Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Концептуальная семантика пространства в замятинском тексте Фотинова, Юлия Юрьевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Фотинова, Юлия Юрьевна. Концептуальная семантика пространства в замятинском тексте : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Фотинова Юлия Юрьевна; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина].- Тамбов, 2012.- 205 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/1198

Введение к работе

Начало нового тысячелетия в лингвистике было ознаменовано повышением внимания исследователей к базовым когнитивным категориям, к которым, без сомнения, относится и пространство. Проблема моделирования пространства и пространственных отношений является одной из интенсивно разрабатываемых в последнее время. Большое количество работ посвящено как общим вопросам, связанным с описанием категории пространства, так и отдельным ее аспектам.

Данная категория выдвигается на передний план не только в лингвистике, в работах О.Ю. Богуславской, Ю.С. Степанова, В.Н. Топорова, Е.В. Урысон, Е.С. Яковлевой, Н.Д. Арутюновой, В.Г. Гака, А.Д. Шмелева, В.В. Колесова, Е.С. Кубряковой, М.В. Всеволодовой, В.В. Тихоновой, С.Б. Аюповой, Д.А. Щукиной и др., но и в смежных науках: культурологии, психологии, философии.

Пространство, как известно, наряду со временем, – одна из форм существования материи и также одна из основных языковых категорий. Пространство – наиболее значимый элемент языковой картины мира, поэтому одноименный концепт занимает значимое место в художественном тексте.

Концепт пространство относится к базовым концептам, на которых основывается наше языковое сознание. Особенно актуальным представляется исследование функционирования этих концептов в художественном тексте, а также выявление той роли, которую они играют в формировании идиостиля писателей.

В своей работе мы хотели бы обратить внимание на то, что в языковом отношении придает неповторимый национальный колорит произведениям Е.И. Замятина и является показателем индивидуальности писателя. Необыкновенно яркий и образный язык его произведений, к сожалению, мало изучен. Очевидно, что богатая и самобытная языковая палитра писателя заслуживает самого пристального внимания исследователей, тем более что «еще современники отмечали ту ювелирную технику, с какой выписывался, лепился Е.И. Замятиным каждый образ – от имени или прозвища до междометия или многоточия» [Алтабаева 1997].

Особое внимание изучению творчества писателя как национального феномена замятиноведы стали уделять в конце 90-х годов XX века. Круг вопросов, входящих в эту проблематику, был и остается чрезвычайно широк: это и определение способов создания национального характера, и наследование традиций народной культуры, и вопросы, связанные с жанровыми формами в творчестве писателя, а также со своеобразием его творческого метода. Как отмечают ученые, Е.И. Замятин на протяжении всего своего творческого пути «пытался «проинтегрировать» специфику русского национального характера и русской истории в параметрах мировой и, прежде всего, европейской цивилизации» [Полякова 2004], вот почему этого писателя «можно смело назвать ярко национально выраженным художником» [Желтова 2003].

Картинам пространства, созданным Е.И. Замятиным, также присущ национальный колорит. Писатель знал и любил русское слово в его живом разговорном обличии, владел им, ценил его как универсальное средство художественной выразительности. Не случайно «при чтении произведений Е.И. Замятина возникает особое ощущение реальности, сиюминутности происходящего. Его герои настолько естественны, натуральны, искренни в любых своих проявлениях, что подчас трудно избавиться от состояния присутствия, соучастия в описываемых событиях» [Алтабаева 1997].

Актуальность исследования определяется следующими факторами:

- необходимостью выявления и описания специфических черт концептуальной семантики пространства в замятинском тексте;

- включенностью работы в круг современных филологических исследований, связанных с изучением сложной и многомерной системы концептов в художественных текстах;

- отсутствием системных исследований в области языка и индивидуально-авторского стиля произведений Е.И. Замятина;

- неразработанностью проблемы репрезентации концепта пространство в произведениях Е.И. Замятина;

- недостаточной изученностью особенностей функционирования пространственной лексики в концептуальном пространстве художественного текста;

- потребностью в исследовании концептосферы замятинского текста с позиций новых научных парадигм: лингвокультурологической и когнитивно-дискурсивной.

Объектом нашего исследования являются тексты малых эпических форм художественной прозы Е.И. Замятина – его повести и рассказы.

