Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Феномен харизмы в общественном сознании Швецова Наталья Анатольевна

Феномен харизмы в общественном сознании
<
Феномен харизмы в общественном сознании Феномен харизмы в общественном сознании Феномен харизмы в общественном сознании Феномен харизмы в общественном сознании Феномен харизмы в общественном сознании Феномен харизмы в общественном сознании Феномен харизмы в общественном сознании Феномен харизмы в общественном сознании Феномен харизмы в общественном сознании
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Швецова Наталья Анатольевна. Феномен харизмы в общественном сознании : диссертация... кандидата философских наук : 09.00.11 Пермь, 2007 162 с. РГБ ОД, 61:07-9/478

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Феномен харизмы в структуре общественного сознания 16

1.1. Понятие «харизма» в системе гуманитарного знания и в философии 16

1.2. Сущность и структура обыденного сознания и место в нем харизмы 38

1.3. Харизма в обыденном религиозном сознании 59

Глава 2. Функционирование харизмы в политической сфере 82

2.1. Проблемы харизмы в политических отношениях и в политическом сознании 82

2.2. Культ личности и харизма 110

Заключение 142

Библиография 149

Введение к работе

Актуальность темы исследования

В динамике общественного сознания в условиях цивилизационного кризиса возрождается иррациональная составляющая, в которой традиционный элемент - обыденное сознание, в структуре которого большое место занимает харизма. В настоящее время харизма диктуется кризисом, который порождает глубокий интерес к иррациональным формам бытия, которые, в свою очередь, являются духовной основой для бурного развития религиозного сознания и его харизматического содержания. Глубинное содержание харизмы кроется в истории человека, в его духовных потребностях, неотъемлемой составляющей которых является харизма как особое эмоциональное состояние индивидуального и общественного сознания, выражающееся в преклонении перед личностью лидера, наделении его сверхъестественными качествами, в его обожествлении. Актуализация харизмы связана с кризисом науки и кризисом рационалистических учений, которые не смогли ответить на животрепещущие вопросы бытия: как достигнуть его стабильности, защищенности здоровья человека, безопасности. В обществе снова возросла потребность в иррациональных силах, к которым прибегает общество, личность, индивид для решения своих проблем иллюзорными, иррациональными средствами в условиях кризиса рациональности.

Актуальность темы исследования определяется недостаточной
изученностью специфики иррационального в общественном сознании, в
особенности - национальном сознании, российском менталитете, в котором в
явных формах проступают черты иррационального, в частности,
харизматического мироосвоения. Философско-антропологическое

осмысление российского менталитета как некоего сложившегося цельно-исторического феномена духовности, приобретает свою исключительную значимость в условиях кризисного состояния российского общества, попыток

его самоидентификации и поиска путей дальнейшего развития. Россияне прибегают к идее харизмы, к идее Бога, к православию и другим религиям в поисках самоидентификации, оптимальных путей личностной самореализации и достойной жизни. Термин харизма стал необычайно популярен в публицистике, СМИ, в повседневном общении и отличается многозначностью.

Поэтому актуальным является вопрос о сущности харизмы, первоначальных истоках харизмы, которые недостаточно изучены. Эти истоки, вероятнее всего, корнями своими уходят в первобытное сознание, в его мифологические и религиозные формы, более глубокое изучение которого, на наш взгляд, позволит найти некоторые основания решения проблемы происхождения харизмы, ее сущности, социальных функций и исторической эволюции его как иррациональной формы общественного сознания. Данные вопросы, не получившие решение в философской литературе, подводят к нашей цели исследования.

Актуальность исследования харизмы обусловлена возросшей потребностью человека, охваченного массовизацией, (революции, войны, процессы глобализации) устоять в вихре событий, в натиске толп, участившихся катастроф: выдержать, сохранить свое «я»: отсюда тяга к вере, к иррациональному, поиск образца, идеала для подражания, который бы помог человеку выжить, сохранить себя как личность. Эта всемирная потребность, которая в XX веке была отчасти удовлетворена появлением харизматических лидеров у власти и харизматического типа господства.

