Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Разработка метода комплексного проектирования силуэтной формы женской одежды Черняева, Алеся Александровна

Разработка метода комплексного проектирования силуэтной формы женской одежды
<
Разработка метода комплексного проектирования силуэтной формы женской одежды Разработка метода комплексного проектирования силуэтной формы женской одежды Разработка метода комплексного проектирования силуэтной формы женской одежды Разработка метода комплексного проектирования силуэтной формы женской одежды Разработка метода комплексного проектирования силуэтной формы женской одежды Разработка метода комплексного проектирования силуэтной формы женской одежды Разработка метода комплексного проектирования силуэтной формы женской одежды Разработка метода комплексного проектирования силуэтной формы женской одежды Разработка метода комплексного проектирования силуэтной формы женской одежды Разработка метода комплексного проектирования силуэтной формы женской одежды Разработка метода комплексного проектирования силуэтной формы женской одежды Разработка метода комплексного проектирования силуэтной формы женской одежды Разработка метода комплексного проектирования силуэтной формы женской одежды Разработка метода комплексного проектирования силуэтной формы женской одежды Разработка метода комплексного проектирования силуэтной формы женской одежды
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Черняева, Алеся Александровна. Разработка метода комплексного проектирования силуэтной формы женской одежды : диссертация ... кандидата технических наук : 05.19.04 / Черняева Алеся Александровна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т дизайна и технологии].- Москва, 2013.- 263 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-5/955

Содержание к диссертации

Введение

1. Факторы, влияющие на силуэт изделия при проектировании одежды 12

1.1 Анализ особенностей внешнего облика человека, влияющих на создание силуэтной формы изделия 12

1.2 Формализованное описание формы туловища человека 17

1.3 Анализ вопросов архитектоники и тектоники при проектировании моделей одежды на индивидуальные фигуры 18

1.4 Анализ способов адаптации художественных эскизов при проектировании моделей одежды на индивидуальные фигуры потребителей 25

1.5 Конструктивные средства, используемые для образования силуэтной формы моделей одежды 31

1.6 Исследование и анализ формообразующих свойств тканей, влияющих на силуэтную форму изделия 36

Выводы по первой главе 41

2. Аспекты гармонизации силуэтных форм 43

2.1 Концептуальная модель процесса проектирования силуэтной формы моделей одежды с учетом комплекса влияющих факторов 43

2.2 Формализованное описание силуэтной формы плечевых изделий в системе «человек - костюм» 50

2.3 Формирование предпочтительных силуэтных форм моделей одежды на типовые и индивидуальные фигуры потребителей 54

2.4 Разработка способа адаптации силуэтных контуров художественных эскизов на типовые и нетиповые фигуры потребителей в инженерном проектировании 67

2.5 Предпосылки для совершенствования бесконтактного метода определения размерных характеристик сложного объекта 70

2.6 Разработка информационного обеспечения для программного комплекса измерения параметров тела человека, модели одежды и системы «человек костюм» по фотографическим изображениям 72

Выводы по второй главе 79

3. Разработка основ тектоники моделей одежды с учетом пакета материалов 81

3.1 Разработка программы эксперимента по выявлению влияния компонентов тектоники на пространственную ориентацию силуэта изделия 81

3.2 Маркетинговое исследование для обоснования выбора конструктивных решений и элементов структуры пакета материалов женских жакетов 89

3.3 Разработка системы классификации и кодирования структуры плечевого изделия и пакета материалов 95

3.4 Исследование влияния модификаций модельных конструкций и формообразующих свойств тканей верха на силуэтную форму модели одежды97

3.5 Установление влияния свойств и структуры пакета материалов на пространственную взаимосвязь изделия с фигурой 106

3.6 Установление количественных взаимосвязей между параметрами компонентов тектоники моделей одежды с учетом пакета материалов 114

Выводы по третьей главе 132

4. Разработка методики комплексного проектирования моделей одежды заданной силуэтной формы 135

4.1 Алгоритм реализации метода проектирования моделей одежды заданной пространственной формы 135

4.2 Программный модуль измерения параметров системы «человек - костюм» 138

4.3 Автоматизированный способ пространственной адаптации силуэтных форм художественных эскизов моделей одежды на типовые и нетиповые фигуры потребителей 141

4.3 Апробация методики проектирования моделей одежды заданной пространственной формы 144

4.5 Промышленная апробация методики комплексного проектирования силуэтной формы моделей женской одежды 152

Выводы по четвертой главе 155

Общие выводы по работе 156

Список литературы

Введение к работе

Актуальность работы. В условиях конкуренции и насыщения рынка сбыта одеждой происходит постоянный рост потребительских требований к качеству выпускаемых изделий. Наряду с обеспечением эстетических и эргономических показателей, предъявляются требования к возможности формирования гармоничного внешнего облика потребителей средствами костюма.

