Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовные императивы профессионализма и особенности их реализации в подготовке педагогических кадров в условиях модернизации современного образования : социально-философский анализ Миронова Евгения Николаевна

Духовные императивы профессионализма и особенности их реализации в подготовке педагогических кадров в условиях модернизации современного образования : социально-философский анализ
<
Духовные императивы профессионализма и особенности их реализации в подготовке педагогических кадров в условиях модернизации современного образования : социально-философский анализ Духовные императивы профессионализма и особенности их реализации в подготовке педагогических кадров в условиях модернизации современного образования : социально-философский анализ Духовные императивы профессионализма и особенности их реализации в подготовке педагогических кадров в условиях модернизации современного образования : социально-философский анализ Духовные императивы профессионализма и особенности их реализации в подготовке педагогических кадров в условиях модернизации современного образования : социально-философский анализ Духовные императивы профессионализма и особенности их реализации в подготовке педагогических кадров в условиях модернизации современного образования : социально-философский анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Миронова Евгения Николаевна. Духовные императивы профессионализма и особенности их реализации в подготовке педагогических кадров в условиях модернизации современного образования : социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Миронова Евгения Николаевна; [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т].- Москва, 2009.- 147 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/529

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретико-методологические аспекты исследования профессионализма и его духовных основ 19

1.1. Профессионализм как целостное общественное явление: к вопросу обоснования 20

1.2. Духовные основания и императивы профессионализма 43

ГЛАВА ІІ. Теоретико-практические вопросы реализации духовных императивов в профессиональной подготовке педагогических кадров в условиях модернизации образования 72

2.1. Ценностные смыслы духовных императивов профессионализма 72

2.2. Содержание и механизмы реализации духовных императивов в профессиональной подготовке педагогических кадров 98

Заключение 124

Список использованной литературы

Профессионализм как целостное общественное явление: к вопросу обоснования

Исторической предпосылкой появления профессий является совместная деятельность социальных индивидов, которая порождает распределение занятий между участниками трудового процесса. Иными словами, в ходе совместной деятельности людей происходило (и происходит) разделение труда, которое, по сути, представляет процесс дифференциации видов трудовой деятельности в процессе исторического развития. Разделение труда структурирует трудовой процесс, обусловливает взаимосвязь его частей в форме обмена результатами деятельности. Исторически разделение труда является результатом развития производительных сил и одновременно одной из основных движущих сил общественного развития, стимулом и выражением как социальной дифференциации, так и социальной интеграции. Разделение труда привело к закреплению отдельных производителей за определёнными видами трудовой деятельности, что положило начало становлению профессий. «В начале» цивилизации каждый представитель профессии должен был знать целый ряд работ, уметь делать всё, что полагается для производства того или иного продукта или услуги. Впоследствии появление коллективного труда - в рамках мануфактур, крупного машинного производства - приводит к более широкому разделению профессий и появлению специальностей, представляющих по форме специализированные подвиды профессиональной деятельности. Всё это в конечном итоге предопределяет возникновение системы подготовки к трудовой деятельности определённых профессиональных групп.

При этом важно отметить, что разделение труда выступает в двух основных формах: а) разделение внутри общества (общественное), его ещё можно классифицировать как разделение деятельностное; б) разделение труда внутри отдельного предприятия, организации (техническое). Тем самым общественное разделение труда обусловливает дифференциацию и существование в обществе различных социальных функций, видов деятельности, выполняемых определёнными группами людей (профессиональное разделение труда, разделение занятий, специализация), и выделение в связи с этим различных сфер социума (промышленность, сельское хозяйство, наука, культура, образование, управление и т.д.). А, в свою очередь, техническое разделение труда определяется разложением определённого вида труда на ряд частичных функций, операций, выполняемых различными социальными индивидами в пределах какой-либо организации

Общественная и техническая формы разделения труда различны по характеру, однако тесно взаимосвязаны. Основа взаимосвязи состоит в обмене деятельностью между социальными индивидами в процессе трудовой деятельности. Дифференциация людей по производственным призваниям является основным фактом возникновения профессий .

