Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовные ценности в военно-профессиональном сознании офицерского корпуса России: социально-философский анализ Смирнов Евгений Валерьевич

Духовные ценности в военно-профессиональном сознании офицерского корпуса России: социально-философский анализ
<
Духовные ценности в военно-профессиональном сознании офицерского корпуса России: социально-философский анализ Духовные ценности в военно-профессиональном сознании офицерского корпуса России: социально-философский анализ Духовные ценности в военно-профессиональном сознании офицерского корпуса России: социально-философский анализ Духовные ценности в военно-профессиональном сознании офицерского корпуса России: социально-философский анализ Духовные ценности в военно-профессиональном сознании офицерского корпуса России: социально-философский анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Смирнов Евгений Валерьевич. Духовные ценности в военно-профессиональном сознании офицерского корпуса России: социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Смирнов Евгений Валерьевич; [Место защиты: Моск. гос. техн. ун-т им. Н.Э. Баумана].- Москва, 2008.- 184 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/11

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы проблемы духовных ценностей в военно-профессиональном сознании офицерского корпуса 23

1.1. Военно-профессиональное сознание как объект социально-философского анализа 23

1.2. Духовные ценности и их место в военно-профессиональном сознании офицерского корпуса России 44

Глава 2. Трансформация и тенденции развития духовных ценностей в военно-профессиональном сознании офицерского корпуса России 64

2.1. Трансформация духовных ценностей в военно-профессиональном сознании офицерского корпуса России 64

2.2. Тенденции развития духовных ценностей офицерского корпуса в современном российском обществе 82

Глава 3. Совершенствование процесса формирования духовных ценностей в военно-профессиональном сознании офицерского корпуса России в современных условиях 102

3.1. Модель процесса формирования системы духовных ценностей офицерского корпуса России 102

3.2. Условия и пути совершенствования процесса формирования духовных ценностей в военно-профессиональном сознании офицерского корпуса России 122

Заключение 155

Список литературы 168

Духовные ценности и их место в военно-профессиональном сознании офицерского корпуса России

Безусловно, одна из важнейших проблем для любой власти - это наличие дисциплины и порядка в обществе и государстве. Как представляется, важным шагом в решении этой проблемы и одновременно теоретической предпосылкой к этому является исследование системы ценностей, отвечающей требованиям общества и военного строительства, выявление тенденций её реального формирования, противоречивость формирования, учёт которых позволит определить духовные ценности военно-профессионального сознания офицерского корпуса Российской армии, как основы их жизнедеятельности.

Социальные ценности, преломляясь в сознании личности, придают ей определённую устойчивость, преемственность поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценности выступают существенным фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию профессиональной деятельности офицерского корпуса.

Ценности, как известно, являются одним из важнейших факторов социальной интеграции, то есть условием обеспечения единства общества как целостной системы. Любая система стремится к устойчивости и равновесию. В сущности, всякое общество, осознаёт оно это или нет, занимается регуляцией деятельности, направленной на сохранение равновесия системы.

Исторический опыт предостерегает от нежелательных крайностей — избыточности ограничений (этим отличаются тоталитарные государства), так же как и недостатка последних; для каждого общества, несомненно, существует некий регуляционный оптимум норм и заповедей.

Это своего рода необходимое условие, основание для успешного формирования любой системы. Для формирующихся и функционирующих же внутри социальной системы (общества) отдельных автономных подсистем (например, для правовой подсистемы) окружающей средой являются иные ценности, чем для других подсистем (экономической, политической и т.д.). Система находит свою важнейшую ориентацию не в определённых состояниях самой себя или окружающего мира, а в своей соотнесённости с меняющимся ценностным пространством.

