Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Словесный портрет как речевая технология: функции и модели Ульянова Татьяна Владимировна

Словесный портрет как речевая технология: функции и модели
<
Словесный портрет как речевая технология: функции и модели Словесный портрет как речевая технология: функции и модели Словесный портрет как речевая технология: функции и модели Словесный портрет как речевая технология: функции и модели Словесный портрет как речевая технология: функции и модели Словесный портрет как речевая технология: функции и модели Словесный портрет как речевая технология: функции и модели Словесный портрет как речевая технология: функции и модели Словесный портрет как речевая технология: функции и модели Словесный портрет как речевая технология: функции и модели Словесный портрет как речевая технология: функции и модели Словесный портрет как речевая технология: функции и модели
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ульянова Татьяна Владимировна. Словесный портрет как речевая технология: функции и модели : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Ульянова Татьяна Владимировна; [Место защиты: Юж. федер. ун-т].- Ростов-на-Дону, 2008.- 157 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-10/372

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Словесный портрет и его функции 12

1.1. Фреймовая природа словесного портрета 12

1.1.1. К определению словесного портрета 12

1.1.2. Словесный портрет как когнитивное явление 15

1.1.3. Словесный портрет как лингвистический фрейм 21

1.1.4. Словесный портрет как культурный фрейм 23

1.2. Словесный портрет в аспекте функциональности и причинности 25

1.2.1. Словесный портрет как функциональное явление 25

1.2.2. Словесный портрет в аспекте причинности 28

1.2.3. Стратегии описания в связи со структурой знака 33

1.3. Функциональные подходы к словесному портрету 34

1.3.1. Подход к словесному портрету в криминалистике 34

1.3.2. Подход к словесному портрету в литературоведении и лингвистике 40

1.3.3. Словесный портрет и персуазия 50

1.3.4. Словесный портрет в лингводидактике 52

1.3.5. Машинный перевод и словесный портрет 55

Выводы 58

Глава II. Лингвистический фрейм словесного портрета 60

2.1. Структура фрейма словесного портрета 60

2.2. Стратегии описания внешности человека 71

2.3. Фрейм словесного портрета и сенсорные поля 80

2.4. Задачи и форма проведения лингвистического эксперимента 90

2.5. Продуктивность моделей фрейма словесного портрета 91

2.6. Сенсорные поля словесного портрета 112 2.

2.7. 6.1. Сенсорное поле цвета 113

2.6.2. Сенсорное поле формы 118

2.6.3. Сенсорное поле размера 124

2.6.4. Сенсорное поле знаково-мимических характеристик 125

2.6.5. Поле синтетических описаний лица, фигуры и внешности вообще 126

2.6.6. Поле объектов описания 128

Выводы ' 130

Заключение 132

Библиография 137

Список использованных источников 157

Введение к работе

Одним из наиболее часто встречающихся подходов к языку в
настоящее время является подход, связанный с проявлением
антропоцентрической парадигмы (работы Ю.С. Степанова,

Н.Д. Арутюновой, А. Вежбицкой, Ю.Д. Апресяна, Ю.Н. Караулова, А.А. Уфимцевой, Г.В. Колшанского, Е.С. Кубряковой, Б.А. Серебренникова и др. [188; 12; 39; 9; 81; 202; 87; 101; 102; 177]). В этом смысле вполне закономерен интерес к портрету, когда сам человек является объектом исследования (например, получивший в настоящее время большое распространение пресс-портрет, интервью-портрет [195]).

В настоящем исследовании мы будем рассматривать русский словесный портрет как речевую технологию.

Как известно, речь - это «конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму» [115, с. 414]. Человеческая речь является объектом исследования различных ученых: лингвистов (психолингвистов, социолингвистов, фонетистов, специалистов по стилистике), психологов, физиологов, философов, социологов, литературоведов. В лингвистике существуют две области исследований: в одной изучаются языковые системы, в другой - речь. «Речь преднамеренна и обращена к определенной цели, в отличие от нецеленаправленности языка» [там же]. То есть речь вводит язык в прагматический контекст. Именно этот прагматический аспект и интересует современных ученых.

Под объектом лингвистики речи понимают те типизированные явления, которые связаны с участниками коммуникации и обстановкой общения, то есть с прагматической стороной речевых актов.

