Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социализация как процесс и результат взаимодействия "Я" и "Другого" : социально-философский аспект Алпатова Кристина Александровна

Социализация как процесс и результат взаимодействия
<
Социализация как процесс и результат взаимодействия Социализация как процесс и результат взаимодействия Социализация как процесс и результат взаимодействия Социализация как процесс и результат взаимодействия Социализация как процесс и результат взаимодействия Социализация как процесс и результат взаимодействия Социализация как процесс и результат взаимодействия Социализация как процесс и результат взаимодействия Социализация как процесс и результат взаимодействия Социализация как процесс и результат взаимодействия Социализация как процесс и результат взаимодействия Социализация как процесс и результат взаимодействия
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Алпатова Кристина Александровна. Социализация как процесс и результат взаимодействия "Я" и "Другого" : социально-философский аспект : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Алпатова Кристина Александровна; [Место защиты: Пятигор. гос. технол. ун-т].- Пятигорск, 2010.- 180 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/350

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»

1. Исследование понятия «социализация» в контексте социально-гуманитарного знания 13

2. Социально-философское определение понятия «социализация» 31

ГЛАВА П. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ СУБЪЕКТА СОЦИАЛИЗАЦИИ

1. Содержательный анализ сущности понятия «Я» 52

2. Определение содержания понятия «Другой» как элемента социализации 68

ГЛАВА III. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ КАК АТРИБУТА СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ

1. Социализация как формирование смыслового поля и «Я», и «Другого» 84

2. Общественные отношения, общение и коммуникация как механизмы процесса социализации 102

3. Типы, виды и уровни социализации 118

4. Специфика процесса социализации в контексте «Я» и «Другого» в условиях трансформации современной России 135

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 152

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 165

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования. Проблема социализации является таковой не только в рамках теоретических изысканий в предметном поле социальной философии, но она актуализирована теми общественными процессами, которые происходят в демократических преобразованиях в современной России. Бесспорным является тот факт, что человеком не рождаются, а им становятся, но его природа и его предназначение — это загадка, которую каждая историческая эпоха решает по-своему. Создание человеком самого себя всегда и неизбежно - предприятие социальное. Индивидуальная жизнедеятельность неразрывными узами связана с историческим процессом развития общества, разделением общественного труда и социальных функций. Человек связан с обществом, с «Другим», бесчисленными нитями. Именно общественные взаимодействия являются основой, на которой формируется весь процесс человеческой истории. Взаимодействие двух или большего числа индивидов выступает в качестве родового понятия в понимании социальных явлений, и поэтому оно может служить моделью в интерпретации процессов социализации.

Социализация является довольно сложным процессом, который продолжается практически на протяжении всей жизни общества и человека. Социализация осуществляется в широком поле взаимодействия «Я» и «Другого», в качестве которых могут выступать не только отдельные индивиды, но и любые социальные объединения. Поэтому процесс социализации предполагает не только формирование отдельной личности, но также и процесс формирования групп людей: коллективов, классов, этносов, наций и, наконец, общества в целом. Причем следует еще раз подчеркнуть, что в качестве как «Я», так и «Другого» могут выступать как отдельные люди, так и общество в целом. Процесс и результат социализации во многом зависят от того, что из себя представляют отдельные «Я» и «Другой» и то общее состояние общества, которые характерны для данной эпохи и конкретной социальной ситуации. Естественно, многое зависит от степени управления процессом социализации с целью утверждения в обществе определенных смыслов, ценностей, социальных норм и стереотипов поведения. Социализация как процесс имеет как осознаваемые, так и бессознательные составляющие. Каждая историческая эпоха с необходимостью порождает свои типы, виды и уровни социализации.

Сегодня главная проблема социализации заключается в неустойчивости складывающихся в настоящее время статусно-ролевых отношений, а также в том, что прежние знания и профессиональные навыки быстро устаревают, что требует от людей быстрой адаптации к меняющимся условиям. Социальные процессы, такие как сокращение производства, неполная занятость, низкие доходы, невыплата заработной платы, выталкивают людей из привычных статусно-ролевых ниш, провоцируют на поиск новых видов деятельности, обеспечивающих приемлемый уровень жизни. Но, следует отметить, что в целом объективно усложнение системы социализации является позитивным социальным процессом, при всех противоречиях и отрицательных явлений.

