Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Феномен мультикультурализма в современном обществе : социально-философский анализ Суконкина, Татьяна Николаевна

Феномен мультикультурализма в современном обществе : социально-философский анализ
<
Феномен мультикультурализма в современном обществе : социально-философский анализ Феномен мультикультурализма в современном обществе : социально-философский анализ Феномен мультикультурализма в современном обществе : социально-философский анализ Феномен мультикультурализма в современном обществе : социально-философский анализ Феномен мультикультурализма в современном обществе : социально-философский анализ Феномен мультикультурализма в современном обществе : социально-философский анализ Феномен мультикультурализма в современном обществе : социально-философский анализ Феномен мультикультурализма в современном обществе : социально-философский анализ Феномен мультикультурализма в современном обществе : социально-философский анализ Феномен мультикультурализма в современном обществе : социально-философский анализ Феномен мультикультурализма в современном обществе : социально-философский анализ Феномен мультикультурализма в современном обществе : социально-философский анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Суконкина, Татьяна Николаевна. Феномен мультикультурализма в современном обществе : социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Суконкина Татьяна Николаевна; [Место защиты: Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева].- Саранск, 2011.- 177 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/231

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Развитие современного общества может рассматриваться как процесс динамического взаимодействия множества различных культур, каждая из которых обладает своими, только ей присущими традициями, обычаями, моделями взаимодействия. Ценности одной культуры часто несовместимы с ценностями других, а иногда и настолько специфичны, что их адекватное понимание (а зачастую и признание) доступно только тем, кто принадлежит к данной культуре или наделен достаточно чутким историческим видением, свободным от этноцентристских догм и предрассудков. Непонимание и нежелание уважать и признавать ценности чужой культуры часто приводят к нетерпимости, дискриминации и даже к прямой агрессии по отношению к ней.

Общество как носитель символических культурных программ может воспроизводиться и развиваться только при условии сохранения, взаимодействия и прогресса составляющих его этносов, их языков и культур. Действительное принятие многообразия заставляет современное общество отказываться от всяких проявлений нетерпимости и стремиться к цивилизованному разрешению конфликтных ситуаций, т. е. идти от modus vivendi к признанию и в итоге к взаимному уважению и пониманию других социальных групп. Важнейшие препятствия на этом пути — невежество и высокомерие, которые можно считать основными причинами возникновения стереотипов, предубеждений, ненависти и дискриминации в культурном, религиозном, расовом и этническом контекстах.

В последние десятилетия развитие общества протекает в русле общемирового интеграционного процесса, в котором наблюдается интенсивное смешение различных этносов и этнических культур. В глобализирующемся социуме человек постоянно находится на рубеже культур, взаимодействие с которыми требует от него диалогичности, понимания, уважения к культурной идентичности других людей.

Теория мультикультурализма, являющаяся одним из специфических проявлений глобализационных процессов и отражением постнеклассических тенденций в современной социальной философии, возникла как ответ на вопрос «Что произойдет с национальными культурами в эпоху глобализации?». Мультикультурализм представляет собой совокупность воззрений, провозглашающих примат «культурного разнообразия» над этнокультурной гомогенностью государств и направленных на решение этноконфессиональных и социокультурных проблем современного социума.

В начале XXI в. элементы мультикультурализма можно обнаружить в общественной жизни практически любого многонационального государства, даже если официально политика мультикультурализма в нем не провозглашается. Но в каждом государстве практика мультикультурализма имеет свою специфику, основываясь на одной из множества мультикультуралистских теорий. Наиболее актуальными сейчас являются модели «мягкого» и «жесткого» мультикультура-

лизма, разработанные на основе философских концепций С. Бенхабиб, У. Ким-лики, Дж. Ролза, Ю. Хабермаса.

Глобализация, набирая обороты, затрагивает все больше сторон жизни современного общества, порождая тем самым активное противодействие себе. Резкие вспышки национализма, сепаратизма и этнорелигиозного терроризма заставляют задуматься о перспективах сосуществования национальных культур в будущем. Мультикультурализм позиционирует себя как идеология, способная предотвратить возможное «столкновение цивилизаций» посредством согласования основных ценностей, развития единых социальных норм и воспитания в обществе толерантности к проявлению иного. Критики мультикультурализма, напротив, усматривают в практике принятия чужих культур опасность релятивизма и размывания национальной идентичности, утверждая, что толерантности должны быть поставлены жесткие пределы.

Изучение международного опыта в решении вопроса социокультурных, этноконфессиональных противоречий может способствовать решению вопроса о приемлемости реализации принципов мультикультурализма в нашей стране. Это обусловливает особую актуальность данного исследования.