Важным условием гармонизации визуального образа потребителей является персонифицированный подход к его созданию, с максимальным учетом морфологических особенностей внешней формы фигур, а также использования средств художественного и конструктивного формообразования.

Существующие методы проектирования моделей одежды направлены на воплощение в готовом изделии дизайнерской идеи, заложенной в художественном эскизе, с точки зрения эстетики восприятия проектируемой внешней формы. При этом задачам пространственной организации силуэтных форм (СФ) моделей, на уровне конфигурации очертаний их контуров и ориентации относительно поверхности фигур с различными морфологическими особенностями, не уделяется должного внимания. Однако, с точки зрения эстетики восприятия проектируемого визуального образа человека и принципов архитектоники, необходимо осуществлять адаптацию структурных составляющих художественного эскиза не только по гармонизации пропорциональных уровней, но и с учетом ориентационной связи в системе «человек – костюм».

Для обеспечения точного соответствия заданной СФ готовому изделию, требуются знания закономерностей тектоники моделей одежды, определяющей переход к вещественной структуре формы на уровне ее физических характеристик. Современные исследования, связанные с конструктивным формообразованием в одежде, посвящены вопросам создания различных пространственных геометрических форм в однослойных изделиях, а также степени их объемности с учетом формообразующих свойств (ФС) тканей.

Вследствие многообразия факторов, влияющих на формирование СФ новой модели на различных этапах ее проектирования, и отсутствия закономерностей взаимосвязи тектонических компонентов: формы, конструкции и материала, – процесс разработки изделий, включающих пакет материалов, опирается на накопленный опыт конструирования и осуществляется в значительной степени субъективно.

Чтобы получить объективный инструментарий обеспечения корректности заданной СФ, адекватной как замыслу дизайнера, так и морфологическим особенностям внешнего облика индивидуальных потребителей, необходимо разработать комплексный метод, учитывающий принципы архитектоники и закономерности тектоники, что позволит осуществлять прогноз итоговых параметров силуэтной формы на стадии эскизного проектирования.

Целью работы является разработка метода комплексного проектирования модельных конструкций одежды в соответствии с художественным эскизом и заданной пространственной ориентацией изделия относительно поверхности фигуры человека.

Объектом исследования является процесс проектирования женских плечевых изделий костюмного ассортимента.

Основные этапы работы:

исследование существующих методов проектирования СФ моделей одежды и способов адаптации художественных эскизов на нетиповые фигуры потребителей;

выявление комплекса факторов, влияющих на образование СФ моделей одежды и ее ориентацию относительно поверхности фигуры человека;

разработка концептуальной модели процесса комплексного проектирования СФ изделия в соответствии с эскизом;

разработка формализованного представления СФ плечевых изделий в системе «человек – костюм», классификации и структуры кодирования плечевых изделий с учетом пакета материалов;

разработка способа формирования гармоничных силуэтных контуров моделей одежды на типовые и индивидуальные фигуры потребителей;

выявление влияния структуры и свойств пакета материалов на образование и пространственную организацию СФ изделия;

установление закономерностей расчета величин объемных прибавок и их распределения между формообразующими элементами (ФЭ) изделия с учетом вида, количества, местоположения и параметров ФЭ модельных конструкций (МК);

разработка метода комплексного проектирования СФ модели одежды, соответствующей исходному прообразу с учетом модельных особенностей, структуры пакета материалов и ФС тканей;

разработка метода прогнозирования параметров отдельных компонентов тектоники с учетом пакета материалов плечевых изделий;

В работе использовались следующие методы исследования: логический и системно-структурный анализ, визуализации субъекта и объекта проектирования, экспертных оценок, бесконтактные фотограмметрические методы измерения объектов; планирования эксперимента, математического моделирования и обработки экспериментальных данных, методы классификации, алгоритмизации и программирования.