В исследовании феномена социализации грань между социально-философским и общесоциологическим направлениями весьма подвижна. Обратим лишь внимание на основные черты социально-философского аспекта данной проблемы. Социальная философия исходит из понимания общества как целостного образования и соотносит различные социальные феномены с обществом как целостной системой, выявляя их генезис, сущность, виды и функции, что предполагает исследование феномена социализации с позиций выяснения его сущности, видов и функций. Опираясь на результаты исследований и выводы отдельных наук, в том числе и специальных социологических теорий, социальная философия анализирует социальную сущность рассматриваемого феномена. Исследование социализации на социально-философском уровне характеризуется, прежде всего, тем, что данная катего- рия выступает как атрибутивное свойство общественной жизни, социального бытия в целом.

Степень научной разработанности проблемы. Понятие «социализация» вошло в научный обиход и стало широко распространенным в 30-е годы XX в. на Западе. Это было обусловлено усилением интереса к отношениям «человек-культура», началом систематического исследования противоречий между практикой детского воспитания и требованиями общества. С 40-50-х гг. понятие «социализация» широко используется в социологии, психологии, социальной психологии, педагогике, политологии, культурологии, антропологии, истории, этнографии и частично в социальной философии.

Автор опирался на идеи по социализации мыслителей прошлых веков: Гераклита, Платона, Аристотеля, Августина, Р. Декарта, Лейбница, И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра, Л. Витгенштейна, К. Маркса, С.Л. Франка, Н.А. Бердяева, Ю. Хабермаса и др. Актуальность исследования категорий «Я» и «Другого» изначально воз никает как проблематизация подлинности окружающего мира в рамках клас сической стратегии философствования в субъект-объектном формате. Наи более полное выражение такого подхода мы находим в работах: Р. Декарта, И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля и Э. Гуссерля. Проблема признания «Другого» изначально возникла в силу необходимости «встраивания» в клас сические философские системы факта существования другой души, другого сознания. Данная задача не была разрешена в полном объеме. Однако весьма ценными для исследуемой проблематики являются взгляды И. Канта об ап риорном характере признания «Другого»; выводы о различных способах при знания других людей И. Фихте; обоснования данности «Другого» Э. Гуссер ля, исходя из ресурсов феноменов сознания.

В определенном смысле классический вариант аналитики «Другого» оказался «однобоким». Экзистенциальный аспект категориального содержания «Другого» становится проблемой и рассматривается так или иначе Ж.-П. Сартром, М. Хайдеггером, М. Бубером, Г. Марселем, М. Мерло-Понти, Э.

Левинасом и М.М. Бахтиным. Интересными для анализа социализации являются идеи Ч.Х. Кули, Дж.Г. Мида, А. Халлера, А.В. Петровского и других.

Процесс социализации складывается из многих составляющих, среди которых важная роль отводится идентификации «Я». Теоретические разработки, касающиеся проблем идентификации «Я» достаточно многочисленны: среди них - работы А. Адлера, У. Джеймса, Д. Парфита, 3. Фрейда, Ю. Хабермаса, М. Хайдегтера, К. Хорни, Э. Эриксона, К. Юнга и других.

Традиция философского осмысления феномена социализации заложена основоположником социальной психологии — Г. Тардом, позднее активно развивалась классическим психоанализом (3. Фрейд), интеракционизмом (Дж. Мид), марксистской психологией (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), структурно-функциональным анализом (Т. Парсонс). Современные исследования феномена социализации представлены, прежде всего, символическим интеракционизмом (И. Гофман).

Общие проблемы социализации, отдельные аспекты сущности и содержания этого процесса проанализированы в работах психологов Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, Б.Ф. Ломова, А.Р. Лурия, Б.Д. Парыгина, Г.М. Андреевой, А.В. Петровского, а также в социальных теориях П. Сорокина, Ю. Хабермаса, М. Бубера и др. Стадии и этапы процесса социализации, их характеристики и критерии рассматриваются 3. Фрейдом, Ж. Пиаже, Л. Кольбергом, а также отечественными авторами: Л.А. Ан-типовым, Г.И. Гилинским, А.Я. Кузнецовой, И.С. Коном, включая осмысление институтов социализации. Институты социализации анализируются в работах Н.В. Андреенкова, В.Я. Титаренко.

Анализ концепций социализации показывает, что в исследовании этого процесса можно выделить два подхода: 1) рассмотрение процесса социализации с позиций общества (Г. Тард, Б. Малиновский, А. Радклифф-Браун, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р.К. Мертон, К. Леви-Стросс и др.) и 2) рассмотрение процесса социализации с позиций личности (У. Джемс, Э.

