Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Концепт "дом" в языковой картине мира Ланская Ольга Владимировна

Концепт
<
Концепт Концепт Концепт Концепт Концепт Концепт Концепт Концепт Концепт
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ланская Ольга Владимировна. Концепт "дом" в языковой картине мира : 10.02.01 Ланская, Ольга Владимировна Концепт "дом" в языковой картине мира (На материале повести Л. Н. Толстого "Детство" и рассказа "Утро помещика") : Дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 Калининград, 2005 199 с. РГБ ОД, 61:05-10/902

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 13

1. Понятие «текст»: освещение вопроса в научных исследованиях 13

1.1. Текст как основополагающее понятие лингвистики 13

1.2. Соотношение понятий «текст» и «художественный текст» 15

2. «Концепт» как основополагающий термин когнитивной лингвистики 19

2.1. История вопроса 19

2.2. Термин «концепт» в лингвистике: разные подходы к его содержанию 20

3. Концепт «дом» в русском языковом сознании 26

3.1. Понятие «пространство» в когнитивной лингвистике 26

3.2. Философское и этнокультурологическое понятие «дом»...32

3.3. Национальная специфика отражения концепта «дом» в лексико-фразеологической системе русского языка 34

3.4 Исходные положения исследования 43

ВЫВОДЫ 47

ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТА «ДОМ» В ПОВЕСТИ Л.Н. ТОЛСТОГО «ДЕТСТВО» 52

1. Содержательная характеристика ядерной зоны полевой структуры концепта «дом» 52

1.1. Концепт «дом», вербализуемый лексемой дом 52

2. Содержательная характеристика ближней периферии концепта «дом» 65

2.1. Актуализация концепта «дом» с помощью лексемы комната 65

2.2. Актуализация значения «граница дома» с помощью лексем кровать и постель 68

2.3. Языковое воплощение значения «граница» в концепте «дом» 79

2.4. Лексема дверь как один из репрезентантов концепта «дом» 86

2.5. Лексема стол как один из репрезентантов концепта «дом» 102

2.6. Концепт «дом», репрезентируемый с помощью значения «семья» 106

3. Содержательная характеристика дальней периферии концепта «дом» 112

ВЫВОДЫ 117

ГЛАВА III. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТА «ДОМ» В РАССКАЗЕ Л.Н. ТОЛСТОГО «УТРО ПОМЕЩИКА» 120

1. Содержательная характеристика ядерной зоны полевой структуры концепта «дом» 120

1.1. Ключевое слово дом как основной номинант концепта «дом» 120

1.2. Ключевое слово изба - репрезентант концепта «дом» 125

2. Содержательная характеристика ближней периферии концепта «дом» 152

2.1. Слово двор, его конкретизаторы, вербализующие концепт «дом» 152

3. Содержательная характеристика дальней периферии концепта «дом» через лексему дорога как составляющую понятий «счастье», «добро», «любовь» и «жизнь» 163

ВЫВОДЫ 172

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 176

ЛИТЕРАТУРА 180

Введение к работе

В рамках современной антропоцентрической научной парадигмы когнитивная лингвистика во многом определяет развитие современного языкознания (см. работы Н.Д. Арутюновой, Н.С. Болотновой, А. Вежбицкой, М.Я. Дымар-ского, Ю.Н. Караулова, Е.С. Кубряковой, Н.А. Николиной, З.Д. Поповой, Ю.С. Степанова, И.А. Стернина, Л.Н. Чурилиной, P.M. Фрумкиной, Р.А. Урусовой и др.). Вместе с тем концептуализм признается особым типом познания [Колесов 2000-2004], соответственно, современная наука о слове активно рассматривает поле проблем, связанное с характеристикой ключевых концептов русской культуры. Они являются наиболее емкими в плане национальной ментальности. В русле когнитивных исследований выполнена реферируемая работа.

Объектом данного исследования является фрагмент языковой картины мира, связанной с категорией пространства в творчестве Л.Н. Толстого.

Предметом исследования послужили выявленные в ходе анализа художественного текста концепт «дом», его актуализаторы, средства языковой объективации концепта в лексической структуре повести Л.Н. Толстого «Детство» и рассказа «Утро помещика».

