Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Человек и политика: темпоральный аспект взаимодействия Горина Татьяна Сергеевна

Человек и политика: темпоральный аспект взаимодействия
<
Человек и политика: темпоральный аспект взаимодействия Человек и политика: темпоральный аспект взаимодействия Человек и политика: темпоральный аспект взаимодействия Человек и политика: темпоральный аспект взаимодействия Человек и политика: темпоральный аспект взаимодействия Человек и политика: темпоральный аспект взаимодействия Человек и политика: темпоральный аспект взаимодействия Человек и политика: темпоральный аспект взаимодействия Человек и политика: темпоральный аспект взаимодействия
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Горина Татьяна Сергеевна. Человек и политика: темпоральный аспект взаимодействия : темпоральный аспект взаимодействия : диссертация... кандидата философских наук : 09.00.11 Волгоград, 2007 163 с. РГБ ОД, 61:07-9/518

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Бытие политики и человека и их темпоральная соотнесенность

1. Политическое время 11

2. Время человеческого бытия 36

3 Возможности синхронизации 60

Глава II. Темпоральные проблемы политической социализации

1. Политическое образование 82

2. Профессиональная политическая деятельность 105

3. Политическая культура 126

Заключение 143

Литература 147

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современный мир характеризуется ускорением, разнонаправленностью и противоречивостью политических процессов. При этом мы встречаемся как с появлением принципиально новых форм политических организаций, возникающих в условиях культуры постмодерна, так и с реанимацией традиционных, а иногда и архаичных элементов политической культуры. Все это актуализировало философские исследования темпоральных проблем. В рамках прикладных политических наук - политологии, политической социологии, политической психологии -попытки решить эту проблему наталкиваются на отсутствие философской концепции политического времени.

Изучение темпоральной соотнесенности человека и политики теоретически важно, так как развивает наметившуюся внутри философии тенденцию к анализу нефизических форм пространства и времени. Продвижение по этому пути связано с конкретизацией базисной философской концепции времени в ее субстанциональном и реляционном варианте. Эта задача не решается отдельными общественными науками, описывающим ту или иную сферу общественной деятельности.

Рассмотрение темпоральных координат политического самоопределения человека значимо антропологически, поскольку оно выявляет возможности человека, раскрывает новые аспекты самореализации. Подчиняясь объективному ритму, темпу развития политики, человек вносит в формирование ее временных отношений нечто свое, субъективное. Именно деятельность людей составляет непосредственную реальность, живую основу политики, а потому образование политической сферы, ее систем, институтов, равно как и их изменение, неотделимы от развития и реализации возможностей человека, его поистине беспредельного внутреннего потенциала. В условиях, когда политическая реальность предъявляет особые требования к темпоральной стороне жизни, очень важно понять, как происходит структурирование, освоение времени на уровне отдельного

4 человека, выявить возможности синхронизации времени его бытия и времени политики.

Исследование данной темы обращает нас к проблеме гуманизации политики, которая особенно остро стоит в обществах, переживающих период трансформации от тоталитаризма к демократии. Эти решения связаны, с одной стороны, со стремлением избежать скептицизма, утверждающего невозможность гуманизации, с другой - романтизма, преувеличивающего ее возможности. В диссертационной работе предпринята попытка найти меру гуманизации, преодолев указанные крайности.

Степень научной разработанности проблемы. Непосредственно политическому времени посвящено немного работ. Авторы большинства таких исследований анализируют особенности свойств политического времени: нелинейность, цикличность (А.И. Щербинин, И.А. Василенко), неравномерность, «хронологическое/ахроническое» течение (И. Кравченко, Д.Ольшанский), длительность и последовательность (С.С. Андреев). А.Ашкеров, анализируя политическое время античности, указывает на его обратимость, цикличность, пространственность. Другая группа работ связана с изучением политического времени в рамках хронополитики (М.В. Ильин, А.С. Панарин, И.А. Чихарев, А.Ю. Сунгуров, В.Л. Цымбурский). Хронополитические исследования в отечественной философии основаны, главным образом, на концепции М.В. Ильина о трех масштабах темпорального измерения политики (повседневность, история, хронополитика). По его мнению, в отличие от повседневности и истории хронополитика избирает больший масштаб рассмотрения политической действительности.

