Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Внутренняя речь и ее изображение в художественной литературе (На материале романов Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого) Артюшков Игорь Викторович

Внутренняя речь и ее изображение в художественной литературе (На материале романов Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого)
<
Внутренняя речь и ее изображение в художественной литературе (На материале романов Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого) Внутренняя речь и ее изображение в художественной литературе (На материале романов Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого) Внутренняя речь и ее изображение в художественной литературе (На материале романов Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого) Внутренняя речь и ее изображение в художественной литературе (На материале романов Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого) Внутренняя речь и ее изображение в художественной литературе (На материале романов Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого) Внутренняя речь и ее изображение в художественной литературе (На материале романов Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого) Внутренняя речь и ее изображение в художественной литературе (На материале романов Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого) Внутренняя речь и ее изображение в художественной литературе (На материале романов Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого) Внутренняя речь и ее изображение в художественной литературе (На материале романов Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Артюшков Игорь Викторович. Внутренняя речь и ее изображение в художественной литературе (На материале романов Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого) : Дис. ... д-ра филол. наук : 10.02.01 : Москва, 2004 511 c. РГБ ОД, 71:05-10/63

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 15

РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ 16

1. ВР как особый вид психической деятельности 16

2. Обращенность ВР 21

3. ВР как важнейший компонент речевого мышления 24

4. Особенности строения и содержания ВР 26

5. Особый предметно-изобразительный код ВР 30

РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ 33

1. Порождение речи как сложный динамический процесс 34

2. Место ВР в процессе порождения речи 43

3. ВР и внутреннее говорение - разные стадии процесса порождения речи 48

РАЗДЕЛ 3. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ 53

1. Понятие ВР в литературоведении 53

2. Способы передачи ВР в художественной литературе 56

3. Соотношение ВР и внешней речи в художественном тексте 62

4. Функции ВР в художественной литературе 64

РАЗДЕЛ 4. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ 68

1. Понятие ВР в лингвистике 68

2. Условный характер ВР в художественной литературе 71

3. Категориальный статус художественно изображенной ВР 75

4. Виды ВР в художественной литературе 77

5. Задачи ВР в художественном тексте 79

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 81

ГЛАВА II. ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ 87

РАЗДЕЛ 1. ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ КАК КОМПОНЕНТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА 89

1. Речь авторская и речь персонажная 91

2. Речевая структура образа 93

3. Соотнесенность ВР и внешней речи в художественном тексте 94

РАЗДЕЛ 2. ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ И ЕЕ ОТНОШЕНИЕ К МОНОЛОГИЧЕСКОЙ И ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ 98

1. Проблема разграничения монологической и диалогической речи 98

2. Диалог — единственная форма речи? Ill

3. Вопрос о диалогическом характере ВР в научной литературе 118

4. Обращенность и коммуникативность как свойства речи и ВР 125

5. Диалогичность, диалогизированность, диалогизация и ВР 130

РАЗДЕЛ 3. ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ И ЕЕ ОТНОШЕНИЕ К НЕСОБСТВЕННО-ПРЯМОЙ РЕЧИ 138

1. Сущность и категориальный статус НПР 140

2. Соотнесенность ВР и НПР в художественном тексте 149

РАЗДЕЛ 4. ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ И ЕЕ ОТНОШЕНИЕ К "ПОТОКУ СОЗНАНИЯ" 156

1. Литература "потока сознания" и ее характерные особенности 157

2. "Поток сознания" и его интерпретация в научной литературе 173

3. Соотнесенность ВР и "потока сознания" в художественном тексте 176

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 182

ГЛАВА III. ФОРМЫ И СРЕДСТВА ИЗОБРАЖЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ ПЕРСОНАЖЕЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 188

РАЗДЕЛ 1. ПРЯМАЯ РЕЧЬ КАК ФОРМА ИЗОБРАЖЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ 191