Таким образом, можно отметить, что процесс зарождения и становления профессий находится в ряду наиболее длительных по времени и значимых общественных процессов, как для социума, так и для самого человека. В силу постоянного расширения дифференциации труда и, соответственно, спектра профессий, появления в результате новых требований к субъекту профессии, данный процесс требует постоянного научного осмысления.

Вследствие различного понимания причин дифференциации труда и роли, которую занимает профессия в жизни человека и общества, в ходе ее осмысления даются самые разные объяснения ее существа. Сейчас в философских науках складываются разные подходы и направления рассмотрения профессии как общественного явления. Есть свои особенности здесь как в отечественной, так и западной науке. Один из распространённых подходов, характерных для западных социологов, является рассмотрение существа «профессии» через проявления какой-либо из её сторон, в зависимости от решаемых задач. Под профессией может пониматься, например, единство знаний в какой-либо области и способностей социального индивида, проявляющихся в предметной или духовной деятельности личности . Профессия может представляться как тип функциональной группы с ярко выраженными специализированными характеристиками .

В качестве основных содержательных элементов, характеризующих профессию, американский учёный Э. Гринвуд выделяет власть, влияние в обществе, систему специальных знаний, образование. Особое место здесь занимает общность профессионалов, своего рода корпоративно-бюрократическая структура, которая устанавливает систему правил и норм поведения лиц, относящих себя к данной профессии, профессиональную культуру . Здесь также могут выделяться объективная и субъективная составляющие профессии. Так, элементы, выделенные Э. Гринвудом, имеют объективную основу. К субъективной составляющей относят профессиональные знания, нормы, ценности, усвоенные индивидом в ходе соответствующей деятельности или при подготовке к ней. Об этом пишут как о «профессиональной самореализации», «профессиональном призвании и обстоятельствах». При этом профессиональная деятельность не сводится лишь к работе, выполняемой ежедневно. Она требует гораздо большего, нежели трудовые навыки и финансовая мотивация. Для профессионалов главным побудительным мотивом является чувство ответственности и служения обществу .

Духовные основания и императивы профессионализма

Особо следует отметить еще одно обстоятельство, связанное с пониманием существа духовного и особенностей его реализации в системах теоретико-практической деятельности общества и личности. В научной литературе «духовное» и «духовность» чаще употребляются как тождественные понятия и рассматривается как: качественная характеристика сознания, отражает господствующий тип ценностей личности, является этическим началом и стержнем личности. Именно через духовность осуществляется глобальное опосредование производственной деятельности, ее гуманизация, ориентация на общечеловеческие ценности; способность человека сознательно управлять собой и своим поведением, осмысленно регулировать свою жизнедеятельность. Это управление собой с целью достижения максимальной независимости от различных условий, с целью сопротивления и активизации воздействия на них с помощью смыслообразующих ценностей и идеалов; фактор социализации личности; высшая способность понимания во взаимодействии между людьми и природой; как степень представленности в структуре мотивов данной личности двух фундаментальных потребностей человека: потребности познания, не довольствующейся только ныне имеющимся знанием, и социально-альтруистической потребности («для других»); способ деятельности; духовное производство и т.д., и т.п. Духовное может идентифицироваться с духовно-практическими формами деятельности - с эстетической, этической, теоретической.

Вместе с тем, несмотря на столь широкий диапазон исследований, как бы размывается суть главного вопроса: так чем же все-таки является духовное, если в одном случае оно рассматривается «так», а в другом -«иначе»? Необходимость разработки представлений о предметности духовного обязывает определиться в понимании его «начал», а затем и в его «статуса» как общественного явления. И вопрос о «начале» здесь - это вопрос о том, как и почему возникло духовное? Чем оно было и стало для реально живущего и действующего человека? И, конечно же, не может быть и речи о «начале» духовного (со всеми вытекающими отсюда следствиями), если данное понятие «заведомо лишается» самостоятельного статута или «напрямую» отождествляется с другими, т.н. родственными категориями. Такими как «сознание», «идеальное», «культура», «идеология», «дух», «душа» и т.д.

