Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовный рост тружеников в условиях интенсификации сельскохозяйственного производства (на материалах Молдавской ССР) Чекан Мария Сергеевна

Духовный рост тружеников в условиях интенсификации сельскохозяйственного производства (на материалах Молдавской ССР)
<
Духовный рост тружеников в условиях интенсификации сельскохозяйственного производства (на материалах Молдавской ССР) Духовный рост тружеников в условиях интенсификации сельскохозяйственного производства (на материалах Молдавской ССР) Духовный рост тружеников в условиях интенсификации сельскохозяйственного производства (на материалах Молдавской ССР) Духовный рост тружеников в условиях интенсификации сельскохозяйственного производства (на материалах Молдавской ССР) Духовный рост тружеников в условиях интенсификации сельскохозяйственного производства (на материалах Молдавской ССР) Духовный рост тружеников в условиях интенсификации сельскохозяйственного производства (на материалах Молдавской ССР) Духовный рост тружеников в условиях интенсификации сельскохозяйственного производства (на материалах Молдавской ССР)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Чекан Мария Сергеевна. Духовный рост тружеников в условиях интенсификации сельскохозяйственного производства (на материалах Молдавской ССР) : ил РГБ ОД 61:85-9/19

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Методология и методика исследования социальных проблем духовного роста сельских тружеников 22-38

I. Определение понятия и социальных аспектов духовной культуры 23-32

2. Методика исследования социальных проблем духовного роста сельских тружеников 33-38

Глава II. Культура свободного времени и ее роль в духовном росте сельского труженика 39-80

1. Некоторые тенденции использования свободного времени сельскими тружениками 40-56

2. Направленность роста духовных потребностей в условиях развития интеграционных процессов на селе 57-80

Глава III. Чтение и телевидение и их роль в духовном развитии сельских тружеников 81-138

1. Распространение чтения среди сельских тружеников. .83-97

2. Основные направления развития чтения и просмотра телепередач среди сельских тружеников 97-116

3. Взаимодействие зрительских и читательских интересов как фактор формирования устойчивых духовных потребностей II7-I38

Глава ІV. Некоторые проблемы совершенствования управления духовными процессами на селе 139-172

1. Концентрация и кооперация учреждений культуры - важное условие преодоления ведомственной разобщенности в управлении духовной культурой на селе 141-I55

2. Развитие социальной активности сельских тружеников в углублении духовных процессов на селе 155-165

Заключение 166-172

Список литературы 173-193

Приложения 194-244

Введение к работе

Актуальность исследования повышается и в связи с тем, что в Молдавской ССР более половины населения проживает в сельской местности. Республика является одним из высокоинтенсивных регионов развитого сельскохозяйственного производства. Процессы интенсификации, происходящие в современном сельском хозяйстве, требуют от труженика не только роста квалификации, но и духовного развития. Анализ различных тенденций в этом вопросе - одна из актуальных задач изучения образа жизни на этапе развитого социализма. 5 Гроссу С.К. Об итогах майского (1982г.) Пленума ЦК КПСС и задачах республиканской партийной организации, вытекающих из доклада товарища Л.И.Брежнева "О продовольственной программе СССР на период до 1990 года и мерах по ее реализации". - Советская Молдавия, 1982, 30 июня.

Разработанность темы. До настоящего времени нет специальных исследований по проблемам духовного роста аграрного населения в условиях межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции. Но в целом содержание и развитие духовной культуры сельских тружеников - значимая проблема для социалистического общества. Естественно, отдельные ее аспекты изучались советскими исследователями. Остановимся на работах общего характера. Наряду с социально-экономическими проблемами в таких трудах рассматриваются и отдельные аспекты духовной культуры села. Упоминаем работы П.И.Симу-ша, В.И.Староверова, И.И.Бодюла, А.И.Тимуша, М.Г.Шадриной, некоторых белорусских исследователей и др. В их работах отмечено в целом благотворное влияние социально-экономических изменений на интеллектуализацию труда, увеличение доли квалифицированных тружеников, повышение интереса к культуре и образованию6. Ближе подходят к нашему вопросу авторы, рассматривающие проблемы изменения социальной структуры сельского населения под влиянием социально-экономических преобразований. В связи с преобразованиями в социальной структуре они изучают и влияние образования на совершенствование структуры сельского населения и некоторые другие духовные интересы селян. Среди авторов таких работ следует назвать Ю.В.Арутюняна,

Симуш И.П. Социальный портрет советского крестьянства. М., 1976; Староверов В.И. Советская деревня на этапе развитого социализма. М., 1976; Староверов В.И. и др. Деревня в условиях интеграции. Социальные проблемы. М., 1979; Бодюл И.И. Важная социальная проблема коммунистического строительства. Кишинев, 1969; Он же. Социально-экономические отношения на стадии развитого социализма. М., 1974; Тимуш А.И. Социальные процессы на селе. Кишинев, 1975; Он же. Научно-технический прогресс и социальное развитие села. Кишинев, 1977; Шадрина М.Г. Социализм и личность крестьянина. Свердловск, 1972; Социальные проблемы села. Минск, 1972; и др.

