Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Семантико-функциональная категория обращённости в поэтическом языке (На материале поэзии Б. Пастернака) Зензеря Ирина Викторовна

Семантико-функциональная категория обращённости в поэтическом языке (На материале поэзии Б. Пастернака)
<
Семантико-функциональная категория обращённости в поэтическом языке (На материале поэзии Б. Пастернака) Семантико-функциональная категория обращённости в поэтическом языке (На материале поэзии Б. Пастернака) Семантико-функциональная категория обращённости в поэтическом языке (На материале поэзии Б. Пастернака) Семантико-функциональная категория обращённости в поэтическом языке (На материале поэзии Б. Пастернака) Семантико-функциональная категория обращённости в поэтическом языке (На материале поэзии Б. Пастернака)
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зензеря Ирина Викторовна. Семантико-функциональная категория обращённости в поэтическом языке (На материале поэзии Б. Пастернака) : Дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 : Омск, 2003 202 c. РГБ ОД, 61:04-10/423

Введение к работе

I О j у 6>

Диссертационное исследование посвящено семантико-структурным и функциональным особенностям воплощения обращённости в лирике Б. Пастернака. Категория обращённости номинируется в соответствии с её главным конституентом - обращением, но в речи, тексте апелляция к адресату может выражаться местоимениями ты/вы, побудительным и вопросительным предложениями и др. средствами. В стихотворных произведениях преобладают обращения не к лицу, «фиктивные» (Л.Ю. Максимов); вступая в ассоциативно-семантические связи с другими элементами контекста, они нередко организуют тематическую сетку стихотворения. Таким образом, категория обращённости приобретает статус функционально-семантической, т.к. имеет грамматикализованный, специализированный центр и периферию, в основном связанную с лексическим выражением, варьирующимся в соответствии с жанрово-стилистической принадлежностью текста с авторскими установками.

Актуальность настоящего исследования объясняется рядом причин. Разработка категории обращённости является своевременной: накопились многоплановые знания об обращении, которые в нашей диссертации обобщены тремя взаимопереходящими подходами в возможностях изучения обращения: системно-структурном (Ф.И. Буслаев, З.М. Дворная, Е.В. Кротевич, А.П. Леонтьев, И.П. Мальцев, Д.Н. Овсянико-Куликовский, A.M. Пешковский, А.А. Потебня, А.Ф. Прияткина, В.П. Проничев, А.Г. Руднев, Г.П. Торсуев, И.Д. Чаплыгина А.А. Шахматов и др.); функциональном, в том числе функционально-стилистическом (Н.И. Белунова, Г.Е. Гольдин, И.И. Ковтунова М.М. Копыленко, Л.Ю. Максимов, Н.И. Формановская, и др.); коммуникативно-прагматический, учитывающий фактор адресата (Н.Д. Арутюнова, Г.И. Богин, Т.Г. Винокур, Н.П. Вольвак, О.И. Воробьёва, Т.Ю. Губарева, Г.А. Золотова, Т.В. Шмелёва, и др.) и участие лексических парадигм в коммуникативной стратегии текста (Н.С. Болотнова, И.А. Стернин, В.В. Степанова, Н.Е. Сулименко, Л.И. Толстых, и др.).

Работа выполнена в русле актуального направления коммуникативно-прагматического исследования слова в тексте, с которым взаимосвязаны антропоцентрическое и текстоцентрическое. Антропоцентризм эксплицируется в описании тематических объединений обращений в лирике Б. Пастернака, отражающих ценностные ориентиры личности поэта. Тек-стоцентризм - в описании лексических парадигм, прямо или косвенно соотносящихся с обращением и образующих «ассоциативную когезию» (Гальперин 1981) стихотворных произведений, а также в выявлении морфологических конституентов обращённости, участвующих в текстообразо-вании и анализе функций средств поэтической адресации. Указанные ас-

РОсГнАЦНОИАДЬПАЯj БИБЛИОТЕКА !

StSfckn

пекты рассмотрения проявления обращённости в лирике Б. Пастернака позволяют выявить специфические черты индивидуального стиля поэта.