Использованы программные продукты операционной среды Windows: Microsoft Word, Microsoft Excel, СУБД Microsoft Access, универсальная графическая система проектирования AutoCAD, графические редакторы Corel Draw, Photoshop, Illustrator, специализированные программы: САПР Julivi, Eleandr CAD.

Достоверность полученных в работе результатов подтверждена согласованностью теоретических и экспериментальных исследований, а также их апробацией и положительной оценкой в промышленности.

Научная новизна работы заключается в:

выявлении комплекса факторов, влияющих на СФ модели одежды на различных стадиях процесса проектирования;

установлении количественных значений визуальных параметров СФ моделей одежды, гармонизирующих внешний облик индивидуальных фигур;

разработке способа проектирования предпочтительных силуэтных контуров моделей одежды по параметрам типовых и нетиповых фигур потребителей в системе «человек-костюм»;

установлении закономерностей влияния структуры и свойств пакета материалов на образование и пространственную организацию СФ изделия;

разработке метода проектирования модельных конструкций женской одежды, на основе комплексного учета факторов, влияющих на формообразование, который позволяет обеспечить заданную в эскизе СФ изделия.

Практическая значимость работы заключается в:

разработке формализованного представления силуэтной формы плечевых изделий

в системе «человек - костюм», классификации и системы кодирования плечевых изделий с учетом пакета материалов;

разработке метода пространственной адаптации силуэтных контуров художествен-

ных эскизов, включающего математический и графический способы расчета парамет-

ров на основе размерных признаков фигур;

разработке рекомендаций для создания гармоничных силуэтных решений моделей одежды на основе параметров внешней формы фигур;

разработке информационного обеспечения для программного модуля автоматизированного измерения параметров системы «человек – костюм» по фотоизображениям;

разработке метода расчета конструктивных параметров ФЭ модельных конструкций (МК), позволяющего, с учетом комплексного влияния факторов, обеспечить соответствие пространственной формы готового изделия исходному прообразу;

разработке метода прогнозирования параметров основных элементов, определяющих компоненты тектоники (формы, конструкции, материала) моделей одежды, для обеспечения заданных характеристик проектируемого силуэта.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационной работы доложены, обсуждены и получили положительную оценку на: научно-практической конференции молодых ученых «Фестиваль науки» V Московского фестиваля науки (2010г.); Korean-Russian International Fashion Conference «Grand Fashion» (2011, 2012 гг.); 61-й и 63-й научной конференции студентов и аспирантов «Молодые ученые – XXI веку» (2009 и 2011гг.).

Результаты работы апробированы и внедрены в производство на предприятиях ЗАО «Шестидесятые», а также в учебный процесс МГУДТ при проведении лабораторных работ по дисциплинам «Проблемы и методы проектирования швейных изделий из тканей» и «Инновационные технологии в дизайне» и выполнении задач курсового и дипломного проектирования.

Публикации. Основные положения и результаты научного исследования изложены в 8-и публикациях, в том числе три работы в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией.

Анализ вопросов архитектоники и тектоники при проектировании моделей одежды на индивидуальные фигуры

По мнению авторов [47, 48, 49, 87], реализация принципов архитектоники в дизайне костюма представляется недостаточно изученной.

В настоящем исследовании поставлена задача - рассмотреть закономерности композиционного формообразования в контексте требований архитектоники при проектировании силуэтной формы женского костюма на типовые и нетиповые фигуры потребителей.

Процесс разработки формы костюма относится к области художественного творчества и неразрывно связан с законами зрительного восприятия. В современной теории зрительного восприятия большое значение придается визуальной структуре воспринимаемого объекта с ее наиболее характерными особенностями, которые являются наиболее доступными для органов зрения [46, 50, 51, 52].

Классический костюм востребован у женщин различных возрастных и раз-мерно-полнотных групп независимо от сезона и обстановки, в которой он эксплуатируется. Костюм представляет собой многослойную пространственную систему (внешний - информационный, внутренний слой - гигиенический) [47]. Зрительному восприятию представлен внешний слой, существующие разработки касались, главным образом, создания эстетичной образно воспринимаемой внешней формы костюма.