7 М.А.Амвросова, Г.С.Ентелиса, А.А.Завтура, Н.В.Цуркану7, коллективные труды Отдела социальной структуры советского общества ИСИ АН СССР, а также работы, посвещенные социальной структуры и образования . Эти исследования помогают уточнить тенденции развития колхозного крестьянства и сельского отряда рабочего класса и на этой основе можно более дифференцированно рассмотреть изменения в духовной культуре селян.

Близкими по тематике нашему исследованию являются некоторые работы, в т.ч. и диссертационные, посвященные духовному развитию колхозного крестьянства. Хотя проблема не рассматривается в них в связи с новыми формами повышения интенсивности производства, социально-экономическими изменениями на селе, но они цредставляют большой интерес для дальнейшей разработки проблем духовной куль- туры . Вопросы духовной культуры рассматриваются и в работах, непосредственно посвященных культуре села. Наибольший интерес,на

Арутюнян Ю.В. Социальная структура сельского населения СССР. М., 1971; Опыт этносоциологического исследования образа жизни. (По материалам Молдавской ССР). М., 1980; Амвросов М.А. От классовой дифференциации к социальной однородности общества. М., 1972; Ентелис Г.С. Преобразование социально-классовой структуры сельского населения. Кишинев, 1974; Завтур А.А. Социальная структура Молдавии. Становление социально-политического единства. Кишинев, 1977; Пуркану Н.В. Социальная структура коллектива аграрно-промышленных объединений. (На материалах Молдавской ССР). Авт.дис... М.» 1975; и др. Формирование социальной однородности социалистического общества. М., 1981; Филиппов Ф.Р. Социология образования. М., 1980; Он же. Всеобщее среднее образование в СССР. М., 1976; и др. 9 Ентелис Г.С, Духовный облик колхозного крестьянства. Кишинев, 1967; Чернусь Л.Т. Формирование духовного облика крестьянства в период строительства коммунизма. Дис... Киев, 1970; Долгова И.Я. Структура духовных интересов современного колхозного крестьянства и тенденции их развития. Авт.дис... Тула, 1968; и др. наш взгляд, представляют коллективный труд НИИ культуры РСФСР "Социальные проблемы культуры современного села", сборник "Культурное строительство в Советской Молдавии", исследования Р.В.Гребенникова, Н.Я.Гайнулина, Т.А.Кудриной, С.Н.Соскина, В.М.Корбу и др. . Указанные исследования характеризуют культурные интересы жителей села, уровень их образования.

Интересны работы, освещающие вопросы духовной культуры по отдельным социально-демографическим группам сельского населения-1'1. Раскрывая проблемы духовного развития важнейших социально-демографических групп, их социальную активность, авторы указанных трудов способствуют углублению исследований в области духовной культуры. Большой интерес в плане нашего исследования представляют монографии, посвященные изучению эволюции социальных преобразований на селе, в т.ч. и культурных .

Социальные проблемы культуры современного села. М., 1974-1976, вып.1-3; Сельский культурный комплекс. М., 1981; Культурное строительство в Советской Молдавии. Кишинев, 1974; Гребенников Р.В. Проблемы культуры современного села. Минск, 1973; Кудрина Т.А. Культура современной деревни. М., 1980; Гайнулин Н.Я. Культура села в условиях развитого социализма. Авт.дис... М., 1978; Корбу В.М. Становление и развитие социалистической культуры на селе. Кишинев, 1980; Соскин С.Н. Преодоление социальных различий в сфере культуры и формирование социальной однородности сельского населения. - В кн.: Исследование роста культурного уровня трудящихся. М., 1977, с.38-60; и др. 1 Левыкин И.Т. Сельская молодежь (Социальный очерк). М., 1970; Иконникова С.Н. Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ. Л., 1971; Остапенко А.В. Изменения в духовном облике женщин современного села. Дис... М., 1971; Социальный облик колхозной молодежи. М., 1976; Кулаков Б.Б. Формирование духовных потребностей сельской молодежи в период строительства коммунизма. М., 1970. 2 Копанка 25 лет спустя. М., 1965; Бабий А., Ермуратский В. Расцвет культуры молдавского села. Кишинев, 1962; и др. -9 Остановимся конкретно на уровне разработанности социальных проблем духовного роста селян в аспекте нашего исследования. Ученых-обществоведов давно привлекала проблема свободного времени, в частности С.Г.Струмилина, Г.А.Пруденского, В.Д.Патрушева, А.С.

