Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Феномен глобализации в современном социокультурном пространстве Киптило Евгений Александрович

Феномен глобализации в современном социокультурном пространстве
<
Феномен глобализации в современном социокультурном пространстве Феномен глобализации в современном социокультурном пространстве Феномен глобализации в современном социокультурном пространстве Феномен глобализации в современном социокультурном пространстве Феномен глобализации в современном социокультурном пространстве Феномен глобализации в современном социокультурном пространстве Феномен глобализации в современном социокультурном пространстве Феномен глобализации в современном социокультурном пространстве Феномен глобализации в современном социокультурном пространстве Феномен глобализации в современном социокультурном пространстве Феномен глобализации в современном социокультурном пространстве Феномен глобализации в современном социокультурном пространстве
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Киптило Евгений Александрович. Феномен глобализации в современном социокультурном пространстве : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Киптило Евгений Александрович; [Место защиты: Рос. гос. торгово-эконом. ун-т].- Москва, 2010.- 150 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/314

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы глобализационных процессов 13

1.1. Предпосылки глобализационной проблематики 13

1.2.Основные подходы к проблеме глобализации 28

1.3. Соотношение процессов модернизации, вестернизации и глобализации в современном обществе 43

Глава 2. Глобализационные процессы современного социокультурного развития 61

2.1. Социокультурные аспекты глобального взаимодействия национальных государств 61

2.2.Нелинейность социокультурных процессов как фактор глобализации 75

2.3.Социокультурные противоречия как форма поиска новой концепции глобального развития 93

2.4.Глобальная культура как будущее национальных государств 109

Заключение 133

Библиографический список 138

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современная цивилизация характеризуется наличием множества проблем и противоречий, основной причиной которых является глобализация человеческой деятельности.

Глобализация рассматривается в различных областях знания, как процесс или явление, где выделяются экономическая, политическая и культурная составляющие. Однако, она больше, чем процесс или явление, она - новая всеохватывающая философия мироустройства и мирофункционирования.

Глобализацию также можно охарактеризовать как период в истории человечества, начавшийся примерно с 1960-х гг., когда происходили события экспрессивной революции во Франции, следствием чего было распространение по всему миру новых моральных принципов, норм и ценностей (уменьшение ценности семьи как социального института, изменение характера и динамики межличностных контактов и т.д.)

Процесс, который сегодня носит название «глобализация», имеет достаточно долгую историю становления. Первоначально и довольно длительный период времени в литературе использовался термин «интернационализация» - интернационализация экономики, общественной и культурной жизни и т.д. Однако, это не просто смена терминов, - за ней скрывается существенное изменение происходящих в мире процессов. Уже начиная с XVI века шел процесс формирования всемирного исторического пространства. Именно он и получил название интернационализации. К началу XX века этот процесс в основном завершился.

Во второй половине прошлого столетия развернулся новый процесс. Как пишет Ю.И.Семенов: «...началось превращение всемирной системы социоисторических организмов в один мировой социально-исторический организм. Именно для его обозначения и возник термин «глобализация»1.

1 Семенов Ю.И. Философия истории. - М.: Современные тетради, 2003. - С. 510

Глобализация предполагает, в конечном счете, сращивание экономик всех стран в одну единую экономическую систему, которая, в отличие от национальных рынков, контролируемых и регулируемых правительствами, будет саморегулируемой системой.

На культурном и социальном уровне также происходят процессы интеграции, предполагающие образование единого общепланетарного социума, основанного на новой парадигме социокультурного развития. Наряду с интеграционными культурными процессами происходят процессы регионализации или локализации, сохраняющие этнокультурное разнообразие.

Поэтому глобализацию также характеризуют как переходный период в истории человечества, в результате которого образуется новый социум, новые общественные ценности и новый индивид, гражданин Мира.

Несмотря на то, что глобализация объединяет и синтезирует науку, экономику и технологические достижения человечества, на социальном уровне происходит обратный процесс - раздробленность и враждебность -антисинтез. Такая раздробленность характеризуется не глобализацией, а вестернизацией, попыткой навязывания неолиберальных ценностей общемировому социуму.

Сегодня возможны различные варианты развития сложившейся ситуации. По какому из них преимущественно будут развиваться события -неизвестно: пойдет ли общество по пути глобализации, регионализации или фрагментации. Также нельзя исключать и того, что развитие технологий может породить такие формы организации хозяйства и общества развитых стран, при которых они изолируются от остального мира, чтобы обеспечить свою безопасность и сохранить благополучие. Но потребность в изменении социальной системы очевидна.