Фромм, М. Вебер, В. Дильтей, Дж.Г. Мид, Г. Блумер, У.А. Томас, С. Эш, Л. Росс, Р. Нисбетт, П. Бергер, Т. Лукман, А Шюц и др.).

Исследование человека и социализации невозможно без осмысления современных трансформационных изменений социальной системы общества (Т. Парсонс, Н. Луман, П. Бергер, Т. Лукман, У. Бек, К. Касториадис, Ж.-Ф. Лиотар) и, с другой стороны, индивидуализма как неотъемлемого феномена постиндустриального общества. Данной проблемой занимались такие ученые как А. Дюмон, А. Турен, Ф. Фукуяма, В.Г. Федотова, Г.С. Кнабе, М. -Л. Франц, Е.О. Сурова, СП. Левицкий, В.Н. Порус, но наибольшее влияние оказали работы Ж. Липовецки, 3. Баумана, У. Бека, Э. Гидденса.

В рамках социально-философской концепции осмысления феномена социализации эксплицированы многие серьезные проблемы общеантропологического характера: механизмы интерпретации феномена социальной адаптации, вопросы воздействия на человека внешней культурной среды, проблема девиантного поведения и др.

При достаточной степени изученности социализации как таковой некоторые ее аспекты в новых исторических условиях приобретают особую значимость и требуют осмысления. Это в первую очередь относится к новой информационной среде и глобальным системам коммуникации. В этой связи разработка темы социализации имеет огромное значение, тем более что существенно влияет на выбор человека, на способность или неспособность человека занять собственную позицию, на формирование нигилизма и конформизма, на конфликтные ситуации и пр.

Конечно, в одной работе невозможно охватить все современные проблемы социализации, но можно выявить стержневые факторы, и мы попытались осуществить целостное концептуальное рассмотрение этой проблемы, что, на наш взгляд, не было достигнуто в полной мере в предшествующих исследованиях.

Объект исследования - социализация как атрибут социального бытия.

Предмет исследования - взаимодействие «Я» и «Другого» как механизм осуществления процесса и результата социализации.

Целью диссертационного исследования является социально-философский анализ механизмов социализации в процессе взаимодействия «Я» и «Другого»; определение социального содержания социализации с позиций принципа целостности.

В соответствии с целью диссертационного исследования предполагается решение следующих задач:

Рассмотреть различные подходы в интерпретации понятия социализация.

Осуществить социально-философский анализ социализации с позиций принципа целостности.

Раскрыть механизмы социализации через взаимодействие «Я» и «Другого».

Проинтерпретировать процесс социализации в контексте «Я» и «Другого» в системе общественных отношений, общения и коммуникации.

Рассмотреть типы, виды и уровни социализации.

Понять смысловое поле как содержание и пространство типов, видов и уровней социализации.

Наметить пути осмысления социализации в условиях трансформации и модернизации современной России.

Теоретико-методологическую основу диссертации составили социально-философские концепции общества, построенные на принципах целостного, системного и структурно-функционального подходов, а также теории коммуникативного действия.

Определение процесса социализации как фундаментального атрибута социального бытия с позиций принципа целостности предполагает рассмотрение социализации с точки зрения общественных отношений, общения, коммуникации и др.

Методологический фундамент диссертации составляют классические средства философского анализа, деятельностного подхода, теории рационального действия и системно-структурного анализа. Существенная роль от- водится философским теориям социальной модернизации, социальных реформ, общественных трансформаций и социальных изменений в целом.

Автор в исследовании разнообразных проблем функционирования общества и отдельных сфер социальной жизни пытался сохранить единство философского и социально-теоретического анализа, дополненного методами политологического, социологического, экономического, аксиологического и культурологического анализа.

Научная новизна исследования. В диссертации социализация рассматривается не только с позиций процессуальное, но и в аспекте тех результатов, к которым она должна привести, т.е. она анализируется как некоторое целостное явление, как необходимое свойство, как атрибут социального бытия. Поэтому совсем не случайно в качестве «Я» и «Другого» выступают самые различные субъекты социальных отношений, социального действия, начиная с фигуры отдельного человека, через те или иные группы людей, поднимаясь к всеобщему субъекту - обществу в целом. Тем самым утверждается положение о том, что лишь из интерсубъективности может быть выведена социализация. Она является порождением взаимодействия «Я» и «Другого», понимаемого одновременно как процесс и как результат.

