Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Разработка метода трехмерного автоматизированного проектирования головных уборов Слепцова Надежда Аркадьевна

Разработка метода трехмерного автоматизированного проектирования головных уборов
<
Разработка метода трехмерного автоматизированного проектирования головных уборов Разработка метода трехмерного автоматизированного проектирования головных уборов Разработка метода трехмерного автоматизированного проектирования головных уборов Разработка метода трехмерного автоматизированного проектирования головных уборов Разработка метода трехмерного автоматизированного проектирования головных уборов Разработка метода трехмерного автоматизированного проектирования головных уборов Разработка метода трехмерного автоматизированного проектирования головных уборов Разработка метода трехмерного автоматизированного проектирования головных уборов Разработка метода трехмерного автоматизированного проектирования головных уборов Разработка метода трехмерного автоматизированного проектирования головных уборов Разработка метода трехмерного автоматизированного проектирования головных уборов Разработка метода трехмерного автоматизированного проектирования головных уборов
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Слепцова Надежда Аркадьевна. Разработка метода трехмерного автоматизированного проектирования головных уборов : диссертация ... кандидата технических наук : 05.19.04.- Санкт-Петербург, 2003.- 138 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-5/3654-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Анализ проектной ситуацрш в области разработки и изготовления головных уборов 9

1.1 Ассортимент головных уборов 9

1.2 Материалы, используемые при изготовлении головных уборов 15

1.3 Методики конструирования головных уборов 22

1.4 Анализ антропометрических исследований головы человека (размерные признаки) 26

1.5 Использование компьютерных технологий при проектировании одежды 33

Цель и задачи исследования 40

Глава 2 Антропометрические исследования размерных при знаков головы человека для трехмерного проектирования головных уборов 42

2.1 Разработка метода измерения размерных признаков головы человека 42

2.2 Антропометрические исследования размеров головы младшей возрас тной группы народа саха 50

Глава 3 Разработка алгоритмов и метода трехмерного проектирования головных уборов 54

3.1 Разработка конструктивных точек опорной поверхности головы 55

3.2 Разработка сечения основного пояса опорной поверхности головы ... 59

3.3 Разработка горизонтальных сечений опорной поверхности головы...64

3.4 Разработка вертикальных сечений опорной поверхности головы 70

Глава 4 Разработка базисного каркаса головного убора 75

4.1 Разработка горизонтальных сечений базисного каркаса головного убора 75

4.2 Разработка вертикальных сечений базисного каркаса головного убора 81

4.3 Разработка деталей головного убора: полей, козырька, наушников 83

4.4 Модификация головных уборов 89

Глава 5 Разработка библиотеки дизайнерского решения в системе трехмерного проектирования 96

5.1 Построение поверхности головного убора 96

5.2 Разработка типовых форм деталей развертки поверхности головных уборов 99

Заключение 103

Список использованных источников 105

Приложения А

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. Современные технологии производственных процессов характеризуются высокой динамичностью, связанной с постоянно изменяющимися потребностями рынка.

В условиях жесткой конкурентной борьбы на рынке изделий швейной промышленности, в частности головных уборов, весьма актуальной задачей является снижение сроков проектирования новых изделий, расширение ассортимента, повышение качества продукции, а также удовлетворение потребностей индивидуального заказчика.

Одним из наиболее эффективных путей совершенствования технологической подготовки производства изделий швейной промышленности, обеспечивающей высокое качество и эффективность проектных решений, является автоматизированное проектирование. Весомый вклад в развитии решения задач этого направления внесли труды Г. С. Ивлевой, Е. Б. Кобляковой, А. В. Савостицкого, А. М. Бойцовой и других ученых. Ими успешно решен целый ряд вопросов, связанных с определением оптимальных размеров и форм разверток деталей одежды и автоматизацией процесса их конструирования, разработаны принципы и методы формирования подсистем информационного и программного обеспечения САПР одежды [1-8].

Имеющиеся на рынке системы автоматизированного проектирования одежды (САПР), как зарубежных фирм («Gerber», «Pattern», «Investronika» и др.) так и отечественных («Грация», «Комтенс» и др.), отличаются объемом и качеством выполнения различных этапов конструкторской и технологической подготовки производства одежды, надежностью, минимально необходимым комплектом оборудования, необходимого для их функционирования, стоимостью, способностью к развитию, совместимостью с другими системами [9-13].

