Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Феномен этнического бытия Данакари Ричард Арами

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Данакари Ричард Арами. Феномен этнического бытия : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.11 / Данакари Ричард Арами; [Место защиты: Волгогр. гос. ун-т].- Волгоград, 2007.- 334 с.: ил. РГБ ОД, 71 07-9/188

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Радикальные изменения, происходящие как в мире, так и российском обществе в последнее время, актуализировали тему этнического бытия Адекватными «ответами» на процессы глобализации стали «этническая революция», «этническая экспансия» во всех сферах жизни социума, еще большее стремление народов сохранить свой язык, культуру, идентичность, традиции и обычаи Непрерывное нарастание этнических конфликтов и войн заставило многих ученых кардинальным образом пересмотреть прежние парадигмы, отказаться от старого «наследства», от теорий «естественного угасания этничности» Свою значимость и эффективность потеряли большинство социально-политических концепций этноса и наций, идеологические доктрины решения национального вопроса

Актуальность философского исследования этнического бытия обусловлена следующими факторами

Во-первых, тем, что радикальным образом изменившаяся современная социально-этническая реальность требует для своей объективной оценки системного и углубленного анализа

Во-вторых, без серьезных исследований и глубокого постижения истории народов и процессов непрерывных трансформаций обществ невозможен выбор альтернативы дальнейшего развития, выявление способов и средств перевода социальной системы из кризисного состояния в стабильное и динамичное

В-третьих, все более значимой и актуальной становится разработка новой глобальной стратегии, способной сохранить единство и многообразие мирового сообщества, уникальность культур и цивилизаций, обеспечить гармоничное развитие общечеловеческого и государственного, национального и этнического, гарантировать право народов на культурную и этническую идентичность

В настоящее время изучение проблемы этничности во многом носит социально-исторический, психологический и политологический характер Однако все более осознается, что только в рамках философского исследования возможно постижение этноса как многомерной и уникальной целостности, выявление единства, многообразия и специфики векторов социальной и этнической эволюции Философское постижение проблемы этнического бытия актуально также в связи с превращением этносов в реальных субъектов социально-исторического процесса, общественного развития Недостаточная разработанность концепций, неадекватность знаний об этих субъектах, их сущности, факторах формирования и закономерностях развития лишает современное общество возможности обеспечивать научное управление социальными процессами

Проблема этнического бытия наиболее значима для Российской Федерации как полиэтнического и поликонфессионального сообщества народов, соединяющего Европу и Азию, Запад и Восток На переломном этапе исторического развития вновь актуализированы проблемы ориентации на Запад или Восток, вопросы бытия России как специфического пространства сосуществования различных этносов и народов, культур и цивилизаций, языков и религий

Нам представляется, что определение этноса как уникальной системы, специфической природно-биологической и социокультурной целостности возможно прежде всего в рамках философской этнологии Неудовлетворенность существующими этнологическими парадигмами связана в значительной степени с разрушением привычных общенаучных и философских картин мира В сложившейся ситуации целесообразно опираться на все значимое из классического наследия, в том числе советской эпохи, а не только на постмодернистскую методологию

Степень разработанности проблемы. Философское исследование этнического бытия находится в междисциплинарном и полипарадигмальном пространстве различных наук Существует огромное количество исторических, социологических, политологических и психологических работ, разработаны различные подходы, концепции, парадигмы, в которых с разных

позиций рассматривается генезис и природа, сущность и специфика этносов, однако теоретический и системный анализ в достаточной мере не осуществлен, интегральная концепция отсутствует

В нашей стране исследование философских проблем этноса и нации имеет богатую историческую традицию и всегда отличалось особой дискус-сионностью и неординарностью подходов В результате появились уникальные, имеющие значительное своеобразие, противоположные теории и концепции этноса Прежде всего следует отметить социальную «теорию этноса» патриарха советской этнографии Ю В Бромлея и природно-биосферную, пассионарную концепцию этногенеза Л Н Гумилева

