Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовная основа социального творчества личности Лазутина Татьяна Витальевна

Духовная основа социального творчества личности
<
Духовная основа социального творчества личности Духовная основа социального творчества личности Духовная основа социального творчества личности Духовная основа социального творчества личности Духовная основа социального творчества личности
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лазутина Татьяна Витальевна. Духовная основа социального творчества личности : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Лазутина Татьяна Витальевна; [Место защиты: Сиб. аэрокосм. акад. им. акад. М.Ф. Решетнева].- Красноярск, 2010.- 190 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/353

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью повышения общественной значимости современных преобразований в сфере социального творчества человека. В начале XXI в. российское общество оказалось в достаточно сложной ситуации. С одной стороны, практически полностью утрачена прежняя коммунистическая идеология и нравственность, определявшая моральный облик советского человека на протяжении более чем семидесяти лет нашей истории. С другой стороны, образовался определенный мировоззренческий вакуум, который сегодня отчасти заполняется либо экстремистскими ценностями и установками, либо различного рода импортированными моральными нормами и ориентациями, в основном связанными с идеологией потребительского общества, мотивами накопления, вещизма, психологией товарного и денежного фетишизма, социального приспособления. Первое обстоятельство в большей мере касается людей зрелого и пожилого возраста, второе - современной молодежи.

Большинство социальных проектов, планируемых и реализуемых в современном российском обществе, не содержат в себе серьезной духовной составляющей, не опираются на массовое социальное творчество.

Отсутствие последовательной и продуманной государственной политики в условиях глобализации и интернационализации многих сфер общественной жизни приводит к негативным социальным последствиям. Так, отмечается рост прагматизма, рационализма, эгоизма, гедонистических настроений в российском обществе, с одной стороны, и забвение накопленного нацией духовного и культурного опыта (традиций), с другой стороны. Культурные заимствования, перенесенные на российскую почву, также зачастую дают отрицательный результат.

Такое положение обусловливает и довольно низкую степень эффективности социального творчества, частичную, а порой и полную утрату человеком своей собственной субъектности и его превращение в объект для различного рода манипуляций и воздействий извне.

Восстановление и развитие субъектных свойств и способностей личности как субъекта социального творчества предполагает восстановление своей собственной духовной культуры как системы духовно-нравственных ценностей, определяющих направление, характер и динамику самого процесса социального творчества. Поскольку социальное творчество имеет своей ключевой задачей обеспечение нор-

мального воспроизводства самого человека, его полноценного бытия и всестороннего развития, постольку духовная культура как система идеалов, правил и убеждений становится решающим условием повышения эффективности всей человеческой деятельности.

Степень разработанности темы. Развитие духовности и ее значения в жизнедеятельности человека в истории философии практически всегда находилась в поле зрения отечественных исследователей. До обособления философии от религии проблематика духовности освещалась исключительно в богословской и агиографической литературе. Изучение содержания и роли духовности в древнерусскую эпоху напрямую зависело от господствовавшей в обществе религиозной идеологии и тех методологических установок, которые задавались богословскими трактатами. Среди наиболее ярких источников эпохи, когда философия и религия существовали и развивались в России слитно, об изначальной высоте духовной культуры свидетельствуют такие сочинения, как «Поучения» Владимира Мономаха, «Послание Владимиру Мономаху о посте» Киевского митрополита Никифора, «Поучения» Владимирского епископа Серапиона, «Палея Толковая», «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона.

Начиная с XVIII в., в России происходит постепенное обособление философии от теологии. В этот период можно обнаружить интересные письменные источники по данной проблематике, например, «Духовный регламент» Ф. Прокоповича. С утверждением философии как теоретической науки в ней продолжают развиваться два основных течения (светское и религиозное), представители которых постоянно обращаются к духовной культуре человека, ее месту и роли в жизни общества. Русское славянофильство (К.С. Аксаков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков и др.) обращали серьезное внимание на национальные особенности русской духовной культуры. В XIX веке эта тенденция нашла свое отражение в трудах B.C. Соловьева, А.И. Введенского, Л.М. Лопатина, Н.Ф. Федорова, Л.Н. Толстого. Во второй половине XIX - начале XX в. различные стороны духовной жизни русского человека исследовали такие мыслители религиозно-философского направления, как Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский, С.Н. Трубецкой, Е.Н. Трубецкой, П.А. Флоренский, С.Л. Франк, которые обращали особое внимание на выявление места и роли духовности как системы идеалов, принципов и убеждений в деятельности самого человека.

