Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовный потенциал российской цивилизации как фактор военной безопасности государства (Социально-философский анализ) Янаков Альберт Триандофилович

Духовный потенциал российской цивилизации как фактор военной безопасности государства (Социально-философский анализ)
<
Духовный потенциал российской цивилизации как фактор военной безопасности государства (Социально-философский анализ) Духовный потенциал российской цивилизации как фактор военной безопасности государства (Социально-философский анализ) Духовный потенциал российской цивилизации как фактор военной безопасности государства (Социально-философский анализ) Духовный потенциал российской цивилизации как фактор военной безопасности государства (Социально-философский анализ) Духовный потенциал российской цивилизации как фактор военной безопасности государства (Социально-философский анализ) Духовный потенциал российской цивилизации как фактор военной безопасности государства (Социально-философский анализ) Духовный потенциал российской цивилизации как фактор военной безопасности государства (Социально-философский анализ) Духовный потенциал российской цивилизации как фактор военной безопасности государства (Социально-философский анализ) Духовный потенциал российской цивилизации как фактор военной безопасности государства (Социально-философский анализ)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Янаков Альберт Триандофилович. Духовный потенциал российской цивилизации как фактор военной безопасности государства (Социально-философский анализ) : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Монино, 2004 198 c. РГБ ОД, 61:04-9/400

Содержание к диссертации

Введение

Раздел 1. Особенности развития российской цивилизации как культурно-исторического типа общества 17

Раздел 2. Содержание и специфика духовного потенциала России и его влияние на военную безопасность государства 65

Раздел 3. Социальный механизм формирования духовного фактора военной безопасности государства с учетом особенностей цивилизационного развития России 119

Заключение 164

Литература 178

Введение к работе

Вступление человечества в третье тысячелетие проходит под знаком возрастающего значения духовного фактора в различных областях человеческой деятельности, включая и военное дело. В последние десятилетия на международной арене в процессе противоборства без непосредственного применения вооруженного насилия стали рушиться государства и их коалиции. Возникновение кризисных явлений, внутренней неустойчивости и исчезновение с политической карты мира целых стран во многом связано с образом жизни людей, состоянием их сознания и культуры. Когда у большинства населения деформируются убеждения, теряют привлекательность идеалы и социально значимые цели, смена системы ценностей, в которой оно разуверилось, становится неизбежной. Такой ход событий вполне устраивает США и отдельные западные страны, стремящиеся к единоличному управлению международными процессами, безусловному доминированию во всех регионах мира. Не случайно в связи с этим спектр угроз политико-дипломатическими, экономическими, информационными и иными невооруженными средствами насилия постоянно расширяется. Совершенствуются методы воздействия на сознание людей, которое в последние годы постепенно превращается в арену постоянного противоборства. Чтобы Россию не постигла участь СССР, необходимо целенаправленное исследование ее духовного потенциала, рассмотрение его в качестве фактора военной безопасности Российской Федерации.

Социально-философский анализ духовного потенциала российской цивилизации как фактора военной безопасности государства актуален в силу следующих обстоятельств:

Во-первых, человечество вступило в информационную эпоху и ряд стран уже создал информационное общество, осуществляет переход от количественных характеристик его развития к качественным, системным, то есть таким, где технологический прогресс может осуществляться только через углубление духовности, совершенствование нравственных и интеллектуальных качеств личности. К сожа-

лению, позитивные перемены, связанные с реконструкцией нашего государства, с экономическими, политическими и социальными преобразованиями не сопровождаются целенаправленным совершенствованием духовных основ бытия граждан. Мировоззренческий хаос в умах, процесс деинтеллектуализации духовной сферы, жалкое существование науки, литературы, искусства, культуры в целом, нарастание бездуховности и безнравственности населения, жестокости, порнографии, цинизма, откровенного невежества и глупости, проникающих в сознание людей со страниц отдельных газет и журналов, пошлости с телеэкранов ведут к размыванию системы духовных ценностей России. Стремительно девальвируются такие ценности и качества личности, как долг, ответственность, честь, служение Отечеству и т.п., составляющие основу мотивации трудовой деятельности, государственной и военной службы. У отдельной части населения, особенно молодежи, растут экстремистские и националистические настроения.

Сложный переходный период, в котором находится российское общество, отчетливо проявляется в глубине и масштабах уменьшения экономического, социального, духовного и военного потенциалов России, в нарастании внешних и внутренних угроз национальной безопасности1, ее духовной составляющей в том числе2. Духовный и мировоззренческий кризис, переживаемый в этих условиях страной - это реальная опасность будущему России, ее способности создать полноценное демократическое общество и защитить от посягательств других государств свое уникальное положение в мировой цивилизации. Поэтому так важно проанализировать духовный потенциал российской цивилизации как фактор военной безопасности государства.

Во-вторых, после распада СССР внешняя политика определенных кругов США и некоторых их союзников по блоку НАТО стала более жесткой. Она направлена на проведение в жизнь своих внешнеполитических целей и интересов

1 См.: Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Независимое военное обозрение. 2000. 14-
20 января. № 1 (174).

2 См.: Петрий П.В. Духовные ценности российского общества и армия (социально-философский анализ). Авторсф.
дис. ...д-ра филос. наук М., 2002. С. 3.

любыми средствами, вплоть до бесцеремонного вмешательства во внутренние дела других государств, ущемление их экономических, политических и иных национальных интересов. Неспровоцированным вторжением в Югославию, Афганистан и Ирак США как бы дает понять, что при определенных условиях такая же участь может постигнуть любую другую страну. Злоупотребляя своим монопольным положением сверхдержавы, США делают ставку на силовые методы, сочетая их с масштабными и результативными невооруженными действиями, позволяющими подчинить себе сознание, образ жизни и культуру других народов.

Навязыванию несовместимых с национальными интересами ценностей Россия может противопоставить только свой собственный духовный потенциал и в особенности многовековую систему духовных ценностей российского воинства, боевых традиций служения Родине, которые сегодня являются важнейшими направлениями оборонной политики Российской Федерации. Вооруженные конфликты в различных регионах мира, антитеррористическая операция на Северном Кавказе указывают на особую значимость исследования духовного фактора в военном противоборстве.

В-третьих, проблемы комплексного использования духовного потенциала России для отстаивания ее национальных интересов и противодействия новым формам борьбы на международной арене остаются пока слабо разработанными и малоизученными. Они недостаточно полно отражены в Концепции национальной безопасности, в законе «Об обороне» и новой Военной доктрине. Между тем, территориальные претензии, борьба за сырье, межэтнические и социально-политические антагонизмы, глобализация, формирование нового мирового порядка, системный кризис, охватывающий экологию, энергетику, экономику, политику, демографию, культуру, духовную сферу, международный терроризм и тому подобное требуют концептуального пересмотра и обновления взглядов на стоящие перед мировой цивилизацией глобальные проблемы, учета духовного фактора при проведении нашей военной политики, осуществлении военной реформы.