С тематикой политического времени смыкаются разработки по социально-политической динамике, специфике политических процессов, событий, циклам в политике, вопросам модернизации, демократического транзита, соотношения традиции и современности в политике

5 (Г.Л.Купряшихин, Р. Гудин, Х-Д. Клингеман, П.А. Цыганков, М.М. Лебедева, А. Бовин, В. Лукин, Б.Г. Капустин, Ю.В. Иванова).

Пространственное измерение политики в литературе исследовано более тщательно, чем политическое время. В работах о политическом пространстве раскрываются условия его формирования, роль в политической организации общества, ставится вопрос о разных способах взаимоотношения центра и периферии в зависимости от путей складывания внешне сходных политических целостностей (С. Лурье, С. Казарян, А.Г. Дугин, Н.Э. Тройская, А.Ф. Филиппов). Даже проблема существования человека в политике решается при помощи категории политического пространства (например, тенденции эволюции, состав региональной элиты, особенности электорального поведения в зависимости от территориального фактора, самореализация в политическом пространстве). Политическая сфера все же имеет не только пространственное, но и непосредственно связанное с ним темпоральное измерение.

Сложнейшие функциональные взаимосвязи различных модальностей времени (биологическое, экономическое, историческое, политическое) могут быть адекватно интерпретирована только с учетом специфики времени человеческого бытия. Проблема соотношения времени человека и времени иерархически структурированных уровней вселенной имеет два основных решения - редукционизм и эволюционизм. Первый сводит все виды времени к одному основному (В.И. Вернадский признает только биологическое время подлинным). Эволюционизм основан на принципе появления новых типов времени по мере усложнения действительности (иерархия временных модальностей Дж. Фрезера). Эволюционное понимание времени доминирует в отечественных исследованиях.

Именно на эволюционизме основаны работы по социальному времени (О.Н. Ежов, B.C. Поликарпов, В.П. Яковлев, Г.П. Орлов, В.Г. Афанасьев, А.Н.Лой, Г.Е Зборовский). Некоторые из них приобретают форму социоцентризма, что выражается, например, в отождествлении социального

времени и времени человеческого бытия (М.А. Можейко, Л.А. Штомпель). Стремление найти новые аспекты изучения темпорального измерения бытия человека, подчеркнуть его специфику выражено в исследованиях проблемы индивидуального, субъективного времени (Б.Г. Ананьев, Б.А. Воронович, Е.И.Головаха, А.А. Кроник, В.П. Зинченко, Б.Ф. Поршнев, П.В. Симонов, К.Е.Тарасов, И.Т. Фролов, Ю.Г. Шевченко). Необходимость изучения индивидуального времени также обосновывается стремлением показать зависимость общественных процессов от субъекта как активного и самостоятельно действующего существа.

Темпоральность человеческого бытия проанализирована в экзистенциальной философии, философской антропологии (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, М. Шелер). М. Хайдеггер, различая временность и темпоральность, считает, что постижение присутствия возможно только из его временности. Временность как темпоральное измерение существования человека отличается, по мнению М. Хайдеггера, как от времени других существ, так и от времени бытия. Временность в понимании Ж-П. Сартра ориентирована на настоящее, благодаря чему человек открывает свое прошлое и постигает будущее. С точки зрения М. Шелера, становление целостности человеческого бытия происходит в форме времени, человеческая жизнь невозможна вне ее темпорального единства.

Анализ литературы показал, что проблема темпорального взаимодействия человека и политики не получила достаточной разработки. Во-первых, вопрос о структуре, многоуровневом характере темпорального измерения бытия человека остается недостаточно раскрытым. Во-вторых, Во-вторых, попытки изучить возможности синхронизации этого измерения и политического времени не стали темой самостоятельного исследования. Как следствие - многие проблемы социальной философии, которые могли быть решены при помощи сопоставления характеристик политического времени и темпорального измерения бытия человека, остаются без внимания.

Объектом исследования является политическое бытие человека и общества. Предмет исследования - соотношение политической темпоральности и темпоральное человеческого бытия.

Цель исследования - определить возможности и основания темпоральной оптимизации процесса взаимодействия человека и политики. Достижение этой цели предполагает решение ряда исследовательских задач:

- систематизировать исследования, связанные с анализом политического
времени, выявив основные подходы к его изучению;

уточнить характеристику свойств политического времени;

выявить многоуровневый характер темпорального измерения человеческого бытия;

определить возможности и основания синхронизации политического времени и темпорального измерения человеческого бытия;

показать темпоральный аспект проблем политического образования как фактора, обеспечивающего адаптацию человека к требованиям политического времени и управление им;

охарактеризовать темпоральные особенности профессиональной политической деятельности;

- раскрыть темпоральную обусловленность процесса становления новой
политической культуры.