Женский костюм, при всём многообразии существующих форм, служит оболочкой, в той или иной степени следующей за фигурой человека. Классический костюм прилегающего и полуприлегающего силуэтов, по взаимосвязи с поверхностью фигуры, относится к промежуточным системам. Повторение формы тела происходит в верхней части плечевой поверхности, которая является опорной. Ввиду того, что отвесное положение руки «прижимает» поверхность костюма в области на участке проймы, а на уровне бедер не принято проектировать свободное прилегание, в данных областях изделие приближено к поверхности фигуры. Изменчивость степени прилегания по различным контурам фигуры (переднему, заднему, боковому) для зрительного восприятия проявляется именно в области талии.

Структура костюма отражает более устойчивые зрительно воспринимаемые составляющие: стабильные (геометрический вид формы - базовый силуэт) и мобильные (конструктивно-декоративные линии, отделка, изменяющиеся под влиянием моды) элементы. Структура базовой силуэтной формы в целом представляет собой совокупность силуэтных решений ее составных частей (силуэт лифа, юбки, рукава). Составные части силуэта характеризуются конфигурацией (ширина, высота, направленность) внешних очертаний: линий плеч, талии, низа, рукава, выреза горловины, контурных линий элементов дополнительного объема, образуемых мобильными элементами формообразования [5]. Учитывая особенности выбранного предмета исследований (женский классический костюм), особое внимание уделялось решению базовой силуэтной формы, так как мобильные элементы призваны усиливать создаваемое визуальное впечатление.

Одежда приобретает смысл, когда работает взаимосвязанная система «человек - костюм» как единая объёмно-пространственная структура [47]. Поэтому в настоящей работе решаются задачи коррекции недостатков внешней формы фигуры (характеризуемой совокупностью отклонений антропоморфологических признаков от условно- пропорциональной) путем гармонизации силуэтного решения костюма по пропорциям габаритов внешних очертаний (соотношение продольных параметров между уровнями опорной плечевой поверхности, талии, бедер и низа изделия, его фронтальных диаметров на уровне плеч, талии, бедер и низа), а также пространственной взаимосвязи с поверхностью фигуры. Пространственная связь с фигурой задается при формировании предпочтительной степени прилегания силуэта (проявляемой в конфигурации его контуров), на основных конструктивных уровнях.

Данную задачу целесообразно решать в процессе разработки технического эскиза костюма, формируемого в масштабе на графической модели индивидуальной фигуры. Дальнейшая задача связана с материальным воплощением заданной силуэтной формы на уровне физических характеристик (таблица 1.2). Зримое отражение работы конструкции и материала в форме называют тектоникой.

Исходя из базовых понятий, применяемых к архитектурным объектам, значения терминов архитектоники и тектоники взаимосвязаны, но имеют принципиальные различия. В таблице 1.2 показаны принципиальные отличия архитектоники и тектоники по ряду категорий.

В эскизе модель одежды не материальна, поэтому категория архитектоники применима к искусственно созданной форме и относится к абстрактной структуре. На этапе эскизного проектирования решение вопросов архитектоники связано с процессом художественного формообразования.

Полноценное осуществление функции костюма по прямому назначению возможно только после реализации идеи дизайнера, запечатленной эскизом в вещественной структуре, которая осуществляется на этапе технического проектирования. Чтобы воплотить заданную силуэтную форму в готовом изделии, необходимо владеть знаниями закономерностей конструктивного формообразования, определяемых системой «форма - конструкция - материал». Форма, конструкция и материал являются компонентами тектоники модели.

Применимо к естественным и искусственным формам, имеющим массу (горы, растения, животные, к любой идеальной или материальной форме, но только к искусственной (станок, автомобиль, скульптура, здание, поэма, картина, солнечный закат

Связь с физическимихарактеристикамиформы обязательна не обязательна Под характерными особенностями структуры модели понимают такие признаки, как направления, углы, определяющие конфигурацию контуров, расстояния между элементами, резко выраженные особенности пластического решения и ритмической организации элементов [47, 48, 49]. Указанные признаки необходимо реализовать при разработке деталей модельной конструкции, используя допустимый (с учетом проектируемого вида изделия) арсенал средств конструктивного формообразования. Поиск количественных взаимосвязей между параметрами, описывающими силуэтную форму костюма в целом, а также.параметров ее пространственной связи с фигурой (на основных конструктивных уровнях) с конструктивными параметрами модельной конструкции, определяющими форму силуэта (объемные прибавки, их распределение между основными участками конструкции, параметры формообразующих элементов, с учетом их вида, числа, местоположения, величины раствора и т.п.) является задачей и установления взаимосвязей между двумя компонентами тектоники, формы и конструкции.

