Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Богатство и бедность как социальные феномены в период глобализации Чалов, Илья Витальевич

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чалов, Илья Витальевич. Богатство и бедность как социальные феномены в период глобализации : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Чалов Илья Витальевич; [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т].- Тверь, 2013.- 178 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-9/197

Введение к работе

Актуальность темы исследования обуславливается острейшей необходимостью понимания влияния глобализации на феномены богатства и бедности. Коренные изменения, привнесенные в социально-экономические процессы многомерной глобализацией, накладывают свой отпечаток на конфигурацию взаимоотношений богатства и бедности в современном мире, требуя пристального теоретического осмысления.

В условиях глобализации принципиальную трансформацию переживают не только задачи социальной политики в сфере борьбы с бедностью, её механизмы и движущие силы. Меняется само представление о бедности. Необходимо выработать такой взгляд на феномены общественной дифференциации, которые позволили бы перейти от локального или национального уровня к уровню глобальному. Причем речь идет не только, и не столько о решении практических задач мирового сообщества. Без правильного понимания феноменов богатства и бедности невозможна корректная проблематизация процессов социально-экономического развития, и уж тем более невозможно системное решение вопросов, с которыми сопряжены эти трансформационные изменения.

Сегодня ключевые проблемы и противоречия глобализации сосредоточены вокруг вопроса о глубокой дифференциации, имеющей место в мире. Причём, международное сотрудничество зачастую не только не ведёт к сокращению этого неравенства, но и, более того, своим прямым следствием имеет поляризацию и ещё большее расширение пропасти между различными регионами мира. По большому счету, именно непонимание феномена бедности привело к неудачам международного сообщества в борьбе с пауперизацией стран третьего мира. Разного рода трансферты оказались неэффективными в борьбе с бедностью как социокультурным явлением. Неудача эта поставила вопрос о пересмотре взгляда на богатство и бедность и об отказе от примитивного имущественного подхода как в измерении проявлении данных феноменов, так и в понимании их природы.

После распада Советского Союза параллельно произошли обвал экономики и резкое расслоение населения по уровню доходов. Быстрый переход от командно-номенклатурной к капиталистической системе распределения обнаружил полное отсутствие в стране каких бы то ни было институтов смягчения и сдерживания социального неравенства. Таким образом в России сложилась ситуация острой социально-экономической поляризации. В то же время наша страна всё более активно включается в процессы мировой интеграции, причем речь идёт не только о вступлении страны в разнообразные международные организации и союзы. В виду следует иметь также всё расширяющееся информационное взаимодействие и персональную мобильность граждан. Из вышесказанного вытекает принципиальное значение вопроса о корреляции феноменов богатства, бедности и глобализации для нашей страны.

Степень разработанности проблемы. Проблематика богатства и бедности является традиционной для социальной философии. Данные вопросы интересовали уже античных философов, не утратили значения в христианской социально-хозяйственной философии, получили развитие в рамках политической экономии и сегодня разрабатываются в русле институциональной экономики.

