Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовность как фактор формирования культуры российского предпринимательства. Социально-философский анализ Храновская, Елена Юрьевна

Духовность как фактор формирования культуры российского предпринимательства. Социально-философский анализ
<
Духовность как фактор формирования культуры российского предпринимательства. Социально-философский анализ Духовность как фактор формирования культуры российского предпринимательства. Социально-философский анализ Духовность как фактор формирования культуры российского предпринимательства. Социально-философский анализ Духовность как фактор формирования культуры российского предпринимательства. Социально-философский анализ Духовность как фактор формирования культуры российского предпринимательства. Социально-философский анализ Духовность как фактор формирования культуры российского предпринимательства. Социально-философский анализ Духовность как фактор формирования культуры российского предпринимательства. Социально-философский анализ Духовность как фактор формирования культуры российского предпринимательства. Социально-философский анализ Духовность как фактор формирования культуры российского предпринимательства. Социально-философский анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Храновская, Елена Юрьевна. Духовность как фактор формирования культуры российского предпринимательства. Социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11. - Новочеркасск, 2005. - 178 с.

Содержание к диссертации

Введение

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДУХОВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 14

1. 1 Основные понятия проблемы исследования 14

1. 2 Гуманистические аспекты развития предпринимательства 44

1. 3 Роль религиозного фактора в формировании духовности предпринимательства 76

2. ДУХОВНОСТЬ КАК ТЕНДЕНЦИЯ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 99

2. 1 Истоки и ретроспектива становления российского предпринимательства 99

2. 2 Духовность как важнейший социокультурный фактор становления российского предпринимательства на современном этапе: тенденции и перспективы 124

2.3 Этика предпринимательства как специфическое проявление феномена духовности 143

Заключение 162

Список использованных источников 167

Введение к работе

Актуальность темы. Начало двадцать первого века характеризуется в частности, переходом от человека экономического к человеку корпоративному, у которого интересы совместной деятельности в контексте духовности формируют личную деятельность. Это сложный экономико-культурный процесс, требующий больших усилий. Четкая национальная концепция экономики, в которой предпринимательство затрагивает все сферы общественной жизни, является долговременным фактором объединения нации. В этом процессе большую роль играют духовные социокультурные параметры. Особенно они значимы в современной России, так как за годы реформ произошли ценностные сдвиги, разрушение старых, возникновение новых культурных традиций, новых аспектов духовности. Проблема духовности, связанная с укорененностью человека в самоценных, благодатных и творчески первозданных сферах осмысленного бытия, оказывается созвучной современности.

Духовность предпринимательства является важным ресурсом нации. Как свидетельствует мировой опыт, особая роль национального предпринимательства в контексте духовности может быть реализована лишь при благоприятных внутренних и внешних условиях. Это, в первую очередь, опора на объективные социально-экономические законы, социокультурные и духовные принципы, мировую практику предпринимательства, здравый смысл.

На этом фоне в связи с реформированием политической, социальной и экономической сфер общества, актуальными становятся вопросы, связанные с новыми подходами к культуре, проблематике духовности. Речь идет не только об экономических и социальных реформах, но и о формировании новой культуры российских предпринимателей с опорой на духовность и национальную традицию. Практика убеждает, что даже самые потенциально результативные реформы обречены на провал, если в них не хватает главного - духовного оправдания преобразований, в которых и проявится творческая самобытность народа, его социокультурные традиции и характер.

Формирование в современной России предпринимательского класса сопряжено с глубокими социальными изменениями, к сожалению, во многом негативного порядка и осуществляется на фоне обнищания широких масс, возникновения идеологического вакуума и душевного опустошения. В массовом сознании прослеживается четкая связь предпринимателей с происходящими изменениями и возлагается ответственность за сложившиеся негативные явления. Достаточно низким является на сегодняшний день уровень духовной жизни российского предпринимательства, в нем преобладает меркантильный, потребительский идеал. Все более деловые и интеллектуальные, предприниматели живут богато и комфортно, но механично. Многие из них почти утратили способность к сопереживанию и любви, стали «отчужденными, анестезированными, теряющими чувство жизни»1. Вместе с тем, подвергается дальнейшей трансформации духовная жизнь, теряя такие фундаментальные ценности как коллективизм, товарищество, взаимную поддержку, и реконструируя ценности, ранее находившиеся в угнетенном состоянии - свободу выбора, духовных предпочтений, выражения индивидуальности человека. Бизнес приобретает в культуре «значение новой нормы, неразвернутой, но обладающей принудительной силой, организующей культурное пространство, способной выстроить ценности в новую иерархию»2, а его представители, «неизбежно обреченные» на нравственное и духовное перерождение, мало-помалу начинают ощущать всю полноту ответственности за выживание, рост и развитие не только своего дела, но и общественного организма в целом.

