Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Норма и аномалия в поэтическом идиолекте Александра Введенского Десятова Анна Владимировна

Норма и аномалия в поэтическом идиолекте Александра Введенского
<
Норма и аномалия в поэтическом идиолекте Александра Введенского Норма и аномалия в поэтическом идиолекте Александра Введенского Норма и аномалия в поэтическом идиолекте Александра Введенского Норма и аномалия в поэтическом идиолекте Александра Введенского Норма и аномалия в поэтическом идиолекте Александра Введенского
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Десятова Анна Владимировна. Норма и аномалия в поэтическом идиолекте Александра Введенского : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Десятова Анна Владимировна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Филол. фак.].- Москва, 2009.- 315 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-10/1459

Введение к работе

Диссертационное исследование посвящено проблеме нормы и аномалии в идиолекте поэта-обэриута Александра Введенского.

В последние десятилетия творчество обэриутов стало предметом пристального внимания лингвистов и литературоведов, философов и культурологов. Первый исследователь А. Введенского Я.С. Друскин выделил в его произведениях особый тип «единосущной коммуникации». М.Ю. Мейлаху принадлежит описание ряда языковых аномалий в поэтичском языке А. Введенского и попытка их интерпретации. В одной из работ А.Г. Герасимовой реконструкция поэтического мира А. Введенского строится исходя из словаря символов-знаков и их мифологических значений. В диссертации С.Г. Павлова поэтический язык А. Введенского трактуется исходя из библейских и евангелических реминисценций.

Произведения А. Введенского рассматриваются с философской (В .А. По дорога, А.Н. Силантьев, А.Н. Рымарь), культурологической (С. Кудрявцев, Т.В. Казарина), интертекстуальной (М. Янкелевич, М.А. Елгаева) точки зрения.

Независимо от подхода объектом анализа и осмысления являются разного рода аномалии. Проблема нормы при этом практически не ставится и не обсуждается. Между тем аномалия существует только на фоне нормы и может быть понята только в соотношении с нормой. Это и обусловило вынесение в название диссертации основной проблемы исследования.

Актуальность работы определяется тем, что в современных исследованиях понятия нормы и аномалии приобретают все большее значение при описании системы языка и разновидностей дискурса. В трудах Ю.Д. Апресяна, Н.Д. Арутюновой, Т.В. Булыгиной, Б.М. Гаспарова, А.Д. Шмелева и других лингвистов представлены различные подходы к языковым аномалиям. Типология языковых и текстовых аномалий предложена в работах Т.Б. Радбиля, посвященных художественной прозе А. Платонова. В современной лингвистической поэтике остро ощущается необходимость новых методов анализа, позволяющих выявить соотношение и взаимодействие нормы и разных типов аномалий в конкретных поэтических идиолектах.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней представлено комплексное описание поэтического идиолекта А. Введенского. Методы статистического анализа впервые применены к анализу частотного словаря творческого наследия поэта-обэриута, составлены семантические словари существительных и прилагательных, таксономическая классификация которых разработана с учетом особенностей взаимодействия нормы и аномалии в исследуемом идиолекте. К научной новизне диссертации относится когнитивный анализ нормы и аномалии в сфере атрибутивных сочетаний.

Объектом диссертационного исследования является идиолект Александра Введенского, предметом — частотный словарь и семантические словари существительных и прилагательных.

Материал исследования составил полный корпус произведений А. Введенского. Принято выделять четыре хронологических периода в творчестве поэта . В раннем творчестве выделяют два периода: 1) произведения, написанные до 1920 г., 2) произведения 1920-1926 гг., созданные в период сближения А. Введенского с футуристами. Произведения 1926-1930 гг., относящиеся ко времени существования сообщества «чинарей» и объединения Обэриу, составляют третий («обэриутский») период. К четвертому (позднему) периоду относятся произведения 1930-х — 1940-х годов. Эти периоды различаются по соотношению нормы и аномалии, по объему и качеству представленных аномалий. Так, пунктуационный эксперимент представлен в 20-х годах (второй и третий периоды) и в дальнейшем уходит из арсенала А. Введенского. Другие же характеристики (относящиеся к словарю, синтаксису) сохраняются, но выступают в иных, чем на предшествующем этапе, структурных соотношениях. Таким образом, взаимодействие нормы и аномалии может рассматриваться как структурная доминанта, позволяющая представить поэтический идиолект А. Введенского в динамическом аспекте.

