Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Специфика просодической организации православной молитвы Овечкина, Елена Алексеевна

Специфика просодической организации православной молитвы
<
Специфика просодической организации православной молитвы Специфика просодической организации православной молитвы Специфика просодической организации православной молитвы Специфика просодической организации православной молитвы Специфика просодической организации православной молитвы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Овечкина, Елена Алексеевна. Специфика просодической организации православной молитвы : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Овечкина Елена Алексеевна; [Место защиты: Волгогр. гос. ун-т].- Волгоград, 2011.- 200 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-10/589

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Аспекты изучения молитвы 9

1.1. Богословский аспект изучения молитвы 10

1.2. Искусствоведческий аспект изучения молитвы 22

1.3. Литературоведческий аспект изучения молитвы 26

1.4. Лингвистический аспект изучения молитвы 29 Выводы по главе 1 39

Глава 2. Акустико-фонетические особенности звучащей православной молитвы 42

2.1. Произносительные особенности канонического и неканонического чтения молитвословий 45

2.1.1. Специфика реализаций акустических компонентов в чтении молитвы 50

2.1.2. Специфика формантной структуры звуков в молитве 56

2.2. Специфика интонационной организации молитвы 72

2.2.1. Синтагматическое членение молитвы 73

2.2.2. Типы интонационных моделей 84

2.23. Место центра интонационной модели 102

2.2.4. Паузы 119

2.3. Звучание и семантика в молитве 122

Выводы по главе 2 132

Заключение 135

Библиография 141

Приложения

Введение к работе

Реферируемая работа посвящена исследованию интонационно-звуковой организации звучащей православной молитвы.

Духовное развитие общества, поиски новой национальной идеи обусловили возрастание интереса к церковно-религиозной области функционирования языка. Внимание лингвистов направлено на изучение религиозного стиля в рамках теории функциональной грамматики [Гольберг, 2002; Гостеева, 1997; Крылова, 2003; Крысин, 1996; Савина, 2008], социолингвистики [Бугаева, 2008, 2010]; сфокусировано на анализе религиозной лексики [Арутюнова, 1988; Горюшина, 2003; Иванова, 2005; Королева, 2003], религиозных концептов [Дорофеева, 2003; Дьячкова, 2007; Зубкова, 1999; Степаненко, 2007; Токарев, 2003], религиозного дискурса [Бобырева, 2006; Карасик, 1999; Набиева, 1996; Олянич, 2004; Сергеева, 2002; Токарев, 2003 и др.]; сосредоточено на рассмотрении отдельных жанров [Войтак, 2002, 2003; Ицкович, 2007; Кот, 2006; Кругликова, 1990; Крымская, 2009; Левшун, 1992; Майданова, 1999; Масурова, 2008; Моллаева, 2004; Мусхелишвили, Шрейдер, 1993; Прохватилова, 1999, 2000, 2002, 2007; Розанова, 2000, 2003; Рослова, 2009; Со Ын Ён, 2000; Савчук, 2002; Шабанова, 2006; Янко, 2010; Ярмульская, 2008 и др.]. Вместе с тем просодическая организация молитвы как жанра духовной речи представляется малоизученной [Комарова, 2004; Прохватилова, 1999 и др.].

Актуальность данной работы обусловлена отсутствием системного описания акустических характеристик молитвословного текста, основанного на изучении звучащих речевых произведений, тогда как исследование акустических параметров молитвы может дать важные сведения об особенностях интонационно-звукового оформления религиозно-проповеднического произносительного стиля.

Объектом исследования являются звучащие молитвословия в каноническом и неканоническом молитвенном чтении.

Предмет анализа – акустическая специфика сегментных и суперсегментных единиц в звучащей молитве.

Научная гипотеза состоит в том, что особенности звучания православной молитвы обусловлены реализацией акустических компонентов: увеличенной длительностью гласных, суженным интервалом и небольшим диапазоном движения основного тона, создающих эффект монотонии. Синкретическая природа звучания канонического молитвенного чтения объясняется взаимодействием акустических свойств чтения и пения.