Актуальность исследования определяется рядом факторов. Большинство работ, посвященных творчеству Л.Н. Толстого, носит литературоведческий характер. В них рассматриваются самые разные проблемы, касающиеся духовных поисков Л.Н. Толстого: роль житийной литературы в произведениях писателя (Гродецкая 2000), смысл жизни [Кудрявая 1993], духовность и преодоление «кризиса человека» [Голубева 2000], идея соборности [Есаулов 1995], художественно-этические искания [Николаева 2000] и др.

Широкий диапазон исследования представлен в лингвистических работах. Это исследования о соотношении идеи и стиля [Чичерин 1968], о становле-нии диалектики души, отражении этого метода в стиле [Громов 1978], о структуре «образа автора» [Одинцов 1979], о роли слова в тексте [Кожин 2003] и др.

В лингвистических работах рассматривается также художественно ориен-

5 тированное употребление литературной и нелитературной речи, стилистическая

организация речевого материала, экспрессивная многоплановость словоупотребления, речь персонажей как предмет художественного изображения, отражение некоторых изменений в системе литературных норм в языке произведений Л.Н. Толстого. В плане же исследования языкового воплощения пространства художественные произведения Л.Н. Толстого представляются недостаточно изученными. Этим определяется актуальность нашей работы. Актуальность исследования определяется и тем, что в художественном слове Л.Н. Толстого соединяются такие понятия, как дом и счастье, чувство свободы и разумное служение людям, а также нравственный закон в душе человека [В.Б. Ремизов], что не нашло отражения в работах, посвященных анализу языка великого писателя. Именно концептуальный анализ слова позволяет высветить духовный смысл произведения.

Известно, что язык определяет принадлежность человека к той или иной национальной культуре. Культура же вербализуется в языке, аккумулирует ключевые концепты, репрезентируя их в знаковом воплощении — словах. Создаваемая языком модель мира есть субъективный образ объективного мира, который в творчестве Л.Н. Толстого отличается изумительной целостностью, что находит живое воплощение в языке писателя [Н.И. Толстой, В.Н. Топоров].

Изучение индивидуальных авторских концептов в значительной мере обогащает представления о концептосфере русского языка, о концептосфере русской культуры [Д.С. Лихачев].

В свою очередь, русская классическая литература отражает нравственные ориентиры нации, воплощает идеал в философском смысле этого слова. Такие титаны мысли, как А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, являлись провозвестниками исторического пути нации. Их язык формировался и подпитывался из самых глубин языковой сокровищницы русского народа.

Цель исследования - определить содержание, изучить структуру и способы речеязыкового воплощения концепта «дом», его пространственные кон-кретизаторы - предполагает постановку и решение следующих конкретных за-

дач:

выявить многослойный характер концепта как целостной единицы воплощения художественного континуума;

выявить смысловые типы пространства и основные принципы языковой объективации пространства в художественном тексте;

описать различные парадигмы и позиции, лексико-семантические (синонимы, антонимы и т.п.), лексико-тематические, ассоциативные группы, репрезентирующие концепт «дом» в тексте изучаемых произведений, а также ключевые слова;

используя данные лингвистических парадигм (поле, группа, ряд), выстроить целостную систему их взаимодействия в картине мировидения автора и героев произведения;

наметить пути перехода от слова как факта системы языка к слову как факту системы речи (текста).

Материалом для исследования послужил прозаический текст художественной литературы второй половины XIX века, так как этот период - один из важнейших в истории русского литературного языка и связан со становлением индивидуально-авторских стилей таких великих русских писателей, как Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский и др. Для исследования были выбраны произведения Л.Н. Толстого: повесть «Детство» (первое произведение автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность»), а также рассказ «Утро помещика». Выбор автора и жанра (повесть и рассказ) обусловлен тем, что в научной литературе отсутствуют основательные работы, освещающие концепт «дом», языковое воплощение пространства в произведениях Л.Н. Толстого. Для анализа избрана повесть «Детство», произведение, в котором изображение мира и человека дано в восприятии ребенка и взрослого одновременно. Отсюда пространство определяется как особый мир, который формирует характер человека. Для сопоставительного изучения был взят рассказ «Утро помещика», в тексте которого концепт «дом» также играет структурирующую роль в раскрытии духовного смысла произведения. Лексико-семантические, лексико-