Тектоника является специфическим средством художественной выразительности, органически связанным с конструктивной объемно-пространственной структурой изделий, и дает представление о характере работы конструкции и материала, определенным образом выраженных в конкретной форме [54].

Тектоническая структура любого объекта материального объекта (во взаимосвязи компонентов), в том числе костюма, в значительной степени определяется свойствами материалов и структуры пакета изделия, которые посредством соответствующего конструктивного решения обусловливают заданную форму. Знание пластических и формообразующих свойств ткани верха (драпируемость, жесткость, растяжимость, поверхностная плотность), характера их проявления, в совокупности с формообразующими свойствами всего пакета изделия, в очертании проектируемой силуэтной формы и ее ориентации относительно поверхности фигуры, в значительной мере влияет на проектирование и модификацию формообразующих элементов конструкции.

Разработка способа адаптации силуэтных контуров художественных эскизов на типовые и нетиповые фигуры потребителей в инженерном проектировании

Ряд существующих методов, посвященных изучению закономерностей тектоники изделий, учитывает формообразующие свойства только ткани верха [5, 6, 97] и геометрические характеристики пакета материалов (толщина) [98]. Влиянию же свойств пакета материалов и его структуры, которые скрыты от визуального восприятия, но оказывают существенное влияние на образование силуэтной формы, не уделено достаточного внимания.

В конкретной модели средства для реализации силуэтного решения определены видимыми и скрытыми факторами. Видимые факторы заданы ее внешним видом, назначением и свойствами заданной ткани верха. Свойства структуры пакета материалов скрыты для визуального восприятия.

Факторы, определяющие структуру пакета материалов в изделии, показаны на рисунке 2.3:формообразующие свойства (ФС) ткани верха (жесткость, поверхностная плотность); ? наличие и вид прокладочных материалов и подкладочных тканей, которые так же обладают различными свойствами; область дублирования деталей верха (по всей поверхности детали или зональное дублирование); свойства сформированного пакета материалов (толщина, жесткость).

Для реализации разработанного гармоничного ГО модели в готовом изделии, необходимо выявить зависимости, позволяющие осуществить переход от силуэта изделия и его ориентации относительно поверхности фигуры человека, описываемой абрисом в ТЭ, к величинам конструктивных параметров модификации при разработке МК. Чтобы учесть всю совокупность указанных выше факторов, необходимо разработать метод комплексного проектирования силуэтной формы моделей одежды, чему и посвящено настоящее исследование.

Для повышения качества разрабатываемых изделий, удовлетворения эстетических и эргономических требований заказчиков, технические эскизы (ТЭ) целесообразно разрабатывать на графическом образе реальной фигуры человека. Такой способ подачи ТЭ используется на современных предприятиях, которые стремятся к сокращению затрат времени на проработку МК, т.к. это позволяет в большей мере учесть пропорции типовых фигур, что способствует более точно му определению местоположения модельных особенностей в конструкции.

Технический эскиз, являясь связующим звеном между этапами художественного и технического проектирования, отражает взаимосвязь фигуры и изделия в системе «человек - костюм».

Важным моментом в процессе разработки ТЭ (см. п. 2.1) является формирование силуэта модели одежды на конкретные фигуры потребителей (типовые или нетиповые) и степени прилегания изделия к поверхности тела на основных конструктивных уровнях. Главным образом это относится к плечевым изделиям прилегающего и полуприлегающего силуэтов, абрис формы которых приближен к поверхности фигуры человека и поэтому в большей степени может подчеркнуть как ее достоинства, так и недостатки.

Плоскостное представление внешнего вида модели одежды, виртуально надетой на ГО фигуры, в ТЭ описывает силуэт. По мнению специалистов, силуэт является информативной характеристикой его формы. В формализованном виде для системы «человек-костюм» он может быть описан с помощью:

Для целей формирования ТЭ проектируемых моделей плечевой одежды, в настоящем исследовании разработан способ формализованного описания силуэта плечевой одежды.

