Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Метаязыковая рефлексия в художественных текстах В.П. Астафьева Андрусенко, Елена Анатольевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Андрусенко, Елена Анатольевна. Метаязыковая рефлексия в художественных текстах В.П. Астафьева : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Андрусенко Елена Анатольевна; [Место защиты: Кемер. гос. ун-т].- Кемерово, 2012.- 204 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/1171

Введение к работе

Диссертационная работа посвящена изучению специфики и роли метаязыковой рефлексии в художественных текстах В. П. Астафьева.

Актуальность исследования мотивирована повышенным интересом современной антропоцентрической лингвистики к изучению текста в целом и метаязыковой рефлексии как одной из форм текстовой организации. Постоянная ориентация адресанта на адресата обеспечивает совершение коммуникативно-прагматического акта между автором и читателем. Как читатель декодирует информацию, зависит от того, при помощи каких средств и приемов она будет подана. Следовательно, актуальным видится рассмотрение способов подачи, то есть стратегий семантизации рефлексивов, а также способов ввода рефлексивов в художественный текст и средств их выражения.

Метаязык является составляющей различного типа текстов (научного, публицистического, художественного и т. д.). При этом в разных видах текстов рефлексивы служат для выполнения определенных задач. Актуальность диссертационной работы подчеркивается малоизученностью рефлексивов в прозаическом художественном тексте. Большая часть исследований посвящена рассмотрению рефлексивов в поэзии (В. И. Догалакова 2002; Л. В. Зубова 1997, 2003, 2010; С. В. Кекова 2003; Н. Ф. Крылова 2007; Н. А. Кузьмина 2008; Н. А. Николина 2004, 2009; Н. А. Фатеева 2000; Г. О. Хазагеров 2000); работы, связанные с изучением рефлексивов в прозе, немногочисленны (С. Б. Калашников 2003; Н. А. Кожевникова, 1999, 2002; Н. А. Николина 1997; Г. В. Судаков 2010; Н. И. Шапилова 2008, 2010; М. Р. Шумарина, 2011).

Актуальность темы связана также с интересом современной науки к литературе как форме общественного сознания. Языковое сознание личности - это «фактор, соформирующий - наряду с другими факторами -национальное и общественное (само)сознание данного человека и данного социума в целом»1. Следовательно, литература отражает основные содержательные и оценочные элементы общественного сознания. Так как художественные произведения традиционно, наряду с эстетической функцией, выполняют также ценностно-ориентирующую и образовательную функции, то, в силу доверия писателю, рефлексивы в художественных текстах оказывают влияние на общественное языковое сознание.

Исходными для настоящего исследования являются понятия «метаязыковое сознание», «метаязыковая рефлексия», «рефлексив», которые получают в современной лингвистике различную интерпретацию и, следовательно, нуждаются в определении.

Хлебда, В. Шесть соображений по вопросу о языковом самосознании [Текст] / В. Хлебда // Русистика: Лингвистическая парадигма конца XX века: сб. ст. в честь профессора С. Г. Ильенко. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. - С. 62.

Понятие «рефлексия» очень многогранно и используется в различных областях научного знания. Возникло оно в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. «Рефлексия рассматривается как "когнитивный процесс, акт самопознания" субъектом внутренних ментальных и психических состояний. Если в качестве объекта размышления и оценки выступает язык в целом или его элементы, то можно говорить о языковых или метаязыковых рефлексиях, о взаимодействии языкового, когнитивного и метаязыкового сознания»2.

Рассматриваемые в современной лингвистике дискуссионные вопросы изучения метаязыковой рефлексии являлись предметом обсуждения лингвистов прошлого. Научные труды ряда исследователей составляют методологическую базу настоящей работы.

Возникновение интереса к метаязыковым аспектам лингвистики связано с именем Р. О. Якобсона, который в системе функций языка выделил метаязыковую функцию (Р. К. Якобсон 1975).

Замечания о рефлексии рядовых носителей языка над собственной речью можно увидеть в работах лингвистов первой половины XX века (Г. О. Винокур 1929; В. Н. Волошинов 1930; А. М. Пешковский 1959; Е. Д. Поливанов 1968; Л. В. Щерба 1960; Л. П. Якубинский 1923).

