явление языка и компонент языковой композиции художественных текстов современной русской прозы.

Предмет исследования – композиционно-языковой аспект употребления метафоры в художественном тексте.

Цель исследования заключается в следующем: на материале художественных прозаических произведений современных русских писателей выявить и проанализировать композиционную роль метафоры в тексте.

Достижение выдвинутой цели предполагает решение следующих задач:

      1. Проанализировать употребление метафоры в составе языковой композиции произведения.

      2. Классифицировать индивидуально-авторские метафоры по семантическому признаку.

      3. Выявить структуру метафорического словесного ряда.

      4. Выявить и проанализировать функции индивидуально-авторской метафоры в создании художественного образа.

      5. Выявить и проанализировать функции метафоры в выражении точки видения в произведении.

      Методологическую основу для исследования составили труды Н.Д. Арутюновой, Г.Д. Ахметовой, В.В. Виноградова, И.Р. Гальперина, А.И. Горшкова, В.М. Жирмунского, Л.Г. Кайды, В.И. Карасика, В.В. Колесова, В.Г. Костомарова, В.П. Москвина, О.А. Нечаевой, В.В. Одинцова, Е.В. Падучевой, Ю.М. Папяна, Г.Н. Скляревской, Б.А. Успенского, В.К. Харченко, А.П. Чудакова, Д.Н. Шмелёва, Л.В. Щербы и др.

      Методы исследования. 1. Общенаучный метод: наблюдение за особенностями употребления метафоры в языковой композиции анализируемых текстов. 2. Общефилологические методы: композиционный анализ, контекстологический анализ при исследовании метафорических словесных рядов произведения в составе языковой композиции, компонентный анализ.

      Материал исследования – современные прозаические произведения, представленные такими авторами, как Андрей Геласимов, Евгений Гришковец, Денис Гуцко, Михаил Елизаров, Виктор Ерофеев, Максим Максимов, Юрий Мамлеев, Игорь Сахновский, Роман Сенчин, Ольга Славникова, Александр Снегирёв, Анатолий Тосс, Вадим Шарапов, Сергей Шаргунов, Людмила Улицкая.

      Выбор авторов объясняется, во-первых, целью проанализировать метафорические явления в современной русской прозе на значительном художественном материале; во-вторых, своеобразием анализируемых произведений, демонстрирующих тематическое, жанровое и языковое разнообразие, характеризующихся общей тенденцией к метафоризации.

      Было проанализировано 275 произведений различных жанров пятнадцати авторов, общим объёмом 4526 страниц, что составляет 237,02 усл. печ. л. Всего было выявлено более 500 фактов употребления индивидуально-авторской метафоры. Метафоры составляют около 1,5% от общего количества слов в тексте, то есть один случай употребления метафоры на 1 страницу текста.

      Положения, выносимые на защиту:

      1. Композиционно-языковой аспект изучения метафоры предполагает выделение метафоры как компонента языковой композиции.

      2. Возможна классификация индивидуально-авторских метафор по семантическому признаку: витальные метафоры, предметные метафоры, мортальные метафоры.

          1. Индивидуально-авторские метафоры в своём функционировании в тексте объединяются в метафорические словесные ряды, участвующие в создании художественного образа.

          2. В тексте художественного произведения выделяется доминирующий художественный образ, в создании которого участвует метафорический словесный ряд.

          5. Метафорические словесные ряды являются способом выражения точки видения: образа автора, персонажа, неопределённого лица.

          Научная новизна исследования заключается в том, что впервые предпринята попытка классификации индивидуально-авторских метафор (употребляемых в произведениях современных прозаиков) с точки зрения семантики. Кроме того, описаны функции метафоры в языковой композиции текста и проанализирован метафорический словесный ряд, сформулировано его определение. Выявлена роль метафорических словесных рядов в создании художественного образа.

          Теоретическая значимость работы заключается в том, что её результаты расширяют представление о языковой композиции текста и метафоре как важном компоненте языковой композиции произведения. Исследование метафоры в языке современной русской прозы даёт возможность более полно представить её участие в формировании художественного образа, а также в процессах познавательной деятельности.

          Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в преподавании таких предметов вузовского цикла, как «Филологический анализ текста», «Лингвистический анализ текста», «Стилистика», «История русской литературы».

          Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и списка источников.

          Апробация работы:

          1. Международная научно-практическая конференция «Русский язык в современном Китае» (Китай, г. Хайлар, Хулуньбуирский институт, 20-23 апреля 2009 года);

          2. II Международная научная конференция «Интерпретация текста: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты» (Чита: ЗабГГПУ, 30-31 октября 2009 г.);

          3. III Международная научная конференция «Интерпретация текста: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты» (Чита: ЗабГГПУ, 10-11 декабря 2010 г.).

          4. IV Международная научная конференция «Интерпретация текста: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты» (Чита: ЗабГГПУ, 9-10 декабря 2011 г.).

          Основные положения исследования отражены в 10 публикациях общим объемом 4,02 печ.л., в том числе две статьи в журнале «Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского (Серия "Филология, история, востоковедение")» (Чита) и одна статья в журнале «Гуманитарный вектор» (Чита), которые входят в перечень рецензируемых научных изданий, включённых в реестр ВАК МОиН РФ.

          Автором исследования разработаны и проведены лекционно-практические занятия по дисциплинам «Лингвистический анализ текста», «Стилистика», «Стилистика и литературное редактирование», «Современный русский язык (лексикология)», на которых были внедрены материалы и основные результаты диссертационного исследования.

          Диссертация обсуждалась на расширенном заседании НИЛ «Интерпретация текста» и НИИ Филологии и межкультурной коммуникации с участием кафедры русского языка и методики его преподавания, кафедры русского языка как иностранного, кафедры литературы Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского (г. Чита).

          Похожие диссертации на Метафора в повествовании: композиционно-языковой аспект : на материале современной русской прозы