Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование регионального трансграничного социокультурного пространства в условиях глобализации : на примере Забайкальского края Зимина, Надежда Сергеевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зимина, Надежда Сергеевна. Формирование регионального трансграничного социокультурного пространства в условиях глобализации : на примере Забайкальского края : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Зимина Надежда Сергеевна; [Место защиты: Забайк. гос. гуманитар.-пед. ун-т им. Н.Г. Чернышевского].- Чита, 2012.- 162 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/283

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Происходящие сегодня события подтверждают сложноорганизованность современного мира, человечество все отчетливее ощущает на себе многообразие культурных связей. Стремления отдельных стран построить единое глобальное социокультурное пространство обнаруживают преграды - мы становимся свидетелями обратного процесса - актуализации региональных и локальных особенностей. «Столкновение цивилизаций», всплеск региональной идентичности, эскалация многих конфликтов, трансформация политических структур позволяет прийти к выводу, что формирование единого политического, экономического, информационного пространства может быть затруднено, поскольку данный процесс выстраивается на социокультурной основе.

Изменения в современном мире, обусловленные глобализацией и регионализацией, способствуют . возникновению и усилению интеграционных процессов, участниками которых становятся субгосударственные регионы, что дает возможность выхода регионам на новый уровень своего развития и установления связей с внутренними регионами других стран - трансграничный. Понимание региона как социокультурного пространства детерминирует философскую интерпретацию этого явления и позволяет определять его как трансграничное социокультурное пространство, образующееся поверх границ взаимодействующих культур в пределах определенной территории

- субгосударственном регионе. Подобная трактовка трансграничного
социокультурного пространства позволяет исследовать, с одной стороны,
внутренние регионы страны как региональные социокультурные
пространства в контексте национального пространства, с другой, -
определить особую трансграничную сущность регионального
пространства.

Формирование трансграничного социокультурного пространства происходит на стыке нескольких культур, что выражается в трансформации основ жизнедеятельности человека, культурных ценностей, изменениях в идентичности (появление новых типов личности

- «человека маргинального» (Р. Парк), «трансграничного человека»
(А.И. Неклесса)), в самих онтологических основах человека, изменениях
границ пространства его собственной идентификации, социальных
взаимоотношениях.

Реалии современности показывают, что в трансграничное взаимодействие включаются страны, принадлежащие к разным цивилизационным типам, отличающиеся по экономическим, социальным, демографическим показателям, что порождает определенные сложности в их взаимодействии и обнаруживает потенциальные угрозы развитию.

Существуют регионы, являющие собой феномен трансграничного социокультурного пространства. Таковым, к примеру, предстает Забайкальский край как социокультурное трансграничье, сформированное поверх границ культур, которыми он представлен, а также имеющий тенденцию к преодолению национальных границ и подверженный постоянному внешнему культурному влиянию.

Необходимость определения факторов и особенностей регионального трансграничья как современного социокультурного явления, вызванного диалектическим взаимодействием процессов глобализации и регионализации, делает актуальным выявление и изучение социально-философских аспектов данного феномена. Исследование регионального трансграничья на примере Забайкальского края позволяет проследить влияние совокупности факторов (как внутренних, так и внешних) на формирование регионального трансграничного социокультурного пространства и экстраполировать результаты на исследование других регионов России.

Степень научной разработанности. Научному анализу социокультурного пространства посвящено множество работ. Методология его исследования начала формироваться с конца XIX в. и постепенно пространственное осмысление культуры и общества прочно закрепилось в гуманитарных науках, в частности в работах Э. Дюркгейма, В.Л. Каганского, Н.А. Косолапова, П.А Сорокина, М. Хайдеггера и других.

В контексте проблемы исследования интерес представляют работы Г.А. Аванесовой, О.Н. Астафьевой, Ю.А. Веденина, Н.И. Лапина, Е.В. Серединой, Р.Ю. Федорова и других, посвященные анализу региона в рамках социокультурной парадигмы, а также его осмыслению в пространственных категориях.