В легкой промышленности наряду с традиционным плоскостным проек-

тированием одежды, уже сформировалось трехмерное проектирование, позволяющее эффективно решать указанные выше проблемы. Некоторые теоретические аспекты которого частично изложены в работах А. Г. Басуева, Н. Н. Раздомахина, Е. Я. Сурженко [14-24]. Графические возможности компьютерных систем достигли такого уровня, когда эстетические достоинства новой модели могут быть оценены без изготовления образцов, хотя все еще остается проблема получения окончательных разверток деталей одежды, пригодных для ее промышленного изготовления. Методология трехмерного проектирования до сих пор развивалось только для плечевой одежды.

Вопросам конструирования головных уборов посвящено незначительное количество работ [25-29], анализ которых показывает, что единый технически обоснованный метод конструирования головных уборов в массовом производстве не существует [30].

Как любое несерийное производство, изготовление образцов головных уборов дорого, кроме того, для практической реализации отбирается малый процент общего количества новых моделей. Конструктор, изучив плоский эскиз модели должен мысленно представить себе в объеме, а затем опираясь на свой опыт, вычертить плоские детали. Этот процесс неоднозначен, и порой цикл проектирования приходиться повторять несколько раз, прежде чем в образце будет найдено отражение замысла художника и обеспечено требуемое качество посадки. После этого разрабатываются лекала для промышленного изготовления новой модели.

Существующая в настоящее время организация процесса проектирования головных уборов отличается большой долей ручного труда и не может обеспечить столь необходимую мобильность производства в условиях острой конкурентной борьбы фирм - производителей [31]. Вместе с тем актуальность внедрения систем автоматизированного трехмерного проектирования головных уборов связана с необходимостью обеспечения высокой динамики сме-

няемости моделей, увеличением объемов производства и сложностью модель-но-конструкторских разработок.

Поскольку внедрение САПР в практику проектирования одежды предполагает комплексную автоматизацию процедур построения и моделирования всех основных деталей изделия, то работа, направленная на систематизацию исходных данных и разработку программного обеспечения автоматизированного трехмерного проектирования головных уборов является актуальной.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ. Целью диссертационной работы является разработка универсального метода трехмерного автоматизированного проектирования головных уборов, позволяющего получать достаточно полное многообразие конструктивных решений для всего ассортимента женских и мужских головных уборов путем варьирования значений ряда геометрических параметров.

В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:

  1. Обоснование детальной характеристики объемно-пространственной формы головы человека, которая при автоматизированном проектировании головных уборов является одним из основных блоков условно-постоянной информации.

  2. Проведение антропометрического исследования опорной поверхности головы национальности саха младшей возрастной группы и систематизация формы головы данной популяции при проектировании головных уборов.

  3. Построение математической модели опорной поверхности (каркаса) головы на базе разработанных измерений размерных признаков головы.

  4. Определение функциональной зависимости размеров и формы головного убора от параметров и объемной характеристики опорной поверхности головы.

  5. Обоснование перечня параметров формообразования и установление диапазона их варьирования для построения типовых форм головных уборов.

  6. Разработка методического и информационного обеспечения автоматизированного процесса трехмерного проектирования головного убора.

7 Разработка классификации элементов головных-уборов применительно к задаче их трехмерного автоматизированного проектирования.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Теоретические разработки исследования базируются на использовании графических и графоаналитических методах задания и развертывания поверхностей. Решение прикладных задач работы осуществлялось с привлечением методов математической статистики, аналитической и дифференциальной геометрии, принципов алгоритмизации и программного обеспечения.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА работы заключается в формировании комплексного подхода к созданию компонентов трехмерного автоматизированного проектирования головных уборов. В диссертационной работе впервые:

  1. Разработана методика измерения размерных признаков головы человека для трехмерного проектирования головных уборов.

  2. Проведено антропометрическое обследование и рассчитаны среднестатистические значения размерных признаков головы для младшей возрастной группы потребителей национальности саха.

  3. Осуществлено построение математической модели опорной поверхности головы человека для трехмерного проектирования головных уборов и доказана возможность использования ее для аналитического расчета и построения конструкции головного убора.

  4. Выявлена функциональная зависимость размеров и формы линий головного убора от параметров объемной характеристики опорной поверхности головы человека.

  5. Предложен новый метод проектирования головных уборов в системе трехмерного автоматизированного проектирования.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ И РЕАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ. Разработанный автоматизированный метод трехмерного проектирования головных уборов позволяет:

  1. Работать дизайнеру с трехмерным объектом и его изображением.