Цель данной работы состоит в том, чтобы проследить взаимодействие нормы и аномалии в поэтическом идиолекте А. Введенского на уровне слова, словосочетания и высказывания. В работе ставятся следующие задачи:

  1. Составить частотный словарь идиолекта А. Введенского и произвести его параметрический анализ.

  2. Составить семантический словарь имен существительных и имен прилагательных и определить на их основе соотношение нормы и аномалии в языковой картине мира А. Введенского.

  3. Выявить основные типы аномалий на уровне словосочетания и высказывания.

Общую теоретическую основу работы составляют положения, разработанные в рамках системно-функционального подхода к поэтическому языку. Решение поставленных задач потребовало обращения к различным методам исследования: лексикографическому, семиотическому, структурно-семантическому. В диссертации используются научные идеи и методы современной когнитивистики.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем разработан метод количественно-семантического анализа словаря поэта и осуществлено описание поэтического идиолекта с точки зрения взаимодействия нормы и аномалии.

См.: А. Введенский. Полное собрание произведений в двух томах. М.: Гилея. 1993.

Практическое значение диссертации заключается в том, что материал и результаты работы могут использоваться в курсах и пособиях по когнитивной лингвистике, авторской лексикографии, художественному дискурсу и лингвистическому анализу художественного текста. Приведенные в работе словари поэтического идиолекта А. Введенского предоставляют материал для дальнейших исследований поэтического наследия обэриутов и русского поэтического дискурса XX века.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. На уровне слова общеязыковая норма является базовой в идиолекте А. Введенского. Устаревшие, просторечные и окказиональные слова составляют незначительную часть словаря А. Введенского.

  2. По составу наиболее частотных существительных словарь А. Введенского ближе к словарю русского языка, чем к словарям поэтов разных направлений начала XX века: А. Блока, Б. Пастернака, О. Мандельштама.

  3. Список наиболее частотных слов позволяет определить ключевые слова поэтического идиолекта А. Введенского и семантические оппозиции его поэтического мира.

  4. Семантический словарь существительных состоит из 17 лексических классов, включающих в себя иерархически вложенные подклассы. Каждый из семантических классов содержит как аномальные сочетания, так и сочетания, соответствующие норме. На уровне минимального контекста конкретное словоупотребление может быть признано нормативным, но при расширении контекста образуются аномалии, что приводит к возникновению связей и соотношений, отсутствующих в системе языка. Значительный объем аномальных сочетаний позволяет говорить об аномальной концептуализации мира в поэзии А. Введенского.

  5. Семантический словарь прилагательных состоит из 6 лексических классов, имеющих внутреннюю рубрикацию. В каждом лексическом классе представлены и нормативные, и аномальные сочетания.

  6. Абсолютно нормативные атрибутивные сочетания соответствуют не только кодифицированной, но и когнитивной норме. Нормативные сочетания в поэзии А. Введенского представляют собой устойчивые коммуникативные фрагменты, которые воплощают фрагмент языковой картины мира и отсылают к тем дискурсам, в которых их появление функционально обусловлено.

  7. Аномальные атрибутивные сочетания содержат семантические, синтаксические, а также когнитивные трансформации, связанные с операциями генерализации и спецификации. В когнитивных трансформациях можно видеть отказ от категоризации, предложенной языком, и тенденцию к представлению мира как структурно однородного и неупорядоченного.

  8. На уровне высказывания и текста аномальность проявляется в пунктуации. Пунктуационная многозначность не позволяет выделить

высказывание как самостоятельную единицу и провести границу между отдельными высказываниями. В поэтических текстах А. Введенского нормативные высказывания соседствуют с отдельными сегментами в виде атрибутивных и глагольных сочетаний. Высказывание как целостная структура распадается на части, соответствующие норме, но связь между частями является аномальной.

Апробация работы: Основные положения и результаты исследования нашли отражение в статьях и докладах на международных конференциях: «Лингвистика на пороге XXI века: проблемы и перспективы», Москва, 8-10 июня 2002 г., МГЛУ; «Александр Введенский в контексте русского авангарда: к столетию со дня рождения», Белград, 24-25 сентября 2004 г., Белградский университет; «Стереотипы в языке и коммуникации», Москва, 23-24 октября 2007 г., РГГУ; «Конфликт в языке и коммуникации», Москва, 21-22 октября 2008 года, РГГУ. По теме работы опубликовано 6 научных работ, в том числе 5 статей и тезисы доклада.

Структура и объем диссертационной работы: работа состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографии, включающей 128 наименований, и двух приложений.

Похожие диссертации на Норма и аномалия в поэтическом идиолекте Александра Введенского