1. Виды прямой ВР по составу 194

2. Виды прямой ВР по источнику 206

3. Виды прямой ВР по характеру источника 209

4. Виды прямой ВР по степени реальности 210

5. Виды прямой ВР по характеру оформления 211

6. Структурно-семантические виды прямой ВР 213

1. Реплицированная прямая ВР 214

1.1. Разновидности реплицированной прямой ВР по характеру функционирования в тексте 216

1.2. Разновидности реплицированной прямой ВР по соотнесенности с видами речи 218

2. Развернутая прямая ВР 239

2.1. Внутренний монолог 240

2.2. Внутренний диалог 259

2.3. Диалогизированный внутренний монолог 276

РАЗДЕЛ 2. КОСВЕННАЯ РЕЧЬ КАК ФОРМА ИЗОБРА ЖЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ 302

1. Виды косвенной ВР по характеру связи 307

2. Виды косвенной ВР по структуре 319

РАЗДЕЛ 3. ТЕМАТИЧЕСКАЯ РЕЧЬ КАК ФОРМА ИЗОБРАЖЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ 323

1. Виды тематической ВР по структуре 329

2. Виды тематической ВР по составу 343

РАЗДЕЛ 4. НЕСОБСТВЕННО-ПРЯМАЯ РЕЧЬ КАК ФОРМА ИЗОБРАЖЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ 347

1. Типы несобственно-прямой ВР по степени преобладания субъектного речевого плана персонажа или автора 361

1. Авторская НПР 361

1.1. Лексическая вкрапленная HTTP 362

1.2. Синтаксическая вкрапленная НПР 363

1.3. НПР комбинированного типа 368

2. Персонажная НПР 370

2.1. Несобственно-прямой внутренний монолог 372

2.2. Несобственно-прямой внутренний диалог 381

2.3. Несобственно-прямой диалогизированный внутренний монолог 387

3. Перемежающаяся НПР 395

2. НПР восприятия 402

3. Виды несобственно-прямой ВР по характеру оформления 408

4. Виды несобственно-прямой ВР по составу 418

РАЗДЕЛ 5. НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ 439

1. Смешанные формы ВР 439

2. Комбинированные формы ВР 445

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 458

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 469

ЛИТЕРАТУРА 477

ИСТОЧНИКИ 509

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ 510

Введение к работе

Актуальность исследования. Важнейшей проблемой литературного творчества является познание человека. Главный объект изображения в художественной литературе - человек, и этим определяется ее антропоцентрический характер. Наиболее ярко антропоцентризм проявляется в психологической прозе, где в центре внимания - внутренний мир человека, исследование которого составляет суть психологического метода.

Одним из важных средств психологического анализа в художественной литературе является внутренняя речь (ВР), назначение которой - изобразить внутренние мысли и чувства персонажа, объективируя субъективную сторону жизни человека. Этим объясняется тот глубокий интерес, который проявляют к ней представители разных научных сфер.

Проблемами внутренней речи в течение многих лет активно и плодотворно занимаются психологи (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А.Р.Лурия, Б.Г.Аиа-ньев, Н.И.Жинкин, А.Н.Соколов, Б.Ф.Баев, Т.Н.Ушакова и др.), психолингвисты (А.А.Леонтьев, Т.В.Рябова (Ахутина), С.Д.Кацнельсон, И.А.Зимнял, Г.М.Ку-

чинский, Б.Ю.Норман, Е.С.Кубрякова, А.А.Залевская и др.), литературоведы (М.М.Бахтин, И.В.Страхов, В.В.Кожинов, В.Л.Ковалев, Л.Я.Гинзбург, О.Н.Осмоловский, Л.П.Гроссман, А.И.Чичерин, СГ.Бочаров, Е.Г.Эткинд и др.).

В лингвистике начало изучения внутренней речи в художественной литературе было положено в трудах акад. В.В.Виноградова, для которого характерен широкий филологический подход [Виноградов, 1939; 1941]. Исследуя особенности языка и стиля Л.Н.Толстого, ученый связывал появление ВР в творчестве писателя (и, шире, во всей русской литературе) с новыми перспективами литературного выражения душевной жизни, открывающимися перед художником. Для этого, по мнению В.В.Виноградова, "необходимо было... создать литературное правдоподобие внутренней речи из форм внешней... сконструировать динамический, неустойчивый, текучий план внутреннего речевого мышления, тот изменчивый и стремительный поток индивидуального сознания, в котором, сталкиваясь и сплетаясь, кружатся слова и мысли" [Виноградов, 1939, с. 184]. Позднее он отмечал, что "проблема... "уединенной" речи нуждается в специальном теоретическом рассмотрении" [Виноградов, 1963, с. 21].