Тогда как проблема изучения и реализации духовного, в нашем случае, в формировании и развитии профессионализма кадров - это проблема теоретико-практическая, через все ее содержание раскрывается мир людей в богатстве гуманных и гуманитарных общественных связей и взаимодействий. Высшее проявление гуманитарности в исследовании духовного - изучение его через освоение опыта и идей философских теорий и направлений, исповедующих гуманные традиции и воззрения на человека и окружающий его мир. Здесь также необходимо опираться на достижения всех наук о человеке, так как он фактически является и объектом, и субъектом исследования для социально-философского анализа, а также его сущностных силах, о характере влияния на него окружающего мира. Как отмечал Э.В. Ильенков, «главная трудность - и потому главная проблема философии и заключается вовсе не в том, чтобы различить и противопоставлять друг другу все то, что находится «в сознании отдельного лица», всему, что находится вне этого индивидуального сознания (это практически всегда нетрудно сделать), а в том, чтобы различить мир коллективно исповедуемых представлений, т.е. весь эмоционально организованный мир духовной культуры, со всеми его устойчивыми и вещественно зафиксированными всеобщими схемами его структуры, его организации, и реальный - материальный - мир, каким он существует вне и помимо его выражения в этих социально узаконенных формах «опыта», в объективных формах «духа»61. Обращение к генезису духовного в истории философии позволяет в определенной мере подтвердить гипотетическое: чтобы не понималось под «духовным», большинство авторов сближает одно: духовное рассматривается ими как «нечто», что помогает человеку осознавать собственную целостность во множественности бытия, в пространственно временных контурах объективной и субъективной реальностей. Наиболее это характерно для русской философии, характерной чертой которой является целостность ее воззрений на мир человека, природной и социальной реальностей. Здесь слово «философия» истолковывалось как «стремление к духовной цельности человеческого существа» , а «судьба русского духа предстает как история его мыслей о самом себе, совершая весь спектр созданных им идей»63. При этом именно в русской философии утверждалось, что только философское познание способно изучать мир в целостности и что мы не познаем действительный мир, даже изучив все его части . В этом смысле в должной мере можно утверждать, что возвышением идеи целостности как методологии познания мировая философия во многом обязана именно русской философии.

Последующее, послереволюционное развитие отечественной философии, несмотря на диктат идеологических детерминант, находилось под прямым влиянием богатейшего наследия русской философии; что, в свою очередь, находило преломление, например, в особом всечеловеческом духе лучших художественных произведений советской литературы, кино, других видов искусства. Важнейшей особенностью: в отечественной философии стало исследование духовного в контексте реально действующего человека и реально стоящих перед обществом задач.

Ценностные смыслы духовных императивов профессионализма

Высшие нравственные ценности интегрально выражают духовные императивы по сути. В системе духовных ценностных ориентации они становятся для личности духовно-психологическими установками на «что-то», - на общество, на природу, на труд, на профессию, на человека, на жизнь в целом. Иными словами, - что точнее выражает суть процесса интериоризации духовных императивов для деятельного субъекта, -духовные ценности в рассматриваемом аспекте выполняют роль не только ведущих «мотиваторов», но и «регуляторов» в формировании и утверждении смыслов жизнедеятельности. В таком случае они ориентируют человека на высшие духовные смыслы, применительно к той или иной конкретной деятельности.

Именно высшие нравственные ценности, выражая всеобщую идею долженствования (суть кантовского нравственного императивного требования), являются «внутренним источником» социальной воли, оказывающим активное воздействие на духовный мир профессионала, а, соответственно, на цели, мотивы, интересы его профессиональной деятельности и ее результаты. Чтобы духовные императивы реализовывались в профессиональной деятельности, их надо не только провозглашать, возвышать их. смысл и значение для профессиональной деятельности. Их реализация требует системной работы от всего общества и его структур. Это имеет прямое отношение и к педагогической деятельности, к которой общество также предъявляет нравственные императивные требования, имеющие для нее значение «всеобщего закона». Высшие нравственные ценности могут быть выражены широкими основаниями.

Применительно к современной ситуации в стране, базовым духовным императивом профессиональной подготовки педагогов должен стать патриотизм как принцип и высшая нравственная ценность, а вместе с этим и духовные императивы, способствующие его теоретико-практической реализации, - гуманизм, гражданский долг и моральная ответственность, omtiouieHue к труду (профессии) как высшей ценности, нравственная дисциплина, достоинство. Рассмотрим особенности их формирования.