Высоким эвристическим потенциалом обладают работы

Р Г Абдулатипова, В А Авксентьева, В П Алексеева, С А Арутюнова,
Ю В Арутюняна, В Н Бабакова, Ю М Бородая, Б Е Винера,
А Ф Дашдамирова, М С Джунусова, А И Доронченкова, Л М Дробижевой,
А Я Зарипова, В А Здравомыслова, В Н Иванова, С Г Кагияна,
В И Козлова, М В Крюкова, А И Кузнецова, В А Печенева,

П М Рогачева, М Н Росенко, С Е Рыбакова, М Н Руткевича, М А Свердлина, Н Н Седовой, А А Сусоколова, В Э Тадевосяна, В А Тишкова, С А Токарева, Н Н Чебоксарова, С В Чешко и др

Общие проблемы истории и теории этноса и нации, различные их аспекты представлены в трудах сторонников марксизма Э Ренана, О Бауэра, К Каутского Значительное влияние на современную теорию национальных отношений и социальную практику оказали работы В И Ленина и И В Сталина В XX веке исследования этничности, специфики этнического и социального развития стали актуальными и в западных общественно-гуманитарных науках и связаны с именами Б Андерсона, П Бурдье, Ф Барта, П Ван дер Берге, К Вердери, В Вундта, Э Геллнера, К Гирца, А Кардинера, Д Лейка, Р Липшуца, М Мид, Д Ротшильда, Э Смита, Э Хобсбаума и др

Значительный интерес представляет анализ онтологической проблематики в трудах Н Гартмана, С Кьеркегора, Д Лукача, М Хаидеггера, Ж П Сартра, X Ортеги-и-Гассета, Э Фромма, К Ясперса, в философии

постмодернизма Ж Делеза, Ж Деррида, М Фуко и др Важными и актуальными являются идеи русских философов конца XIX — первой половины XX вв ВС Соловьева, Н А Бердяева, С Л Франка, С Н Булгакова, И А Ильина и др

Для разработки интегральной концепции этнического бытия исключительно важна роль исследований в области социальной философии, философской антропологии, теории культуры и философии политики, проведенных в последние десятилетия С Э Крапивенским, Н В Омельченко, А И Пигалевым, А Л Стризое и др

В своем исследовании этнического бытия автор во многом опирался на идеи волгоградской школы под руководством профессора НН Седовой Данная работа может рассматриваться как определенный этап в разработке волгоградскими учеными философских проблем этноса

В последнее время написан ряд кандидатских и докторских диссертаций (А Н Гулевский, В Н Бадмаев, Н Н Томашевская, В А Ягубкин), посвященных проблемам национального интереса, феномену национальной идентичности, соотношению национальной и этнической идентичности, социальному бытию этноса2

Предметное поле диссертационного исследования потребовало обращения к проблемам исторической и социальной динамики общества Появилась необходимость в изучении генезиса человека и общества, специфики современных социальных трансформаций, декомпозиции социальных структур, процессов маргинализации социума, проблем глобализации, цивилизации и культуры, вопросов модерна и постмодерна В этой связи особую значимость приобрели публикации известных зарубежных и российских философов и социологов Д Белла, П Бергера, И Валлерстайна, М Вебера,

1 Седова НН Человек этнический Волгоград, 1994 , Петрова И А Россия в этническом времени Волгоград, 1999 >Кибасова Г П Этническое пространство Волгоград, 2003

См Гулевский А Н Соотношение этнической и национальной идентичности автореф дис канд филос наук Волгоград 2005, Бадмаев В Д Феномен национальной идентичности (социально-философский анализ) автореф дис д-ра филос наук Волгоград 2005, Томашевская Н Н Социальное бытие этноса автореф дис д-рафилос наук Волгоград, 2005, Ягубкин В А Национальные интересы как условие мирового порядка автореф дис канд филос наук Волгоград, 2004

Э Гидденса, Ю В Давыдова, В И Добренькова, Э Дюркгейма, Т И Заславской, В Л Иноземцева, Н И Лапина, Н Лумана, Р Мертона, Г В Осипова, АС Панарина, Т Парсонса, ПА Сорокина, А Тойнби, А Тоффлера, В Г Федотовой, Э Фромма, Ф Фукуямы, С Хантингтона, А Н Чумакова, В Н Шевченко, Б Г Юдина, В А Ддова, Ю В Яковца