Лингвистика речи «распадается на две взаимодействующие области: лингвистику текста, обращенную к статическому аспекту речи, и теорию

речевой деятельности и речевых актов, анализирующую динамику речи» [170, с. 420]. Если объектом исследования первой является структура текста, речевых произведений, то теория речевой деятельности изучает процессы образования и восприятия речи, связь речевых актов с прагматическими условиями их протекания и т.д., а также речевые технологии.

Одной из таких речевых технологий и является описание человека, или словесный портрет. Кроме того, настоящая работа лежит в русле разработок по искусственному интеллекту, связанных с моделированием описаний различных объектов. Этим и определяется ее актуальность.

Данная речевая технология характерна для художественной литературы, криминалистики, лингводидактики, психиатрии и некоторых других наук.

Обращение к словесному портрету как предмету изучения известно еще со времен зарождения такой древней науки, как риторика, где описание внешнего вида человека - прозопография — является одним из шести видов дескрипции (description - лат. «описание»).

Древнерусской литературе словесный портрет известен с первых веков ее существования. Особенно часто словесный портрет встречается в летописях, начиная уже с «Повести временных лет». Этому посвящены исследования Д.С. Лихачева [119], А.Б. Никольской [145], О.В. Творогова [196].

Как отмечено выше, изучением феномена словесного портрета занимаются риторика и литературоведение. Вполне закономерно также обращение лингвистов к данному явлению. Известны исследования О.А. Мальцевой [124; 125], которая описала в своих работах структуру художественного словесного портрета и выявила лингвистические особенности его построения. Часто предметом изучения лингвистов становится портрет в произведениях отдельных авторов. Из подобных работ представляет интерес исследование Г.С. Сырицы [194], посвященное языку

портрета в романах Л.Н. Толстого «Война и мир», «Воскресение». Кроме того, встречаются работы современных лингвистов, в которых портретное описание изучается как сложное синтаксическое целое (например, исследование Л.В. Баскаковой [22]).

Также термин «словесный портрет» существует и в криминалистике. Хотя признаки внешности человека использовались для целей опознания еще в глубокой древности, «словесный портрет» как метод описания внешних признаков человека для целей розыска и отождествления был разработан и систематизирован в конце XIX века французским криминалистом А. Бертильоном [28]. Он предложил описывать приметы преступников не в произвольной форме, как это делалось ранее, а на основе определенной системы.

Несмотря на интерес к проблеме словесного портрета различных ученых, единого подхода к исследуемому явлению нет. Основой для такого подхода может служить понимание словесного портрета как речевой технологии, лежащее в русле современных идей теории речевой деятельности, которая изучает процессы образования и восприятия речи, связь речевых актов с прагматическими условиями их протекания. В этом заключается научная новизна настоящей диссертации.

Цель нашей диссертации - исследование словесного портрета как речевой технологии.

В связи с поставленной целью решаются следующие задачи:

  1. Определить основные функции словесного портрета, выделяемые в зависимости от концентрации на том или ином компоненте сообщения.

  2. Изучить структуру фрейма словесного портрета.

  3. Исследовать стратегии описания внешности человека с точки зрения семантики и синтактики.

4. Установить наиболее продуктивные модели фрейма словесного
портрета.

5. Выявить средства, используемые для заполнения слотов фрейма словесного портрета.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что словесный портрет впервые последовательно представлен в качестве речевой технологии, что позволило объединить различные подходы к описанию внешности человека и представить словесный портрет как лингвистический, когнитивный и культурный фрейм, а также выявить его функции в зависимости от концентрации на различных компонентах сообщения. Данное исследование может послужить основой для изучения словесного портрета в таких науках, как литературоведение, криминалистика, а также для работ по компьютерной лингвистике, посвященных моделированию речевой способности человека.

Практическая значимость определяется возможностью применения результатов работы в курсах по изучению лексики современного русского языка, в лингводидактике при обучении русскому языку, а также русскому языку как иностранному. Предложенные модели фрейма словесного портрета могут быть использованы в действующих системах машинного перевода. Материал данного исследования может найти применение при создании базы данных для составления словесного портрета.

Объектом исследования в предлагаемой работе стала речевая технология построения словесного портрета как функционального, лингвистического и культурного фрейма. Предмет исследования — особенности структуры и заполнения фрейма словесного портрета.