Этот взрыв растерянности («потерянное поколение», например, после I мировой войны), «психологическая нищета масс» (Фрейд) - стали необходимым условием востребованности в обществе и появления авторитетных харизматических вождей, которые видели свое призвание в объединении масс, побуждении масс выполнять исторические задачи, которые вожди ставили перед массами. Массовое общество и человек - масса нуждаются в авторитетном лидере - путеводителе и изучение

взаимоотношений между ними, сущности авторитета и феномена харизмы в современном обществе - необходимая задача социально-философского исследования.

Существенной особенностью развития общественного сознания в России на рубеже XX - XXI веков является мировоззренческий сдвиг в массовом сознании, бурный рост религиозного сознания населения, обусловленный системным кризисом общества, в котором наиболее драматична динамика духовной жизни. Появление в России огромного количества нетрадиционных конфессий повлекло за собой множество сложнейших проблем в сфере идеологии, политики, культуры и морали. Феномен новых религий усугубил духовное смятение в кризисном обществе. Нет сомнений в том, что новые религии окажут заметное влияние на дальнейшее развитие культуры российского общества. В бурном росте новых религий особенно ярко проявляется харизма, своеобразный «харизматический взрыв (М.Г.Писманик) [91]. В данном феномене проступает активная деятельность харизматического лидера реформаторского или пророческого типа в новых конфессиях («Свидетели Иеговы», «Церковь последнего завета», «Белое братство» и другие). Кто они, современные харизматики и как они влияют на сознание верующих? - вопросы, требующие ответа.

Актуальность исследования функционирования харизмы в политическом сознании обусловлена существующей потребностью в систематизации имеющихся знаний о политическом лидерстве, политической харизме, необходимостью проведения теоретического анализа данной категории. Феномен харизмы в политическом сознании представляет особую актуальность для России современного периода, поскольку проблема харизмы тесно соотносится с вопросами социальных изменений и инноваций, создания новых институтов, а также проблемой поддержания социального порядка, придания ему значимости и легитимности. В этой связи необходимо отметить, что хотя в России понятия «харизма», «харизматический лидер» завоевали большую популярность, тем не менее, они вошли, скорее, в

публицистический, околонаучный оборот, чем в компетентный научный и философский анализ.

Необычайная действенность харизмы в том, что она «взрывает» рутину повседневности, увлекает, завораживает, инициирует инновации, совмещение несовместимого. В этом качестве харизма парадоксальна и обнаруживает свое присутствие и активность в кентавр-ситуациях и в кентавр-проблемах. Эта особенность современного общественного сознания мало изучена. Требуют обобщения такие явления, как отношения харизматической политической власти и религиозных деятелей и институтов, противоположных по своим деятельностным, мировоззренческим параметрам и официальному статусу. Примеры сочетания несочетаемого харизмы и рациональности встречаются и в экономической жизни, в работе средств массовой информации, в разных формах культуры постмодерна.

Обозначенные контуры формирующихся новых понятий в социальной философии требуют комплексного изучения в теоретическом и практическом аспектах, чтобы разобраться в современных метаморфозах культуры и перевоплощениях человека.

Степень разработанности проблемы

Необычайная популярность и востребованность древнего понятия
харизмы как особого набора качеств успешной личности лидера в
современном неустойчивом обществе актуализирует проблему харизмы и
харизматической личности в динамике гуманитарного знания. В
исследованиях харизмы наметились религиозный, социологический,
культурологический, психологический, социально-политический,

исторический и философский ракурсы понимания. Наименее разработанным подходом является социально-философский, который подразумевает анализ сущности, природы, структуры, функций харизмы и форм ее проявления в общественном сознании с позиций социальной философии. Феномен харизмы наименее всего исследован в структуре иррационального содержания общественного сознания, в особенности - обыденного уровня общественного

сознания. Структура обыденного сознания изучена недостаточно, в частности, ни в одном исследовании не упоминается харизма как элемент обыденного сознания. Это связано, прежде всего, с упрощенными представлениями о природе общественного сознания, его относительной самостоятельности, преимущественном акценте на рациональном ядре обыденного сознания - здравом смысле.