Степень разработанности проблемы. Идеи, составляющие социально-теоретическое обоснование современного мультикультурализма (веротерпимость, гражданская толерантность, признание равноценности всех культур), были оформлены в трудах известных западных мыслителей эпохи Нового времени, а социокультурные и конкретно-исторические предпосылки социально-философской рефлексии Нового времени, в свою очередь, были сформированы в период Реформации.

Веротерпимость была одним из основных вопросов исследований английского философа Дж. Локка. В трудах французских мыслителей эпохи Просвещения (Д. Дидро, Вольтер, Ш. Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо) представления о веротерпимости постепенно сменялись признанием равенства основных религий, ответственности за нетерпимость и фанатизм перед законом и трансформировались в концепцию «гражданской религии», основанием которой выступила идея толерантности. И. Кант окончательно разделил эти понятия, отдельно выделив гражданскую, всечеловеческую терпимость, не носящую религиозного характера. В США идеи веротерпимости и гражданской толерантности получили развитие в трудах Т. Джефферсона. Способы их практической реализации были подробно проанализированы в работах А. де Токвиля. В XVIII в. начала формироваться идея равноценности всех культур, получившая оформление в трудах Э. Тайлора и О. Шпенглера в виде культурного релятивизма. К началу XX в. процесс секуляризации терпимости получил завершение в виде отделения церкви от государства, когда к свободе в выборе религии была добавлена мысль о свободе от религии.

Изменения в движении населения после двух мировых войн привели к кризису национальных доктрин, не способных справиться с большим количеством формирующихся этнокультурных общин на территории ранее гомогенных

государств. Потребовались новые способы решения проблемы мирного сосуществования различных национальных, культурных, социальных общностей в рамках одного государства. Одним из таких способов стала концепция мультикультурализма, разработанная и внедренная в Канаде и Австралии в 70—80-е гг. XX в. Концепция мультикультурализма формировалась одновременно как социально-философская теория и практика расширения права этнических меньшинств на признание. Философским фундаментом мультикультуралистских идей послужила теория диалога культур. Основными трудами в этой сфере являются работы М. М. Бахтина, В. С. Библера, М. Бубера и др.

За время почти полувекового существования и реализации принципов мультикультурализма было опубликовано большое количество работ по теории и практике мультикультурализма как в России, так и за рубежом.

Непосредственный интерес при исследовании темы представляют работы ведущих западных теоретиков и историков мультикультурной научной парадигмы. Прежде всего, это разработки канадских социальных философов Ч. Тейлора и У. Кимлики, американских ученых М. Уолцера и Дж. Ролза, немецкого философа и социолога Ю. Хабермаса и немецкого философа О. Хёффе, французского социального философа Р. Ле Коадика. Дальнейшее развитие теория мультикультурализма получила в работах социального философа индийского происхождения Ч. Кукатаса, предложившего классификацию подходов к проблеме культурного многообразия и выделившего различные политические режимы по степени их реакции на существование этнокультурных сообществ. Влиятельным исследователем мультикультурализма является С. Бенхабиб, предложившая рассматривать современную модель мультикультурализма как мозаичную или радикальную, где существуют жесткие рамки между разными культурами. Критика мультикультурализма нашла свое отражение в работах С. Жижека, С. Хантингтона. Также в научной оппозиции по отношению к теории мультикультурализма находится В. С. Малахов, считающий, что принятие других культур означает потерю собственной идентичности.

Среди российских исследований необходимо выделить работы А. И. Ку-ропятника, изучающего как общие закономерности, так и частные проявления мультикультурализма в стратегии социальной политики России и зарубежья. Исследования Н. Н. Покровской и М. В. Тлостановой, в которых предприняты попытки систематизации и обобщения идеологических течений внутри мультикультурной парадигмы, послужили основой для развития отечественной версии теории мультикультурализма. Большой вклад в понимание российской практики мультикультурализма внесли труды В. А. Тишкова. Следует отметить также работы А. А. Борисова, Л. М. Дробижевой, Г. И. Макаровой, Л. Р. Низамовой, в которых рассматриваются различные аспекты проблемы мультикультурного общества.

Продуктивными для настоящей работы стали исследования Т. С. Кондратьевой, И. С. Новоженовой, И. В. Следзевского, в которых большое внимание уделяется не только реализации принципов мультикультурализма в России и за

рубежом, но и эволюции самой концепции мультикультурализма. Так, Т. С. Кондратьева и И. С. Новоженова рассматривают варианты реализации мультикультурализма в Европе, затрагивая негативные последствия этой политики. И. В. Следзевский подразделяет существующую концепцию мультикультурализма на два этапа: традиционный и современный мультикультура-лизм, а также проводит различие между понятиями «этнический плюрализм» и «мультикультурность».