После В.В.Виноградова в течение довольно длительного времени лингвисты не проявляли сколько-нибудь заметного интереса к проблеме внутренней речи. В сравнительно небольшом количестве работ, появившихся в 60-70-е гг. XX века, изучение ВР сводилось преимущественно к описанию характерных особенностей, различных видов и форм внутренней речи и использования ее в произведениях отдельных писателей, в основном, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, а также И.С.Тургенева, И.А.Гончарова [Бойко, 1959; Круглик, 1961; Борисов, 1962; Тихомиров, 1964; Сазонов 1964; Андрамонова, 1965; Архангельский, 1971; Пахарева, 1971; Демидова, 1975; Ринберг, 1978; 1979 и др.].

Начиная с 70-х гг. появляется ряд диссертационных исследований, выполненных на материале английского, немецкого и французского языков, в которых делаются попытки теоретического осмысления внутренней речи, определения ее лингвистического статуса, установления места ее среди смежных яв-

лений, описания отдельных ее форм, выявления особенностей функционирования ее в художественном тексте [Андриевская, 1969; Завадовская, 1971; Сак-варелидзе, 1975; Ярмоленко, 1982; Гаибова, 1986; Зименкова, 1989; Сахнович, 1990;Лустрэ, 1996].

На материале русского языка по-настоящему серьезное изучение внутренней речи начинается с конца 80-х гг., когда появляются кандидатские диссертации Е.В.Кошкарова (1987), Е.В.Сельченок (1988), А.В.Логинова (1991), Даш Алпана (1996), Ю.М.Сергеевой (1996), И.В.Моисеевой (1997), в которых исследуются в основном отдельные частные, хотя и важные вопросы из общей проблематики ВР. Так, в работе Е.В.Сельченок преимущественное внимание уделяется описанию несобственно-прямой речи как основной формы художественно преобразованной внутренней речи и внутреннему монологу как одному из способов передачи ВР, в работе А.В.Логинова анализируются особенности использования вопросительных структур во внутренней речи, в работе Ю.М.Сергеевой предметом рассмотрения является внутренний диалог как форма ВР, в работе Н.В.Моисеевой характеризуются средства диалогизации внутренней речи персонажей, в работе Даш Алпана содержится сопоставительный анализ внешней и внутренней речи. Среди данных работ особо следует выделить диссертацию В.Л.Кошкарова, в которой предпринята попытка комплексного анализа внутренней речи персонажей в лингвостилистическом аспекте. В частности, рассматриваются формы передачи и некоторые синтаксические особенности ВР, связь ее с повествовательным контекстом, семантика вводящего компонента, номинации психических состояний героев, место и роль ВР в прозе Ф.М.Достоевского. Тем не менее приходится констатировать, что в настоящее время остаются нерешенными важные теоретические и методологические вопросы внутренней речи.

В частности, не решены и нуждаются в обсуждении вопросы, касающиеся лингвистического статуса, существенных признаков, характера внутренней речи, отношения ее к монологической и диалогической речи, несобственно-пря-

мой речи, "потоку сознания" и внутреннему монологу, типологии ВР в художественной литературе.

Названными обстоятельствами определяется актуальность и важность предпринимаемого исследования.

Научная новизна работы состоит в следующем:

обосновывается необходимость многоаспектного исследования такого сложного феномена, как внутренняя речь, в частности, выделены психологический, психолингвистический, литературоведческий и лингвистический аспекты;

в соответствии с этим осуществляется комплексное структурно-семантическое описание видов и форм изображения внутренней речи персонажей в художественном тексте;

уточнен ряд теоретических положений, связанных с обсуждаемой темой, в частности, дифференцированы понятия обращенности и коммуникативности, диалогичности, диалогизированности и диалогизации, определено отношение внутренней речи к таким текстовым категориям, как монологическая и диалогическая речь, несобственно-прямая речь, "поток сознания", внутренний монолог.