Социально - философский подход к анализу иррациональной составляющей в динамике общественного сознания потребовал обращения к мощной философской традиции, представленной в трудах Платона, Аристотеля, Эвгемера, И. Канта, Гегеля, К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и других классиков философии. В современных исследованиях выделяются различные подходы к проблеме общественного сознания. Это находит отражение в работах А.И. Анищенко, П.В. Алексеева, B.C. Барулина, Г.М. Гака, Б.А. Грушина, В.Ж. Келле, М.Я. Ковальзона, В.И. Копалова, М.К. Мамардашвили, В.В. Орлова, СВ. Орлова, А.Г. Спиркина, В.И. Толстых, А.К. Уледова. В разработке социально-философских аспектов обыденного религиозного сознания существенную ценность представили труды Н.П. Андрианова, И.А. Асеевой, Я.А. Афанасенко, Е.Ю. Базарова, Ю.Ф. Борункова, М. М. Волобуевой, В.И. Гараджи, В.Н. Гореловой, П.С. Гуревича, И.И. Дубинина, А.П. Забияко, А.Н. Красникова, Ю.А. Левады, Ю.А. Лотмана, Н.М. Никольского, Т.И. Ойзермана, М.Г. Писманика, Б.Я. Пукшанского, А.А. Радугина, Е.В. Субботина, В.К. Трофимова, Г.Т. Тухтиевой, Д.М. Угриновича, Е.В. Улыбиной, А.А. Федоровских, И.Н. Яблокова, А. Мирча Элиады.

В разработке социологических и культурологических аспектов нашей проблемы существенную ценность представили труды М. Вебера, Э. Дюркгейма, 3. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма, Т. Парсонса, X. Ортега-и-Гассета, Г. Лебона, К.Леви-Строса, Л. Леви-Брюля, С. Московичи. Научная разработка проблемы политической харизмы в первую очередь связана с именем Макса Вебера, который впервые осуществил социологический анализ

феномена харизматического господства. В социологии Вебера понятие харизмы тесно соотносится с проблемой создания новых социальных образований, а также проблемой свободы, творчества, человеческой ответственности. У Вебера нет отдельной работы, посвященной харизме, однако вопросы, связанные с данной проблематикой, нашли отражение во многих его трудах, поэтому в зависимости от контекста несколько различаются и его трактовки понятия «харизма». В своих исследованиях большое внимание Вебер уделяет проблеме рутинизации харизмы, анализу отношений между профессиональными политиками (харизматический вождь и его управленческий аппарат).

В исследовании мы опирались на теоретический анализ веберовской концепции харизмы в работах Ю. Давыдова и П. Гайденко, Н.Н. Зарубиной, Д. Льюиса, Э.Н. Ожиганова, М. Масловского, Б.Г. Капустина, А. Филиппова, Р. Шлаковой и др.

В анализе харизмы в политическом сознании мы использовали результаты научных разработок Н.В. Фреик, А. Кочеткова, Р. Итвел, В.И. Кравченко, Б.А. Успенского, Д. Трунова.

Социально-психологическое направление нашего исследования разрабатывалось на основе фундаментальных трудов 3. Фрейда К.Г. Юнга, труды которых активно ассимилированы теоретиками Франкфуртской школы в разработке представлений о харизматическом господстве (теория лидерства).

Продолживший фрейдистскую концепцию лидерства Эрих Фромм вводит понятие авторитарной личности. Согласно Фромму, появление авторитарной личности связано с распадом патриархально-семейных связей и омассовляющей урбанизацией современного общества [136].

Развитие концепции авторитарной личности способствовало психологизации феномена харизмы, оказав значительное влияние на дальнейшие работы по данной проблематике, в особенности проекции идеи

харизмы на психологию масс, их взаимодействий с харизматическими лидерами.

Для нашей темы важны разноплановые определения масс. Согласно С. Московичи, масса есть случайное скопление людей, имеющее единую эмоциональную направленность, ими руководят не традиции, общепринятые обычаи, а страсти, очень часто негодование, порой восхищение. Он пишет о том, что массы « ... являются независимой реальностью ... представляют собой коллективное устройство, коллективную форму жизни ...» [76, с.346], и массы - как организованная общность. Масса наделяет вождей мессианской ролью освободителя. В диссертации учтены социально-психологические механизмы взаимосвязей харизматического лидера и масс, определенные Лебоном, Тардом, Московичи.

