Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Феномен мифа в условиях глобализации Альмаганбетов Марат Олегович

Феномен мифа в условиях глобализации
<
Феномен мифа в условиях глобализации Феномен мифа в условиях глобализации Феномен мифа в условиях глобализации Феномен мифа в условиях глобализации Феномен мифа в условиях глобализации Феномен мифа в условиях глобализации Феномен мифа в условиях глобализации Феномен мифа в условиях глобализации Феномен мифа в условиях глобализации Феномен мифа в условиях глобализации Феномен мифа в условиях глобализации Феномен мифа в условиях глобализации
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Альмаганбетов Марат Олегович. Феномен мифа в условиях глобализации : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Альмаганбетов Марат Олегович; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2008.- 203 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-9/268

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. МИФ И МИФОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ 14

I. Эволюция подходов к исследованию мифа 14

2. Миф и особенности первобытного мышления 28

3. Пространство, время и причинность в мифе 42

4. Функции мифа в первобытной культуре 54

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЙ МИФ КАК ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА...63

1. Социальность как сфера для мифологизирования 63

2. Планомерное конструирование социальных мифов и идеология 76

3. Миф и политическая власть 88

4. Миф и массовое потребление 107

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ МИФА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ 118

1. Основные тенденции глобализации 118

2. Глобализация как закономерный этап развития капитализма 129

3. Миф как элемент глобальной культуры 150

4. Изменение характера публичной сферы рациональной культуры 160

5. Взаимодействие публичных сфер традиционной ІІ рациональной культур 171

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 184

БИБЛИОГРАФИЯ 191

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Феномен мифа является весьма
притягательным объектом исследования для современной науки. Миф изучают
различные области гуманитарного знания и в каждой из них он получает
особую трактовку: как литературный жанр, как основа человеческой психики,
как одна из форм культуры, как необходимая иллюзия или инструмент
воздействия на массы. Он может пониматься как вымысел (в

противоположность «реальности»), как протоиаука (в противоположность современной науке), как основа массового и обыденного сознания (иррациональное в противоположность рациональному), как коварная манипуляция сознанием (в противоположность истине). Специалисты рассматривают миф как неотъемлемую часть первобытной культуры, однако нередко он трактуется как часть культуры вообще и современной рациональной культуры в частности.

Стоит отметить, что такое многообразие мнений, междисциплинарность и мозаичное разнообразие узкоспециальных суждений оборачиваются для исследователя трудностями в построении целостного взгляда на проблему мифа. Однако именно в создании такого взгляда и состоит задача философии. В этих условиях тематика настоящего исследования представляется весьма актуальной.

Наличие множества толкований мифа, а точнее, отсутствие определенности в терминах приводит к тому, что мифом называют самые разные феномены не только архаической, но и современной культуры. В этой связи актуально выяснение правомерности перенесения архаических элементов в современность и определение их границ.

Помимо этого, возрастающее влияние глобализации на жизнь людей во всех странах порождает множество самых различных последствий, одним из

которых выступает феномен массовой культуры, в котором явно содержатся мифологические элементы.

В настоящее время миф претерпевает определенные трансформации, связанные с процессом глобализации, который затрагивает даже тех, кто, казалось бы, находится в стороне от магистрального развития человечества. Общества, которые испытывают трудности вхождения в единую мировую систему или же пытаются вовсе отказаться от участия в этом процессе, едва ли сумеют сберечь свою самобытную цивилизацию и культуру, а наоборот обрекают себя на депрессию и провинциализм. Перефразируя известное высказывание стоиков о судьбе, можно сказать, что глобализация покорных ведет, а непокорных тащит. В условиях тесного контакта представителей различных культур актуально внимательное изучение мифологического потенциала как современной рациональной культуры, гак и традиционных культур, которые до сих пор доминируют во многих регионах мира.

Степень разработанности проблемы. На протяжении XX века интерес исследователей к мифу постоянно возрастал. Это привело к тому, что, по словам Е.М. Мелетинского, миф стал «одним из центральных понятий социологии и теории культуры»1. Однако изучение мифа не ограничивается рамками культурологического анализа. В исследовании мифа можно выделить несколько направлений.