Параметры силуэтной формы изделия, представленные на рисунке 2.4, описывают контуры женского жакета во фронтальный и профильный проекциях, обозначения даны в таблице 2.1.

Чтобы отразить пространственную ориентацию изделия в системе «человек - одежда», используют понятие проекционных прибавок (Ппр.) по переднему (Ппр.п), боковым справа (Ппр.бп) и слева (Ппр.бл) и спинному (Ппр.с) контурам изделия на основных антропометрических уровнях: груди, талии и бедер, ко Ппр.Сг

В формализованном описании силуэтной формы в системе «человек - костюм» представлены очертания внешней формы изделия, которые воспринимаются визуально по внешнему виду готового изделия. Наличие внутренних слоев па кета материалов (клеевых прокладочных материалов и подкладочных тканей) оказывает влияние на конфигурацию внешних контуров готового изделия. При этом контуры внутренней формы изделия не являются объектом настоящего исследования, поэтому на схеме рисунка 2.4 не показаны.

Существующие способы пропорциональной гармонизации художественных эскизов на индивидуальные фигуры потребителей, как было сказано выше, позволяют грамотно расчленять форму на составляющие элементы, однако не затрагивают вопросы формирования силуэтной формы модели в процессе создания технического эскиза (см пп. 2.1). Прорисовка контуров изделия на графической модели фигуры человека осуществляется специалистом субъективно на основе его личного опыта.

Формирование гармоничного силуэтного решения модели одежды во многом зависит от морфологических особенностей фигур потребителей. В наибольшей степени на силуэт влияют параметры абриса туловища, описывающие конфигурацию контуров (переднего, бокового и спинного) фигуры человека (см. таблицу 1.1). При этом количество решений внешнего вида моделей одежды, различающихся видом и составом модельных особенностей, может быть достаточно большим. Для выявления данных, отражающих соответствие силуэтной формы и фигуры человека, с позиции визуального восприятия образа, возникает необходимость в установлении количественных взаимосвязей параметров гармоничного силуэта и фигуры, с помощью которых можно принимать объективное решение по выбору подходящей модели одежды.

Разработка системы классификации и кодирования структуры плечевого изделия и пакета материалов

Полученные данные величин проекционных прибавок и коэффициентов жесткости представлены в виде лепестковых диаграмм (рисунок 3. 18 и 3.19). На рисунке 3.18 отражено влияние подкладочных тканей (П1 - П5) на жесткость пакета материалов. С подкладочной тканью П4 коэффициент жесткости пакета материалов больше, чем с подкладками П1 и П5.

Полученные в результате второго этапа эксперимента данные представлены на рисунке 3.20 в виде графика зависимости величины суммарной проекционной прибавки от значений коэффициента жесткости пакета материалов.

Установлены изменения суммарной проекционной прибавки (в процентах) в зависимости от способа дублирования деталей полочки и подборта (по всей поверхности и зонального дублирования) (таблица 3.13).

В результате анализа данных эксперимента установлено: в МК IV из ткани TIV значение суммарной проекционной прибавки, в сравнении с недублиованным изделием, при зональном дублировании полочки и подборта увеличилось на 11% при дублировании по всей поверхности - на 7%, при этом происходит переориентация изделия относительно поверхности туловища назад, что обусловлено уменьшением проекционных прибавок по боковому и переднему контурам и увеличением воздушных зазоров сзади. Это можно наблюдать по величинам их значений, представленных в таблице 3.13;

Влияние коэффициента жёсткости пакета материалов женского жакета на суммарную проекционную прибавку

Влияние способа дублирования полочки и подборта женского жакета на величины проекционных прибавок по линии талии в процентном выражении (в сравнении с недублированным изделием)

Проекционная прибавка, см Зональное дублирование полочки и подборта, % Дублирование по всей поверхности полочки и подборта, % Изменение проекционной прибавки, после технологической обработки (сборки изделия и ВТО) величина суммарной проекционной прибавки уменьшается, что показано в таблице 3.12: в столбце ХППР в изделии, не проклеенном, со сметанными швами, значение суммарной проекционной прибавки составляет 8,17см, у жакетов, со стачанными швами и в пакете с клеевыми К1 - 5,4 см; К2 - 7,3 см; КЗ - 7,0 см; К4 - 7,6 см; К5 - 7,8 см. Это свидетельствует о том, что продольные швы (формообразующих элементов) в области туловища играют роль ребер жесткости, что способствует более равномерному огибанию изделием поверхности фигуры с уменьшением суммарной проекционной прибавки.