7 тематические, ассоциативные группы, текстовые синонимы помогают понять

духовные искания Л.Н. Толстого, его героев, а также процесс становления художественного метода писателя, творчество которого имеет особое значение для понимания целостности духовной культуры России как религиозно-философской концепции, опирающейся на соборное, христианское представление о человеке и мире. При этом важно отметить, что Л.Н. Толстой оказал особое влияние на современный ему литературный язык, на язык писателей не только XIX, но и XX века (см. произведения А.И. Куприна, И.А. Бунина, М.А. Шолохова, а также В.И. Белова, А.И. Солженицына и др.).

Помимо собственно художественных текстов в работе широко использовались материалы этимологических, толковых, фразеологических и энциклопедических словарей, данные личной картотеки, насчитывающей более 4 тысяч словоупотреблений, а также материалы исследования текста рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор», в котором, в связи с явно выраженными традициями творчества Л.Н. Толстого, получили языковое воплощение концепт «дом» и его пространственные конкретизаторы.

Научная новизна исследования определяется тем, что в настоящее время несомненным является интерес к художественному континууму, особенно к категориям пространства, которые характеризуют не просто физические изменения, но несут важные духовные смыслы. Концепт «дом» в этом отношении особенно показателен и исследуется во многих работах (см. исследования Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова, Ю.М. Лотмана, Ю.С. Степанова, В.Н. Топорова, Е.С. Яковлевой, Т.В. Цивьян, М.А. Дмитровской и др.). Большинство работ этого направления посвящено также анализу текстовых лексем, актуализирующих пространство, играющих вместе с тем немаловажную роль в формировании представлений о культуре, в целом о национальной картине мира.

Повесть «Детство» и рассказ «Утро помещика» в плане изучения языкового воплощения пространства анализируются впервые. При этом концепт «дом» рассматривается как целостная единица, воплощающаяся художественный континуум текстов Л.Н. Толстого. Выявляются основные принципы язы-

8 ковой объективации пространства в художественном тексте. В работе описываются парадигмы и позиции, репрезентирующие концепт «дом» в тексте и составляющие целостную систему в картине мировидения автора и героев произведения.

Важен аспект концептуального исследования, при котором слово осмысливается не только как факт языка, но и как факт речи.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования материала и полученных результатов исследования при составлении тематических, ассоциативных словарей, словарей концептов русского языка, в исследованиях, связанных с особенностями идиостиля Л.Н. Толстого. Результаты анализа языкового воплощения концепта «дом», его пространственных кон-кретизаторов в произведениях Л.Н. Толстого «Детство» и «Утро помещика» могут найти применение в вузовских курсах лексикологии, стилистики, филологического анализа текста; в лингвострановедческом аспекте изучения русского языка как иностранного; при чтении спецкурсов и спецсеминаров по языку художественной прозы; в научной работе студентов и аспирантов; на уроках комплексного анализа текста, в курсе русской словесности в классах с углубленным изучением русского языка и литературы в средних школах, гимназиях и лицеях.

Цель и задачи диссертации определили комплексную методику исследования. В работе использовались следующие методы: концептуальный (слово описывается как концепт в самых разных его проявлениях и развитии); функциональный (материал анализируется от содержания к форме); исторический (привлекаются факты истории русского языка); описательный (привлекаются факты языка второй половины XIX века); сопоставительный (привлекаются факты древних и современных индоевропейских языков, прежде всего славянских (польского, чешского, болгарского и др.).

Положения, выносимые на защиту: 1. Концепт многослоен, что находит отражение в данных словарей, а также в художественном тексте. В рамках идиостиля Л.Н. Толстого концепт «дом»

9 воспринимается как явление символически емкое в культурно-историческом

плане.

  1. Основным принципом языковой объективации пространства в художественном тексте выступает дихотомия.

  2. Исследуемый концепт репрезентируется в тексте как речеязыковом феномене различными парадигмами:

лексико-семантическими и лексико-тематическими группами;

ассоциативными группами;

текстовыми синонимами;

ключевыми словами.