В отечественном языкознании метаязыковая рефлексия рассматривалась на разнообразном речевом материале. Наиболее систематические исследования метаязыковой рефлексии наблюдаются в диалектологии (О. И. Блинова 1984, 2008, 2009 и др.; О. И. Блинова, А. Н. Ростова 1985; В. И. Дьякова, В. И. Хитрова 1980; Е. В. Иванцова 2009; Л. В. Кирпикова 1972; О. Ю. Крючкова 2002, 2007, 2008; Л. К. Лыжова 1976; Н. А. Лукьянова 1986; С. Е. Никитина 1989, 1993, 2000; Е. В. Пурицкая 2009; А. Н. Ростова 1983, 2000, 2009; Е. В. Ухмылина 1967 и др.).

Б. С. Шварцкопф при изучении метаязыковой рефлексии обратился к носителям литературного языка (писателям, журналистам, критикам, ученым) (Б. С. Шварцкопф 1970, 1971, 1988, 1996).

В конце XX века возрастает интерес к «наивной лингвистике», под которой понимаются «спонтанные представления о языке и речевой деятельности, сложившиеся в обыденном сознании человека» . Лингвисты начинают исследовать метаязыковую рефлексию на материале текстов СМИ (Н. А. Батюкова 2009; А. Д. Васильев 2003; И. Т. Вепрева 2005; М. А. Кормилицына 2000, 2006 и др.), изучению подвергается обыденная метаязыковая рефлексия в Интернете (Н. Б. Мечковская 2006, 2009;

Шапилова, Н. И. Метаязыковые рефлексивы в художественном дискурсе (на материале произведений В. П. Астафьева) [Текст] / Н. И. Шапилова // Обыденное метаязыковое сознание: онтологические и гносеологические аспекты: коллективная монография. - Часть 3.

Кемерово, 2010.-С. 144. з

Арутюнова, Н. Д. Наивные размышления о наивной картине языка [Текст] // Язык о языке / Под редакцией Н. Д. Арутюновой // Языки русской культуры. - М., 2000. - С. 7.

3. И. Резанова 2008, 2009; 3. И. Резанова, Н. А. Мишанкина 2006; М. Ю. Сидорова 2006; М. Ю. Сидорова, Н. А. Стрельникова, О. Н. Шувалова 2009), а также метаязыковая рефлексия рядовых носителей русского языка (Н. Д. Голев 2010; Я. А. Дударева 2010; Л. Г. Ким, Т. Ю. Кузнецова 2010; Н. А. Прокуденко 2010; А. Н. Ростова 2009; Н. И. Шапилова 2010).

В последнее время языковая рефлексия рассматривалась на материале политического и юридического дискурса (Н. Б. Лебедева 2000, 2009; Е. И. Шейгал 2004); на материале речи жителей современного города (И. С. Карабулатова 2008; Б. Я. Шарифуллин 2000); а также на материале художественных текстов (Н. А. Батюкова 2009; Л. В. Зубова 1997, 2000, 2010; Н. А. Кожевникова, Н. А. Николина 1994; Н. А. Кожевникова 1998, 1999, 2006; М. В. Ляпон 1989, 1998, 2001; Н. А. Николина 1997, 2004, 2005, 2009; Н. В. Смирнова 2008; Г. В. Судаков 2010; Н. А. Фатеева 2000; В. Д. Черняк 2006, 2007), фольклорных произведений (Ю. В. Рождественский 1978, 1979; К. Ф. Седов 2007; Е. Я. Шмелева, А. Д. Шмелев 1999; М. Р. Шумарина 2010).

При описании феномена «метаязыковая рефлексия» лингвистами используется различная терминология: «интуитивные суждения о языке» (У. Лабов 1975), «народная точка зрения» (У. Брайт 1975), «метаязыковые знания» (Г. В. Ейгер 1990), «языковое самосознание» (С. Е. Никитина 1989), «языковая компетенция» (Л. В. Кирпикова 1972), «оценки речи» (Б. С. Шварцкопф 1971). В настоящей работе используется термин «метаязыковая рефлексия».

