Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Феномен этничности в процессе глобализации Ушакова Валерия Вячеславовна

Феномен этничности в процессе глобализации
<
Феномен этничности в процессе глобализации Феномен этничности в процессе глобализации Феномен этничности в процессе глобализации Феномен этничности в процессе глобализации Феномен этничности в процессе глобализации Феномен этничности в процессе глобализации Феномен этничности в процессе глобализации Феномен этничности в процессе глобализации Феномен этничности в процессе глобализации Феномен этничности в процессе глобализации Феномен этничности в процессе глобализации Феномен этничности в процессе глобализации
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ушакова Валерия Вячеславовна. Феномен этничности в процессе глобализации : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Ушакова Валерия Вячеславовна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2010.- 139 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/230

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Социально-философские проблемы исследования этничности в процессе глобализации 18

1.1. Этнос, этничность, нация в контексте национального государства 18

1.2. Глобализация как всемирно-исторический феномен 45

Глава 2. Этнический фактор глобализации: характер, тенденции, перспективы 71

2.1. Воздействие глобализационных процессов на национальное государство и проблема актуализации этничности 71

2.2. Миграционный фактор современных этнонациональных процессов 90

2.3. Мультикультурное общество как перспектива глобализирующегося мира 106

Заключение 122

Библиография 126

Введение к работе

Актуальность данного исследования обусловлена экономическими, политическими и социальными реалиями современного мира, который находится на стадии коренного изменения. Новая стадия мирового развития ознаменовалась глобализацией как совокупностью многих разноплановых процессов, которые охватывают практически все аспекты функционирования общества. Глобализация представляется естественным, объективным, противоречивым процессом интеграции населения Земли. Любые локальные процессы сегодня сказываются на остальной части мира. Межгосударственные границы становятся легко преодолимыми для людских потоков, товаров, услуг, капитала и информации.

К концу XX века мир опутывают беспрецедентные по охвату и интенсивности интеграционные процессы в экономической, политической, культурной и коммуникационной сферах. Как следствие к началу XXI века мы наблюдаем универсальные язык, образ жизни, культуру, глобальную экономику и политику, появляется новый «глобальный человек», самоосознающий себя интегрированным уже в мировое пространство. В итоге глобализация приводит к становлению новых моделей взаимодействия личности, нации, этносов, государств и наднациональных институтов.

Однако политический, экономический, культурный и

этнонациональныи плюрализм современного открытого мира имеет неоднозначные последствия. Национальное государство утрачивает не только свои экономические и политические позиции, двигаясь фактически по пути потери суверенитета и уступая место транснациональным корпорациям, международному финансовому капиталу и наднациональным институтам, но и монополию на формирование идентичности индивидов и групп.

В системе координат глобализирующегося мира уже не национально-государственная принадлежность в первую очередь определяет социальный

статус индивида, его значимость, возможности и жизненные перспективы, а личные навыки, знания, которые он способен получить и развивать благодаря всеобщему культурному пространству. Новые возможности, предоставляемые глобализацией: открытость границ, культурный обмен с другими этническими группами, изучение иностранных языков и расширяющиеся возможности коммуникации меняют самосознание людей, которые в дальнейшем осознают себя в новых рамках самоидентичности, развивая новые межэтнические, интернациональные связи, на основе которых формируются глобальные культурные, политические, финансово-экономические образования.

В условиях прозрачных национальных границ, экономико-финансового взаимодействия, культурного обмена в глобализационном контексте происходят массовые экстенсивные миграционные потоки за пределы их изначального проживания. Массовая миграция неизбежна в современных условиях, так, она способствует становлению беспрецедентного мультикультурного и полиэтничного глобального общества, для которого еще не придуманы механизмы регулирования. За счет миграционных потоков, которые стали не только результатом глобальных экономических, геополитических процессов, но и частичным основанием самой глобализации, происходит дополнительная актуализация этничности в мире в эпоху глобализации. Консолидация людей вне изначальных мест проживания на территории иного национального государства первично происходит на основе этнических признаков: единство языка, культуры, традиций, менталитета, самосознания и самоназвания.

В результате воздействия этих факторов этничность личности как комплекс необходимых ей идентификаций для участия в общественных процессах становится определяющей. Сегодня в большей мере уже не нация как согражданство определяет идентичность человека, а этничность как

социальное качество личности, способствующее ее самоидентификации и ощущению стабильности в нестабильном мире.