  1. Система текстовых и языковых парадигм, таких, как поле, группа, ряд, образует единую систему пространства, отражающую целостную картину миро-видения автора и героев.

  2. Концепт «дом» в понимании Л.Н. Толстого, в отличие от представлений, зафиксированных в различного рода словарях, приобретает одновременно значения «природа» и «мир», что находит отражение в ряде текстовых парадигм и позиций, а также ассоциативных групп, что явно свидетельствует о переходе фактов системы языка в факты системы речи, выражающих пространство.

Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в публикациях и докладах на ежегодных научных конференциях профессорско-преподавательского состава ЛГПУ (2001, 2002, 2003, 2004); межвузовской научно-практической конференции «Текст: семантика, форма, функция» (Тамбов 2004); Всероссийских научно-практических конференциях: «Филология и школа» (Москва 2002, 2003); «Мировая словесность для детей и о детях» (Москва 2004); Международной юбилейной конференции, посвященной 60-летию филологического факультета ВГУ (Воронеж 2002); Международных Толстовских чтениях, посвященных 175-летию со дня рождения Л.Н. Толстого (Тула 2003).

Исходные понятия и термины. В работе определение ключевых понятий исследования дается по «Лингвистическому энциклопедическому словарю»

10 под редакцией В.Н.Ярцевой, «Словарю лингвистических терминов» О.С. Ах-

мановой, «Краткому словарю когнитивных терминов» под общей редакцией

^' B.C. Кубряковой. В случае необходимости привлекались другие источники.

Концепт - оперативная единица памяти ментального лексикона, концептуальной системы мозга, всей картины мира, квант знания.

Поле - совокупность языковых (главным образом лексических) единиц, объединенных общностью содержания (иногда также общностью формальных показателей) и отражающих понятийное, предметное или функциональное сходство обозначаемых явлений [Кузнецов 1990, с. 380].

Ассоциативное поле — совокупность языковых единиц, для которых характерно объединение вокруг слова-стимула определенных групп слов-ассоциатов [Кузнецов 1990, с. 381].

Семантическое поле — иерархическая структура множества лексических единиц, объединенных общим (инвариантным) значением и отражающих в языке определенную понятийную сферу [Караулов 1998, с. 458].

Лексико-семантическая группа — это единство, включающее слова одной
части речи, имеющие общую категориально-лексическую сему и связанные
между собой родо-видовыми, парадигматическими и словообразовательными
отношениями [Симакова 2004, с. 3].
.-ytj Группа тематическая — ряд слов, объединяемых общностью родового

значения, то есть таких слов, которые означают разновидности одного и того же рода предметов [Ахманова 1969,с.402].

Дихотомический принцип {бинарный) — исходящий из двухчленности как обязательного свойства изучаемого лингвистического объекта.

Семантика — значение слова, формы, оборота.

Минимальные подпарадигмы — текстовые синонимы.

Когнитивный - познавательный; когнитивное направление лингвистики —
7v выявление кванта мысли через концепт в смысловом и словесном проявлении.

Смысл - внутреннее логическое содержание, значение чего-либо, постигаемое разумом.

Сакральный - обрядовый, ритуальный, священный.

В толковании лексем использовались авторитетные исторические словари, толковые словари современного русского языка (БАС, MAC и др.)

Структура работы определяется целью и задачами, поставленными в исследовании. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографического списка. Главы подразделяются на параграфы, в конце каждой главы содержатся выводы. Во введении определяется объект исследования, его предмет, формулируются цель и задачи исследования, научная новизна, теоретическое значение и практическая ценность, обосновывается актуальность, указываются источники материала исследования, приводится перечень основных положений, выносимых на защиту, описываются исследовательские методы, определяются исходные понятия и термины. В первой главе рассматриваются понятия «текст» и «концепт». На основе анализа понятий «художественный текст», «концепт», выявленных учеными разных направлений, дается рабочее определение художественного текста и концепта. Отмечается специфика функционирования концепта, связанного с определением категории пространства, с представлением о нем в народном сознании. Вторая глава посвящена выявлению и изучению концепта «дом», его конкретизаторов в произведениях Л.Н. Толстого «Детство» и «Утро помещика». Смысловое наполнение исследуемого концепта описывается и объективируется разными языковыми средствами: ключевыми словами -любовь, молитва, воспоминание, дверь, стол; лек-сико-семантической группой с общим семантическим компонентом «комната», лексико-тематическими группами «граница дома», «семья», «животные», «мебель», минимальными подпарадигмами (текстовыми и языковыми синонимами), а также ассоциативными группами. Для описания пространства дома используется дихотомический принцип, выявляющий в тексте ряд противопоставлений: «дети - взрослые», «дом в деревне - дом в Москве», «помещик - крестьянин», «герой - светское общество», «богатство - бедность», «хозяйственность - бесхозяйственность», «учитель - ученик», «жизнь - смерть», «тьма -свет». На основе анализа широкого языкового материала, данных этимологиче-