Состояние армии зависит не только от экономического уровня развития страны, но и от тех базовых духовных ценностей, которые необходимы обществу - эффективной науки, в особенности военной, кадрового потенциала, образовательной системы, то есть всего того, на чем базируется строительство современных вооруженных сил. К сожалению, духовная ситуация в российских вооруженных силах остается достаточно сложной. Отсутствие надежного механизма социальной защиты военнослужащих и членов их семей, падение престижа военной службы, определенные просчеты в воспитательной работе в начале 90-х годов, отсутствие у значительной части населения, и военнослужащих в том числе, четкого представления о целях и задачах военной службы, размытость идеалов, ценностей и мировоззренческих позиций, нежелание выполнять воинский долг, рост преступности и т.п. предполагают осмысление состояния духовного фактора военной безопасности Российского государства в современных условиях.

Степень научной разработанности проблемы. Оценивая общее состояние разработанности проблемы духовного потенциала российской цивилизации как фактора военной безопасности государства, следует отметить, что отечественная философская мысль всегда держала в поле своего зрения проблемы мира, войны и армии, воинского долга, духовных сил и морального фактора в войне1.

Отечественная военно-теоретическая мысль XIX и начала XX вв. предпринимала активные попытки анализа сущности и содержания духовного фактора, выяснения его влияния на боевые возможности войск. Большую роль в решении этой задачи сыграли русские военные теоретики: Н. Н. Головин, М. И. Драгоми-ров, Р. К. Дрейлинг, Г. А. Леер, Н. В. Медем, Е. Э. Месснер, Д. А. Милютин, Н. П. Михневич, А. А. Незнамов, А. А. Свечин, П. А. Языков и др. В их трудах был

См.: Аксаков НС. Как Россия готовится к войне//Сочинения.-М.,188б.-Т.2.-С.135-140; Бердяев НА. Война и кризис интеллигентского сознания//Судьба России: Опыт по психологии войны и национальности.-М., 1918.-С.11-207; Герцен Л.И. Война//Собр.соч.-М.,1958.-Т.19.-С.105-109; Ильин ИА. О сопротивлению злу силою// Путь к очевид-ности.-М.,1993.-С.б-131; Леонтьев КН. Варшавский днсвник//Собр.соч.-Спб.,1913.-Т.7: Восток, Россия и славянство. -С. 113-117; Мережковский Д.С. Духа не угашайте//Невоенный дневник. 1914-1916.-Пг.,1917.-С.141-209; Соловьев B.C. Оправдание добра//Собр.соч.-Спб.,1911-1914.-Т.8.-С.424-44б; Трубецкой КН. Смысл жизни.-М.,1918.-С.202-226.-С.5-71; Федоров Н.Ф. О задачах конференции о разоружснииУ/Философия общего дела. Верный,1913.-Т.2.-С.293-296; Хомяков А.С. Письмо к приятелю-иностранцу//ГГолн.собр.соч.-М.,1909.-Т.4.-С. 180-195 и др.

сделан значительный шаг вперед по выяснению содержания духовных и материальных факторов в вооруженной борьбе1.

Основы диалектико-материалистического, социально-классового анализа проблем войны и мира, армии и политики, роли духовного фактора в вооруженной борьбе были сформулированы в трудах К.Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина2.

Заметный вклад в эту проблематику внесли представители французского просвещения Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах, Ж. Руссо, Ф. Вольтер и немецкой классической философии И. Кант, Л. Фейербах, Г. Гегель и др. Диалектика Г. Гегеля оказала большое влияние на теоретические взгляды такого видного военного теоретика XIX века, как К. Клаузевиц1.

Анализ современной военно-философской литературы показывает, что общеметодологические подходы в исследовании духовного потенциала российской цивилизации как фактора военной безопасности государства были определены в работах А.А.Балаховского, В.И.Гидиринского, А.И.Дырина, С.К.Ильина, Б.И.Каверина, С.В.Клягина, В.Н.Ксенофонтова, Г.Г.Лукавы, Е.В.Макаренкова, Б.Н.Малькова, С.М.Мокроусова, Ю.Г.Носкова, А.В.Павлова, П.В.Петрия, О.Х-А.Рахимова, О.А.Рыжова, В.П.Суставова, А.А.Тиморина, Р.М.Тимошева, С.А.Тюшкевича, Ю.А.Чернавина, П.И.Чижика, В.М.Чугунова и других.

Это исследования, в которых разработаны узловые проблемы методологии анализа войны, национальной и военной безопасности государства как общественных явлений, их происхождения, сущности и социального характера. Содержащийся в них анализ законов войны и вооруженной борьбы, национальной и военной безопасности, оборонной мощи армии и флота, военного строительства

1 См.: Головин Н.Н. Исследование боя. Исследование деятельности и свойств человека как бойца: Антология отечественной военной мысли. Книга 2. М.,1995; Леер ГА. Положительная стратегия. Спб., 1871; Милютин ДА. Первые опыты военной статистики. Спб., 1848. С. 72; Михневич И. П. Стратегия. Спб., 1911; Незнамов А А. Современная война, действия полевой армии. Спб., 1911; Русская военно-теоретическая мысль XIX и начала XX веков. М.: Воениздат, I960. С. 88, 341; Четырннадцать лет (188Ы894).Сборник оригин&чьных и переводных статей М. Драгомирова. Спб., 1886. С. 52; Языков ПА. Опыт теории стратегии. Спб., 1842. С. 7,60-61 и др.

См.: Маркс К., Энгельс Ф. Гражданская война в Амсрике//Соч.-2-е изд.-Т.15.-С.498-507; Энгельс Ф. Ар-мия//Соч.-Т.14.-С.5-50; Энгельс Ф. Анти-Дюринг//Соч.-Т.20.-С.170-178; Энгельс Ф. Ротное строевое учснис//Соч.-T.15.-C278-283; Ленин В.И. Военная программа пролетарской революции//Полн.собр.соч.-Т.30.-С.131-13б; Ленин В.И. Все на борьбу с Деникиным!//Полн.собр.соч.-Т.39.-С.44-63; Ленин В.И. Падение Порт-Артура//Полн.собр.соч.-Т.9.-С. 151-159; Ленин В.И. Социализм и война//Полн.собр.соч.-Т.2б.-С311-321 и др.

имеют важное значение для исследования духовного потенциала российской цивилизации как фактора военной безопасности государства2.

Важное значение в анализе темы исследования выступают труды, посвященные проблемам возникновения, развития и функционирования мировой и локальных цивилизаций, выяснения их основных параметров и характеристик. Это работы видных отечественных и зарубежных ученых Н. А. Бердяева, М. Вебера, Н. Я. Данилевского, П. Сорокина, А. Тойнби, Г. П. Федотова, С. Хантингтона, О. Шпенглера, К. Ясперса3, а также современных исследователей4, изучения России как самостоятельного культурно-исторического типа5, рассмотрения воинской

См.: Клаузевиц К. О войне. Пер. с нем.-М.:Логос,Наука,1994.