Глобализация обостряет проблемы взаимодействия культур и соответственно людей, которые идентифицируют себя в рамках этих культур. «Под идентичностью понимают интегрированность человека и

общества, их способность к осознанию самотождественности и ответу на вопрос «Кто я такой?»2 Усугубление внутренней противоречивости жизни, когда люди ощущают себя частью глобального мира с одной стороны, и одновременно, являются частью локальной культуры - с другой, требует образования новой парадигмы, описывающей устройство мирового социума будущего, новые ценности и новое, выходящее за рамки национального государства мышление индивида.

Особенностью современного этапа глобализации является то, что локальные изменения диктуются событиями, развивающимися на очень большом расстоянии от места локальных событий. «Локальное является аспектом глобализации, глобальное создает локальное»3. Британский теоретик глобализации Р. Робертсон предлагает новый термин -глокализация, составленный из двух слов: глобализация и локализация, чтобы подчеркнуть взаимосвязь и взаимопроникновение этих процессов.

В глобализирующемся мире идентичность становится одним из основных пунктов дискуссии. Это связано с тем, что расширяется потенциальное поле для взаимодействия культур и проблема поиска идентичности является универсальной в переходные этапы.

Очень важно понимать «глобализацию» «как описательный термин, апеллирующий к историческим процессам развертывания и самосознания некоего нового способа смотреть на мир»4. Глобализация является новым подходом к осознанию путей понимания мира. Таким образом, глобализация в качестве парадигмы заняла место модернизации. Это обусловлено появлением новых центров политической и экономической власти, актуализацией культурных различий, интенсификацией перемещения людей, которая делает границы условными. На этом фоне появляются новые институциональные формы, призванные решать проблемы, выходящие далеко за границы отдельных наций и регионов.

2 Robertson R. Globalization: Social Theory and Global Culture. - London, 1992 - С 1

3 Robertson R. Globalization: Social Theory and Global Culture. - London, 1992 - С 2

4 Robertson R. Globalization: Social Theory and Global Culture. - London, 1992 - С 76

Основным ядром глобализации, как и модернизации, является формула «рынки и демократия», основанная на неолиберальной идеологии. Экономическая и политическая власть станет более децентрализованной. «Глобализация (и это касается всех типов новых конфликтов, которые она спровоцировала) будет прекрасно представлять универсализацию идеи развития в ее сугубо капиталистическом виде (а ее социалистический двойник попросту окончательно перестанет быть конкурентоспособным)».5

Глобализация порождает совершенно новые формы политической и экономической эксплуатации, а также совершенно новые формы маргинализации. Она не только является причиной некоторых проблем современности, но она же, одновременно, и решает проблемы, доставшиеся ей в наследство от прошлого. В этих условиях экономическая и политическая маргинализация обостряются, но и продолжают своё существование в рамках нового порядка.

«Национализм и колониализм в исторической перспективе были в первую очередь продуктами и агентами европоцентристской глобализации»6. Колониализм был прямым следствием европейской мировой экспансии, целью которой было вовлечение колонизированных культур в евро-американскую культурную орбиту.

Национализм и колониализм разделили мировое пространство на национальные и колониальные регионы, которые представляли собой с одной стороны отклонение от идеи глобальности в силу разделения, а с другой - вовлекали новые страны в евро-американскую культуру. Но они не смогли поколебать веру в капиталистический мировой порядок.

Унификация и фрагментация мира - весьма важные моменты, именно с ними связано появление глобализации. Понятие глобализация приобрело популярность в политэкономических и культурологических дискуссиях вовсе не в связи с окончанием холодной войны, а в связи с ростом интереса к

5 Robertson R. Globalization: Social Theory and Global Culture. - London, 1992 - С 78

6 Robertson R. Globalization: Social Theory and Global Culture. - London, 1992 - С 86

появившимся экономикам нового капиталистического типа в странах Юго-Восточной Азии.

Степень разработанности проблемы. Проблемы модернизации, интернационализации, вестернизации и глобализации освещаются как в рамках философских работ, так и в рамках специальных наук: экономики, политологии, социологии, культурологии.

Однако сама глобализация является предметом достаточно новой области знаний. Зародившись как явление во второй половине XX века, глобализация начала получать философское осмысление лишь в 1990-е годы.