Теоретическими и методологическими основаниями

диссертационной работы являются системный, социокультурный, компаративный подходы. Использован праксеологический подход, позволяющий показать возможности применения результатов диссертации при решении проблем практической политики. В качестве общетеоретического основания выступает концепция форм времени, которая сложилась за последние десятилетия в философии. Специфика темы обусловила обращение к результатам исследований в области философской антропологии, политологии, политической психологии, социологии.

8 Новизна исследования:

- представлена классификация основных подходов к изучению политического
времени; уточнена характеристика свойств политического времени;

- предложена трактовка времени человеческого бытия, учитывающая его
многоуровневый характер;

- обоснована относительность меры синхронизации человеческого и
политического бытия и выделены детерминирующие ее факторы;

- рассмотрена зависимость времени получения политического образования от
этапа развития личности и периода политической социализации;

- установлена связь темпоральной характеристики профессиональной
политической деятельности с фундаментальными социокультурными
представлениями о человеке, смысле его бытия и отношении с окружающим
миром;

- описан механизм трансформации институциональной инновации и показаны
факторы, влияющие на его действие.

На защиту выносятся следующие положения: 1 .Политическое время, проанализированное на основе реляционной концепции времени, предстает как система отношений между политическими событиями, явлениями. Политическое время обладает рядом свойств, среди которых - объективность, необратимость, событийная насыщенность, более высокая - по сравнению с социальным временем - скорость, особая роль модуса будущего времени.

2. Темпоральная целостность человеческого существования может быть изучена при помощи понятия «время человеческого бытия». Время человеческого бытия не сводимо к субъективному или социальному времени; оно индивидуально, его субъектом является отдельный человек. Время человеческого бытия объективно, имеет сложную структуру, отражающую сущность человека и измерения его жизненного цикла. Оно включает биологический, социальный и экзистенциальный компоненты.

3. Гармонизация политического времени и времени человеческого бытия
связана с поиском меры совпадения человеческого и политического и
способствует такой организации социальной жизни, которая бы
минимизировала ее нарушение. Сравнение параметров политического
времени и времени человеческого бытия позволяет говорить об их
относительной, неполной синхронизации. Мера синхронизации зависит от
ориентации личности на политическое или экзистенциальное время,
способности к согласованию индивидом различных социальных ролей,
специфики его смысло-жизненных приоритетов.

4. Политическое образование оказывается эффективным с учетом
особенностей политического времени и его взаимодействия с человеком. В
процессе получения политического образования можно выделить три этапа:
предпосылочный, основной, селективный. Предпосылочный этап связан с
усвоением норм права и морали, формированием способности к
социнормативной регуляции, что лежит в основе эффективного
политического образования и в совокупности с ним способствует исполнению
политических ролей. Основной этап характеризуется предоставлением
обязательного политического образования, обязательного минимума
политических знаний. Главная задача селективного этапа - подготовка
профессиональных политиков и политическое образование взрослых.
Темпоральный аспект политического образования также выражается в
детерминированности его содержания динамикой политической сферы: в
стабильные периоды оно «дескриптивно», а в периоды политического кризиса
имеет «прескриптивный» характер.

5. Отсутствие тождества между жизнью человека и ее политическим этапом позволяет выделить политическую жизнь как один из этапов в жизненной стратегии личности. Продолжительность профессиональной политической активности зависит от ряда факторов, среди которых существенными являются особенности жизненного старта, культурные различия в ценностных иерархиях Запада и Востока, способность принимать своевременные

10
политические решения в условиях темпорального дефицита и

неопределенности, неполноты сведений о сложившейся ситуации. 6. Процесс трансформации институциональных инноваций в традицию политической культуры включает в себя следующие этапы: предоставление нового политического проекта, хорошо оформленного юридически; формирование социальной самоорганизации граждан; появление доверия к институту, закрепление политической традиции; развитие и спад влияния политического института, обновление политической традиции. На эффективность функционирования данного механизма влияют смена поколений, политическое самоопределение граждан, инерция политического мышления, освоение новых политических ролей, раскол политической культуры.