Философская традиция интерпретации мифа (Ф.Шеллинг, Ф.Ницше, А.Бергсон, Й.Хёйзинга, Г.Г.Гадамер) усматривает в мифе ключ к осознанию смысла бытия человека в культуре. Данный подход исследует миф как один из способов освоения мира и включает гносеологические проблемы мифологии (миф как объяснение или способ познания), а также проблемы творчества.

Сторонники культурологического подхода (Л.Леви-Брюль, К.Леви-Строс, Э.Лэнг, Б.Малиновский, А.А.Потебня, Э.Тайлор, Дж.Фрэзер, С.А. Токарев и

1 Мелетинский Е М Поэтика мифа М , «Восточная литература». 2000 С. 29.

др.) исследуют место и роль мифа в традиционном обществе и пытаются сформировать на этой основе адекватное представление о традиционной культуре, о присущим ей мышлении и деятельности древнего человека.

Филологический подход изучает прежде всего мифологический текст и миф как древнейший вид литературы. Филологи изучают мифологические тексты с точки зрения языка и выразительных средств, сравнивают версии мифа, выявляют общие сюжеты в различных мифологиях, а также анализируют связь мифа со сказкой.

Для психологического подхода (К.Армстронг, З.Фрейд, Б.Ф.Поршнев, В.Н.Топоров К.-Г.Юнг) характерно понимание мифа как основе человеческой психики, существующей в области бессознательного, и одного из значимых мотивов человеческой деятельности. Кроме того, в работах психоаналитиков исследуется проблема архетипов и архстипических сюжетов.

Из филологического и психологического подходов выросла семиотическая традиция изучения мифа (К.Леви-Строс, Р.Барт, В.Я.Пропп), в которой миф предстает как древнейшая знаковая форма. Представители этого направления исследовали проявления мифологического в современной культуре, искусстве, повседневности и обозначили проблему целенаправленного конструирования мифа.

В социологическом подходе (Т.Адорно, Ж.Бодрийяр, М.Вебер, Э.Дюркгейм, Э.Кассирер, Г.Лебон, М.Маклюэн, С.Московичи, П.С.Гуревич, М.А.Лифшиц, К.Мангейм, Х.Ортега-и-Гассет, М.П.Шсстаков) на первом плане -социальные функции мифа, присутствующие как в первобытном, так и в современном обществе. Этот подход подводит исследователя к проблемам идеологии, массовой психологии, манипуляции сознанием, а также к вопросу о так называемых «мифотехнологиях».

Стоит отметить, что несмотря на большой массив работ, посвященных изучению мифа, общезначимого определения этого понятия не существует.

Основной трудностью в его формулировке справедливо считают то, что сущность мифа следует искать в иррациональном первобытном мышлении, которое допускает противоречия, а, как известно, определение как инструмент формальной логики не терпит никаких противоречий.

Не менее сложным является понятие «глобализация», под которым принято понимать процессы усиления взаимозависимости различных частей современного мира. Так как смысл этого термина не всегда ясен, его активно используют в качестве политического лозунга или ярлыка. Существуют разногласия по вопросу о датировании начала процесса глобализации. Например, К.Маркс и Ф.Энгельс в «Манифесте Коммунистической партии» писали о «всесторонней связи и всесюронней зависимости наций друг от друга»1 и разрушении национальной замкнутости в результате развития современного капитализма. Одни теоретики утверждают, что начало экономической глобализации совпадает со временем формирования капиталистической мир-системы (И.Валлерстайн); другие связывают глобализацию с возникшим в XVIII в. процессом модернизации (Э.Гидденс); третьи считают, что ее развитие есть следствие разрешения конфликта между Востоком и Западом (Перлмуттер); четвертые понимают глобализацию как разрушение предпосылки Первого модерна - «представления о том, что мы живем в закрытых, отграниченных друг от друга пространствах и национальных государствах и, соответственно, в национальных обществах» (У.Бек)".

Для того, чтобы определить, в каких направлениях следует двигаться при изучении феномена глобализации, можно выделить следующие способы изучения этого феномена.

1 MdpKL К , Энгельс Ф Манифест Коммунистической партии//Избранные произведения в 3 т Т 1 М Издательство политической
литсрат\ры 1979 С 111

2 Бек У Что такое глобализация1' Ошибки глобализма - ответы на глобализацию М Прогресс-Традшшя 2001 С 42

Первое направление в исследовании глобализации, вслед заЮ.В.Яковцом1, можно назвать демографо-экологическим. Приверженцы этого направления обращают внимание на разрыв между быстрым ростом населения и стремительно тающими ресурсами Земли.

