Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

"Звездное" интервью в коммуникативно-прагматическом аспекте Швец Елена Владимировна

<
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Швец Елена Владимировна. "Звездное" интервью в коммуникативно-прагматическом аспекте : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Швец Елена Владимировна; [Место защиты: Рос. гос. ун-т им. Иммануила Канта]. - Воронеж, 2008. - 185 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-10/277

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические проблемы прагмалингвистического исследования диалога 7

1.1. Диалогический текст интервью в системе речевых жанров 7

1.2. Понятие интервью в современной публицистике 11

1.3. Типология вопросов в жанре интервью 23

1.4. Понятие языковой личности 41

1.5. Проблемы диалогического дискурса 52

Глава 2. Жанровая специфика «звездного» интервью 65

2.1. Приемы установления контакта в «звездном» интервью 67

2.2. Структурно-композиционная организация текста «звездного» интервью...77

2.3. Развитие беседы в «звездном» интервью 98

2.4. Коммуникативно-прагматический аспект речевого взаимодействия в «звездном» интервью 118

Заключение 142

Список использованной литературы 145

Список лексикографических источников 168

Приложение 169

Введение к работе

Актуальность выбраннойтемы обосновывается важностью осуществления комплексного прагматического описания речевых жанров разных сферобщения. Интервью - одна из интенсивно развивающихся форм массовой коммуникации. «Звездное» интервью, представляющее собой специфический диалогический дискурс, не было объектом обобщающих комплексных исследований. Безусловно, актуально; и изучение речевого поведения как интервьюера, так и интервьюируемого, что поможет выявить языковой образ говорящих и-особенности его репрезентации в этом жанре. Данные исследования относятся и к актуальной для современной лингвистики лингвоантропологической парадигме, которая предполагает системные исследования языкового образа человека как объекта и субъекта речи. Общие и частные лингвоантропологические исследования, на которые мы опираемся, представлены трудами таких ученых, как Н.Д. Арутюнова, А. Вежбицка, Т.В. Булыгина, А.Д. Шмелев, Н.И. Голубева-Монаткина и др.

Настоящее исследование основано на положениях антропоцентрической семантики, функциональной стилистики и прагматики, на основных достижениях современного лингвистического жанроведения (труды В.Е.Гольдина, К.Ф.Седова, и др.), а также на результатах обобщающих работ по языку СМИ Г.Я. Солганика, А.А. Тертычного, И.Ю. Куксы, С.Н. Ильченко, СМ. Гуревича, О.В. Коноваловой, Г.В. Лазутиной, М.И. Шостака, А.В. Реснянской, М.М. Лукиной и др.

Объектом исследования являются тексты «звездных» интервью, опубликованные в еженедельнике «7 Дней».

Предметом исследования стали основные приемы установления контакта и развертывания беседы в диалогическом дискурсе «звездного» интервью; речевые стратегии и тактики интервьюеров, респондентов и их языковое воплощение.

Цель диссертационной работы, заключается в выявлении и описании

і: і

специфических черт диалогического текста «звездного» интервью как сравнительно новой- разновидности жанра в ряду других публицистических жанров; обобщении этих черт и разработке прагмалингвистической модели ' речевого жанра «звездного» интервью.

Сформулированная цель реализуется в решении следующих задач:

  1. Опираясь на имеющийся в современном отечественном языкознании опыт исследования речевых жанров, определить, основные подходы к выявлению, специфики речевого жанра «звездного»«интервью.

  2. Определить базовые прагмастилистические характеристики* коммуникативной ситуации интервьюирования.

  3. Выявить и описать типичные интенции, фактор адресата, языковой образ интервьюера и отношения-между коммуникантами в условиях общения в жанре «звездного» интервью.

  4. Описать стратегии и тактики речевых.действий коммуникантов в рамках жанра «звездного» интервью.

Материалом для исследования послужили более 700 текстов интервью, опубликованных в еженедельном журнале «7 Дней» за период 2004-2007 годы.

Издательство «Семь Дней» было создано в 1995 году и за время своего существования стало одним из лидеров российского рынка печати. В настоящее время* издает еженедельный журнал «Итоги», еженедельник «Семь Дней ТВ-Программа», ежемесячный журнал «Караван- историй», журнал «Коллекция ' Караван историй» (выходит раз в 2 месяца), «Биография», «Имена».