Духовность предпринимательства проявляется не только в способности принимать предпринимательские управленческие решения, аккумулирующие духовный и практический опыт, знания, традиции, инициативу, творчество многих личностей, но и в уважении к государственным и общественным организациям, законам и нормам морали, ко всем членам социума. Успешное

'Кутырев В.А. Духовность, экономизм и «после»: драма взаимодействия // Вопросы философии. 2001. № 8.

С.57.

23удин А. Общественная легитимизация частного предпринимательства в России // Мировая экономика и

международные отношения. 2000. № 10. С.94.

5 освоение этого в предпринимательской деятельности зависит от духовных и социокультурных факторов, личных качеств предпринимателей. Здесь важен не столько психологический и социально-технический подходы, сколько социокультурный подход к предпринимательству с опорой на духовные ориентиры в России.

Критериями оценки деятельности предпринимателя в контексте интеллектуальной и духовной культуры должны быть не только творческий склад уїла, стратегический тип мышления, склонность к инновациям, умение направлять энергию и способности людей, но и следование традициям социальной ответственности, соборности и общественного служения. Современный российский предприниматель должен рассматриваться как человек, способный взять на себя бремя «развития самого себя», признавая ценности экономически стимулируемой деятельности, связав развитие этически вечного и абсолютного с моральным законодательством предпринимательской «пассионарности».

Наряду с экономическими, правовыми, финансовыми и управленческими аспектами предпринимательской деятельности требуют более глубокого изучения ее духовные проблемы, поскольку проистекая из глубин души человека, предпринимательство несет на себе отпечаток ее мук и радостей и оказывает на нее или возвышающее или разрушительное влияние.

Исследование обозначенного аспекта проблемы позволит получить наиболее плодотворные результаты в практической сфере, так как возрастание уровня социально-культурного и духовного фактора является важным критерием и одной из фундаментальных основ деятельности современного предпринимательства.

Степень научной разработанности проблемы. Представления о духовном факторе в предпринимательской деятельности не получили до сих пор четкой определенности и однозначной трактовки, хотя являются предметом исследования многих авторов.

Первоначально термин «предпринимательство» находит отражение в западной экономической литературе: он был введен в оборот автором классической экономической теории Р. Катильоном и популяризирован среди экономистов Дж. С. Миллем. Категория предпринимательство рассматривалась в рамках теории предпринимательства через изучение форм поведения предпринимателя, вычленения его особой экономической функции, необходимой для экономического роста.

Новое направление в теории предпринимательства составила австрийская экономическая школа в двадцатом веке — Л. Мизес, Ф. Хайек, И. Кирц-нер. Теоретико-методологической базой многих современных исследований предпринимательства стали экономический и философские труды Ф. Хайека.

Целый ряд мыслителей рассматривали предпринимательство через категорию духа. Эта линия вырастает из недр немецких экономических школ и наиболее фундаментально представлена в работах Г. Шмоллера, В. Зомбарта, М. Вебера. Уникальная картина экономической реальности этой школы определила их специфический взгляд на предпринимательство как носителя особого «духа», укорененного в обычаях и нравах определенного народа, его нравственных, правовых и религиозных устоях.

Одной из самых популярных базовых теорий предпринимательства, и не только у экономистов, до сих пор остается концепция И. Шумпетера, сочетающая экономическое обоснование предпринимательской функции (осуществление «новых комбинаций факторов производства») с попыткой психологического портрета предпринимателя.

В дальнейшем экономисты во многом «уступают» предпринимательство другим научным дисциплинам, среди которых преобладают социология и социальная психология. Опору на собственные силы (внутренний локус -контроль), отношение к риску и ценностные ориентации предпринимателей изучали Brockhaus R.N., Kent С.А., Sexton D.L., Vesper K.H.

Одна из самых известных концепций создана американским психологом Д. Мак Клелландом. В 1961 году он опубликовал труд «Достижительное

7 общество», где рассматривал достижительные ориентации - то есть стремление к успеху, наивысшему результату, высокой оценке и признанному превосходству над окружающими - в качестве важнейшей детерминанты человеческого поведения.