Дучал, Л.Ф.Бибика, В.В.Козлова и др. Исследователи исходили из конкретных задач каждого этапа социалистического строительства. Например, в 1923 г. Г.С.Струмилин изучал объем свободного времени у кооперированных крестьян по сравнению с единоличниками, в 1934г. анализировал роль социалистических преобразований в деревне в изменении бюджета времени крестьян по сравнению с бюджетом времени рабочих промышленностЕГ . Им отмечалось зарождение прогрессивных традиций в изменении структуры бюджета времени, в т.ч. и свободного, увеличении занятий, способствующих общему развитию человека и уменьшении времени на праздное времяпровождение. Аналогичный анализ использования свободного времени был сделан коллективом ученых под руководством В.Д.Патрушева в 70-х гг. Комплексное 13 Струмилин С.Г. Проблемы экономики труда. М., 1957; Пруденский Г.А. Проблемы рабочего и внерабочего времени. М., 1972; Бюджет времени сельского населения. М., 1979; Байкова В.Г. и др. Свободное время и всестороннее развитие личности. М., 1965; Дучал А.С. Свободное время и ее использование для всестороннего развития личности. Авт.дис... М., 1965; Бибик Л.Ф. Внерабочее время и сфера обслуживания сельского населения. Дис... М., 1969; Козлов В.В. Использование свободного времени тружениками села и некоторые аспекты ее организации. Дис... 1971; и др. -^ По инициативе С.Г.Струмилина в 1923 г. изучили бюджет времени крестьянской семьи в трех уездах Воронежской губернии. В 30-е гг. органы государственной статистики провели исследование бюджетов времени в Ленинградской, Центральночерноземной, Московской, Киевской, Одесской, Свердловской областях, Куйбышевском, Азово-Черноморском краях и в Белорусской ССР. Анализ происшедших изменений сделан им же.

10 сравнительное исследование бюджетов времени сельского населения охватывало период с 1963 по 1974 г., значительное внимание уделялось объему свободного времени работников совхозов и колхозов, его структуре, общественно-политической направленности, т.е. анализу времени, уделяемого на общественную работу, на использовании средств массовой информации. Вкратце рассматривалась роль сельских клубов и библиотек в организации свободного времени трудящихся, отмечались относительно медленный рост свободного времени сельских рабочих и колхозников, существовавшее отставание по объему свободного времени сельских труженшсов от цромышленных ра-бочих . На относительный рост объема свободного времени селян указывал и А.С.Дучал1 . Несколько позже материалы упомянутых исследований использовал Л.Ф.Бибик, изучая проблему свободного времени в плане развития сферы обслуживания .

В 70-е гг. вопрос о бюджете времени сельского населения разрабатывался в трудах исследователей Сибири и Латвии значительно пополнивших сведения по данной теме. В их работах указывалось на время, уделяемое некоторым занятиям связанным с областью духовной культуріг . Культуре свободного времени посвящено исследова- 15 Бюджет времени сельского населения. М., 1979, с.46, 57.

А.С.Дучал изучал в 1964 г. вопрос о свободном времени в Ставропольском крае, в Московской и Винницкой областях. По его данным, колхозники имели 4,25 часа свободного времени в день, женщины-колхозницы - 2,11 часа. См.:Байкова Г. и др. Свободное время и всестороннее развитие личности. М., 1965, с.249. * Бйбик Л.Ф. Внерабочее время и сфера обслуживания сельского населения. Дис... М., 1969. * Рабочее и внерабочее время сельского населения. Новосибирск, 1979; Баланс времени населения Латвийской ССР. Рига, 1976. ше А.Я.Куклина . Автор довольно подробно останавливается на исторических этапах социальных преобразований советской деревни.

Проблема культуры свободного времени в последние годы выявляет все новые аспекты, что обуславливает ее исследование применительно к условиям углубления межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции в сельском хозяйстве, в контексте общих тенденций развития духовной культуры тружеников сельского хозяйства.

Большое значение для повышения культуры использования свободного времени и духовной культуры сельского населения имеет чтение. Изучение интереса к чтению среди крестьянства в советский период имеет богатые традиции. Вначале чтение как социальное явление не было самостоятельным объектом исследования и изучалось в связи с бюджетом времени крестьянина в целом. В таком аспекте исследовал чтение С.Г.Струмилин в 1922-1923 гг., а затем в 1934 г. С.Г.Стру-милин не только хронометрировал время уделяемое крестьянами чтению, но и прослеживал влияние социальных изменений на повышение интереса к этому занятию .

Наиболее значительными специальными исследованиями 20-х гг. являются работы Б.Банка, А.Виленкина и М.Слуховекого . В них впервые достаточно широко рассматривались вопросы содержания чтения, отмечался большой интерес крестьян к прикладной, практиче-

Куклин А.Я. Культура свободного времени сельского населения. Дис... Л., 1970. 2^ По его данным, крестьянин-единоличник в 1923 г. тратил на чтение и учебу только 0,23 часа в неделю, а в 1934 г. кооперированные крестьяне-колхозники расходовали на чтение и учебу 6,64 часа. См.: Струмилин С.Г. Проблемы экономики труда. М., 1957, с.266. ^ Банк Б.,Виленкин А. Деревенская беднота и библиотека. М. - Л., 1927; Они же. Крестьянская молодежь и книга. М.-Л., 1928; Слуховский М.И. Книга и деревня. М. - Л., 1928. ской и общественно-политической литературе. В указанных работах затронуты также проблемы распространения чтения и направления интересов читателей. Публикации 20-х гг. по данному вопросу обоб-щены в работе Л.И.Петровичевой . В 30-е гг. изучался интерес к чтению отдельных социальных групп. В 1938 г. был осуществлен массовый социологический опрос среди молодежи. Характерной особенностью исследования явилось то, что чтение рассматривалось в каро честве неотъемлемой части духовного облика молодого человека .