Метаязыковая рефлексия является деятельностью метаязыкового сознания.

Наряду с термином «метаязыковое сознание», существуют и другие: «языковая сознательность» (Е. В. Ухмылина 1967), «языковая интуиция» (Л. В. Кирпикова 1972), «языковое самосознание» (С. Е. Никитина 1989; В. Хлебда 1999), «метаязыковые знания» (Г. В. Ейгер 1990), «языковая рефлексия», «метаязыковая деятельность» (Б. М. Гаспаров 1996), «языковедное мышление» (И. А. Бодуэн де Куртенэ 2004), «лингвистическое сознание» (К. Ф. Седов 2009). Метаязыковое сознание является компонентом языкового сознания и осуществляет правильное понимание языка и его интерпретацию.

Существует ряд терминов, обозначающих продукт метаязыковой рефлексии: «оценка речи» (Б. С. Шварцкопф 1970), «контекст-мнение» (Н. А. Лукьянова 1986), «метаязыковое высказывание» (Т. В. Булыгина, А. Д. Шмелев 2000), «словесное самомоделирование» (М. В. Ляпон 1989), «показания метаязыкового сознания» (О. И. Блинова 1989), «метатекст» (А. Н. Ростова 2000), «рефлексив» (И. Т. Вепрева 2002; М. Р. Шумарина 2011).

Хотя метаязыковые комментарии свойственны, как правило, научному стилю речи, художественные произведения В. П. Астафьева изобилуют рефлексивами. Рефлексивы разъясняют значения непонятных читателю слов, снимают напряжение и способствуют коммуникативному взаимодействию автора и читателя. Находясь в контексте художественной речи, рефлексивы

приобретают свои особенности и представляют собой интересный, качественно новый материал лингвистического изучения.

Объектом настоящего исследования являются метаязыковые рефлексии в художественных текстах В. П. Астафьева; предметом изучения - функционирование рефлексивов как продукта метаязыковой деятельности в художественном тексте.

Цель работы - исследовать функционирование рефлексивов в художественных текстах В. П. Астафьева.

Достижение цели обеспечивается выполнением ряда частных задач:

  1. представить типы рефлексивов в художественных произведениях В. П. Астафьева;

  2. определить объект и субъект метатекстовых рефлексий В. П. Астафьева и изучить их особенности;

  3. описать способы ввода рефлексивов в пространство художественного текста и используемые при этом языковые средства;

  4. исследовать стратегии семантизации рефлексивов в текстах В. П. Астафьева;

  5. выявить функции рефлексивов в пространстве художественного текста и на основе результатов лингвистического эксперимента доказать положение об их коммуникативной значимости.

Материалом исследования послужили художественные произведения В. П. Астафьева, представленные в полном собрании сочинений (15 томов), из которых методом сплошной выборки было извлечено около 800 рефлексивов.

Творческое наследие В. П. Астафьева является богатейшим материалом как лингвистического, так и литературоведческого анализа. Исследователи художественных произведений В. П. Астафьева отмечают как многомерность и глубину его текстов, так и влияние на литературное становление самого автора его жизненного пути (Н. И. Година 2005; В. А. Зубков 2003; В. Курбатов 1979; В. М. Михайлюк 2003; Л. Г. Самотик 2009; Т. Н. Садырина 2009).

Особенности смысловой организации и репрезентации образа автора позволяют рассматривать тексты В. П. Астафьева в метаязыковом аспекте, многочисленные вкрапления в тексты метаязыковых рефлексий отражают эстетическое своеобразие художественного мира В. П. Астафьева.

Выбор методов исследования обусловлен спецификой предмета изучения и поставленными задачами. При сборе материала использовался метод сплошной выборки. При анализе и обработке материала были использованы сравнительно-сопоставительный метод, метод научного описания с приемами обработки и классификации материала, а также метод лингвистического и филологического анализа художественного текста, метод статистической обработки эмпирических данных и метод лингвистического эксперимента.

Научная новизна исследования обусловливается степенью изученности проблемы.

Впервые в произведениях В. П. Астафьева выявлены рефлексивы, используемые автором для реализации художественного замысла.