Второе направление (Д.Белл, Э.Тоффлер, Дж.Гелбрэйт, Э.Гидденс) придает первостепенное значение развитию технологий производства и связи, которое позволило сократить расстояния и сжать время, а также дало основание говорить о возникновении информационного общества.

Третье направление (Ю.Хабермас, И.Валлерстайн, С.Амин, У.Бек, А.Уткин) делает акцент на усилении интегративных процессов между национальными экономиками и возникновении единой глобальной экономики. В результате появляются транснациональные корпорации, способные конкурировать с местной государственной властью. В то же время падает престиж национального государства, а этнический сепаратизм подтачивает его изнутри.

Необходимо отметить, что глобализация оказала существенное влияние на взаимодействие культур. П.Бергер прямо заявляет, что зарождающаяся глобальная культура «по своему происхождению и содержанию американская»2. Не трудно заметить, что в данном случае речь идет скорее не об американском фольклоре или литературе, а о массовой культуре, как индустриальном продукте, создаваемом для тиражирования и массовой продажи во всем мире.

Несомненный интерес представляет точка зрения, делающая упор на упадке государственной власти и возникающих новых формах интеграции. Кроме того, для целей данной работы необходимо акцентировать внимание на развитии информационного общества и возникновении связанной с ним

1 Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие шівиліпаций. М. Экономика. 2003 С 7

2 Бергер П., Хантингтон С. Многоликая глобализация Культурное разнообразие в современном мире. М., Аспект-Пресс. 2004 С 10

массовой культуры, средств массовой коммуникации, функционирование которых предполагает активное использование мифологических конструкций.

Цели и задачи исследования. Цель исследования состоит в выяснении места и роли мифа в современном глобализирующемся обществе исходя из его понимания как феномена культуры. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие теоретические задачи:

на основе анализа понятия мифа и различных подходов к его изучению, определить функции мифа в культуре, а также выяснить, какие из функций мифа современная рациональная культура наследует от традиционной;

выявить наличие мифологических элементов в современном обществе в виде социальных мифов:

рассмотреть специфику существования социальных мифов в условиях глобализации.

Объект исследования. Объектом исследования выступает миф как феномен культуры, лежащий в основе нерефлексируемых коллективных представлений.

Предмет исследования. Предметом исследования являются современные разновидности социального мифа, широко представленные в массовой культуре, которые получают новые возможности для своего развития в условиях глобализирующегося общества.

Гипотеза исследования. Глобализационные процессы дают новый импульс для расцвета социальной мифологии. Ремифологизация усиливается благодаря совокупному воздействию преобладающих тенденций глобализирующегося общества: разрушения традиционных социальных связей, кризиса национального государства, разрушения основ социальной идентичности индивидов, нарастающего влияния СМИ, имеющих глобальное распространение.

Методологическая и теоретическая основа исследования.

Методологической основой работы является деятельностный подход, который позволяет понять феномен мифа в традиционной культуре и получить представление о своеобразной логике мифа, описанной Л.Леви-Брюлем, Б.Малиновским и другими антропологами.

Исследование опирается на предложенное В.Н.Романовым различение двух типов культур - спмпрактической и теоретической - выделяемых в зависимости от меры их способности к рефлексии.

Для изучения феномена глобализации и ее политических и культурных последствий использовались работы З.Баумана, У.Бека, И.Валлерстайна, Э.Гидденса, Ф.Уэбстера, Ю.Хабермаса.

Научная новизна исследования.

Проведенный в диссертации социально-философский анализ феномена мифа и основных социально-экономических, политических и культурных тенденций в современном мире позволил:

- на основании рассмотрения различных подходов к исследованию
проблемы мифа определить роль и функции мифа и мифологического сознания
в традиционной и современной рациональной культурах;

- определить особенности и формы существования социального мифа, а
также сформулировать критерии для определения в конкретных социальных
феноменах элементов мифа и мифологического сознания. В современном
рациональном обществе миф практически существует не в виде связного
повествования, а лишь в виде мифологических элементов, включенных в
различные области социокультурного мира. Фиксировать наличие
мифологических составляющих в той или иной деятельности можно путем
анализа изменений характера языка и практических действий. Мифологизация
языка приводит к тому, что из средства передачи информации и аргументации
он интерпретируется как средство прямого воздействия на действительность.