Этнические аспекты образования относятся к числу проблем, которые затрагивают основу процесса трансляции культуры от поколения к поколению и связывают различные области гуманитарного знания. В последнее время большое внимание уделяется модернизации системы образования путем привнесения в нее поликультурного компонента. Среди исследований мульти-культурного образования в России и ближнем и дальнем зарубежье следует выделить работы М. Л. Воловиковой, А. Н. Джуринского, Г. В. Палаткиной.

Большую группу исследований составляют работы А. С. Ахиезера, B.C. Барулина, М. К. Мамардашвили, К. X. Момджяна, А. К. Уледова, В. Г. Федотовой, Э. Гидденса, У. Бека, отличающиеся значительным вниманием к феномену взаимодействия культур в современном обществе.

По мнению большинства исследователей, доктрина мультикультурализма выступает в качестве существенного методологического фактора, определяющего современные философские и социологические исследования. Однако основное внимание они уделили анализу идеологии мультикультурализма, его применению в качестве политических практик разрешения межнациональных противоречий, не подвергая систематическому анализу социально-философские основания концепции мультикультурализма.

Экспликация полномасштабной картины взаимосвязи мультикультурных тенденций в обществе предполагает рассмотрение проблемы мультикультурализма в широком философском контексте. Несмотря на высокий исследовательский интерес к очерченной проблематике, подобный анализ в социальной философии представлен в довольно ограниченном объеме. Данное диссертационное исследование призвано заполнить существующий пробел.

Объект настоящего исследования — феномен мультикультурализма в современном обществе.

Предмет исследования — социально-философские основания теории и практики мультикультурализма.

Цель и задачи диссертационной работы. Основной целью диссертационного исследования является проведение комплексного социально-философского анализа феномена мультикультурализма.

Достижение этой цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

— дать определение понятию «мультикультурализм», выявить содержательную наполненность этого понятия;

охарактеризовать исторические предпосылки социально-философской рефлексии концепции мультикультурализма;

проанализировать развитие концепции мультикультурализма в зарубежной и отечественной социальной философии;

рассмотреть основные теории мультикультурализма;

выявить основные критерии толерантности как концептуальной основы мультикультурализма;

исследовать теоретико-методологическую базу и практику реализации мультикультурной образовательной стратегии в условиях модернизации общества;

рассмотреть модели реализации идей мультикультурализма в современном обществе.

Методологическую основу исследования составили общенаучные методы анализа, синтеза, систематизации, обобщения и сравнения. В качестве ведущих были использованы исторический, системный, социокультурный и сравнительный подходы, скоординированные в рамках интерпретативной и критической парадигм социогуманитарного знания. Междисциплинарный подход к предмету диссертационного исследования позволил воспользоваться методологическим арсеналом социологии, философии культуры, философии политики и этики, положения которых получили соответствующее социально-философское обоснование и обобщение. В качестве фундаментальных теоретических исследований, имеющих методологическое значение для решения поставленных задач, использованы труды С. Бенхабиб, У. Кимлики, Дж. Ролза, Ю. Хабермаса.

Научная новизна диссертационного исследования определяется разработкой авторского подхода к комплексному исследованию мультикультурализма как социально-философской концепции, обоснованием мультикультурализма в качестве стратегии развития современного общества и раскрывается в следующих позициях:

— проведен теоретико-методологический анализ концепции мульти
культурализма, которая рассматривается в широком историко-философском
контексте;

рассмотрена эволюция понятия «мультикультурализм» от простейшего требования терпимости к проявлениям иного в сфере межкультурного взаимодействия до признания многообразия культур важной движущей силой общественного развития;

с позиций сравнительного парадигмального анализа проведено обобщение классических и современных отечественных и зарубежных исследований в области межкультурных, этноконфессиональных взаимоотношений;

осуществлен авторский анализ дискурсивного поля мультикультурализма;

выявлена сущность и определено проблемное поле реализации мультикультурной образовательной стратегии;

— охарактеризованы позитивные и негативные тенденции реализации концепции мультикультурализма в современном обществе. Положения, выносимые на защиту:

  1. Развитие общества является процессом динамического взаимодействия множества различных культур, каждая из которых обладает своими, только ей присущими традициями, моделями взаимодействия и обычаями. Одним из механизмов упорядочивания этого взаимодействия выступает мультикультура-лизм, отрицающий культурные иерархии, деление на центр и периферию, примат горизонтальных связей над вертикальными и поощряющий многообразие культур.