Существенно замечание X. Ортега-и-Гассета о том, что в основе корпоративного, общественного духа лежит отказ от собственных желаний, амбиций. Находясь в массе, душа человека приобретает непроницаемую герметичность, человек замыкается в себе, обращается к одним и тем же идеям, перестает ощущать потребность в познании нового. В мышлении массы господствует стереотипные ассоциации, клише, глубоко запрятанные в ее памяти, она мыслит не понятиями, а образами, ищет простых ответов на сложные социальные проблемы. Эти особенности на уровне обыденного сознания отмечали еще античные философы (Гераклит, Платон - о потере человеком в толпе здравого смысла).

Психологами замечены разные чувственные грани харизмы -эмоциональность, умение возбудить интерес к личности харизматика (А. Сосланд)[110].

Примечателен интерес Парсонса к эмпирическому бытию харизмы и ее функциям, который инициирован исследованиями М. Вебера, раскрывшего некоторые противоречивые черты харизмы: бытие в повседневности и порыв ее за пределы повседневной рутины, что открывает путь к глубинным

структурам иррационального - внеповседневного, экстраординарного, священного, сакрального.

В священном Дюркгейм отметил две взаимосвязанных стороны: оно -одновременно является источником принуждения (запрета) и уважения (авторитета). С точки зрения Дюркгейма, люди никогда не обожествляли ничего другого, кроме собственного общества, поскольку только оно представляет собой священную реальность как таковую. По Дюркгейму, священное и сакральное - понятия близкие.

В контексте обсуждаемой проблематики политической харизмы принципиально понимание им политического лидерства. Лидер в концепции Дюркгейма предстает как порождение массового сознания. Лидер наделяется массами качествами священного, воспринимается в качестве репрезентации священного. Другими словами, лидер сакрален потому, что он символизирует общность [44].

Для нашего исследования существенное значение имеет культурологический подход, который предполагает рассмотрение харизмы в соотношении с мифом в общественном сознании древнего общества. Мифологизация образов выдающихся деятелей в истории общества -характерная особенность обыденного сознания на протяжении всей его истории. И эта черта обыденного сознания заметно усилилась в процессе современной ремифологизации общественного сознания, необычайной востребованности мифа в культуре постмодерна.

Эта особенность современного общественного сознания мало изучена. В разработке культурологического аспекта нашей проблемы в современной культуре существенную ценность представили труды И. Антанасиевича, М. Бахтина, И.И. Ефремова, А.П. Назаретян, Ж.Т. Тощенко, А.А.Чучина-Русова.

Анализ существующих исследований по проблемам общественного сознания, духовной жизни показывает, что феномен харизмы не был темой специального исследования в социально-философском плане, что и определило выбор объекта, предмета, цели и задач нашего исследования.

Цель и основные задачи исследования

Основная цель исследования - социально-философский анализ природы, сущности, структуры, функций харизмы и форм ее проявления в обыденном сознании.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

выявить исторические истоки харизмы, показать историческую эволюцию харизмы и механизмы ее бытия, в частности, личностного плана, формирование традиционных форм объективирования - в ритуалах, обрядах, в формах театрализации повседневности;

проанализировать содержание, структуру и социальные функции харизмы;

выявить наиболее яркие проявления харизмы в религиозном и политическом сознании, в особенности на уровне обыденного сознания;

показать взаимовлияние харизматических форм в процессе взаимодействия разных форм общественного сознания (религиозного и политического); показать роль харизмы в преемственности общественного сознания;

рассмотреть перспективы бытия харизмы в социуме в дальнейшем развитии религиозного и политического сознания;

в итоге исследования дать определение понятия «харизма» как обобщения его онтологического и ценностного содержания.

Объект и предмет исследования

Объект исследования - общественное сознание.

Предмет исследования - природа харизмы и ее проявления в общественном сознании.

Теоретико-методологическая основа исследования обеспечивается комплексным социально-философским и культурологическим подходами в их взаимной дополнительности на основе диалектико-материалистической теории общественного сознания. Использованы структурно-функциональный, историко-генетический, социально-психологический подходы, которые

позволяют раскрыть явные и неявные формы данного феномена в общественном сознании и культуре.

Особое внимание в исследовании феномена харизмы в общественном сознании уделяется принципу историзма (Гегель), диалектико-материалистическому подходу к анализу духовной жизни общества (К. Маркс), общественному сознанию, в частности - объективным критериям структуры общественного сознания, принципу относительной самостоятельности уровней, форм общественного сознания - религиозного, политического и других.