Для мифологизированной деятельности характерно преобладание ритуализированной составляющей над собственно практической;

в итоге рассмотрения основных социально-экономических и политических параметров современного общества, формирующихся под влиянием глобализационных процессов, определены особенности существования социальных мифов в условиях глобализации;

Кризис идеи национального государства привел к трансформации мифов о государстве и всплеском альтернативных форм политической мифологии, например, националистических.

Развитие средств коммуникации, а также распространение массовой культуры создают инфраструктуру для глобального распространения информации, как рационального, так и мифологического характера. Глобальное распространение массовой культуры свидетельствует о том, что се продукты, имеющие некоторые свойства мифа и изначально создающиеся для распространения по сетям глобальных средств массовой коммуникации, имеют гораздо больший потенциал для воздействия на массы, чем общественно значимая информация, реально отвечающая действительности.

В результате глобализационных процессов произошла интенсификация контактов между традиционной и рациональной культур: на уровне глобальных СМИ, диаспор, работников западных компаний в других регионах мира и т.д.

Положения, выносимые на защиту: 1. Социальный миф - это превращенная форма сознания, в основе которой лежат иллюзорные представления об обществе, построенные по принципам первобытного синкретического мышления. Его функциями в рациональном обществе являются социализация и адаптация индивида к обществу, легитимация общественного строя и преодоление центробежных социальных тенденций. Внешними формами социального мифа являются, во-первых, символические действия, призванные вызвать изменения во внешней

реальности и, во-вторых, реальные действия, символический смысл которых превалирует над их практической целью по изменению реальности.

  1. В отличие от мифа идеология в предельном случае является интеллектуальной работой, язык которой имеет информационный (семантический) характер. Но одновременно она зачастую содержит в себе мифологические элементы, поскольку для своего обоснования обращается к трансцендентном^''.

  2. Глобализация порождает и активизирует множественные социальные противоречия во всем мире. Развитые страны Запада сталкиваются с экономическими трудностями, а также с кризисом. вызванным перераспределением возможности принятия общественно-значимых решений от государств и граждан к иным субъектам общественной жизни. Дефицит рациональности, сохраняемый в массовой культуре, наряду со все более широким ее распространением является благодатной почвой для распространения социальных мифов. Последствия глобализации сказываются и на обществах, в которых доминирует традиционная культура. Разрушение традиционной культуры и обострение социальных проблем способствуют распространению социальной мифологии, проявляющейся в росте фундаменталистских настроений.

  3. В условиях глобализации деформируется и сужается публичная сфера гражданского общества. По каналам глобальных средств массовой информации нередко передаются сообщения, которые противоречат принципам рационального мышления, поскольку не содержат истину, необходимую для принятия общественно-значимых решений. Их язык носит не столько логический, сколько в значительной мере магический характер. В связи с тем, что локальное или национальное сообщество теряет возможности по принятию общественно-значимых решений, отпадает необходимость в публичной сфере как инструменте рационального

общества. Отсутствие практики рационального обсуждения общезначимых проблем приводит к мифологизации социального. 5. В условиях глобализации доступ к каналам СМИ получили активисты сохранения традиционной культуры, в том числе и приверженцы фундаменталистских направлений в религии. Это является одной из существенных причин дальнейшей мифологизации рациональной публичной сферы.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что противостоять наступлению негативных последствий ремифологизации и кризиса европейской рациональности можно, только учитывая особенности мифологического мышления, лежащие в основе рациональной европейской кулыуры и традиционных культур, взаимодействие между которыми в условиях глобализации постоянно расширяется. Положения диссертации могут быть использованы для дальнейшей разработки проблематики рациональности в условиях глобализации, методологии изучения функционирования языка СМИ.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические выводы и положения диссертационного исследования докладывались и получили положительную оценку на заседании кафедры социальной философии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, где происходило его обсуждение и рецензирование.