При этом более приоритетная этнокультурная идентичность индивида все чаще не совпадает с его национальной. В современный язык уже плотно вошли такие понятия, как «американец мексиканского происхождения», «немец, русского происхождения» и т. д., что свидетельствует о двойной этнонациональной идентичности современного человека. В рамках национального государства мирное сосуществование этнических общностей стало возможным лишь благодаря длительной централизованной социальной политике по поддержанию оптимальных межэтнических дистанций, стратегии «непрямого управления» в регионах, а также прогнозированию и предотвращению этнонациональных конфликтов. Вопреки оптимистичным прогнозам, что глобализированное общество будет однородным, ассимилированным, единым (что не удалось достичь в рамках национального государства), очевидные тенденции дифференциации населения и мультикультурности нового мира таят в себе потенциальную угрозу нестабильности и конфликтности. Мир не единообразен и нестабилен: прозападная модель социально-экономического, политического, культурного развития глобализационных процессов ведет к неприятию и конфликтам со стороны самобытных народов мира, к растущему неравенству между богатеющими странами и беднеющими.

Этничность в рамках глобализирующегося мира - это одно из проявлений социальной диалектики. Этнос определял и определяет жизнь отдельного человека, способствует сохранению духовности, традиций отдельных семей и народов, очерчивает рамки идентичности и задает ориентиры социального пространства. В этничности проявляются различные социальные, экономические, духовные, исторические, политические и психологические сферы человеческой жизнедеятельности. Процессы глобализации, активизируя государственные интеграционные процессы в

экономической, политической и культурной сферах, неизбежно способствуют актуализации этничности.

Степень разработанности проблемы.

В работе представлены содержательно-сущностные, причинно-целевые и функциональные аспекты феномена этничности в условиях глобализации. Все они, хотя и в разной мере, исследуются в современной западной и отечественной литературе: в аспектах безопасности, выживаемости населения, демографическом, экономическом, политическом и многих других.

Вопросам методологии изучения этноса, изучению этнических общностей, национальному вопросу посвящены фундаментальные работы Ю.В. Бромлея, Н.Н. Чебоксарова, Ю.М. Бородая, С.А. Токарева, СВ. Чешко, В. И. Козлова, Л.Н. Гумилева. Вопросам межнациональных отношений в современной России посвящены работы Ю.В. Арутюняна, М.Н. Губогло, М.И. Исаева, К.П. Боришполец. На такие темы, как этничность, национализм, природа этнических конфликтов, мультикультурное общество написаны многочисленные работы С. Е. Рыбакова, В. С. Малахова, В.А. Тишкова. Психологии межкультурной коммуникации, а также идентичности, конфликта и межэтнической напряженности посвящены работы Г.У. Солдатовой. В работах Т.Г. Стефаненко представлены теоретико-методологические и историографические аспекты предмета этнопсихологии, также анализ психологических основ этнической идентичности, ее влияние на развитие личности в этнокультурной среде. В раскрытие предмета этнопсихологии существенный вклад внесли работы Г. Лебона, М. Лацаруса, Г. Штейнталя, В. Вундта, Г.Г. Шпета, Н.М. Лебедевой. Этносоциальным исследованиям, социальной практике в мультикультурных обществах посвящены работы Л.М. Дробижевой.

Среди классиков западной науки значительный вклад в изучение проблем этничности, нации и национализма внесли Б. Андерсон, Э. Геллнер,

Э. Смит, М. Манн, Э. Хобсбаум, Э. Ренан, также нельзя обойти вниманием работы П. Бергера и Т. Лукмана.

Сегодня исследование процессов глобализации становится более чем актуальным. С целью понять и объяснить глобализацию и дать свою точку зрения на данной феномен были и будут написаны немало трудов. В списке исследователей различных аспектов глобализации стоит назвать Ю. Хабермаса, К. Омаэ, Э. Гидденса, М. Кастельса, П. Штомпку, Дж. Стиглица, Э. Тоффлера, И. Валлерстайна, 3. Баумана, также невозможно не отметить вклад С. Хантингтона, У. Бека, Ф. Фукуямы, Д. Хелда, Д. Гольдблатта, Э. Макгрю, Дж. Перратона. Отечественные исследователи: Панарин А.С, Чумаков А.Н., Яковец Ю. В., Эльянов А. Я., Фуре В. Н. также посвятили свои работы исследованию процессов глобализации. О роли и значении этничности в условиях глобализации написан труд британского профессора С. Кастлеса «Этничность и глобализация».

