Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Лексическая объективация концепта "Петербург" в художественной картине мира А. Блока Авдонина Лионора Николаевна

Лексическая объективация концепта
<
Лексическая объективация концепта Лексическая объективация концепта Лексическая объективация концепта Лексическая объективация концепта Лексическая объективация концепта
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Авдонина Лионора Николаевна. Лексическая объективация концепта "Петербург" в художественной картине мира А. Блока : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Авдонина Лионора Николаевна; [Место защиты: Воронеж. гос. ун-т].- Пенза, 2009.- 218 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-10/731

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические проблемы лингвокогнитивного анализа 10-57

1. Когнитивное направление в современной лингвистике 10-17

2. Понятие концепта 17-25

3. Структура концепта 26-31

4. Концептосфера как репрезентация картины мира 31-40

4.1. Основные типы картин мира 31-38

4.2. Особенности художественной картины мира 38-40

5. Методика лингвокогнитивного исследования 40-43

6. Топонимические концепты как предмет изучения 43-51

7. Индивидуально-авторский концепт как вариант национального концепта 52-55

Выводы 55-57

Глава 2. Языковые средства объективации концепта «Петербург» в поэзии А. Блока 58-116

1. Номинативное поле концепта «Петербург» в поэзии А. Блока 58-110

1.1. Холистическая номинация концепта «Петербург» 60-63

2.1. Признаковая номинация концепта «Петербург» 63-98

2.2. Партитивная номинация концепта «Петербург» 99-107

2. Когнитивный анализ языковых средств, образующих номинативное поле концепта «Петербург» в поэзии А. Блока 107-113

Выводы 113-116

Глава 3. Содержание и структура концепта «Петербург» в художественной картине мира А. Блока 117-157

1. Модель концепта «Петербург» в поэзии А. Блока 117-134

1.1. Полевая организация концепта «Петербург» в поэзии А. Блока 118-119

1.2. Макроструктура концепта «Петербург» в поэзии А. Блока 119-134

2. Эволюция концепта «Петербург» в творчестве А. Блока 135-152

Выводы 153-157

Заключение 158-163

Использованная литература 164-186

Приложения 187-218

Введение к работе

Петербург Блока - наиболее реальный
из
Петербургов, нарисованных

художниками новейшего времени. Он до безразличия одинаково существует в жизни и в воображении. В то же время образ этого города составлен из черт, отобранных рукою такою нервною, и подвергся такому одухотворению, что весь превращен в захватывающее явление редчайшего внутреннего мира.

Б. Пастернак

Реферируемая работа посвящена исследованию лексической объективации концепта «Петербург» в художественной картине мира А. Блока. «Петербург» - важнейший компонент концептосферы русской культуры и важнейший элемент концептосферы Серебряного века.

Современный этап развития лингвистики связан с пониманием языка
как инструмента и одновременно отражения результатов познания
человеком мира. Антропологическая парадигма лингвистики, в русле
которой лежат исследования такого рода, позволяет на новом уровне,
в качестве целостного феномена анализировать как систему

языка, так и лингвокреативную деятельность человека, в том числе художника слова.

Актуальность исследования обусловлена растущим интересом филологической науки к проблеме восприятия и интерпретации художественного текста в антропоцентрическом и когнитивном аспектах, потребностью в развитии и совершенствовании методики семантико-когнитивного анализа концептов в целом и топонимических концептов в частности, важностью исследования концепта «Петербург» как одного из центральных компонентов русской художественной концептосферы в художественной картине мира А. Блока. Целостного лингвоконцепто-логического исследования концепта «Петербург» в творчестве поэта-символиста до сих пор не проводилось.

Теоретической основой исследования послужили положения, разработанные в трудах отечественных и зарубежных языковедов по лингвистике текста, когнитивной лингвистике и когнитивной лингвопоэтике, лингвокультурологии, лингвистической семантике, теории поля (Н.Ф. Алефиренко, С.А. Аскольдов, А.П. Бабушкин, Н.Н. Болдырев, А. Вежбицка, С.Г. Воркачев, А.А. Залевская, В.И. Карасик, Ю.Н. Караулов, В.Б. Касевич, В.В. Колесов, Е.С. Кубрякова, Д.С. Лихачев, Л.В. Миллер, М.В. Никитин, В.А. Пищальникова, З.Д. Попова, Е.В. Рахилина, Г.Г. Слышкин, Ю.С. Степанов, И.А. Стернин, P.M. Фрумкина, М.Хайдеггер, А.А. Худяков, М.В. Черепанов, Л.О. Чернейко, Е.С. Яковлева и др.).

Концепт «Петербург» в художественной картине мира А. Блока исследуется в данной работе методом семантико-когнитивного анализа (З.Д. Попова и И.А. Стернин), цель которого заключается в выявлении признаков изучаемого концепта через анализ объективирующих концепт языковых единиц и моделировании структуры концепта.

Объектом исследования выступают языковые средства репрезентации топонимического индивидуально-авторского концепта «Петербург» в поэтических текстах поэта Серебряного века А. Блока.