Целью исследования является установление своеобразия реализации таких акустических параметров, как тон, длительность, интенсивность и тембр, определяющих звучание православной молитвы.

Поставленная цель обусловила решение следующих задач:

1) рассмотреть существующие подходы к изучению звучащих молитвословий;

2) установить сегментные и суперсегментные параметры православной звучащей молитвы;

3) выявить релевантные акустические компоненты звучащих молитвословных текстов;

4) исследовать и сопоставить формантную картину канонического и неканонического молитвенного чтения с соответствующими параметрами гласных звуков при пении;

5) определить связь звучания молитвословий с их семантикой.

Материалом для анализа послужили аудиозаписи православных молитвословий, исполненных разными информантами: послушником Сретенского монастыря, монахами Оптиной Пустыни, а также Валаамского и Сретенского монастырей, хором Троице-Сергиевой лавры под управлением отца Матфея (Мормыля). Количество звучащих молитвословий – 135; общее время звучания – более 4 часов. К анализу было привлечено около 70 партитур музыкальных интерпретаций молитвословий, 119 интонограмм, 53 спектрограммы.

В качестве основных единиц анализа избраны фонема и ее реализации, а также синтагма, понимаемая как минимальный интонационно целостный смысловой отрезок речи.

Анализ просодического строя звучащей молитвы основывался на сформулированном Е.А. Брызгуновой и разделяемом большинством современных ученых положении о том, что смысл высказывания формируется благодаря взаимодействию значений, выражаемых синтаксической конструкцией, лексическим составом, интонацией и контекстом [Безяева, 2002; Брызгунова, 1984; Иванова-Лукьянова, 1990; Николаева, 1977; Прохватилова, 1999; Труфанова, 1983; Чалова, 2006]. Изложенный выше методологический принцип лежит в основе комплексного подхода к описанию языкового материала.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили положения, сформулированные в трудах по общей фонетике [Л.В. Бондарко, Л.А. Вербицкая, М.В. Гордина, Л.Р. Зиндер, Л.В. Златоустова, С.В. Кодзасов, О.Ф. Кривнова, М.Н. Матусевич], теории интонации [Е.А. Брызгунова, Г.Н. Иванова-Лукьянова, Т.М. Николаева, Н.Д. Светозарова, Л.К. Цеплитис, Н.В. Черемисина-Ениколопова], а также в работах, посвященных рассмотрению особенностей молитвы как одного из жанров духовной речи [Р. Баич, Е.В. Бобырева, И.В. Бугаева, М. Войтак, К. Кончаревич, М. Макуховска, В.А. Мишланов, О.А. Прохватилова и др.].

Цель исследования определила выбор методов изучения материала:

– слуховой анализ фрагментов молитвословий, на основе которого были сделаны интонационные транскрипции усложненного типа;

– инструментальный анализ речевого сигнала, который производился с помощью следующих программ: Absolute sound recorder, Mp3 to Rington Gold, Speech Analyzer. Программа Absolute sound recorder позволила оцифровать магнитофонные записи и подготовить их для анализа, Mp3 to Rington Gold дала возможность вырезать необходимые для рассмотрения фрагменты звучащих молитвословий – отдельные синтагмы, слова – и перевести их в формат WAVE для последующей компьютерной обработки, Speech Analyzer использовалась для установления основных акустико-фонетических параметров звучащего молитвословного текста, а также для уточнения результатов слухового анализа;

– метод количественного подсчета языковых фактов с последующей лингвистической интерпретацией полученных данных;

– сопоставительный метод;

– описательный метод.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Акустическая специфика звучащих молитв проявляется в таких акустических параметрах, как тон, длительность и формантная характеристика. При этом на сегментном уровне значимыми становятся длительность и формантная характеристика, на суперсегментном уровне актуализируются тон и длительность.