12 ских и современных словарей выявляются основные признаки указанного

концепта в художественном произведении. В произведениях Л.Н.Толстого концепт «дом», репрезентирующий пространство, имеет полевую структуру и описывается в терминах ядра и периферии. Анализ лексем, составляющих ядро, его ближнюю и дальнюю периферию, репрезентирует смысл исследуемого концепта. Изучение содержания и структуры концепта «дом» сопровождается установлением средств их языковой репрезентации и подкрепляется выявлением типологии смыслов. Третья глава представляет собой описание семантического содержания концепта «дом» в рассказе Л.Н.Толстого «Утро помещика», выявление ассоциативных групп, удаленных от ядра поля и репрезентирующих индивидуально-авторское понимание анализируемого концепта.

Понятие «текст»: освещение вопроса в научных исследованиях

Текст представляет собой сложный объект исследования и интерпретации. В связи с этим общепринятого понятия «текст» в науке не выработано. В лингвистике в одних исследованиях обращается внимание на речевой аспект текстовых единств, в других - на языковой. Это связано с концепцией Ф. де Соссюра, который различал язык, речь и речевую деятельность. Язык, по Ф. де Соссюру, - это определенная часть речевой деятельности; с одной стороны, социальный продукт речевой способности, с другой стороны — совокупность необходимых условий, усвоенных общественным коллективом для осуществления этой способности у отдельных лиц [Ф. де Соссюр 1964, с. 362].