Предметом исследования являются содержание и структура индивидуально-авторского концепта «Петербург» в художественной концептосфере А. Блока.

Цель исследования - на основе анализа семантики языковых средств объективации концепта «Петербург» в текстах А. Блока выявить содержание и моделировать структуру исследуемого концепта как компонента индивидуально-авторской концептосферы А. Блока.

Поставленная цель определяет следующие задачи исследования:

определить теоретические основы исследования;

выявить номинативное поле концепта «Петербург» в текстах А. Блока;

описать семантику выявленных языковых единиц номинативного поля концепта «Петербург» в поэзии А. Блока;

провести когнитивную интерпретацию результатов семантического описания лексических средств, номинирующих концепт «Петербург» в поэзии А. Блока, и выявить когнитивные признаки индивидуально-авторского концепта «Петербург» в концептосфере А. Блока;

описать содержание и моделировать структуру концепта «Петербург» в индивидуально-авторской концептосфере А. Блока.

Цель и задачи исследования определили выбор методов: описательный метод, семантико-когнитивный метод, контекстуальный анализ, семный анализ, метод полевого структурирования.

Источником исследования являются лирические стихотворения и поэмы А. Блока 1898-1921 годов, которые составляют, по мнению поэта, лирическую трилогию. В результате анализа более 1000 стихотворных текстов было зафиксировано 151 стихотворение и 3 поэмы и определен материал исследования - 711 фрагментов текста, объективирующих исследуемый концепт.

Теоретическая значимость работы состоит в углублении представлений о концептах как элементах концептосферы личности, расширении теоретических представлений об индивидуально-авторских концептах как особом типе концептов, разработке приемов анализа индивидуально-авторского топонимического концепта семантико-контекстуальными методами.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в выявлении номинативного поля концепта «Петербург» в индивидуально-

авторской языковой картине мира А. Блока на материале всех поэтических произведений поэта, описании содержания и структуры общественно значимого для русской культуры концепта «Петербург» как важного компонента русской художественной картины мира, установлении специфики содержания исследуемого концепта в индивидуально-авторской концептосфере А. Блока, выявлении динамики развития концепта в концептосфере поэта.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования разработанных принципов и методов описания для моделирования других индивидуально-авторских и топонимических концептов, а также возможностью применения результатов исследования в лекционных курсах по современному русскому языку, лингвопоэтике, когнитивной лингвистике, спецкурсах по языку русской поэзии, в практике преподавания русского языка и литературы в школе.

Положения, выносимые на защиту:

1. Концепт «Петербург» является ключевым компонентом индивидуально-авторской концептосферы А. Блока, он устойчиво объективируется в различной языковой форме в каждом шестом тексте поэта на протяжении всего творчества (I период - в 55 текстах, II период -в 60 текстах, III период - в 39 текстах), имеет 794 текстовые объективации, что свидетельствует о потребности поэта в осмыслении и вербализации данного концепта в художественном творчестве.

2. Основными видами языковой объективации топонимического
концепта «Петербург» в поэтических текстах А. Блока являются:
холистическая номинация (город, столица, Петербург, страна Финского
залива, финский брег, град
и др.), признаковая номинация (камни, фонари,
море, окутан мглою, пьяная толпа, опустевший, таинственный,
каменный, город торговли, толпа гудит, заметенный снегом, туманный,
чугунный, колокольный звон, северный, добрый, вдохновляющий, грозный
и др.), партитивная номинация (Нева, Пушкинский Дом, Сфинкс, соборы,
Петр, Елагин мост, Вольный остров, предок царственно-чугунный,
Сенная, площадь Сената
и др.). Особенностью индивидуально-авторской
языковой картины мира А. Блока является существенное преобладание
признаковой номинации и стремление поэта избегать прямой
топонимической номинации концепта (слово Петербург встречается
в проанализированных текстах всего 1 раз).

3. Основные индивидуально-авторские особенности концепта
«Петербург» в художественной концептосфере А. Блока проявляются
в следующем:

а) высокая яркость энциклопедического поля с объемной описательной зоной;

в) объемный образный компонент концепта, в котором при доминировании перцептивных образов выявляются и достаточно многочисленные когнитивные (метафорические) образы;

в) наличие в сравнительно небольшом интерпретационном поле
объемной утилитарной зоны, присутствие в концепте мифологической
зоны;

г) преобладание в структуре концепта неоценочных когнитивных
признаков.

4. Концепт «Петербург» является устойчивым когнитивным
образованием в концептосфере поэта на всех (I, II и III) этапах его
творчества и демонстрирует высокую рекуррентность в текстах.

5. Концепт «Петербург» в индивидуально-авторской концептосфере
А. Блока является нежесткой когнитивной структурой: когнитивные
признаки в разные периоды творчества поэта перемещаются из одного
слоя или зоны концепта в другие, но при этом структура концепта
остается в целом практически неизменной.