Однако существовали и другие направления в истории отечественной философской мысли, представители которого исследовали вопросы формирования и развития духовной культуры не только в секуляризированном плане, но и с позиций классового подхода. Наиболее интересными, в этой связи, можно считать сочинения А. А. Богданова, А.В. Луначарского и др. В советский период отечественной истории проблематика духовности была элиминирована официальной идеологией, в основе которой находилась материалистическая диалектика. Под лозунгами «борьбы с иде-алыциной» и осуществления «культурной революции» вопросы формирования и развития духовной культуры личности подменялись пропагандой коммунистических идей и установок. И только с конца 70-х - начала 80 гг. XX в. отечественные исследователи вновь стали активно обращаться к вопросам, связанным с изучением явления духовности. Особенно, наряду с аксиологическим аспектом, актуализируется праксиологический аспект данной проблематики, в рамках которого духовность исследовалась не отвлеченно, не абстрактно, а как система ценностных ориентации деятельной личности (духовная культура), как условие (фактор) социального творчества человека. Исследованию духовной культуры посвящены работы З.Г. Антош-киной, В.И. Бабушкина, Г.С. Батищева, К.Я. Вазиной, Р.Н. Васильева, А.П. Ветош-кина, С.З. Гончарова, В.М. Князева, В.И. Ксенофонтова, A.M. Кузина, СБ. Крымского, В.А. Пономаренко, И.В. Силуяновой, В.Г. Федотовой, В.И. Филатова и др.

Однако смысл понятий духовности и духовной культуры все еще остается широким и неопределенным. Прежде всего, не разводятся сами эти понятия, хотя духовная культура представляет собой не просто систему духовных ценностей личности, но и систему определенным образом усвоенных (освоенных), адаптированных ценностей, превращенных в ориентации, в морально-этические нормы.

Исследователи отражают какую-то одну сторону духовной культуры, ее определенные аспекты, зачастую не соотнося с более общим понятием духовности как таковой. Так, одни авторы рассматривают духовную культуру с системой взаимоотношений (С.С. Аверинцев). Другие связывают ее с деятельностью человека как субъекта исторического процесса. Третьи видят суть духовной культуры в утверждении высших нравственных ценностей (Г.В. Осипов). Четвертые исследуют ин-тенциальный аспект духовной культуры человека (В.И. Стрелков). Пятые связывают духовность с высшими переживаниями (А.И. Зеленков). Шестые рассматривают ее как жизненную позицию личности, в которой реализуется ее внутренняя свобода и творческое начало (Р.Л. Лившиц) и т.д.

Тем не менее до сих пор в философской литературе ощущается отсутствие целостного и системного подхода к изучению духовности и духовной культуры именно в контексте социального творчества и с позиций развития субъектных свойств личности. Недостаточно полно освещены вопросы, связанные с формированием конкретных субъектных способностей участников социального творчества и значением духовности в развитии и актуализации таких способностей личности. В связи с этим обращение к данной проблеме представляется вполне оправданным.

Цель и задачи исследования.

Целью исследования является выявление духовности в качестве основы социального творчества личности. Для реализации поставленной цели в работе необходимо решение следующих задач:

определить роль и место духовности в развитии всей системы социальных отношений, складывающихся в обществе;

раскрыть сущность социального творчества как созидательного способа самореализации личности;

выявить социальную направленность (определенность) духовного потенциала в структуре общего личностного потенциала субъектов социального творчества;

осуществить социально-философскую реконструкцию феномена духовности в русле русской философской традиции как «духотворение», по П.А. Флоренскому; «духовное делание», по И.А. Ильину; «работа со смыслами», по B.C. Соловьеву; «накопление в себе сил добра», по С.Л.Франку, и т.д. в процессе формирования и актуализации всех продуктивно-творческих способностей личности;

раскрыть субъектную природу социального творчества через анализ субъ-ектности как формы социальной активности, детерминированной духовным развитием самого человека;

проанализировать динамику самореализации личности субъектов социального творчества в условиях современных социокультурных трансформаций.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является социальное творчество как целостное явление и важная характеристика человеческой жизнедеятельности.

Предметом исследования является духовная основа социального творчества личности как фундаментальное условие успешного формирования и реализации человеком своих субъектных способностей.

Методологической основой исследования являются диалектический и метафизический методы и принципы познания, позволяющие раскрыть объект и предмет исследования в их целостности (полноте) и непрерывном развитии, выявить их аксиологические и праксиологические аспекты. Решение конкретных задач, сформулированных в работе, осуществляется также на основе системного, структурно-функционального, деятельностного подходов и с использованием методов анализа, синтеза, которые позволили существенно дополнить представления о значении духовности для осуществления социального творчества и развития субъектных способностей личности.