  2. Релевантным акустическим признаком, выявляющим специфику звучащей православной молитвы на сегментном и суперсегментном уровнях, является длительность: на сегментном уровне функция длительности проявляется в акцентуации ударных слогов при монотонном произнесении молитвы; на суперсегментном уровне длительность выполняет функцию обозначения конца синтагмы.

  3. Типы соотношения второй, третьей и четвертой формант, установленные в результате инструментального анализа звучащих молитвословий, дают основание говорить о синкретической природе звучания канонического молитвенного чтения, в котором объединяются акустические свойства как чтения, так и пения.

  4. Специфика ЧОТ (частоты основного тона) при оформлении интонационных моделей в каноническом молитвенном чтении проявляется в значительном сужении диапазона и уменьшении интервала, что обусловливает эффект монотонии звучащей православной молитвы.

  5. Характер взаимодействия семантики и звучания по-разному проявляется на уровне высказывания и на уровне текста: на уровне высказывания интонация не принимает участия в дифференциации звукового оформления высказываний, в то время как на уровне текста интонация разграничивает композиционно-смысловые части молитвословия.

Научная новизна исследования заключается в том, что в работе представлено комплексное описание акустических параметров звучащей молитвы. Установлена специфика звучащих молитв, которая раскрывается в следующих акустических компонентах: тоне, длительности и формантной характеристике. Выявлен релевантный акустический признак – длительность, обусловливающий своеобразие звучащей православной молитвы на сегментном и суперсегментном уровнях. Показаны типы соотношения формант, позволяющие говорить о синкретической природе звучания канонического молитвенного чтения, в котором объединяются акустические свойства как чтения, так и пения. Определено своеобразие акустических характеристик интонационных моделей, которое обнаруживается в таких параметрах, как суженный диапазон движения тона и малый частотный интервал, обусловливающих монотонное звучание молитв. Выявлена специфика интонации, разграничивающей композиционно-смысловые части молитвословия.

Теоретическая значимость исследования заключается в дальнейшей разработке проблем стилистической дифференциации русской звучащей речи и уточнении стилистического потенциала длительности, тона и тембра как акустических компонентов молитвы, представляющей жанровую разновидность духовной речи.

Практическая ценность диссертации состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в общих курсах фонетики, стилистики, фоностилистики русского литературного языка, в специальных курсах по анализу звучащей речи, а также при составлении специализированных справочников, посвященных описанию особенностей произнесения православных молитв.

Апробация работы. Результаты исследования были представлены в докладах на международных, региональных и вузовских конференциях: [«Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов», Волгоград, 2005, 2007; «Риторика в системе коммуникативных дисциплин», Санкт-Петербург, 2005; «Человек в современных философских концепциях», Волгоград, 2007; «Язык: исторические судьбы и современность», Москва, 2010]; обсуждались на заседаниях методологического семинара кафедры литературы, издательского дела и литературного творчества Волгоградского государственного университета. По теме исследования опубликовано 11 работ общим объемом 2,66 п.л., в том числе 2 статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, 1 тезисы выполнены в соавторстве.

Структуру работы составляют введение, 2 главы, заключение, список литературы и источников, приложения.

Искусствоведческий аспект изучения молитвы

В изучении молитвы выделяется искусствоведческое направление [В. Медушевский; В.Мартынов, 1995, 1997; Корнышева, 2008; Захарьина, 2006; Лобзакова, 2007; Гарднер, 2001; Успенский, 1985; Владышевская; Сикур, 2006; Гиливеря, 2008; Бражников; Жилина, 2008].

Обращение в данной работе к рассмотрению искусствоведческого направления объясняется во многом тем, что обнаруживаются общие закономерности в звучании молитвы, отмеченные как в искусствоведческой, так и в лингвистической литературе.