См.: Гидиринский В.И. К вопросу о методологии духовно-нравственного воспитания военнослужащих в современных условиях // Армия и общество. 1999. № I; Каверин Б. И. Методологические основы анализа духовного потенциала российского общсстваУ/Духовный потенциал российского общества: проблемы перспективы/Материалы межвузовского методологического семинара. - М, 2002.-С.4-6; Клягин СВ. Пути к духовностиУ/Актуальныс вопросы исследования духовности российского офицера - М, 2000; Кривенко AM. Военная организация государства (социально-философский анализ): Автореф. дис. ...д-ра.филос.наук-М.,2001; Мирошниченко Л.Н. Восхождение от абстрактного к конкретному как способ развития военно-философского знания: Автореф. дис. ...канд.филос. наук. -М, 1989; Рыжов ОА. Политические конфликты современности: теория и практика: Автореф. дис. ... д-ра.филос. наук-М., 2000; Суставов В.П. Национальный вопрос в оборонном строительстве государства и коалиций государств. - М., 1992; Тиморин АА. Армия и общество (социологический анатиз): Автореф. дис.... д-ра. филос. наук. -М, 1972; Чугунов В.М. Духовный потенциат военной безопасности государства (социально-философский анатиз): Автореф. дис. ...д-ра филос. наук-Монино, 1998 и др.

См.: Бердяев НА. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века//0 России и русской философской культуре.- М..1990.-С.43-271; Данмлевста/й И.Я. Россия и Европа.-СПб.,1995; Вебер М. Протес-танская этика и дух капитализма// Избранные произведения.-М.,1990.-С.61-306; Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки; Статьи/Сост., предисл., примеч. Евдокимова В.И.- М.: Издательская группа "Прогресс", "Паннгея", 1995.-464 с; Тойнби А. Постижение истории.-М.,1996; Он оке. Цивилизация перед судом истории.-М., Спб., 1996; Федотов Г.П. Будет ли существовать Россия//0 России и русской философской культуре.- М.,1990.-С.450-462; Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 1994; Хантингтон С. Столкновение цивили-заций//Полис.-1994.-№ I; Шпенглер О. Закат Европы. -М., 1993; Ясперс К. Смысл и назначение истории.-М., 1994 и др.

См.: Василенко И А. Диалог цивилизаций: социокультурные проблемы политического партнерства.-М., 1999; Га-лиев Г.Т., Умеркаев Ф.Г., Аббасов В.О. Проблемы цивилизации в России: учеб. пособие для студентов вузов.- Уфа, 2000; Галаганова С.Г. Восток традиции и совремснность//Запад и Восток Традиции и современность.-М.,1993; Ерасов Б.С. Общие критерии дихотомического сопоставления социокультурных основания Запада и Восто-ка//Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия/Сост., ред. и вступ. Ст. Б.С. Ерасов. - М.: Аспект Пресс, 1998; Ерыгин А.Н. Историческая типология культуры//Культурология. -Ростов н/Д.,1995.-С134; История мировых цивилизаций /Под общ. ред. А.С. Синайского.-М, 1998; Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. Книга вторая. От Великой Победы до наших дней. - М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2002; Киселев Г.С. Человек культура, цивилизация на пороге III тысячелетия. М., 1999; Клибаиов А.И. Духовная культура средневековой Руси.-М, 1996; Коршунов СВ. Россия: национальная идентичность на рубеже веков. М., 1997; Лубский А.В. Восток - Запад - Россия: цивили-зационные типы//Философия. - Ростов н/Д, 1995; Петров В.В., Гура ВА. Христианские основы европейской цивилизации. - Монино., 1995; Россия в условиях переходного периода: Матер, науч. конф. М„ 1999; Черняк Е.Б. Ци-вилиография.-М,1996 и др.

5 См.: Духовные аспекты бытия: Сб. науч. тр. /Под ред. П.ЕМатвеева. Владимир, 2000; Ерыгин А.И. Восток - Запад - Россия: Становление цивилизационного подхода в исторических исследованиях.-Ростов н/Д.,1993; Захаров Н.Л. Взаимосвязь всемирно-исторического и локально-культурного в идее цивилизации.- Ижевск, 2000; Каверин Б.И. Проблема генезиса и становления российской цивилизации//Русская цивилизация: история и современность. -М., 2003; Кара-Мурза АА., Панарин А.С, Пантин И.К. Духовный кризис в России: есть ли выход? //Октябрь.

деятельности во взаимосвязи с развитием отечественной и мировой культуры .

Плодотворный вклад в разработку различных аспектов духовной жизни и духовности внесли С.Ф.Анисимов, К.А.Альбуханова-Славская, Л.П.Буева, В.С.Барулин, Г.С.Батищев, П.С.Гуревич, В.В.Журавлев, В.П.Зинченко, М.С. Каган, В.А.Лекторский, А.Н.Леонтьев, Ю.В.Манько, П.В.Симонов, В.С.Степин, В.И.Сагатовский, В.И.Толстых, И.Т.Фролов, В.Г.Федотова, Е.Г.Яковлев и др.

Значительное количество исследований различных аспектов духовной жизни Вооруженных Сил и личности воина, ее духовного потенциала, особенностей и специфики духовного мира военнослужащих, формирования и укрепления морально-боевого потенциала, духовных отношений и ориентиров общества, армии и личности воина связано с обновлением всех сфер его жизни2.

Примечательным явлением последних лет стало то, что в процессе анализа проблем национальной и военной безопасности России все более осознается и

1996. № 5; Кулешов СВ., Медушевский А.//. Россия в системе мировых цивилизаций: учеб. пособие лая студентов вузов.-М., 2001; Лубский А.В. Культура Российской цивилизацииУ/Культурология.-Ростов н/Д.,1995; Русская цивилизация и соборность. Сб.статей. Рук.авт.колл. Е.С.Троицкий.-М.,1994; Пивоваров Ю.С. Русская идея: культурно-цивилизационные предпосылки/Синтез цивилизации и культуры//Международный альманах.-М., 2003; Тонких В.А.. Ярецкий Ю.Л. Россия: цивилизация и культура.- М, 1998; Чугунов В.М. Россия в диалоге культур: особенности социокультурного развития.-Монино,1999; Шаповалов В.Ф. Россия как цивилизация //Альманах Центра общественных наук 1997. № 3 и др.