Материалом диссертации явились описания внешности человека, в частности, полученные в ходе проведенного лингвистического эксперимента. Общее количество полученных и обработанных словесных портретов составило 700 единиц.

В соответствии с поставленными задачами при выполнении работы были использованы следующие методы исследования: метод

лингвистического наблюдения и описания, метод лингвистического эксперимента, метод структурного и лексико-семантического анализа с элементами количественного подсчета.

На защиту выносятся следующие основные положения диссертационного исследования:

1. Единый подход к словесному портрету, изучаемому в рамках столь разных . наук, как криминалистика, литературоведение, риторика, публицистика, лингводидактика и искусственный интеллект, возможен на базе понимания портрета как речевой технологии.

При таком подходе портрет может быть рассмотрен как с точки зрения цели (функции портрета), так и с точки зрения причины (обусловленность портрета характеристиками языковой личности адресанта).

2. В аспекте цели словесный портрет как речевая технология может быть описан через коммуникативные намерения автора словесного портрета. Эти намерения концентрируются на четырех компонентах сообщения: адресанте, адресате, объекте и коде. В связи с этим можно выделить следующие функции словесного портрета: идентифицирующую, эмотивно-характеризующую, апеллятивную, аналитическую и метаязыковую.

Если сообщение направлено на адресата, то можно говорить об апеллятивной функции описания внешности. Эта функция словесного портрета реализуется в риторике, публицистике. При концентрации интенций на адресанте, портрет выполняет эмотивно-характеризующую функцию. Такова функция словесного портрета в литературном произведении. Идентифицирующую и аналитическую функции портрет выполняет, когда намерения сосредоточены на объекте сообщения. Первая из этих функций характерна для словесного портрета в криминалистике, вторая — для описания внешности человека в физиогномике и медицине. Если интенции автора концентрируются на коде сообщения, описание внешности человека выполняет метаязыковую функцию. В этой функции портрет используется в лингводидактике при обучении иностранному и родному

языку, в психолингвистике в связи с диагностированием нарушений речи и изучением детской речи, а также в компьютерной лингвистике при моделировании речевой способности человека.

3. С точки зрения синтактики и семантики можно классифицировать
различные стратегии описания внешности человека. С точки зрения
синтактики это - аналитическая (анализ и характеристика отдельных частей
внешности) и синтетическая (цельная характеристика внешности) стратегии.
С точки зрения семантики — метафорическая (нос картошкой, глаза-пуговки,
лошадиное лицо),
собственно метонимическая {длинноносый человек,
большеглазая девочка),
метонимическая гомогенная (человек с внешностью
Квазимодо)
стратегии.

Разные стратегии описания внешности человека мотивируются как намерениями адресанта, так и чертами языковой личности адресанта, которые детерминируют семантическую и синтактическую составляющие словесного портрета.

4. Словесный портрет человека представляет собой фрейм, на верхнем
уровне которого располагается название объекта описания, а слотами
являются традиционно выделяемые части описания: общая характеристика
фигуры, лица, описание глаз, волос, носа, губ, лба, бровей, щек, подбородка,
выражения лица и т.д.

Фрейм перекрывает все поле возможностей, однако, не все они реализуются одновременно при описании внешности. Каждое описание строится по определенной модели, содержащей то или иное количество слотов фрейма. Одни из возможных моделей являются более продуктивными, другие — редко встречающимися.

Слоты фрейма словесного портрета двучленны. Помимо названия объекта описания каждый слот заполняется словом из сенсорного поля, характеризующего цвет, форму, размер и др. В связи с этим нами выделены шесть сенсорных полей: поле цвета, поле формы, поле размера, поле знаково-

мимических характеристик, поле синтетических описаний, а также поле объектов описания.

Положения работы прошли апробацию. По материалам диссертации были сделаны доклады на научных конференциях: на конференции аспирантов факультета филологии и журналистики РГУ (Ростов-на-Дону, 1998); на межвузовской научной конференции «Прикладная филология в интеграции гуманитарных и естественных наук» (Ростов-на-Дону, 1998); на Всероссийской научной конференции «Филология и журналистика в контексте культуры» (Ростов-на-Дону, 1998); на Международной научной конференции «Языковая система и речевая деятельность: лингвокультурологический и прагматический аспекты» (Ростов-на-Дону, 2007); на всероссийской научно-практической конференции «Русский язык как важный социальный фактор объединения наций и народностей» (Владикавказ, 2007). Основные положения диссертации отражены в 8 публикациях — тезисах к докладам и трех статьях, в том числе в статье, вышедшей в журнале «Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Филология и журналистика» (2007). Общий объем работ- 1,3 п.л. Основные итоги исследования обсуждались на заседаниях кафедры русского языка факультета филологии и журналистики ЮФУ.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, списка использованных источников.