Основными аспектами изучения искусствоведческого направления являются: выявление взаимосвязи молитвы и пения [Мартынов, 1997], описание видов молитвословий [Сикур, 2006], установление специфики музыкального исполнения церковных песнопений [Медушевский], описание системы осмогласия [Гиливеря, 2008; Парийский, 1949; Бражников; Владышевская; Корнышева, 2008; Успенский, 1985; Музыкальный энциклопедический словарь, 1990], выявление своеобразия акустических характеристик песнопений [Корнышева, 2008; Сикур, 2006].

Исследователи отмечают неразрывную связь и взаимообусловленность чтения молитвы и пения. Мелодия молитвословных песнопений и текст молитвы, по словам исследователей церковного пения, взаимосвязаны, при этом мелодия зависит от текста [Мартынов, 1997]. Мелодия молитвы воплощает собой план выражения молитвы, тажке она в полной мере отражает содержание песнопения. По словам В. Мартынова, «мелодика богослужебной певческой системы есть акустический образ молитвы, а внутренняя молитва, или «внутренний умный вопль», есть то, что подлежит акустическому выражению и, получив звуковое воплощение, становится мелодикой богослужебной певческой системы» [Мартынов, 1997, с. 22].

Смысл соответствия слова и мелодии в древнерусской певческой системе, по мнению В. Мартынова, заключается не в частном соответствии конкретного слова какой-то определенной мелодической структуре, но в том, что «мелодический континуум в целом воспроизводит и отображает артикуляционно-структурное оформление текстового континуума» [Мартынов, 1997, с. 51]. Исследователь обращает внимание на то, что каждый конкретный текст напрямую связан с конкретной мелодической структурой, поэтому порядок следования мелодических структур определяется порядком следования текстов, указанным в «Типиконе» или «Уставе» [Там же, с. 54]. В.И. Мартынов делает вывод о том, что в «Типиконе» содержится решающий фактор формообразования мелодии древнерусской певческой системы [Там же, с. 55].

Исследователи вокальной техники указывают на дифференциацию песнопений в зависимости от времени исполнения. Так, в настоящее время церковные песнопения подразделяются на обиходные, исполняющиеся повседневно и в воскресные дни, и праздничные, исполняющиеся по большим (двунадесятым) праздникам. В обиходных песнопениях главная роль отводится тексту, что и диктует речитативное, посложное их исполнение. Исполнение праздничных песнопений характеризуется усложненной мелодией, ритмом, более широким диапазоном в изложении голосов. Такие песнопения «очень торжественны, распевны и предназначены для большого состава хора» [Сикур, 2006, с. 384-385]

По форме актуализации в рамках сакрального ритуала выделяется три типа исполнения песнопений: пение силлабическое (от греч. syllabe — слог), в котором слогу соответствует звук, невматическое (позднелат. neuma, от греч. pneuma - дыхание), важной особенностью которого является то, что на один слог приходится два-три звука, и мелизматическое (греч., ед. число melisma — песнь, мелодия), для которого характерна еще большая распетость слогов [Медушевский, Православная энциклопедия]. Псалмодирование В. Медушевский относит к силлабическому типу, особенностью которого является напевное чтение на одной высоте [Медушевский ].

В специальной литературе подчеркивается, что названные выше три стилистические разновидности - силлабический, невматический и меліізматическии стили пения используются в различных жанрах песнопений. Так, первый типичен для песнопений Ирмология, Параклитика и некоторых подобное, второй — для большей части стихир Минеи, Триоди и Стихираря, третий — для незначительного числа стихир преимущественно самогласных. Общей композиционной закономерностью отмеченных стилей является сплетение нормативных мелодических формул (начальных, срединных, конечных) в структурные единицы разного уровня — строки, колоны, разделы, соответствовавшие синтаксическому и риторическому построению словесного текста [Православная энциклопедия]. В работах, посвященных изучению теории и истории церковного пения, выделяется принцип (или система) исполнения молитвенных песнопений - осмогласие, которое представляет собой единство определенным образом соотнесенных друг с другом песнопений (текстов и напевов) 8 гласов. Песнопения одного гласа пелись в течение недели, после чего их сменяли песнопения следующего по порядковому номеру гласа. Восьминедельный цикл песнопений с 1 по 8 глас образовывал так называемый столп; песнопения праздников по гласу могли не совпадать с недельными. В русском певческом искусстве системе осмогласия подчинены знаменный распев, путевой распев, греческий распев, болгарский распев, киевский распев [Музыкальный энциклопедический словарь, 1990].