По теме диссертационного исследования автором были сделаны доклады: - на Всероссийской научно-практической конференции «Журналистика в 2007 году: СМИ в условиях глобальной трансформации социальной среды» 4-6 февраля 2008 года;

на Всероссийской научно-практической конференции «Управление корпоративной безопасностью в малом и среднем бизнесе» (г.Владимир) 16-17 июля 2006 года;

на Всероссийской научно-практической конференции «Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве» 31 января - 4 февраля 2006 года;

на VI Российском философском конгрессе «Философия и будущее цивилизации» 24-28 мая 2005 года.

По теме диссертации автором опубликован ряд работ общим объемом 1,5 печатных листа.

Эволюция подходов к исследованию мифа

Приступая к изучению феномена мифа в культуре, исследователь имеет дело с рядом вопросов, касающихся определения понятия, датировки возникновения и существования мифа, правомерности экстраполяции данного понятия на различные сферы жизни социума. Если учесть, что словом «миф» нередко обозначаются разнородные феномены, то становится понятным, почему нет единого общезначимого определения мифа.

Исследуя проблему существования мифа в культуре, Д.П.Козолупенко выявила три формы его бытия:

1. собственно миф в его традиционном, «диком» виде, как он существует в первобытных обществах;

2. инобытие мифа в художественной литературе;

3. мерцание мифа в массовом сознании (в том числе в фольклоре, социальных мифах и различных проявлениях «архетипического»)1. В.М. Пивоев заметил, что термин «миф» полисемантичен. Мифом называют:

- древнее представление о мире, результат его освоения;

- сюжетно оформленную и персонифицированную догматическую основу религии;

- используемые в искусстве древние мифы, которые функционально и идейно переосмыслены, превращены по существу в художественные образы;

- относительно устойчивые стереотипы массового обыденного сознания, обусловленные недостаточным уровнем информированности и достаточно высокой степенью доверчивости;

- пропагандистские и идеологические клише, целенаправленно формирующие общественное сознание1.

При внимательном рассмотрении вышеперечисленных смыслов употребления термина «миф» возникает ряд вопросов, и в первую очередь вопрос о том, что такое архаический миф.

С.С. Аверинцев указывал на то, что часто смешивают архаический миф, религиозный миф и художественное использование мифа2. Главный признак возникновения религии - это вера, т.е. рефлексия по поводу собственного знания. «Верую, ибо абсурдно» - говорил Тертуллиан, фиксируя тем самым несоответствие своих представлений наблюдаемой реальности. Исследование мышления людей традиционной культуры свидетельствует о том, что ее носителям не была свойственна такая глубокая гносеологическая рефлексия. Иначе говоря, первобытный человек не верил, а знал.

Использование мифологем в качестве художественных образов в литературных произведениях предполагает не только понимание иллюзорности древних и религиозных мифов, но и наличие самого автора. Однако, как известно, во времена создания подлинных архаических мифов автор еще «не родился», - а стало быть, назвать мифами авторские произведения от «Теогонии» Гесиода до «Улисса» Джойса можно лишь условно. Отсутствие автора у подлинного мифа, видимо, чувствовал и сам Гесиод. Поэтому он не очень-то и стремился приписать это «авторство» себе:

«.. .искусные дочери Зевса,

Вырезав посох чудесный из пышно-зеленого лавра,

Мне его дали и дар мне божественных песен вдохнули.

Чтоб воспевал я в тех песнях, что было и что еще буде г.

Племя блаженных богов величать мне они приказали,

Прежде ж и после всего - их самих воспевать непрестанно...»1

Если идеологические клише формируются целенаправленно, т.е. кем-то и с определенной целью, то о подлинном мифе этого сказать нельзя. Тот, кто утверждает, что библейская или античная космогония была специально создана каким-то отдельным человеком, рискует оказаться в плену теории заговора. Во времена, когда создавались мифы, не существовало не только масонов и иностранных шпионов, но и индивидуального сознания в современном смысле слова.

Ни одно из существующих определений термина «миф» не является исчерпывающим, они лишь отражают отдельные аспекты этого явления, -существенные или не существенные. Прежде чем предлагать свое определение мифа, рассмотрим эволюцию взглядов на этот феномен.