В итоге разработки темы исследования диссертантом получены также следующие новые результаты: показана социализация как атрибут социального бытия; осуществлен анализ понятия «социализация» с позиций принципа целостности; рассмотрен процесс социализации через взаимодействие «Я» и «Другого» во взаимосвязи и взаимозависимости с процессом индивидуализации; раскрыт механизм социализации как процесс во взаимодействии «Я» и «Другого» в системе общественных отношений, общения и коммуникации; впервые выявлены типы, виды и уровни социализации как результаты этого процесса; введено понятие смыслового поля как пространства и содержания целостного видения типов, видов и уровней социализации; намечены характеристики процесса социализации в современной России.

Положения, выносимые на защиту:

Социализация выступает не только особенностью становления личности, но в полной мере она раскрывается как фундаментальное свойство или атрибут общественной жизни или социального бытия. Из субъективности, из «Я» не вывести социализацию — она есть порождение интерсубъективности, диалектики «Я» и «Другого» и представляет собой процесс и результат их взаимодействия. При этом в качестве «Я», как и в качестве «Другого», в равной мере могут выступать как отдельный человек, так и коллектив, нация, народность, общество в целом.

Именно социально-онтологическое видение социализации является той основой, которая позволяет осуществить целостный подход в сочетании с процессуальностью, т.е. развернутости в пространстве и времени с полученным результатом как системой определенных норм и идей, форм поведения и смыслов. Субстанциональная основа социализации, ее результат закрепляется также в виде определенных социальных типов, видов и уровней.

Онтологическая множественность «Я» и «Другого» связана не только субъект-объектным отношением, но и с процессом субъект-субъектного взаимодействия, что принимает форму сознательного события как момента и элемента социализации. Только в органической связи с процессом индивидуализации может существовать социализация: чем богаче мир индивидуальностей в обществе, тем более развита социализация.

Процесс социализации реализуется в механизмах системы общественных отношений, общения и коммуникации, которые играют различную роль в формировании ее качественной определенности. Качественное своеобразие есть определенный результат процесса социализации, который выражается в типах (по формациям и по цивилизационному принципу), в видах (по опре- деленным видам социальной деятельности) и по уровням (от полного ухода от общества до всемирных забот и интересов).

Смысловые поля социализации в практике взаимодействия «Я» и «Других» приводят к осознанию уникальности субъектов, обогащению и сохранению собственной культурной идентичности, что способствует осуществлению «солидарного социального бытия».

Процесс социализации в современной России характеризуется: неустойчивостью и неопределенностью, расслоенностью типологий, образованием ранее не существовавших в нашей стране видов социализации на основании возникновения новых направлений в социальной деятельности (предприниматель, программист, аудитор и т.д. и т.п.); многообразием уровней социализации и смысловых полей: от тех, кто устраняется от общественной жизни, до тех, кто чрезвычайно активен в ней.

Теоретическая и научно-практическая значимость работы. Результаты диссертационного исследования могут способствовать обогащению категориального аппарата социальной философии. Содержание и выводы работы применимы в общетеоретических и специальных курсах социальной философии, в частности, по проблемам социально-философской антропологии и этики. Основные идеи диссертации могут быть использованы при составлении учебных и учебно-методических пособий по социальной философии, философской и социальной антропологии, в курсе преподавания этики.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры социально-гуманитарных наук Пятигорского государственного технологического университета. Материалы диссертационного исследования использовались в преподавании учебных дисциплин по социальной философии и предмету - «Психология и педагогика». Основные положения диссертационного исследования нашли свое отражение в научных публикациях, представлялись на конференциях и методологических семинарах. По теме диссертационного исследования опубликовано 15 статей, 2 (две) из которых размещены в ведущих рецензируемых научных журналах, соответствующих списку журна- лов и научных изданий, рекомендованных ВАК для публикации результатов кандидатских и докторских диссертаций, общим объемом 7,1 п.л..

Структура диссертации. Работа состоит из: введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения и библиографического списка, включающего 193 наименования, в т.ч. 13 на иностранных языках. Общий объем работы — 178 стр.

Исследование понятия «социализация» в контексте социально-гуманитарного знания

Термин «социализация» (от латинского socialis - общественный) многозначен, и его интерпретация многими авторами расходится. История данного термина в разных исследованиях предстает в разных вариациях.