Новизна исследования и личный вклад автора состоят в следующем:

  1. Осуществлена социально-философская реконструкция феномена духовности как системы высших ценностей бытия, имплицитно присутствующей и возрастающей в человеке по мере «накопления в нем сил добра» (С.Л.Франк) и выступающей в качестве «воли к совершенству» (И.А.Ильин). Доказано положение о том, что духовность выступает основой социального творчества только тогда, когда она актуализирована в созидательном труде, являющемся универсальным способом осуществления социального творчества личности. Показано, что в структуре природы человека собственно духовность исторически определяет антропологическую целостность и сущность самого человека, детерминирует высшие проявления его социальности, такие, как добродетель, ответственность, свобода и солидарность, также, что не менее важно, обусловливает и его физическое здоровье. Деятелъностный подход к категории духовности, использованный в настоящей работе, позволяет раскрыть ее место и роль в осуществлении социального творчества во всей его полноте и цельности. Позволяет уйти от некоторых современных упрощенных представлений, согласно которым «сущность социального существования исчерпывается потреблением» (В. Мерцалов), а «духовность по своей сути нейтральна» (М. Шелер) и т.д.

  2. Обосновано положение о сущности социального творчества как солидарном созидании человеком таких форм общения и общественных отношений, а также таких их критериев и показателей, которые в совокупности обеспечивают возможность для развертывания универсальной человеческой природы, продуктивно-творческих сил каждой личности и каждой социальной общности. Социальное творчество представляет собой определенную культуру социального взаимодействия, складывающуюся между людьми в форме сложного социального отношения, в процессе которого человек обретает и реализует свои субъектные качества (способно-

сти), переставая быть объектом системы социального воздействия и манипуляции (С.Г. Кара-Мурза). Тем самым, возникают необходимые условия для формирования системы «социального взаимодействия» (П. Сорокин), то есть такой модели социальных отношений, при которой все ее участники обладают субъектными способностями, которые актуализируются в аксиологическом поле духовной доминанты.

3. Аргументировано положение о том, что духовность (духовная культура) играет роль главного регулятора подлинно социально-творческой деятельности человека. В качестве особой формы человеческого самосознания и освоения социального опыта (B.C. Барулин) духовность задает объективно правильный вектор развитию человеческой личности и конституирует человека в качестве субъекта социальных отношений. Духовная культура, ее высшие (абсолютные) ценности позволяют раскрыть специфику и динамику всей социальной жизни личности на разных этапах ее развития. Различаются три этапа в социогенезе субъектов социального творчества (освоения, усвоения, творческого развития и применения ценностей духовной культуры), которые соответствуют основным фазам формирования субъектных свойств личности: самоидентификации, самоопределения и самореализации (самодеятельности).

Выявлено, что духовность может выступать в двух основных формах: сакральной и секулярной. Созидание сакральной формы духовности осуществляется через «поиск Бесконечного и Абсолютного» (В. Зеньковский). Созидание духовности в секулярной форме обусловлено социальным общением (социальным взаимодействием) и приобщением (формированием отношений солидарности) между людьми. Обе формы духовности представляют собой проявление идеального, которое до сих пор во многом остается «мистически-загадочной реальностью» (Э.В. Ильенков). Синтез указанных форм духовности определяет формирование подлинной целостности личности. Антропологическая целостность, взятая в рамках такого духовного синтеза, представляет собой не сумму атрибутивных характеристик человека, а некий их «совершенный ансамбль», «симфонию» (митр. Иоанн), определенный синергетический результат духовно-нравственного становления и развития человека. Наполнение духовным содержанием человека позволяет, в свою очередь, наполнить таким содержанием конкретные социокультурные коммуникации, все виды человеческой деятельности, добиться большей социальной гармонии как в развитии отдельно взятой личности, так и общества в целом. Тем самым идеальное отражение объективной реальности превращается в идеальное (духовное) ее преображение.

  1. Духовная любовь представлена как вершинная характеристика духовности, определяющая проявление в личности воли к совершенству. Человек воспринимает объективно совершенное как наилучшее эмоционалъно-целостпо. Порождаемая духовной любовью вера (как еще одна ключевая характеристика духовности в целом) апеллирует к Абсолюту и воспринимает совершенство духовно-целостно. Духовность как система ценностей формируется посредством «духовного производства» (К. Маркс), «духотворения» (П.А. Флоренский), под которыми понимается не только производство знаний, получение и обработка информации, но и формирование идеалов и образов (образцов), выступающих важнейшими мотиваторами социального творчества. На почве духовного производства личность обретает свой собственный духовный опыт и созидает свой собственный духовный потенциал. Тем самым душа индивидуума преобразуется духом, превращается в «душевный дух» (В.М. Князев) и обретает такие важные его характеристики, как чувство совести, справедливости, ответственности и доброжелательности.