О.С. Ахманова полагает, что текст - это «произведение речи, зафиксированное на письме» [Ахманова 1969, с. 470]. Предлагается речевое находить по типическому в их смысловой сфере: «в аспекте функционального, динамического понимания языка текст как явление лингвистическое... следует трактовать и анализировать как единицу речи в ее общих, а не содержательно-индивидуальных параметрах, то есть типологически» [М.Н. Кожина]. По мнению Т.М. Николаевой, речевое в тексте имеет устные и письменные формы и сам текст - это объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность [Николаева 1990, с. 507]. Под текстом понимают, с одной стороны, любое высказывание, состоящее из одного или нескольких предложений, несущих в себе по замыслу говорящего законченный смысл, а с другой стороны, такое речевое произведение, как повесть роман, газетная или журнальная статья, научная монография, документы различного рода и т. п. [Москальская 1981, с. 12]. На то, что - текст явление речевое, указывает его соотнесенность с актом коммуникации, речетворческий характер, а также функциональная направленность текстовой деятельности [Н.А. Ипполитова]. Речевое в тексте проявляется в специфических смысловых культурных факторах [Р. Барт], то есть текст понимается как любой конечный отрезок речи, представляющий собой некоторое единство с точки зрения содержания, передаваемый со вторичными коммуникативными целями и имеющий соответствующую этим целям внутреннюю организацию, причем связанный с иными культурными факторами, нежели те, которые относятся к «собственному языку» [Барт 1978, с. 443-444]. Существует точка зрения, по которой текст рассматривается как явление, синтезирующее языковые и речевые варианты всех уровней, то есть воспринимается в качестве основной единицы как речи, так и языка. Утверждается, что «текст — это сообщение в устной или письменной форме, характеризующееся смысловой и структурной завершенностью, определенным отношением автора к сообщаемому, целенаправленностью и прагматической установкой сообщения» [Шевченко 2003, с. 13]. В связи с этими определениями возникает проблема взаимодействия понятий «текст» и «художественный текст», необходимость их разграничения, выявления специфических свойств. В других определениях текста выявляется языковой план текстовых образований. Утверждается, что «текст — это некое структурированное по определенным законам единство, состоящее из языковых единиц - предложений, объединенных между собой и образующих более крупные единицы» [Реферовская 1983, с. 5], то есть языковое в тексте выявляется в закономерном структурировании. Предполагается, что языковое в тексте обнаруживается через знаковый характер его элементов. «Текст есть не что иное, как знаковая форма плюс смысл, последовательность знаков или образов, выражающая некоторое содержание» [Брандес 1988, с. 27]. При этом текст может восприниматься не просто как «знаковая форма», но как «идеальная высшая коммуникативная единица, тяготеющая к смысловой замкнутости и законченности, конструирующим признаком которой ... является связность, проявляющаяся каждый раз в других параметрах, на разных уровнях текста и в разной совокупности частных связей» [Кожевникова 1976, с. 66]. Р.И. Гальперин представляет текст «в виде конкретного произведения, обработанного в соответствии со стилистическими нормами данного типа письменной (устной) разновидности языка», то есть языковое в тексте прослеживает по стилистическим нормам. Существует точка зрения, которая выделяет познавательный аспект в тексте. Утверждается, что «текст — это коммуникативно-познавательная единица, состоящая из высказываний разного типа, объединенных сложными содержательно-формальными отношениями» [Баранов 1993, с. 78]. На различные типы связи в тексте обращает внимание З.Я. Тураева, которая считает, что текст — это «некое упорядоченное множество предложений, объединенных различными типами лексической, логической и грамматической связи, способное передавать определенным образом организованную и направленную информацию» [Тураева 1986, с. 11]. По наличию ряда признаков определяет понятие «текст» и О.Л. Каменская, которая предлагает набор следующих свойств: «целостность (связность и обособленность), типологические и стилистические особенности, расчлененность на СФЕ предложений текста (их семантика), лексика (значения слов), грамматические конструкции (их значения), инвентарь внутритекстовых связей и демаркаторов, тематическое членение предложений текста» [Каменская 1990, с. 41]. В приведенных определениях текст идентифицируется с помощью понятий «язык», «речь», «признак», «коммуникативная единица» «коммуникативно-познавательная единица», «множество». Приведенные определения отличаются разным пониманием в тексте языкового, неодинаковым толкованием речевого и языкового в текстовых объединениях [А.А. Припадчев].

Содержательная характеристика ядерной зоны полевой структуры концепта «дом»

В повести Л.Н. Толстого «Детство» концепт «дом» вербализуется лексемой дом. При этом образ дома в творчестве Л.Н. Толстого приобретает разные значения, получает развитие во всей лексической системе произведений писателя. Так, дом помещика, который подробно изображен в повести «Детство», символизирует детство, являет собой особую модель мира, представленную с позиции двух наблюдателей: повествователя и героя - Николеньки Иртеньева. В детстве, а затем и в молодости (с точки зрения взрослого человека - повествователя) происходит переосмысление пространства дома, которое формирует духовный мир человека, определяет его жизненный путь. В связи с этим слово дом, его составляющие приобретает сюжетообразующую функцию. Лексема дом актуализируется, в основном, в двух значениях:

1. Дом — «здание, строение, предназначенное для жилья», [MAC, т. I, с. 425], например: «я сидел на верху бабушкиного дома» [с. 54]; «переходили с противоположного тротуара к нашему дому» [с. 67]; «Я вспомнил луг перед домом» [с. 83]; «наискось - большой дом с двумя внизу освещенными окнами» [с. 74]; «Восемнадцатого апреля мы выходили из дорожной коляски у крыльца петровского дома» [с. 93].