Наиболее активным периодом в изучении проблем чтения на селе стали 60-70 гг. Для этого периода можно выделить три основные группы работ. В первой рассматривалось чтение в связи с общими проблемами социально-экономического развития, культуры и быта селян. Ценность этих исследований заключается в том, что чтение изучалось во взаимосвязи с другими занятиями и факторами, влияющими на формирование личности24. Вторую группу составили работы, изучающие затраты на чтение в общем бюджете свободного времени, в них затрагиваются проблемы содержания чтения, благодаря чему можно определить место чтения в структуре занятий в свободное вре- мя . Третья группа работ - это исследования (в т.ч. и диссертационные), непосредственно посвященные вопросам чтения, осуществленные как работниками библиотек, ведущих научных центров страны 22 Петровичева Л.И. Крестьянин-читатель. Минск, 1981. * Социальный облик колхозной молодежи. По материалам социологических обследований 1938 и 1969 гг. М., 1976. 4 Коллектив колхозников. М., 1970; и др.названные выше работы по социальной структуре села.

Бюджет свободного времени сельского населения. М.» 1979; Рабочее и внерабочее время сельского населения. Новосибирск, 1979; и др. по вопросам библиотековедения и библиографии, так и представители лями смежных наук . В отдельных работах рассматриваются уже и некоторые вопросы влияния аудиовизуальных средств массовой инфор- мации на чтение . Эти работы, имеющие большую научную и практическую ценность, вносят значительный вклад в рассмотрение чтения как средства удовлетворения разносторонних интересов читателей и формирования их духовных запросов. Вместе с тем для того, чтобы обосновать место чтения в обществе, необходимо изучить истоки его стимулирования, распространение и дальнейшее развитие не только в целом по стране, но и по регионам, социальным слоям, группам. Все это позволит более широко и аргументированно управлять указанными процессами.

Одним из аспектов нашего исследования является изучение роли субъективного фактора в духовном росте сельских тружеников, в частности, вопрос управления духовной культурой. Частично касаются данной проблемы исследования М.Г.Шадриной, Н.Г.Гайнулина, 26 Советский читатель. М., 1968; Книга и чтение в жизни советского села. М., 1972-1976, вып.1-7; Книга и чтение в жизни советского села: проблемы и тенденции. М., 1978; Книга и читатель. Таллин, 1972; Книга и чтение на селе. Рига, 1974; Книга и чтение в сельском районе. Рига, 1972; Книга и чтение в жизни армянского села. Ереван, 1978; Социально-психологические проблемы чтения. М., 1977, вып.2; Тимуш А. Слушатели и читатели: мнения, интересы, стремления. Кишинев, 1978; Афанасьев М.Д. Проблемы распространения чтения в сельской среде. Дис... М., 1979; и др.

Ханин М.Г. Влияние аудиовизуальных средств массовой информации на чтение. Дис... М., 1976; Социально-психологические проблемы чтения. М., 1977, вып.2; и др.

14 В.Д.Дудника, Т.А.Кудриной6 и др. В их работах раскрывается роль Коммунистической партии в культурном строительстве на селе, рассматривается роль кадров культпросветучреждений в развитии потребностей и интересов сельских жителей. Необходимо отметить, что управление духовной культурой как научное направление только складывается. Отдельные вопросы управления культурой затронуты Н.А.Скударновой, И.М.Болотниковым, Т.Н.Голомазовой, Е.И.Лупашко, Б.Г.Мосалевой, В.И.Шебайловым,в коллективных исследованиях НИИ культуры РОФСР, Высшей профсоюзной школы культуры^ и др. Однако,

Шадрина М.Г. Социализм и личность крестьянина. Свердловск, 1972; Гайнулин Н.Я. Культура села в условиях развитого социализма. Авт.дис... М., 1976; Дудник В.Д. Деятельность КПСС по духовному развитию тружеников села в условиях научно-технической революции. Дис... 1977; Кудрина Т.А. Культура современной деревни. М., 1980; и др.

Скударнова Н.А. Роль клубных учреждений в развитии духовной культуры трудящихся. Дис... Свердловск, 1971; Болотников И.М. Научное управление культурным строительством. Дис... Л., 1976; Серов В.В. Совершенствование системы библиотек в развитом социалистическом обществе. М., 1981; Лупашко Е.И. Библиотечное строительство в Молдавии. (На молд.яз.). Кишинев, 1978; Голома-зова Т.Н. Управление духовной культурой в условиях развитого социализма. Дис... М., 1978; Мосалева Б.Г. Культура села как объект социального управления. Дис... М., 1980; Клюско Е.М. Об участии трудящихся в управлении культурно-просветительной работой на селе. - В кн.Социальные проблемы культуры современного села. М., 1980, с.37-45; Шебайлов В.И. Управление социально-культурным строительством. Минск, 1974; Проблемы управления развитием культуры. Л., 1978; Проблемы управления культурным строительством. Л., 1980; Актуальные вопросы управления культурно-просветительной работой. Л., 1980; и др. на наш взгляд, есть необходимость рассмотреть и влияние социальных изменений на селе на сферу управления духовной культурой, возрастание роли кадров и социальной активности аграрного населения в подъеме культуры села.