Феномен глобализации ввиду своей междисциплинарности и размытости границ исследований нуждается в многостороннем рассмотрении. В отечественных и зарубежных исследованиях, посвященных проблемам глобализации, обозначились следующие направления, в рамках которых рассматриваются:

  1. экономические аспекты глобализации (Филипп Г. Альтбах, Ральф Питере, Дж. Сорос, О.С. Белокрылова, О.Т. Богомолов, Е.В. Брехов, СИ. Долгов, Н.С. Кирабаев, В.М. Княжнин, И.С. Королев, А.В. Красновой, И. Майбуров, А.И. Смирнов, Л.Л. Стриженко, М.В. Шевченко, Ю.А. Щербанин и др.);

  2. влияние глобализационных процессов на политическую сферу (В.М Дахин, Н.А. Зотов. Д. Хелд и др.);

  3. проблемы глобализации в социокультурной сфере (Р. Робертсон, П. Бергер, Д. Бхагвати, Э. Гидденс, А. Козмински, X. Пилкингтон, П. Скотт, С. Хантингтон, Э. Хобсбаум, М.М. Акулич, B.C. Буянов, А.И. Галаган, В.И. Добреньков, В.Г. Кочкина, Р. Робертсон, Г.Ю. Семигин, А.И. Турчинов, Ю.В. Яковец);

  1. факторы проявления воздействий глобализации и их классификация (А.В. Аверин, М. Майбуров, Н.П. Щербаков);

  2. развитие личности в условиях глобализации (Ф.Х. Лайпанова);

  1. трансформация национальной идентичности в условиях глобализации (М. Фурман, Е. Водичев, Г.И. Иванов, Н. Шмелев).

  2. интеграционные и глобализационные процессы, затрагивающие практически все сферы деятельности как государства, так и личности. Такие аспекты рассматриваются в работах следующих авторов: А.Н. Быков, Е.Н. Жильцов, А.А. Колодина, Г.М. Костюнина, Г.П. Лесников, А.А. Огаров, И.А. Сафонов, Ю.В. Шишков, В.П. Шмулевич и других.

Объектом диссертационного исследования является глобализация. Предмет исследования - социокультурное пространство глобализирующегося общества.

Цель диссертационного исследования состоит

1. в выявлении предпосылок и основных подходов к изучению
глобализационной проблематики;

2. анализе социокультурных рефлексий и противоречий глобализации.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие

основные задачи диссертационного исследования:

проанализировать генезис понятия «глобализация»;

раскрыть предпосылки глобализации;

дать систематический анализ основных подходов к проблеме глобализации;

рассмотреть глобализационне процессы в экономике, внешнеполитическом взаимодействии национальных государств, трансформирующейся социальной среде;

выявить социокультурные противоречия глобализирующегося мира;

показать взаимосвязь понятий: модернизация, вестернизация и глобализация;

систематизировать проблемы, вызванные глобализацией, в том
числе рассмотреть трансформацию личностных потребностей в
современном мире;

выявить основные аспекты мировосприятия в эпоху глобализации.
Гипотеза диссертационного исследования - в условиях

трансформирующегося социокультурного пространства глобализация выступает как стремление человечества к достижению цивилизационного синтеза, формирующее новые формы этнокультурной идентификации.

Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют,
прежде всего, общефилософские принципы и методы исследования, то есть
принципы системности, историзма, конкретности исследования, а также
методы современной социальной философии и философской антропологии -
сравнительно-исторический, конкретно-исторический, историко-

типологический и историко-ретроспективный. Исследование ориентировано на системный подход, принципы структурно-функционального анализа и аксиологии. Также частично использовался синергетический подход и методы рационализма в анализе динамики традиций и инноваций в культуре глобализирующегося социума.

Научная новизна диссертации состоит в следующих положениях:

дается систематизация как предпосылок глобализационных процессов, так и основных подходов к изучению глобализационной проблематики;

раскрывается соотношение процессов модернизации, вестернизации и глобализации, выявляются их схожие черты и кардиальные отличия;

анализируются социокультурные противоречия современного мироустройства, основанного на национальных государствах;

рассматривается современный социум как нелинейная система в сравнении с другими субъектами глобализации.

Основные положения, выносимые на защиту:

Социокультурные противоречия современной модели мироустройства выявляют необходимость к переходу на новую парадигму развития глобального социума.

Глобализация и локализация являются сложной формой целостности, в которой указанные элементы сосуществуют на принципах дополнительности.

Интеграционная доминанта процесса глобализации обостряет флуктуации социокультурных процессов, вследствие которых усиливаются разного рода расхождения, изменяется степень чувствительности. Флуктуации расшатывают прежнюю структуру системы и вводят ее в фазу переходного периода.