Важность законов осмогласия для церковных песнопений подчеркивал Л.Н. Парийский, обращая внимание на то, что данная система позволяет унифицировать песнопения, помогает исполнителю ориентироваться в большом количестве напевов и дает возможность каждому участнику богослужения присоединяться к общему действу, реализуя тем самым такую важную категориальную составляющую православия, как соборность. По словам Л.Н. Парийского, осмогласие «1) дает возможность каждому певцу без помощи композитора распевать все великое множество богослужебных песнопений; 2) избавляет слух от бесконечной пестроты напевов, которая создалась бы вне осмогласного канона; 3) создает основу для прочной певческой традиции и, 4) что всего важнее, — дает возможность всем, знающим мелодические строки гласа, объединяться в пении любого песнопения, вести общее пение» [Парийский, 1949, с. 52-64].

В литературе по искусствоведению исследователи также акцентируют внимание на таких акустических характеристиках песнопений, как интенсивность и темп. При этом ученые указывают на важность четкого произнесения слов песнопений. Четкое и неторопливое пропевание слов, по их словам, позволяет глубже вникнуть в текст Священного Писания. Однако искусствоведы предостерегают от стремления слишком растягивать произношение текста без необходимости, так как оно отвлекает внимание слушателя, «расхолаживает» его [Сикур, 2006, с. 383].

Литературоведческий аспект изучения молитвы

В последнее десятилетие в современной лингвистике наметился интерес к изучению духовной речи в целом и молитвы в частности. Исследователи определяют жанровую специфику молитвы [Культура русской речи, 2003; Бугаева, 2006, 2008; Бобырева, 2007; Бердникова; 2009]; типы молитвословных текстов [Прохватилова, 1999; Войтак, 1999, 2000; Бобырева, 2007]; семантику [Мусхелишвили, Шрейдер 1993; Верещагин, 1997, 2006]; коммуникативное пространство [Войтак, 1998; Макуховска, 1996; Прохватилова, 2008]; молитвенные стратегии [Карасик, 1999; Бобырева, 2007]; особенности звучания молитвы [Прохватилова, 1997; Комарова, 2004]; специфику ее ритмо-мелодической организации [Прохватилова, 1997; Кончаревич, 2005].

В лингвистической литературе молитва определяется как «жанр конфессионального общения, словесное обращение человека к высшим силам, в существование которых он верит» [Культура русской речи, 2003, с. 332].

Православная молитва, по мнению О.А. Прохватиловой, входит в число ядерных жанров религиозного стиля, т.к. она наиболее полно отражает содержательные характеристики и языковые особенности этого стиля. Выделяется 3 вида сущностных признаков молитвословий: семантические, акустические и коммуникативные. Так, «семантические признаки отражают содержательную сторону молитвы, акустические признаки связаны с ее планом выражения, коммуникативные признаки выявляют зависимость речевого строя молитвы от условий коммуникации» [Прохватилова, 1999, с. 39].

Е.В. Бобырева, наряду с псалмами и притчами, относит молитву к числу первичных и наиболее характерных жанров религиозного дискурса, составляющих основу религиозной деятельности [Бобырева, 2007, с. 262]. Вторичные жанры, по словам исследователя, носят респонсивный (реактивный) характер и «представляют собой комментирование, обсуждение, интерпретацию первичных образцов религиозного дискурса» [Там же, с. 262]. К вторичным жанрам, помимо бытовых разговоров о религии и бесед на религиозные темы, Е.В. Бобырева относит проповедь, исповедь, пасторские беседы и т.д. Исследователь обращает внимание на существование в молитве двух планов — эксплицитного и имплицитного. Эксплицитный план составляет содержательное ядро молитвы. «Имплицитный план представляет собой конструируемый в сознании самого адресанта ответ на его же молитву, некий прогноз, который не выражен вербально, но может быть выведен логически из семантического плана молитвы» [Там же, с. 265].