2. Дом — это и «Собир. Семья; люди, живущие в одной семье или в одном доме» [БАС, т. 3, с. 954], например: «все в доме любили и уважали Наталью Савишну» [с. 105]; «Но скоро нас разлучили: через три дня после похорон мы всем домом приехали в Москву» [с. 103]; «Наталью Николаевну я уважаю и люблю, Николай, - сказал он, прикладывая руку к груди .. . её воля в этом доме всё равно, что вот это, - при этом он с выразительным жестом кинул на пол обрезок кожи» [с. 23]. То есть слово дом в тексте приобретает значения, связанные с противопоставлениями «свой - чужой (дом)», «дом бабушки - дом родителей» («дом в Москве - дом в Петровском»), «господа - слуги» («хозяин - не хозяин»), имплицирует значения, фиксирующие взаимоотношения, которые сложились между людьми: «несправедливость», «неблагодарность», «непонимание», в то же время — «верность», «благодарность» и «любовь». Так, когда Карл Иваныч узнает о том, что ему решили отказать от места, так как дети выросли и едут учиться в Москву, он сначала рассказывает о своем горе слуге Николаю, а потом идет объясняться к старшему Иртеньеву:

1) «- Я двенадцать лет живу в этом доме и могу сказать перед богом, Николай, — продолжал Карл Иваныч ... что я их любил и занимался ими больше, чем ежели бы это были мои собственные дети» [с. 23]; «Войдя в кабинет с записками в руке и с приготовленной речью в голове, он намеревался красноречиво изложить перед папа все несправедливости, претерпенные им в нашем доме» [с.41].

Лексема дом через слово служить имплицирует и значение «хозяйство». Слуга—0-c. sluga. И.-е. основа slougo-: slouga - «помощь», «служение» ... Ср. лит. (жем.) slaugyti - «ухаживать», «ходить за кем-либо», «помогать» (в работе) [Черных т. И, с. 177]. Так, когда Наталья Николаевна вышла замуж, то она сообщила няне, Наталье Савишне, что та, «несмотря на то, будет ли она или нет продолжать служить в ...доме», то есть заниматься хозяйством, «всегда будет получать ежегодную пенсию в триста рублей» [с. 46]. При этом слово служить, то есть работать, выполнять обязанности слуги, прислуги; прислуживать» [БАС, т. 13, с. 1278], является единицей устойчивых словосочетаний служить за столом в комнатах, гостиницах и т.п. Также оно входит в фразеологический оборот служить в работниках, няньках, кучерах и т.п. [БАС, т. 13, с. 1280] и имеет помету «разговорное». Слово служить имеет и другое значение: «3. Неперех. Работать, трудиться во имя кого-, чего-либо, для пользы кого-, чего-либо. Служить кому-, чему-либо [БАС, т. 3, с. 1278] и, сочетаясь с наречиями бескорыстно, верно, честно, самоотверженно [СССРЯ, 1983, с. 516], восходит к значениям «верность», «честность», «самоотверженность». Со словом служить связано также устойчивое сочетание хлопотать, работать на дому, то есть «обслуживать дом, хозяйство» [БАС, т. 3, с. 955]. Слово служить для героев повести имеет разные значения. Так, для барыни слово служить - значит «исполнять определенные обязанности, подчиняться кому-либо, находясь в распоряжении кого-либо» [Черных т. II, с. 177]. Оно связано с номинациями вольная, гербовая бумага, документ, пенсия, триста рублей, которые восходят к значению «свобода». Для Натальи Савиш-ны эти же номинации .восходят к значениям «несчастье», «неблагодарность»: «вручила ей лист гербовой бумаги, на котором была написана вольная Наталье Савишне» [с. 45-46]; «Наталья Савишна молча выслушала все это, потом, взяв в руку документ, злобно взглянула на него» [с. 46].

Содержательная характеристика ядерной зоны полевой структуры концепта «дом»

Пространство и время являются важнейшими характеристиками художественного образа. Они организуют композицию произведения и обеспечивают его восприятие как целостной и самобытной художественной действительности [Роднянская 1978, с. 772]. Время, пространство и число в совокупности представляют своего рода «сетку координат», при помощи которых люди, принадлежащие к той или иной культуре, воспринимают мир и создают его образ [Гу-ревич 1969, с. 105].

Пространство в тексте раскрывается с помощью номинации утро, обозначающей настоящее. С номинацией год связана категория прошлого. Будущее же актуализируется в номинации будущность. При этом понятие «настоящее» отражено в главах II-XVII, XIX, XX, то есть практически охватывает весь текст. Слово же дом связано с названием рассказа Л.Н. Толстого «Утро помещика» и является ключевым.