В связи с трансформацией современного миропорядка получила
развитие новая тенденция взаимоотношений государств - трансграничное
взаимодействие. Сегодня все интенсивней формируются трансграничные
регионы как пространственные организации с их политическими,
экономическими, экологическими особенностями. Но необходимо
отметить, что характер такого трансграничного взаимодействия во многом
определяется некой социокультурной устойчивостью включенных в него
субгосударственных регионов. В связи с этим, особую значимость
приобретают работы, в которых исследуется место и роль внутренних
регионов государства в трансграничном пространстве. Наиболее
интересными представляются работы, раскрывающие философские
аспекты трансграничья, не в его пространственно-территориальном, а в
пространственно-культурологическом анализе - структура

социокультурного пространства, его ценностное содержание и факторы формирования, границы этого пространства, социально-антропологическая проблематика, проявляющаяся в идентичности человека, включенного в него и т.д. Следует заметить, что ряд исследований, в частности труды

СП. Турина, Д.Г. Емченко, В.А. Колосова, А.И. Неклессы, основываются на постнеклассической методологии, в рамках которой трансграничье рассматривается как развивающаяся система, в исследовании которой акцент делается на процессуальное.

Подходя к анализу конкретного российского региона -Забайкальского края, как территории, представляющей собой сложное социокультурное пространство, мы обнаружили необходимость его исследования в контексте особенностей культуры России, а также как части национального социокультурного пространства страны. Для этого были использованы работы Б.Н.Бессонова, Н.М.Давыдовой, М.С. Ельчанинова, Н.Е. Покровского, В.А. Тишкова, Ж.Т. Тощенко и других, в которых отображены реалии современного развития России и особенности ее национального социокультурного пространства.

Интерпретация Забайкальского края как трансграничного социокультурного пространства обусловила выявление факторов, под воздействием которых оно формируется, тенденций современности, оказывающих многоаспектное влияние на данный тип пространства. Этим определено обращение к работам Ю.М.Беспаловой, А.О. Бороноева, И.Я. Мурзиной, Д.В. Сергеева, А.В. Спиридоновой, М.Ю. Шинковского, И.Г. Яковенко, А.Г. Янкова и других.

Анализ работ таких ученых, как В.А.Абрамов, И.И. Арсентьева, М.И. Гомбоева, Т.Н. Кучинская, М.Н. Фомина и др., раскрывающих особенности трансграничного социокультурного пространства Забайкальского края, помог определить его место в национальном социокультурном пространстве и роль в современных процессах глобализирующейся России.

Таким образом, при наличии работ, посвященных выявлению пространственных характеристик культуры и общества, рассмотрению социокультурных особенностей региона, его роли в трансграничном пространстве, проблема определения региона как трансграничного социокультурного пространства в контексте единства процессов глобализации и регионализации является недостаточно изученной.

Объектом диссертационного исследования является региональное трансграничное социокультурное пространство.

Предмет исследования - социальные, культурные и социоантропологические особенности регионального трансграничного социокультурного пространства.

Целью диссертационного исследования является социально-философский анализ сущности регионального трансграничного социокультурного пространства (на примере Забайкальского края), факторов его формирования и особенностей функционирования. Данная цель обусловила следующие задачи:

  1. выявить социально-философскую специфику изучения социокультурного пространства как пространства взаимодействия общества, культуры и личности;

  2. концептуализировать понятие «регион» как тип социокультурного пространства, определить основные факторы его формирования и развития;

  3. раскрыть особенности трансграничного пространства как сферы социальных, культурных и социоантропологических изменений;

  4. определить специфику российского социокультурного пространства в контексте взаимодействия процессов глобализации и регионализации;

  5. выявить и проанализировать внешние и внутренние факторы формирования и развития забайкальского трансграничного пространства;

  6. разработать структурно-функциональную схему регионального трансграничного социокультурного пространства на примере Забайкальского края, определить ее эвристические возможности.

Теоретико-методологическая база исследования. Теоретической основой диссертационного исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых: философов, культурологов, социальных антропологов, регионоведов, политологов, социологов по проблемам научной интерпретации социокультурного пространства, прежде всего его философского анализа. В основу исследования положены следующие концепции и идеи: А.С. Ахиезера - социокультурной динамики России и раскола между культурой и социальными отношениями, В.Л. Каганского -об особенностях границ и зонах советского социокультурного пространства и культурного ландшафта, Н.И. Лапина - интерпретация региона как антропосоциетальной системы, А.И. Неклессы - о трансграничном человеке и ландшафте трансграничья, В.А. Тишкова - о российском национальном пространстве и конфликте пространств, теория столкновения цивилизаций С. Хантингтона.

Диссертационное исследование основывается на принципах целостности и структурности (социокультурное трансграничье предстает как целостное образование, имеющее свою структуру, в которой выделены функционально взаимозависимые компоненты).

В основу исследования положен комплексный методологический подход, позволивший объективно и многосторонне определить особенности изучаемого феномена, включающий в себя диалектический, системный, аксиологический методы; также использованы такие общенаучные методы, как абстрагирование, типологизация, моделирование.

