Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Методологический аспект исследования проблемы культурного синтеза в западноевропейском раннем средневековье Метелев Алексей Витальевич

Методологический аспект исследования проблемы культурного синтеза в западноевропейском раннем средневековье
<
Методологический аспект исследования проблемы культурного синтеза в западноевропейском раннем средневековье Методологический аспект исследования проблемы культурного синтеза в западноевропейском раннем средневековье Методологический аспект исследования проблемы культурного синтеза в западноевропейском раннем средневековье Методологический аспект исследования проблемы культурного синтеза в западноевропейском раннем средневековье Методологический аспект исследования проблемы культурного синтеза в западноевропейском раннем средневековье
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Метелев Алексей Витальевич. Методологический аспект исследования проблемы культурного синтеза в западноевропейском раннем средневековье : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Барнаул, 2001.- 139 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-9/282-X

Введение к работе

Актуальность исследования. Обращение к проблеме культурного синтеза в западноевропейском раннем средневековье вызвано рядом обстоятельств.

Прежде всего, оно связано с недостаточным вниманием к раннему средневековью, которое стало уже традицией в научной литературе, несмотря на то, что в данный период на основе синтеза романских и варварских элементов закладывались основы европейской социокультурной общности. Но если социальная структура и отношения являются относительно изученными, то культура этого периода, а также ее связь с социальными процессами, до сих пор исследованы недостаточно. В результате некоторые весьма важные проблемы, в том числе проблема раннесредневекового культурного синтеза, не получили должного освещения.

Вместе с тем, исследование западноевропейского раннего средневековья необходимо не только для заполнения лакун в системе знания. Особое значение оно приобретает в современных российских условиях в связи со ставшей сегодня вновь чрезвычайно актуальной проблемой определения типа культурного развития России. От того, как она будет решена, во многом зависит выбор направления развития и перспективы Pqcchh, а также стратегия и тактика проводимых реформ. При этом для адекватного и объективного определения характера русской культуры в контексте ее взаимодействия с культурами Востока и Запада следует не только учитывать современное состояние этих культур и специфику их развития, но также обратить внимание на их истоки и особенности становления.

Наконец, в связи с тем, что в настоящее время наблюдается рост интенсивности различного рода межкультурных контактов, исследование становления западноевропейской культуры, происходившее на основе романо-германского синтеза культур, актуально и с точки зрения осмысления исторического опыта, который может быть полезен для выяснения как положительных и отрицательных сторон, так и самой возможности культурного взаимодействия подобного рода.

Состояние и степень разработанности проблемы. Несмотря на то, что специальные исследования, посвященные романо-германскому культурному синтезу, отсутствуют как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе, нельзя неЧ>тметить ряд авторов, которые в своих работах в той или иной степени касаются данной темы.

Из отечественных ученых, прежде всего, необходимо упомянуть

представителей петербургской медиевистики начала XX в., сторонников синтетического подхода к изучению культуры - Л.П. Карсавина и П.М. Бицилли. Обращаясь к исследованию раннесредневековой культуры и указывая ее главные составляющие, Л.П. Карсавин основное внимание уделял трансформациям христианства, церкви и клира, анализировал особенности восприятия и интерпретации христианских идей различными социальными группами германского и романского населения. П.М. Бицилли рассматривал средневековую культуру с точки зрения форм и приемов мышления, а также особенностей миропонимания средневекового человека, определяющих некоторые черты литературы, изобразительного искусства и архитектуры. Однако в первую очередь обоих исследователей все же интересовали развитое и позднее средневековье.

Среди современных российских исследователей, обращавшихся к проблеме синтеза культур в раннем средневековье, следует, прежде всего, выделить В .И. У колову, С.С. Аверинцсва и А.Я. Гуревича. В монографиях и статьях В.И. У кодовой и С.С. Аверинцева проблема генезиса средневековой культуры рассматривается с точки зрения роли в данном процессе античного наследия и отношения к нему христианской церкви; при этом, главное внимание уделяется творческой деятельности наиболее известных представителей "ученой элиты". Известный отечественный медиевист А.Я. Гуревич, напротив, делает акцент на изучении германской (скандинавской) и народной культуры ("культуры безмолвствующего большинства").

Для исследования социального аспекта романо-германского культурного синтеза значимыми представляются работы А.Р. Корсунского, Е.В. Гутновой, З.В. Удальцовой и Ю.Л. Бессмертного, посвященные социально-экономической и политической истории раннего средневековья.