Концепции античности и средневековья сыграли огромную роль в формировании современного представления о богатстве и бедности, определив, в том числе, ключевые противоречия философского дискурса в данной сфере. Целостные концепции богатства и бедности представлены в трудах Платона, Аристотеля, стоиков, отцов Церкви, Фомы Аквинского. Другой исторический и содержательный пласт исследования богатства и бедности заключен в трудах классиков политической экономии: Адам Смит, Томас Мальтус, Давид Рикардо, Карл Маркс, Артур Пигу сформировали новое, экономическое понимание богатства и бедности. Вопросам перехода от религиозно-этической к экономической парадигме осмысления богатства, бедности и собственности вообще посвящены исследования М. Вебера и В. Зомбарта. Наконец, современное понимание богатства и бедности раскрывается в трудах представителей институционализма. Начиная с Т. Веблена, развивается взгляд на богатство и бедность как порождение системы социального взаимодействия. Новое направление в осмыслении данных феноменов наметилось в связи с полемикой представителей либерального, коммунитаристского направления и неомарксистов, попыткой синтезировать первые два подхода в рамках либерльно-коммунитаристского направления. Богатство и бедность вновь осмысляются в рамках социальной этики как крайности, обусловленные несправедливостью социально-экономической системы Либеральный подход к определению социальной справедливости представлен в работах Дж. Ролза, А. Сена, Р. Дворкина, выдающимися представителями коммунитаризма являются А. Маккинтайер и М. Сандел, традиции неомарксизма развиваются в работах Г. Коэна и Ж. Батая, синтез либерального и коммунитаристского подходов связан с именами Ю Хабермаса и М. Уолзера. Современное институционально-социологическое понимание феноменов богатства и бедности представлено в трудах П. Абрахамсона, П. Леонарда, П. Таунсэнда, А. Турена, А. де Хаана. Из отечественных авторов, занимающихся проблематикой богатства, бедности и человеческого развития следует выделить Л.А. Беляеву, В.Н. Бобкова, В. Люблинского, Н.М. Римашевскую. Обсуждению специфики, индикаторов богатства и бедности в период глабализации уделяют внимание многие отечественные и зарубежные исследователи. К этой тематике обращаются такие авторы как Дж. Э. Гидденс, М. Кастельс, А. Мартинелли, К. Омаэ, Р. Робертсон, Дж. Розенау, С.П. Хантингтон, Д. Хелд, Э. Хугвельт, В.В. Ильин, А.Н. Чумаков. Отдельно следует упомянуть о таком ценном источнике информации как доклады международных организаций: Доклады ООН о человеческом развитии, Всемирный доклад по образованию ЮНЕСКО, доклады Организации экономического сотрудничества и развития.

Вместе с тем, в существующей научной литературе до сих пор не сложилось целостного теоретического осмысления феноменов богатства и бедности в период глобализации. Теоретическая неразработанность и практическая значимость этой проблемы обусловили выбор темы исследования, объектом которого являются богатство и бедность как социальные феномены, а предметом – явления богатства и бедности в эпоху глобализации.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является выработка социально-философской стратегии анализа феноменов богатства и бедности в эпоху глобализации. Для достижения поставленной цели необходимо решить целый ряд релевантных ей задач:

- исследовать ресурсы трактовки понятий богатства и бедности в рамках дискурса хозяйственной этики в античной и средневековой мысли;

- рассмотреть специфику истолкования богатства и бедности как показателей экономического развития нации в рамках традиции политической экономии.

- выявить преимущества современного институционального анализа явлений богатства и бедности и значимость его синтеза с социально-этическим подходом;

- определить на интердисциплинарной базе возможность синтеза существующих научных индикаторов богатства и бедности с платформой социально-этической трактовки этих феноменов в период глобализации;

- дать характеристику сложившейся системы международного взаимодействия с позиции влияния глобализационных процессов на формы богатства и бедности в разных регионах мира;

- выявить ресурсы применения разработанной концепции рассмотрения феноменов богатства и бедности в условиях глобализации к современным российским условиям.

Методологические и теоретические основы исследования

Диссертационное исследование опирается на научные труды в области социальной философии, экономики, социологии, глобалистики. Теоретическую базу диссертации составили труды Дж. Ролза, А. Сена, Ю. Хабермаса, Э. Гидденса, М. Кастельса, М. Волзера и др. Среди отечественных авторов наибольшее влияние на методологию исследования оказали работы А.Н. Чумакова, В. Л. Иноземцева, В.В. Ильина, Н.М. Римашевской, В.Г. Федотовой. В качестве источниковой базы диссертации использовались статистические и информационно-аналитические материалы международных и российских организаций. Характер предмета диссертации определяет интердисциплинарность работы. Принципиальной методологической основой диссертационного исследования является системный подход в изучении социально-экономических процессов и явлений, примененный для исследования феноменов богатства и бедности в глобализирующемся мире. Использование структурно-функционального метода позволило ответить на вопросы о расслоении и социальной эксклюзии в границах характеристик различных социумов, а также рассмотреть специфику взаимодействия стран и регионов в аспекте социально-экономической дифференциации. Специфика предмета исследования подразумевает также широкое применение сравнительного метода для изучения феноменов богатства и бедности, процессов глобальной дифференциации. Ретроспективный анализ применялся для исследования генезиса понятий богатства и бедности, а также при рассмотрении формирования сложившейся глобальной системы отношений.

Структура диссертации и ее основное содержание. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Общий объем диссертации – 178 страниц.

Похожие диссертации на Богатство и бедность как социальные феномены в период глобализации