Можно сказать, что мифология появилась одновременно с первыми людьми. Но справедливо ли мнение, будто тогда же возникло критическое рефлексивное отношение к мифологии? Вероятнее всего, можно утвердительно ответить на этот вопрос. По свидетельству полевых исследователей, несмотря на громадное уважение, которым пользуются шаманы и колдуны, современные носители мифологического сознания нередко довольно критично относятся к собственным мифам и прекрасно разбираются в «политических процессах», происходящих внутри племени, даже если они задрапированы мифологическим покрывалом.

Социальность как сфера для мифологизирования

Как показывает анализ феномена мифа в его естественной среде - в традиционной культуре, мифологическое мышление функционирует по своим собственным законам, которые отличаются от логики современного рационального мышления. Мифы необходимы для освящения и оправдания существования определенного общества. Как правило, они хранятся и передаются из поколения в поколение в виде священных историй. В то время как в традиционной культуре миф является се ядром, в современной культуре рациональная деятельность вытесняет миф из многих сфер жизни.

Однако термин «миф» используют и для обозначения «мерцания» мифологических элементов в области социального, проявления «архетипического». Сегодня то и дело ведут речь о мифах повседневности, мифах науки, мифах средств массовой информации, о социальных и политических мифах. Чем же отличаются эти мифы от мифов древности? Есть ли вообще основания говорить о современных мифах или же это не более, чем броская метафора?

Напомним, что первобытные мифы, верования и обряды основаны на коллективных представлениях. Коллективные представления передаются от родителей к детям и навязываются отдельным личностям, т.е принимаются на веру без рефлексии. Они не зависят в своем бытии от отдельной личности, поскольку рождаются из взаимодействия индивидуальных сознаний. Они не чувствительны к доводам формальной логики и недоказуемы. Эти свойства коллективных представлений выражаются в мифах, которые лежат в основе культуры и обеспечивают ее носителям психологическую защиту.

Коль скоро бессознательные коллективные представления существуют в любой культуре, мы должны допустить присутствие мифов не только в первобытной культуре, но и в современной рациональной культуре.

Миф не исчезает, несмотря на испытываемое им давление со стороны рациональной части человеческого мышления. Тому есть несколько причин.

Первую причину вслед за Тайлором можно назвать пережитками. Без имманентных стимулов развития человеческое сознание инертно, а значит, в нем (как и в культуре в целом) неизбежно будут присутствовать мифологические пережитки там, где им позволяется быть. Реликты мифа находят ниши для существования в рациональной культуре, поскольку человеческое сознание несовершенно и не способно охватить рефлексией все виды деятельности. А.М.Лобок приводит характерный пример, связанный с мифами науки: для обыкновенного человека научно доказанная концепция солнца как сгустка раскаленной материи играет такую же роль, которую играла для первобытного человека концепция солнца-быка. И тот, и другой принимают некую гипотезу на веру и совершенно равнодушны к тому, что чувственное восприятие противоречит их вере.

Причина неискоренимости мифа кроется не только в конечности человеческого мышления, но и в том, что природа, культура, общество и человек являются субстанциальными системами. Они возникли в ходе длительного исторического развития по вполне определенным закономерным причинам. По отношению к возникновению человека и общества допустим вопрос «почему», на который рациональное мышление и современная наука более или менее успешно отвечают. Однако вопрос «зачем» по отношению к этим явлениям ставит рациональное мышление и науку в тупик. Мало того, телеологические объяснения являются едва ли не самым большим прегрешением для ученого.

К.Х.Момджян называет такие системы, как природа, культура, общество или человек, субстанциальными, т.е. не имеющими внешних целевых причин возникновения, не имеющими функции. «Мы знаем, зачем древним египтянам были нужны жрецы и фараоны, но кому, чему или зачем были нужны сами египтяне?»1.

Однако человек не может обходиться без придания смысла внешнему миру. В таких случаях рациональное мышление демонстрирует свое бессилие и тем самым открывает пространство для существования мифа. Он дает человеку не истину, но правду и смысл. «...В мифе человек укореняет свое собственное право на существование - перед лицом того мира, в котором это право человека на существование вообще-то не было предусмотрено»".

Основные тенденции глобализации

Трудно не согласиться с тем, что мир конца XX - начала XXI вв. сильно отличается от мира прошлых столетий.