  2. Обеспечить высокую точность воспроизведения конструкции голов-

ных уборов в соответствии с его заданной моделью.

  1. Получать практически неограниченное многообразие конструктивных решений для всего ассортимента женских и мужских головных уборов путем варьирования значений ряда геометрических параметров.

  2. Сократить долю ручного труда в процессе проектирования головных уборов, повысить оперативность процесса проектирования и качество выпускаемой продукции.

  3. Снизить материальные и трудовые затраты при проектировании головных уборов.

Практическая реализация предлагаемого подхода осуществлена при проектировании головных меховых уборов с учетом национальных традиций Якутии. Новизна художественно-конструкторских решений подтверждена выдачей патентов РФ на промышленные образцы меховых женских головных уборов № 51677, 51678 от 16.01.03.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Основные положения и результаты диссертационной работы докладывались и получили положительную оценку на научно-практических конференциях «Молодые ученые Якутии в стратегии устойчивого развития Российской Федерации» в г. Санкт-Петербурге (2000, 2001, 2002 гг.) и на расширенных заседаниях кафедры конструирования и технологии швейных изделий Санкт-Петербургского Государственного университета технологии и дизайна /1999-2002гг/.

ПУБЛИКАЦИИ. Материалы, изложенные в диссертации, нашли свое отражение в одиннадцати печатных работах.

ОБЪЕМ РАБОТЫ. Диссертационная работа состоит из введения, пяти глав, выводов по главам и работе в целом, списка использованных источников и приложений. Работа изложена на 138 страницах машинописного текста, содержит 51 рисунков, 3 таблиц, 11 схем, 4 приложений, список литературы включает 82 наименований.

Материалы, используемые при изготовлении головных уборов

Ни одна группа изделий не использует такого разнообразия различных по структуре, физика - механическим и эксплуатационным свойствам материалов, как головной убор. Поиас максимальной комфортности привел к сни- .„ жению веса тканей и материалов, к созданию форм и объемов, обеспечивающих максимальный набор требуемых свойств одежды.

Материалы, используемые для изготовления головных уборов, Н. Я. Заморская [26] подразделяет следующим образом: валяльно-войлочные изделия, ткани, натуральная и искусственная кожа, натуральный и искусственный мех.

Ныне бурно развивается производство искусственного волокна. Оно обогащает натуральное волокно совершенно новыми свойствами, так как натуральное сырье уже не в СОСТОЯНШЇ удовлетворить возрастающие требования, которые предъявляются в наши дни к текстильным изделиям. Ткани получают из натуральных и химических текстильных волокон (схема 1.4.). С развитием химических и синтетических волокон появилось столько новых сортов тканей, что даже специалистам трудно в них ориентироваться.

Ткани, применяемые для головных уборов, подразделяют следующим образом: основные для верха головных уборов - шерстяные, полушерстяные, хлопчатобумажные, льняные, шелковые, из синтетических и искусственных волокон; подкладочные, в основном шелковые, полушелковые, хлопчатобумажные. Подкладочные материалы применяются для удобства эксплуатации головных уборов и предохранения их от износа и загрязнения. Должны иметь гладкую поверхность и малый коэффициент трения, выдерживать срок носки основного материала, быть легкими и гигроскопичными; прокладочные для придания жесткости и устойчивости головным уборам - хлопчатобумажные, нетканые материалы, в том числе флизелин, фильц, лекан, поролон и др. Прокладочные материалы используются для поверхностного дублирования головных уборов шитого ассортимента, что позволяет придать и сохранить четкую конструктивную форму, мягкость на ощупь, формоустойчивость и упругость.

Головной убор является комплексным изделием и его внешний вид, и эксплуатационные свойства зависят от качества основного материала, однако большую роль играют подкладочные и прокладочные материалы.

Универсализация тканей выражается в том, что шерстяные и шерстопо-добные ткани можно использовать во все сезоны в одежде любого назначения. Смесовые ткани - для осенне-весенней и летней одежды.

Комбинированные головные уборы могут быть изготовлены из натурального меха в сочетании с тканью (сукном, пальтовой, вельветом, тканью с водоотталкивающей пропиткой), натуральной и искусственной кожей, трикотажем и искусственным мехом. При этом в суровых климатических условиях Севера главное место в зимнем уборе занимает натуральный мех. Основное достоинство меха - это его теплозащитные свойства. При этом натуральный мех обладает необходимой гигроскопичностью, необычайно легок (за исключением меха таких животных, как морской котик, выдра и т.п.) [29]. Выбор материала, дополняющего мех, зависит от назначения головного убора.