Нестабильность как состояние фазового перехода от хаоса к порядку в культуре (или его инверсионный вариант), характерной чертой которого является определенное стягивание к аттрактору, позволяет говорить о существовании в переходных периодах самостоятельного типа культуры, играющего важную роль в логике культурно-исторического процесса.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что ее основные положения, выводы, данная систематизация предпосылок глобализации, подходов к изучению глобализации, основные идеи новой парадигмы социокультурного развития мирового социума могут быть использованы в дальнейшем исследовании проблем глобализации в современном мире, а также в разработке теоретико-методологических основ философии глобалистики.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались автором на ряде региональных, межвузовских и внутривузовских научных конференций, в том числе на международных научно-технических конференциях Московского государственного технического университета гражданской авиации в 2006 и 2008 годах,

международной молодежной научной конференции «Гагаринские чтения» в Московском авиационно-технологическом институте, международной конференции в Московском государственном университете путей сообщения в 2008 году, заседаниях кафедры Гуманитарных и социально-политических наук Московского государственного университета гражданской авиации в 2009 году. По теме исследования автором опубликовано 10 статей.

Структура диссертационной работы включает: введение, две главы, семь параграфов, заключение, библиографию. Общий объем работы 147 страниц. В конце работы помещен список литературы, включающий в себя 149 наименований, из них 13 на иностранных языках.

Предпосылки глобализационной проблематики

Процесс формирования всемирного социально-исторического пространства начался в XVI веке. На основании его результатов во второй половине прошлого столетия развернулся новый процесс - «...началось превращение всемирной системы социоисторических организмов в один мировой социально-исторический организм. Именно для его обозначения и возник термин «глобализация»».7 Однако, главный фокус дискуссии о глобализации сформировался недавно. Вследствие того, что проблематика глобализации тесно привязана к контурам и сущности современности, глобализация относится к новейшим понятиям, характеризующим сегодняшнее состояние общественного сознания. В исследованиях Р. Робертсона глобализация представляется в более широких временных промежутках, нежели как ее привыкли представлять.8 Но также необходимо заметить, что глобализация не приравнивается прямому следствию аморфно осознанной современности.

«Термин «глобализация» стал систематически использоваться в политическом языке с конца 1980-х гг., и уже спустя десятилетие И. Бартелсон отметил парадокс: никому не понятно, что собой представляет глобализация, но никто не сомневается в её реальности».9 Определенно, в академических кругах, оно не распознавалось, как знаковое понятие, вследствие неоднозначного и непостоянного использования в прошлом, но это продолжалось лишь до начала 80-х гг. XX века. Во второй половине 80-х гг. прошлого столетия использование термина «глобализация» стало интенсивнее, в связи с активным ее воздействием практически на все области современной жизни и во всех частях мира. Ныне этот термин используется довольно широко и действительно в самых различных смыслах. Хотя первичное прилагательное «глобальный» было в использовании в течение длительного времени, в словари это слово попало относительно недавно. Оксфордский словарь новых слов включил термин «глобальный», как новое слово, преимущественно используемое, как:

глобальное осознание, восприимчивость и понимание культур отличных от тех, к которым принадлежит индивид, в основном, как часть понимания мировых социально-экономических и экологических явлений и аспектов;

глобальное потепление, долговременное увеличение средней температуры в климатических системах, по всему миру, как результат парникового эффекта.10

Обычно термин «глобализация» употребляется для того, чтобы обозначить ряд особенностей современного мироустройства. К этим особенностям относятся:

- упадок роли национальных государств, сокращение их функций;

- возрастание роли макрорегионов и макрорегиональных рынков, новая регионализация мира;

- геоэкономически открытый характер мира;

- изменение характера государственных границ, которые из глухих стен превращаются в полупроницаемые мембраны;

- стандартизация и унификация жизненных форматов по всему миру;

- четыре «евросвободы» - свобода перемещений товаров/услуг, людей, информации и капитала.

Эти определения, в основном, опираются на современные тенденции мировой системы, а также сформулированы под воздействием знаменитой концепции канадского философа М. Маклюена - «Глобальная деревня», основной фокус которой сосредоточен на том, как технологии и коммуникации позволяют каждому индивиду испытывать на себе в совместном воздействии события, происходящие в мире, а также на сжимающихся мировых сообществах до уровня деревни или племени.