Содержание и цели настоящего исследования непосредственно вытекают из материалов и решений ХХУ и ХХУТ съездов КПСС. В нем предусматривается выявление тенденций развития духовной культуры тружеников села в условиях интенсификации сельскохозяйственного производства, выяснение основных характеристик роста духовных потребностей и факторов, влияющих положительно на духовную культуру селян, а также причин негативно отражающихся на этой сфере для выработки рекомендаций по их устранению.

Объектом настоящего исследования являлись труженики, занятые сельскохозяйственным трудом в различных типах хозяйств и поселений. Социологическое изучение объекта имеет большое научное и практическое значение.

Предмет нашего исследования - духовная культура сельского труженика в условиях развитого социализма. Рост материального благосостояния и духовной культуры - двуединый процесс. В документах партии отмечается, что "Необходимо, однако, чтобы рост материальных возможностей постоянно сопровождался повышением идейно-нрав-ственного и культурного уровня людей."

Исследуя социальные проблемы духовного роста сельских тружеников, мы поставили перед собой следующие задачи: выявить тенденции формирования духовной культуры тружеников села; определить основные направления влияния агропромышленной интеграции и межхозяйственной кооперации на культуру свободного времени и познавательную деятельность аграрного населения, а также основные харак- теристики роста духовных потребностей селян; выявить роль чтения 30 Материалы ХХУ съезда КПСС. М., 1976, с.78. и телевидения в духовном росте сельских тружеников; определить значение субъективного, фактора в их духовном развитии в условиях дальнейшего совершенствования аграрного производства. Реализация поставленных задач позволит нам определить основные тенденции духовного роста сельских тружеников и пути интенсификации духовных процессов на селе в новых социально-экономических условиях.

Настоящее диссертационное исследование основывается на изучении государственной статистики, документов учреждений культуры, а также на социологическое изучение интересов и потребностей сельских тружеников, их отношения, оценки духовной культуры. Исследование было проведено в двадцати хозяйствах и населенных пунктах различного типа Вулканештского, Слободзейского, Калараш-ского, Лазовского и Единецкого районов Молдавской ССР.

Новизна исследуемой темы. В настоящей работе впервые в условиях интенсивного развития сельскохозяйственного производства исследуются проблемы совершенствования деятельности агропромышленных и межхозяйственных предприятий, колхозов и культпросветучреж-дений в области духовной культуры, социальной активности рабочих, работников межхозяйственных объединений, колхозников и работников управления среднего звена производства. В работе предпринят региональный подход для выявления общего и особенного в духовном развитии аграрного населения Молдавии, выявлены основные тенденции развития духовной культуры различных его групп.

Основным противоречием процесса духовного развития тружеников сельского хозяйства является противоречие между высокими потребностями в этой области значительной части селян, обладающих относительно высоким уровнем образования, и низким уровнем их удовлетворения. Вместе с тем наблюдается относительная неразвитость потребностей в области духовной культуры, особенно среди тружеников с более низкой квалификацией и невысоким уровнем образования. Противоречие обнаруживается также между развитым производством и слабой материальной базой культуры, между высокими требованиями, предъявляемым к работникам культуры на селе, и реальным уровнем их подготовки.

В данном исследовании впервые предпринята попытка проанализировать состояние и перспективы духовного роста тружеников сельского хозяйства Молдавии в условиях углубления агропромышленной интеграции и межхозяйственной кооперации на селе в комплексе аспектов: культуры свободного времени, развития духовных потребностей аграрного населения, влияния чтения и просмотра передач телевидения на духовный рост сельских тружеников, особенно во взаимодействии этих двух занятий, усиления роли субъективных факторов, совершенствования управления духовным ростом селян. Необходимость исследования в данном направлении обусловлено тем, что по мере реализации социальной политики КПСС на селе будет постепенно увеличиваться свободное время тружеников. В связи с этим все большее значение приобретает не только исследование использования рабочего времени, но и целесообразность, содержательность свободного времени, роль учреждений культуры в организации как потребления ценностей духовной культуры, так и их создания. Особое выделение чтения и телевидения вызвано тем, что на селе они имеют наибольшее значение в приобщении населения к ценностям духовной культуры, их изучение позволит создать более полное представление о развитии духовных процессов в среде аграрного населения. В работе раскрыты резервы повышения уровня духовной культуры тружеников села при различных способах управления учреждениями культуры и отдельными процессами культурной деятельности сельских тружеников. Новизна настоящего исследования заключается в подходе к различным

18 аспектам темы с учетом социально-экономических условий, а также социально-демографических факторов. В Молдавии насчитывается свыше 80% сел с населением более тысячи человек, 65 сел имеют свыше пяти тысяч населения. Анализ развития духовной культуры в зависимости от типа поселения имеет большое практическое значение.

Для защиты выносятся следующие основные положения: углубление интенсификации сельскохозяйственного производства на основе межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции создает наиболее благоприятные условия для роста духовной культуры сельских тружеников, способствует сближению уровней духовного развития колхозников, рабочих совхозов и межхозяйственных предприятий, различных социально-профессиональных групп. В последнем случае выявление тенденций сближения относится к работникам квалифицированного физического и механизированного труда с работниками малоквалифицированного умственного и квалифицированного умственного труда. Интенсификация сельскохозяйственного производства сказывается на развитие духовной культуры селян не прямолинейно, а через группы взаимосвязанных факторов: уровень квалификации и образования, возраст, особенностей сельских поселений.