Для изготовления цельно меховых и комбинированных головных уборов используются следующие прикладные и отделочные материалы: ткани (шелковые, хлопчатобумажные, полушерстяные, шерстяные и др.); кожа (велюр,., замша, кожа хромового дубления); утепляющие материалы (листовая вата на марле, хлопчатобумажный прошивной ватин, хлопчатобумажная вата, нетканый материал ИЗО, лекан, поролон, льняной ватин и т. д); прокладочные материалы (хлопчатобумажную и льняную прокладочную ткань, воротниковую ткань, листовая клееная вата на марле, аппретированная марля, клееные нетканые материалы, и др.); отделочные материалы (фурнитура, нитки, ленты и т.д.). Прокладочные материалы должны быть тонкими, мягкими, легкими и недорогими. При эксплуатации они должны выдерживать основные деформационные нагрузки, следовательно, должны быть прочнее кожевой ткани пуш-но-мехового полуфабриката.

Наиболее широкое применение из указанных утепляющих материалов получил хлопчатобумажный прошивной ватин. Это нетканый материал, получаемый путем прошивания волокішстого холста хлопчатобумажной пряжей на вязально-прошивной машине. Хлопчатобумажный прошивной ватин используется в пакете тулей почти во всех видах головных уборов в сочетании с другими материалами. В последнее время в качестве утепляющей прокладки стали применять полотно ИЗО и лекан.

Для придания головным уборам красивого законченного внешнего вида применяют различные отделочные материалы. К ним относятся: лента (репсовая, муаровая), декоративные пуговицы, обтянутые репсовой лентой или кожей, ремешки, помпоны из меха или кожи, броши, пластмассовые и деревянные украшения, цветы, в том числе меховые, и т.д. Наряду с отделочными используют и вспомогательные материалы, наиболее важным вспомогательным материалом являются нитки.

Для изготовления головных уборов наряду с тканями применяют натуральную и искусственную кожу. При моделировании головных уборов из искусственной кожи необходимо учитывать, что этот материал исключает влажно-тепловую обработку. Поэтому объемность форм достигается только конструктивными приемами. При соединении деталей нельзя посадить или растянуть одну из сторон.

Потребительский уровень качества головных уборов может быть представлен пятью классами, определяющими непосредственную общественную и индивидуальную ценность для человека-потребителя: социальными, функциональными эстетическими, эксплуатационными, эргономическими. В зависимости от того, какими объективными свойствами наделено изделие, оно способно удовлетворить те или иные потребности человека [43, 44]. По аналогии структурной иерархической схемы показателей верхней одежды, и на основе проверенного анализа определяющих потребительские уровни качества головных уборов нами предложены следующие схемы иерархической таблицы головных уборов 5, 6, 7, 8, 9.

Антропометрические исследования размеров головы младшей возрас тной группы народа саха

Для получения трехмерных каркасных моделей типовой головы проведено антропометрическое обследование младшей возрастной группы национальности саха по специально разработанной программе (см. таблицу 2.1.)

Антропометрические исследования проводились в Намеком педагогическом колледже технологии и дизайна Республики Саха (Якутия), где обучается молодежь с разных улусов республики.

В результате математической обработки результатов измерений головы юношей и девушек каждой возрастной группы получены основные статистические параметры: среднеарифметические величины М, среднеквадратичные отклонения а, коэффициенты асимметрии и эксцесса (у і и у2) Расчетные значения коэффициентов yi и у2.не превышают граничных значений этих величин, что подтверждает вывод антропологов о нормальном характере распределения размерных признаков головы (см. таблицу 2.2.). Несущественность отклонений эмпирических и теоретических кривых нормального распределения подтверждается величинами погрешностей П, не превышающими в нашем случае 5-7 %.

С целью научного обоснования ведущих признаков головы молодежи проведен анализ связи между размерными признаками. Известно, что в практике конструирования головных уборов в качестве ведущего размерного при знака используется обхват головы горизонтальный. По данным исследований получено, что обхват головы горизонтальный имеет среднюю или высокую связь с большим количеством размерных признаков головы. Эти закономерности наблюдаются как у юношей, так и у девушек.