Глобализация, несомненно, продукт развития капиталистической общественно-экономической формации. Сейчас в науке существует мнение о том, что в Западном обществе капитализма уже нет, и на его основе возникло совершенно иное общество - постиндустриальное, информационное и т.п. Сам капитализм в его долгой истории претерпел серьезные изменения, и не всегда эти изменения свидетельствовали о совершенствовании капиталистических отношений. Но в любом случае это было развитие, и то, какое общество сформировалось на данный момент, и есть результат этого развития.

Двигаясь по пути создания всемирного социально-исторического организма и формирования глобального мышления, капитализм прошел несколько стадий, находясь сначала в оппозиции государству (к. XVII - к. XIX вв.), затем действуя в рамках, очерченных государством, когда «Государство прилагает все усилия к тому, чтобы посредством законов, декретов, принимаемых под давлением борьбы рабочих, с помощью коллективных соглашений сделать более гуманным первоначальный капитализм»,12 и, наконец, подменяя государство в стремлении все регулировать исключительно рыночными механизмами.

Соотношение процессов модернизации, вестернизации и глобализации в современном обществе

В современных философских, политологических и экономических исследованиях, осмысливающих существующую систему международного развития и перспективы межгосударственных взаимоотношений тема глобализации прочно занимает первые позиции, а количество соответствующих работ о глобализационной проблематике в последнее время неуклонно растет. Феномен глобализации подвергается рефлексии в рамках политической футурологии в плане дальнейших судеб западной цивилизации и России. Делаются даже попытки переосмыслить методологические подходы к анализу политических процессов с учетом глобализационного развития современного мира.

Глобализацию характеризуют как господствующую тенденцию мирового развития, некий новый мировой порядок, призванный определить политико-экономический и социально-культурный облик планеты на столетия вперед.

Проблема глобализации пришла на смену фигурировавшей ранее теории модернизации. «С точки зрения экономики, погруженной в процесс глобализации, важно подчеркнуть, что переход к постмодерну несет с собой идею соединения личности и массовой индивидуальности».37 Как взаимосвязаны процессы модернизации и глобализации? Является ли глобализация логичным продолжением модернизационного развития, или это два совершенно разнонаправленных процесса? «...Модернизация ведет к утверждению стандартов совершенно определенного вида, которые и были рождены Западом в процессе адаптации его технотронной цивилизации к новым реалиям. Совершенно не случайны идеи либерализации, соревновательности разных видов собственности, плюрализма в общественной сфере и т. д.— они, согласно марксистской теории общества, содействуют формированию тех производственных отношений, которые отвечают потребностям развития производительных сил. Раскрепощенный образ мышления оказался эффективным не только в науке и технике, но и обычной повседневности».

Под модернизацией в широком смысле слова принято понимать исторически детерминированный процесс контроля людей над протеканием природных процессов. В более узком смысле под модернизацией подразумевается процесс изменения социально-экономической и политической составляющей всех государств планеты в соответствии с типом западного общества эпохи модерна, то есть общества, построенного на принципах либерализма и использующего достижения индустриального производства. А именно такое общество состоит из новых элементов, так называемых массовых индивидов. Он, как личность есть новое слово постмодерна. Что за этим стоит - вырождение культуры, которая на наших глазах превращается в массовую? Это невозможно для культуры, которая, по выражению И. Бродского, «вся преемственность, вся - эхо».39

Глобализация (от фр. - global - всеобщий) трактуется как процесс охватывания экономическими, политическими, социальными и культурными взаимоотношениями всего человеческого сообщества. Глобализация понимается в трех смыслах - во-первых, как постоянно идущий исторический процесс расширения пространств взаимодействия между людьми, государствами и культурами, во-вторых, как всеобщая универсализация мира через усиление черт всеобщности, и гомогенизация как постепенное движение к однородному политико-экономическому и культурному миру, в-третьих, как открытость национальных границ в сфере экономических взаимодействий. «В общем же, большинство народов мира -результат разнообразных (в течение многих тысячелетий) контактов, смешений, взаимовлияний. Соответственно, то же самое можно сказать о большинстве из живших, живущих на нашей планете людей. Замечательно выразил эту мысль русский поэт Максимилиан Волошин: «Весь трепет жизни - всех веков и рас. Живет в тебе. Всегда, Теперь. Сейчас»».40

Итак, мы видим, что оба этих понятия иллюстрируют процесс развития человеческого общества, но формы протекания этого процесса характеризуются в рамках теории модернизации и глобализации по-разному. «Очевидно, что ответ надо искать в главном социальном результате общества модерна - в «устройстве» человека как личности. Личность определяется обычно как социальная характеристика человека, и это, безусловно, верное, но слишком абстрактное определение».41

Социокультурные аспекты глобального взаимодействия национальных государств

Философия глобализации во многом зависит от стремительных экономических, социальных и политических изменений на современном этапе и активно вторгается в повседневную жизнь. Политика также подчиняется закономерностям все более тесных международных взаимозависимостей. Очевидно, что глобализация ставит демократическим образом организованное национальное государство перед новыми рамочными условиями, которые проявляются как внутри, так и вовне.