Во Введении представлена проблематика диссертации, определены цели и задачи исследования, обоснованы его актуальность, теоретическая и практическая значимость, формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Словесный портрет и его функции» рассматривается понятие «словесный портрет» в различных науках: литературоведении, риторике, криминалистике, лингводидактике, физиогномике. Словесный портрет представлен как когнитивный, лингвистический и культурный

фрейм. В связи с проблемой трансформации различных описаний, имеющих один референт, выделяются различные функции словесного портрета, а также его причинная обусловленность.

Вторая глава «Лингвистический фрейм словесного портрета» посвящена исследованию лингвистического фрейма словесного портрета. Рассматриваются различные стратегии описания внешности человека с точки зрения синтактики и семантики. На материале, полученном в ходе лингвистического эксперимента, анализируются и систематизируются различные структурные модели описания внешности, а также ресурсы заполнения слотов лексическими единицами из сенсорных полей цвета, формы, размера, знаково-мимических характеристик, а также поля объектов описания.

В Заключении сформулированы выводы.

К диссертации приложены библиография и список использованных источников.

Фреймовая природа словесного портрета

К словесному портрету проявляют интерес разные науки в соответствии со стоящими перед ними задачами. Так, в криминалистике этот интерес обусловлен целью типизировать описание внешности человека, в литературоведении интерес сосредоточен на эстетических функциях портрета. Соответственно, единого понятия «словесный портрет» в науке до сих пор не выработано. Поскольку это явление лежит в сфере интересов таких наук, как лингвистика, литературоведение, риторика, лингводидактика, криминалистика, психиатрия, то в каждой из них существует свое определение словесного портрета.

Так, портрет в литературе - это «изображение внешности героя (черт лица, фигуры, позы, мимики, жеста, одежды) как одно из средств его характеристики, разновидность описания» (Литературный энциклопедический словарь [117]).

Почти такое же определение дается и в Словаре литературоведческих терминов: «Портрет - в литературном произведении изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться» [180].

СИ. Кормилов разделяет статический и динамический портреты: «Портрет в литературе — описание либо создание впечатления от внешнего облика персонажа, прежде всего лица, фигуры, одежды, манеры держаться (формы поведения персонажа выходят за рамки портрета как такового, но могут рассматриваться в качестве динамического портрета)» [88, с. 762].

Необходимо заметить, что для многих исследователей языка художественных произведений портрет — понятие широкое (см. Круглик Л.Я. [98], Баскакова Л.В. [22], Башкеева В.В. [25]). По мнению Круглика Л.Я., это не только внешность как таковая (лицо, фигура), но также и походка, жест, поза, привычки героя, манера вести себя, говорить, особенности голоса, интонации. Все это в совокупности раскрывает «сложность и многогранность человеческого характера» [98, с. 49].

В.В. Башкеева использует антропологический подход - целостное изучение человека в единстве внешнего и внутреннего начал, статистических и динамических характеристик - и рассматривает в своей работе наряду с чисто внешними характеристиками героев также позы, жесты, пластичность, голос, разговор, речь. «Портрет - диалектическое единство внутренних и внешних черт человека, характеристика героя - субъекта художественного мира, элемент в общей системе произведения» [25, с. 22].

Мы же рассматриваем лишь «стабильный комплекс наружности героя» [там же, с. 20], что соответствует целям и задачам нашей работы.

Е.В. Михайлова, один из исследователей описания внешности человека в лингводидактике, дает в своей работе следующее определение для рассматриваемого явления: «Словесный портрет в художественном произведении - это такой комплекс избирательно-вовлеченных автором и отражающих телесность персонажа элементов, взаимодействие которых приобретает системный характер с целью фокусированного представления личности персонажа читателю» [136, с. 45].

В криминалистике существует свое определение словесного портрета. В учебнике по криминалистике словесный портрет - это «специальный метод описания внешнего облика человека», где описываются анатомические и внешние функциональные признаки внешности, а также анатомо-патологические изменения (особые приметы)» [96, с. 169].