В работе представлена типология субъектов метаязыковой рефлексии, отражающая и подчеркивающая роль автора, который, реализуя свой замысел, обогащает метаязыковыми высказываниями не только речь рассказчика, но и речь различного рода персонажей.

Впервые описан объект метаязыковых рефлексий В. П. Астафьева, которым является слово во всем многообразии своих семантических, стилистических, функциональных особенностей.

Осуществлена типология рефлексивов, в основу которой положены различные уровни порождения метаязыкового высказывания. Рассмотрены рефлексивы, реагирующие на коммуникативное напряжение и осуществляющие контроль на речепорождающем уровне, и рефлексивы, возникающие на уровне превербального этапа формирования речевого высказывания.

Определены способы ввода рефлексивов в пространство художественного текста: лексический, синтаксический, пунктуационный, текстовый и описаны языковые средства их оформления.

Впервые выявлены и систематизированы стратегии семантизации, используемые В. П. Астафьевым в его произведениях, к которым относятся дефиниционная, описательная, ассоциативная, контекстная, мотивационная и отсылочная стратегии.

Описаны функции рефлексивов в художественных текстах В. П. Астафьева, такие как коммуникативная, семантизирующая, фатическая, аффективная, номинативно-оценочная и характеризующая, выполняющие широкий спектр задач, поставленных автором произведения.

При помощи лингвистического эксперимента доказано положение о коммуникативной значимости рефлексивов в произведениях В. П. Астафьева.

Теоретическая значимость: полученные научные результаты могут быть использованы при разработке проблем в области лингвопоэтики, теории художественной речи, обыденной металингвистики, лингвоперсонологии.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть применены в процессе преподавания лингвистических и литературоведческих курсов, а также могут быть использованы в лексикографической практике при составлении словарей инновационного типа: словарей обыденных толкований, словарей языковой личности писателя.

Положения, выносимые на защиту

  1. Рефлексивы в произведениях В. П. Астафьева служат для реализации авторского замысла и выполняют следующие функции: коммуникативную, семантизирующую, фатическую, аффективную, номинативно-оценочную, характеризующую.

  2. Объектом метаязыковой рефлексии В. П. Астафьева является слово во всем многообразии своих семантических, стилистических, функциональных особенностей.

  1. В качестве субъекта метаязыковой рефлексии в произведениях В. П. Астафьева может выступать как автор-рассказчик, так и персонаж. Понятия «образ автора» и «образ рассказчика» с позиции современной текстологии неидентичны, но в произведениях В. П. Астафьева, вследствие их автобиографичности, максимально приближены друг к другу.

  2. При вводе рефлексивов в пространство художественного текста автор оперирует различными способами: лексическим, синтаксическим, пунктуационным, текстовым, каждый из которых имеет свои средства выражения.

  3. В произведениях В. П. Астафьева в процессе семантизации слов используются разнообразные стратегии: дефиниционная, описательная, ассоциативная, контекстная, мотивационная и отсылочная стратегии.

  4. Рефлексивы в художественных произведениях В. П. Астафьева являются необходимыми элементами текста, при помощи которых осуществляется коммуникативное взаимодействие автора и читателя.

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы были представлены на научно-практической конференции «Обыденное метаязыковое сознание и наивная лингвистика» (Кемерово, КемГУ, 25-27 октября 2007 г.); на IV (XXXVI) Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Кемерово, КемГУ, 2009 г.); на Международной научно-практической конференции «Юрислингвистика и лингвоконфликтология» в рамках семинара, посвященного памяти проф., д.филол.н. А.Н. Ростовой (Кемерово, КемГУ, 2009 г.); на V (XXXVII) Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Кемерово, КемГУ, 2010 г.); на Международной заочной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной лингвистики и методики обучения иностранным языкам» (Комсомольск-на-Амуре, 25-30 апреля 2010 г.); на II Международной научной конференции «Обыденное метаязыковое сознание и лексическая семантика (теоретические и лексикографические аспекты)» (Кемерово, КемГУ, 18-19 ноября 2011 г.).

Основные положения настоящей работы нашли отражение в шести научных статьях, одна из которых опубликована в издании, включенном в реестр ВАК Минобрнауки РФ.

Структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.