По данным антропометрического обследования установлено, что средним (базовым) размером головного убора для младшей возрастной группы, народа саха является 56 см, что соответствует размерному признаку принятого промышленностью. В результате исследований выяснилось, что типовой размер головы данной этнической группы соответствует стандартному типовому размеру, но при этом не учитывается морфологическая часть лица, которая играет огромную роль при проектировании головных уборов. Если учесть формы головы, характеризующие этнические типы людей (якутов), стандартные головные уборы не всегда удовлетворяют потребителей, так как у ушанок наушники не доходят под подбородок (за счет широких скул), затылочная часть длинная (за счет более плоского затылка).

Трехмерный каркас поверхности формируется путем вычисления координат точек каркаса с использованием методов аналитической и дифференциальной геометрии. Проведенные исследования опорной поверхности головы доказывают целесообразность использования данного метода в трехмерных системах проектирования, которые учитывают индивидуальный пошив и обладают рядом важных достоинств: позволяют осуществлять геометрическое моделирование поверхностей сложных форм и структур, модификацию поверхностей по заданным требованиям, решать метрические и позиционные задачи, поворачивая и рассматривая объект с различных сторон.

Осуществление процесса генерирования опорной поверхности головы предполагает наличие массива данных о форме и размерах головы, что позволит, приблизить процесс проектирования головных уборов к индивидуальному пошиву. Выводы:1. Разработана программа и методика антропометрических измерений размерных признаков головы человека для параметрического задания ее объемно-пространственной формы.2. Для построения трехмерного каркаса модели головы, основной размерный признак - обхват головы горизонтальный, определяющий размер головного убора отнесен к разряду дополнительных и выступает как контрольный признак. Но при выборе размера головного убора правомерен.3. Для построения трехмерного каркаса головы предложено ввести дополнительные размерные признаки головы: высота головы от акромиально-го остистого отростка седьмого шейного позвонка, диаметр поперечный дополнительный, диаметр головы от выгиба шеи до верхушечной точки, обхват груди третий.4. Для того, чтобы связать алгоритм проектирования головного убора с конструкцией плечевой одежды и для проектирования изделий с капюшонами целесообразно за исходную точку принять акромиальный остистый отросток седьмого шейного позвонка (шейную точку).5. По данным антропометрического обследования установлено, что для младшей возрастной группы данной этнической группы (молодежи саха) средним (базовым) размером головного убора является 55, 56, 57, что соответствует принятому промышленностью (базовому) размерному признаку.6. Для каждой объединенной группы рассчитаны среднестатистические показатели размерных признаков головы девушек и юношей младшей возрастной группы молодежи саха.

При создании трехмерного проектирования головных уборов целесообразно учитывать опыт, накопленный при разработке методов автоматизированного проектирования других элементов одежды [23, 24, 27-29]. Трехмерное проектирование одежды предполагает наличие двух основных этапов: создание трехмерной формы одежды и получение ее шаблонов (лекал).

Создание трехмерной формы головного убора в рамках разработанного метода осуществляется в 4 этапа:1 Определение значений антропологических признаков, характеризующих форму головы;2 Построение математической модели опорной поверхности головы на базе известных значений антропометрических признаков;3 Формирование множества конструктивных решений головного убора на основе полученной опорной поверхности головы, путем варьирования ряда геометрических параметров, определяющих поверхность головного убора (параметров, которые описывают геометрию элементов головного убора - козырек, тулья, наушники, поля);4 Выбор наиболее предпочтительного, с точки зрения дизайнера, варианта.

Разработка шаблонов-деталей головного убора подразумевает получение лекал на базе его трехмерной математической модели.

Разработка сечения основного пояса опорной поверхности головы

Обычно объемная форма одежды характеризуется степенью ее прилегания к определенным частям тела. Это особенность и была использована для решения задачи проектирования внешней формы модели изделия [39]. Аналогично тому, как на поверхности Земли координаты любой точки определяются широтой и долготой, так и любая точка на поверхности головы человека может быть определена двумя параметрами [82].

Точка на поверхности головного убора задается с помощью дополнительного параметра, определяющего расстояние по нормали от соответствующей точки опорной поверхности головы.