Агропромышленная интеграция и межхозяйственная кооперация, охватившие сельхозпроизводство, неизмеримо повысили требовательность к духовному развитию аграрного населения, выдвинули новые задачи в сфере бытового обслуживания перед учреждениями культуры, в области укрепления их материально-технической базы. В новых социально-экономических условиях более эффективными формами управления духовным развитием населения являются культурные комплексы, централизованные библиотечные и клубные системы. В связи с ростом грамотности сельского населения возникает вопрос о кадрах высокого профессионального уровня, которые призваны совершенствовать

19 управление духовной культурой села, повышать качество работы соответствующих учреждений.

Теоретическое значение настоящего исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы для дальнейшей разработки проблемы духовной культуры и совершенствования управления ею, для составления планов социального развития колхозов, совхозов, сельских районов. В работе уточняются понятия духовная культура, культура свободного времени, структура духовной культуры, распространение духовных ценностей и др.

Исследование даст и практический результат: его анализ, материалы и выводы могут быть использованы органами уцравления культурой, клубными учреждениями, библиотеками, общественными организациями, телевидением, пропагандистами для совершенствования работы в области духовной культуры, а также в целях оптимального управления культурными процессами на селе в условиях агропромышленной интеграции и межхозяйственной кооперации, для улучшения подготовки клубных и библиотечных работников.

Работа состоит из четырех глав. Первая глава посвящена определению методологической основы исследования, которое базируется на произведениях классиков марксизма-ленинизма, решениях ХХУ и ХХУІ съездов партии и последующих Пленумов ЦК КПСС. В ней охарактеризован общий понятийный аппарат исследования, инструментарий, методика, структура выборки. Во второй главе раскрывается роль социальной политики КПСС в повышении культурного уровня жизни сельского населения, культуры использования свободного времени в условиях интенсификации сельскохозяйственного производства, своеобразие формирования духовных потребностей в зависимости от типа хозяйства, квалификационно-профессионального уровня, характера труда, социально-демографических характеристик. Показана роль

20 учреждений культуры в приобщении населения как к потреблению духовных ценностей, так и к их созданию, влияние культурной среды на формирование духовных потребностей. Во второй главе охарактеризованы основные причины, мешающие более успешному привлечению аграрного населения республики к участию в культурной жизни и более активному созданию духовных ценностей. В третьей главе исследуются особенности распространения чтения в аграрном секторе, показана стимулирующая роль агропромышленной интеграции и межхозяйственной кооперации в развитии интереса к чтению и просмотру телепередач. Одновременно выявлено значение их взаимодействия для углубления духовных интересов тружеников, предлагаются пути совершенствования телепередач в целях активизации читательских интересов, показана роль централизации библиотек в повышении интереса к чтению. В четвертой главе указано на значение централизации учреждений культуры (культурных комплексов, централизованных клубных систем) в повышении социальной активности аграрного населения, определена роль лидеров чтения в активизации культурной жизни трудового коллектива, предлагаются меры, способствующие дальнейшему духовному росту аграрного населения и обеспечению высококвалифицированными кадрами учреждений культуры.

Основные результаты исследования отражены в публикациях: Культурная среда сельскохозяйственного производственного коллектива - фактор духовного роста сельских жителей. - В кн.: Социальные резервы сельскохозяйственного производства, гл.Х. Кишинев, 1981; Социология духовных потребностей тружеников села. - Коммунист Молдавии, 1981, №11; в тезисах и выступлениях на научно-практических конференциях: союзно-республиканской конференции "Социальные резервы повышения эффективности производства в условиях агропромышленного комплекса11 (1982г.); на республиканских конферен- циях: "Проблемы эффективности средств массовой информации и пропаганды" (Минск, 1981), "Актуальные проблемы библиотековедения и библиографоведения Советской Молдавии" (1978г.) и "Актуальные проблемы библиотековедения, библиографоведения и книговедения Советской Молдавии" (1981г.). На этих двух последних конференциях автор выступил с вопросами взаимосвязи чтения и просмотра телепередач и о развитии потребностей в чтении среди аграрного населения Молдавии; кроме того, состоялись выступления по теме исследования на ежегодных итоговых конференциях профессорско-преподавательского состава КГУ им.В.И.Ленина и перед работниками культуры республики, получившие положительную оценку. По результатам исследования разработаны рекомендации для Министерства культуры Молдавской ССР, которые приняты для реализации. Диссертация обсуждалась в секторе социологических исследований, на Ученом Совете Отдела философии и права АН МССР, а также в секторе социального развития деревни и на Совете Отдела социальной структуры советского общества ИСЙ АН СССР и рекомендована к защите.