Еженедельник «Семь Дней ТВ-программа» — красочное, богато иллюстрированное информационно-развлекательное издание для всей» семьи. Среди его публикаций — материалы о жизни звезд кино, театра и шоу-бизнеса, интервью с известными людьми, репортажи с наиболее заметных светских событий, новинки моды и предсказания* астрологов. Согласно данным «TNS Gallup Media», еженедельник «Семь Дней ТВ-Программа» является популярным развлекательным изданием с самым высоким рейтингом среди изданий этого профиля.

Методы» исследования. Основной метод исследования — прагмалингвистический анализ текстов, который предполагает признание неразрывной связи языка с ситуациями и контекстами его употребления. Он направлен на изучение взаимодействия содержательных, стилистических и прагматических подходов к тексту. Кроме того, использовались методы описания, наблюдения, обобщения, контекстуальный метод анализа.

Новизна исследования состоит в том, что впервые в жанроведении> выделен и всесторонне исследован жанр» «звездного» интервью, который представляет собой специфический диалогический дискурс со своими, присущими только ему иллокутивными целями и перлокутивными эффектами.

Теоретическая' значимость диссертационной работы состоит в том, что она вносит вклад в разработку актуальных вопросов теории, речевых жанровш концепции языковых образов интервьюера и его респондентов.

Практическая значимость. Представленный в диссертационном исследовании практический материал может быть использован в курсах теории языка, русского языка, при разработке общих и специальных курсов по прагмалингвистике, теории'диалога и теории и практике СМИ.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Текст «звездного» интервью представляет собой разновидность диалогического дискурса, получившего широкое распространение в постперестроечной публицистике.

  2. Основными коммуникативными особенностями «звездного» интервью являются:

нетрадиционные формы вступления в интервью;

высокая зависимость содержания и структуры интервью от социального статуса интервьюируемого;

тенденция к активной роли интервьюера, который иногда выступает как основной носитель информации;

широкое использование в качестве информационного повода нетрадиционных источников информации;

активное использование обсуждения третьих лиц;

допустимость нарушения тематических и этических табу;

значительный объем речевого вклада журналиста.

3. «Звездное» интервью является формой речевого жанра интервью,
но при этом обладает существенной коммуникативной спецификой
и может рассматриваться как отдельный субжанр.

Диалогический текст интервью в системе речевых жанров

Изучение речевых жанров (Шмелев, Земская, 1988; Седов, 1999; Дементьев, 1997) является одним из основных подходов к исследованию диалогической речи. Это обусловлено целым рядом причин: активный поиск базовой единицы речи; которая должна быть достаточно емкой (поиск ведется на пересечении общей теории коммуникации, коллоквиалистики, стилистики, прагматики, лингвистики текста); прагматизация современной коллоквиалистики в целом.

В настоящее время в литературе представлено множество определений жанра, которые в целом можно разделить на три основные группы.

Первую группу составляют концепции, опирающиеся на классическое определение жанра, к той же группе относится разграничение жанров на монолог, диалог и полилог [Винокур, 1990: 381]. В - коллективной монографии «Русская разговорная речь» перечислены распространенные жанры диалога — дружеская беседа, непринужденная болтовня, разговоры двух лиц в семье и т.д.; выведены три класса речевых жанров - текстов, типизированных с точки зрения жанровой коммуникации: 1) тексты, содержание которых строится по более или менее жестким облигаторным информативным моделям (инструкция, рецепт); 2) тексты, содержание которых строится по узуальным информативным моделям (газетное сообщение, рецензия); 3)- тексты, нерегламентированные, содержание которых не подлежит никакой строгой заданности со стороны жанровой коммуникации (частная переписка) [РРР, 1973: 35].

В пятичленной типологии Н.Д. Арутюновой, основанной на иллокутивном критерии, выделяются: 1) информативный диалог; 2) прескриптивный диалог; 3) обмен мнениями с целью принятия решения или выяснения истины;

. 4) диалог, имеющий целью установление или регулирование межличностных отношений; 5) праздноречевые жанры [Арутюнова, 1992: 53-55].

До настоящего момента процесс определения понятия речевого жанра не завершен. «Жанры постоянно текут, следуют, переплетаются естественно быстро» [Капанадзе, 1988: 230], и вопрос о членении дискурса на отдельные речевые жанры не закрыт, «Если основанием для идентификации речевого жанра считать цель, то каждая новая цель будет порождать новый речевой жанр» [Дементьев, 1997: 111].