См.: Духовность, художественное творчество, нравственность. Материалы «круглого стола» //Вопросы философии. 1996. № 2; Иванов В.В. Российский офицер в контексте социальных преобразований.-М.,199б; Киселев С.Г. Цивилизационные вызовы России//Военная мысль.-1999.-№2.-С. 14-25; Культура древних цивилизаций и воинская деятельность/Под ред. Л.Н. Дороговой.-М.,1995; Ксенофонтов В.Н. Духовная жизнь воинов России и их ценностные ориентации: Характер и тенденции развития //Профессиональная этика военнослужащего: Матер, межд. науч. конф.-М., 1995; Человек и духовно-культурные основы возрождения России /Под ред. Г.П.Выжлецова и др. СПб., 1996; Черницкий ОА. Профессиональная культура российского офицера (социально-философский анализ): Автореф. дис. ...канд.филос.наук.-М.,2001; ЩербаАА. Государственно-патриотическая идея евразийства (историко-философский анализ): Автореф. дис. ...канд. филос. наук.-М., 2002 и др.

2 См.: Арзамаскин Ю.Н., Бублик Л.Ю. Морально-психологическое обеспечение в Вооруженных Силах России: Учеб. иособ.-М., 2002; Богович Г.Г. Противоречия формирования духовшлх ценностей офицера современной российской армии и их разрешение: Автореф. дис. ...канд. филос .наук. - М., 2001; Гидиринский В.И. Русская идея и армия (философско-исторический анализ). М., 1997; Глушаченков АЛ. Информационная работа в войсках ПВО (1992-1998г.г.): Историческое исследование: Автореф. дис. ...канд. ист. наук.- M., 1999; Государственно-патриотическая идеология и духошгый потенциал российской армии. Материалы научно-практической конферснции/Отв.ред. В.П. Суставов. М., 1998; Денисенко СИ. Развитие педагогической теории и практики поддержания воинской дисциплины в части (на корабле): Автореф. дис. ...д-ра.пед. наук. -М., 1998; Киреев Е.В. Социальная ответствеїшость российского военнослужащего: сущность, структура, проблемы формирования (социально-философский анализ): Автореф. дис. ...канд. филос. наук. М., 2002; Макаренков Е.В. Военно-политическое решение: подготовка, принятие, проблемы реализации: Автореф. дис. ...д-ра. филос. наук.- М., 1999; Манилов B.J1. Национальная безопасность: ценности, интересы и цели//Военная мысль.-1995.-№6.-С37; Патриотическое воспитание военнослужащих на традициях российской армии/Под ред. С. Л. Рыкова.-М.,1997; Тыртышный АЛ. Психологические условия профессионализации офицеров во время обучения в ВВУЗе МО РФ: Автореф. дис. ...канд. псих. наук. М., 2000; Чернавин ЮЛ. Социальный статус военнослужащего (социально-философский анализ): Автореф. дис. ...д-ра филос. наук. М., 1997; Шахов М.И. Гражданский контроль над духовно-идеологической сферой жизни Вооруженных Сил: военно-патриотическая составляющая //Армия и общество. 1999. № 2 и др.

обосновывается необходимость и существо духовной безопасности общества и армии, условия и направления ее теоретико-практического обеспечения1.

Целый ряд исследований посвящен изучению и раскрытию проблем духовного мира человека и связанных с ним социальной активности личности воина и отдельных ее сторон: инициативы, ответственности, творчества, героизма, воин-ской деятельности и т.п. В большой группе работ анализируются историко-философские аспекты проблемы мира, войны и армии, роль духовного фактора в их решении3.

Сегодня в философской литературе проблема духовности, с одной стороны, получает все более самостоятельное звучание и выходит на первый план, а с другой - она все более дифференцируется в русле новых идей и аспектов рассмотрения. Значительным шагом вперед можно считать работы, где духовность рассмат-

См.: Барсегян С.Г. Правоохранительные органы как фактор внутренней безопасности общества (социально-философский анализ): Автореф. дис. ...канд.филос.наук.-М.,2001; Волков Я.В. Геополитика и ее влияние на обеспечение безопасности в современном мире: Автореф. дис. ...д-ра полит.наук.-М.,2001; Головин ЮА. Жизненно важные интересы России в пограничном пространстве на рубеже ХІХ-ХХ веков и роль Федеральной пограничной службы Российской Федерации в их защите: Автореф. дис. ...д-ра полит, наук. - Ярославль, 1999; Живарев В.Е., Салихов Б.В., Синайский А.С. Геополитические интересы России и военно-экономическая бсзопасность.-М.,1996; Конуров А.И. Территориальные аспекты военной безопасности государства (философско-политологический анализ): Автореф. Дис. ...канд.филос. наук.- М., 2000; Ксенофоптов В.Н. Военная политика российского государства и его безопасность/ЛСультура. Мир. Безопасность. Вестник междунар. кафедры ЮНЕСКО №2.-М.,1998; Кулаков А.В. Система геополитических факторов и ее влияние на пограничную политику Российской Федерации: Автореф. дис. ...д-ра. филос. наук. -М., 2000; ЧаевичА.В. Геополитические факторы и их влияние на национ&чьную безопасность Российской Федерации: Автореф. дис. ...канд. филос. наук. -М., 2000; Чилсик П.И. Духовная безопасность российского общества как фактор военной безопасности. М., 2000 и др.

См.: БалаховскийАА. Военно-педагогическое творчество: сущность, содержание и условия оптимизации (фило-софско-методологический анализ). М, 1988; Безруков РА. Общественная психология как фактор формирования боевой мощи армии (социально-философский анализ): Автореф. дис. ...канд. филос. наук.-М.,2000; Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры//Духовность, художественное творчество, нравствснность//Вопросы философии.-1996.-№2.-С.З-5; Григорьев АА. Социальный порядок в обществе и в военной организации. - Монино, 2001; Казакова Л.И. Человек в системе духовной жизни общества. М., 1999; Коршунов В.Н. Правовое и нравственное сознание в духовной жизни воинов Российских Вооруженных Сил: современное состояние и перспективы (социально-философский анализ): Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М., 2002; Методологические и социально-философские проблемы деятельности авиационного командира/Под ред. Ю.В.Сулимова. -Монино, 1996; Платонов Г.В., Косичев А.Д. Проблема духовности личности (состав, типы, назначение) //Вестник Моск. гос. ун-та. Серия 7. Философия, 1998. № 2, 3; Примаков В.Л. Социализация офицера в условиях военной службы: (на примере Вооруженных Сил России): Автореф. дис. ... д-ра социол. наук. -М., 2001; Тимошев Р.М. Методологическая культура военно-управленческой деятельности: Автореф. дис. ...д-ра. филос. наук. - М., 1997 и др.