Теоретическая значимость работы. Проведенное исследование вносит определенный вклад в разработку теории внутренней речи. Оно расширяет научные представления о специфике ВР как лингвистического явления, о видах художественно изображенной внутренней речи, а также о формах и средствах ее изображения в художественной литературе, которые представлены как система. Разработана методика исследования внутренней речи на материале конкретных художественных произведений, которая может быть использована в аналогичных работах при анализе произведений других авторов.

Положения, выносимые на защиту. На защиту выносятся следующие основные положения.

1. Внутренняя речь - сложное, многоплановое явление, и это обусловливает необходимость многоаспектного ее исследования. Считаем возможным

выделить в качестве основных психологический, психолингвистический, литературоведческий и лингвистический аспекты. В соответствии с психологическим аспектом ВР - особый вид психической деятельности и является предметом изучения в психологии. В соответствии с психолингвистическим аспектом ВР — особая форма речевой деятельности и является предметом изучения в психолингвистике. В соответствии с литературоведческим аспектом ВР - важное художественное средство раскрытия внутреннего мира персонажа и является предметом изучения в литературоведении. В соответствии с лингвистическим аспектом ВР - условная форма художественного изображения естественной ВР и является предметом изучения в лингвистике.

  1. Внутренняя речь - это речь для себя, а не для других, поэтому существенными признаками ее являются обращенность, т.е. направленность к кому-или чему-либо, и некоммуникативность, т.е. непредназначенность для общения. Наличие обращенности отнюдь не свидетельствует о диалогическом характере ВР, как полагают многие исследователи. Автор исходит из того, что внутренняя речь по своему существу является принципиально монологической. Для обоснования этого в работе дифференцируются понятия диалогичности, диалогизи-рованности и диалогизации. С учетом этого ВР, несмотря на внешние признаки диалогичности, характеризуется как монологическое образование с элементами условной (в нашем случае художественной) диалогизации, поскольку осуществляется в рамках единого сознания.

  2. Выявление сущности и лингвистического статуса художественно изображенной внутренней речи обусловливает необходимость соотнесения ее с такими текстовыми категориями, как несобственно-прямая речь, внутренний монолог, "поток сознания".

В диссертации внутренняя речь, несобственно-прямая речь и внутренний монолог дифференцируются как разноплановые явления, которые, будучи соотнесенными в художественном тексте, тем не менее выделяются на разных основаниях и выступают в качестве членов трех непересекающихся оппозитивных

рядов. ВР, как и внешняя речь, - это одна из двух форм речи: оппозиция "внутренняя речь - внешняя речь". НПР - это наряду с прямой, косвенной и тематической речью одна из форм изображения чужой речи: оппозиция "прямая ВР -косвенная ВР — тематическая ВР — иесобствеиио-прямая ВР". ВМ наряду с внутренней репликой и внутренним диалогом представляет собой структурно-семантический вид (форму) прямой и несобственно-прямой ВР: оппозиция "внутренняя реплика — внутренний монолог — внутренний диалог".

Внутренняя речь и "поток сознания", будучи соотнесенными в художественном тексте, представляют собой средства изображения разных стадий рече-мыслительной деятельности персонажей. Посредством художественного "потока сознания" изображается психически нерасчлененный поток сознания и подсознания как начальная стадия речемыслителыюй деятельности. С помощью художественной внутренней речи изображается внутреннее говорение как заключительная стадия естественной ВР. Внутренний монолог выступает как общая форма художественного изображения речемыслительной деятельности -единственная для "потока сознания" и основная для внутренней речи.

Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы в вузовском преподавании при чтении общих и специальных курсов, а также на практических занятиях и спецсеминарах по современному русскому языку, стилистике и анализу художественного текста.