В разработке нашей концепции харизмы мы опирались на современную научную теорию исторического процесса (В. Ильин, Л.А. Мусаелян), использовали сочетание исторического и логического методов, которое позволило наиболее полно выявить природу феномена харизмы, его истоки, историческую динамику, неразрывность его бытия с разными социокультурными контекстами, с деятельностью и личностными особенностями выдающихся личностей и их связей с массами. Конкретно-исторический анализ эволюции понятия харизмы мы сопровождаем логико-теоретическим выделением общих, устойчивых черт харизмы в иррациональном содержании и функционировании обыденного сознания масс. Эта методология позволила выявить некоторые существенные особенности проявлений харизмы в разных формах общественного сознания -религиозном, политическом и др., что необходимо для теоретического продвижения к целостному философскому образу современного общественного сознания и его структуры.

Исследование опирается на принцип детерминизма, то есть формирование основных черт харизмы анализируется в их обусловленности социокультурным контекстом.

В диссертации используются некоторые особенности методов компаративистики, междисциплинарного подхода. На основе обобщения результатов пограничных гуманитарных наук (социальной психологии,

психоанализа, религиоведения, культурологии и др.), предпринята попытка социально-философского обобщения результатов пограничных гуманитарных наук.

Функции и социальная роль харизмы анализируются в контексте субъект-объектных и субъект-субъектных отношений, что обеспечивает теоретический охват многомерности содержания и проявлений харизмы в разных социальных и культурных условиях.

Теоретической основой и источниковедческой базой исследования явились также работы по философии мифологии, философов-классиков (Гегель, К. Маркс, М. Шелер, В. Соловьев, Н. Бердяев, А. Лосев) труды по социологии (Т.Парсонс, Э.Дюркгейм, М.Вебер) психологии и психоанализу (З.Фрейд, К. Юнг, X. Ортега-и-Гассет, Г. Лебон, Тард, Э.Фромм, С. Московичи), труды религиозных философов, современных культурологов, политологов, религиоведческие работы (В.И. Гараджа, М.Г. Писманик, Ю.А. Левада).

Научная новизна исследования заключается в следующих положениях, которые выносятся на защиту:

Впервые дан комплексный социально-философский анализ природы, структуры, функций и форм бытия харизмы как сложного, парадоксального образования общественного сознания. Определены сущностные черты харизмы: амбивалентность, внеобыденность, иррациональность, близость к кентавр-образам, мощный потенциал воздействия на массы.

Дано определение понятия харизма, впервые проанализированы на примере харизмы иррациональные особенности обыденного сознания и место и роль харизмы в сознании масс.

Харизма - это иррациональный, парадоксальный, амбивалентный компонент обыденного сознания, основанный на вере в сверхъестественные или неординарные качества личности,

аффективно воспринимаемые массами и имеющий конкретно-историческое бытие.

Определены основные этапы исторической эволюции харизмы.

Выявлена специфика диалектики харизмы в формах общественного сознания, в частности, в религиозном и политическом сознании. Даны ценностные определения харизмы, обобщающие особенное ее содержание в религиозном и политическом сознании. Харизма в обыденном религиозном сознании - это сакральная, абсолютная ценность, фатальная, вечная, неизменная, даруемая Богом и действующая независимо от заслуг человека. Харизма в политическом сознании - ценностная форма идеализации неординарных качеств личности, предельная форма которой -культ личности.

Раскрыта сложная структура харизмы в мифологическом, религиозном, политическом сознании на основе функций харизмы в структуре эстетико-нравственных отношений (любви) и политических отношений (господства и подчинения).

Определена роль харизмы в современном российском менталитете как одна из высших ценностей, связанных с идеалом, благом, авторитетом, с проявлениями культа личности, выявлена ее позитивная интеграционная активность и негативная, разрушительная (фанатизм, культ личности, манипулирование общественным сознанием).

Вскрыта сущность псевдохаризмы и ее деструктивные функции. Научно-практическая значимость работы

Результаты данного исследования могут представлять теоретический интерес для философов, культурологов, религиоведов, социологов, занимающихся изучением иррациональных форм бытия. Материалы данной работы могут быть использованы в учебном процессе при подготовке лекционных и практических занятий по философии, религиоведению, истории религии, культурологии и другим гуманитарным дисциплинам. Полученные

результаты работы могут быть использованы во внеучебной воспитательной работе со студентами и в просветительской работе с населением, в разработке управленческих программ, открывая некоторые возможности для формирования толерантных отношений в политической и религиозной сферах.