6. Содержание концепта «Петербург» в художественной картине мира
А. Блока отражает динамичную эволюцию мифологизированного
мировоззрения А. Блока, диалектику осмысления поэтом Петербурга
и устремленность сознания художника слова к историзму, реальности, что
выражается в постепенном появлении категоризации конкретных реалий
Петербурга, в том числе в использовании имени северной столицы.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования обсуждались на Международной научной конференции «Языковая система и речевая деятельность: лингвокультурологические и прагматические аспекты» 3-7 октября 2007 года в Ростове-на-Дону, на XXXVII Международной филологической конференции 11-15 марта 2008 года в Санкт-Петербурге, на Международном конгрессе по когнитивной лингвистике 8-10 октября 2008 года в Тамбове, на ежегодных Международных научно-методических конференциях в Пензенском государственном университете (Пенза, 2006-2009). Диссертация обсуждалась на кафедре романо-германской филологии Пензенского государственного университета.

По теме диссертации опубликовано 14 работ, в том числе 3 работы -в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, списка использованной литературы и приложений.

Концептосфера как репрезентация картины мира

В процессе взаимодействия человека с миром формируется некоторая модель, именуемая в философско-лингвистической литературе картиной мира. В гуманитарных исследованиях последних лет термин картина мира отражает взаимосвязь видения мира человеком с его системой интуитивных представлений о реальности. Под картиной мира в самом общем виде следует понимать, как пишут З.Д. Попова и И.А. Стернин, «упорядоченную совокупность знаний о действительности, сформировавшуюся в общественном (а также групповом, индивидуальном) сознании» (Попова, Стернин, 2007:36). В настоящее время определены базисные категории таких идеальных объектов, как философская, религиозно-мифологическая, национальная, когнитивная, языковая, текстовая, наивная, художественная картины мира (Ю.Д. Апресян, Г.Д. Гачев, В.Б. Касевич, Л.В. Миллер, З.Д. Попова, И.А. Стернин, А.Д. Шмелев, Е.С. Яковлева и др.)

Разграничивают непосредственную и опосредованную картины мира. Непосредственная картина мира — это картина, получаемая в результате прямого познания сознанием окружающей действительности. Познание становится возможным как при помощи органов чувств, так и при помощи абстрактного мышления. Непосредственная картина мира возникает в национальном сознании и зависит от метода, с помощью которого она была получена. Картина одной и той же действительности может различаться: быть рациональной и чувственной, диалектической и метафизической, теоретической и эмпирической, научной и «наивной» и т.д.

Картины мира являются исторически обусловленными, они меняются с изменением исторических условий, с развитием методов познания. Непосредственная картина мира представляет собой содержательное знание и отличается от мировоззрения, которое относится к системе методов познания мира. Как содержательное, концептуальное знание о мире, так и совокупность ментальных стереотипов включает в себя картина мира, которую называют когнитивной (Попова, Стернин, 2007:37).

Когнитивная картина мира, по определению З.Д. Поповой и И.А. Стернина, «ментальный образ действительности, сформированный когнитивным сознанием человека или народа в целом и являющийся результатом как прямого эмпирического отражения действительности органами чувств, так и сознательного отражения действительности в процессе мышления» (Попова, Стернин, 2007:37). Непосредственная, прямая картина мира - это результат отражения мира органами чувств и мышлением человека, результат изучения мира общественным или индивидуальным сознанием. Она представляет собой результат когниции действительности и выступает в виде совокупности упорядоченных знаний, или, как пишет Н.Б. Лебедева, наша собственная культура задает нам «когнитивную матрицу для понимания мира» (Лебедева, 1999:21). Таким образом, когнитивная картина мира — это те понятия и стереотипы, которые в восприятии и понимании мира нашим сознанием определяются культурой.

Опосредованная картина мира - это результат фиксации концептосферы вторичными, знаковыми системами, которые материализуют существующую в сознании непосредственную когнитивную картину мира. Таковы языковая и художественная картины мира. Выделение понятия «языковая картина мира» является следствием все более осознанного осмысления нетождественности языка и мышления в современной лингвистике. По сути, происходит различение субъекта и объекта мысли, выделение особого языкового содержания.

Языковая картина мира, исторически сложившаяся в обыденном сознании данного языкового коллектива и отраженная в языке совокупность представлений о мире, - определенный способ концептуализации действительности. По мнению B.C. Яковлевой, «языковая картина мира -это своего рода мировидение через призму языка» (Яковлева, 1996:47). Понятие языковой картины мира восходит к идеям В. фон Гумбольдта, который отмечал, что «язык тесно переплетен с духовным развитием человечества и сопутствует ему на каждой ступени его локального прогресса или регресса, отражая в себе каждую стадию культуры» (Гумбольдт, 1984:48). Каждый язык имеет свои особенности и непереводим адекватно ни на один другой язык. Множество языков помогает культуре выразить ее многосторонне богатое информационное содержание. Поэтому актуальной в последнее время становится мысль Л. В. Щербы о том, что «мир, который нам дан в нашем непосредственном опыте, оставаясь везде одним и тем же, постигается различным образом в различных языках, даже в тех, на которых говорят народы, представляющие единство с точки зрения культуры» (Щерба, 1958:10).