По мнению X. Перельмана, «строгая логическая дедукция и индукция не могут гарантировать перехода от того, что есть, к тому, что должно быть, от действительности — к норме, идеалу. Люди должны идти достаточно далеко в попытках оправдать идеалы».1 К. Аксаков в своей статье «О том же», исследуя основания государства Российского, пишет: «Вся сила в идеале. Да и что значат условия и договоры, как скоро нет силы внутренней? Никакой договор не удержит людей, как скоро нет внутреннего на это желания. Вся сила в нравственном убеждении. Это сокровище есть в России, потому что она всегда в него верила и не прибегала к договорам»". По нашему мнению, для построения целостного мировоззрения необходимо наличие такого основания, которое может связать в целостную, единую конструкцию разнообразные знания о мире. Понятно, что ни одно из существующих предметных знаний не может выступать в качестве такого основания, поскольку любое знание есть своеобразная проекция целостного объекта на некоторую предметную плоскость. Таким связующим материалом, как представляется, выступают духовные ценности, определяющие всю гармоничность, стройность и жизненность мира. Целостность мировоззрения определяется ценностным миропониманием, мировосприятием и мироотношением человека ко всему сущему. Именно ценностно-нравственное начало становится той главной, несущей и . связующей опорой, на основе которой формируется мировоззрение человека и разрешаются возникающие противоречия при освоении действительности. Потребности реформирования российских Вооружённых Сил, ориентация на качественные параметры в воспитании и морально-психологической подготовке личного состава со всей остротой ставят проблему духовно-нравственного оздоровления армии, формирования высокого уровня военно-профессионального сознания офицерского корпуса. Важной теоретической предпосылкой решения этой проблемы является обоснование духовных ценностей военно-профессионального сознания офицерского корпуса Российской армии, создание своеобразной модели должного, на которую можно было бы ориентироваться в практике воспитания офицерского корпуса. Практическое применение философской методологии в органическом единстве законов, принципов и категорий к исследованию социальных явлений становится эффективным тогда, когда используются определённые опосредующие звенья. В качестве одного из таких звеньев может служить диалектический подход, представляющий собой конкретизацию системного метода, прежде всего принципа взаимосвязи явлений, реализацию в конкретной форме основных идей диалектики.1 Такой подход позволил, например, Н. Лапину предложить и обосновать концептуальную модель духовных ценностей человеческой деятельности, интегрирующей в себе три взаимосвязанных ценностных подсистемы: - общечеловеческие ценности (добро, истина, красота, жизнь и др.); - телеологические (целевые) ценности (общее благо); - инструментальные ценности (средства достижения цели)." Н. Лапин отмечает, что общечеловеческие ценности выполняют роль эталонных представлений о должном, справедливом, прекрасном, полезном и т.д., соответствующих его потребностям, интересам. В этом качестве они являются личностным критерием оценки реальных или воображаемых предметов, явлений и обстоятельств человеческой жизнедеятельности, поэтому получили название «критериальных» представлений ценностного сознания.

Трансформация духовных ценностей в военно-профессиональном сознании офицерского корпуса России

Россия традиционно держалась Армией и Флотом, которые по праву считались ее самыми надежными союзниками и заступниками. И сегодня Вооруженные Силы по-прежнему являются важнейшим элементом системы национальной безопасности. Их мощь будет определяться не только технической оснащенностью, выучкой личного состава, моральным духом войск, но и образованностью, искусством командного состава. Нельзя забывать, что российский офицерский корпус с его традицией служения был и остается душой армии, ядром военной организации, главной государственно-охранительной силой. От патриотизма и профессионализма офицеров в значительной степени зависят судьба Отечества, предотвращение войн и победы, будущее российской вооруженной силы.

Служение России (отечественность) — путеводная идея русского офицерства. Это служение выходило далеко за рамки военного дела, проявлялось в государственной и общественной сферах, в области науки и культуры. Офицерами были все российские императоры. Погоны носили многие знаменитые поэты и писатели, композиторы и художники. Велик вклад офицеров в развитие географии, геодезии, статистики и других наук.

Вожди армии— выдающиеся офицеры— играли исключительную роль в смутные времена и годины испытаний.

Служить русский офицер всегда стремился по призванию. Чувствуя в своей душе священный огонь патриотизма, он проникался «религией войны, поэзией военного дела». Образование он получал не только в стенах кадетских корпусов, училищ и академий, не только из книг черпал военные знания. Подлинной кузницей офицерства с момента своего создания стала лейб-гвардия, при Петре I и его ближайших преемниках непрестанно участвовавшая в боях. Именно из рядов этого отборного войска первоначально комплектовался офицерский корпус. Он закалялся в огне военных кампаний и походах, многочисленных войнах: от Северной до Великой (как называли прежде Первую мировую). В XX веке на долю офицерства выпало пережить внутренний раскол, участвовать в Гражданской войне, испытать гонения, эмиграцию, репрессии. Но и в этой трагедии проявилась благородная личность русского офицера, высветились его высокие нравственные качества: готовность к самопожертвованию но имя Родины, любовь к военному делу, работа на будущую российскую армию. Позже, в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., вновь возродились боевые традиции русского офицерства, было восстановлено само звание офицера, упраздненное в 1917 году Это стало мощным стимулом в достижении Великой Победы