Определение понятия и социальных аспектов духовной культуры

В.И.Ленин учил, что "Кто берется за частные вопросы без пред варительного решения общих» тот неминуемо будет на каждом шагу бессознательно для себя "натыкаться" на эти общие вопросы"3. Поня тие "духовная культура" взято нами за основу при разработке проб лемы. Необходимо отметить, что определений понятия "духовная культура" довольно много4 и они анализировались в различных дис сертационных исследованиях . Л.Н.Коган и Ю.Р.Вишневский под "ду ховной культурой" подразумевают "активную творческую деятельность людей (индивидов, социальных групп общества) по освоению мира, в процессе которой производятся, потребляются духовные ценности, а также саму совокупность этих ценностей и норм, опредмечивающих творческую деятельность людей" . Мы считаем это определение наи более приемлемым. В связи с тем, что каждый этап социалистического строительства вносит новый аспект в развитии духовной культуры, мы полагаем необходимым уточнить понятие. Во-первых, на современном эта- пе речь должна идти о духовной культуре развитого социализма. Во-вторых, следует учесть и тот аспект, что духовная культура развитого социализма имеет целью развитие и самого человека и его отношение к окружающему миру. В соответствии с изложенным предлагается следующее определение: духовная культура развитого социализма - это обусловленная способом материального производства творческая деятельность людей (индивидов, социальных групп общества) по освоению мира, в процессе которой не только производятся и потребляются духовные ценности, а также сама совокупность этих ценностей и норм, определяющих творческую деятельность людей, но и совершенствуется и сам человек и его отношение к окружающему миру.

Рассмотрение понятия "духовной культуры" как духовной культуры развитого социализма имеет, на наш взгляд, принципиальное значение, так как она, в частности, не может включать в себя релитию,как это допускают некоторые авторы . Религия пережиток прошлого в сознании людей, поэтому степень развития духовной культуры в зрелом социализме можно ставить в зависимость от того, поднялся ли человек выше религиозного мировоззрения.

Важным моментом в рассмотрении проблем духовного роста личности является понятие "уровеня духовной культуры". Но для раскрытия данного понятия необходимо остановиться на содержание понятия "уровень жизни". Ю.В.Андропов на июньском (1983 г.) Пленуме КПСС отмечал, что оно включает не только рост доходов и производство предметов потребления, но и "...постоянный рост сознательности и культуры людей, включая культуру быта, поведения... культуру потребления... образцовый общественный порядок и здоровое, рациональное питание, высокое качество обслуживания, ...полноценное с нравственно-эстетической точки зрения использование свободного времени. Словом, все то, что в совокупности достойно именоваться

социалистической цивилизованностью" . Б связи с этим понятие "уровень духовной культуры" можно рассматривать как частное по отношению к "уровню жизни". В этом плане наиболее удачно понятие "духовная культура" определено А.И.Арнольдовым. Он подчеркивает, что "уровень развития духовной культуры измеряется объемом создаваемых в обществе духовных ценностей, масштабом их распространения и глубиной их освоения человеком" . Уровень духовной культуры человека проявляется в понимании развития общественной жизни, в его убеждениях, в труде, в межличностных отношениях, в быту, в оценке окружающей действительности, в его жизненной позиции, в содержании использования свободного времени.и т.д.

Некоторые тенденции использования свободного времени сельскими тружениками

Курс партии на интенсификацию сельскохозяйственного производства способствует не только укреплению экономики хозяйств, но и улучшению материального благосостояния трудящихся, социальному переустройству села. Решения майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС подтвердили дальнейшее неуклонное развитие этого процесса. Так, среднемесячная оплата труда работников, занятых в сельском хозяйстве Молдавии, возросла с 1965 по 1981 г. в 2 раза. Выплаты и льготы на душу населения возросли с 121 руб. до 391 руб.7

С 1965 по 1981 г. значительно улучшилось бытовое обслуживание сельского населения. Возросло количество предприятий этой сферы (с 2012 до 2438), что позволило увеличить более чем в 7 раз объем предоставляемых услуг. Однако по сравнению с городом объем бытовых услуг еще отстает как по количеству, так и по качеству .

Экономические изменения способствовали улучшению и материальной базы культуры. Возросла сеть книжных магазинов на селе. В настоящее время на каждый сельский Совет приходится по одному - два книжных магазина "Луминица", дом бытового обслуживания, несколько клубных учреждений, 2-3 массовых библиотеки . Если рассмотреть динамику развития культурно-просветительных учреждений за 10-16 лет, то мы увидим следующую картину. Хотя в 1965 г. в сельской местности было 1456 клубных учреждений, а в 1981 стало 1399 в результате укрупнения поселений, число кружков художественной самодеятельности за этот период увеличилось с 2798 до 9806, т.е. возросло более чем в 3 раза. Соответственно увеличилось и число участников художественной самодеятельности. В 1965 г. в кружках при клубах и Домах культуры занималось 46,5 тыс.человек, а в 1981 168 тыс.

Значительно расширилась сеть сельских библиотек: с 874 в 1965 г. до 1415 в 1981 г. Рост их количества сопровождался и ростом численности читателей - с 575,8 до 926,8 тыс. Более чем в 2 раза то возросло количество выданных книг, журналов и брошюр . Рост реальных доходов аграрного населения способствует тому, что из года в год оно приобретает в личное пользование все больше предметов культурно-познавательного назначения. Каждая сельская семья имеет радиоточку, многие - радиолы, транзисторные приемники, 81,4$ - телевизоры. В 1982 г. сельские труженики выписывали 2857,6 тыс.экз.газет и журналов, каждая семья в среднем получала по три и более газет и журналов, 61$ семей имели личные библиотеки и другие предметы культурного назначения. Эти факты свидетельствуют о том, что в современной культурной среде сельского труженика заложены возможности непрерывного развития духовных потребностей и интересов.