Научная новизна исследования:

1) выявлена социально-философская специфика изучения социокультурного пространства, которая заключается в анализе его

сущностных характеристик, содержательных компонентов и способа существования;

  1. регион представляет собой особый тип «многослойного» социокультурного пространства, включающий пространства взаимопроникающих друг в друга локальных культур (этнических, религиозных), испытывающий влияние со стороны национального социокультурного пространства и пространств соседних стран;

  2. социокультурное трансграничье концептуализировано как, прежде всего, пространство взаимодействия культур, следствием которого являются особые социальные, культурные, социоантропологические изменения;

  3. в контексте взаимодействия процессов глобализации и регионализации дана характеристика современного российского социокультурного пространства, выявлены проблемы его развития: кризис ценностей (отсутствие общей системы ценностей, их региональная разрозненность) как основы его целостности; проблема национальной идентичности, и, как следствие, угроза «разорванности» национального пространства; внутренняя противоречивость, детерминированная разнородностью насыщаемых национальное пространство культур; усиливающееся влияние социокультурных пространств других национальных государств и др.;

  4. проанализированы внешние и внутренние факторы формирования и развития забайкальского трансграничного пространства, определяющие его место в национальном социокультурном пространстве;

  5. определены эвристические возможности и прогностические функции разработанной в диссертационном исследовании структурно-функциональной схемы трансграничного социокультурного пространства на примере Забайкальского края.

Теоретическая значимость результатов исследования определена
актуальностью и новизной темы. Теоретическая значимость заключается в
том, что диссертационная работа дополняет и уточняет существующие
методологические направления в философской интерпретации
социокультурного пространства, исследовании российского

социокультурного пространства, а также трансграничья как сферы культурных изменений; расширяет предметное поле социального познания, включая в него проблему осмысления регионального трансграничного социокультурного пространства.

Практическая значимость диссертационного исследования: сформулированные положения и выводы могут служить основой для прогнозирования развития трансграничного социокультурного пространства Забайкальского края, могут быть использованы как практические рекомендации к разработке управленческих решений в сфере регулирования социокультурных процессов в регионе. Изложенные и проанализированные в работе материалы могут способствовать разработке

программ по сохранению культурного многообразия Забайкальского края и культурной идентичности в условиях социокультурного трансграничья и определению путей решения данных проблем в рамках культурной и социальной политики.

Результаты исследования могут быть использованы для разработки учебных курсов по философии, социальной философии, социальной антропологии, регионоведению и др. и написания соответствующих учебных и учебно-методических пособий.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Анализ методологических проблем познания социокультурного пространства позволяет выделить особенности его социально-философского изучения, к которым относится рассмотрение его в неразрывной связи общества, культуры и личности. Социокультурное пространство является социальным конструктом, с одной стороны, основанным на исторически и социально заданной реальности, а, с другой, дополняющим и формирующим уже существующую социальную реальность. Будучи наполненным определенными нормами, ценностями, традициями, социокультурное пространство формирует и организует человеческую жизнедеятельность в рамках определенного социума, тем самым, представляя собой способ существования человека в обществе и культуре.

  2. Регион, с одной стороны, является локализацией национального социокультурного пространства, с другой стороны, он вбирает в себя пространства локальных культур, а также особенности социокультурных пространств других государств. Наличие таких компонентов, как региональная культура и ее ценности, региональная идентичность, социальная структура региона позволяет определить его как особую форму организации социокультурного пространства в единстве социальности и культуры, как целостное и внутренне противоречивое образование. При этом детерминантами целостности регионального пространства выступают общность ценностей и традиций и наличие многообразных комплементарных связей между различными культурами, которое объясняется насыщенностью регионального социокультурного пространства пространствами культур.

  3. Трансграничное пространство представляет собой социальный конструкт наложения и взаимодействия разных социокультурных пространств, как внутригосударственных, так пространств приграничных регионов соседних стран. Социокультурное трансграничье усиливает социальные связи поверх культурных границ и может выступать способом организации совместной деятельности между людьми как носителями разных культур, менять социальную структуру страны или региона (например, профессиональный состав, демографические параметры общества и др.). Трансграничье детерминирует две основные тенденции развития социокультурного пространства: с одной стороны, размывание

границ собственной культуры и угроза ее утраты; с другой, актуализация и
всплеск . развития культур через механизм культурного регионализма.
Преобладание той или иной тенденции определяется

внутрирегиональными связями, связями регионального пространства с
пространством национальным, внутри которого оно находится, а также с
национальными пространствами других государств. Трансграничье
помещает человека в ситуацию пересечения и наложение нескольких
социокультурных пространств, что детерминирует

социоантропологические изменения, заключающиеся в проблеме его культурной самоидентификации, осмыслении границ собственного социокультурного пространства.