Апробация результатов исследования

Результаты исследования были рассмотрены и обсуждены на заседаниях кафедры философии ПГСХА 2006-2007гг. Во время прохождения повышения квалификации в ПГТУ по специальности «Философия» в 2004-2005гг. автор защитила методическую работу по данной теме исследования. Результаты исследования были доложены автором на Всероссийской конференции кафедры социологии ПГТУ, межвузовских конференциях ПГСХА (2004-2006гг.), в теоретическом и педагогическом этапах регионального конкурса «Учитель года» - 2005, в котором автор заняла третье место. Они также отражены в 8 тезисах и статьях, две из которых опубликованы в журналах по списку ВАК.

Результаты диссертации апробированы автором в проведении лекций и практических занятий в Пермском нефтяном колледже, в воспитательной работе со студентами.

Структура и объем работы в соответствии с целями и задачами включает введение, две главы, заключение, список литературы. Содержание работы изложено на 162 страницах, библиография включает 168 источников.

Понятие «харизма» в системе гуманитарного знания и в философии

В первой главе работы нами использованы основные методы исследования, позволившие осуществить анализ харизмы как целостного духовного явления. Комплексный социально-философский, структурно-функциональный, историко-генетический, социально-психологический, синергетический методы и религиоведческий, коммуникативный, культурологический подходы позволяют раскрыть наиболее полно явные и неявные формы феномена харизмы в общественном сознании и культуре. В главе рассматривается иррациональное содержание обыденного сознания и место в нем харизмы, а также инвариантные признаки и проявления харизмы в религиозном обыденном сознании.

Феномен харизмы был и остается весьма актуальной проблемой социальной философии, поскольку являет собой сущностную составляющую социальной реальности в особенности - в субъект-объектных и субъект-субъектных отношениях. В этой связи основная задача социально-философского анализа заключается, с одной стороны, в выявлении объективных закономерностей феномена харизмы в структуре общественного сознания, его необходимых и существенных черт; с другой стороны, в раскрытии единичного, индивидуально-неповторимого на основе всеобщего, выраженного во взаимодействии личности и масс.

Необычайная популярность и востребованность древнего понятия харизмы как особого набора качеств успешной личности лидера в современном неустойчивом обществе актуализирует проблему харизмы и харизматической личности в гуманитарных науках.

В философии, культурологии, религиоведении феномен харизмы затрагивается в основном при анализе мифов, истории религии, их роли в культуре. Для выяснения этимологии, сущности понятия харизмы ученые обращаются чаще всего к анализу религиозного опыта, в котором харизма представлена как особое духовное содержание личности религиозного лидера, дарованное Богом.

Актуальность исследования харизматической модели власти определяется ее соответствием реальным процессам политической жизни общества в XX-XXI столетиях, в которых иррациональный тип власти и лидерства привел к необычайным трагедиям и мировым катастрофам. Категория «политическая харизма» относится к числу наиболее неоднозначных понятий в современном социологическом и философском знании. При изучении столь многогранного и сложного феномена важно учитывать различие аксиоматических оснований, представлений о природе человека и социальной реальности, методов познания.

Термин «харизма» (charisma - греческого происхождения) в переводе означает особую сверхъестественную силу, свойственную Богам или дарованную человеку высшими силами. В древнегреческих мифах о Богах и Героях все фантастические персонажи позитивного плана обладают сверхспособностями нести людям добро, благо, необычайную физическую и духовную силу, несокрушимую волю к победе (Прометей, Зевс, Тантал, Геракл ...). Поэтому не случайно основное содержание термина «харизма» переводится как благодать.

В трудах Платона, Аристотеля выделялась особо именно эта способность человека к добродетели, благу как важнейшая черта носителя власти. Эвгемер впервые заметил, что выдающимся людям, правителям людское мнение приписывает особые качества, мифологизирует их, что усиливает их влияние на толпу, на большие массы людей, мобилизуя их на активную деятельность. Поэтому обращение к историко-философскому материалу и принципу важно при исследовании харизмы, ее принадлежности к обыденному сознанию и обыденному опыту.