  2. Выявлен внутренний источник социального творчества личности, заключающийся в несоответствии между ограниченными возможностями телесности, социальности и бесконечностью духа. Это обстоятельство побуждает личность вырабатывать в себе объективно значимые способности к созерцанию, внутреннему духовному сосредоточению, формировать внутренний настрой своей души в целях преодоления противоречия между бесконечностью духа и чувственно-предметной реальностью. Личностный выбор ценностных приоритетов является предварительным условием социального творчества. Осуществляемый в координатах духовности, он нацеливает человека на творческий труд и созидательную деятельность. В той мере, в которой индивид осваивает духовное богатство и становится субъектом социального творчества, он реализует себя как личность, поэтому «завоевание духовности есть главная задача человеческой жизни» (Н. А. Бердяев).

6. Раскрыто содержание и выстроена иерархия основных продуктивно-
творческих сил и конкретных субъектных способностей личности, посредством ко
торых осуществляется процесс социального творчества и происходит формирование
и реализация целостности самой личности.

Прослежена логика превращения деятельности из репродуктивной предметно-вещной манипуляции орудиями и предметами труда в креативно-инновационный процесс путем ее наполнения высшими смыслами духовного бытия. Эта логика неразрывно связана с формированием способности личности к выстраиванию иерар-

хии ценностей в порядке их значимости для самого человека. В креативно-антропологическом аспекте социального творчества выделен и определен особый вид трудовой практики - духовный труд, который выступает как способность к определению и освоению ценностей и актуализации ценностных ориентации. Духовный труд представляет собой развитие, адаптацию и применение духовных ценностей к конкретным видам жизнедеятельности личности.

Выявлена духовная модальность религии и нравственности в сфере социального творчества. Обосновано положение о том, что морально-нравственный аспект социального творчества развивается под воздействием духовного труда, посредством которого личность осваивает и усваивает высшие ценности и транслирует их на свою предметно-вещную практику. Поскольку духовный труд определяет в первую очередь высшие ценности человеческого бытия и апеллирует к идеалам и образам высшего порядка, постольку он развивает всеобщие по значению продуктивно-творческие силы человека и через них, интеллектуальную, материальную и социальную технику, служит решающим фактором становления целостной личности.

7. Раскрыта специфика и динамика духовного развития человека в современных условиях, определяющих алгоритм процесса социального творчества, его характер и результаты. Социальное творчество как созидание новых и более эффективных норм, правил, процедур, принципов и условий для проявления человеческой универсальности, подлинного развития человеческой сущности обусловлено выработкой духовно-нравственных идеалов и образов, установок и значений, которыми руководствуются субъекты процесса такого творчества. Духовная направленность (интен-циальность) способствует формированию в человеке необходимых ему для социального творчества способностей к пониманию, признанию, доверию, общению, самодисциплине и латеральному (объемному) мышлению. Тем самым духовные свойства личности дополняются ее социальными и интеллектуальными способностями, создавая наиболее благоприятные условия для подлинно эффективного социального творчества.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоят в том, что полученные результаты позволяют в определенной мере восполнить имеющийся пробел в научных представлениях о природе, сущности, структуре и содержании явления социального творчества личности в контексте развития ее духовности, духовной культуры, а также позволяет более осмысленно и целенаправленно совершенствовать субъектные способности личности. Полученные в настоящем диссертацион-

ном исследовании результаты и сформулированные выводы позволяют: во-первых, осуществлять содержательное и мировоззренческое обновление научных представлений о явлении социального творчества в целом, а о духовной культуры субъектов социального творчества в частности; во-вторых, более обоснованно оценивать место и роль духовной культуры в системе социального взаимодействия и происходящих институциональных изменений; в-третьих, внести определенные коррективы в систему современного образования и подготовки специалистов, сделав акцент на формирование и развитие духовно-нравственных (ценностных) оснований в их предметно-практической деятельности, на развитие в первую очередь именно их духовной культуры.

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования опубликованы в печати. Всего по тематике издано 16 работ: 2 монографии (в соавторстве), 14 статей и тезисов (в т.ч. 2 статьи в аккредитованном ВАК РФ журналах) общим объемом 11,4 п.л.

Результаты диссертационного исследования докладывались автором на 1-й Международной, 2-х Всероссийских, 2-х межрегиональных и областных научно-практических конференциях. Содержание и выводы диссертационной работы обсуждались на заседаниях кафедры философии ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», на философской секции Федерального Межвузовского Центра гуманитарного образования при Уральском государственном университете им. А.М.Горького, на кафедре гуманитарных дисциплин и теологии НОУ ВПО «Уральский институт бизнеса».

Результаты диссертационного исследования нашли свое отражение в авторских спецкурсах «Основы духовной культуры» и «Актуальные проблемы социального творчества», читаемых диссертантом для студентов (бакалавров) в ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет».

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих по три параграфа каждая, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Духовная основа социального творчества личности