В. отличие от российских исследователей, традиционно
интересующихся преимущественно социально-экономической

проблематикой, западные авторы - медиевисты склонны уделять большее внимание изучению социокультурных процессов.

С этой точки зрения особого внимания заслуживают исследования представителей "школы "Анналов"", прежде всего, работы М. Блока, Ж. Ле Гоффа, Ж. Дюби, Ж. Флори и М. Рихтера, отличающиеся привлечением широкого круга разнообразных источников, применением оригинальных методик исследования и разработкой своеобразных теоретических подходов к изучению культуры средних веков. Вместе с тем, как и российские авторы, западные исследователи проявляют интерес в основном к культуре Высокого средневековья. Что же касается рассмотрения синтеза культур раннего средневековья, то оно чаще всею сводится лишь к выяснению особенностей культуры и ментальностей различных социальных групп, а также к указанию германского или

романского происхождения тех или иных элементов культуры. Исследованию самого процесса синтеза, а тем более его основам внимание почти не уделяется.

Помимо работ представителей "школы "Анналов"" определенную ценность представляют труды Р. Тарнаса и М. Вебера. Причем историко-социологаческие исследования явлений культуры, а также их трансформаций М. Вебера до сих пор представляют интерес не только в практическом, но и в методологическом плане.

Кроме уже указанных необходимо выделить ряд авторов, работы которых хотя и не касаются непосредственно поставленной проблемы, но вместе с тем представляются ценными в методологическом аспекте. Для рассмотрения социальной стороны романо-германского культурного синтеза привлекались социально-философские концепции К. Маркса, П. Сорокина и К.Х. Момджяна, а также культурно-исторические исследования М.М. Бахтина. Для исследования синтеза культур раннего средневековья с точки зрения их сущности использовались теоретические разработки Х.-Г. Гадамера, Ф. Ариеса, Г. Телленбаха, Ф. Грауса, К. Манхейма, Г.М. Андреевой и Ю.В. Бромлея.

Таким образом, проведенный обзор литературы показал, что по поводу поставленной проблемы сложилась следующая ситуация. Относительно неплохо разработан вопрос о том, что собой представляла культура развитого средневековья. Известны ее основные источники: романская (шире - античная) и варварская (преимущественно германская) культуры, а иногда наряду с ними говорят о христианстве (или в другом варианте - об иудейской составляющей). Однако сам процесс складывания из разнородных частей чего-то целого в данном случае представляется смутно. Остается не вполне понятным и то, каким образом и на каком основании могло произойти соединение римской культуры, достаточно развитой, имевшей многовековую историю и значительные достижения, с культурой варварских (в основном германских) народов, находившихся на сравнительно невысокой ступени развития, а также с христианской религией, которая имела иудейские корни. Притом, что между поселившимися в V в. в западно-римских провинциях варварами и местным населением первое время существовали очень сильные различия. Разными были: религия и верования; право и правосознание; язык; обычаи; быт и т.д. Все это становилось причиной этнического антагонизма и глубоких противоречий между германцами и римлянами.

Объектом исследования является, таким образом, социокультурная система раннесредневековой Западной Европы.

Предметом исследования служит романо-германский синтез культур в раннем средневековье.

Учитывая всю сложность указанной проблемы и не претендуя на ее исчерпывающее решение, представляется возможным сформулировать следующие задачи и цель исследования.

Цель и задачи исследования. Цель данной диссертационной работы сосной і в шм, чтобы развить поставленную проблему. Иными словами, следует обозначить основания ее рассмотрения, наметить оптимальный путь исследования, а также выяснить основы синтеза культур западноевропейского раннего средневековья, то есть определить те факторы, благодаря которым стало возможным соединение столь различных - германской и романской -культур.

Для достижения этой цели необходимо решение нескольких задач.

  1. Выбрать подход и методологию, оптимальные для рассмотрения поставленной проблемы, а также определить "параметры" исследования, то есть, его масштаб, временные и локальные рамки.

  2. Рассмотреть раннесредневековый синтез культур последовательно в двух основных аспектах - социальном и культурном, с тем, чтобы установить связь культурных явлений и процессов с социальными.

3. При исследовании социальной стороны культурного синтеза
определить наиболее приемлемый вариант групповой дифференциации
романской и германской общностей, а также реконструировать процесс
взаимодействия романских и германских групп.

4. Рассматривая собственно культурную сторону романо-
германского синтеза определить, что является сущностью, квинтэссенцией
культуры выделенных социальных групп и на конкретном примере
рассмотреть синтез культур с точки зрения сущностных элементов
взаимодействующих субкультур.