3 См.: Война и армия. Философско-социологический очерк/Под ред. ДА.Волкогонова, А.С.Миловидова, С.А. Тюш-кевича.-М.,1977; Ежов А.Ф., Ивлев Л.Г., Мальков Б.Н. и др. Отечественная философская мысль о войне, армии, воинском долге: Хрестоматийный сборник. М., 1995; Рахимов OJC-A. К вопросу о сущности и структуре духовности личности офицера //Актуальные вопросы исследования духовности российского офицера. М., 2000; Савиикин А.Е. Духовное наследие русской армии //Актуальные вопросы исследования духовности российского офицера. М., 2000; Серебрянников В.В. Войны в эволюции российской цивилизацииУ/Русская цивилизация: история и современность. - М., 2003 и др.

ривается как самостоятельный феномен объективной реальности, обладающий «способностями» к самостоятельной, собственной роли в жизнедеятельности человека. В этом плане характерны исследования, где выдвигаются идеи об энергетическом потенциале духовного, о духовном как особого рода трансформации материального бытия, как высшей форме социального отражения, о соотношении рационального и иррационального в воинской деятельности1; о необходимости рассмотрения самодостаточности и духовности как базисных характеристик сущностных сил человека и личности офицера; о целесообразности наполнения духовной жизни военнослужащих собственно духовным содержанием, формирования и укрепления духовных отношений и ориентиров общества, армии и личности воина, которые связаны с обновлением всех сфер жизни. В работах данного плана духовное возрождение общества рассматривается как одно из действенных средств выхода страны из кризиса, необходимое условие успешного реформирования военной организации государства2. Целый ряд исследования посвящен рассмотрению духовной жизни граждан России, а также военнослужащих во взаимосвязи с религиозным фактором, ростом его влияния на национальное самосознание воинов и их духовное возрождение3.

См.: Антоненко В.И. Человек в информационном мире.-Монино,199б; Антоненко В.И., Майорепко В.Г. Информационное единство мира./Под общ.рсд. В.В. Горюнова, А.И. Суптеля.-Монино,199б; Грузков В.Н. Духовное в

профессиональной подготовке военных кадров (социально-философский анализ): Автореф. дис д-ра. фи-

лос.наук.-Ставрополь,1997; Иванов А.И. Взаимодействие рационального и иррационального в воинской деятельности: философско-методологический анализ: Автореф. дис. ...канд.филос.наук.-М.:ВУ,199б; Каган М.С. О духовном. (Опыт категориального анаіиза)//Вопросьі философии.-1985.-№ 9.-С.93-95; Лекторский ВЛ. Духовность и рациональность/Духовность, художественное творчество, нравствснность//Вопросы философии.-199б.-№2.-С.32-33; Освобождение духа/Под ред. А.А. Гусейнова, В.И. Толстых. -М.,1991; Прилепский В.Ю. Информация как фактор формирования политического сознания военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации: Автореф. ...дис. канд. полит, наук. -М, 2001 и др.

См.: Абрамович С.С. Взаимосвязь нравственного и эстетического сознания в духовной жизни российских воинов: Автореф. дис. ...канд. филос. наук. - М.,2000; Гидиринский В.И. Русская идея и армия (философско-историчсскии анализ).-М., 1997; Лутовииов В.И. Патриотизм: проблемы формирования у молодежи в современных условиях (социально-философский анализ). М,, 1997; Мельниченко И.И. Патриотизм в системе социальных ценностей офицерского корпуса России (философско-политологический анализ): Автореф. дис. ...канд. филос. наук. М., 1996; Патриотическое воспитание военнослужащих на традициях российской армии /Под ред. С.Л. Рыкова. М., 1997; Передня Д.Г. Самообразование курсантов высших военно-учебных заведений МО РФ и его институанальное регулирование (социол. анализ): Автореф. дис. ... канд. социол. наук. - М., 2003; Русская цивилизация: история и современность: Материалы заседания Философского клуба. - М., 2003 и др.

См.: См.: Денисенко П.А. Современная религиозная ситуация в Российской Федерации и Вооруженных Силах: основные противоречия и тенденции развития: Автореф. дис. ...канд. филос. наук, М., 1997; Носков Ю.Г. Религиозный фактор и духовная безопасность. М., 2000; Он оке Религиозный фактор в системе национальной безопасно-

Анализ литературы, посвященной проблемам духовного потенциала российской цивилизации как фактора военной безопасности государства, позволяет очертить круг менее исследованных, либо не исследованных вопросов, определить те из них, которые требуют своего решения.

Во-первых, это проблема анализа российской цивилизации как самостоятельного культурно-исторического типа, особенностей цивилизационного развития России и их влияния на ее духовный потенциал как фактор ее военной безопасности.

Во-вторых, в современной философской литературе присутствует неоднозначность и противоречивость в трактовке категории «духовность», что диктует необходимость ее рассмотрения и выяснения методологического значения для анализа духовного потенциала российской цивилизации как фактора военной безопасности государства.

В-третьих, глубокие и радикальные изменения в мире, во всех сферах жизни российского общества и армии в том числе, связанные с изменением вектора общественного развития страны, геополитической ситуации России, проведение военной реформы обусловливают необходимость выяснения сущности, содержания, функций и особенностей духовного потенциала российской цивилизации как фактора военной безопасности государства, определения социального механизма его формирования в новых условиях.

Изложенное свидетельствует о том, что в настоящий момент в обществе сложилось реальное противоречие между возрастающей потребностью изучения роли духовного фактора в решении задач по обеспечению военной безопасности России и отсутствием научного исследования, представляющего решение данной социально-философской задачи, имеющей важное теоретическое и практическое значение. Осознание этого противоречия, как актуальной научно-теоретической задачи, которую необходимо решить, и явилось главным мотивом исследования.

сти: Автореф. дис. ... д-ра филос.наук. М, 2001; Эконощев И.Н. (о. Иоанн). Духовность и творчество/Духовность, художественное творчество, нравственность//Вопросы философии, 1996.-№2.-С.25 и др.

Краткий анализ литературы свидетельствуют о том, что рассматриваемая проблема теоретически и практически значима. В то же время, духовный потенциал российской цивилизации как фактор военной безопасности государства в новых условиях еще не достаточно изучен, поскольку геополитическая ситуация в мире динамично преобразуется, состояние и положение России также существенно меняется.

Объектом диссертационного исследования выступают особенности развития российской цивилизации как самостоятельного культурно-исторического типа.

Предметом исследования является духовный потенциал российской цивилизации как фактор военной безопасности государства, выяснение его сущности, содержания, специфики и функций, социального механизма формирования.

Общая теоретическая концепция диссертации состоит в исследовании на основе социально-философской методологии российской цивилизации, выделении ее особенностей и определении сущности, содержания, специфики и функций духовного потенциала российской цивилизации как фактора военной безопасности государства, раскрытии социального механизма его формирования в современных условиях.

Цель диссертационного исследования состоит в осуществлении социально-философского анализа духовного потенциала российской цивилизации как фактора военной безопасности государства и социального механизма его формирования.