Однако потребности достаточно сложной и противоречивой социальной действительности и логика развития научного знания предполагают необходимость дальнейшего постижения этнических процессов Создание интегральной концепции этнического бытия является актуальной задачей социальной философии Включение этнической составляющей при исследовании общества позволяет дать более объективный диагноз социальной системе, определить модели ее развития

Объект исследования — социальное бытие в его единстве и разнообразии

Предметом исследования являются природа, сущность и закономерности этнического бытия

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является создание интегральной концепции этнического бытия Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих исследовательских задач

исследовать проблему бытия в историко-философской традиции с целью определения онтологической сущности этногенеза,

проанализировать многовариантные и полярные парадигмы этноса и этничности, нации и национализма как отражение плюралистичности и субстанциональной сложности этногенеза,

концептуализировать теоретико-методологические основания интегральной категории «этническое бытие», включающей уникальность бытия человека этнического, этническое пространство, этническое время и этническую идентичность,

определить научный статус и полипарадигмальное пространство философской этнологии — науки, включающей этническую онтологию и этническую антропологию,

конституировать этническую антропологию как науку о бытии человека этнического, о его смысле жизни и предназначении,

рассмотреть проблемы этнического бытия в контексте глобализации и интернационализации мира, в системе непрерывных социальных трансформаций,

раскрыть специфику этнического бытия российской цивилизации как суперэтноса, социокультурного пространства сосуществования различных этносов и наций, языков и религий, диалогов культур и цивилизаций

Гипотеза исследования заключается в том, что категория «этническое бытие» как своеобразное синтетическое единство материального и идеального, отражая полифункциональность и многомерность существования этноса как микрокосма, включает в себя всю систему общественных отношений Это позволяет рассматривать этническое бытие как специфическую целостность, интегрирующую все субстанциональные характеристики (антропологическое, экологическое, материальное, социальное, культурное бытие, этническое время, этническое пространство, этническую идентичность)

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

предложена интегральная концепция этнического бытия, объясняющая субстанциональную природу, сущность и специфику этноса как микрокосма, как универсальной многомерной целостности,

выявлены концептуальные основания философской этнологии, включающей этническую онтологию и этническую антропологию,

установлено, что этническая онтология изучает существование этноса, его этническое пространство и время, перспективы развития, этническая антропология исследует проблемы «человека этнического», его этнической идентичности, смысла жизни и предназначения,

разработана методология исследования и принципы анализа этнического бытия,

обосновано использование синергетической парадигмы, которая позволяет понимать этническое бытие и как целостность, и как неравновесный объект социальной системы,

определены место и роль этничности в процессах современной глобализации и интернационализации,

осуществлена социально-философская интерпретация этнического бытия российской цивилизации и представлена ее перспектива как суперэтноса

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Этническое бытие — это интегральный природно-биологический и социокультурный феномен, включающий бытие человека этнического, специфическое этническое пространство, этническое время и этническую идентичность

  2. Этническое бытие занимает особое место в жизнедеятельности общества, имманентно включено в него и интегрировано в социальную структуру Этносы являются единственно значимыми группами, обеспечивающими соответствие биологических и социальных изменений Сохраняя генетическое разнообразие, они напрямую восходят к природной сущности человека и детерминируют социальное

  3. Этническое бытие представляет собой поливариантный и многомерный феномен, позволяющий вычленить и проанализировать специфику взаимодействия социальной и этнической структур в условиях декомпозиции, транзитивности и трансформации общества, особенности влияния феномена этничности и элит на политическую систему

  4. Этнос как универсальный и полифункциональный феномен однозначно не вписывается ни в формационную, ни в цивилизационную парадигму Быстро изменяющаяся объективная реальность, социально-политическая практика все более подтверждают ограниченность и неадекватность многих социально-политических и этнологических концепций, созданных как на основе формационного, так и цивилизационного подходов

  5. Опора на синергетическую парадигму помогает признать главной формой современного этнического быгия не ставшее (порядок, традицию), а непрерывно становящуюся инновацию, в процессе которой определенные свойства этноса переходят из потенции в актуальность