  2. Современную концепцию мультикультурализма можно рассматривать как продолжение попыток на качественно новом уровне разрешить проблему сосуществования сообществ с разными системами ценностей. Социально-теоретическое обоснование современного мультикультурализма отображено в идеях веротерпимости, гражданской толерантности, признания равноценности всех культур, оформленных в философии Нового времени.

  3. Мультикультурализм исходит из необходимости преодоления человеком жестких рамок своей идентичности ради признания ценности чужих культур. Этот процесс в концепции мультикультурализма представлен как единство легальной и моральной составляющих духовной сферы общественной жизни. Моральность мультикультурализма заключается в требовании уважения ко всем иным культурам, а легальность — в признании всеобщих прав человека.

  4. Теория мультикультурализма прошла в своем развитии три стадии: дискуссии 1970-х гг. о приоритете индивидуальной свободы; дискуссии 1980-х гг. о правах на «внутренние ограничения» и «внешнюю защиту»; дискуссии с начала 1990-х гг. по поводу «этнокультурной нейтральности» демократических государств. Концепция мультикультурализма, претерпевая изменения и подвергаясь коррекции, находится в постоянном развитии. Каждая из новых теорий не отрицает наработок и достижений предыдущего этапа дискуссий, уточняя их содержание в соответствии с наиболее актуальными вызовами современного общества.

  5. Образование в его различных формах и на разных уровнях выступает важнейшим механизмом социального воспроизводства и ресурсом социальной адаптации, позволяющим личности позитивно приспосабливаться к ситуации социальных перемен. Мультикультурное образование — образование, направленное на сохранение и развитие всего многообразия культурных ценностей, норм, образцов и форм деятельности, существующих в данном сообществе, и на трансляцию этого наследия, а также инновационных новообразований молодому поколению. Оно призвано сформировать личность, признающую культурный плюрализм и активно содействующую ему, стремящуюся защищать этнокультурное многообразие.

6. Мультикультуралистские тенденции в России обусловлены многонациональным составом населения страны, наличием национальных регионов, иммиграцией из стран СНГ, построением в России гражданского общества. В России при формировании и реализации приемлемой модели мультикульту-рализма или его конкретных принципов должны быть преодолены ошибочные и односторонние представления о потенциале и пределах вариативности мультикультурализма и осознана совместимость этнического, культурного, религиозного многообразия с формированием единой общегражданской идентичности.

Практическая значимость диссертационной работы определяется возможностью применения результатов исследования при разработке теоретических основ этнокультурной политики, стратегии модернизации системы образования, деятельности государственных структур. Материалы исследования могут использоваться в рамках лекционных курсов по социальной философии, истории философии, философии культуры.

Апробация работы. Основные положения и выводы исследования были представлены в сообщениях и докладах на VIII Макаркинских научных чтениях (г. Саранск, 2008), Всероссийской научно-практической конференции «IV Саранские философские чтения: русская философия: историография, источниковедение, методология» (г. Саранск, 2008), международных конференциях «Ин-новатика» (г. Ульяновск, 2008—2010), XIII научной конференции молодых ученых, аспирантов и студентов ГОУВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева» (г. Саранск, 2008), международных научных конференциях «Дни науки» (г. Киев, 2008—2010), Всероссийской научно-практической конференции «Пятые Саранские философские чтения. Современная историография русской философии: проблемы и перспективы» (г. Саранск, 2009), круглом столе «Я и виртуалистика: от инакомыслия до парадигматических революций» (г. Саранск, 2009), XXXVII Огаревских чтениях (г. Саранск, 2009), Всероссийской научной конференции «Психолингвистические аспекты языкового анализа текста» (г. Саратов, 2009), Всероссийской научно-практической конференции «Ценности гуманитарного образования в поликультурном социуме» (г. Саранск, 2009), Всероссийской научно-практической конференции «Шестые Саранские философские чтения. „Вехи" 100 лет спустя» (г. Саранск, 2010), XXXVIII Огаревских чтениях (г. Саранск, 2010), а также отражены в девятнадцати научных публикациях, в том числе в одной статье по теме диссертации в ведущем рецензируемом журнале «Регионология».

Структура диссертации. В соответствии с целью, задачами и характером исследования определена структура диссертационной работы. Ее содержание изложено на 177 страницах и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка из 151 наименования. Структура работы отражает логику и последовательность раскрытия поставленных задач.

Похожие диссертации на Феномен мультикультурализма в современном обществе : социально-философский анализ