Объект исследования. Объектом данного исследования является этничность как социальный феномен в контексте глобализационных процессов.

Предмет исследования. Предметом исследования является взаимодействие этничности и глобализации.

Цель и основные задачи исследования.

Цель данной работы - социально-философский анализ феномена этничности в рамках социально-экономических, политических и культурных процессов глобализации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) проанализировать различные подходы к исследованию этничности, а также определить понятия «этнос», «нация», «национальное государство» и обосновать данные дефиниции;

2) провести анализ основных проявлений глобализации и показать ее
воздействие на современное общество в рамках целей данной работы;

  1. вскрыть характер современных изменений в статусе национального государства и рассмотреть процессы формирования наднационального уровня;

  2. проанализировать роль и место этничности в глобализирующемся обществе, а также определить значение массовой миграции как фактора современных этнонациональных процессов;

  3. рассмотреть перспективу развития глобализирующегося общества.

Теоретико-методологические основы исследования.

Методологической базой диссертации является материалистическая диалектика, системный подход к анализу объекта и предмета исследования. Данная работа носит междисциплинарный характер, т.к. для разрешения поставленных задач потребовалось обращение к данным из разных областей знания: философии, социологии, этнологии, социальной психологии, политологии, глобалистики, социальной и культурной антропологии и их синтез.

Научная новизна исследования

Социально-философский анализ изменений феномена этничности в контексте глобализации сделал возможным формулировку следующих выводов:

- Этнос, как общность людей, для которых свойственно единство языка, культуры, традиций, стал основанием для дальнейшего формирования нации, как исторической общности людей по мере становления и укрепления государства. В данном длительном процессе существенным фактором являются целенаправленные усилия политической и идеологической элиты. В результате возникает новый тип общности, характеризуемый преодолением исходных этнических различий. Однако, в условиях глобализации, в процессе образования мультикультурных образований

первичная этничность (в ряде случаев) демонстрирует более устойчивые позиции и благодаря этому вновь претендует на роль источника доминирующей групповой идентичности.

- Миграционные потоки, порожденные процессами глобализации, свободно перемещают большие массы представителей различных этносов, которые при этом не только не отказываются от своей этнической идентичности, но нередко активно апеллируют к ней. Тем самым создаётся новая субструктура глобального социального пространства, в которой в новых формах осуществляется консолидация людей на основе этнических признаков: единства языка, унаследованных элементов культуры, самосознания. Таким образом, массовая миграция влияет на актуализацию этничности, которая компенсирует социально-психологический дискомфорт, связанный с утратой прежней культурной среды.

В результате глобализационных процессов формируется мультикультурный мир как новая социокультурная система с плюрализмом культурных традиций и этническим многообразием, где социальные и культурные процессы все менее привязываются к рамкам границ национальных государств. Эти обстоятельства становятся одним из источников потенциального роста конфликтности в развитии человечества в целом.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Этничность, как субъективно-объективная характеристика индивида, основанная на первичной самоидентификации и осознании принадлежности к определенной социальной группе, а также одновременно на признании группой, имеет особо устойчивое положение в общей совокупности идентичностей. В то же время национально-гражданская идентичность не формируется спонтанно и потому нуждается в

целенаправленном воспроизводстве при помощи государственной политики: воспитание патриотизма, чувства солидарности граждан и т.д.

  1. Глобализация трансформирует всю систему прежних социально-экономических и культурных отношений. Меняются модели институализации, возникают новые формы принятия политических решений на международном, наднациональном и глобальном уровнях. Национальное государство меняет формы реализации своей суверенности и свои методы проведения внутренней политики, в том числе национальной и культурной. Утрачивается монополия национального государства на уникальную культурную миссию и политически контролируемую идентичность своих граждан. Это приводит к существенному возрастанию роли этнической идентичности в жизни человека в сегодняшнем сложном мире.