В лингвистической литературе указывается на наличие различных типологий молитвословных текстов. Первые попытки классифицировать молитвы содержатся в работах польских лингвистов и основаны на материале католических молитв [Zdybicka, 1984; Nadolski, 1989а, 1992; Kowalski, 1993, 1994; Kulakowska, 1996; Войтак, 1999, 2000]. Так, М. Войтак выделяет молитвы установления (общие) вместе с различными формами молитвы литургической, а также близких к ним разнородных молитвенных форм, представленных в молитвенниках [Nadolski 1989 а , 1992] и молитвы частные [Zdybicka, 1984, с. 157], личные, которые могут принимать форму "вотивного", т.е. специального благодарственного текста [Kowalski, 1993, 1994] или поэтического текста [Kulakowska, 1996; Войтак, 1999, 2000].

Классификацию православных молитвословий в лингвистике одной из первых предложила О.А. Прохватилова [Прохватилова, 1999]. По мнению исследователя, молитвы можно дифференцировать по семи основаниям. Так, по способу воплощения молитвы бывают внутренние и внешние; по адресату различаются молитвы к Господу, Богородице, Ангелу-хранителю, святым, апостолам и пророкам и т.д. По содержанию молитвы подразделяются на хвалебные, благодарственные, просительные, призывательные, нарративные; по структуре выделяются молитвы простые, сложные и молитвенные чины; по объему различаются полные молитвословия и краткие молитовки; по месту молитвенного чтения дифференцируются молитвы церковные1 и домашние; а по времени чтения различаются молитвы утренние, вечерние и в продолжение дня [Прохватилова, 1999, с. 12-21].

Основывая свою классификацию православных молитв на типологии, предложенной О.А. Прохватиловой, Е.В. Бобырева дифференцирует молитвы в зависимости от способа воплощения на внешние и внутренние; подразделяет по типу адресата на молитвы к Господу, к Иисусу Христу, к Ангелу-хранителю, к какому-либо Святому или к Святой Троице; дополняет классификацию делением молитв по содержательной и интенционной направленности следующими разновидностями: 1) призывно-просительными; 2) нарративно-благодарственными; 3) хвалебно-благодарственными [Бобырева, 2007, с. 267]; с точки зрения окружающей обстановки, обстоятельств общения молитвы подразделяются на коллективные и индивидуальные, по качеству и способу репрезентации молитвы делятся на молитвы вслух и молитвы «про себя» [Там же, с. 269].

Специфика реализаций акустических компонентов в чтении молитвы

Известно, что основной минимальной единицей сегментного уровня является фонема, реализующаяся в звуках речи. С акустической точки зрения звуки речи характеризуются следующими признаками: высотой, которая зависит от количества колебаний голосовых связок, силой, или интенсивностью, тембром, зависящим от совокупности основного тона и обертонов, и длительностью [Русская грамматика, 1980].

Анализ материала, имеющегося в нашем распоряжении, показал, что релевантным акустическим признаком, выявляющим специфику звучащей православной молитвы, является длительность. Известно, что в русском языке «длительность отличает ударные гласные - более длительные - от безударных - менее длительных, однако не в абсолютном конце слова, где безударный гласный по длительности может превосходить ударный» [Матусевич, 1976. с. 62]. Длительность гласных противопоставляет ударные и безударные звуки и является одной из составляющих просодической организации слова и фразы [Златоустова, 1981; Кодзасов, Кривнова 2001; Комарова, 2002, 2004; Кузнецов, 2002]. По мнению исследователей, длительность звуков играет важную роль при передаче различных эмоционально-стилистических значений, таких, как радость, удивление, обращение, пояснение, положительная и отрицательная оценка и т.п. [Щерба, 1955; Брызгунова, 1986; Кодзасов, Кривнова 2001; Просодический строй русской речи, 1996; РГ-80; Светозарова, 1982; Цеплитис, 1979]. Так, например, Л.В. Щерба отмечал, что одним из фонетических средств при выражении положительных эмоций, например радости, восторга, нежности и т.д., является удлинение гласного в слове, связанное с некоторым усилением, а также с более четким качеством [Щерба, 1955, с. 133].