Помимо боевых вождей русский офицерский корпус выдвинул целую плеяду вождей идейных, блистательных военных умов. Достаточно вспомнить А. Хатова. П. Пестеля. Д. Милютина, Р. Фадеева, М. Драгомирова, Н. Обручева, Г. Леера, Н. Михневича, Д. Масловского, А. Мышлаевского, А. Геруа, А. Баиова, Е. Мартынова, Н. Головина, А. Незнамова, А. Свечина... Их творчество привело к созданию классической русской военной мысли, капитал которой велик и бесценен, но, к сожалению, все еще недостаточно нами усвоен

Военное дело, все более усложняясь, требует не только опыта, но и обширных знаний. Чтобы не отстать, необходима постоянная тренировка ума. Результаты военной реформы сегодня во многом зависят от идейного багажа, уровня подготовки и позиции командных кадров.

Проблемы офицерства и старой, и новой армии чрезвычайно созвучны. Через знание, воспитание, заветы и традиции необходимо унаследовать дух и ценности предшествующих поколений, восстановить офицерскую преемственность, вернуть звание офицера на должную высоту Нужно, чтобы служение России в офицерском мундире было делом чести, чтобы офицер знал и чтил свой исторический кодекс чести и, вслед за одним из героев Валентина Пикуля, мог с гордостью говорить: «Я, русский офицер, честь имею!»

Служа по призванию, офицеры являются в настоящее время представителями войска, носителями воинской чести и в этом смысле составляют особое сословие в государстве.

Дух армии всегда являлся важнейшим показателем развития военной организации общества. Часто вспоминают слова Наполеона о том, что успех в военном деле на три четверти зависит от духовных элементов и только на одну четверть от материальных, не вдумываясь в их глубину и значение. Но мало кто помнит слова Петра I, что материальные условия есть не более как ветвь для будущих плодов, корень же есть нравственный элемент.

История не раз подтверждала правильность этих мыслей и доказала, что наиболее существенным фактором, оказывающим принципиальное влияние на состояние вооруженных сил и, следовательно, на качество обеспечения военной безопасности государства, является наличие духовно-нравственных аспектов, лежащих в основе содержания процесса укрепления нации. Достичь высокого качества этого процесса невозможно в обществе, находящемся в состоянии раскола, внутренне разобщенном, где отсутствует генеральная консолидирующая идея, а основные социальные слои и политические силы придерживаются различных базовых ценностей и основополагающих идеологических ориентиров, что является характерным для сегодняшней России. В недалеком прошлом принципиальной ошибкой всей системы политработы в армии и на флоте было формирование морального духа войск исключительно на основе идеологического, классового, партийного подходов. Упор делался преимущественно на политическую аргументацию, идеологические штампы, пропагандистскую риторику и агитационные призывы. При этом игнорировался фактор веры, недооценивались психологический, культурный и правовой компоненты в воспитании офицерского корпуса.

Тенденции развития духовных ценностей офицерского корпуса в современном российском обществе

Воинская деятельность в России традиционно имеет преимущественно духовные основы. Духовность офицерского корпуса издавна рассматривается как важнейший показатель развития военного дела и состояния боевой готовности Вооруженных Сил.

Фельдмаршал М.И. Кутузов отмечал, что сколь ни велика роль воинского порядка и дисциплины, они окажутся бессильны, пока не оживятся «...тем воинским духом, который преображает все обстоятельства».