  2. Протекающие в эпоху глобализации этнически разнообразные миграционные потоки активно участвуют в структурировании нового глобального социального пространства. Это пространство оказывается все более фрагментарным, однако делится оно уже не по границам национальных государств, а по иным границам между этническими группами. Такие группы активно формируются из иммигрантов, которые слабо интегрируются в существующие нации, предпочитая объединяться на основе своей этнической близости. Одновременно происходит актуализация этничности представителей коренных этнических групп. Таким образом, в целом миграционные процессы приводят к дальнейшему возрастанию роли фактора осознанной этнической принадлежности в глобализирующемся мире.

  3. Процессы глобализации, в том числе интенсивная миграция, как явно, так и подспудно влияют на возникновение новых мультикультурных обществ с ранее не наблюдавшимися масштабами этнического и культурного разнообразия. Наряду с процессами взаимопроникновения и синтеза культур происходит актуализация этнокультурных особенностей. Это не означает

неизбежного столкновения, но ходом событий создаётся и активно поддерживается высокая вероятность конфликта в силу увеличения на порядок количества «точек соприкосновения» различных, порой весьма далеких друг от друга, культур и систем ценностей и по причине смены культурных маркеров и связанных с ними стереотипов самосознания. Так, формирующееся мультикультурное глобальное общество переживает фазу обострения противоречий как следствие кризиса крупномасштабного преобразования.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Результаты исследования могут быть использованы:

1. При прогнозировании развития современного глобального общества,
национального государства, а также при анализе отдельных этнических
образований и их взаимодействий.

2. При разработке дальнейших научных теорий в социальной
философии, социологии, этнологии, глобалистике и других научных
дисциплинах, изучающих процессы глобализации и феномен этничности.

  1. Наряду с анализом сущности и явлений процессов глобализации, в качестве теоретической основы для проведения национальной политики и политики мультикультурализма в рамках национального государства и на наднациональном уровне.

  2. При чтении курсов и спецкурсов в рамках социальной философии, глобалистики, социологии и других дисциплин.

Апробация работы и публикации. По теме диссертации опубликовано 9 печатных работ. Материалы диссертационной работы использовались в учебном процессе при преподавании различных учебных курсов по социальной философии на кафедре философии Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации, а также на кафедре практической философии факультета философии Государственного

университета - Высшей школы экономики. Основные положения диссертации были доложены автором на международных конференциях и Ломоносовских чтениях МГУ:

  1. XIII Международная научная конференция студентов, аспирантов, молодых ученых «Ломоносов» (Москва, МГУ, 2006г.)

  2. III межрегиональная научно-практическая конференция: «Сибирь на перекрестье мировых религий» (Новосибирск, НГУ, 2006г.)

  3. XIV Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, МГУ, 2007г.)

  4. I международная религиоведческая школа «Религиозность в изменяющемся мире» (Волгоград, ВолГУ, 2007г.)

  5. Международная научно-практическая конференция «Философия интеллектуального капитала как национального богатства», посвященной 90-летию Финакадемии (Москва, Финансовая академия при Правительстве РФ, 2009г.)

Структура работы

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и библиографии.

Этнос, этничность, нация в контексте национального государства

Как новый процесс социальной трансформации, глобализация характеризуется тесным взаимодействием национальных государств, народов, этносов. Процессы глобализации изменяют форму и содержание мира, в связи с этим происходит изменение самого этноса. В рамках данной темы ключевое значение имеет отношение этнической общности к унифицирующим процессам глобализации. Каждый народ обладает своей культурной исключительностью, проявляющейся в темпераменте, традициях, языке, менталитете, стирание данных отличий и образование единой однородной общности просто невозможно, какая бы идеально разработанная теоретико-правовая база ни была. Так проявляется этническое многообразие мира. Понятия «этнос» и «этничность» неоднозначны, подходы к исследованию данных феноменов противоречат друг другу, возможно, поэтому исследование данного вопроса до сих пор вызывает научный интерес, подкрепленный необходимым теоретическими объяснениями реальных событий и практических действий.