Известно, что отмечают абсолютную и относительную длительность звуков. Мы рассмотрим относительную длительность ударных и безударных гласных звуков в каноническом и неканоническом молитвенном чтении, которую, вслед за Л.В. Бондарко, понимаем как следующие характеристики: 1) отношение собственной длительности ударного к собственной длительности безударного; 2) отношение собственной длительности ударного (или безударного) гласного к средней длительности звука в слове [Бондарко, 1977, с. 154].

По сведениям Л.В. Златоустовой, в обычной речи средняя длительность гласных в ударных слогах внутри синтагмы составляет 90 — 95 мсек, средняя длительность первого и второго предударного слогов составляет соответственно 65 мсек и 50 мсек, длительность первого заударного гласного равна 45 мсек. Эти величины длительностей гласных признаны нормативными, т.к. были рассмотрены на весьма широком и разнообразном материале [Златоустова, 1981, с. 14-18]. При слуховом анализе темпоральная характеристика гласных звуков в каноническом молитвенном чтении существенно отличается от длительности гласных в обычной речи. Так, в каноническом молитвенном чтении исследователи обращают внимание на характеристики звуков, зависящие от позиции по отношению, к ударному слогу, на особенности конечного продления гласных, специфику фразового акцента и средние показатели ударных и безударных гласных в звучащей молитве [Прохватилова, 1999; Комарова, 2004].

Выявленные в результате инструментального анализа данные позволяют констатировать, что в звучащей молитве при каноническом молитвенном чтении наблюдается тенденция к увеличению длительности ударных гласных и 1-го предударного гласного, при этом протяженность заударных гласных относительно нормы сокращается.

Типы интонационных моделей

Как известно, при членении текста выделяются минимальные речевые отрезки - синтагмы, имеющие определенное интонационное оформление, выраженное в различном взаимодействии компонентов интонации: частоты основного тона, интенсивности, длительности, пауз и тембра. По мнению исследователей, ведущим компонентом интонации является частота основного тона [Цеплитис, 1974; Торсуева. 1977; Брызгунова, 1977; Светозарова, 1982; Прохватилова, 1999]. Исходя из этого утверждения интонационные модели, оформляющие синтагмы, дифференцируются в зависимости от движения основного тона в синтагме. При анализе интонационных моделей учитываются следующие характеристики: направление движения тона (ровное, восходящее и нисходящее), характер интервала (величина подъема или падения тона), диапазон движения тона, уровень основного тона.

По мнению О.А. Прохватиловой, в каноническом молитвенном чтении наиболее частотными являются четыре интонационные модели: мономелодическая, нисходяще-восходящая, восходящая и восходяще-нисходящая модели [Прохватилова, 1999, с. 46-55]. Нисходяще-восходящая и мономелодическая модели, по словам исследователя, не имеют аналогов в современной звучащей речи и встречаются только в каноническом молитвенном чтении. Восходящая и нисходящая интонационные модели соотносимы с выделяемыми в современной интонационной системе, предложенной Е.А. Брызгуновой, такими интонационными конструкциями, как ИК-6 и ИК-1 восходяще-нисходящая интонационная модель близка по изменениям мелодики ИК-3, однако эта модель в завершинной части произносится не на низком тоне, как в ИК-3, а на среднем ровном тоне [Прохватилова, 1999, с. 49].