Предметом исследования является внутренняя речь персонажей в художественной литературе.

Цель исследования заключается в комплексном структурно-семантическом анализе внутренней речи персонажей в художественной литературе.

Достижение данной цели предполагает решение следующих конкретных задач:

выделить основные аспекты изучения внутренней речи;

выявить особенности внутренней речи в художественном тексте и установить статус ее как лингвистического явления;

определить отношение внутренней речи к таким текстовым категориям, как монологическая и диалогическая речь, несобственно-прямая речь, "поток сознания", внутренний монолог;

разработать отвечающую потребностям данного исследования типологию художественно изображенной внутренней речи персонажей;

рассмотреть особенности структуры и семантики форм изображения внутренней речи в художественном тексте.

Материал исследования. В качестве материала исследования послужили романы Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», «Идиот» и Л.Н.Толстого «Анна Каренина», «Воскресение». Обращение к Достоевскому и Толстому вполне закономерно, так как творчество этих писателей представляет собой вершину не только отечественной, но и мировой литературы. Являясь непревзойденными мастерами психологического анализа, Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой распахнули перед читателем двери во внутренний мир человека, обнажив самые сокровенные тайны его души. Во многом это стало возможно благодаря открытию ими универсального средства психологизма - внутренней речи, ставшего важнейшей составляющей психологической прозы в целом.

Выбор для анализа данных произведений не случаен, так как, несмотря на значительные различия, обнаруживается очевидное сходство их в общности тем и проблематики, близости идейного замысла, композиционно-сюжетных особенностей, образов главных героев, основных конфликтов, способов и принципов изображения, что неоднократно отмечалось исследователями творчества Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого [Фридлендер, 1971; Бялый, 1973; Осмоловский, 1981; Фрейдин, 1987; Тусичишный, 1988 и др.].

Всего путем сплошной выборки было получено и проанализировано около 4400 фрагментов текста разной протяженности — от предложения до комплекса ССЦ, содержащих внутреннюю речь персонажей.

Методы исследования. В качестве основного в работе использован описательный метод, представленный такими конкретными приемами, как наблю-

дение, сопоставление, обобщение, интерпретация. В качестве дополнительного при определении степени частотности отдельных видов и форм изображения внутренней речи применялся статистический метод.

Диссертационное исследование выполнено в рамках структурно-семантического направления, основными принципами которого являются многоаспект-ность и системность описания, в соответствии с чем языковые и речевые факты факты предстают как многосторонние единицы, находящиеся во взаимосвязи и взаимодействии.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры современного русского языка Московского педгосунивер-ситета, кафедры русского языка Башкирского госпедуниверситета, на ежегодных научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава Башкирского госпедуниверситета, а также на различных международных, всероссийских и региональных научных конференциях в Москве, Уфе, Екатеринбурге, Красноярске, Омске, Кургане, Пензе, Оренбурге, Бирске.

По теме исследования опубликовано 24 работы общим объемом 31,1 п.л., в том числе монография «Внутренняя речь и ее изображение в художественной литературе (на материале романов Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого)»

(21,8 пл.).

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Во Введении обосновывается актуальность темы, устанавливается научная новизна, теоретическое значение исследования, формулируются основные положения, выносимые на защиту, определяются практическая значимость, предмет, цели и задачи, материал, методы работы, содержатся сведения об апробации результатов исследования, характеризуется структура диссертации.

В главе первой — теоретической — "Внутренняя речь как предмет научного исследования" выявляется сложный и многоплановый характер ВР и обосновывается необходимость многоаспектного ее изучения. В качестве аспектов ис-

следования внутренней речи выделяются психологический, психолингвистический, литературоведческий и лингвистический. В каждом из названных аспектов внимание привлекается к тем положениям, которые способствуют выявлению и обоснованию лингвистической специфики ВР.

В главе второй "Внутренняя речь в художественном тексте" рассматривается отношение ВР к монологической и диалогической речи, несобственно-прямой речи, "потоку сознания", внутреннему монологу и определяется сущность и лингвистический статус каждого из данных явлений.