Первый шаг алгоритма состоит в построении основного пояса головы, а затем в трех горизонтальных сечений между основным поясом и вертекс-v.В данном случае основным поясом опорной поверхности головы служит обхват головы горизонтальный по выступающим антропометрическим точкам головы: опистокранион- /?, еурион-ги, глабелла-g. Проекционное расстояние выступающей затылочной кости - опистокранион до точки схождения отростков надбровных дуг - глабеллы, является диаметром продольным. Проекционное расстояние в области с левой стороны височной кости - еурион до правой стороны височной кости - еурион, является диаметром поперечным. Так как антропологи различают три типа черепа (см. рисунок 1.1) различных по форме и выделяют три вида затылка (см. рисунок 1.2), различных по высоте, то при проектировании головного убора необходимо это учитывать. Исходя из этого, учитывая разнообразия выше описанных антропометрических точек головы, основной пояс опорной поверхности головы строится с учетом их вариации и, следовательно основной пояс не находится в какой - либо горизонтальной плоскости.

Ниже дается алгоритм построения основного пояса опорной поверхности головы:1) Определяется () К, () Д следующим образом, горизонтальная плоскость, проходящая через глабеллу, проектируется опистокранион и получаем ( ) К. Проектируется еурион и получаем () Д. Проектируется () Д на отрезок К, глабеллу и получаем вершину () S. Данная точка служит условным центром опорной поверхности головы (см. рисунок 3.2).

Как описано выше, из - за того, что антропометрические точки ей и ор могут варьировать, они определены на разных горизонтальных плоскостях (см. рисунок 3.3).

Точка В является четвертой вершиной прямоугольника: К, S, Д, В. Аналогично строится прямоугольник: gl, S, Д, М, т.е. () М - является четвертой вершиной прямоугольника: gl, S, Д, М (см. рисунок 3.2).

В дальнейшем для построений используются кривые Безъе [81] порядкаНапомним (см. подробнее [81]), что каждая кривая Безъе лежит выпуклой оболочке контрольных точек Pj, і = 0, ..., п; Ро=&)- начало кривой, Р = ?(!)- конечная точке линии, вектор Р - Ро -касательный вектор к началулинии, Р„-РпА - касательный вектор к концу. Круг кривизны в начальной У glточке лежит в плоскости точек Р0, Рх, Р2; в конечной точке соответственно Рп Рп-\ Рп-2 Здесь используются в основном кривые Безъе до восьмого порядка.1) Построение контрольных точек основного пояса головы: а) контрольные точки линии ор - ей определяются при помощи векторов VI,V . Предварительно зададим эти вектора при помощи параметров б) Точки 1, 2 лежат в горизонтальной плоскости, проходящей через опи-стокранион - ор. Точки 5, 6, 7, 8, 9 лежат в горизонтальной плоскости, проходящей через еурион - ей. Точки 12, 13, g лежат в горизонтальной плоскости, проходящей через глабеллу -gl (см. рисунок 3.5).

Точки 3 и 4 занимают промежуточное положение между плоскостями опистокранион и еурион, а точки 10 и 11 занимают промежуточное положение между плоскостями еурион и глабеллы (см. рисунок 3.5)

На восьми точках строится кривая Безье седьмого порядка. Данное построение обеспечивает горизонтальность круга кривизны в точках ор, ей, gl, так как первые три контрольные точки каждой линии лежат в круге кривизны (см. рисунок 3.3)

Таким образом, построен основной пояс опорной поверхности головы (см. рисунок 3.6)В отличие от основного пояса головы пояса SI, S2, S3 строятся в соответствующих горизонтальных плоскостях.

Строение сечения головы горизонтальной плоскости проходящей через трикион - tr : Точка трикион проектируется на вертикальную прямую проходящую через ор. Чтобы найти линию проходящую через tr выполняется следующее построение:1 а) Находим S1 на пересечении отрезка S-v горизонтальной плоскости, проходящей через трикион-ґг (см. рисунок 3.7).

Построение центров второго, третьего пояса:б) Отрезок SI - v делим в данном отношении и получаем () S2 (см. рисунок 3.8), S3 - получаем делением отрезка S2 - v в данном отношении (см. рисунок 3.9). Через точки SI, S2, S3 - проходят горизонтальные сечения пер вого, второго, третьего поясов секущей плоскости опорной поверхности головы (см. рисунок 3.8).

Разработка вертикальных сечений базисного каркаса головного убора

Чтобы построить вертикальные сечения каркаса головного убора, находим горизонтальное сечение основной плоскости опорной поверхности головы. Задаем шесть углов. Из них три линии находятся между линиями v-gl и v ей, на передней части головного убора, а три линии лежат между линиями v-еи и v-op на затылочной части головного убора (см. рисунок 4.9).