В справочной литературе можно встретить следующее определение данного феномена, а именно, харизма - это наделенность (во мнении определенного круга приверженцев или последователей) какого-либо лица (харизматического лидера - политического деятеля, проповедника, пророка), института, символа или совокупности действий свойствами исключительности, выделенности, сверхъестественности, непогрешимости или святости. Качество харизмы традиционно полагается не столько приобретаемым, сколько даруемым природой либо трансцендентными мистически-интерпретируемыми силами [24, с. 1184]. Харизматическая личность - феномен социального восприятия и взаимодействия, характеризующийся тем, что индивид, действующий на политической и религиозной арене, наделяется необыкновенными качествами (могущество, беззаветное служение человечеству или идее, удачливость), которые в определенной степени переносятся на последователей его дела. Особенно часто этот феномен возникает на переломах исторического развития, когда определенные социальные группы осознают необходимость прихода «избавителя» [99, с. 399].

Сущность и структура обыденного сознания и место в нем харизмы

В целях нашего исследования есть необходимость рассмотрения уровней и форм общественного сознания, которая обусловлена также происходящими изменениями в современном обществе, особенно связанными с усилением интеграционной деятельности людей в сферах экономики, политики, духовной жизни.

Еще в XIX веке в философии К. Маркса общественное сознание и его содержание представлено через призму анализа предметно-практических форм человеческой деятельности, выявлена его социальная природа, историческая динамика. Первоначально производство идей, представлений сознания непосредственно вплетено в материальную деятельность, в материальное общение людей, в язык реальной жизни [72, с.25]. Они сформулировали положение об определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию. В рамках диалектико-материалистической философии складывалось понимание общественного сознания как отражения общественного бытия.

Общественное сознание - это сложное и многогранное явление общественной жизни. Его нельзя изучать и раскрывать присущую ему структуру в каком-либо одном аспекте или измерении, как нельзя дать характеристику пространству, пользуясь одним измерением. Важным методологическим принципом служит многоплановость и многомерность подходов к изучению общественного сознания, определяемая многообразием связей и отношений данного феномена с другими явлениями: объектом отражения, социальными условиями, в которых осуществляется отражение, историческими условиями выражения и деятельности сознания и т.д. Общественное сознание выступает, с одной стороны, как процесс отражения действительности, а с другой - как определенный результат отражения, как его продукт, воздействующий на общественное бытие. Структура сознания в этих случаях будет различной [126, с.27]. Нас интересует обыденный уровень общественного сознания, так как в его сложной структуре есть значительное иррациональное начало. Харизма -наименее всего исследована в структуре иррационального содержания общественного сознания. Поэтому необходимо сделать подробный анализ обыденного сознания.

В целях нашего исследования в сложной структуре общественного сознания мы выделяем обыденное сознание как эмпирический уровень ненаучного отражения действительности и как первичный способ духовно-практического освоения мира.

Обыденное сознание и познание рождается на основе повседневной практики, аккумулирует представления о мире, связанные с решением необходимых для жизни практических вопросов. Оно познает некоторые существенные стороны явлений природы, общества, человеческих отношений, быта, которые отражают повседневные потребности и интересы людей. Из многообразия особенностей обыденного сознания наиболее изучено его рациональное содержание - здравый смысл и содержащиеся в нем эмпирические знания, полученные в процессе повседневной практики [31, с.50]. Справедливо замечено В. В. Орловым, что здравый смысл - норматив и парадигма обыденного мышления [84, с. 167]. Неотъемлемым эмоциональным компонентом здравого смысла является чувство реальности, которое отражает в той или иной степени достоверно уровень развития повседневной жизни людей и некоторые фрагменты исторической практики, актуальной социальной реальности. Это означает, что по своей природе и сущности обыденное сознание более сложное и многогранное духовное явление и не может быть сведено только к его рациональному содержанию.

Проблемы харизмы в политических отношениях и в политическом сознании

Харизма функционирует в разных формах общественного сознания и практики, поэтому наш анализ не ограничивается только религиозным сознанием. Вторая глава данного исследования посвящена анализу различных концепций политического лидерства и харизмы в политическом сознании, функционированию харизмы в политической сфере и проявлению данного феномена в культе личности и массовом сознании.