В результате на данном этапе эксперимента установлено, то коэффициент жесткости (определяемый по методу постоянной длины), не отражает влияние структуры пакета материалов на пространственную ориентацию изделия относительно поверхности фигуры человека. Это прослеживается на графике, представленном на рисунке 3.20.

На основе анализа полученных данных сделано предположение: с учетом того, что пространственная ориентация изделия рассматривается в горизонтальном сечении по линии талии (что соответствует направлению уточной нити), целесообразно изучить влияние жесткости ткани по утку на изменение значений проекционных прибавок по переднему, боковому и спинному контурам силуэтной формы изделия. На третьем этапе эксперимента принято решение рассматривать жесткость ткани и жесткость продублированной ткани клеевыми прокладочными материалами по утку.

Данный подход, при условии сходимости результатов, позволит учесть не только ФС ткани верха, но и особенности дублирования деталей полочки и положение ФЭ в МК, объединяя все компоненты тектоники (форму, конструкцию и материал).

Установление количественных взаимосвязей между параметрами компонентов тектоники моделей одежды с учетом пакета материалов

Цель Ш-его этапа эксперимента - установление взаимосвязей между компонентами тектоники с учетом структуры и свойств пакета материалов.

Для решения поставленной цели необходимо выявить взаимосвязи между параметрами модификации МК женских жакетов (конструктивные прибавки, положение ФЭ в области туловища, % распределение раств. выт.), свойствами используемых тканей (жесткость по утку ткани верха) с учетом структуры пакета материалов и параметрами пространственной взаимосвязи поверхности изделия и туловища.

В ходе проведения эксперимента на третьем этапе осуществлен выбор типа МК - Г, силуэтного решения женского жакета - прилегающий (Пг = 6,0 см; YV&x = 4,5 см) И полуприлегающий (Пг2 = 4,5 см; П62 = 4,0 см). Степень прилегания по линии талии: свободное Пт] = 11,8 см; среднее Пт2 = 10,5 см и плотное Пт3 = 8,3 см. Для прилегающего силуэта - свободное Пт4 = 5,5 см и среднее прилегание Пт5 = 4,1 см.

Методом комбинаторного сочетания принятых для исследования исходных параметров на базе МК типа Г, разработано 10 вариантов МК женских жакетов. Базовые параметры: прибавки по основным антропометрическим уровням (Пг, Пт, Пб), суммарный раствор вытачек по линии талии (Храствр выт), % распределение суммарного раствора вытачек между ФЭ представлены в таблице 3.14. Схемы разработанных базовой (164 - 88 - 90) и модельной конструкции MKV. 1.1.1 стана и рукава представлены на рисунке 3.21.

По разработанным МК отшиты женские жакеты из трех тканей верха TV, TVI, TVII, отличающихся ФС (жесткостью по утку, определяемой стандартным методом) со структурой пакета материалов Tm + Ki + Hj.

Осуществлен выбор клеевого прокладочного материала, который наиболее часто используют для дублирования деталей данного вида изделия и подкладочной ткани. Характеристики выбранных тканей верха TV, TVI, TVII, клеевого прокладочного материала К1 и подкладочной ткани Ш представлены в таблице 3.15.

Апробация методики проектирования моделей одежды заданной пространственной формы

Визуальные параметры силуэтной формы готового изделия и пространст венные зазоры между поверхностью внешней формы и фигурой (измеренные с использованием разработанного в настоящем исследовании программного модуля) подтвердили точность пространственной ориентации.

Готовое изделие, пропорции которого соответствуют техническому эскизу (см. рисунок 4.9), на фигуре заказчика представлено на рисунке 4.12.

Преимущества предложенного метода заключаются в создании гармоничных моделей одежды с учетом индивидуальных особенностей типовых и нетиповых фигур. Разработанный метод позволяет не только структурировать форму модели, но и задавать пространственную ориентацию изделия относительно поверхности фигуры, создавая гармоничное силуэтное решение, обеспечивая при этом объективность разработки модельных конструкций в соответствии с заданной внешней формой и рекомендуемыми материалами.