На горизонтальных сечениях головного убора находим точки через них проводим вертикальные линии головного убора.

Полученные точки определяют горизонтальные и вертикальные сечения головного убора и места пересечения поясов линией обозначаем (см. рисунок третий пояс- а139, аІЗІ, а135, а132, аІЗЗ, а134, аІЗб, а137, а138;верхушечная точка - а 101.

Конструктивные точки основного пояса аЮО, а205, а102, первого пояса а104, а117, аІЗО, второго пояса а122, а126, аІЗО, третьего пояса аІЗІ, а135, а139 и alOl служат прибавками и меняют положение плоскости сечения.

Далее строим на вертикальных сечениях гладкую линию головного убора:а) Ставим точки основного пояса соответствующие глабелле, еурион,опистокранион в соответствующих плоскостях. Новые три точки op1, еи\ gllопределяют плоскость основного сечения головногоубора.б) Линия будет состоять из 4-х линий Безье третьего порядка. Строятсявспомогательные точки 2, 4, 5, 7, 8, 10 так чтобы тройки точек 10-9-8, 7-6-5, 4 3-2, лежали на одном отрезке. Строятся аналогично линий опорной поверхности головы (см. рисунок 3.14).

Поля являются одной из составных частей головного убора и играют важную роль в композиционном решении. По форме поля могут быть разнообразными.

Если за исходную линию взять линию пришивания полей к головке типа боярки (прямые, поднятые вверх поля), и сопоставить с ней линию пришивания целого ряда полей, то выяснится: чем прямее линия пришивания полей, тем больше они прилегают к головке (см. рис 4.11, а). По мере того как линия пришивания отходит от прямой, скругляется внешний край полей и все больше отходит от головки (см. рис.4.11 б). Если линия пришивания полей по своей конфигурации приближается к Аорме головки (по линии пришивания к ей конфигурации приближается к форме головки (по линии пришивания к головки), поля становятся ровными, типа канотье (см. рисунок 4.11 в).

Поля головного убора строятся аналогично к строению основного пояса головного убора (см. главу 4, параграф 4.1).

Козырьки создают по тому же принципу, что и поля. Внутренняя линия козырька, так же как и полей, зависит от их формы. Чем ближе козырек прилегает к лицу, тем ровнее его внутренняя линия, и наоборот, чем дольше козырек отходит от лица, тем внутренняя линия овальнее. Если она соответствует форме головки, козырек имеет горизонтальное положение.

Внешний край козырька может быть по-разному оформлен и иметь разную конфигурацию. Козырьки можно отдельно пришивать к головке или же они могут быть продолжением головки.

Для построения козырька: а) На длинную линию (составную гладкую линию) от Кор- Kgi ставим () А, которая перемещается по всей длине. Вторую () Б ставим на линии полей, которая перемещается по всей длине по линии полей вместе с () А (см. рисунок 4.12).б) () В ставим на расстоянии доли от () Б- Kgi и проецируем к () А, чтобы менять положение касательной к линии козырька в () А. между точками А В ставим () Г (см. рисунок 4.12).в) Аналогично к построению точек А-Б, находим точки К-Л (см. рисунок 4.13).г) Между точками К-Л ставим () С. строим касательную Kgi к линии полей в конце линии. Отложим () Р вдоль касательной, (см. рисунок 4.13).д) Строим гладкую поверхность по пяти точкам Безье: А, Г, С, Р, Kgi.а) На составную гладкую линию головного убора ставим точки М и Т,которые перемещаются по всей длине данной линии от gl-op (см. рисунок4.15).б) Поставим точку Е между точками М и Т, его положение можно менять (см. рисунок 4.16) по всей длине линии.в) Отложим от точек М и Т вниз отрезки. Ставим на них точки У и Ю (см. рисунок 4.16). Через полученные точки проводится плоскость перпендикулярная к фронтальному сечению и находим пересечение вертикальной прямой из точки Е с этой плоскостью и ставим точку И (см. рисунок 4.16).г) На отрезке М-У находим точку П, на отрезке Т-Ю находим точку Д, которые будут определять касательную линии наушников (см. рисунок 4.16).

Похожие диссертации на Разработка метода трехмерного автоматизированного проектирования головных уборов