Поэтика обращений в стихотворном языке имеет в своём арсенале небольшое количество работ. Из них особо значима работа Л.Ю. Максимова «Обращение в стихотворной речи» (1966), в которой впервые была поднята проблема об исключительных условиях этой единицы в поэтическом языке (отсутствие конструктивных связей с членами предложения, интонационная обособленность, звательная функция). Автором были намечены 4 функциональных типа обращений в стихотворной речи и указано на то, что функциональная дифференциация обращений прямо, хотя и не всегда последовательно, связана с их типологической, стилистической в историческом плане и жанровой дифференциациями, с вопросом стилистической поэтики. Более позднее рассмотрение функционирования обращения в поэтических текстах различных авторов Х1Х-ХХ-го вв. представлено в работе И.И. Ковтуновой «Поэтический синтаксис» (1986).

Полного, последовательного и систематического описания употребления обращений в поэтических текстах какого-либо одного автора нет, хотя отдельные наблюдения и замечания о них в лирике А. Ахматовой и А. Белого наблюдаются у Т.С. Приходько (1997) и Н.А. Кожевниковой (1995).

Чем более отдаляет нас время от того периода, в котором творил Б. Пастернак, принёсший с собой невиданное обновление в русской поэзии и поставивший её в число наиболее значительных явлений европейского авангарда, - тем более уясняется центральная роль поэта в русской лирике ХХ-го века. Многообразное творчество Б. Пастернака ставит перед исследователями десятки проблем. Они связаны с изучением философии поэта, его литературным окружением, эстетическими взглядами, поэтикой и т.д. Отдельные наблюдения над языком, например, метафорической системой поэта, имеются в работах В.А. Альфонсова, B.C. Баевского, Ю.М. Лотмана, Е.А. Некрасовой, Н.А. Озерова, И.В. Фоменко, Р. Якобсона и др. Исследователи обращают внимание на то, каким образом поэт показывает связь самых отдалённых предметов и явлений, их сцепление. Тем не менее эти работы касаются некоторых стихотворений или поэтических циклов, в то время как отдельного исследования обращения как центрального элемента категории обращённости поэтического языка Б. Пастернака пока ещё нет.

Кроме собственно лингвистических исследований, базовых для нашей работы, мы опирались и на работы общефилологического плана разного уровня: монографические труды, посвященные творчеству Б. Пастернака в целом (В. Альфонсов, В. Баевский, Б. Бухштаб, Н. Вильмонт, Ги де Маллак, Ж. де Пруаяр, Ю. Тынянов, Р. Якобсон и др.); статьи и монографии, предметом которых являются ранние произведения поэта (работы М. Гаспарова, Е. О'Коннор, Л. Флейшмана, Т. Фроловской, Н.М. Шанского); исследования стиля художника и процесса его формирования (Е. Даль,

И. Ковтунова, Ю. Левин, И. Смирнов, Й. Фарыно, Н. Фатеева, В. Франк, В. Эйдинова; работы Л. Гинзбург, А. Меркуловой, В. Мусатова, И. Подга-ецкой, в которых рассматривается творчество Б. Пастернака в литературном и культурологическом контексте XIX-XX вв.; критические отзывы на поэтические сборники Б. Пастернака и его современников: В.Брюсова, О. Мандельштама, М. Цветаевой, С. Парнок, В. Франка.

Изучение функционирования обращений в поэтическом тексте приобретает особый интерес, если рассматривать его в связи с проблемой лирического диалога, так как поэтический текст предполагает совершенно особые условия коммуникации (Левин 1973, Библер 1975, Ковтунова 1986, Гин 1996), в частности, проявление самоадресации лирического героя. Обращение создаёт диалогичность текста, о которой в 1960-е годы писал М.М. Бахтин. И эта проблема до сих пор является живой, явившейся толчком в актуальной в 1980-90-е годы проблеме «коммуникативной стратегии текста» (Н.С. Болотнова 1992, 1994).

Объектом исследования являются стихотворные тексты и прежде всего лирические произведения Б. Пастернака, в которых получает языковое воплощение «лирический собеседник», то есть поэтический адресат. Предмет исследования - структурно-семантический и коммуникативный потенциал обращения и других средств обращённости в поэзии Б. Пастернака.

Основная рабочая гипотеза исследования заключается в том, что обращение (как центральный элемент обращённости) в поэтическом языке обычно является сильной позицией текста, нередко представляя предмет лирического дискурса, который находит в пределах стихотворного текста разнообразное морфологическое и лексико-синтаксическое преломление.