В главе третьей "Формы и средства изображения внутренней речи персонажей в художественной литературе" на материале романов Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого устанавливаются и анализируются основные формы и средства изображения ВР персонажей в художественной литературе.

В Заключении обобщаются результаты исследования и определяются перспективы дальнейшего изучения художественно изображенной внутренней речи.

Список использованной литературы содержит 379 наименований.

Обращенность ВР

По Б.Ф.Баеву, функциональное определение внутренней речи дает возможность четко разграничить ВР, выполняющую внутренние психологические функции, и ВР, выполняющую объективно внешние функции общения с другими людьми и влияния на других людей: "Мыслительный процесс в норме - это психологически внутренний, скрытый процесс, осуществляемый средствами внутренней речи. Однако если рассматривать этот процесс с точки зрения его "начала, течения и конца", то есть включая в его непосредственную внешнюю детерминацию и конечный результат, то он уже не укладывается в рамки внут-реннеречевой деятельности, мы имеем в нем тесную связь внутреннего и внешнего, интериоризацию и экстериоризацию" [Баев, 1966, с. 124].

С.Л.Рубинштейн, отрицая коммуникативность внутренней речи, в то же время подчеркивает ее социальный характер. По его мнению, ВР социальна, во-первых, генетически, будучи по своему происхождению производной от внешней речи, и, во-вторых, по своему содержанию, ибо характеризуется обращенностью. Как отмечает ученый, "и внутренняя речь по большей части обращена к собеседнику. Иногда это определенный индивидуальный собеседник... Но и в тех случаях, когда внутренняя речь не принимает характера воображаемой беседы с определенным собеседником, когда она посвящена размышлению, рассуждению, аргументации, и тогда она обращена к какой-то аудитории. ...Внутренняя речь обычно направлена на других людей, если не на реального, то на возможного слушателя" [Рубинштейн, 1989, с. 457].

Особый интерес представляет описание Ю.М.Лотманом порождения внутренней речи в рамках функционирования в культуре двух моделей коммуникации, используемых для двух разных каналов [Лотман, 1973].

Согласно ученому, в культуре действуют две коммуникационные схемы: Я — Он и Я — Я. Первый канал осуществляет коммуникацию, когда адресат принципиально отделен от говорящего, направляющего ему сообщение; в нем реализуется коммуникационная схема Я - Он. Второй канал предполагает единство говорящего с адресатом; в нем реализуется коммуникационная схема Я Я, в соответствии с которой происходит автокоммуникация. Совмещение в одном субъекте двух ролей проявляется в том, что в такой коммуникации меняется не только содержание сознания, но и состояние самого говорящего.

Возникает вопрос о том, какова коммуникационная роль внутренней ре чи. Эта речь не может нести информацию для субъекта, поскольку он сам как создатель текста знает ее заранее. Воспринимая свою ВР, субъект ничего ново го не узнаёт о мире. Тем не менее, как считает Ю.МЛотман, в процессе ВР про исходит коммуникация. Одна из главных идей ученого связана со способнос тью человека многократно перечитывать хорошо знакомые художественные ,,у тексты. С какого-то момента читатель перестает извлекать из знакомого текста что-то новое для себя. Однако повторное чтение инициирует внутреннюю речь, в которой читатель как бы становится участником изображенных событий, опи сывая для себя собственную жизнь, в которой переживаемый художественный текст получает новое существование. Повторение событий в ВР создает новое видение самого себя через мир читаемого текста. Здесь принципиально важно то, что внутренняя речь стимулируется повторно перечитываемым или вспоми наемым текстом, который сам становится частью ВР. Как полагает Ю.М.Лотман, внешний текст, инициирующий автокоммуни кацию, "выступает не как сообщение", но "как стимулятор развития мысли" [Лотман, 1973, с. 231]. Он вводит в сознание адресата новый, "добавочный" культурный код, на котором строится внутренняя речь, являющаяся основой для возникновения автокоммуникации. Появление этого добавочного кода опи сывается как "столкновение двух разнородных начал; сообщения на некотором семантическом языке и вторжения чисто синтагматического добавочного кода" [Лотман, 1973, с. 232].