  1. Аксиологический анализ российского социокультурного пространства позволил выявить его актуальные проблемы. В современном российском обществе отсутствует понимание, переживание единства социокультурного пространства, осознание общности. Российское социокультурное пространство характеризуется региональной фрагментарностью, когда ценностные ориентиры регионально резко отличаются, что накладывает отпечаток на восприятие жителями страны собственной культуры и на формирование их национальной и региональной идентичности. В условиях глобализации и регионализации российское социокультурное пространство все явней испытывает воздействие внешних факторов. Учитывая выявленные в работе негативные тенденции в современном развитии социокультурного пространства России трансграничные связи с другими странами обостряют проблемы сохранения целостности национального пространства и способности регионов в трансляции национальной культуры, национальной идентичности граждан страны и др. В работе выделены принципы сохранения целостности национального социокультурного пространства, заключающееся в учете интересов каждого региона, паритете этих интересов, социокультурной дополнительности регионов, их открытости, согласованности решений.

  2. Региональное трансграничное социокультурное пространство (на примере Забайкальского края) включено в национальное пространство, являющееся по своей природе трансграничным, поскольку в целом национальное государство - это пространство взаимодействия региональных социокультурных пространств, и находящееся во взаимодействии с трансграничными пространствами со стороны других государств. Особенности регионального трансграничного пространства заданы коррелирующими друг с другом внешними (взаимное социокультурное влияние Забайкальского края и приграничных регионов Монголии и Китая) и внутренними (общегосударственного уровня -взаимодействие с другими регионами и в целом с национальным пространством, и внутрирегионального уровня - с пространствами локальных культур внутри региона) факторами. Характер развития

региона определяется состоянием и целостностью как национального, так и внутреннего регионального социокультурного пространства.

6. В схеме регионального трансграничного социокультурного пространства в качестве основных выделены социально-демографический и культурный компоненты, связь между которыми определяется их функциями идентификации, интеграции, регуляции, дифференциации и жизнеобеспечения. При этом функционирование внутренних компонентов зависит от внешних факторов, а в некоторых случаях определяется ими. Эвристическая значимость схемы определяется возможностями типологизации социокультурного пространства трансграничья, экстраполяции характеристик данной схемы в рамках исследования феномена регионального трансграничного социокультурного пространства. Прогностические функции схемы связаны не только с характеристикой структурных элементов самого регионального пространства, но и определением специфики связи между ними, тенденций их изменения, влиянием внешних факторов.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования изложены на расширенном заседании кафедры философии, теории и истории культуры Забайкальского государственного университета, методологических семинарах преподавателей и аспирантов ЗабГУ. Результаты исследования отражены в докладах и научных сообщениях автора на различных конференциях: XV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (г. Москва, 2008), III Международной научно-практической конференции «Человек и его ценности в современном мире» (г. Чита, 2008), VIII, X Международной научно-практической конференции «Кулагинские чтения» (г.Чита, 2008, 2010), Всероссийской научно-теоретической конференции «Проблемы социальной и административной консолидации Байкальской Сибири» (г.Иркутск, 2008), I Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития современного китайского общества» (г. Чита, 2009), Международной научно-практической конференции «Приграничное сотрудничество: Россия, Китай, Монголия» (г. Чита, 2009), VI Конвенте РАМИ «Россия и мир после мирового кризиса: новые вызовы, новые возможности» (г. Чита - г.Москва, 2010), Всероссийской научно-практической конференции «Социальная среда - потенциал конкурентоспособного развития регионов» (г. Улан-Удэ, 2011), Международном симпозиуме «Культурное пространство Северо-Восточной Азии» (г. Чита, 2011).

Основные положения диссертации изложены в семнадцати научных публикациях (статьи и тезисы), из которых пять - в журналах, рекомендованных ВАК.

Материалы диссертационного исследования были использованы автором при разработке учебных курсов по дисциплинам «Региональная безопасность», «Национальная политика», «Управление этническими

процессами», «Глобализационные процессы» для специалитета и бакалавриата (направление «Социальная антропология»).

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая включает в себя по три параграфа, заключения, библиографического списка.

Похожие диссертации на Формирование регионального трансграничного социокультурного пространства в условиях глобализации : на примере Забайкальского края