Исходя из замысла и цели исследования его задачи состоят в следующем:

определить основные типы цивилизационного развития, обозначить специфику России как особого культурно-исторического типа;

выделить основные исторически сложившиеся общенациональные духовные ценности России;

рассмотреть сущность духовного потенциала российской цивилизации как

фактора военной безопасности государства;

раскрыть основное содержание духовного потенциала России как фактора военной безопасности государства;

выявить особенности духовного потенциала российской цивилизации как фактора военной безопасности государства;

сформулировать функции духовного потенциала российского культурно-исторического типа как фактора военной безопасности государства;

проанализировать социальный механизм перевода духовного потенциала российской цивилизации в фактор укрепления военной безопасности государства в современных условиях.

Замысел исследования, его цели и задачи, логика их достижения определили структуру диссертации, состоящей из введения, трех разделов, заключения, списка литературы.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют идеи и положения трудов выдающихся мыслителей прошлого, отечественных и зарубежных философов, исследовавших методологические основы анализа общества, различные аспекты развития российской цивилизации, понимания духовности, духовного потенциала России как фактора военной безопасности государства. С этой точки зрения проанализированы произведения мыслителей прошлого, работы представителей русской философии, работы отечественных и зарубежных ученых, исследования и публикации авторов современного этапа в развитии России. В диссертации используются труды представителей западных философских школ и направлений. Представлены итоги осмысления материалов ряда международных, российских и межвузовских научно-практических конференций, семинаров, диссертаций, публикаций в научных журналах, средствах массовой информации. Диссертация базируется на идеях и положениях социально-философской науки, ее понятийно-категориальном аппарате применительно к объекту и предмету исследования.

Эмпирическая база исследования включает результаты анализа основных документов, регламентирующих деятельность государственных и общественных органов по обеспечению военной безопасности РФ; статистическую информацию о роли духовного фактора в ее обеспечении, состоянии всех сфер жизни российского общества и армии, опубликованную в периодической печати, данные Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и Социологического Центра ВС РФ по рассматриваемой проблеме; контент-анализ материалов периодической печати по проблемам духовности, духовной безопасности общества, государства и личности; конкретных социологических и военно-социологических исследований, выполненных по специальным программам в целом ряде диссертационных исследований.

Научная новизна диссертации состоит в постановке и социально-философском анализе данной проблемы, в достижении теоретических результатов, выносимых на защиту. Результаты исследования представляют собой социально-философскую концепцию духовного потенциала российской цивилизации как фактора военной безопасности государства в современных условиях.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Особенности развития российской цивилизации.

  2. Сущность духовного потенциала России как фактора военной безопасности государства.

  3. Содержание духовного потенциала российской цивилизации как фактора военной безопасности государства.

  4. Особенности духовного потенциала российской цивилизации как фактора военной безопасности государства.

  5. Социальный механизм реализации духовного потенциала в духовный фактор укрепления военной безопасности Российского государства.

Практическая значимость исследования. Обобщения и выводы, сформулированные в диссертации на основе анализа реальных проблем во взаимодействии армии и общества, позитивных и негативных аспектов в изменении духовной

жизни российского общества, позволили определить систему объективных и субъективных условий и детерминант реализации духовного потенциала российской цивилизации в духовный фактор военной безопасности России, основные направления работы по его формированию на трех уровнях социальной детерминации: общества, Вооруженных Сил и личности.

Социальный механизм реализации духовного потенциала российской цивилизации в духовный фактор ее военной безопасности, а также основные направления работы в этой области могут быть использованы в практической деятельности различных государственных органов, общественных организаций, а также в деятельности командиров, органов военного управления, организующих морально-психологическое обеспечение и воспитательную работу, решение войсками учебно-боевых задач на этапе реформирования Вооруженных Сил.

Результаты исследования способны сыграть положительную роль в теоретическом обеспечении все возрастающих потребностей практики воспитательной работы в армии и на флоте и в процессе преподавания гуманитарных дисциплин в военно-учебных заведениях, в общественно-государственной подготовке всех категорий военнослужащих.

Апробация и внедрение результатов работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования предлагались аудиториям на научно-теоретических семинарах, в процессе проведения занятий по программе общегосударственной подготовки научных сотрудников 13 ГНИЙ МО РФ. Теоретические положения диссертации апробированы автором в докладах на научно-технических и научно-практических конференциях, в процессе подготовки к исследовательской командно-штабной военной игре ВВА имени Ю.А. Гагарина. Основные положения диссертации изложены автором в публикациях общим объемом 3,1 печатных листа1.

1 См.: Янаков Л.Т. Проблема обеспечения безопасности полетов в государственной авиации России как составная часть задачи обеспечения национальной безопасности государства //Сборник научных трудов 25 НТК МНС. - Люберцы, 2002. С. 139; Он же Влияние духовного фактора на безопасность полетов // Труды ГНИЙ МО РФ № 85. -Люберцы, 2003; Он же Социальный механизм реатазации духовного потенциата личности в фактор, повышающий профессионально-важные качества авиационного специалиста // Труды ГНИЙ МО РФ № 85. - Люберцы, 2003; Он же Духовный фактор в современных военных конфликтах // Сборник матсриаюв исследований исследовательской

Особенности развития российской цивилизации как культурно-исторического типа общества

Приступая к анализу объекта исследования - особенностям развития российской цивилизации, целесообразно определить социально-философские основы анализа духовного потенциала российской цивилизации как фактора военной безопасности государства. В связи с этим необходимо выделить те методологические положения, которые будут использованы в процессе нашего исследования.

В первую очередь - это идеи и положения социально-философской науки, ее понятийно-категориальный аппарат применительно к объекту и предмету исследования, логико-гносеологический, аксиологический, содержательный, деятель-ностный подходы и т. п.

Изучение любого предмета, процесса и такого сложного духовного образования, каким является духовный потенциал, в рамках одной научной парадигмы показывает его сквозь призму лишь одного, возможно, очень существенного методологического подхода. К сожалению, это дает его несколько одностороннюю картину. XXI век, насыщенный разнообразными социальными событиями и катаклизмами, обострение глобальных проблем современности поставили перед человечеством множество вопросов, которые требуют своего разрешения в новом столетии учеными, философами, политиками.

Это требует адекватной методологии анализа общественных явлений и тенденций их развития в новых условиях. Представляется, что одним из таких подходов рассмотрения духовного потенциала российской цивилизации как фактора военной безопасности государства и социального явления могут выступить основы методологии целостного исследования общества и общественных явлений . Целостное изучение общественных явлений, и духовных в особенности, в XXI веке обусловлено новым этапом развития общества. Человечество, перед лицом встающих перед ним проблем и противоречий, все больше начинает осознавать себя как единая целостность. Это предполагает целостно рассматривать объект и субъект познавательной деятельности, средства и методы их исследования, учитывать всю совокупность условий, переживаемую эпоху, уровень развития общества, науки с точки зрения основных методологических подходов анализа общества и общественных явлений: формационного, социокультурного и цивилизацион-но-технологического.