Вторая группа исследований связана с описанием отдельных аспектов . жанровой организации речи. Такие работы сейчас многочисленны: Corner, 1995; Goody, 1978; Lehtonen, 1979, 1982; Morgan, 1978; Ochs, 1979; Orestrom, Beght, 1982; Авсеенко. 2000; Артемьева, 2001; Архипов, 1974; Барнет, 1985; Богин, 1984, 1986; Вежбицка, 1997; Гайда, 1999; Голанова, 1996; Гольдин, 1999; Горелов, 1985; Дементьев, 1995, 1999; Долинин, 1999; Земская, 1988; Капанадзе, 1984; Караулов, 1996; Кобозева, 1986; Кожина, 1999; Костомаров, 1974; Крысин, 1976; Лаптева, 2000; Ларина, 2004; Леонтьев, 1974; Михальская, 2000; Морозова, 2000; Мыскрва, 1979; Попова, 1995; Светана, 1976; Свищев, 1998; Сиротинина, 1999; Соловьева, 1965; Степанов, 1996; Стернин, 1989, 1996, 1999; . Ухова, 2001; Федосюк, 1997; Формановская, 1998; Шмелева, 1997, 1990; Шостак, 1998; Щелкунова, 1993. Недостатком подобных работ обычно является отсутствие целостной концепции речевого жанра (Шведова, 1960; Скребнев, 1985; Тарасов, 1977; Соковнин, 1974; Kadow, 1987; Седов, 1999 и др.).

Понятие интервью в современной публицистике

Изучение теоретических и практических разработок в области эффективности публичной речи указывает на возросший интерес и практическую значимость ведения интервью как разновидности публичного диалога, на возросшую социальную значимость интервьюера, его роль в формировании общественного сознания (масс), на соответствие требованиям и потребностям аудитории (адресность).

Метод интервью распространен в коммуникативной практике общества. Это один из видов деятельности, с помощью которого журналистами осуществляется сбор информации. Между тем собеседование при приеме на работу, опрос пациента на приеме у врача, служебные переговоры, допрос для выяснения обстоятельств судебного дела, социологическое анкетирование, маркетинговые опросы и т.д. - все это разновидности интервью в широком, смысле слова. В процессе его проведения осуществляется сбор информации, в-каждом случае для вполне конкретных целей. Однако интервью в контексте журналистской профессии имеет свою специфику и» свои определения. Приведем некоторые из них:

«Интервью - беседа представителя1 печати с каким-нибудь общественным деятелем по злободневным вопросам, имеющим общественный интерес» [Толковый словарь русского языка, 1935, Т. 1: 216].

«Интервью - жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопроса» [Советский энциклопедический словарь, 1985: 502]!

«Интервью - предназначенная для печати (или передачи по радио, телевидению) беседа с каким-нибудь лицом [Ожегов, 2003: 249].

В этих определениях акценты расставлены на разных сторонах журналистского интервью: интервью-методе (способе сбора информации), интервью-жанре (форме представления информации). Тем не менее они содержат важнейший компонент, который отличает природу журналистской деятельности от других форм коммуникации. «Общественный1 интерес», «актуальный вопрос», «предназначен для печати» - ключевые слова этих определений, указывающие на это отличие. Это значит, что интервью журналиста с собеседником есть разговор двух людей не просто для обмена сведениями, а с целью создания нового продукта - актуального, общественно - значимого, предназначенного для публикации.

В интервью собеседники - журналист (интервьюер) и его партнер (интервьюируемый) - участвуют в информационном обмене для информационного насыщении главного, хотя- и незримого, третьего участника коммуникации - аудитории, чьим требованиям и потребностям они должны соответствовать. Наиболее точное, на наш взгляд, определение интервью как вида журналистского творчества дал в своей книге С.Н. Ильченко: «Интервью -целостный акт коммуникации, предполагающий диалогическое общение журналиста с интервьируемым в ситуации- последовательного чередования . вопросов и ответов,1, с целью получения,- информации,, мнений и суждений, представляющих общественный интерес» [Ильченко, 2003: 50].

Разнообразные подходы к интервью возникли как результат желания исследователей обобщить, и проанализировать этот наиболее популярный и эффективный способ получения информации. Конечно, поведение-журналиста варьируется в зависимости от разнообразия целей, уровня поставленных задачи степени индивидуального - участия в них журналиста. Во всех случаях,, по мнению М. Лукиной, «...интервью - это межличностное вербальное общение для получения информации и производства ; нового знания в целях . удовлетворения информационных потребностей общества» [Лукина, 2003:13]:

В своих работах М.М Лукина, Г.С. Мельник, М.И. Шостак, С.А. Муратов в. зависимости от целей интервью .выделяют следующие их виды.