Так, в работе отечественных исследователей Чебоксаровых «Народы, расы, культуры», под редакцией академика-этнолога Ю.В. Бромлея можно встретить следующее: «этносом следует считать всякую общность, которая складывается на определенной территории среди людей, находящихся между собой в реальных экономических связях и говорящих на взаимопонятном языке, сохраняет, как правило, на протяжении всего периода своего существования известную культурную специфику и сознает себя отдельной самостоятельной социальной группой. Коротко этнос можно определить как осознанную культурно-языковую общность»1. Основные признаки этноса - территория, культура, язык и самосознание необходимы в определении. Хотя здесь не наблюдается единства мнений. В англоязычной литературе существуют три широких теоретических подхода к пониманию этноса: примордиализм, инструментализм и конструктивизм. Начнем с примордиализма (от primordial - изначальный), самого старого из научных подходов к представлению об этносе и этничности. В основе лежат представления об этносах как сообществах, соединенных кровнородственными (биологическими) связями. Такие представления стали складываться после работ Э. Дюркгейма о групповой солидарности в начале XX века". Необходимость познания этничности с помощью научной методологии появилась в процессе вторжения западного капитализма в традиционные общества, что повлекло множество разногласий. П. Ван ден Берг предложил понимать этническую общность, как следствие генетической предрасположенности человека к родственному отбору. Он отмечает: «... солидарные группы являлись, по существу, примордиальными этносами». Эволюционное происхождение этноса предполагает наличие расширенной родственной группы людей. С прогрессивным ростом размера человеческих обществ границы этноса становились шире. Потребность в более широком определении коллективности, чем непосредственный круг родственников, сформированный на основе биологического происхождения, продолжает присутствовать даже в современных массовых индустриальных обществах.

Воздействие глобализационных процессов на национальное государство и проблема актуализации этничности

В данном разделе мы рассмотрим национальное, территориально-определенное государство на фоне международных, уже наднациональных процессов глобализации. Известно, что наряду с суверенитетом, наличием определённой политической системы и публичной власти, с монопольным контролем над средствами насилия и правовой организацией, необходимым признаком государства является территориальная определённость в рамках государственных границ. Но способность управлять объединенным территориальным пространством, наличие единой системы права и порядка, распространённой на всей территории, а также суверенитет государства не является достаточным для единства государства. Необходимо, чтобы члены государства обладали чувством тождества - национальной идентичностью. Все мы сегодня живем в национальных обществах, организованных юридически на правовой основе, где гражданам, обладающим частной автономией, в рамках которой разрешено все, что не запрещено. Государства существовали еще задолго до того, как возникли «нации» в современном смысле слова. Государство и нация сплотились в единое национальное государство только в XVI11 веке. Термин «нация» начал наполняться своим нынешним содержанием со времен Великой французской революции, когда понадобилось определить того коллективного политического субъекта, забравшего власть у короля, пошатнув при этом принцип монархического устройства. Во Франции в 1789 году общество столкнулось с конфликтами, связанными с революционными преобразованиями общественно- политического строя. Стало очевидным, что королевский абсолютизм должен быть заменен властью закона, который выражал интересы населения, общие национальные интересы. Но борьба аристократии за свои привилегии мешала образованию национального сознания, которое, тем не менее, крепло среди крестьян, ремесленников, буржуазии. Так, национальное единство утверждалось в борьбе с аристократией. На деле провозглашенное нацией население Франции не имело тогда культурной однородности, население не было единой общностью, государствообразующим этносом. В Большой Советской энциклопедии можно найти: «Этнос - исторически сложившаяся устойчивая группировка людей. Основные условия возникновения этнической общности - общность территории и языка -выступают затем в качестве ее главных признаков.... У членов этнической общности появляется общее самосознание, видное место в котором занимает представление об общности их происхождения.... Для более устойчивого существования этническая общность стремится к созданию своей социально- территориальной организации»1. Не культурной и не этнической была нация, продекларированная Великой французской революцией, она была политической нацией. Правление младореспубликанской Франции практиковала весьма жесткую политику по ассимиляции разнородного населения, стараясь не упустить культурно- этнические факторы образования нового государства, - прежде всего через обязательное государственное образование на французском языке, с запрещением употреблять в школе все иные языки и диалекты. Только осознание принадлежности к одному и тому же народу и, как следствие одно самоназвание, создает граждан одного политического целого, которые могут называть себя одной нацией, отдельной от другой, чувствовать себя ответственными друг за друга.

Хотя государства остаются главными субъектами на международной арене, глобализация подрывает относительную автономию национального государства, разрывая связь между властью и ее местоположением, меняя порядок, присущий национальному индустриальному обществу 19-го, 20-го веков. Сегодня динамика экономической жизни преодолевает границы национальных государств, которые уже не в состоянии справиться с такими темпами. Национальное государство все еще является ячейкой государственного образования для достижения благосостояния общества, но ни одно правительство не может проводить политику, гарантирующую благосостояние нации, игнорируя давление и законы мировых рынков. Что значит быть гражданином, если его голос не может повлиять на политическое решение, потому что они больше не принимаются национальным парламентом? Также глобализация подрывает уверенность национальных государств в осуществлении их уникальной культурной миссии, которая являлась решающим фактором при проведении национальной политики.