Формирование патриотизма. Это одно из важнейших направлений воспитательной деятельности не только образования, но и всего общества. Патриотизм как духовное качество «фиксируется» в патриотическом сознании, представляющем целостное проявление ценностных элементов духовного мира, выражающих отношение человека и общества к отечеству. В обобщённой форме патриотизм выражает глубокое, устойчивое, осмысленное чувство любви к Родине, стремление заботиться о её интересах и готовность их защищать и отстаивать в мирное и военное время. Собственно духовно-ценностный смысл патриотизма заключается в том, что в нём как бы концентрируется диалектическое единство личных и общественных интересов, происходит духовное единение человека и Отечества. В системе отношений личности и общества патриотизм проявляется, прежде всего, в уважении к Родине и гордости за ее историю, бережном отношении к национальным и культурным традициям народа, гражданском достоинстве. Значение формирования патриотизма в современном обществе все более осознается. Как показывают конкретно-социологические исследования (в том числе проведенные нами), в иерархии духовных императивов в общественном сознании патриотизм занимает высшие места. Но здесь есть и практическая сторона проблемы. Сегодня наблюдается разрыв между словом и делом. Уже не ведем речь об одиозных случаях, когда патриотизм не столь давно рассматривался «как прибежище негодяев».

Мы исходим из убеждения, что патриотизм лежит в основе национальной идеи любого цивилизованного государства. Но для России он имеет особое значение. «Тот, кто живет в мире нравственных ценностей, с малых лет чувствует себя сыном Отечества», - писал В.А. Сухомлинский. И в России нравственное состояние патриотизма вошло в плоть и дух народов.

Иначе бы, надо понимать, ее не было бы в том культурно-историческом понимании, какой она предстает перед миром. Россия - особая страна по геополитическому положению. Она - единственная из великих государств, сохранившая в таком разнообразии нации и народности, проявление их культуры и духовной жизни.

Россия несет свой опыт формирования государственности, борьбы за нее, свои особенности «становления» национального образования, образа жизни и мышления; у нас «своя особая вера, свой характер, свой уклад души. Мы иначе любим, иначе созерцанием, иначе поем. Так было всегда» - писал Иван Ильин. Все это и есть объективная основа русской философии как таковой. Именно она выражала закономерности, тенденции в развитии российской духовности в жизни, и в определенном смысле (учитывая исторически сложившиеся центры духовной жизни и культуры Руси - Киев, Москву, Санкт-Петербург) и всех ее народов, их своеобразный исторический путь.

Это своеобразие нашло свое отражение в характере становления и развития русской философии, ее основных чертах, где глубокий патриотизм и вера в великое будущие страны и народа всегда занимали ведущее место.

Важно иметь в виду, что патриотизм несёт в себе одновременно природно-биологические и нравственно-политические предпосылки (источники). Каждый человек объективно имеет родителей, место (край, город, населённый пункт), где он родился. Это «малая» Родина. Родиной в ценностном аспекте выступает и государство. Чувство родины в духовном мире патриотически воспитанного человека проявляется через ценностное осознание «большой» Родины. Совпадение «малой» и «большой» Родины может называться Отчизной. Политический смысл патриотизма определяется интересами государства и народа (народов) страны. Социальный статус педагога делает это качество неотъемлемым элементом внутреннего духовного мира личности.

Содержание и механизмы реализации духовных императивов в профессиональной подготовке педагогических кадров

Специалист, овладевая тем или иным видом труда, развивает в себе «всеобщее», а одновременно и все то, что «вносит» в духовный мир именно его профессия; чем глубже и всесторонне проявляется здесь осознание ценностей значимости для личности, тем глубже и предметнее развертывание ее субъективной сущности. Профессионализм в труде, выступая как умение хорошо трудиться для общества, есть сила, созидающая не только общественные богатства, но и самого человека, и потому он объективно является общечеловеческой ценностью, он несет в себе высшее духовное ценностное содержание. Духовные ценности профессионализма обнаруживают себя, когда человек находит в получаемых знаниях, навыках, в процессе овладения ими «радость труда», осознает «самоценное» значение для общества. Проще можно сказать так: ценностное значение в профессионализме выражает все то, что «делает» специальность смыслом жизни, когда человек осознает общественную важность своего труда, его необходимость, испытывает ощущение невозможности жить «вне» своей профессии.