В учебном пособии «Криминалистическое описание внешности человека» [97] под словесным портретом понимается криминалистическое описание внешности человека, осуществляемое с соблюдением определенных правил и терминологии.

Словесный портрет в криминалистике, как он определяется в Большой советской энциклопедии, - «метод описания наружности человека с целью его идентификации по признакам внешности. Специально разработанная единая терминология словесного портрета основана на данных анатомии и антропологии. Признаки внешности человека делят на две основные группы: анатомические (рост, телосложение, черты лица и т. д.) и функциональные (походка, осанка, мимика, жестикуляция и т. п.). Анатомические признаки характеризуются по их величине, форме, положению, цвету. Учитываются и патологические формы (аномалии), именуемые в словесном портрете «особыми приметами» (хромота, родимые пятна, татуировки, шрамы и т. п.). Метод словесного портрета применяют в оперативно-розыскной следственной и экспертной практике (например, при регистрации и идентификации личности, розыске скрывшихся преступников и лиц, пропавших без вести, опознании живых лиц и трупов)» [32].

Также есть исследования, в которых портрет рассматривается как разновидность описательного текста [34]. С учётом специфики портретного дискурса, можно говорить о двух его подтипах. В зависимости от того, какие качества референта описываются (физические или моральные), возникает либо прозопография (prosopographie), либо этопея (ethopee).

Прозопография - это текст, в основе которого лежит описание черт лица, фигуры, физических качеств или описание внешности в самом общем виде, манеры держать себя. Если же предмет описания - обычаи, нравы, а также характер реального или вымышленного персонажа (пороки, достоинства, таланты, одним словом, положительные и отрицательные моральные качества), то принято говорить об этопее.

Словесный портрет как когнитивное явление

Словесный портрет, понимаемый как технология описания, подразумевает существование когнитивной базы, которая делает такое описание возможным.

Культура описания напрямую связана с культурой восприятия. В связи с этим обратимся к самой актуальной проблеме репрезентации знаний - как знания представлены в уме человека. Этой проблемой занимается когнитивная психология - одно из направлений психологии, предметом изучения которого являются когнитивные процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений.

В связи с темой настоящей работы, нас, естественно, будут интересовать взгляды когнитивной психологии, связанные с обнаружением и интерпретацией сенсорного сигнала: вычленение реципиентом определенных деталей во внешнем облике человека и их вербальное представление.

Психология восприятия - одна из отраслей когнитивной психологии, изучающая чувствительность человеческого организма к сенсорным сигналам и то, как интерпретируются сенсорные сигналы. Однако помимо восприятия важны и другие когнитивные системы, такие как распознавание образов, внимание и память, исследованию которых посвящены работы Р. Солсо, М. Коула, Р. Аткинсона [185; 91; 217].

Стимулы внешней среды не воспринимаются как единичные сенсорные события; чаще всего они воспринимаются как часть более значительного паттерна. Под паттерном в когнитивной психологии понимается сложное сочетание сенсорных стимулов, опознаваемое человеком как член некоторого класса объектов [185]. Следовательно, то, что мы ощущаем (видим, слышим, обоняем или чувствуем вкус), почти всегда есть часть сложного паттерна, состоящего из сенсорных стимулов.

Наши представления о мире не обязательно идентичны его действительной сущности. Конечно, репрезентация информации связана с теми стимулами, которые получает наш сенсорный аппарат, но она также подвергается значительным изменениям. Эти изменения связаны с нашим прошлым опытом, результатом которого явилась богатая и сложная сеть наших знаний. (Так, по наблюдениям ученых, когда человек изображает человека, принадлежащего к другой расе, зачастую он привносит черты, свойственные его собственной расе). Таким образом, поступающая информация абстрагируется (и до некоторой степени искажается) и хранится затем в системе памяти человека. Это не отрицает того, что некоторые сенсорные события непосредственно аналогичны своим внутренним репрезентациям, но предполагает, что сенсорные стимулы могут при хранении подвергаться (и часто это так и есть) абстрагированию и модификации, что в свою очередь является функцией богатого и сложного переплетенного знания, структурированного ранее. Другими словами, наша внутренняя репрезентация реальности имеет некоторое сходство с реальностью внешней, но когда мы абстрагируем и преобразуем информацию, мы делаем это в свете нашего предшествующего опыта.