Речь авторская и речь персонажная

В воображаемом мире художественного произведения каждый персонаж обладает своей собственной реальностью: он наделен своим, отличным от авторского "голосом", своим временем и пространством в общей пространственно-временной структуре произведения [Бахтин, 1979], с. 74]. Как отмечает В.В.Виноградов, в образах персонажей диалектически сливаются две стихии действительности: субъективное понимание героями мира и самый этот мир, частью которого они являются. Возникая в сфере авторского повествования, они так и остаются в его границах как объекты художественной действительности и как субъективные формы ее возможных осмыслений [Виноградов, 1980, с. 208-209].

Субъектно-речевая двуплановость структуры художественного прозаического текста (образ автора - образы персонажей) приводит к тому, что "в прозе слово свободно: оно может быть связано с голосом любого персонажа" [Кожинов, 1963, с. 371]. В результате текст художественного произведения предстает как "сложное гетерогенное образование, характеризующееся наличием нескольких сквозных, пространственно рассредоточенных, относительно автономных в языковом отношении "малых" текстов, каждый их которых семантически и формально объединяется образом автора и/или персонажа и в процессе своего формирования реализует разное соотношение субъективных и объективных факторов" [Кухаренко, 1974, с. 154].

Для выявления лингвистических характеристик формирования и развития художественного образа персонажа необходимо разложение структуры текста литературного произведения на два относительно самостоятельных речевых сегмента — авторский и персонажный, каждый из которых обладает собственными языковыми средствами для изображения действующих лиц.

В целом все фрагменты текста, объединяемые автором, т.е. "части литературного произведения, в которых автор обращается к читателю от себя, а не через посредство речевых характеристик выводимых персонажей" [Ахманова, 1969, с. 387], образуют речь автора (авторскую речь), а текстовые фрагменты, объединяемые образом персонажа, т.е. "высказывание других лиц, включенное в авторское повествование" [Розенталь, 1976, с. 531], образуют речь персонажа (персонажную речь).

В художественном произведении персонажная речь, являясь плодом творчества писателя, образует особую, автономную по отношению к авторской речи сферу: "Речь персонажа создана автором, но существует отдельно от него. Она является выразителем посторонней, не авторской индивидуальности и должна исследоваться как отдельная речевая система" [Индивидуально-художественный стиль..., 1980,с. 7].

Для авторской речи характерно как прямое изображение персонажей — через описание их внешности, действий, поступков, так и косвеннос-через описание связанных с ними событий, явлений природы, обстановки, вещей. Персонажной речи, которая реализуется в тексте с помощью различных способов передачи речи героев, свойственно прямое изображение дейст вующих лиц - через их собственную речь и через высказывания их друг о друге. При этом изображение персонажей через их собственную речь составляет значительную часть структуры художественного текста, участвуя как в композиционно-сюжетном движении, так и в развитии художественного содержания литературного произведения.

Литературный персонаж создается на основе обоих речевых сегментов -авторского и персонажного и в зоне их взаимодействия как "серия последовательных появлений одного лица", когда "на протяжении одного текста герой может обнаруживаться в самых разных формах: упоминание о нем в речах других действующих лиц, повествование автора или рассказчика о связанных с персонажами событиях, анализ его характера, изображение его переживаний, мыслей, речей, наружности, сцены, в которых он принимает участие жестами, действиями и проч." [Гинзбург, 1979, с. 89]. Все эти рассредоточенные по художественному произведению появления одного персонажа соотносятся друг с другом "через общий семантический центр антропоним" [Гончарова, 1984, с. 87] и в совокупности образуют "сферу персонажа" [Чернухина, 1977, с. 98], или "зону героя" [Бадан, 1994, с. 190].