Говоря о светском подходе в реализации высших нравственных ценностей в профессиональной подготовке и деятельности педагогических кадров, следует особо выделить и религиозный аспект рассматриваемой проблемы. Данный аспект требует отдельного самостоятельного анализа, в нашей работе ограничимся выделением ряда положений, учет которых вполне возможен в современной системе профессиональной подготовки педагогов.

На наш взгляд, сегодня в светском и религиозном понимании существа духовных смыслов профессиональной деятельности, несмотря на несхожие мировоззренческие и методологические установки, есть тождественные основания. И в центре данного основания находится сам человек, целостно проявляющийся в качественной определенности через свою профессию. Именно человек как представитель определенного социума является носителем профессионализма. Соответственно, религиозные духовные смыслы профессиональной деятельности также могут служить определенным ресурсом и средством формирования активного нравственного отношения человека к жизни, что применительно к условиям, сложившимся в пореформенной России, где многое утрачено из нравственных ценностей духовных регуляторов общественной жизни и поведения людей. И здесь слово Церкви может выполнять свою позитивную роль.

Это объясняется уже тем, что в светских и религиозных духовных смыслах по отношению к целям и содержанию профессиональной деятельности наличествует немало общего. В особой мере это выражается в единстве духовной жизни народа, у которого всегда есть непреходящие духовно-нравственные ценности, которые представляют атрибутивную характеристику его ментальносте «на все и во все времена», что характеризует его как народ в его историко-культурном значении. Духовная нравственная жизнь нашего народа, духовные смыслы его деятельности для любой профессиональной деятельности формировались по самым высоким меркам, и она жизнь отвечала тем историческим реалиям, в которых он жил и работал.

Как подчёркивал И.А. Ильин, «именно направленность духовного ока на совершенство святит силу внутреннего самоуправления, оформляет личность духовно видящего человека, и тогда его внешнее поведение не нуждается в пресечении и не терпит понуждения. Мало того, пока цела в человеке сила духовно-волевого самоуправления — до тех пор ошибка в видимом содержании нуждается не в пресечении и не в понуждении, а в одиноком или совместном самоуправлении. И пока цела в человеке волевая направленность ока на совершенство, до тех пор слабость автономного самостояния нуждается не в пресечении и понуждении, а в любовном согласии усилиям самовоспитания»116.

Безусловно, круг выделенных проблем требует дальнейшего расширения анализа. Тем не менее, для нас представляется очевидным, что именно педагогу должно отводиться одно из ключевых мест в системе образования в самом широком смысле этого понятия. Но для того, чтобы педагог относился к своей профессии как к высшей духовной ценности, нужно разрабатывать не только систему воспитания и обучения студентов (и самих педагогов) на основе и через систему духовных императивов профессионализма. Здесь нужен непрерывно функционирующий процесс системы переподготовки педагогов, где бы им последовательно давались не только знания собственно по специальности, но знания по «поводу управления» процессом возвышения духовно-нравственных ресурсов воспитанников.

Иными словами, «соответствующее отношение» человека к избранному «делу жизни» формируется не только на основе и через реализацию духовных ценностей. Фактически весь комплекс взаимодействующих материальных, духовных, организационно-управленческих, познавательных, бытовых и т.д., и т.п. условий и факторов, средств, форм и методов, вся атмосфера учебного заведения должны быть пронизаны «духом и действием» воспитания обучаемых. Здесь нельзя заведомо отдавать явное предпочтение только «кому-то» «и чему-то», а важно максимально учитывать весь основной комплекс внутренних и внешних условий, под воздействием которых формируется и развивается личность педагога.

Похожие диссертации на Духовные императивы профессионализма и особенности их реализации в подготовке педагогических кадров в условиях модернизации современного образования : социально-философский анализ