Мультикультурное общество как перспектива глобализирующегося мира

Сегодня аналитики и исследователи пытаются вывести доминирующую тенденцию глобализации. Чаще всего рассматривается развитие мировой капиталистической системы, хотя центральную роль можно отвести также и политическим либо культурным процессам. В рамках данной главы мы рассмотрим культуру как индивидуальный и коллективный опыт в материальной или духовной сферах, как совокупность текстов, предметов, артефактов, а также сложное взаимодействие между материализированной продукцией культурной индустрии, всевозможными дискурсами об искусстве и разнообразными выражениями культуры в повседневной жизни современного мира. Конечно, сегодня культура немыслима без коммуникации, которая делает возможным перемещение во времени и пространстве этих представлений, артефактов и идей. Таким образом, культурная глобализация включает в себя движение объектов, знаков, людей в рамках регионов и в межконтинентальном пространстве, культурную диффузию, создание определенных инфраструктур и институтов, которые обеспечивают большие возможности проникновения элементов культуры через границы. Происходит рост интенсивности, объема и скорости культурного обмена, распространение западной массовой культуры и развитие многонациональной индустрии культуры в рамках инфраструктуры, производящей культурные товары безграничного потребления. Люди в разных концах света все больше проникаются осознанием, что они живут в едином плюралистическом мультикультурном мире. Говоря словами Ю. Хабермаса, подобный мир характеризуется как «интерсубъективный жизненный мир», в рамках которого идентичность отдельного индивида актуализируется в процессе коммуникации. Чтобы каждый актор, вне зависимости от своего этнического происхождения, культуры, языка был признан и максимально интегрирован в общество, оно должно быть гражданским, с массовой демократией и с развитой системой социальной защиты. Хабермас пишет, что «ядро гражданского общества образуют те не-государственные и не-экономические объединения и ассоциации на добровольной основе, которые укореняют коммуникационные структуры общественности в общественных компонентах жизненного мира. Гражданское общество составляет себя из тех более или менее спонтанно возникающих объединений, организаций и движений, воспринимающих резонанс, который общественные проблемные ситуации находят в частных областях жизни, конденсируют его и переправляют в озвученном и усиленном виде к общественности»1. Для достижения консенсуса и солидарности в многомерном обществе необходима коммуникация, «коммуникационное действие», создающие контекстное поле интерпретаций смысла, способствующее социальной интеграции, максимальной социализации населения и культурному воспроизводству, что и составляет необходимый «жизненный мир». «Я говорю о коммуникативных действиях, если планы действия актеров координируются не посредством эгоцентрической калькуляции успеха, а через акты взаимопонимания. В коммуникативном действовании ориентация на собственный успех не является первостепенной для участников, которые преследуют свои индивидуальные цели при том условии, что они могут согласовывать планы своих действий на основе общих определений ситуации» . Но этот идеальный образ общества Хабермаса, скорее всего, далек от реалий современности.

Сегодня в рамках культурной глобализации, можно с оговорками сказать, что мир движется к одной цели. Но едва ли данные тенденции можно свести к «макдонализации», к унификации образа жизни в мировом масштабе, к гегемонии какой-то одной культуры, это будет необъективным отражением глобализации. Речь скорее идет о плюрализме, о свободе культурного выбора для граждан каждой страны. Культура - далеко не статичное явление, она меняется и обновляется, исходя из открытых возможностей развития. Так, норвежский специалист по социальной антропологии Т. Хюлланн-Эриксен отмечает, что культура есть процесс и поэтому пределов ее развития не существует: «Когда государство берет на себя роль гаранта культурной идентичности народа, культура определяется и кодифицируется на косном административном языке бюрократии. Она утрачивает живость, динамичность, изменчивость и многообразие, превращаясь в жесткую законченную конструкцию, которая рухнет, если вынуть из нее хоть один кирпичик» . Формулировка концепции глобализации, подчеркивающая роль культурных факторов в этом процессе, представлена также в работах Р. Робертсона.

Похожие диссертации на Феномен этничности в процессе глобализации