Духовный потенциал российской цивилизации как фактор военной безопасности государства представляет собой сложное социальное явление, обусловленное закономерностями разного уровня и природы. Каждый срез его анализа подчиняется своим специфическим законам. Представляется, что если в анализе использовать различные подходы, то возможно в большей степени получить целостное представление о духовном потенциале российской цивилизации как факторе военной безопасности государства и как социальном явлении, движущих силах его развития. То есть, анализируя состояние духовного потенциала российской цивилизации как фактора военной безопасности государства, можно показать, какую роль в нем как явлении сыграли материальный, политический, духовный, технологический и другие факторы.

Исходя из этого, мы будем использовать и формационный, и социокультурный, и цивилизационно-технологический подходы как составляющие основы методологии целостного исследования в их разном сочетании. Так, в процессе анализа объекта исследования мы будем преимущественно опираться на социокультурный подход, что позволит определить особенности развития российской цивилизации. Он констатирует, что духовные ценности являются системообразующим фактором и выступают решающими в развитии общества. Именно духовный фактор придает цивилизации определенность и законченность. Социокультурный подход позволяет через учет, прежде всего, духовного фактора: ценностей, идеалов, идей, теорий, настроений, чувств, традиций определить внутреннюю логику развития духовности народа, раскрыть тенденции и перспективы его духовной эволюции, понять специфику его поведения в те или иные исторические периоды развития. Формационный, социокультурный и цивилизационно-технологический -при рассмотрении сущности духовного потенциала, его содержания, специфики и функций, общества и его основных сфер: экономической, социальной, политической и духовной, их влияния на процесс формирования духовного фактора Российской Армии1.

При рассмотрении содержания духовного потенциала российской цивилизации как фактора военной безопасности государства целесообразно использовать базовые категории «дух» и «духовность».

Анализируя сущность и структуру духовного потенциала российской цивилизации как фактора военной безопасности государства, мы будем использовать содержательный подход. Деятельностный - при выработке социального механизма реализации духовного потенциала российской цивилизации в фактор военной безопасности государства и его формирования с целью добиться более адекватного понимания проблемы. Соединение этих двух подходов происходит в личности, социальной группе, слое, классе, нации.

Исследуя духовный фактор военной безопасности государства как социальное явление, его содержание мы будем рассматривать на трёх уровнях социальной детерминации: общества, Вооруженных Сил и личности.

Поскольку духовный потенциал российской цивилизации как фактор военной безопасности государства представляет собой очень сложное социальное явление, наше исследование будет базироваться на использовании всего арсенала диалектико-материалистической методологии.

Выделив социально-философские основы анализа духовного потенциала российской цивилизации как фактора военной безопасности государства, мы можем приступить к рассмотрению особенностей цивилизационного развития России.

. Содержание и специфика духовного потенциала России и его влияние на военную безопасность государства

Значение духовности в военном деле осознавалось многими философами и военными теоретиками. Так, выдающийся военный теоретик и военный философ двадцатого века начальник Академии Генерального Штаба А.Е. Снесарев отмечал: «эпицентр проблем познания войны - основной закон войны, закон главенства духовной стороны в явлениях боя»1. Если этот закон справедлив для процессов вооруженной борьбы, то, несомненно, он проявляет себя и в период, предшествующий войне. В.В. Кожинов в своем исследовании «Загадочные страницы истории XX века», тщательно анализируя все причины победы наших войск под Москвой в конце 1941 года, приходит к выводу, что главной среди них оказался духовный фактор2. Государство, обеспечивая условия своего существования, создавая необходимые для этого элементы военной безопасности, должно, прежде всего, позаботиться о необходимом уровне духовности.

Анализ воздействия духовного потенциала российской цивилизации и его особенностей на военную безопасность предполагает краткую характеристику военной безопасности как явления и качественного состояния государства. При рассмотрении военной безопасности государства мы будем исходить из того, что различные культурно-исторические типы развития, то есть Запад, Восток и Россия, являются самостоятельными цивилизациями, отличающимися друг от друга системами своих национальных ценностей и интересов. Наличие значительных различий между ними является достаточным основанием следующего теоретического положения: в силу того, что национальные интересы различных цивилизаций и входящих в них государств могут не совпадать, между ними, как показывает история, возникают существенные противоречия. Это обстоятельство может привести к столкновению интересов цивилизаций, перерастающему в угрозы национальной безопасности, и их трансформации на конечном этапе в военные опасности и угрозы.

Военная опасность - такое состояние военно-политической обстановки в мире, межгосударственных, межблоковых, межклассовых, межнациональных и других отношений, когда в относительно равной степени присутствует как потенциальная вероятность развязывания войны... так и возможность ее предотвращения. Военная опасность может перерасти в военную угрозу1. Военная опасность демонстрируется через реально существующие военно-политические и иные противоречия между государствами, коалициями государств, когда для их разрешения возможно применение накопленной в достаточном количестве военной силы2.

Военные угрозы государству - это превращенные формы военной опасности, представляющие целенаправленную политику конкретных субъектов, в обобщенном виде сводимую к военному покушению на существование государства, его территориальную целостность, независимость и суверенитет.

Любое государство к числу своих важнейших функций относит обеспечение национальной безопасности1. Национальная безопасность представляет собой сложную многоуровневую систему, структура которой может быть представлена в зависимости от социальных субъектов: общества, государства2 и личности. Система национальной безопасности государства предназначена для защиты его интересов от различного рода угроз и опасностей. Национальные интересы базируются на основе национальных ценностей, а затем переходят в национальные цели.

Национальные ценности, интересы и цели - это триада источников и движущих сил системы национальной безопасности, определяющая ее содержание, характер и направленность. Национальные ценности складываются в ходе исторического процесса развития цивилизаций в соответствии с их культурой, геополитическим положением входящих в них стран и государств. Национальные интересы - элемент сравнительно динамичный, формирующийся на базе национальных ценностей под влиянием долгосрочных тенденций общественного развитая. Национальные цели - самый подвижный элемент. Они определяются в русле национальных интересов с учетом внутренней и международной обстановки.

Исходя из основных принципов методологии социокультурного подхода, мы можем констатировать, что содержание ценностей обусловлено культурой общества. Мир национальных ценностей - это, прежде всего, мир культуры в широком смысле слова, это материальная и духовная деятельность человека, социальной группы, слоя, их нравственное сознание, привязанности, т.е. те оценки, в которых выражается мера духовного богатства народа. Ценности воздействуют на всю систему национальных интересов. Они обусловливают цели развития общества. В свою очередь, интересы воздействуют на потребности, на развитие производства и социально-экономических отношений.