Так, одни считают, что понятие «социализация» впервые было введено в научный оборот Э. А. Россом в 1896 г. в статье «Социальный контроль» в первом номере «Американского социологического журнала». В своей статье Э.А. Росс рассматривал механизмы, при помощи которых общество разрешает проблему «формирования таких чувств и желаний индивида, которые соответствовали бы потребностям социальной группы». Таковыми механизмами, по его мнению, являются социальный контроль и социализация. По мнению Е.Б. Шестопал, понятие «социализация» было впервые введено в научный оборот американским социологом Ф. Гиддингсом и французскими соци-опсихологами в конце 19в. Другие исследователи, например, Е.Ю. Антюхова, предполагают, что термин «социализация» вошёл в англоязычную научную литературу в результате перевода на английский язык немецкого Vergellschaftung, обозначающего одно из центральных понятий в работах Г. Зиммеля. Был перевод адекватным или нет - не столь важно, поскольку впоследствии термин стал частью классического социологического дискурса благодаря его использованию в учебнике по социологии Сазерленда и Вуд-ворда, опубликованном в 1937 году. Позднее термин «социализация» эпизодически использовался обществоведами, но только к середине ХХв. он получил официальный статус теоретического понятия и был внесен в реестр Американской социологической ассоциации.

Принимая в расчёт факт, что идеи социализации пронизывают труды. Фрейда, Дж. Мида, Ж. Пиаже, К. Юнга, Ч. Кули и др. исследователей, родившихся во второй половине ХІХв., а таюке то, что этим термином пользовался К. Маркс, - то, скорее всего, датой вхождения понятия «социализация» в научный оборот следует считать середину ХІХв.

Понятие социализация, в современном его толковании, появилось и стало широко распространенным в 30-е гг. ХХв. на Западе. Это было обусловлено усилением интереса к отношениям «человек-культура», с началом систематического исследования противоречий между практикой детского воспитания и требованиями общества. Социализация или превращение индивида в личность понимается на Западе как процесс формирования личности, в ходе которого индивид приобретает веру, отношение, ценность и навыки культуры. При этом процесс социализации подразумевает три основных элемента: 1) взаимодействие людей, 2) хотя бы минимальное положительное (любящее) отношение в этом взаимодействии, 3) овладение языком в определённой степени [181]. Социализация, есть то влияние «среды в целом, которое приобщает индивида к участию в общественной жизни, учит его пониманию культуры, поведению в коллективе, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей» [169]. С 40-50-х гг. понятие «социализация» широко используется в социологии, психологии, социальной психологии, педагогике, политологии, культурологи, антропологии, истории, этнографии и социальной философии.

В отечественной социально-философской и социально-психологической литературе термин «социализация» впервые начал употребляться в 60-х годах. Обращённость к этому понятию связана, прежде всего, со стремлением объяснения поведения в тех или иных ситуациях не только детей, но и взрослых.

В первых редакциях понятия «социализация» социальное становление человека представляется как относительно пассивный и односторонний процесс приобщения и адаптации индивида к социуму на основе усвоения им социальных норм и отношений. В частности, Б.Д. Парыгин определяет социализацию как «процесс вхождения в социальную среду, приспособление к ней, освоение определённых ролей и функций, которое вслед за своими предшественниками повторяет каждый индивид на протяжении всей истории своего формирования и развития» (1967). Однако уже в 1971г. Б.Д. Парыгин существенно расширяет содержание понятия «социализации»: «Социализация — многогранный процесс очеловечивания человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду и предполагающее: социальное признание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав, обязанностей и т.д., активное переустройство как природного, так и социального окружающего мира; изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоническое развитие» [118]. Сходные тенденции можно проследить и в определениях И.С. Кона.

Н. Смелзер, автор известного учебника «Социология», определяет социализацию как «способ формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям» [133].

В Философском словаре под редакцией И.Т. Фролова социализация определяется «как процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта - трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций накапливаемых и передаваемых от поколения к поколению, процесс включения индивида в систему общественных отношений и формирования у него социальных качеств» [170, с.441].

В более поздней философской энциклопедии социализация определяется «как процесс операционального овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции, а также процесс интериоризации индивидом выражающих их знаний, ценностей и норм» [149, с.722].

Приведённые определения понятия «социализация» иллюстрируют сложность, многоаспектность проблемы социализации, её феноменологическую и объектную принадлежность к различным научным дисциплинам че-ловековедческой ориентации. Таким образом, понятие «социализация» является предельно широким и включает в себя процессы и результаты становления, формирования и развития личности на всём протяжении её жизни. Различные аспекты социализации изучаются психологией (механизмы деятельности и освоение нового опыта, в том числе на разных стадиях жизненного цикла), социальной психологией (социализирующие функции непосредственного окружения и межличностных отношений), социологией (соотношение процессов и институтов социализации в макросистеме), историей и этнографией (сравнительно-историческое изучение социализации в разных обществах и культурах) и педагогикой (воспитание).