Для понимания особенностей деятельности, свойственной российским предпринимателям, важны работы русских философов по проблемам собственности и предпринимательства: Н.Ф. Федорова, B.C. Соловьева, П.В. Струве, Г.В. Вернадского, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, В.А. Розенберга, П. Сорокина и С.Н. Булгакова, пожалуй, более всех уделившего внимание проблемам хозяйства в свете православного видения мира. Утилитаристские, равно как и марксистские подходы, которые он объединяет понятием «экономизма», ориентируют, по мнению автора, на преследование практических интересов в ущерб долгу и ответственности, на забвение «этической самодисциплины», и приводят к упадку творческих сил общества.

В последние годы предметом интенсивных междисциплинарных исследований служит российское предпринимательство. Вопросы предпринимательства получили особое звучание в трудах отечественных ученых Л.И. Абалкина, А.И. Агеева, B.C. Автономова, П.Г. Бунича, А.В. Бусыгина, Г.В. Горланова, A.M. Емельянова, Т.И. Заславской, В.В. Куликова, А.Я. Лившица, В.В. Радаева, Г.П. Черникова, А.Ю. Чепуренко, В.М. Яковлева.

Концепции духовности в управленческой культуре актуализированы в трудах Н. Плесса, где духовность в управленческой культуре рассматривается как атрибут управляющей и управляемой систем. Этот подход можно условно назвать «рационально-прагматическим». К этому же направлению относятся работы Е.Шейн, И. Ансофф, Т. Питере, Р. Уоттермен и др.

Социокультурный подход является одним из важнейших направлений при разработке адаптации российских предпринимателей в условиях перехода к рыночной экономике. Проблемы хозяйственной культуры современных российских предпринимателей, системы ценностей, поведение, типология этоса рассматриваются в работах П. В. Романова, Н. И. Лапина, Т. И. Заслав-

8 ской, В.И. Кабалиной, Л.Д. Гительмана, Ф.М. Бородкина, СЮ. Барсуковой и др. Анализ основных социальных и социокультурных характеристик предпринимательства, его внутренней структуры и социального положения осуществлен в трудах И. Бунина, О. Емельянова, Ж. М. Грищенко, Л.Г. Новиковой, Т.И. Заславской, СГ. Климовой, Л.Г. Дунаевского, В. Радаева.

Другое направление в современном отечественном изучении предпринимательства связано с деятельностным подходом. Сторонники этого подхода — представители ростовской философской школы: В.Е. Давидович, Е.В. Золотухина-Аболина, Т.П. Матяш и др. Деятельностному подходу уделяли большое внимание Д. Бэкхерст, В.В. Давыдов, П. Козловский, Р. Фредерик, Н. Зарубина, В.А. Кутырев, В. Лекторский, В.Г. Федотова, Ф. Даллмар и др.

Целый ряд исследователей — И.Н. Боева, Т.Г. Долгопятова, В.М. Ши-ронин, М. Шкаратан, В. Радаев - занимаются изучением установки мотиваций, деловых намерений, форм хозяйственного поведения предпринимателей, созданием моделей их взаимодействия с партнерами и подчиненными, осуществляют попытки построения социальных типологий предпринимателей.

В рамках теоретических и практических разработок проблема изучения духовной культуры российского предпринимательства находится в постоянном развитии. Вместе с тем не получило достаточной определенности понятие «духовности предпринимательства», не выделены ее определяющие признаки и основные критерии, почти не исследованы особенности гуманистических ориентиров современного российского предпринимательства, в частности в плане их практически-духовного отношения к миру (обществу) и человеку. Указанные обстоятельства подчеркивают необходимость более углубленного исследования духовности как социокультурного фактора российского предпринимательства применительно к современному состоянию российской действительности и в этом качестве определяют тему и содержание диссертационного исследования.

Объектом исследования в диссертационной работе является духовность как фактор формирования культуры личности.

Предметом исследования выступает духовность как фактор формирования культуры российского предпринимательства.

Цель и задачи работы. Целью диссертационного исследования является социально-философский анализ роли духовности в формировании и функционировании российского предпринимательства. Реализация поставленной цели осуществляется путем решения следующих задач:

проанализировать основные понятия духовности;

исследовать гуманистические ориентиры предпринимательской деятельности;

рассмотреть роль религиозного фактора в формировании духовности предпринимательства в России;

проследить истоки становления духовности российского предпринимательства;

выявить и описать духовные ценности, которые должны быть присущи современным российским предпринимателям;

обозначить социокультурные особенности и исторические традиции российских предпринимателей и обосновать необходимость создания идеологии современного российского предпринимательства.