Этноязыковое сознание влияет, с одной стороны, на язык, а с другой -язык влияет на мышление отдельного человека или этническое сознание. В современной лингвистике проблема воссоздания образа мира по данным языка становится задачей теоретической семантики, лексикографии, лигвокультурологии (Ю.Д. Апресян, В.В. Воробьев, Ю.Н. Караулов, Е.С. Кубрякова). Посредством языка в сознании оформляется концептуальная картина мира. Язык, выражая значение слова, отражает тот или иной объект картины мира, в совокупности концептуализирует ее. Предметом исследования современной лингвистики являются также вопросы «о мере воздействия человека на используемый им язык и о влиянии естественного языка на поведение и мышление человека, особенно в плане формирования его картины мира» (Кубрякова, 1995:214 215).

Человек способен понимать мир и самого себя благодаря языку, в котором закрепляется общественно-исторический опыт - как общечеловеческий, так и национальный. Это определяет особенности языка на всех его уровнях. В силу специфики языка в сознании его носителей возникает определенная языковая картина мира, сквозь призму которой человек видит мир.

В изложении Ю.Д. Апресяна современные представления о языке выглядят следующим образом. Каждый естественный язык отражает определенный способ восприятия и организации мира. Значения, выражаемые словами, складываются в некую единую систему взглядов, которая навязывается всем носителям языка. Свойственный данному языку способ концептуализации действительности и универсален, и национально специфичен, так что носители разных языков могут видеть мир по-разному, через призму своих языков. С другой стороны, языковая картина мира является «наивной», потому что во многих существенных отношениях она отличается от «научной» картины. При этом отраженные в языке наивные представления отнюдь не примитивны: во многих случаях они не менее сложны и интересны, чем научные (Апресян, 1995:39).

Языковая картина мира — иерархически выстроенная, вербализованная, понятийная система, базирующаяся на человеческих представлениях о мире. Как считает В. В. Красных, языковая картина обозначает «мир в зеркале языка» и противопоставлена картине мира, которая понимается как «отображение в психике человека предметной окружающей действительности» (Красных, 2003:18). По мнению В.Б. Касевича, картина мира, закодированная средствами языковой семантики, со временем может оказаться реликтовой, традиционно воспроизводящей былые оппозиции в силу естественной недоступности иного языкового инструментария (Касевич, 1998:282). Так возникают расхождения между архаической семантической системой языка и той актуальной ментальной моделью, которая действительна для данного языкового коллектива.

Наиболее полным определением понятия «языковая картина мира» можно считать определение З.Д. Поповой и И. А. Стернина: языковая картина мира - «совокупность зафиксированных в единицах языка представлений народа о действительности на определенном этапе развития народа, представление о действительности, отраженное в языковых знаках и их значениях — языковое членение мира, языковое упорядочение предметов и явлений, заложенная в системных значениях слов информация о мире» (Попова, Стернин, 2007:38).

Язык служит основным способом формирования и существования знаний человека о мире, поэтому именно язык - важнейший объект исследования когнитивистов. Совокупность знаний, запечатленных в языковой форме, представляет собой языковую модель мира. Картина мира как отражение реального мира и языковая картина мира как фиксация этого отражения находятся в сложных отношениях: границы между ними «кажутся зыбкими, неопределенными» (Караулов, 1976:271). Познание мира человеком не всегда свободно от ошибок, концептуальная картина мира постоянно меняется, а языковая картина мира еще долго хранит следы этих заблуждений. Поэтому роль языка состоит не только в передаче сообщения, но и «во внутренней организации того, что подлежит сообщению» (Авоян, 1985:76). Закрепленные в языке знания о мире непременно включают национально-культурный опыт. В жизни конкретного современного человека языковая картина мира предшествует концептуальной и формирует ее. Именно в языке закрепляется как общечеловеческий, так и национальный опыт.

Признаковая номинация концепта «Петербург»

В этот разряд языковых объективации исследуемого концепта входят лексические единицы, номинирующие отдельные признаки, качества, свойства Петербурга. По убыванию частотности в текстах А. Блока они располагаются следующим образом:

шумный (42)

свистки (3)

Толпа проснулась. Дико взвизгнул /Пронзительный свисток.

И в звоны стекол перебитых / Ворвался стон глухой,

И человек упал на плиты /С разбитой головой...

Еще свистки ломали воздух, /И крик еще стоял,

А он уж лег на вечный отдых / У входа в шумный зал... (1:3 72)

Петроградское небо мутилось дождем, /На войну уходил эшелон...