Обобщая опыт войн прошлого, один из основателей отечественной военной психологии П. Изместьев сделал вывод: «Армия не боеспособна, если она не одушевляется во всей своей массе: инициативой, интеллектуальностью, честностью, профессиональной гордостью и сознанием долга».1 В XXI веке мощь Вооруженных Сил России так же будет определяться не только технической оснащенностью и выучкой личного состава, но и состоянием духа войск. Российский офицерский корпус был и остается ядром военной организации Отечества, хранителем духовных основ военного дела. Именно от профессионализма и духовной силы офицеров в значительной степени зависят судьба России, предотвращение войн и победа в них. Новой военной организации государства нужен не наемник, не камикадзе, не робот, а сознательный гражданин России, всесторонне подготовленный к современной войне и готовый выступить на защиту своего Отечества с глубоким знанием военного дела. В современных условиях, когда политическая элита российского общества достаточно длительное время не может выработать концепцию и программу эффективного реформирования военной организации государства, процесс её стагнации продолжается. Одним из наиболее ярких показателей этого процесса является массовый уход из ВС РФ офицерских кадров, преимущественно молодых. Проблема сохранения станового хребта российской вооруженной силы - ее офицерского корпуса (особенно молодых офицеров) - одна из самых важных для всех должностных лиц и органов военного управления. Исторический опыт свидетельствует, что реформирование военной организации государства требует внесения серьезных коррективов в систему прохождения службы офицерским составом. Например, эта проблема особенно остро стояла перед русской армией начала XX века после поражения России в войне с Японией. Именно тогда всем стала очевидна необходимость срочных перемен в сфере обороны страны. В идеологии реформ и преобразований, которыми была богата наша военная история того времени, можно встретить положения актуальные и сейчас, на нынешнем этапе российского военного строительства. Вот самые важные выводы, которые были сделаны лучшими умами того времени: 1. Армия является оплотом Отечества, а офицер есть столп армии и России, и потому он должен служить достойно и верно, а Отечеству необходимо им дорожить. 2. Система прохождения службы должна быть справедливой, продвигать лучших, давать место и шанс ветеранам. 3. Офицер должен жить достойно, быть широко образован и уметь воспитывать солдат; унтер-офицер — быть «основой строя» (строевых частей), иметь высокую подготовку как специалист и снять нагрузку с офицеров по специальной (боевой) подготовке воина; солдат должен быть образован, воспитан, подготовлен как боец и предан Отечеству. 4. Высший командный состав обязан быть ответственным и достойным исполнителем возлагаемых на него задач. 5. Армия должна стать любимым детищем нации, и отечество обязано не скупиться на армию. 6. Правительству необходимо заниматься нуждами армии ежечасно, и его усилия должны объективно оцениваться армией и обществом, гласно разбираться, а неспособные или негодные для государственной службы из нее удаляться.1 Необходимо отметить, что поражение в русско-японской войне воспринималась российским обществом как личная трагедия, а дискуссия по армейским проблемам велась на высоком уровне, широко и открыто в военных, государственных и частных изданиях. Общие тенденции развития российского общества, к сожалению, пока таковы, что уровень образованности, культуры и нравственности населения (особенно молодого поколения, т.е. основной массы защитников Отечества) непрерывно снижается. С учетом возрастания значения информационной, интеллектуальной и технологической составляющих основ военного дела это потребует резкого повышения качества профессиональной и общей подготовки офицерского состава, хотя в сложных экономических условиях сделать последнее будет чрезвычайно трудно. Ценности, сформированные в общественном сознании за последнее десятилетие, изобилуют откровенным культом богатства, показной роскоши, игнорированием добросовестного труда, в том числе и ратного. По данным социологических исследований, в российском обществе значительно изменилось отношение к таким непреходящим ценностям как Отечество, патриотизм, верность героическим традициям, долг, честь, достоинство, готовность к самопожертвованию, уважение к истории своего народа. Очень сильно сместились акценты нравственно-социальных ориентиров значительной части общества: они стали не только более прагматизированными, конъюнктурными, но и эгоцентристскими и даже антисоциальными и антигуманными.1

Они противоречат установкам на самоотверженность и самопожертвование, воинской морали и психологии коллективного использования боевой техники и вооружения. Вряд ли эти ценности будут способствовать массовому героизму народа на поле битвы. Не лучшим образом на морально-психологическое состояние офицерского корпуса сказывается низкая материальная оценка обществом ратного труда, падение престижа военной службы и общественное унижение человека в погонах.

Условия и пути совершенствования процесса формирования духовных ценностей в военно-профессиональном сознании офицерского корпуса России

Процесс формирования духовных ценностей в военно-профессиональном сознании обусловливает и определяет степень уверенности офицерского корпуса в справедливости выполняемых задач по укреплению обороноспособности страны, в правильности, проводимой военно-политическим руководством государства политики, что позволяет решать поставленные задачи, действовать в соответствии с требованиями Конституции страны, военной присяги и воинских уставов, федеральных и иных законов, приказов командиров и начальников. Оно является следствием действия объективных и субъективных условий, факторов и обстоятельств, образа жизни и всей системы подготовки офицерского состава, прежде всего его нравственного и военно-профессионального воспитания, духовные ценности, доминирующие в государстве и обществе и воспринятые личностью являются основой морально-психологического состояния офицерского корпуса.