Теоретико-методологическая основа и методы исследования.

Парадигмальной основой данной работы выступают концепции представителей деятельностного подхода к социокультурной реальности -Э.С. Маркаряна и М.С. Кагана. Для рассмотрения социальной и собственно культурной сторон романо-германского синтеза культур применяются - системная модель общества К.Х. Момджяна и теоретические модели социокультурных систем таких представителей "школы "Анналов"" как М. Блок, Ж. Ле Гофф и А.Я, Гуревич.

В исследовании используются: структурный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический и герменевтический, а также общелогаческие методы.

Источниковая база. Основной корпус источников, ка которые опирается данное исследование, составили исторические произведения Григория Турского, Эйнгарда, Иордана, Агафия Миренейского,

Олимпиадора и Прокопия Кесарийского, философские трактаты А. Августина и Боэция, а также ряд позднеантичных и раннесредневековых хроник.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Оптимальной для эффективного исследования романо-
германского синтеза культур является деятельностная парадигма
культуры. Причем ряд ее основных концептуальных положений
согласуются, а некоторые совпадают с методологическими принципами
"школы "Анналов"". С этой точки зрения деятельностный подход может
рассматриваться как метатеория или философское обоснование
теоретических постулатов и эмпирических исследований представителей
данного направления.

2. Основными субъектами романской, германской и романо-
германской культур в раннем средневековье являлись большие социальные
группы, занятые различными видами деятельности. В связи с чем, данные
культуры можно дифференцировать на субкультуры в соответствии с
групповой структурой раннесредневекового общества.

  1. Сущностью, «ядром», квинтэссенцией культуры различных групп раннего средневековья являлась их ментальность, понимаемая в узком смысле и трактуемая как система надындивидуальных, устойчивых, преемственных и неосознанных предпосылок, образов и образцов мышления, то есть как совокупность основополагающих и базовых средств деятельности.

  2. Романо-германский культурный синтез стал возможет? благодаря сходству менталыюстей германских и романских групп, занятых аналогичными или похожими видами деятельности. Это и было основой синтеза культур в западноевропейском раннем средневековье.

Научная новизна исследования заключается, во-первых, в соединении и согласовании социально-философской деятельностной парадигмы и методологии истории "школы "Анналов"", во-вторых, в применении этих концепций к малоизученной проблеме синтеза культур западноевропейского раннего средневековья и, в-третьих, в выявлении основ романо-германского культурного синтеза.

Достоверность и обоснованность результатов исследования

обеспечивается теоретико-методологической основой работы, применением философских и научных методов, а также большим количеством иссле ^овзнкых источников.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем синтезированы деятельностная парадигма и подход «школы «Анналов»» к изучению социокультурных систем, а также предложены основания и

схема рассмотрения взаимодействия культур. Кроме того, автором определено понятие «ментальность» и вьшвлены социокультурные основы синтеза культур. Изложенный в диссертационном исследовании материал представляет определенную ценность для расширения теоретического поля социальной философии и развития ее методологического инструментария, а также для становления новых подходов к изучению социокультурных систем и социокультурных взаимодействий.

Практическая ценность диссертации заключается в возможности использования ее основных положений в подготовке и чтении общих и специальных курсов по философии, социологии, истории и культурологии. Результаты исследования могут представлять интерес для философов, социологов, историков, культурологов и этнологов, изучающих трансформацию и взаимодействие культурных общностей.

Структура работы подчинена ее общим задачам и цели. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, ставится проблема, формулируются цель и задачи исследования. В трех главах основной части диссертационной работы последовательно решаются поставленные во введении задачи, то есть определяются методологические основания исследования, рассматриваются социальная, а затем собственно культурная стороны романо-германского синтеза культур. В заключении подводятся основные итоги работы, формулируются обобщающие выводы и намечаются перспективы дальнейшего исследования.

Апробация работы проводилась на теоретико-методологических
аспирантских семинарах и заседаниях кафедры философии АГУ.
Принципиальные идеи исследования были представлены на Первой
научно-практической конференции молодых исследователей

исторического факультета АГУ "Гуманитарные исследования на пороге нового тысячелетия" (г. Барнаул, январь 2001 г.). Ряд основных положений работы были . сформулированы в докладе на IV ежегодной сессии Всероссийского семинара молодых ученых "Дефиниции культуры" (г. Томск, октябрь 1998 г.) и публикациях по теме исследования.

Похожие диссертации на Методологический аспект исследования проблемы культурного синтеза в западноевропейском раннем средневековье