Громыханье колес и охрипший свисток/Заглуишлоура без конца.(Л:238)

звенят шаги (3)

И в полночь вздрагивал не раз /И, пробуэюдаемый шагами, Всходил к окну —и видел газ, /Мерцавший в улицах цепями. (1:231) Лишь в воздухе морозном - гулко /Звенят шаги. Я узнаю В неверном свете переулка /Мою прекрасную змею... (11:60) За окном черно и пусто, /Ночь полна шагов и хруста... (11:249) грохочет (2)

Луна проснулась. Город шумный /Гремит вдали.... (1:59)

И ветер налетел, крутя /Пушинки легкие снежинок,

А город грохотал, шутя/Над святостью твоею, инок...(1:96) шумит (2)

Я помню: далеко шумит, шумит столица. (1:150) шум (2)

В дверях дроэюащий свет, и сумерки вокруг.

И суета и шум на улице безмерней. (1:181)

Под шум и звон однообразный, I Под городскую суету... (11:109) гул (2)

Лица плыли и сменились, / Утонули в темной массе

Прибывающей толпы... /Гулкий город, полный дроэкт,

Вырастал у входа в зал. (1:3 2 9)

Зданье дымом затянуло, /Толпы темные текут...

Но вдали несутся гулы, /Светы новые бегут... (1:419) шум автомобиля (2)

Автомобиль пропел вдали / В рожок победный. (11:148)

А мертвеца - к другому безобразъю/Скрежещущий несет таксомотор.

(11:174) жизнь шумит (2)

Вся жизнь в столице, как пехота, /Гремит по камню мостовых,

Идет, идет - нелепым строем, /Великолепна и шумна... (11:282) шумный (I)

Луна проснулась. Город шумный... (1:59) там все звенит (1)

Луна проснулась. Город шумный /Гремит вдали и льет огни...

Здесь все так тихо, там безумно, / Там все звенит... (1:59) вечный гомон (1), уличный треск (1)

Вечный гомон и уличный треск, / Фонарей убегающий ряд. (1:204) гудит (1)

Но уж город, гудя чередою событий/Где-то там, далеко, начал э/сить...

(1:346) трескучие тротуары (1)

... вблизи от столицы, /На болоте глухом и пустом...

В час презренья к лучшим из нас, /Кто, падений своих не скрывая,

Без стыда продает свое тело/ И на пыльно-трескучих тротуарах...

(1:438) приносил звуки (I)

Давно уж не было вестей, /Но город приносил мне звуки... (1:231) шорохи (I), стуки (1)

Давно уэю не было вестей, /Но город приносил мне звуки,

И каждый день я ждал гостей /И слушал шорохи и стуки. (1:231) слышен торопливый бег (1)

Недруг влетели звуки... IНвнизу стал слышен торопливый бег.

Люди суетливо выбегали за ворота.... (1:309) скреэ/сет (I)

В пыльный город небесный кузнец прикатил/Огневой переменчивый диск.

И по улицам - словно бесчисленных пил I Смех и скрежет и визг.(1:327) звуки ломились (I)

Лица пльши и сменились, / Утонули в темной массе

Прибывающей толпы... /Гулкий город, полный дрооїси,

Вырастал у входа в зал. I Звуки бешено ломились... (1:329) скрипят уключины (I)

Над озером скрипят уключины... (1:392) поют фабричные гудки (1)

А город ставит огоньки, / И в переулках пахнет морем,

Поют фабричные гудки. (1:420) звон (1)

Под шум и звон однообразный, I Под городскую суету... (11:109) скрипящие телеги (I)

Я беэюал и угадывал лица, / На углах останавливал бег.

Предо мною ползла вереница Нагруженных, скрипящих телег.

Проползла змеей меж домами—Я не мог площадей перейти... (1:301) гремит звонок (I), щелкает замок (1)

В воротах гремит звонок, /Глухо щелкает замок.

Переходят за порог /Проститутка и развратник... (П: 176) громыханье колес (1)

Петроградское небо мутилось дооїсдем, /На войну уходил эшелон...

Громыханье колес и охрипший свисток/Заглушило ура без конца.

(11:238) заплакал рооїсок (1)

Петроградское небо мутилось дождем, /На войну уходил эшелон...

И воєнною славой заплакал рожок, /Наполняя тревогой сердца. (11:238) заиграл сигнал (I)

Петроградское небо мутилось дождем, /На войну уходил эшелон...

И под черною тучей веселый горнист /Заиграл к отправленъю сигнал.

(11:238) хруст (1)

За окном черно и пусто, /Ночь полна шагов и хруста... (11:249) звонки (I)

Я слютрел на слепое людское строение,

Под крышей медленно зажигалось окно...

На лестнице тени прядали. /И осторожные начинались звонки. (1:256) гудки пароходов (I)

Перекличка парохода / С пароходом вдалеке.

Это - древний Сфинкс, глядящий /Вслед медлительной волне... (11:261) голоса людей (37) крик людей (10)

И везде проснулись, кричали, подэюидая вестницу,

И седые головы наклонялись в тень. /Думали: за утром наступит день.