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что проведенный анализ способствует углублению представлений о темпоральном измерении политики, об условиях и факторах, способствующих синхронизации этого измерения с другими темпоральными компонентами бытия человека. Материалы исследования могут быть использованы как при разработке и чтении общих и специальных курсов по социальной философии, политической антропологии, политологии, так и в политической практике при составлении программ политического образования, прогнозировании последствий политической деятельности.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации отражены в 6 научных публикациях, а также были изложены на методологических семинарах кафедры, на международных и межвузовских конференциях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы на русском и иностранном языках (203 источника). Общий объем диссертационного исследования - 163 страницы.

Политическое время

Импульсы к исследованию политического времени всегда давала сама политическая жизнь. Эта проблема возникла не в результате научных спекуляций (подобных искусственно созданных проблем у нас достаточно и вряд ли стоит еще увеличивать их число); напротив, здесь мы лишь логически достраиваем то, что само сознание людей обнаружило в политической реальности. Это попытка понять политику с точки зрения имманентно присущих ей изменчивости, направленности, качественных трансформаций.

В отечественной и зарубежной литературе не существует единой концепции политического времени. Есть статьи, посвященные этому типу времени, но монографий или сборников о нем нет. О том, что изучение политического времени только начинается, свидетельствует и тот факт, что некоторые авторы, выделяя политическое время как самостоятельный тип времени, описывая его свойства, все же оставляют на усмотрение читателя формулировку целостного, законченного определения. В.И. Коваленко и Е.В.Голошумов подчеркивают эвристический потенциал термина «политическое время», так как он помогает «выявить определенность конкретно-исторических характеристик политической жизни, степень востребованности тех или иных форм и атрибутов социального бытия, парадигм научного знания»1.

Можно выделить несколько подходов к изучению политического времени. Представители первого анализируют политическое время через указание на отдельные его свойства и функции. Однако исследователи часто называют лишь некоторые черты и особенности, характеризующие политическое время и, как правило, связанные с интересами того или иного автора и целями его работы. Например, А.И. Щербинин уделяет внимание свойствам линейности и цикличности, «оказывающим непосредственное воздействие на общественную жизнь в целом и на политическую - в особенности»1, а А.Б.Венгеров - событийности, мифологичности и обратимости, называя обратимость политического времени «самым странным его свойством»2.

О неразработанности темы свидетельствуют забавные «повторения», касающиеся политического времени. Речь идет о параграфе «Политика в пространстве и времени» в книге И.И. Кравченко и статье «Политическое время» в словаре Д.В. Ольшанского . Бросается в глаза схожесть обоих текстов. И.И. Кравченко указывает на неравномерность политического времени, которая зависит от хода политических процессов. Политическое время «пульсирует, изменяет ритм, то замедляется, то набирает темпы вместе с политическими событиями, напряжением и ускорением политической жизни общества, какой-либо группы, класса или лица»4. Также обращается внимание на направленность времени, которая в его трактовке предстает как «хронологическое/ахроническое» течение политического времени. Ахроническое направление политического времени означает его движение от будущего через настоящее к прошлому.

Подобные пассажи об обратимости, ахроническом направлении политического времени представляют, на наш взгляд, лишь метафоры для описания повторяемости, цикличности в политике и субъективного восприятия этих свойств. И.И. Кравченко обращает внимание на то, что в одно и то же физическое время разные политические силы живут в разном политическом времени (прошлом, настоящем или будущем). Мы считаем, что дело не в разных политических временах, а в том, каков уровень развития политической системы и политического субъекта, на какие ценности они ориентируются.

С.С. Андреев указывает на длительность и последовательность как атрибуты политического времени и выделяет следующие его свойства: дискретность, непрерывность, объективность, одномерность, необратимость1. Предложенные С.С. Андреевым характеристики не показывают специфику политического времени. Он механически переносит свойства физического времени на политическую темпоральность, что приводит к редуцированию политической темпоральной сложности к характеристикам времени, возникающим уже на уровне неживой природы. С.С. Андреев смотрит на политическое время с точки зрения базово необходимого минимума свойств времени, вынося за скобки все те новации, которые приносит восхождение к политической организации общества.

Циклический характер политического времени - самая важная его характеристика, по мнению И.А. Василенко2. И.А. Василенко уверена в преимуществах циклической модели, так как она (модель) позволяет наиболее полно использовать культурный потенциал общества - без угрозы его исчерпания - для политического развития. Циклическая модель политического времени также соответствует естественному природному временному ритму. Так как «мир цивилизаций должен подчиняться тем же закономерностям, что и природный мир»3, политический цикл позволяет гармонизировать взаимодействие общества и природы, избежать экологических катастроф.