Предмет исследования – репрезентации концептуальной семантики пространства в замятинском тексте и их индивидуально-авторская специфика.

Цель работы – рассмотреть систему языковых средств, репрезентирующих концепт пространство в произведениях Е.И. Замятина, для выявления особенностей представления концептуальной семантики пространства в замятинском тексте.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть общенаучные, в том числе философские, собственно лингвистические и другие предпосылки исследования пространства.

  2. Проанализировать различные подходы к изучению языковой картины пространства в современной когнитивной науке.

  3. Установить и охарактеризовать лексические и грамматические средства репрезентации концептуальной семантики пространства в замятинском тексте.

  4. Выявить индивидуально-авторские особенности организации пространства в произведениях Е.И. Замятина.

  5. Изучить специфику идиостиля Е.И. Замятина при изображении локализации героев произведений в пространстве.

  6. Показать художественное своеобразие представления в замятинском тексте пространственных картин с привлечением элементов сопоставительного анализа.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Пространство – значимый элемент художественного текста. В сознании человека знания о жизненном мире аккумулирует и хранит концепт пространство, рассматриваемый как «глобальный контейнер». В языке пространственные отношения находят отражение в содержании одноименной категории.

  2. Система средств репрезентации концептуальной семантики пространства в замятинском тексте проявляет себя в виде структуры, имеющей признаки функционально-семантического поля: лексические репрезентации пространства относятся к ядерной зоне, грамматические – к периферии.

  3. Центральное положение занимают традиционные для русского национального сознания репрезентации – дом (изба, усадьба, закута, каюта, комната и другие). Их употребление характерно как для более ранних («Уездное», «Апрель», «На куличках», «Алатырь» и других), так и для поздних произведений писателя («Рассказ о самом главном», «Русь», «Ела», «Икс», «Слово предоставляется товарищу Чурыгину»).

  4. Пространство в замятинском тексте обладает такими концептуальными признаками, как динамичность/статичность, близость («свое» пространство)/отдаленность («чужое» пространство), открытость/замкнутость, организованность/неорганизованность, темнота/освещенность.

  5. Е.И. Замятин, как яркий выразитель русской ментальности, национален в системе своего идиостиля в целом и в отдельном его элементе – средствах выражения концептуальной семантики пространства. В замятинском тексте функционируют безэквивалентные единицы – пространственные репрезентанты, такие, как изба, закута, кабак.

  6. Специфика и своеобразие реализации концепта пространство в замятинском тексте нашли отражение в результатах сопоставительного анализа языковых средств отражения пространственной картины во фрагменте, включающем исследование ее представления в произведениях Е.И. Замятина и малой прозе С.Н. Сергеева-Ценского.

Методология исследования. В основу работы положены основные положения теории концептуализации и языковой репрезентации (Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Н.Н. Болдырев, Дж. Лакофф, Р.М. Фрумкина, В.И. Карасик,); теории лингвокультурологии (В.В. Колесов, Д.С. Лихачев, Ю.С. Степанов, Г.Г. Слышкин, Н.Ф. Алефиренко); теории художественного дискурса и текста (Ю.М. Лотман, М.М. Бахтин, Л.Г. Бабенко); теории моделирования пространства и пространственных отношений (О.Ю. Богуславская, Ю.С. Степанов, В.Н. Топоров, Е.В. Урысон, Е.С. Яковлева, Н.Д. Арутюнова, В.Г. Гак, А.Д. Шмелев, В.В. Колесов, Е.С. Кубрякова, В.В. Тихонова, С.Б. Аюпова, Д.А. Щукина и другие).

Теоретическая основа исследования. В работе мы опираемся на концепцию замятинского текста как феномена русской национальной культуры, разработанную в трудах Е.В. Алтабаевой [Алтабаева 2009, 2010, 2011 и др.] Согласно данной концепции, замятинский текст обладает особым языковым обликом и отчетливо выраженными дифференциальными признаками. Введение понятия «замятинский текст» значимо для современной лингвистической науки, так как дает новые возможности изучения художественного текста, воплощения в нем русского языкового сознания. В концепции Е.В. Алтабаевой среди важнейших дифференциальных признаков замятинского текста выделяется особый хронотоп, позволяющий говорить об авторском пространственно-временном континууме [Алтабаева 2009].