С развитием новых технологий транспорта и связи человек получил возможность преодолеть пространственные и временные ограничения. В этих условиях события, происходящие в одной части Земного шара, влияют на происходящее в другой его части. При этом проследить всю совокупность множества взаимосвязей этих событий достаточно непросто. Общества, которые раньше были относительно изолированными и самодостаточными, сегодня сталкиваются с бурным ростом количества разнородных транснациональных связей. Это приводит к тому, что условия жизни членов этих обществ существенно меняются.

С планетарной взаимозависимостью событий связывают в первую очередь понятие глобализации. Что же представляет собой глобализация, каковы ее тенденции и проявления в социально-экономическом и культурном аспекте?

В современном мире проявляются некоторые тенденции, которые укладываются в логику возрастания планетарной взаимозависимости.

Первое, что бросается в глаза, когда речь идет о глобализации - это беспрецедентное развитие коммуникационных технологий, а также соответствующей инфраструктуры. В связи с развитием средств передачи информации сегодня нередко говорят об информационном обществе, признаки которого видят в развитии технологий, повышении экономической ценности информационной деятельности, рост числа занятых в информационной сфере и.т.д.

Развитие глобальных массовых коммуникаций делает несущественными расстояния (поскольку преодоление их требует малого времени и минимума затрат). Это открывает новые возможности для перемещения товаров, информации, рабочих мест в глобальных масштабах. В то же время преимущества, которые дают эти возможности, доступны далеко не всем. Так, в 2002-2003 гг. услугами Интернета пользовались лишь 6% населения Земли1.

В социально-экономическом аспекте глобализаия проявляется в том, что благодаря развитию -технологий резко возросли объемы международной торговли, появилась возможность глобального перемещения товаров и рабочей силы, бурного развития транснациональных корпораций.

Под транснациональными понимаются те корпорации, которые имеют производственные ячейки не менее, чем в двух странах, проводят согласованную экономическую политику под централизованным руководством, а также осуществляют обмен ресурсами и ответственностью между производительными ячейками при их активном взаимодействии друг с другом". В современном мире на долю ТНК приходится около половины мирового промышленного производства, 63% внешней торговли. Экономический потенциал крупнейших ТНК сопоставим с ВВП некоторых государств3. Под их контролем находится большая часть лицензий на новую технику и технологии1. Можно сказать, что ТНК становятся экономическими субъектами, наиболее приспособленными к условиями глобализации.

Организация деятельности на глобальном уровне и колоссальная экономическая мощь позволяют крупнейшим ТНК финансировать дорогостоящие исследования и разработку новых технологий. Освобождение от территориальных ограничений дает им возможность размещать производства в странах с низкими налогами и оплатой труда и в относительно короткие сроки перемещать их из одной страны в другую в зависимости от экономической конъюнктуры. Таким образом, ТНК получают преимущества перед локальными производителями, не имеющими возможности проведения глобальных исследований, организации логистики. Локальные производители вынуждены независимо от своего желания материально поддерживать дорогостоящую государственную систему и систему социального обеспечения своей страны.

Указанные факторы приводят к усилению взаимозависимости национальных экономик и возникновению условий для их превращения в органичные, хотя и не равнозначные, части единой мировой экономики.

Изменения в экономической сфере сопровождаются изменениями в политике. В новых условиях даже внутриполитические решения могу г привести к значительным внешнеполитическим последствиям, а значит, они должны приниматься с оглядкой на международное сообщество. Об этом, в частности, говорит рост числа межправительственных организаций (ООН, ВТО, Большая Восьмерка, Европейское Сообщество, Совет Европы и т.д.), и транснациональных неправительственных организаций (Гринпис, Аменсти Интернешнл).

Кроме того, государства перестают быть монопольными источниками идеологий. С развитием средств передачи информации идеологии получили дополнительный импульс для своего развития и новые каналы распространения.

В то время, как происходит рост транснациональных социально-экономических связей, суверенитет национального государства теряет свое значение, хотя прежде государственная власть была бесспорным субъектом, принимающим решения на своей территории. Важным признаком кризиса суверенитета является возникновение самопровозглашенных государственных образований, формально не признаваемых международным сообществом, но на практике являющихся самостоятельными социальными организмами, обладающими государственными функциями (Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье).

Похожие диссертации на Феномен мифа в условиях глобализации