Цель данного параграфа - выявить особенности бытия функционирования харизмы в политическом сознании.

Актуальность исследования функционирования харизмы в политическом сознании обусловлена существующей потребностью в систематизации имеющихся знаний о политической харизме, необходимостью проведения теоретического анализа данной категории. Вводится категория «политическое пространство». Это предполагает рассмотрение вопроса о специфике политического пространства как такового, а также выявление соотношения категории «политическая харизма» с рядом других философских категорий. Политическое пространство - это часть социального пространства, в котором осуществляется деятельность государства, политических партий, классов, масс, реализующих отношения личности к политическим структурам и институтам. Необходимо принять во внимание изменения политического пространства, а соответственно, и изменение соотношения понятий «политика» и «харизма» в современном мире. Применительно к современности одно из перспективных направлений изучения проблематики политической харизмы заключается в изучении вопроса о связи харизмы с эмоциональной мобилизацией масс в политическом процессе. Речь идет о том, что в современном в особенности в западном обществе массы верят в рациональную обоснованность политического порядка, однако конкретный выбор требует эмоций. Харизма позволяет хотя бы на относительно короткое время мобилизовать людей для совершения определенных политических действий, выходящих за рамки их рутинных занятий, но и требующих более сильного импульса, чем его могут дать традиция или рациональное убеждение [16].

Феномен харизмы в политическом сознании представляет особую актуальность для России современного периода, поскольку проблема харизмы тесно соотносится с вопросами социальных изменений и инноваций, создания новых институтов, а также проблемой поддержания социального порядка, придания ему значимости и легитимности. В этой связи необходимо отметить, что хотя в России понятия «харизма», «харизматический лидер» завоевали большую популярность, тем не менее, они вошли, скорее, в публицистический, околонаучный оборот, чем в компетентный научный и философский анализ. Употребление понятия «харизма» широким кругом общественности низвело его до «рыночного» синонима известности, популярности, обаяния личности. Параллельно с этим в отечественной науке распространено представление о политической харизме как о неком мистическом, сверхъестественном, прирожденном качестве личности. В итоге, либо утверждается, что феномен харизмы не поддается научному изучению; либо феномен харизмы связывают с высвобождением некой природной, скрытой энергии (в частности, космической). В последнем случае нередко проводят параллели между понятием «харизма» и идеей «пассионарности» Л. Гумилева. Так, например, в результате воздействия речи (текста) личности с большой харизмой ритмика текста, вызванная высокой пассионарностью, порождает у слушателей мобилизующие эмоции, сопровождающиеся яркими образами, формирующими внутреннюю убежденность и готовность людей выполнить указания. При этом у лиц, воспринимающих текст, активно задействована вторая сигнальная система - сфера разума, сознания, логики. Человек ощущает свою личную причастность к тому, на что его мобилизуют, и выполняет задания харизматической личности [69, с.115].

С нашей точки зрения, феномен харизмы в политическом сознании проявляется как образ личности, которой присуща определенная, яркая духовная одаренность, которая оценивается окружающими людьми как необычайная или наделенная выдающимися природными качествами (по Веберу, сверхъестественными качествами). Анализ показывает (глава I, 3), что религиозное сознание формирует и воспринимает образ харизматической личности как божественной, так как она обладает могучей и необъяснимой с точки зрения религиозных людей силой воздействия на сознание общества и отдельного человека. Религиозная концепция харизмы базируется на узком, первоначальном смысле понятия «харизма». В религиозном контексте харизма подразумевает состояние или качество, наличие которого означает проявление божественной благодати («дар Божий»), то есть духовный феномен. Политическое сознание в отношении харизмы многое заимствует из религиозного сознания, но имеет свою специфику. В политическом сознании феномен харизмы обладает такими особенностями как иррациональность, радикальность (революционность), персональная, личностная природа. Существует необходимость постоянной эмоциональной поддержки носителей харизмы (общественный деятели, вожди, реформаторы, обладатели верховной власти) со стороны масс. Харизма в политическом сознании в отличие от религиозной харизмы имеет светские черты и проявления, ее динамика колеблется от укоренения в бытии до прекращения своего бытия.

Похожие диссертации на Феномен харизмы в общественном сознании