Материалом исследования послужили произведения Е.И. Замятина раннего периода (повести «Уездное», «На куличках», «Алатырь», рассказы «Пещера», «Апрель», «Непутевый», «Землемер», «Африка», «Три дня», «Островитяне», «Ловец человеков») и более поздние произведения («Рассказ о самом главном», «Русь», «Ела», «Икс», «Слово предоставляется товарищу Чурыгину»).

При проведении исследования использовались следующие методы и приемы: описательный метод с применением приемов наблюдения, интерпретации, сопоставления, обобщения и типологизации; метод концептуального анализа и методика компонентного анализа для установления семантической структуры номинативных единиц, обозначающих положение в пространстве; элементы когнитивно-дискурсивного и сравнительно-сопоставительного метода; структурно-семантический и линвокультурологический методы; метод филологического анализа текста; приемы сплошной выборки и статистического описания.

Научная новизна работы состоит в том, что

- феномен замятинского текста исследуется с малоизученной стороны языкового представления его концептосферы – в концептуальном аспекте;

- изученный нами материал никогда ранее не выбирался в качестве предмета научных изысканий;

- впервые выявлена и проанализирована система средств представления концептуальной семантики пространства в замятинском тексте;

- произведено комплексное описание ранее неисследованных специфических черт языковой картины пространства писателя;

- фрагмент концептосферы произведений Е.И. Замятина проанализирован с учетом когнитивно-дискурсивного и лингвокультурологического подходов к исследуемому феномену.

Результаты исследования имеют теоретическую значимость, поскольку вносят вклад в современное замятиноведение. Результаты работы могут быть использованы при дальнейшей разработке вопросов, связанных с описанием концептов национального языкового сознания. Материалы данного исследования способствуют расширению представлений о концептуальной семантике пространства, способах ее репрезентации в различных художественных текстах. Материалы диссертационного исследования важны для развития концепции творческой эволюции Е.И. Замятина.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы диссертации могут быть использованы в процессе изучения курса современного русского языка в высших учебных заведениях (разделы «Лексикология», «Синтаксис»), в практике преподавания лингвистического анализа текста, стилистики современного русского языка, при разработке спецкурсов и спецсеминаров по изучению языка замятинского текста и литературного процесса ХХ века, при изучении русского языка как иностранного, в практике преподавания русского языка, лингвистического краеведения, основ лингвокультурологии в школах с гуманитарным уклоном. Кроме того, результаты исследования могут быть применены в лексикографической практике при составлении словаря языка писателя.

Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены в докладах на международных научных конференциях «Проблемы русского общего языкознания» (г. Елец, 2004 г.), «Селищевские чтения» (г. Елец, 2011 г.), «Квалификационная филологическая подготовка специалистов на факультете педагогики и методики начального образования в свете модернизации системы образования» (г. Борисоглебск, 2009 г.), «Экология культуры и языка: проблемы и перспективы» (г. Архангельск, 2006 г.), на научно-практической конференции «Наследие Д.С. Лихачева в культуре и образовании России» (г. Москва, 2006 г.), на Международном конгрессе по когнитивной лингвистике (г. Тамбов, 2006 г.), Международной научной конференции «Филология и культура» (г. Тамбов, 2007 г.), Международной научно-методической конференции «Славянский мир: духовные традиции и словесность» (г. Тамбов, 2011 г.). Материалы исследования были отражены в выступлениях на международных научно-практических конференциях «Проблемы моделирования в развивающихся образовательных системах» (2004 г.), «Аспекты исследования языковых единиц и категорий в русистике ХХI века» (2007 г.), «Русистика ХХI века: традиции и тенденции» (2008 г.), на региональной конференции «Традиции и новаторство в изучении и преподавании русского языка» (2005 г.), на аспирантских семинарах, проходивших в Мичуринске, а также вошли в межвузовский сборник научных трудов, посвященный 75-летию профессора П.А. Леканта, «Русское слово, высказывание, текст: рациональное, эмоциональное, экспрессивное» (г. Москва, 2007 г.).

Основные положения исследования отражены в 25 публикациях, две из них – в изданиях, рекомендованных ВАК РФ. Исследование поддержано грантом РГНФ, проект № 11-14-68002а/Ц.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка литературы, Списка использованных словарей, Приложения.

Похожие диссертации на Концептуальная семантика пространства в замятинском тексте