Предметом национальной безопасности государства выступает защита его интересов от угроз и опасностей различной степени в конкретных сферах и видах эюизнедеятелыюсти: экономической, политической, социальной, духовной, а также экологической, информационной, военной и других1.

Национальная безопасность государства - это обусловленное характером межгосударственных и внутренних общественных отношений качественное его состояние (всех сфер его жизнедеятельности), при котором создаются благоприятные предпосылки для устойчивого прогрессивного развития и функционирования, возможности защиты национальных интересов от различных опасностей и угроз, локализации и устранения их посредством всей его совокупной мощи.

Военная безопасность структурно входит в национальную безопасность и является ее видом. Следует иметь в виду, что проблема военной безопасности и военной мощи государства достаточно разработана в отечественной военно-философской литературе2. Из-за ограниченности объема работы мы остановимся лишь на констатации известных положений военно-философской теории.

Социальный механизм формирования духовного фактора военной безопасности государства с учетом особенностей цивилизационного развития России

Социальный механизм реализации духовного потенциала российской цивилизации в духовный фактор военной безопасности России мы будем рассматривать на трех уровнях социальной детерминации: общества, Вооруженных Сил и личности.

На общесоциалъиом уровне социального механизма создаются необходимые политические, правовые, нравственные, экономические, научно-технические предпосылки и условия реализации духовного потенциала российской цивилизации в фактор военной безопасности государства, определяются основные принципиальные направления социальной и военной политики, воспитания населения, оценки и тенденции мирового развития, военно-политической обстановки, состояние и формирование внутриполитических условий, общественного сознания и др. То есть, данный уровень, в конечном счете, формирует всю систему общественных отношений, в рамках которых происходит перевод духовного потенциала России в духовный фактор военной безопасности государства.

Задачей уровня Вооруженных Сил при реализации духовного потенциала в духовный фактор военной безопасности российского государства является, с одной стороны, социальная трансформация общесоциальных условий и детерминант в воинскую среду, а с другой стороны, выработка специфических средств, форм и способов, учитывающих особенности воинской среды, воинской деятельности в реализации духовного потенциала общества и армии в духовный фактор военной безопасности государства.

Выделение личностного уровня в социальном механизме реализации духовного потенциала в духовный фактор военной безопасности обусловлено необходимостью трансформации внешних условий во внутренние убеждения личности, качества, характеристики воина. Именно на этом уровне в рамках духовного мира личности происходит соединение в единый сплав интеллектуальной, волевой и эмоционально-чувственной сторон духовного фактора военной безопасности России. Поэтому показать механизм этого целостного образования, его взаимодействие с общесоциальным уровнем и уровнем Вооруженных Сил очень важно.

Следует иметь в виду, что выделение трех уровней социальной детерминации целесообразно только в процессе научного анализа. В реальной жизни они существуют и функционируют вместе, взаимодействуя и дополняя друг друга. Диалектика взаимодействия выделенных уровней в самом общем плане сводится к двум важнейшим направлениям. Во-первых, в определяющем воздействии общесоциального уровня на уровни Вооруженных Сил и личности. Во-вторых, в возможности активного обратного воздействия второго и третьего уровней на первый.

Определяющая роль общесоциального уровня проявляется в том, что именно на нем осознается степень реальных военных опасностей и угроз жизненно важным национальным интересам государства, оценивается состояние внешнеполитической и внутриполитической ситуации в стране. С другой стороны, нерешенность многих социальных проблем в воинских коллективах негативно воздействует на настроения в воинской среде, что должно чутко и быстро улавливаться на общесоциальном уровне, с принятием конкретных решений во всех сферах жизни и деятельности военнослужащих.

После этих предварительных замечаний мы вправе приступить к анализу реализации духовного потенциала российской цивилизации в духовный фактор укрепления военной безопасности России.

При рассмотрении социального механизма реализации духовного потенциала в духовный фактор военной безопасности России на уровне общества целесообразно учесть следующее. Во-первых, следует кратко проанализировать современную ситуацию в духовной сфере. Во-вторых, необходимо выделить систему объективных и субъективных факторов, влияющих на процесс перевода духовного потенциала Российского государства в фактор военной безопасности, т.е. воздействия на него экономики, политики, социальной сферы, науки и др. В-третьих, важно рассмотреть социальный механизм реализации духовного потенциала в духовный фактор военной безопасности, функционирующий в собственно духовной сфере. В-четвертых, рассматривая этот процесс, нельзя отрывать проблему перевода духовного потенциала в духовный фактор военной безопасности России от духовного мира личности воина. В-пятых, чрезвычайно важно учесть проблемы реализации духовного потенциала военной безопасности государства в фактор в современных условиях, которые характеризуют: процесс сокращения Вооруженных Сил, слабая социальная защищенность военнослужащих, использование личного состава армии для выполнения несвойственных ему функций, конфликты в стране на национальной почве, действия экстремистских и пацифистских сил против военнослужащих и как следствие - падение престижа воинской службы. В-шестых, очень важно проанализировать роль новых ценностей, пропагандируемых в отдельных средствах массовой информации, особенно электронных, в связи с реформами в стране и их соотнесенность с традиционными духовными отечественными общенациональными ценностями.

Следует иметь в виду, что применение деятельностного подхода на каждом из трех уровней социальной детерминации предполагает определение на каждом из них субъекта перевода духовного потенциала военной безопасности государства в фактор, объекта и отношений между ними, в которых проявляется их диалектика. Представляется, что реализация духовного потенциала в духовный фактор военной безопасности Российского государства не может происходить только в духовной сфере, без влияния на этот процесс экономики, политики, социальной сферы, науки. Это предполагает выделение наряду с собственно духовными элементами социального механизма этой реализации, определение и других характеристик объективной реальности, которые принимают вполне конкретные формы проявления.

Так, на общесоциальном уровне субъектом перевода духовного потенциала российской цивилизации в фактор укрепления военной безопасности является само государство, выступающее в виде органов исполнительной (Президент, правительство, Совет безопасности, Совет обороны, руководство Министерства обороны, Федеральной службы безопасности, Федеральной пограничной службы, Министерства внутренних дел и т.д.), законодательной (Государственная Дума, Федеральное собрание) и судебной (система судов Российской Федерации и органов прокуратуры) власти.

Объектом воздействия органов государственной власти для перевода духовного потенциала в фактор и его формирования, в первую очередь, выступает сам духовный потенциал, а также экономика, социальная сфера, политика, наука и т.п.

Отношениями, возникающими в результате деятельности государства (субъекта) и его воздействия на духовный потенциал России как фактор военной безопасности (объект) являются политические, правовые, нравственные, научные, эстетические, религиозные, мировоззренческие и другие духовные отношения, а также вся совокупность общественных отношений, т.е. материально-экономических, социальных и других.

Похожие диссертации на Духовный потенциал российской цивилизации как фактор военной безопасности государства (Социально-философский анализ)