Гипотеза исследования. Переход экономики России к рыночным моделям хозяйства повлек за собой изменение управленческой стратегии и тактики в работе российских предпринимателей. Новые формы экономической деятельности требуют соответствующей культуры и высвечивают духовность как один из факторов формирования культуры российского предпринимательства. В этом процессе требуется не только использование внешних образцов, но и учет отечественных социокультурных особенностей, ментальносте, гуманистических составляющих российского предпринимательства. Проверке этой гипотезы и посвящена диссертационная работа.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют философские, социологические и культурологические принципы изучения социокультурных явлений в рамках классической и неклассической парадигм. Используются положения деятельностного и социокультурного подходов. Всестороннее изучение проблемы возможно на основе аксиологического подхода. В работе широко используются фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

проанализированы основные понятия проявления духовности как фактора формирования культуры предпринимательства, сформировано понятие «духовность предпринимательства» и выделены ее основные критерии;

на теоретическом уровне, с учетом социокультурного подхода и культурного многообразия исследованы особенности гуманистических ориентиров в развитии современного российского предпринимательства;

выявлена роль религиозного фактора в формировании духовности предпринимательства;

рассмотрены истоки и ретроспектива становления российского предпринимательства с учетом национальных особенностей полиактивной культуры и духовности российских предпринимателей;

исследовано формирование духовности как важнейшего социокультурного фактора становления российского предпринимательства и выделены признаки, которые должны определять духовность современного российского предпринимателя;

на основании требований, предъявляемых к современным предпринимателям, выявлена система духовных ценностей, характерная для всего массива предпринимателей и обоснована необходимость создания идеологии современного российского предпринимательства «как системы, стимулирующей и направляющей» предпринимательское поведение.

В связи с этим на защиту выносятся следующие положения:

  1. Духовность предпринимательства представляет собой компонент культуры, проявляется в экономических, политических и социальных отношениях и тесно связана с моралью, нравственностью, религией. В качестве фактора формирования культуры предпринимательства духовность следует рассматривать как симбиоз идеального, морального и гуманистического в социокультурном контексте общества.

  2. Современному российскому предпринимательству в своей деятельности следует учитывать понятие социальной справедливости, реализуя ее в повседневности. Предпринимательство должно ощущать не только ответственность за человека, выраженную в защите нуждающихся и помощи обездоленным, но и настоятельную потребность в заботе об общем благе. В противном случае повседневность будет проявлять по отношению к предпринимательству агрессию и насилие, порождая отчуждение. Заинтересованность социума в уважении к достоинству каждого конкретного его индивида, взыскательный моральный климат и гуманизм смогут явиться для предпринимательства побуждающей силой для ведения социально-ответственной политики.

  3. Игнорирование духовного содержания и религиозно-нравственных ценностей хозяйственной деятельности, сведение ее только лишь к материальным интересам привело к воспитанию в предпринимательской среде эгоизма, утраты чувства долга, разрушению самодисциплины. В настоящее время одним из показателей духовного возрождения человека можно считать рост религиозного сознания. Наряду с обращением к гуманистическим ценностям, внесение религиозной ответственности может существенно повысить моральные качества хозяйствующей личности, способствуя тем самым экономическому прогрессу России.

4. Духовность обладает исторической устойчивостью. Возрождение ду
ховности современного российского предпринимательства возможно,
учитывая историческое прошлое, духовно-этические предпосылки и ре-

12 лигиозные традиции. Сохранение свойственного дореволюционной России приоритета духовных ценностей над материальными и характер этих духовных ценностей вопрос не только российского менталитета, но и российской истории. Идеи справедливости, соборности, социальной ответственности должны составить прочную основу духовности российского предпринимательства и занять на новом историческом уровне развития предпринимательской культуры достойное место.

5. Духовность позволит современному российскому предпринимательст
ву соотносить свою деятельность с общечеловеческими ценностями и
избегать неэтичных шагов в бизнесе. В качестве ее определяющих при
знаков следует признать высокую роль в предпринимательской дея
тельности внеэкономических факторов успеха, моральных и духовных
стимулов; социальное служение, как безальтернативный способ выра
ботки и утверждения предпринимательских ценностей для достижения
общественного согласия; особое отношение к государству и его интере
сам как высшей ценности со стороны предпринимателей и уникаль
ность государственности, предполагающую гуманное отношение к со
временному российскому предпринимательству.

6. Предпринимателям всех уровней на современном этапе в России необ
ходимо заботиться о нравственной легитимизации своей деятельности,
ценить свободу, провозглашающую сочувствие и человеческое состра
дание, толерантность, добросовестность, честность, выполнение долга,
гармоничное сочетание духовного и материального богатства личности
и общества при приоритете духовного совершенствования человека.
Духовные ориентации и нравственные ценности нового российского
предпринимательства необходимо искать в качественно новом, но со
храняющем позитивное значение старого, ценностном пласте культуры.
Для его формирования, в первую очередь нужен социально ориентиро
ванный курс модернизации при наличии общей идеи, определяющей
роль, которую предпринимательство собирается играть в обновлённой

13 России. Социокультурные особенности и исторические традиции российского предпринимательства должны «вписаться» в предпринимательскую идеологию, определяя основные направления предпринимательской деятельности и постепенно способствуя ее глобальной гуманизации.

Изложенные положения составляют приращение знания, связанное с проблемой духовности как фактора формирования культуры российского предпринимательства, достигнутое в диссертационном исследовании.

Апробация диссертации. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на аспирантских семинарах, на научно-практической конференции сотрудников, аспирантов и студентов ФГОУ ВПО НГМА (г. Новочеркасск 2003г.), а так же на научно-теоретической конференции «Пятые межрегиональные научные чтения по актуальным проблемам социальной истории и социальной работы» (г. Новочеркасск 2004г.). Положения диссертационного исследования были напечатаны в сборниках научных трудов. Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите кафедрой философии ФГОУ ВПО НГМА.

Научно-практическая значимость диссертации. Результаты диссертационной работы позволяют углубить теоретические представления в области социальной философии, культурологии, социологии, менеджмента, социальных дисциплин, связанные с изучением проблем духовности в формировании культуры в условиях современной российской действительности. Материалы диссертации могут быть использованы в вузовских учебных курсах по социальной философии, социологии, социальной психологии, научного менеджмента и ряда других дисциплин при подготовке спецкурсов и спецсеминаров.

Структура работы. Задачи и избранные направления определили структуру диссертации. Она состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка использованных источников. Текст диссертации занимает 178 страниц.

Основные понятия проблемы исследования

Основным понятием исследования является духовность предпринимательства. Однако прежде чем приступить к социально-философскому анализу этого феномена, мы считаем необходимым кратко охарактеризовать «духовность» вообще и обратиться к понятию «культура», поскольку духовность представляет собой один их факторов ее развития.

«Культура» одно из самых часто употребляемых понятий в научной мысли, и в повседневном сознании. Я. Щепаньский отмечает обилие подходов к культуре, множество трактовок этого понятия, его смыслов и общественных институтов: убеждений и верований, ценностей, знаний и навыков, усвоенных представителями данного общества и дополняющих внешние системы принуждения и коммуникаций1. B.C. Степин дает следующее опреде 15 ление понятия культура: «Культура - система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности. К ним относятся программы поведения и общения, выступающие условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех её основных проявлениях»2. Эти программы составляют корпус культуры и представлены многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентации и т.д., образующих в своей совокупности и динамике исторически накапливаемый социальный опыт.

Нам представляется, что деятельностный подход к понятию культура наиболее точно отражает контекст нашего исследования. Сторонники этого подхода - представители ростовской философской школы: В.Е. Давидович, Е.В. Золотухина-Аболина, Т.П. Матяш и др. Деятельностному подходу уделяли большое внимание Д. Бэкхерст, В.В. Давыдов, П. Козловский, Р. Фредерик, Н. Зарубина, В.А. Кутырев, В. Лекторский, В.Г. Федотова, Ф. Даллмар и др.

Еще со второй половины XVIII века культура начинает рассматриваться как особый аспект жизни общества, связанный со способом осуществления человеческой деятельности и характеризующий отличие человеческого бытия от животного существования. Тогда же возникает несколько направлений в разработке проблематики культуры.

Первое направление акцентировало внимание на особенностях культуры в различных типах общества, рассматривая различные культуры как автономные системы ценностей и идей, определяющих тип социальной организации (К этой позиции примыкали Шпенглер, Данилевский, Сорокин, Тойнби, Риккерт, Кассирер). Во втором направлении культура рассматривалась как процесс развития человеческого разума и разумных форм жизни, противостоящих дикости и варварству первобытного бытия человечества; как историческое развитие человеческой духовности - эволюция морального, эстетического, религиозного, философского, научного, правового и политического сознания, обеспечивающих прогресс человечества (нем. классич. идеализм — Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель; нем. романтизм - Шиллер, Шлегель; нем. просвещение — Лессинг, Гердер).

Волков Ю.Г. и Мостовая И.В. рассматривают культуру как «систему духовных кодов, некую информационную программу, которая заставляет людей воспринимать происходящее в определенном свете, поступать так, а не иначе, оценивать события и действия предвзято»3.

А.С. Ахиезер, основываясь на историческом опыте России, определяет культуру как совокупность программ духовной деятельности людей — организационного и ценностного опыта, жизненных и нравственных идеалов, социальных отношений4. Е.В. Глущенко считает, что «культура - это усилия, сопряженные с внутренним усовершенствованием человека»5.

В этой работе мы полагаем возможным рассматривать культуру как систему идеалов, ценностей, норм и образцов поведения, регулирующих отношения между людьми, представляющую собой процесс духовного производства по созданию, хранению, распространению и освоению духовных ценностей, норм, знаний, представлений, значений и символов и формирующую духовный мир человека. На наш взгляд культура - это выражение сущностных сил человека в духовной и материальной сфере, это степень человеческого в человеке. В этом контексте мы будем рассматривать духовность как фактор становления культуры предпринимательства.

Можно выделить два больших и связанных между собой блока универсалий культуры, в системе которых выражены наиболее полные представления об основных компонентах и сторонах человеческой жизнедеятельности, о месте человека в мире, о социальных отношениях, духовной жизни и ценностях человеческого мира, о природе и организации её объектов и т.п. М. Мид и К. Клакхон предлагают отнести к универсальным компонентам культуры следующие элементы общества: язык - как символику и смысл действий; ценностную систему как совокупность жизненных целей и средств, идеалов, мировоззрений, мифов, идеологий; символы, понятия и смыслы, которые придаются действиям; типичные связи и взаимодействия (ценностные, функциональные, ритуальные и т.п.); образцы и эталоны поведения6.

Преобразование общества и типа цивилизационного развития всегда предполагает изменение глубинных жизненных смыслов и ценностей, закреплённых в универсалиях культуры. Это происходит потому, что переустройство любого общества всегда связано с революцией в умах, с критикой ранее господствовавших мировоззренческих ориентации и выработкой новых ценностей. Никакие крупные социальные изменения невозможны вне изменений в культуре, а любые изменения в культуре возникают только благодаря творческой активности личности. Культура оценивает реальность в категориях возможности, вероятности, прошлого и будущего, в различных модальностях. Она всегда несет в себе оценки любого реального или возможного явления с точки зрения идеала независимо от возможности воплотить его. А. С. Ахиезер полагает, что «она - напряженный поиск человеком самого себя в мире и мира в себе» .

Роль религиозного фактора в формировании духовности предпринимательства

Все содержательные проявления духовности: любовь, дружбу, верность, патриотизм, предполагающие альтруистичность поведения, способность к самопожертвованию, пронизывает, держит на себе принцип служения. Это «моральная моральность», о которой писал И. Кант.

Наиболее ярко принцип служения воплощен в религии. В ней норма самоотречения и жертвенности провозглашается наиболее жестким образом. Это ее «фундамент, самый глубокий корень духовности»1. Выходить за пределы собственных интересов, поступаться ими ради других людей - минимальное требование религиозности, совпадающее с моралью.

Религия является одним из наиболее важных духовных феноменов, сопутствующих всей истории человечества, одной из важнейших составляющих духовной жизни. В своей работе «Духовность, экономизм и «после»: драма взаимодействия» В.А. Кутырев делает заключение о том, что «вера в Бога является базовым условием существования культуры и духовности»2.

Л. Суперфин называет религию «концентратом общечеловеческих моральных устоев, без которого немыслимо нормальное функционирование со-циума» , а Дж. Робинсон говорит о религии «как о способе существования, который предписан нам потому, что поддерживает мораль»4.

Е.В. Глущенко отмечает, что «религия традиционно оказывала исключительное воздействие на различные аспекты индивидуального и общественного бытия, давала ответы на кардинальные экзистенциальные проблемы, вырабатывала нормы социально целесообразного поведения людей, направленные на обеспечение стабильности и жизнеспособности общественного организма».

Все религии интересовались не только духовно-нравственными вопросами, но и непосредственно вмешивались в повседневную хозяйственно -экономическую деятельность людей, санкционируя божественным авторитетом отношения собственности, владения, благословляя одни виды экономической деятельности и негативно относясь к другим . Богатство, власть, любовь, долголетие, укрепление родственных или социальных связей - вот обычные цели реальной жизни, допускаемые или признаваемые в каждой религии.

На протяжении исторического развития религия всегда затрагивала проблемы экономической жизни. Она стремилась давать адекватное данной эпохе идеологическое обоснование экономических процессов, формировала духовные стимулы хозяйственной деятельности и нравственные критерии экономического поведения в обществе, в том числе предпринимательства.

Иммануил Кант характеризовал религию как направляющую силу. Он считал, что основоположения религиозных учений являются не просто взглядами на жизнь, а жёсткими требованиями, которые регламентируют человеческую жизнь и указывают человеку, как именно он должен направлять и распределять свои усилия; они есть постулаты практического разума и как таковые представляют собой «не теоретические догматы, но предположения для необходимого практического стремления» .

Немецкий социолог и философ Макс Вебер в работе «Индуизм и буддизм» подчеркнул, что существенные различия цивилизаций ярче всего проявлялись в их духовной сфере, доминантой которой выступали религии. В его концепции они стали основным дифференцирующим фактором, ибо вполне логично было предположить, что именно различия в духовной, ценностно-мотивационной сфере при прочих относительно равных условиях послужили причиной коренного расхождения путей развития цивилизаций в дальнейшем. М. Вебер отмечал, что религиозная вера всегда создавала «психологическую устремлённость, которая указывала индивиду направление и нормы жизни, поведение и убеждение в его правильности» .

Итальянский христианский мыслитель Джироламо Савонарола, учение которого явилось одной из важных вех в становлении идеологии Реформации, был убежден в личной ответственности человека перед Богом за свой моральный выбор, воплощенный в остро индивидуально выстроенной судьбе земного существования.

Многие религиозные системы содержат в себе некоторую непоследовательность в запретах и предписаниях, но эта непоследовательность связана с тем, что каждая подобная религиозная система обосновывает жизни не индивидуальной личности, но общества, распределяя при этом свои различные указания между различными социальными группами, занимающими особое место в общественном разделении траты сил. Обоснование фундаментальных ценностей, связанных с осмыслением целей и характера всей повседневной, в том числе и трудовой деятельности, должно было уходить своими корнями к глубинным представлениям об основах бытия и не могло осуществляться вне религии, составлявшей фундамент массового традиционного сознания.

Попытаемся проследить за влиянием религии на процесс формирования предпринимательской культуры, так как нам представляется, что навязчиво предлагаемые ценности индивидуализма, конкуренции, материального благополучия и качества жизни, воспринимаемые вне их связи с аскезой, долгом, профессионализмом, провоцируют стремление к обогащению любой ценой, упадок трудовых ценностей и усиление криминалитета, в том числе его активного вмешательства в экономическую жизнь.

Истоки и ретроспектива становления российского предпринимательства

Вопрос об отношении русской духовности к рыночным установкам далеко не однозначен. Он предполагает решение проблемы чисто культурологического свойства, а именно проблемы укоренённости экономического «древа» в духовном поле нации, в пространстве исповедуемых ею ценностей и святынь, этических мотиваций. Ведь, как писал Ф. Достоевский, «человек самостоятельно деловой образуется лишь долгою самостоятельною жизнью нации, вековым многострадальным трудом её - одним словом, образуется всею жизнью страны».

Для России предпринимательство не есть совершенно новое явление, «оно заложено в генетической памяти народа»2. Поэтому, на наш взгляд, необходимо ясно представлять себе, как исторически складывались взаимоотношения духовной и рыночной материи на русской почве, насколько глубоко проникли духовные ценности в поры русского рынка, в какой степени рыночная практика внедрена в русский мир духовности.

Здесь, конечно, на первый план выходит вопрос о соотношении православия и русского рыночного духа. Уже древнерусское купечество воспринимает от православия его «тихий свет», посредством которого оно осознаёт себя как «духовную личность». Как любая другая чистая структура деятельности предпринимательство есть структура деятельности перед Богом, и русское православие, онтологически завязанное на личностном переживании абсолюта, образует внутренний стержень, формирует чистые кристаллы национального предпринимательства, на котором создаётся русская матрица предпринимательской идентичности.

Расцвет российского предпринимательства начала двадцатого века был связан с деятельностью нескольких поколений русского купечества. Для большинства русских предпринимателей материальное благосостояние, обогащение, личный успех не были чем-то самодавлеющим. Развивая своё дело на самом современном уровне, они ставили перед собой задачи его религиозного осмысления, видели необходимость улучшения жизни народа, его просвещения и образования, поддержки культуры, науки, искусства. Какие же причины лежали в основе такой осознанно духовной и гуманистической направленности русского предпринимательства, каковы были истоки их возникновения? В данной главе мы попытались рассмотреть эти достаточно важные на наш взгляд вопросы.

Россия имеет свой собственный социокультурный путь практического развития понятий бизнеса и предпринимательства. Древнюю Русь всегда называли страной городов, которые давали «точки роста» чисто российскому предпринимательству: при князе Владимире их было 25, перед нашествием Орды 271, в царствование Ивана Грозного 715, при царе Алексее Михайловиче 9233. Были среди них и очень большие по тем временам города, которые становились оплотом развития предпринимательства, складочными местами, в которых сосредоточивались массы товаров, распределяемые отсюда как по стране, так и за рубеж. Вокруг городов возникало множество торговых и промысловых поселений. Сюда сходились для торговли, как тогда называли, «гостьбы» - купцы, бобровники, бортники, звероловы, смолокуры, лыкодёры и другие тогдашние «промышленники». Места эти получили названия погостов (от слова «гостьба»). Позже, уже после принятия христианства, в этих местах, как наиболее посещаемых, строились церкви и устраивались кладбища. Здесь совершались сделки, заключались договоры, отсюда пошла традиция ярмарочной торговли. В подвалах церквей хранился необходимый для торговли инвентарь (весы, меры), складывались товары, а так же хранились торговые договоры. За это духовенство взимало с торговцев особую пошлину.

Купцы и предприниматели в Древней Руси не были выделены в отдельное сословие. В предпринимательской деятельности участвовали все слои общества (в том числе князья и бояре). Тем не менее, уже в XI-XII веках русское законодательство дорожит жизнью купца, и за голову купца полагался штраф вдвое больший, чем за голову простого человека (12 гривен и 5-6 гривен). Первый русский свод законов «Русская Правда» был пронизан духом предпринимательства. Когда читаешь его статьи, то убеждаешься, что он мог возникнуть в обществе, где важнейшим занятием была торговля, а интересы жителей тесно связаны с результатами торговых операций. «Правда», -пишет В.О. Ключевский, - строго отличает отдачу имущества на хранение — «поклажу» от «займа»; простой заём, одолжение по дружбе, от дачи денег в рост из определённого условленного процента, процентный заём краткосрочный от долгосрочного и, наконец, заём — от торговой комиссии и вклада в торговое компанейское предприятие из нераспределённого барыша или дивиденда4.

Успешный рост предпринимательской деятельности в Древней Руси подтверждался широким развитием кредитных отношений. Новгородский предприниматель купец Климята, живший в конце ХИ-начале XIII века, сочетал свою широкую торговую деятельность с предоставлением кредитов (отдачей денег в рост). Но по поводу предпринимательского кредита на Руси было особое мнение. Считалось не по-христиански брать высокие проценты. Однако пришлые люди пытались заниматься ростовщичеством под огромные проценты, что зачастую кончалось для них плачевно. Нетрудовой, паразитический характер такого ростовщического дохода вызывал широкий протест. Так, весной 1113 года в Киеве разразилось народное восстание, во время которого были разгромлены дома евреев-ростовщиков, взимавших огромные проценты, а так же занимавшихся скупкой и перепродажей по спекулятивным ценам продуктов широкого потребления. После этого восстания Владимир Мономах ввёл Устав, который резко ограничивал сумму процента, выплачиваемого по кредиту (не более 20 % в год), и тем самым подрывал позиции паразитического предпринимательства, нажившегося на народной нужде. По сути дела, ростовщичество как паразитическое предпринимательство было запрещено и всячески осуждалось. К богатству и богачам, к накопительству русский человек относился с большим подозрением. Многие в народе считали, что любое богатство связано с грехом. «Богатство перед Богом - большой грех». «Богатому черти деньги куют». «Пусти душу в ад - будешь богат». В русском народе всегда жила мечта о материальном достатке и благополучии, хотя, надо признать, что успех и богатство никогда не выходили на уровень культурного идеала, оставаясь в подчинённом положении по отношению к более высоким ценностям, таким, как духовное и нравственное совершенствование и общественное и государственное служение.

Похожие диссертации на Духовность как фактор формирования культуры российского предпринимательства. Социально-философский анализ