В психологии, где на первый план выходит изучение процессов и механизмов, с помощью которых индивид усваивает соответствующие социальные нормы, роли и идентичности, социализация — элемент процесса формирования и развития личности. Символический интеракционизм (Дж.Г. Мид, И. Гофман) в центр внимания помещает межличностное взаимодействие, в ходе которого индивид не только воспринимает ожидания конкретных «Других» и «обобщенного Другого» (общество, социальная группа), но и конструирует свою собственную субъективную реальность.

Необходимо отметить весомый вклад в теорию социализации таких направлений как: психоанализ, когнитивная психология и лингвистика.

Содержательный анализ сущности понятия «Я»

Природа человеческого «Я» издавна привлекала внимание исследователей. «Я» представляет собой фундаментальную категорию философских концепций личности, выражающую рефлексивно осознанную самотождественность индивида. «Я-духовный центр человеческой личности, индивидуальности, относящейся деятельно к миру и к себе самой. Собственным «Я» обладает человек, самостоятельно контролирующий свои поступки и способный к всесторонней инициативе» [148, с.577]. Актуальность обращения к этой проблематике обусловлена тем фактом, что происходящие в обществе процессы социализации и индивидуализации свидетельствуют о постепенном разрушении понимания человеком самого себя. Понятие «Я» широко используется во всех науках о человеке и обществе. Сегодня наука располагает огромным материалом о понимании различных аспектов «Я», но сущность феномена, тем не менее, неизменно ускользает. Способы и решения постижения тайны «Я» исторически связаны с разными этапами развития культуры, неодинаковым пониманием человеческой природы. Наряду с понятием «Я» употребляются и такие термины как «идентичность», «маска», «роль», «индивидуальность», «Самость».

В ХХв. разрабатывается неклассическое понимание «Я», которое отказывается от понимания «Я», сформулированного Р. Декартом [42]. Неклассическое понимание «Я» открывает новые измерения этой проблемы: «Я» понимается как выражение принципиальных зависимостей, связанных, во-первых, с включением человека в мир предметов и ситуаций посредством его тела, во-вторых, с отношением человека к «Другому», в том числе через коммуникацию. Для неклассического подхода «Я» не является чем-то изначально и первично данным, а возникает на определённом этапе из отношения с «Другим». «Я» познает себя как продукт собственной активности, а активность в свою очередь возможна, только в случае если существует не только это активное «Я», но и другое «Я», т.е. предполагает существование «Другого». «Я» вырастает из взаимодействия с «Другим» и вне этих отношений не существует. Предоставленное самому себе одинокое «Я» рассматриваемое в отъединённости от внешнего мира и мира «Другого», не может произнести «Я существую», ибо констатация себя в качестве существующего, означающая акт саморефлексии, предполагает превращение себя в объект собственного «Я», что возможно лишь в том случае, если «Я» способно «взглянуть» на само себя, осмыслить себя в воображении, или в мысли, встав на точку зрения «Другого». Повседневное существование - это существование по типу «как Другой». И дело здесь не в моей подражательности или «влиянии» на меня «Другого», но в том, что в повседневности просто нет различия между собственным и другим «Я»: моё существование - это и есть существование «Другого», считает М. Хайдеггер.

В контексте социального взаимодействия интересным представляется рассмотрение понятия «идентичность», которая представляет собой продукт самоконструирования личности на основе выбора либо формирования модели собственного «Я» в процессе социального взаимодействия. В феномене идентичности воплощаются две присущие человеку потребности, с одной стороны, в индивидуальности и неповторимости, а с другой стороны, потребность в ощущении себя частью целого, в признании со стороны «Другого». Идентичность, являясь результатом взаимодействия человека с внешней средой, позволяет понять, каким образом мир отражается в сознании индивида. Человек как особое уникальное существо, обладающее своим собственным миром, интегрирован в общественное целое: он в мире и мир в нём. Но, однако мир в человеке - это не просто принятие некоторых социальных установок, но осмысление их как своих собственных. Взаимодействуя со своим окружением, «Я» вынуждено определять себя через отношения с «Другим», обнаруживая с ним сходства и различия. Зависимость от общества проявляется в том, что идентичность представляет собой результат социализации личности, достигаемой путем интернализации традиций, норм, обычаев, т.е. в немалой степени зависит от той интерсубъективной картины мира, в рамках которой «Я» существует и осмысливает себя. Таким образом, идентичность предстаёт как тот образ, которым человек себя определяет с помощью понятий и характеристик, присущих данному социальному пространству. Феномен идентичности, несмотря на недавно проснувшийся интерес к этой проблематике, не нов, он всегда был вплетен в процесс формирования личности. Изначально корни идентификации лежали в выработке зависимости и привязанности, в процессе чего обретались уже готовые, сформированные долгой практикой модели поведения.