Теоретическая значимость и научная новизна работы состоит в следующем:

с обобщением материалов о категории обращённости и синтаксическом статусе обращения, подчёркиванием смысловых и структурных связей обращения с предложением, текстом, с актуализацией синтаксического синкретизма обращения и других номинативов в стихотворном языке, что во многом определяется расширением объёма адресации в поэтическом тексте («фиктивные обращения») и с преобразованием в поэтическом языке периферийной функции обращений - оценочно-характеризующей;

с развитием идей коммуникативного статуса и функционального разнообразия обращений в поэтическом тексте, предложенных в работах Л.Ю. Максимова и Ю.И. Левина;

с попыткой осмысления функционально-семантической категории обращённости, особенностей её реализации в поэтических текстах (в сравнении с другими сферами художественной речи);

с определением авторского принципа создания обращения;

с представлением обращения и других средств обращённости как текстостроительных средств;

с расширением представления о разновидностях текстовых парадигм, где наряду с лексическими текстообразующими парадигмами, можно говорить о лексико-грамматических, которые активно участвуют в текстовой когезии.

Практическая значимость диссертации нам видится в том, что результаты исследования могут быть использованы на занятиях по лингвистическому анализу художественного текста, цельности и связности стихотворного текста в курсе синтаксиса современного русского языка, на спецкурсах и спецсеминарах по риторике, прагмалингвистике, культуре речи и др., в преподавании русского языка как иностранного.

Цель диссертации - выявить и описать семанч ико-структурную и функциональную специфику языкового воплощения обращённости в стихотворных произведениях Б. Пастернака и, вместе с выявлением индивидуально-авторских особенностей, наметить общие черты выражения поэтической адресованности.

Указанная цель реализуется в решении следующих частных задач:

  1. обосновать существование функционально-семантической категории «обращённость», знание о которой постепенно накапливалось в результате системно-структурного и функционально-стилистического изучения природы обращения и получило видимое очертание в рамках актуального сейчас коммуникативно-прагматического аспекта, ориентированного и на поэтическую адресованность;

  2. наметить систему конституентов обращённости, проявляющихся в стихотворном тексте как воплощение многообразного присутствия «лирического собеседника»;

  3. определить индивидуально-авторские принципы создания структуры обращений в поэзии Б. Пастернака и выявить их функции;

  4. описать преобладающие тематико-ассоциативные поля обращенности в стихотворном языке Б. Пастернака, отражающие ценностные фрагменты тезауруса поэта;

  5. рассмотреть участие средств выражения обращённости - и лекси-ко-семантических, и лексико-морфологических - в текстообразовании лирических произведений Б. Пастернака, и в связи с этим выявить прямые и скрытые механизмы диалогичности стихотворных текстов в рамках категории обращённости.

Для решения указанных задач используются художественно-стилистический, учитывающий нюансы индивидуально-авторского употребления языковых средств (в нашем случае - конституентов обращённости) и описательно-аналитический методы, элементы статистическою, компонентного, контекстного и дефиниционного анализов.

Особо выделяя структурно-семантическую и функциональную специфику средств выражения обращенности к «лирическому собеседнику» в стихотворном языке Б. Пастернака, мы считаем целесообразным подойти к этому через объяснение трёх аспектов, раскрывающих природу обращения в рамках дихотомии «язык - речь»:

  1. системно-структурного, выявляющего специфику обращения как элемента синтаксиса предложения;

  2. стилистического, определяющего специфику использования обращения в разных видах текста, смежных со стихотворным языком (фольклор, эпистолярные тексты, художественная проза);

  3. коммуникативно-прагматического, ориентированного на фактор адресата, в частности на реализацию в тексте функционально-семантической категории обращённости (использование наряду с обращениями его «спутников»).

Первый аспект, системно-структурный, обеспечивает теоретическую базу для описания структурно-семантических особенностей обращения в поэтическом языке, в частности, в лирических текстах Б. Пастернака, и предопределяет вопрос о категории обращённости; второй аспект позволяет создать фон углубленных представлений о типах обращений в творчестве поэта; третий - обусловливает базу в объяснении участия средств обращенности в текстообразовании и в экспликации особенностей индивидуального поэтического мировидения.