Выше всех кричащих и всклокоченных

Под крышей медленно загоралось окно. (1:256-257)

Очарованный уличным криком /Я бео/сал за мелькнувшим лицом. (1:301)

Гудели крики, лай, рэ/санье. I Там, на грязной улице... (1:309)

Кто-то поднял на руки кричащего ребенка...(1:343)

И человек упал на плиты / С разбитой головой...

Еще свистки ломали воздух, /И крик еще стоял... (1:372)

И пьяницы с глазами кроликов / «In vino Veritas!» кричат. Озерки (1:392)

Зданье дымом затянуло, / Толпы темные текут...

Но вдали несутся гулы, /Светы новые бегут...

Крики брошены горстями /Золотых монет... (1:419)

И Забалканский, и Сенная /Кишат полицией, толпой,

Крик, давка, ругань площадная... (11:278)

И в этом чувств прилив мгновенный

Здесь - в петербургском сентябре!..

Уэю с бочкой водовоз проехал, / Оставив мокрую тропу,

Иванька, тумбу огибая, /Напер на барыню — opem...(TL:2S2) плач (5)

... Там, у забора, /Легла некрасивым мокрым комком.

Когнитивный анализ языковых средств, образующих номинативное поле концепта «Петербург» в поэзии А. Блока

В результате семантического анализа 711 фрагментов поэтического текста А. Блока, объективирующих с помощью холистических, признаковых и партитивных номинаций концепт «Петербург» в художественной картине мира А. Блока, обнаружены 794 языковых объективации признаков концепта. К этим единицам была применена процедура когнитивной интерпретации. Сходные по семантике языковые объективации интерпретировались как объективации одного когнитивного признака и их частотность суммировалась.

Холистические номинации концепта «Петербург» в художественной картине мира А. Блока актуализируют следующие когнитивные признаки (по убыванию частоты актуализации в творчестве поэта):

город 59 (город 47, городской 11, град 1);

столица России 13 (столица 13);

носит имя Петербург / Петроград 7 (петербургский 5, Петербург, Петроград 1);

населен людьми 6 (город спит 3, узнала столица, город вырастал, засмотрится столица 1);

на побережье Финского залива 2 (страна Финского залива, финский брег 1);

на севере 1 (север угрюмый 1).

Когнитивная интерпретация признаковой номинации позволяет выделить следующие когнитивные признаки (в порядке убывания частоты их объективации в текстах):

шумный 42 (шум на улицах 10, грохочет, шумный 9, раздаются звуки транспорта 6, слышны шаги 4, слышны свистки 3, слышны фабричные гудки 1);

голоса людей 37 (люди кричат 12, раздается смех 9, люди плачут, слышны голоса 5, толпа гудит 3, люди ругаются 2, раздается стон 1);

туманный 34 (окутан мглою 18, туманный 16);

огни 28 (горят огни 13, светят фонари 12, зажигаются огни 3);

снежный 28 (снежный 14, вьюжный 11, морозный 3);

сумрачный 24 (погружен в сумерки 9, мрачный 6, сумрачный 5, погружен в темноту 4);

затихающий 19 (молчащий 10, затихающий 9);

каменный 18 (покрыт камнем 14, сделан из камня 4);

ненастная погода 15 (идут дооїсди 11, ненастье 4);

черный 15 (окрашен в темный цвет 8, окрашен в черный цвет 7);

ветреный 15 (ветреный 15);

морской 14 (располоэюен на морском побережье 14);

сонный 13 (сонный 8, спящий 5);

безлюдный 13 (пустынный 8, безлюдный 5);

светят окна 12 (светят окна 9, зажигаются окна 3);

соэюженныйЮ (окутан дымом, охвачен огнем 5);

ночной 9 (ночной 9);

звуки дверей и окон зданий 9 (стучат двери 6, звенят окна 3);

пьяные 9 (люди пьют 9);

греховный 8 (греховный, развратный 4);

серый 8 (серый 8);

слабо освещенный 8 (неярко освещен б, темный 2);

адский 8 (населен мертвецами 5, напоминает подземный мир 3);

красный 8 (кроваво-красный, населен красными людьми 4);

мой родной 8 (мой 7, родной 1);

белые ночи 7 (белые ночи 7);

звонят колокола 6 (звонят колокола б);

холодная Нева 6 (покрыта льдинами, холодная Нева 3);

весенний б (весенний б);

таинственный 5 (таинственный 5);

веселые люди 5 (люди веселятся 5);

модный 5 (населен модницами и франтами 5);

огромный 4 (огромный 4);

гаснущие огни 4 (гаснущие огни 4);

тревожный 4 (испытывает тревогу 4);

работающий 4 (работающий 4);

мертвый 4 (мертвый 4);

металлический 4 (сделан из чугуна и оюелеза 4);

развлекающийся 4 (развлекающийся 4);

пыльный 4 (покрыт пылью 4);

звуки животных 4 (раздаются звуки животных 4);

много полиции и городовых 4 (много полиции и городовых 4);

суетливый 3 (суетится 3);

бледный 3 (бледный 3);