Время человеческого бытия

Из всех модусов темпоральности наиболее известными и привычными, а, вернее, лучше всего изученными и эмпирически для человека наиболее понятными являются физическое и астрономическое время. Наименее известным и понятным для человека, оказалось, как ни странно, время его собственного бытия. Каждый человек живет во времени, а потому «время не может быть для человека отвлеченно-теоретической, чисто познавательной, «академической» проблемой, оно глубоко затрагивает его реальное существование»1. Современные исследования проблемы времени все чаще демонстрируют движение в сторону гуманитарно ориентированной интерпретации темпоральное, что отражает общую тенденцию в культуре, связанную с восстановлением целостного понимания человеческого бытия во времени. Отсюда - необходимость изучения нового аспекта проблемы времени - времени человеческого бытия.

В литературе встречаются два похода в объяснении соотношения времени человека и времени иерархически структурированных уровней вселенной. Эволюционизм утверждает усложнение времени по мере развития мира. Редукционизм считает, что все виды времени, кроме одного -физического или биологического, - являются «неполными». Примером редукционистского подхода может служить концепция времени В.И. Вернадского, утверждавшего, что реальное время создается в мире движением жизни. Таким образом, только биосферу В.И. Вернадский считает единственной областью реальности, которая обладает подлинным временем, так как источник времени - это жизнь в ее инстинктивной и бессознательной форме, а не в социальной и не в сознательной. Отсюда делается вывод о том, что другие формы реальности, кроме сферы действия «живого вещества», характеризуются неполным временем, а некоторой степенью приближения к эталону. Согласно такой трактовке, все другие онтологические виды времени, в том числе и время человеческого бытия, представляют собой редуцирование биологического времени к безжизненным явлениям материи или символам сознания.

Иерархия временных модальностей Дж. Фрэзера - вариант эволюционизма . Дж. Фрэзер выделяет четыре уровня (структуры) времени, каждый из которых обладает специфическими свойствами, не редуцируемыми к свойствам более низкого уровня: атемпоральная структура, эотемпоральная, биотемпоральная, неотемпоральная. Согласно Дж. Фрэзеру, объективному уровню неотемпоральной структуры времени соответсвует социальное время, а субъективному - психологическое рефлексируемое время. Эволюционное понимание времени доминирует и в отечественных исследованиях. Неслучайно, например, О.Н. Ежов весьма положительно оценивает теорию Дж. Фрэзера: «Теория времени Фрезера содержит немало рациональных моментов, которые возможно соотнести с отечественными исследованиями в этой области. Хотя понятийный аппарат и логику его подхода нельзя поставить в полное соответствие с концепцией форм времени, но ряд совпадений налицо»1.

Мы согласны с тем, что сущность времени в человеческом смысле не может быть сведена ни к физическому времени, ни к каким-то иным частным естественнонаучным определениям. Время есть мера человеческой жизни, человеческого существования. Как такая мера, оно не может быть измерено и сосчитано исключительно в тех или иных отвлеченных единицах (год, месяц, час или в еще более отвлеченных единицах частоты колебаний атома какого-либо удобного для этого элемента), оно всегда есть нечто иное и большее, чем этот счет и это измерение. Человеческое время невозможно без времени физического. Физическое время - форма существования инвариантных отношений, универсальных связей и законов, которые имеют силу в любой точке пространства и времени. Адекватным способом измерения в естественных науках может служить часовое время. Вместе с тем в человеческом бытии существуют временные аспекты, которые не поддаются числовому измерению (разделению на фиксированные и бесконечно делимые единицы, которые могут быть измерены). Часовое время организует жизнь человека, но не может объяснить ее.

В отечественной философии биологическое и социальное время часто противопоставлялись, не рассматривались применительно к человеку как существу биосоциальному. Человек, как и личность, связывался лишь со временем социальным в связи с рассмотрением сущности человека как совокупности всех общественных отношений1. Е.В. Шорохова, например, считает, что человек не может рассматриваться как некое биофизическое устройство, «деятельность которого сводится к реакциям на сигналы»2, человек - не живой автомат, не биологический организм, действующий на элементарном уровне регулирования активности по принципу «стимул-реакция».