Сотрудничество, развитие партнерства по-прежнему остаются не только одной из важных задач практики международных отношений, но и актуальной темой научных исследований.

Распад Советского Союза и начавшаяся трансформация биполярной системы международных отношений ознаменовали появление беспрецедентных возможностей для развития кооперации государств. Изменившиеся характеристики международной среды, связанные с возрастанием взаимозависимости государств, «интернационализацией» проблем, с которыми сталкивается современный мир, требуют от участников международных отношений не конфронтации, а сотрудничества. Необходима новая модель международного сотрудничества для построения эффективной системы управления общемировым пространством.

Существует множество глобальных угроз, требующих сплочения усилий, среди них выделяют: технологические угрозы, обусловленные переходом мировой экономики на наукоемкие технологии; проблемы идентичности; ограниченность природных ресурсов; изменение сложившегося соотношения сил, связанное с ускоренным развитием незападных стран; экономические проблемы и, в особенности, разрыв между богатыми и бедными странами; кризис перенаселения планеты. Природа перечисленных угроз такова, что противостоять им способно лишь мировое сообщество, а не отдельно взятое государство: «глобальное потепление приведет к увеличению уровня воды не только у берегов США, но и у других стран; финансовая нестабильность может поразить всю мировую экономику»49.

Наряду с появлением новых глобальных проблем, не остались решенными и старые, связанные с распространением оружия массового уничтожения и терроризмом. В наше время эти угрозы приобрели ряд следующих особенностей: существенно расширилась география осуществления террористических актов; терроризм приобрел статус «международного», террор становится всеобъемлющ и часто не несет на себе отпечатка конкретных организаторов и цели.

Для решения глобальных вызовов национальным государствам необходимо действовать вместе, вырабатывая новую парадигму мироустройства. Объединение в союзы может происходить по нескольким принципам: географическое расположение, общность культуры, схожесть политических режимов, наличие общих угроз и влияние прошлого опыта. Рассмотрим каждый из этих принципов более подробно.

Влияние географического расположения на формирование альянсов оценивается неоднозначно разными исследователями. Например, В. Лай и Д. Рейтер доказывают, что государства, расположенные ближе друг к другу географически, с большей вероятностью смогут стать союзниками. Дружественные отношения между государствами-соседями могут сохраняться и при наличии таких разногласий, которые бы могли привести к осложнению отношений с другими государствами. Однако термин «симбиоз с соперником», используемый сторонниками психодинамического подхода к изучению международных отношений, заставляет предположить, что близлежащие государства больше претендуют на роль «врага». С. Уолт рассматривает влияние географического расположения во взаимосвязи с существующими угрозами. Он подчеркивает, что при прочих равных условиях государства с большей вероятностью образуют союзы в ответ на угрозы, исходящие от близлежащих государств, чем от географически более отдаленных. Однако он также поддерживает предположение, согласно которому склонность к сотрудничеству скорее проявляют близлежащие государства, поскольку имеют общие региональные интересы.50

Влияние общности культуры проявляется в том, что государства, характеризующиеся общностью языка, этичности и религии, с большей вероятностью станут союзниками.

Глобальный характер антитеррористической коалиции связан в том числе и с беспрецедентной представленностью культур государств. Данное обстоятельство не позволяет рассматривать языковые или религиозные различия в качестве фактора, препятствующего сотрудничеству.

Сходство политических систем рассматривается, как фактор, объединяющий нации, с целью защиты своей идеологии и политических принципов. Государства с одинаковыми политическими системами меньше опасаются друг друга, поскольку они предполагают, что у идейно близкого государства будет меньше причин агрессии. С другой стороны, союз государств с одинаковым социально-политическим устройством может усилить легитимность слабых режимов за счет их присоединения к популярным принципам и идеям.

Похожие диссертации на Феномен глобализации в современном социокультурном пространстве