Виды прямой ВР по составу

Несмотря на то, что Левина занимала теперь больше всего мысль о хо зяйстве, он, слушая хозяина, спрашивал себя: "Что там в нем сидит? И почему, почему ему интересен раздел Польши?" (АК); И опять она не поверила: "On, on убийца! Да разве это возможно?" (ПиН); В раздумье остановился он перед дверью с странным вопросом: "Надо ли сказывать, кто убил Лизасету?" (ПиН); Тощий про себя подумал: "Идиот, а знает, что лестью всего лучше возьмешь; натура" (И);

2) высказывания, построенные по модели "ПР" - ВК. Эта модель является самой продуктивной, поэтому данная разновидность высказываний наиболее многочисленная - 430 примеров. В высказываниях, созданных по этой модели, наблюдается обратный (экспрессивный) порядок компонентов. Вынесение пря мой речи в препозицию позволяет резко, без предварительной подготовки пере ключить читательское восприятие на речевой план персонажа, сместить основ ной акцент на ПР и тем самым актуализировать содержание внутренней речи героя. В данном случае ВК, находясь в постпозиции, помимо вводящей, выпол няет также функцию заключения: это своего рода "послесловие", которое со Ф держит как бы вывод, итог, сформулированный автором: "Как они будут это лшать с чаем!" — думала она о своих детях ... (АК); "Не может быть, чтобы это страшное тело был брат Николай", -подумал Левин (АК); "Подожду еще десять минут", — сказал он себе, огпкашливаясь и утирая слезы (АК); "Говорят, там разрешение всего , - подумал on и, открыв Евангелие, начал читать там, где открылось (В); "Пройдет поезд -под вагон, и копчено 9, - думала между тем Катюша, не отвечая девочке (В); "А ведь это, пожалуй, и хорошо, что on меня почти за сумасшедшего считает", - подумал Раскольников (ПиН); "А ведь она в эти дни ни разу па меня не взглянула, и слова мне не сказала", — подумалось вдруг Расколышкову (ПиН); "Что-нибудь повое у пего па уме", — подумала Варя (И);

3) высказывания, построенные по модели "ПР - ВК - ПР". Данная модель является продуктивной, и высказывания этой разновидности составляют до вольно многочисленную группу - 216 примеров. В таких высказываниях ВК, помимо вводящей, выполняет также сопровождающую функцию. Располагаясь в интерпозиции по отношению к прямой речи, он функционально сближается с вводным предложением и приобретает характер своеобразного авторского по яснения, комментария, сопровождающего внутреннюю речь персонажа. Рас членение ПР способствует актуализации каждой из частей содержащегося в них сообщения. "Все смешалось, — подумал Степан Аркадьич, — вон дети одни бегают" (АК); "Все равно, - думала она, - только бы он был тут, а когда он тут, он пе может, не смеет пе любить меня" (АК); "Едва ли успею до поезда, — подумал он. —Лучше напишу письмо" (В); "Неужели и этот обманет, - подумала она. — После всего, что было, это было бы очень дурно с его стороны" (В); "Кажется, я пе в бреду, - думал он, - кажется это в самом деле..."(ПиН);

4) высказывания, построенные по модели ВК; "ПР" - ВК. Эта модель яв ляется наименее продуктивной из всех, вследствие чего данная разновидность высказываний самая малочисленная - лишь девять примеров. В них ПР персо нажа находится внутри авторских слов, которые играют роль своеобразного об рамления. Расчленение ВК на две части и помещение прямой речи в интер позицию расширяет возможности для передачи автором дополнительной ин 196 формации как о самом персонаже, так и о ситуации, в которой осуществляется внутренняя речь. В этом случае обе части ВК могут содержать слова со значением мыслительной деятельности, и тогда они выполняют функцию ввода, обеспечивая переход от авторского речевого плана к персонажному и от него снова к авторскому. Но в большинстве случаев первая часть ВК содержит слова со значением эмоционального состояния, которые в первичной своей функции служат для характеристики психического состояния персонажа, а во вторичной - для ввода в высказывание внутренней речи героя. Таким образом, в данном случае ВК выполняет вводящую и характеризующую функции.

Похожие диссертации на Внутренняя речь и ее изображение в художественной литературе (На материале романов Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого)