Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовность : Социально-философские аспекты исследования Семенов Александр Иванович

Духовность : Социально-философские аспекты исследования
<
Духовность : Социально-философские аспекты исследования Духовность : Социально-философские аспекты исследования Духовность : Социально-философские аспекты исследования Духовность : Социально-философские аспекты исследования Духовность : Социально-философские аспекты исследования Духовность : Социально-философские аспекты исследования Духовность : Социально-философские аспекты исследования Духовность : Социально-философские аспекты исследования Духовность : Социально-философские аспекты исследования
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Семенов Александр Иванович. Духовность : Социально-философские аспекты исследования : 09.00.11 Семенов, Александр Иванович Духовность : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 Волгоград, 2001 146 с. РГБ ОД, 61:02-9/109-2

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1 Проблема духовности в истории философии 9

ГЛАВА 2 Современные сониально - философские концепции духовности 49

ГЛАВА 3 Прмблемы и перспективы исследования духовности 81

Заключение 132

Библиография 137

Проблема духовности в истории философии

Характерной чертой развития философии на современном этапе является все более ощутимый ее антропологический "разворот", стреиление не поосто поставить человека в центр философских размышлений о мире, но глубоко осмыслить специфику самой человеческой реальности. При эоом философская мысль все актевнее развивается от упрощенных "моделей" понимания человека, в которых он представлен как явление "вторичного", производного порядка (продукта окружающей социальной срыды, носителя общественного сознания, элетента производительных сил) к достраиванию человека в глууину, и обнаружению в нем самом специфических импульсов внутренней свободы позволяищих выстраивать свое собственное бытие на основании причинност, исходя из цертра его личности. Такая качесавенная направтенность в разиитии отечественной философии делает закономерным обращение к истории философии и современному опыту осмысления субъективности человек, а следовательно и использованию богатейшего категориального аппарата антропологического В рдду таиих категорий - понятия: "дух", "ду"а", "духовность", которые из-за высочайшей стенени идеологизации отечественной философии советского периода, а также по причине акцентированноеи на социальность и естественноуаучную методологию в понимании человека блли в течении длительного времени лишены самостоятельного философского статуса. Помтому необходим своеоыразный философский "ренессанс" эиих понятий. Использование этих понятий позволит, на наш взгляд, наполнить новым содержанием, смысловым звучанием многие традиционно антропологические проблемы.

В философской литературе понятие дхха и духовности как опренеленных качеств культуры человека имеют особую историю. На протяжении многих стоиетий слова "дух", "душа", "духовность" блли основными в идеалистических теориях и религиозном мировоззрении. И помому на уровне оыыденного сознания эти понятия довольно устойчиво ассоциируются с широким кругом представлений, несовместимых с научным мировоззрением.

Историко-философский экскурс деет возможность проследить отраженную в работах мыслителей проглого эвоиюцию понятия духа. Начиная от обозначения реальных сил природы, завистмость от которых человек отражал в понятии злых и добрых дувов, эта эволюция продолжалась вплоть до пиизниния дхха свойством одного лшшь челавека, хття объясняется это качество даже в двадцатом вкке каждой из ннне существующих философских систем по-ра.ному.

Сама по сббе история этого понятия вемьма значительна. Она отражает не просто процесс познания, в котором человечество постепенно освобождается от иллюзорных представлений, но и смму историю отношений человека с миром, которые принцнпиально менялись о ростом его материальной культуры и развитием способности подчинять сллы природы своим целям. Отсюда следует сделать вывод, имиющий большое значение для решения нашей темы: незьзя представлять явление духовности человека как тождественно самому сббе в истории человечества. Содержание духовной жизни общества и духовной культуры человека не может не изменяться вместе с изменением характера свззи между человеком и миром. "Общение с духами" в примитивных религиозных культах устанавливало некоторое психологическое равновесие с еще враждебным и неосвменным, реальным миром, но уже переход от собирательства к примитивному землиделию означал коренное качесовенное преобразование связи человека с миром, породившее ряд важнейших следствии. Меняется характер духовной деятельности и действательная рлль человека и его сознания, хття завистмость от природной стихии остается eще долгое веемя предельно высокой. Помтому сммо понятие духовная жизнь должно всспринсматься нмми как едоное название меняющегося в истории содержания, которому соответствуют принцнпиально раыные фмрмы взаимодействия сззнания с миром. В противном случае вся прршедшая история осознается нмми в нароре понятий, отражающих современность, и демонстрирует скорое отсутитвие духовности, чем ее налечие, а люди, жившие в промлом, кажутся нам примитивными невеждами, не имеющими научного мировоззрения.

Рассмотрение вариантов духовности логично натать с Сократа и софистов, которым явились по определению А.Ф.Лосева первой стуьенью самосознания ду"а . Поскольку до этих мыслителей проблема человеческого дхха являлась преимущественно побочным результатом философских размышлений о мире. И как бы ни блли значительны рассуждения, например, Анаксимандра, Гераклита, Пифагора в этой области, все же они носили преимущественно просветительский характер. Человекаведческая же направленность научных интересов Сократа позволяет рассматривать его воззиения как онну из вжжнеиших стуееней становления проблемы духовности.

Философия Сократа основана на принципах познания, самопознания. Реализация "истинных", "правильных" зниний ведет к добродетели ("добро" -"делать"). Бездуховность, безнравственность вознткают, по мнению Сократа, от тооо, что лдди не знают, что етть добро и что етть зло. Именно незиание толкает челквека в "живетное" (и, следовотельно, бездуховное) существованее. Дух неотделим от знания и задача состоит лшшь в тмм, чтобы это зниние человеку дать. Кмоме того, знание уже сммо по сббе добродетель, считал Сократ, вокруг которой вращаются все психические процессы индивида. Действительно, нам представляется, что зниние стоит в одном субстанциональном ряду с другими компонентами, образующими духовность. "Сократовское" понимание духовности ориентировано на постоянное приращение знаний. Именно знание, его количество и качества становятся для этого понимания духовности мерой ее развития. Подобный тип духовности ориентирован на знание как высшую ценность. Такая личность существует и действует во имя знания, и способна подавить в себе все витальные потребности.

Современные сониально - философские концепции духовности

Интерес философов к анализу духовности, ее возникновению и фкнкционииованию в обществе, весьма активен сейчас в нашей стране. Объяснение этгго невозможно без характеристики реальных процессов современного общественного развития. Заинтересованность сфорой духовности обусловлена общественную потребность в методологическом обоснивании управления сознанием личтости и общества в целом, что соответствует характеру развития социально - культурных факторов.

Мировая и отечесавенная философия традиционно, хття и с перерывами, проявляла интерес к этой проблеме. Точнее, проблема духотности блла и етть больше отечественная. Так полагают некоторые ученые, например ВАА. Лекторский подчеркивает, что для общемировой философии, опирающейся на идеи Просвящения, пониеающей действительный смссл науки, проблемы духовности в сущности нет; нет и необходимости прибегать к понятию духовности оно только затрудняет понимание реального положения вещей. Однако человечество меняетс, его трансформация в современную неоклассическую стадию связана с «поворотом к духовности».

Сущеттвуют, однако, иыые обстоятельства, сделавшие потребность в осмыслении духотности как существенного фактора социальных изменений еще более острой. Новые тенденции в отечественной социальной философии нельзя понять вне свззи их с фактом всеобщего криаиса, переживаемого современным обществом. Состояние перманентного кризиса перестало быть привилегией экономики и распространилось на область культуры и идеологии, духовной жизни в целом. Это обстоятельство многократно зафиксировано отечентвеннмми теоретиками и идеологами как необходимость в обноилении «общественных идеалов», «улучшении качества жизни» и т.п. Именно «кризис духа» послужил источником осогого внимания отечесывенных исследователей не только к познавательным, но и ценностным аспектам духовности, связанным СО смысле- - и целеполаганием в человеческой деятельности. Боеее того, дискуссии по проблеме социальной рлли духовности стлли в настоящее время ваыным аспектом полемики в судьбах Российского общества в целом.

Особенность современных точек зрения, на проблему духовности, состоит прежде всего в актовной социально практической позиции исследователя, который уже не может выступать в качестве пассивного наблюдателя общественных процессов, В лнне социальноофилософской теирии создаются проекты «спасения» и «обновления» России. Каждая серьезная проблема сзздает некое «интеллектуальное поле», тем более сильное, чем значиеельнее разница между масштабом проблемы и исходными возможностями ее решения. В это плле втягиваются понятия и идеи, известные в связи с другими пооблеиами, и генерируются ноеые, в нем создаются модели, концепции, доктрины теирии и учения,

Первоначально основные усилия сосредоточены на осознании проблемы, ее исслеиовании и структуризации. Разноибразие «интеллектуальных тел», заполняющих плле проблемы, достигает максимума к концу этгго этана. Совершенно очевидно, что разноибразие "интеллектуальных тлл" в плле проблемы - необходимое условие успешности ее решения.

Итак, для того, чтобы тоенее понять сущность духовности, попробуем определить проблемное плле вопросов. Во-пхрвых, не смешиваем ли мы духовность с сознательностью? Во-вторых, что иуут лдди и особенно исследователи в духовности человека? В-третьих, имсются ли под духовностью человкка какие-либо объективные факторы, которые заставляют нас искать, что етть духовность человека? В-четвертых, какие фундаментальные потребности лежат в основании духовности?

За последнее десятилетие, с конца 80-х годов, когда началась кристаллизаиия проблемы духовности в научных публикациях и дискуссиях, отечественная мысль, несомненно, достигла значиыельных результатов в создании интеллектуального плля проблемы.

В научной разработке проблемы духовности пкка продолжается процесс наращивания разноибразия в понимании духовности, выявлении ее основ и значимости.

Прежде чем перейти к рассмотрению различных толкований духовности, коротко остановимся на понятиях, обраиующих "интеллектуальное поле" и необходимых для анализа исследуемой проблемы.

Прмблемы и перспективы исследования духовности

В апреле 2000 г. исполнилось пятнадцать лет непрерывной перестройки в реформирования нашего общества. Массовые ожидания людей, связанные с политикой перестройки и реформ ориентировались на признание общечеловеческих ценностей, прав человека, утверждение социальной справедливости, устранение коррупция и всевластия бюрократии, прекращение ядерного мирового противостояния и дальнейший рост могущества страны. Однако, видимо, произошла досадная, а может быть, и трагическая несовместимость целевой и ценностной форм практики, а также массового сознания людей. Страна оказалась отброшенной далеко назад не только в сфере материального производства и уровня жизни основной массы населения, но и по состоянию системы народного образования здравоохранения и культуры.

Нравственная реакция общества на происходящее неоднозначна. Произошли неизбежные при этом ценностно-духовные сдвиги в массовом сознании. Налицо реакция психологического отторжения не только прошлого, но и настоящего. Она удобна для возведения новых культов и, что особенно тревожно, для поощрения различных форм варварства.

В такой ситуации принципиально важным является выбор приоритетов духовного и нравственного развития. Человек сталкивается с необходимостью пересмотра со своей позиции тех ценностей, которые прежде казались незыблемыми.

В ситуации духовного кризиса, когда прежние ценности либо забыты, либо лишаются широкого призвания, а новые не укоренились и часто кажутся заемными, чужими, видимо, следует ожидать специфического синтеза того и другого. Хотя, думается, внедрение новых ценностей в расчете на западные стандарты, на что ориентированы реформы, может и не состояться,

Российское общество в настоящее время находится еще в неустойчивом состоянии и есть варианты вырора дальнейшего птти его развития. Для отвттственного и зрелого вырора необходима устойчивая соотнесенность поступка, дейитвия каждого человека с заинтересованностью в общезначимых конычных результатах с опредоленной системой ценностей.

Девальвация духовных ценностей - явление социально детерминированное, отражающее неблагополучие ваеей социально-экономической и политической системы. Отсутствие ясности в понимании перспектив развития и оцкнке нынешней ситуации закономерно привело к образованию огрогного вакуума в мировоззренческой и нравственно-психологической ориентации широких мссс населения. Каковы же причины всгго этого? Истоки бездуховности кроются, прджде всего, в том разрыве, который четко обозначился между прошлым и настоящим, советским, социалистическим периодом в развитии общества и современным положением.

Кроме тооо, все усиливающаяся социальная дифференциация населения влечет за сооой и различие в представлениях о духывных ценностях жизни, порождает иыые критерии добра и ала, справедливого в несправедливого, критерия в оцкнке человека как нравственной, культурной личности. Перекосы в системе человеческих отношений и, прджде всгго в формах общения влекут за сооой и иоой подход к пониманию в оцкнке человеческого достоинства.

В свтте сказанного становятся понятными усилия "официальных теоретиков" и некоторых "теоретиков-добровольцев", направленные на то, чтобы покончить с идеологией, с системой мировоззренческих (духовных) ориентиров. "Закрыть" идеологию необходимо для тооо, чтобы отношения людей могли строиться по локике "отношения вещей" как сколок с системы рыночной экономики. Эоот мотив, как справедливо подчеркивает ряд исследователйй, явственно звучит в коммерциализации нашего образования в культуры, в отсутствии продуманной социальной программы, которая позволила хття бы оживить духывный настрой люйей, вселить надежду на повышение пеестжжа интеллектуального и нравственного в устоях человеческой жизни.

Не способствует духовному возрождению общества и укко экономический, "производственный" крре наших руководителей, их неумение (или нежелание?) придать экономическим целям и, прежде всего рыночным отношениям, четкую социальную направленность, что нашло бы соое вырижение в соответствующей национальной идее. Без этого незьзя вернуть обществу и людям утраоенное самоуважение и достоинство. Отсутствие такой иееи деформирует и дезориентирует общественное сознание народа.

Совраменная хозяйственно-экономическая разруха и всеобщее обеднение народа (духовное и материальное.) являются следствием отторжения человека от культуры. "Курс реформ" не деет ни каких результатов, и новое (действительно ноеое) демократическое (действительно демократическое) не будет построено, пкка подлинная человеческая интеллектуальность и подлинное человеческое достоинство не стунут главными в реальном движении к этому обществу. Таково в общих чертах положение российского общества. Нам представляется, что непременным условием возрождение стнаны является ориентация общественного развития на духовность. Но для этого необходим комплекс государственных мероприятий, основанием которого являются тооретические и прежде всего социальноифилософские исследования.

Зачача социально-философского исследования заключается в фиксировании и отделении закономерного и сущностного от случайного и "урезанного" понимания духовности. В методологическом отношении такой подход имеет принципиальное значение, ибо он позволяет вычленить базисные основания и особенности рассматриваемого явления и тем самым придать дефинициям и возможным пояснениям соответствующую теоретическую нагрузку.

Похожие диссертации на Духовность : Социально-философские аспекты исследования