Интенсификация сельскохозяйственного производства и рост материального благосостояния способствуют повышению образовательного уровня сельского населения. Если в 1965 г. имели высшее образование на 1000 занятых 6 человек, среднее специальное 23 и среднее общее 15, то в 1979 г. соответственно - 32 человека с высшим, 73 со средним специальным и 211 со средним общим образованием. Особенно быстро растет уровень образования тружеников, занятых в сельском хозяйстве. С 1970 г. число работников с высшим образованием возросло более чем в 1,5 раза, а со средним - более чем в 6 раз. Если сравнивать по социально-профессиональным группам, то уровень образования быстрее повышается у механизаторов и доярок (более чем в 7 раз) . Повышение уровня образования объясняется потребностями агропромышленной интеграции и межхозяйственной кооперации. Вместе с тем в этом процессе отразилась большая организаторская работа партии, всех первичных партийных организаций трудовых коллективов по обеспеченшо производства грамотными, квалифицированными кадрами.

Культурная среда ближайшего окружения труженика улучшилась не только в связи с насыщением быта предметами культурно-просветительного назначения, но и благодаря повышению образовательного уровня членов семей. По данным нашего опроса, 32$ членов семей тружеников сельского хозяйства имеют неполное среднее и среднее образование, 17,6$ - полное среднее и высшее, 24% - начальное и неполное среднее образование, неполное среднее и высшее имеют 7,7$ членов семей. И если сопоставить с тем, что жители Молдавии до победы Советской власти в подавляющем большинстве были безграмотными, то видно, какой огромный скачок сделан в области образования и культуры.

Постоянный рост образовательного уровня прослеживается вполне отчетливой тенденцией. По данным исследования Н.А.Победы, 16,4$ сельских тружеников намереваются в ближайшее время получить среднее образование, 10,8$ - поступить в техникум, 10,4$ - в высшие учебные заведения, 6,6$ - на курсы12. Результаты нашего исследования показывают, что около половины аграрного населения выразило желание продолжить учебу, что характеризует использование в перспективе внерабочего и свободного времени. Приведенные факты свидетельствуют о постоянной и неизменной заботе КПСС и Советского го-то сударства о духовном развитии трудящихся .

Распространение чтения среди сельских тружеников

Изучению читательской аудитории в нашей стране уделялось внимание с первых лет Советской власти. В.И.Ленин, говоря о штатах издательств, отмечал, что "на первом месте должно стоять попечение государства не об издательстве, а о том, чтобы было кому читать чтобы было большее число способных читать. Прежде чем приступить к основному вопросу, остановимся на самом понятии "распространение духовных ценностей". В современной литературе данное понятие практически не разработано. Однако В.И.Ленин в ряде статей и выступлений, посвященных вопросам культуры, использовал понятие "распространение духовных ценностей". Например, - "распространение книг в населении", "распространение внешкольного образования", "распрост тп ранение знаний" . В работах В.И.Ленина можно найти мысли и об соотношении понятий "распространение духовных ценностей" и "распределение духовных ценностей". Так, в статье "О работе Наркомпроса" понятие "распространение духовных ценностей", на наш взгляд, относится как общее к частному по отношению к понятию "распределение духовных ценностей" (книг, газет) . Характерно, что понятие "распространение духовных ценностей" В.И.Ленин очень часто относит к широким массам трудящихся, а "распределение духовных ценностей" к источникам их получения. Руководствуясь этим методологическим положением, под "распространением духовных ценностей" мы понимаем их пропаганду и приобщение (через различные источники: музеи, библиотеки, клубы, личные собрания ценностей духовной культуры и т.д.) к ним широких слоев населения, социальных групп и отдельных личностей. Мы частично поддерживаем определение понятия "распространение чтения", данное библиотековедами, как более частное по отношению к понятию "распространение духовных ценностей". Под распространением чтения подразумевается приобщение населения к чтению, выявление соотношения читающей и нечитающей части населения .

Однако понятие "распространение чтения", на наш взгляд, нельзя непосредственно увязывать со степенью, интенсивностью, частотой распространения чтения. Интенсивность чтения самостоятельное понятие, указывающее на то, как часто пользуются печатными источниками читатели, т.е. те лица, среди которых чтение уже распространено. Без рассмотрения интенсивности чтения нельзя судить, на наш взгляд, о степени распространения чтения, о том, насколько чтение стало постоянной духовной потребностью сельских тружеников. Следовательно, эти понятия близки, но не идентичны. В связи с этим полагаем, что понятие "распространение чтения" целесообразно-рассматривать как процесс приобщения населения (социальных слоев и групп, отдельных личностей) к чтению путем его широкой пропаганды, использования библиотечных фондов, подписных изданий, подписки на периодическую печать, приобретения книг в личное пользование, использование книг друзей, знакомых и т.д., т.е.использование всей системы распространения книг и чтения.

Молдавское село располагает сегодня довольно развитой базой культуры, которая способствует успешному распространению чтения.

Похожие диссертации на Духовный рост тружеников в условиях интенсификации сельскохозяйственного производства (на материалах Молдавской ССР)