синий 3 (окрашен в синий цвет 3);

поющий 3 (поющий 3);

узкие проходы 3 (узкие проходы в домах и дворах 3);

зеркальная Нева 3 (зеркальная Нева 3);

многолюдный 3 (много людей 3);

солнечный 3 (освещен солнцем 3);

белый 3 (окрашен в белый цвет 3);

слепой 3 (слепой 3);

вечерний 3 (вечерний 3);

непонятный 3 (непонятный 2, непостижимый 1);

покорный 3 (покорный 2, подобострастный 1);

золотой 3 (покрыт золотом 2, отливает золотом 1);

северный 3 (находится на севере 2, северный 1);

на болоте 3 (на болотистой почве 3);

город Петра 2 (столица Петра, город Петра 1);

напоминает о Петре 2 (Дед, Державный Основатель 1);

звон ледохода 2 (звенит лед на реке 2);

осенний 2 (осенний, пасмурный 2);

знойный 2 (зной 2);

печальный 2 (печальный 2);

скучающий 2 (испытывает скуку 2);

пестрый 2 (пестрый 2);

грязный 2 (грязный 2);

бурэ/суйский 2 (живут буржуи 2);

тусклый 2 (тусклый 2);

закрытый 2 (заперты ворота и двери 2);

великолепный 2 (великолепный 2);

светлый 2 (светлый 2);

на озерах 2 (на озерах 2);

красив в мороз 2 (красив в мороз 2);

безумный 1 (безумный 1);

бездуховный I (бездуховный 1);

нравственно искалеченный 1 (нравственно искалеченный 1); угрюмый 1 (угрюмый 1); удален от центра России 1 (отдаленный 1); всемирно известный 1 (город всемирный 1); рыдающий 1 (рыдающий 1); влюбленный I (влюбленный 1); суровый 1 (суровый 1);

много транспорта 1 (много транспорта 1); поглощает людей 1 (поглощает людей 1); революционный 1 (революционный 1); гремят взрывы 1 (гремят взрывы 1); успокаивает I (успокаивает 1); погруоюен в заботы 1 (погружен в заботы 1); праздничный [(праздничный 1); освещен луной 1 (освещен луной 1); несет опасность 1 (несет опасность 1); кисейные занавески 1 (кисейные занавески 1); блестит 1 (блестит 1); вонючий 1 (вонючий 1); равнодушный I (равнодушный 1); ходят солдаты 1 (ходят солдаты 1); добрый 1 (добрый 1); вдохновляющий 1 (вдохновляющий 1); самодерлсавный 1 (самодерясавный 1); под защитой Петра 1 (под защитой Петра); ходят зеваки I (ходят зеваки 1); нахальный 1 (нахальный 1); надменный 1 (надменный 1); грозный 1 (грозный 1); большевистский 1 (большевистский I). Партитивные номинации актуализируют в концепте «Петербург» в художественной картине мира А. Блока следующие когнитивные признаки (в порядке убывания частоты их актуализации в текстах поэта): на Неве 28 (Нева 15, река 9, невская влага, водная бездна, глубина, гранитом сэ/сатая, торжественная река 1); Исаакиевский и Казанский соборы 5 (соборы 3, Исаакиевский собор, Казанский собор I); Финский залив 4 (заливы 2, берег, плеск волны 1); памятник Петру 4 (Петр, веселый царь, предок царственно-чугунный, всадник бронзовый 1); напоминает о Пушкине 3 (Пушкинский Дом 3); острова 3 (острова 3)

Эволюция концепта «Петербург» в творчестве А. Блока

Блоковский Петербург - явление совершенно уникальное в русской художественной картине мира. «Петербург Блока - наиболее реальный их Петербургов, нарисованных художниками новейшего времени, — пишет Б. Пастернак. - Он до безразличия одинаково существует в жизни и в воображении. В то же время образ этого города составлен из черт, отобранных рукою такою нервною, и подвергся такому одухотворению, что весь превращен в захватывающее явление редчайшего внутреннего мира» (Пастернак, 1982:428).

Каждый культурно-исторический организм, каким является и город Петербург, представляет собой сложный синтез материально-духовных ценностей. Осмыслить город и постичь его «душу», как считает Н.П. Анциферов, можно, рассматривая город в единстве всех сторон его жизни - сил природы, характера архитектурного пейзажа, быта населения и его духовной жизни (Анциферов, 1991:28-44). Петербург для поэта «целый микрокосм, в котором находит отражение вселенная» (Анциферов, 1991:147). Образ Петербурга, в художественных символах которого отражается диалектика философских и поэтических взглядов художника слова, его устремленность к историзму, становится частью мифологизированной концепции творческой эволюции А. Блока.

Работа над изданием в 1910-1911 годах своего первого «Собрания стихотворений», поэт определяет трехтомную структуру сборника, тем самым выделяя в своем творчестве три этапа: 1898-1903 годы, 1904-1908 годы, 1909-1911 годы. В последующих изданиях собрание сочинений А. Блока остается лирической трилогией, а поэзия последних лет включается в третий том. Соответственно и мы отмечаем в творчестве поэта три периода: I период включает произведения 1898-1903 гг., П период - произведения 1904-1908 гг., Ш период — произведения 1909-1921 гг.