С самого начала в главе II в рассказе «Утро помещика» возникает противопоставление «дом крестьянина — дом помещика», то есть появляется образ дома, который отражает общественно-бытовые реалии, взаимоотношения человека и общества в середине XIX века, положение в деревне накануне отмены крепостного права. В начале произведения дается общая картина дома, в котором жил помещик, используются номинации колоннады, террасы, комнатки, а также сад и дорожки. При этом художественное пространство фиксируется с помощью ряда определений, указывающих на место, где располагается дом, размер помещения, бесхозяйственность, создающих ореол прошлого: «Нехлюдов ... вышел из большого с колоннадами и террасами деревенского дома, в котором занимал внизу одну маленькую комнату, и по нечищеным, заросшим дорожкам старого английского сада направился к селу...» [с. 325]. На значение «одиночество» указывают наречие внизу с семой «место», а также прилагательное маленькую, существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом -к- комнатка. Пространство дома кажется деформированным, так как в отличие от дома Николеньки Иртеньева в повести «Детство» при описании жилища Нехлюдова используется три лексических единицы, которые его конкретизируют . Дом Нехлюдова - это комнатка , колоннады, террасы, то есть пространство одиночества. В то же время это пространство открытое, на что указывает дорожка к селу.

В конце рассказа, в главе XVIII, наряду с домом реальным возникает дом абстрактный, воображаемый, который утрачивает конкретно-бытовые реалии. Значение дома актуализируется с помощью глагола возвращается («Потом она возвращается и скрывает от меня, что ходила к несчастному мужику и дала ему денег» [с. 367]) и, в первую очередь, через номинации родства: муж, жена, дети, старуха- тетка.

Дом Нехлюдова в его мечтах связан с миром природы. При этом существительное природа (в значении «Местность, места вне городских поселений (леса, горы, поля, реки и т.п.)» [MAC, т. III, с. 437]) сочетается с прилагательными спокойный, поэтический, деревенский, которые по-особому моделируют пространство. Семантика этих слов в тексте приобретает своеобразное наполнение. Так, прилагательное спокойный (в значении «1. Такой, который, находится в состоянии покоя; неподвижный, бесшумный или тихий, не бурный; такой, где нет большого движения, шума» [СССРЯ, 1983, с. 546]) в сочетании со словом природа воспринимается как синоним прилагательного вечный, фиксирует сакральное пространство, так как вечный — это бессмертный, неумирающий, непреходящий; неувядаемый, неувядающий, нетленный, немеркнущий, неугасимый {книжн.) [Александрова 1969, с. 60]. Поэтический же, как и поэтичный, — это «проникнутый поэзией» [MAC, т. III, с. 350], лирический (в значении «2. Такой, при котором эмоциональный элемент получает перевес над рассудочным; чувствительный [MAC, т. II, с. 186]. Отсюда синтагма среди этой спокойной, поэтической деревенской природы [с. 366] характеризуется наложением и взаимодействием разных смыслов, связанных с мифопоэтическим представлением о природе, с идеей космологичности, соответствия человека и природы [Макарцева 1996, с. 64-66].

Только в самом конце произведения, в последней XX главе, подробно описывается жилище Нехлюдова, его комната, пространство которой определяется с помощью вещей, находящихся в ней. Это диван, стол, кресла, рояль, стул. С помощью определений выявляются отличительные признаки предметов: «В небольшой комнате, которую занимал Нехлюдов, стоял старый кожаный диван, обитый медными гвоздиками; несколько таких же кресел; раскинутый старинный бостонный стол с инкрустациями, углублениями и медной оправой, на котором лежали бумаги, и старинный желтенький, открытый английский рояль с истертыми, погнувшимися, узенькими клавишами» [с. 369]. Чаще всего повторяются прилагательные с корнем стар- {старый, старинный), которые являются доминантными в синонимической цепочке: дедовский, прадедовский, стародедовский. Прилагательные с корнем стар- определяют номинации диван, стол, кресла, рояль, зеркало, убранство, восходят к пространству прошлого.

Похожие диссертации на Концепт "дом" в языковой картине мира