Однако есть много случаев, когда информация во внутренней репрезентации не соответствует точно внешней реальности. Один из способов подвергнуть внешнюю реальность более точному рассмотрению — это «научный метод» и точные инструменты. С этой проблемой связано построение так называемых экстралингвистических шкал [153]. Такая шкала позволяет соотносить точные показания приборов с их соответствиями в языке. Ярким и наиболее известным примером того, как естественная, природная информация структурируется мыслью человека, так что она одновременно точно изображает природу и поддается пониманию, является периодическая таблица элементов Менделеева.

Фундаментальной когнитивной способностью, отличающей опытного человека от неопытного, является умение посмотреть на набор элементов (в данном случае, черт лица) как на фрагменты, образующие при их объединении более крупную структуру. От нашего прошлого опыта и способа его представления в памяти решающим образом зависит, что и как мы видим.

Нам важно знать, как происходит процесс опознавания такого сложного паттерна, как лицо человека. Видим ли мы сначала нос, глаза, губы, подбородок, уши и волосы другого человека, а затем объединяем все эти черты вместе, или мы сначала видим все лицо, а потом уже различаем нос, глаза, губы, подбородок, уши и волосы? Видимо, в повседневной жизни человек использует при обработке воспринятой им информации как дата-зависимые, так и концептуально-зависимые процессы.

Структура фрейма словесного портрета

Как было сказано выше, фрейм состоит из верхних уровней структуры, которые содержат данные, всегда справедливые для анализируемой ситуации, и нижних - слотов, заполняемых конкретными данными из соответствующей ситуации.

По нашему мнению, словесный портрет человека можно представить в виде фрейма, на верхнем уровне которого располагается название объекта описания, а слотами являются традиционно выделяемые части описания: общая характеристика фигуры, лица, описание глаз, волос, губ, лба, бровей, щек, подбородка, выражения лица и т.д.

Исходя из этого, мы можем схематически построить фрейм словесного портрета.

Мы предполагаем, что данный фрейм помимо верхнего уровня включает в себя также следующие слоты:

- рост

- фигура

- голова

- лицо

- глаза

- нос

- рот

- губы

- зубы

- щеки

- улыбка

- лоб

- уши

- подбородок

- волосы

- брови

- ресницы

- взгляд

- выражение лица

- шея

- кожа

- руки

- ноги

- пальцы

- грудь

- плечи

- туловище

- живот

- спина.

Все слоты мы разделили на две группы:

- описание фигуры и частей тела;

- описание лица и его частей.

Описание лица выделено нами в отдельную группу, так как оно является маркированной частью внешности человека.

Отдельно следует сказать о той части описания внешности, которая в криминалистике называется «особые и броские приметы» [77, с. 75; 199, с. 93; 182, с. 105]. Сюда относятся аномальные или редкие признаки внешности, по сути являющиеся девиациями (то есть отклонениями от нормы, от лат. deviatio - отклонение). Все девиации можно разделить на девиации отсутствия (беззубый, лысый, одноногий) и девиации присутствия (бородавка, родимое пятно, шрам). При составлении словесного портрета криминалистами особые и броские приметы описываются ими детально, указывается их местонахождение, характер, размер, форма, цвет. Мы считаем, что часто девиации отсутствия включаются в семантический ряд описания той или иной части тела (например, длинные волосы — короткие волосы - нет волос). Их мы не будем выделять особо. А признаки, являющиеся девиацией присутствия, (такие, как шрам, бородавка) и некоторые девиации отсутствия (одноногий, одноглазый) квалифицируются нами как дополнительные. Они включены нами в структуру фрейма в качестве одного из слотов.

Кроме указанных выше частей описания, словесный портрет включает в себя общую характеристику человека: указание на пол, возраст, расу, - что содержится в названии объекта описания и имплицитно задает некоторые характеристики внешности. В связи с этим вышеуказанные характеристики человека можно определить как демографический коррелят внешности.

Содержание демографического коррелята внешности в названии объекта описания зависит от того, назван он именем собственным и именем нарицательным.

Остановимся сначала на именах собственных.

Имена собственные являются особой группой имен существительных, выполняющих в языке функцию «называния отдельных лиц и индивидуальных единичностей, отличающего их от других однородных предметов и явлений» [144].

Похожие диссертации на Словесный портрет как речевая технология: функции и модели