1. Информационное интервью — наиболее распространенный вид, нацеленный на сбор материала для новостей. Основой типичного информационного интервью являются ключевые для журналиста вопросы: кто? что? где? когда? почему? зачем? Этих вопросов как правило, достаточно для сбора фактических сведений. Разумеется, журналисты могут прибегать, и к другим вопросам, уточняющим или сортирующим информацию: «Вы . действительно видели, как столкнулись автомобили?»

Приемы установления контакта в «звездном» интервью

Первое, что используется для реализации коммуникативного намерения интервьюера, — это установление контакта. Здесь очень важны первая фраза и первый вопрос интервьюера. Обычно в интервью контактоустанавливаюшую функцию выполняет вопрос. Это традиционная форма установления контакта. В проанализированном нами материале «звездных» интервью такой прием встречается довольно редко.

Интервью с Олегом Басилашвили начинается с открытого вопроса с вопросительным словом «почему?», в ответе — «потому что»:

Ж. — Олег Валериановый, почему Ваш отец был против того, чтобы Вы стали актером?

О.Б. — Потому, что у него, как и у моей мамы, было свое мнение на этот счет. (...)

(«7 Дней», № 25, 2007, с. 65-70). В проанализированном нами материале «звездных» интервью такой прием встречается довольно редко.

Интервью с Димой Биланом также начинается с открытого вопроса, предполагающего развернутый ответ: Ж. —Дима, где Лена?

Такой вопрос довольно нетипичен для начала беседы. Это обусловлено тем, что популярный певец дает уже не первое интервью журналу «7 Дней» и интервьюер как бы продолжает начатый когда-то разговор (в предисловии к интервью журналист пишет: «В апреле нынешнего года Дима Билан на страницах «7 Дней», представил нашим читателям свою девушку — милую блондинку, модель Лену Кулецкую.

На открытый вопрос интервьюера следует развернутый ответ интервьюируемого:

Д.Б. — Она сейчас в Голландии, работает там на телевидении. Нет, мы с ней не расстались, хотя очень давно не виделись. Периодически созваниваемся, переписываемся. Знаете, мы с Леной сегодня втом возрасте, когда главное для нас самореализоваться. То есть профессия сейчас важнее личной жизни.(...)

( «7 Дней», № 52, 2006, с. 93-105).

Очень нетипичное начало - закрытый вопрос интервьюера как первая реплика, так как закрытый вопрос предполагает однозначный ответ «Да / Нет». Однако в приведенных ниже примерах мы наблюдаем нетипичное развитие диалога: на закрытый вопрос интервьюер получает развернутый ответ.

Из интервью с Сергеем Лукьяненко:

Ж. - Сергей, Вы предполагали, что «Ночной дозор» ждет;такойуспех?

С. Л. -К началу съемок у романа уже было полмиллиона читателей, я был уверен, что большинство из них захотят посмотреть кино, так что на, определенный успех рассчитывал. Но никак не ожидал, что фильм по посещаемости оставит позади самые кассовые западные блокбастеры. (...)

(«7 Дней», № 38; 2006, с. 62-66).

Из интервью с Тамарой Глобой:

Ж. - Тамара, Ваше увлечение астрологией — наследственное?

Т.Г. - Нет. Я родилась и выросла в Питере. Папа работал геологом-геодезистом, и его работа была связана с постоянными разъездами, мама тоже уезжала работать вместе с ним, и нас, четверых детей, они брали с собой. (...)

(«7 Дней», № 3, 2004, с. 55-61).

На закрытый вопрос интервьюера респондент дает однозначный ответ (как и предполагает закрытый вопрос). Но тут же следует подробный рассказ в деталях.

Чаще всего контактоустанавливающую функцию в «звездном» интервью выполняют утвердительные высказывания журналиста, демонстрирующие его осведомленность, компетентность и содержащие комплимент, и только затем следует первый вопрос.

Вариантом такого вступления может считаться повествовательное высказывание интервьюера + открытый вопрос.

Из интервью с Ириной Климовой:

Ж. — Ира, Вы прожили с Алексеем чуть больше двух лет, у вас родился замечательный сынишка Никита, в «7 Д» был репортаж об этом радостном для вас событии. И вдруг сообщение о разводе. Что стряслось?

( «7 Дней», № 40, 2004, с. 66-76).

Повествовательное высказывание журналиста со ссылкой на предыдущее интервью, далее - обычный открытый вопрос.

Из интервью с Александром Домогаровым и Мариной Александровой:

Ж. — В последнее время в прессе о вашей паре появлялось огромное количество слухов и домыслов. Может, пора рассекретиться? Как давно вы вместе?

(«7 Дней», № 39, 2005, с. 70-78).

Похожие диссертации на "Звездное" интервью в коммуникативно-прагматическом аспекте