Инструментальный анализ звуковых воплощений молитвы подтвердил, что в каноническом и неканоническом молитвенных чтениях функционируют следующие интонационные модели: мономелодическая, нисходяще-восходящая, восходящая, нисходящая и восходяще нисходящая, что соответствует нормам религиозно-проповеднического фоностиля

Так, мономелодическая модель характеризуется ровным движением тона в рамках одной синтагмы и может функционировать в двух вариантах: в среднем регистре (ровный средний тон) и в верхнем регистре (ровный высокий тон). Например (рис. 17 и рис. 18): В продемонстрированных музыкальных вариантах в основной (верхней) партии музыкальные фразы пропеваются на одной ноте. Нисходяще-восходящая модель включает ровный средний тон в довершинной части, понижение тона на гласном, предшествующем вершинному, и повышение тона на гласном вершины; завершинная часть произносится на ровном высоком тоне (см. рис. 21). В приведенной интонограмме наблюдается средний тон в довершинной части, понижение тона на гласном вершины, при этом завершинная часть синтагмы произносится на высоком тоне. В музыкальных вариантах аналогов нисходяще-восходящей интонационной модели в верхнем (ведущем) голосе нами не было обнаружено.

Как видно из представленного выше фрагмента, в музыкальной фразе в верхней, ведущей партии наблюдается подъем мелодии на 2.5 тона (интервал кварта).

Нисходящая модель характеризуется ровным средним тоном в довершиннои части, нисходящим движением тона на вершинном гласном и ровным низким движением тона в завершинной части .

Господней, синтагма «Воля Тво я». Из интонограммы видно, что вершина интонационной модели отмечена понижением тона. Частотность реализации нисходящей интонационной модели в молитвенном чтении подтверждается достаточно частым употреблением нисходящей мелодии в музыкальных вариантах молитвословий .

В приведенном фрагменте музыкального варианта молитвословия наблюдается нисходящее движение основного тона. Так, отмечено нисхождение мелодии в конце молитвы на 6 тонов (интервал октава). Восходяще-нисходящая модель характеризуется средним ровным тоном в довершинной части, восходяще-нисходящим движением на вершине синтагмы и ровным средним тоном в завершинной части. Например :

Из приведенной интонограммы видно, что в довершинной и в завершинной частях наблюдается ровный средний тон, вершина синтагмы маркирована восходяще-нисходящим движением основного тона.

Из приведенной гистограммы видно, что наиболее частотной в каноническом молитвенном чтении является мономелодическая интонационная модель (по нашим данным, более 64 % реализаций), вторая по частотности - нисходяще-восходящая интонационная модель (по нашим данным, около 18% реализаций), в равной степени используются восходящая и восходяще-нисходящая интонационные модели (по нашим данным, по 9 % реализаций каждая). Выявленное соотношение употреблений интонационных моделей в каноническом молитвенном чтении уточняет сведения, имеющиеся на сегодняшний день в специальной литературе.

Выше нами были рассмотрены основные интонационные модели, встречающиеся в каноническом молитвенном чтении. Далее мы подробнее остановимся на анализе таких компонентов интонации, участвующих в маркировании вершин интонационных моделей, как движение основного тона (мелодика), длительность, интенсивность, а также рассмотрим специфику таких акустических характеристик интонационных моделей, как частотный интервал и диапазон движения тона.

По мнению исследователей, «термин «интервал» обычно используется для отдельных участков контура ... , при этом определяется отношение между наиболее высокой и наиболее низкой точками мелодической кривой на данном участке. ... . Для характеристики величины изменения тона на большом отрезке, например в пределах синтагмы, используют понятие диапазон» [Светозарова, 1982, с. 41]. В фонетических исследованиях обычно различают величину и направление-интервала. Величина измеряется в процентах или полутонах. Направление интервала бывает ровное, восходящее или нисходящее. Чаще всего интервалы определяются,внутри слога или между слогами.

Похожие диссертации на Специфика просодической организации православной молитвы