В работе Дж.Г. Мида - одного из известнейших исследователей проблемы «Самости» (у него ещё отсутствует понятие идентичности) - «Самость» понимается как изначально социальное образование, поскольку «Я» осознаёт себя таким, каким его видит «Другой». В идентичности позиции «Я» и «Другого» неотделимы. Несмотря на различение персональной и социальной идентичностей, можно говорить о социальном характере идентичности как таковой. В социальной философии принято выделять два типа идентичности: «Я-идентичность» и «Мы-идентичность». «Мы-идентичность» -это тот образ, в котором фиксируются все общие черты, которые есть у «Я» и группы, и с которой «Я» себя соотносит. «Я-идентичность» - вбирает в себя индивидуальные особенности, отличающие человека от «Другого» [151]. Единство этих составляющих и даёт возможность ощущать «Я» свою тождественность, переживать себя как целое. Различение в структуре личности «Я-идентичности» и «Мы-идентичности» в своей основе имеет идею Дж.Г. Мида о двух ипостасях личности: «I» и «Me». «I» представляет собой индивидуалистическую ипостась (креативный аспект идентичности) и позволяет индивиду в своей уникальности дистанцироваться от социума, a «Me» - коллективистскую ипостась, которая формируется под влиянием общепринятых установок, обычаев и норм, характерных для определенного социума [190], т.е. представляет собой результат принятия социальных ролей и является набором установок, которые «Я» принимает для себя в качестве нормативов. Формирование коллективистской ипостаси происходит в результате формирования модели «обобщенного Другого», как некого абстрактного набора правил, исполнение которого позволяет поддерживать общество в единстве. «Я» должно не просто копировать и перенимать готовые, сложившиеся в обществе нормы, но и осмысливать их в соответствии с условиями и индивидуальными особенностями существования, т.е. быть способным к самостоятельной оценке поведения, что является необходимым элементом в структуре личности, индивидуалистическим аспектом, превалирование которого становится возможным только в современном обществе.

Социализация как формирование смыслового поля и «Я», и «Другого»

Понимание смысла не является простым и однозначным, в науке и в настоящее время продолжаются дискуссии на тему, что такое смысл и как он образуется. В самом широком истолковании смысл — способ связи человека с миром [73]. Способом придания бытию смысла выступает культура, мир которой есть определенным образом организованный смысловой мир. «Культура - генератор структурности, и этим она создает вокруг человека социальную сферу, которая, подобно биосфере, делает возможной жизнь, правда, не органическую, а общественную» [92]. Это означает, что природное и социальное бытие открывается человеку через категории «своё» и «чужое». Осмысленное, освоенное (от слова «свой») бытие превращается в культур-ное, становится культурой. Системность культуры одновременно проявляется и в том, что культура - знаковая система. «Это означает, что она образует определенную систему знаков, употребляемых в соответствии с известными членами данного коллектива правилами. Знаками мы называем любое материальное выражение (слова, рисунки, вещи и т.д.), которое имеет значение и, таким образом, может служить средством передачи смысла», - указывает Ю.М. Лотман [92, с.6].

Постоянно осуществляющийся в социуме круговорот личных и общепринятых ценностей наполняет человеческую жизнь социально значимыми смыслами. Смысл всегда являет собой социальный продукт, т.е. результат социального общения людей, их социального взаимодействия и, в целом, результат процесса социализации. Без усвоения интерсубъективной концепто-сферы общества невозможно конституирование и личностных смыслов. Способность конституировать и преобразовывать смыслы это качество общественного человека, приобретаемое в социальной деятельности [73, с. 156]. Вы ступая как системное качество, приобретаемое индивидом в его жизненном пространстве, смысл определяет феномен личности, самого человека и его жизни. «Жизнь человека полна смысла до самого конца - до самого его последнего вздоха» [153, с. 174].