Важными характеристиками состояния духовных ценностей офицерского корпуса являются его показатели, которые целесообразно свести в две взаимосвязанные группы. Первая группа - общесоциальные показатели (как показатели духовной сферы), которая в свою очередь состоит из двух подгрупп. Первая подгруппа (базовые или устойчивые показатели): теоретическая и нравственная зрелость, воспитанность, подготовленность; сплоченность офицерского состава соответствующих воинских формирований на основе национальных духовных и нравственных ценностей, степень морально-психологического единства офицерского корпуса. Вторая подгруппа (ситуативные или динамические показатели): отношение офицерского корпуса к событиям внутренней и международной жизни, решениям президента и правительства, выполнению своего воинского долга и поставленных задач, поддержанию уставного порядка, соблюдению военной присяги и уставов, приказов командиров и начальников; уверенность офицерского состава в справедливости войны, в победе над врагом; готовность и настойчивость в решении поставленных задач и выполнении своего конституционного долга; решимость действовать самоотверженно и отстаивать интересы своего народа; боевая, и общественная активность офицерского состава. Вторая группа - военно-специальные показатели (или показатели предметно-практического плана): качество решения боевых и других задач; уровень боевой и другой военно-профессиональной подготовленности; обученности офицерского состава, войск в целом; состояние боевой техники и оружия; уровень уставного порядка, организованности и воинской дисциплины в подразделениях, частях и войсках в целом; организация боевой, общественно - государственной и морально-психологической подготовки войск. Своеобразие формирования духовных ценностей офицерского корпуса обусловлено многими факторами и обстоятельствами, среди которых ведущую роль играют: ценностные ориентации, системы ценностно-смысловых образований в воинских коллективах, доминирующие у них интересы и устремления, потребности и мотивы, жизненные ориентации, имеющийся у офицерского состава профессиональный и житейский опыт и др.; события широкого социального плана, внутриколлективного и индивидуально-личностного, экономического, политического, правового, военно-профессионального, нравственного и другого характера; задачи, которые предстоит выполнять офицерскому составу, средства и способы достижения поставленных целей, конкретные условия военно-профессиональной деятельности; особенности управления Вооруженными Силами, компетентность и авторитет военно-политического и военного руководства.

Кроме вышеперечисленных положений необходимо также отметить, что определяющая роль формирования духовных ценностей офицерского корпуса в деле укрепления обороноспособности обуславливается рядом следующих факторов:

Во-первых, активизация человеческого фактора всегда позволяла в максимальной степени реализовать преимущества, заключенные в новом оружии и боевой технике. Известно, что крупные изобретения в области оружия способны повысить боевые возможности в 10-100 раз. Однако продвинуться к новому качеству боевой техники и способов ее применения лишь на основе достижения научно-технического прогресса, без совершенствования самого офицера - невозможно.

Во-вторых, как показывает опыт крупных сражений и битв, при равных материальных условиях подготовки армий, одинаковом уровне их вооружения и техники, незначительных отличиях стратегии и тактики применения войск, побеждают те из них, где офицеры лучше подготовлены к тяготам и лишениям войны, где тверже и сильнее их моральный дух.

В-третьих, история войн и сражений знает, когда превосходящий в силе и боевой технике противник терпел поражения только потому, что уступал другой стороне в мощи морального фактора.

Многие выдающиеся русские полководцы и военноначальники, такие как А.В. Суворов, М.И Драгомиров, М.Д. Скобелев, М.И Кутузов и другие хорошо понимали огромную роль морального духа войск и придавали большое значение работе по его укреплению. Подтверждением тому служат труды Н.Головина (1867-1937), М.Драгомирова (1830-1905), Н.Михневича (1849-1927) и др. Так, русский военный теоретик Н.Головин в своих выводах по окончании первой мировой войны писал: «Минувшая война только еще раз подтвердила громадное значение духовных факторов для победы»1. Таким образом, эффективное использование человеческого фактора в деле повышения обороноспособности страны на современном этапе становится главным условием его успеха. При этом нельзя забывать, что его основными слагаемыми являются интеллектуальные качества человека: знания, мышление, интеллект. История военного искусства наглядно показывает, что духовные проблемы всегда так или иначе учитывались руководством любого государства и его Вооруженных Сил. Но в прошлом они были областью военного чутья, интуиции, эмпирического опыта, а не научных знаний. В настоящее же время это направление обеспечения безопасности базируется на теоретическом фундаменте научных разработок, подтвержденных многовековой практикой.

Глобальная информатизация общества, тенденция в развитии сил, средств и способов вооруженной войны, появление различных видов так называемого несмертельного оружия, все большее вовлечение населения в военные действия, гуманитарные катастрофы, как следствие военных действий, приводит к тому, что проблемы духовной готовности и способности населения и войск выдержать тяготы войны и добиться победы значительно усложняются.

Похожие диссертации на Духовные ценности в военно-профессиональном сознании офицерского корпуса России: социально-философский анализ