Разработанный метод является универсальным в применении для любых типажей фигур- Он реализуется с использованием объективных методов проектирования на различных этапах разработки моделей одежды на индивидуальных потребителей, что способствует повышению эффективности всего процесса. Промышленная апробация методики комплексного проектирования силуэтной формы моделей женской одежды

Внедрение результатов проведённых исследований в производство ЗАО «Шестидесятые» (г. Москва), которое специализируется на выпуске мужских и женских швейных изделий костюмно-плательного ассортимента, показало, что использование разработанных методов способствует повышению эффективности процесса проектирования новых моделей, качества проектно-конструкторских разработок и удовлетворенности потребительского спроса. Акты внедрения представлены в Приложении Д. Внедрение способа разработки силуэтных форм моделей одежды на индивидуальные фигуры потребителей, позволяющего адаптировать художественные эскизы на конкретные фигуры заказчиков путем создания гармоничного силуэта, на предприятии ЗАО «Шестидесятые» (г. Москва) способствовало повышению удовлетворенности заказчиков готовыми изделиями, вследствие согласования моделей одежды на этапе технического эскиза и снижению субъективности при формировании силуэтной формы новой модели одежды.

Как показали результаты внедрения, способ проектирования моделей одежды позволяет обеспечить заданную в техническом эскизе силуэтную форму модели одежды в готовом изделии и, вследствие этого, сократить временные и материальные затраты на примерку и подгонку изделия на фигуру заказчика.

Результаты научных исследований внедрены в учебный процесс для студентов специальности 260902 «Конструирование швейных изделий» по дисциплине «Проблемы и методы проектирования швейных изделий из тканей» и по направлению магистерской подготовки 072500 «Дизайн» по дисциплине «Информационные технологии в дизайне». Их освоение способствует формированию у студентов профессиональных творческих навыков в процессе создания гармоничного внешнего облика современных потребителей, умение быстро реагировать на изменение требований заказчика и условий производства.

Автоматизация начальных этапов проектирования одежды позволяет сократить временные затраты на наиболее трудоемкие виды работ по созданию новой модели и полностью исключить некоторые промежуточные работы.

Метод комплексного проектирования силуэтных форм моделей одежды, включает: бесконтактный способ определения размерной характеристики фигуры за 153 казчика и изделия и их пространственной связи в системе «человек-костюм» по их фотографическим изображениям; способ разработки технического эскиза в компьютерной среде на фигуре заказчика с использованием систем пропорционирования и способа формирования гармоничных контуров силуэта изделия с учетом морфологических особенностей как типовой, так и индивидуальной фигуры; способ проектирования модельных конструкций одежды, обеспечивающих заданную пространственную ориентацию силуэтной формы изделия с учетом свойств и структуры пакета материалов.

Экономический эффект при использовании метода достигается за счет следующих факторов: о более точного проектирования модельной конструкции изделия (согласно исходному замыслу) путем нанесения модельных особенностей и определения параметров модификации конструкции в соответствии с техническим эскизом, заданными свойствами ткани верха, структурой пакета материалов; о сокращения затрат времени на изготовление изделия в результате исключения второй примерки (предназначенной для уточнения модельных особенностей), или полного исключения примерок (при повторном обращении заказчика) и времени на ее подготовку, уточнение конструкции и осноровку деталей после примерки. о сокращения материалоемкости изделия вследствие исключения дополнительных припусков на подгонку изделия по фигуре и уточнения модельных элементов в процессе примерки.

Неценовыми факторами являются: экономия времени клиентов, повышение удовлетворенности заказчиков качеством исполнения изделий, адекватных компьютерным прототипам моделей и подобранным в соответствии с их индивидуальным визуальным обликом.

Одежда, имеющая гармоничный силуэт с учетом особенностей конкретной фигуры, в большей степени отвечает потребностям потребителей. Выпуск про 154 мышленных коллекций швейных изделий с гармоничными пропорциями повышает их удовлетворенность и способствует увеличению спроса на данную одежду, что влечет за собой рост прибыли швейных компаний.

Похожие диссертации на Разработка метода комплексного проектирования силуэтной формы женской одежды