Формирование, развитие и функционирование системы личностных смыслов в процессе социализации осуществляется благодаря механизмам ин-териоризации, идентификации и интернализации. Для интериоризации смыслов и формирования на их основе личностных смыслов создают условия эмоционально принятые явления и активное, деятельное отношение к ним индивида. Наряду с когнитивными и эмоциональными факторами, в процессе интериоризации смыслов важную роль играют волевые компоненты [49; 163]. Указывая на значимость идентификации в развитии смысловой сферы личности, Л.Н. Ангилова рассматривает реализацию этого механизма как идеальное перевоплощение «в другого или другое» и уподобление «себя этому другому», где «личностно-нейтральное приобретает для субъекта определённый личностный смысл» [6, с.49]. Субъект, переживая тождество с «Другим», переживает его личностные смыслы как свои. «Таким образом, переживание относится к смысловой сфере сознания, определённому уровню осознанности человеком психической жизни, связанному не с концептуальным осмыслением собственных состояний, а с представленностью их субъекту в актуальной данности» [6, с.50]. Интернализация, в отличие от интериоризации, представляет собой более сложный процесс, предполагающий соз-нательное и активное восприятие окружающего мира, а также активное воспроизводство принятых на определенном смысловом уровне норм и ценностей в своей деятельности. Интернализацию можно понимать как механизм развития системы личностных смыслов [156]. Воздействие механизмов интериоризации, идентификации и интернализации на различных этапах социализации определяется сложным комплексом внутренних и внешних факторов.

В ходе формирования, развития и функционирования системы личностных смыслов в процессе социализации происходит как бы формирование смыслового поля социализации. Каждая группа «Я»-«Другой» имеет своё смысловое поле. Понятие «смысловое поле» впервые появляется в 1933 году - в рукописной записи А.Н. Леонтьева о беседе с Л.С. Выготским. «...Процесс развития в том, что меняется смысловое поле; это значит - в речи (слове) изменение значения слова... Здесь значение слова есть его смыслообразующая способность. Здесь значение слова выступает как значение вещи... [85, с.22]... Изменение значения = смыслового поля (= внешнего мира), отсюда степени свободы. Но и изменение внутреннего мира - внутренней свободы, внутренней воли» [85, с.23]. В виде смыслового поля, конституируемого «значениями вещей», т.е. предметными значениями, выступает внешний мир. Смысловое поле и есть образ многомерного «мира как он есть» в сознании человека. Концепция смыслового поля в процессе социализации интересна тем, что развитие психики как в филогенезе, так и в онтогенезе - это, прежде всего развитие отношений человека и мира, диалога мира и человека. В связи с этим понятие смыслового поля и у Л.С. Выготского, и у А.Н. Леонтьева связано с генетическим анализом: от полностью ситуативной модели мира через деятельность и благодаря деятельности животное и ребенок переходят к встроенному в эту ситуацию миру обобщений. Развитие смыслового поля «Я» требует перехода на многообразные позиции «Другого» и вызывает необходимость отграничивать себя от них. Происходит сопоставление смыслового поля «Я» по сходству — через идентификацию с «Другим» и по отличию от него, что ведет к формированию субъекта как непременно уникального существа. В смысловом поле «Я — Другой», «Я» конструируется через «Другого», в противопоставлении себя «Другому».

О построении какого-либо смыслового поля, обеспечивающего стабильность социальной системы посредством знаний, норм и верований возможно говорить лишь в аспекте легитимации. Легитимация - процесс объяснения и оправдания определенного порядка, придающий смысловую обоснованность жизнедеятельности человека. По мнению П. Бергера и Т. Лукмана, легитимация представляет собой процесс смысловой объективации «второго порядка», которая заключается в том, что различным процессам в обществе придаются некоторые значения (первого порядка), но в процессе интеграции этих значений создаются новые, благодаря которым социальная реальность не только выполняет некоторые заданные функции и обладает значением, но и наполняется интерсубъективным смыслом, легитимирующим жизнь конкретных индивидов. В первую очередь, легитимация, позволяет наполнить смыслом институциональный порядок для всех членов сообщества (горизонтальный уровень интеграции), а также дает возможность личности осмыслить свой повседневный опыт и всю биографию в целом в рамках этой интерсубъективной системы (вертикальный уровень интеграции) [13].

В контексте социальной структуры легитимация содержит в себе два компонента: знания и ценности, тем самым придавая когнитивную и нормативную обоснованность различным значениям индивидуальной и коллективной биографий. Отметим, что по отношению к когнитивному аспекту нормативный аспект легитимации вторичен, поскольку прежде необходимо, чтобы «Я» осознавало себя в рамках определённого универсума, знало свое место (когнитивный аспект), а уж потом оценивало свои поступки как правильные или неправильные исходя из предписанной роли (нормативный аспект).

Похожие диссертации на Социализация как процесс и результат взаимодействия "Я" и "Другого" : социально-философский аспект