Выявленные в результате когнитивной интерпретации 146 признаков (794 актуализаций) концепта «Петербург» в поэзии А. Блока распределены по трем периодам творчества поэта и представлены в таблице в порядке убывания частоты объективации

Анализ полевой структуры концепта в связи с периодами творчества А. Блока отчетливо показывает, что концепт «Петербург» в сознании поэта на I, П и Ш этапе творчества является устойчивым когнитивным образованием: 70,8%, 73%, 67,4% объективации концепта в каждый период соответственно приходятся на ядро и ближнюю периферию и регулярно актуализируются в текстах.

Концепт «Петербург» в художественной картине мира А. Блока представлен нежесткой структурой: когнитивный признаки свободно перемещаются из одного слоя в разные периоды творчества поэта.

Движение когнитивных признаков, прежде всего, наблюдается в ядре концепта. Ядерный признак город сохраняется в ядре первого и второго периода творчества, однако в третьем периоде когнитивный признак город перемещается в ближнюю периферию. В первом периоде творчества А. Блока актуализируются как ядерные признаки сумрачный, на Неве, которые переместились в ядро из ближней периферии концепта. Одновременно ядерный признак голоса людей обнаруживается в ближней периферии. Во втором периоде творчества поэта в ядре концепта выделяются два когнитивных признака: город, голоса людей. Ядерный признак шумный переместился в ближнюю периферию. В третьем периоде творчества А. Блока сохраняется один ядерный признак шумный и выделяются как ядерные когнитивные признаки огни, снежный, которые переместились в ядро из ближней периферии.

Нежесткая структура концепта «Петербург» в индивидуально-авторской концептосфере А. Блока проявляется, как можно наблюдать из таблицы, не уровне ближней, дальней и крайней периферии.

В первый период творчества А. Блока в ближнюю периферию из дальней периферии перемещаются такие когнитивные признаки, как холодная Нева, Исаакиевский и Казанский соборы, тревожный, Фонтанка, металличеасий. Когнитивные признаки ближней периферии снежный, многолюдный, соэнхясенный обнаруживаются в дальней периферии, а когнитивные признаки греховный, красный — в крайней периферии. В крайней периферии первого периода творчества поэта оказываются когнитивные признаки ближней периферии (ветреный) и дальней периферии (весенний, веселые люди, работающий, много полиции и городовых, суетливый, узкие проходы, зеркальная Нева, белый, звон ледохода, светлый, печальный, знойный, древний Сфинкс).

Во второй период творчества А. Блока в ближнюю периферию из дальней периферии перемещаются такие когнитивные признаки, как многолюдный, модный, весенний, мертвый, развлекающийся, пыльный.

Когнитивные признак ближней периферии светят окна, звуки дверей и окон зданий обнаруживаются в дальней периферии. В крайней периферии второго периода творчества поэта оказываются следующие когнитивные признаки дальней периферии: носит имя Петербург / Петроград, напоминает о Петре, таинственный, тревожный, металлический, суетливый, поющий, белый, слепой, непонятный, на севере, осенний, печальный, грязный, светлый, дачный поселок Лесной, дачный поселок Озерки, древний Сфинкс.

В третий период творчества А. Блока в ближнюю периферию из дальней периферии перемещаются такие когнитивные признаки, как носит имя Петербург /Петроград, напоминает о Пушкине, острова, белые ночи, много полиции и городовых. Когнитивные признаки ближней периферии затихающий, сожженный обнаруживаются в дальней периферии. В крайней периферии второго периода творчества поэта оказываются когнитивные признаки ближней периферии (черный, сонный, серый, слабо освещенный) и дальней периферии (на побереэюье Финского залива, звонят колокола, холодная Нева, весенний, веселые люди, модный, суетливый, бледный, белый, покорный, золотой, на севере, на болоте, звон ледохода, знойный, осенний, печальный, грязный, нравственно искалеченный, памятник Петру, напоминает о Петре, поселок Лесной дачный поселок Озерки). В третьем периоде творчества А. Блока концепт «Петербург» в художественной картине мира обладает достаточно объемной крайней периферией (54 когнитивных признака и 23,2% актуализаций), что позволяет говорить о многоаспектности и многогранности в изображении северной столицы, интересе поэта к окружающему миру, проявляющемуся в разнообразии образов.

Проведенный анализ показывает, что когнитивные признаки актуализируются в зависимости от периода творчества поэта, при этом концепт остается устойчивым когнитивным образованием: когнитивные признаки в целом сохраняются в его структуре.

Актуализация когнитивных признаков концепта «Петербург» рассмотрена в связи с периодами творчества поэта и представлена в таблице.

Похожие диссертации на Лексическая объективация концепта "Петербург" в художественной картине мира А. Блока