Материалом для исследования послужили текстовые фрагменты и целые стихотворения, включающие различные типы обращенности, извлечённые из произведений Б. Пастернака - стихоїворений, поэм «Лейтенант Шмидт», «Девятьсот пятый год», «Спекторский». Сплошная выборка проведена из собрания сочинений в 5-ти томах. Для сопоставления использовались также поэтические тексты А. Ахматовой, Е. Баратынского, А. Блока, Н. Гумилёва, М. Лермонтова, О. Мандельштама, В. Маяковского, А. Пушкина, И. Северянина, Ф. Тютчева, А. Фета, М. Цветаевой, А. Чехова, переписки Ф.М. Достоевского и А.Г. Достоевской, А.П. Чехова и О. Книппер-Чеховой, В. Маяковского и Л. Брик, а также отдельные устно-поэтические произведения. Картотеку составляют около 4000 случаев употребления обращений и других средств обращённости.

Структура работы. Диссертационное исследование включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.

В первой главе утверждается существование функционально-семантической категории «обращённость», намечается её центральная и периферийная зоны, а также определяется природа её заглавного конституен-та - обращения - в рамках структурно-семантического, функционально-стилистического и коммуникативно-прагматического аспектов. Рассматри-

вается омонимия обращения с другими, похожими по форме компонентами речи, возможность синкретизма звательности с семантикой других номинативных структур именно в поэтической речи, связанного с условным характером и функциональной спецификой обращения в лирическом тексте. В этой главе обобщаются особенности функционирования обращений в художественном тексте.

Вторая глава посвящена описанию особенностей структуры обращений в стихотворных произведениях Б. Пастернака, их тематических полей, эксплицирующих фрагменты индивидуального поэтического мирови-дения. Описываются функции обращений в поэзии Б. Пастернака и участие средств обращенности в текстовых парадигмах.

В заключении подводятся общие итоги работы, намечаются её перспективы.

Библиография работы включает 308 наименований.

В Приложении № 1 изложены некоторые обобщения о применении обращений в языке литературных произведений, а именно в устном народном творчестве, художественной прозе, в эпистолярных текстах писателей и поэтов, для того, чтобы представить фон для выявления особенностей употребления обращений в стихотворном языке. В Приложении № 2 представлена таблица, в которой приведены статистические данные тематических разновидностей обращений в поэзии Б. Пастернака.

Апробация работы. Основные положения исследования отражены в 9 публикациях. По теме работы сделаны доклады на Первых, Вторых, Третьих и Четвёртых Филологических чтениях в Новосибирском государственном педагогическом университете по теме «Проблемы интерпретации в лингвистике и литературоведении» (ноябрь 2000, ноябрь 2001, ноябрь 2002, октябрь 2003 гг.), V региональном научно-практическом семинаре «Диалог с текстом: проблемы обучения смысловой интерпретации» (25 апреля 2002, Томск), Н Всероссийской научной конференции «Русская литература в современном культурном пространстве» (1-2 ноября 2002, Томск), VI региональном научно-практическом семинаре «Лингвосмысло-вой анализ художественного текста» (25 апреля 2003, Томск), III Всероссийской научной конференции «Художественный текст и языковая личность» (29 октября 2003, Томск). Ход и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры современного русского языка (НГПУ).

На защиту выносятся следующие положения.

1. Обращение как синтаксический феномен и его морфологические «спутники» (местоимения ты/вы/мы, императивы и др.) образуют центр функционально-семантической категории «обращённость», которая, реализуясь в поэтических произведениях, проявляет и свои периферийные участки, например, ассоциативные лексические ряды, риторические вопросы, эксплицирующие поэтическую обращённость.

  1. Обращение в поэтическом языке проявляет синкрешзм с другими номинативными структурами, что является следствием преобладания в этой сфере обращений риторического характера («фиктивно- и условно-звательных»), обычно представляющих предмет лирического дискурса, а также функциональной специфики поэтической адресации.

  2. Структурно-семантические и функциональные особенности использования средств обращенности в стихотворных произведениях Б. Пастернака эксплицируют ценностные ориентиры тезауруса поэта и ассоциативную и образно-экспрессивную когезию в его поэтических текстах.

  3. В произведениях Б. Пастернака проявляются устойчивые черты индивидуально-авторского стиля, а именно: ярко выраженная структурная и соотнесённая с нею, а также с метафорической насыщенностью и полифункциональностью, смысловая усложнённость обращений, императивная динамичность многих текстов, их философски насыщенная вопросность, многообразие оригинально выстроенных ассоциативных текстовых парадигм.

Похожие диссертации на Семантико-функциональная категория обращённости в поэтическом языке (На материале поэзии Б. Пастернака)