  6. В полиэтническом обществе любая социальная проблема имеет тенденцию приобретать этническую специфику Этничность в современной соци-

альной системе превратилась в своеобразный катализатор исторического процесса, непрерывно отрицающий консервативные государственные, политические и правовые институты Она выполняет функции объективного показателя деструктивных тенденций в обществе, специфического индикатора степени взаимодействия различных социальных и этнических групп и элит

  1. Исторические формы общности людей как специфические формы этнической эволюции отражают процессы трансформации природно-биологического и социокультурного в человеке и обществе, свидетельствуют о восхождении социума на новую ступень всемирной истории Следовательно, на каждой стадии развития человеческого общества этнос должен иметь максимально полные возможности для исторической самореализации своего потенциала Распад СССР в определенной степени объясняется тем, что через новую историческую общность — советский народ — этничность не смогла реализовать свою миссию, существовать и осуществиться в форме советской социальной системы

  2. Современное российское общество нуждается в новой интернациональной модели, сформированной на основе идей коллективизма и соборности, творческого применения принципов западничества, евразийства и космизма Многонациональный российский народ можно объединить только на основе идеи «российской нации» как новой интернациональной общности

  3. Формирование общероссийской идентичности является основным фактором становления современной этатической, гражданской идентичности, в которой нуждаются все граждане России, независимо от национальности В числе актуальных проблем фиксация и популяризация термина «россияне», который является вполне адекватным вербальным оформлением новой идентичности. Следует конституировать нерушимое единство всей российской нации, Российской Федерации как общей и неделимой Родины всех россиян, признать и гарантировать право на автономию, солидарность и согласие для всех национальностей и регионов, интегрированных в нее

Методологическая основа исследования Диссертационное исследование опирается на философскую и общенаучную методологию, принципы системности, исторического и социального познания Междисциплинарный

характер, сложность проблематики потребовали привлечения широкого спектра источников из социальных и гуманитарных наук, методов, применяемых в философии, социологии, этнологии, культурологии и психологии

В диссертации использованы методология и традиции волгоградской
философской школы, представленные в работах НН Седовой,

И А ПетровойиГП Кибасовой

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что его основные положения и выводы дают новую концептуальную основу для постижения феномена этнического бытия

Материалы и результаты работы могут быть использованы для дальнейших социально-философских исследований и разработок, при подготовке учебных программ по социальной философии, спецкурсов по философской этнологии, этнической онтологии и этнической антропологии, социально-гуманитарным дисциплинам, различным разделам социологии, политологии, культурологии, психологии

Полученные результаты представляют значительный интерес для социальных институтов, управленческих структур, оказывающих влияние на формирование оптимальной модели развития российского общества, концепции межнационального согласия и мира, толерантности и гуманизма, обеспечение устойчивого и стабильного развития полиэтнического и поликонфессионального российского общества

Апробация исследования По теме диссертации опубликовано 42 работы, в том числе монография и 4 статьи в научных журналах, рекомендованных ВАК для публикации материалов докторских диссертаций Основные положения и выводы работы обсуждались на различных форумах, в том числе на IV Российском философском конгрессе «Философия и будущее цивилизации» (Москва, 2005), Международном научном конгрессе «Наука, искусство, образование в III тысячелетии» (Волгоград, 2004), на международных конференциях «Человек в современных философских концепциях» (Волгоград, 1998, 2000, 2004), на ежегодных Международных научно-практических конференциях, которые проводятся в Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии (Волгоград, 2000 — 2006 гг )

Диссертация обсуждена на кафедре теоретической и социальной философии Волгоградского государственного университета Основные положения, выводы и результаты диссертационного исследования докладывались на заседаниях кафедры философии, истории и политологии Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии (ВГСХА) Общий объем работ — 36 п л Автором разработан спецкурс «Полиэтническое бытие России», который читается студентам ряда факультетов ВГСХА

Структура диссертации Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 285 наименований, в том числе 14 - на иностранных языках Общий объем диссертации составляет 334 страницы