Человек формируется в процессе совместной трудовой деятельности людей и подчиняется не столько ритмам биологического времени, сколько ускоряющемуся социальному времени, темп которого приводит к изменению умственной деятельности человека, способствует психологическому совершенствованию. Изменение темпа социального времени приводит к тому, что меняются требования к восприятию, вниманию, памяти, мышлению, эмоционально-волевой сфере. Такой социоцентризм в трактовке времени был реакцией гуманитариев на доминирующий натуралистический подход к проблеме темпоральное.

Политическое образование

Преобразования, происходящие во всем мире на рубеже XX - XXI столетий, придали особый смысл механизмам обучения граждан адекватному восприятию политики, формированию умения ориентироваться в ней в качестве активных субъектов. Известный польский философ А. Боднар в своей книге «Наука о политике» хорошо показал значение политики и знанийней для человека: «Политика - это необходимость и одновременно потребность соврменного человека, поскольку она является указателем и одновременно ограничителем его многообразных действий во всех сферах, жизни. А потому приобретение знаний о политике отвечает интересам каждого человека, желающего понять свое место и роль в обществе, лучше удовлетворять свои потребности совместно с другими людьми, оказывать воздействие на выбор целей, средств их реализации в масштабах государства»1. В человеке изначально не заложены ни консервативные, ни демократические, ни либеральные, ни анархистские взгляды. Они формируются на протяжении длительного периода под воздействием различных факторов, среди которых один из важнейших - политическое образование, хотя в некоторых работах можно встретить попытки обоснования политико-биологической «запрограммированности» политического поведения и деятельности . Для нашего исследования важно выявить связь таких понятий как «политическая социализация» и «политическое образование». Политическая социализация - это процесс усвоения индивидом определенной системы политических знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Она подразумевает включение индивида в данную политическую систему, приобщение к политической культуре. Политическая социализация включает как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на индивида, так и стихийные, спонтанные процессы.

Преобладание стихийности в политической социализации может привести к задержкам и деформации в политическом самоопределении. Следовательно, особое внимание необходимо обратить на политическое образование, которое представляет «управляемую и организованную часть процесса политического познания, проводимого с определенными целями»1. В качестве целенаправленно организованного способа социализации политическое образование может укорачиваться или удлиняться. Длительность, масштабность и интенсивность политического образования зависит от веса политики и идеологии в обществе: чем он выше и чем больше озабочена политическая система вопросами самосохранения, тем длительнее и интенсивнее политическое образование.

Проблеме политического образования, не смотря на ее, казалось бы, очевидную актуальность, до сих пор уделяется мало внимания. Литературу, так или иначе касающуюся политического образования, можно разделить на несколько групп. В частности, некоторые авторы указывают, что важной частью политической социализации должно стать политическое образование, но практически ничего не пишут о его содержании и времени, возрастных особенностях.

Интерпретаторы социализации как механизма «политической поддержки» (Д. Истон, Дж. Денис, Ф. Гринстайн) выделяют этап детской политической социализации2. Д. Истон и Дж. Деннис высказали предположение, что политические ориентации, взгляды, установки индивида вырастают из более общих, неполитических оснований (например, на основе подчинения отцу формируется отношение к президенту). Политическое образование играет в этом процессе вспомогательную роль, способствуя формированию положительного образа политической системы. Данные школы «политической поддержки» важны для нашего исследования, так как ее представители выясняли, когда, в каком возрасте дети начинают реагировать на политические символы. Однако они не изучали, на каком этапе политической социализации должно начинаться политическое образование. С.Верба, Н. Най рассматривают политическую социализацию как обучение исполнению различных политических ролей1. Хотя они и считают, что степень вовлеченности в политику и качество исполнения ролей зависит от информированности о политике, все же не рассматривают особенности такой информации и стадии её получения.

Существует другая группа авторов, которые приводят список знаний о политике, необходимых гражданину для политической идентификации, но ничего не пишут об этапах передачи указываемых ими знаний. Так, по мнению Г. Алмонда, для анализа индивидуальной ориентации относительно политики нужно выяснить, что знает человек о своей нации и о политической системе вообще, о ее истории, масштабах, устойчивости, конституционных параметрах; каковы представления человека о структуре и полях разнообразных элит и о политических предложениях, инициативах, которые вовлечены в «восходящий» поток «производства» политики; что знает индивид о «нисходящем» потоке политического принуждения, о структурах, людях и решениях, вовлеченных в данный процесс; что он чувствует и каково его мнение о них2. Эти знания традиционно относятся к сфере гражданского образования. Этот термин используется в большинстве стран как синоним «политического образования».

Похожие диссертации на Человек и политика: темпоральный аспект взаимодействия