Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Феномен отчуждения человека как опыт его существования Клюенков Олег Иванович

Феномен отчуждения человека как опыт его существования
<
Феномен отчуждения человека как опыт его существования Феномен отчуждения человека как опыт его существования Феномен отчуждения человека как опыт его существования Феномен отчуждения человека как опыт его существования Феномен отчуждения человека как опыт его существования Феномен отчуждения человека как опыт его существования Феномен отчуждения человека как опыт его существования Феномен отчуждения человека как опыт его существования Феномен отчуждения человека как опыт его существования Феномен отчуждения человека как опыт его существования Феномен отчуждения человека как опыт его существования Феномен отчуждения человека как опыт его существования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Клюенков Олег Иванович. Феномен отчуждения человека как опыт его существования : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 Архангельск, 2007 140 с., Библиогр.: с. 131-140 РГБ ОД, 61:07-9/744

Содержание к диссертации

Введение

1, Первая глава Феномен отчуждения человека в логоцентризме: попытка преодоления.

1.1. Концепция отчуждения в философии Гегеля и Маркса: ретроспективный взгляд 17

1.2. Экспликация становления и содержания категории отчуждения 35

1.3. Феномен отчуждения и проблема чужого 51

2. Вторая глава Отчуждение человека: описание способа феномена

2.1. Феномен отчуждения: феноменология и герменевтика фактичности Хайдеггера 71

2.2. Сущность настроения и феномен отчуждения 91

2.3. Событие отчуждения 109

Заключение 127

Библиографический список 131

Введение к работе

Актуальность темы исследования:

На наш взгляд, классическое рассмотрение феномена отчуждения человека, как несовпадения деятельности с ее результатами, не представляется более адекватным. При таком подходе не учитывается значимость опыта человеческого существования при столкновении с этим феноменом. Вопрос об отчуждении не должен подменяться проблемой потери опыта существования человека и возращения в качестве радикально понятой аутентичности. Происходит отрицание значимости этого опыта, поскольку нивелируются возможности радикально иного.

Важной задачей предстает постановка вопроса о переоткрытии другого порядка и рациональности, о признании проблематичности определений классической философии, фундирующих облик западных обществ. Зарождающийся конфликт цивилизаций приводит нас к более тесному контакту с чужими культурами (по разному выражающих опыт мира) и их осмыслению. Глобализация вынуждает пересмотреть прежние ценности рационализма, которые выражают всепоглощающий характер западного мышления. Проблема отчуждения нуждается в новом описании, поскольку она рассматривалась в границах традиционных понятий классической философии, не способных определить феноменальность отчуждения в опыте человеческого существования.

Переоткрытие человека - лейтмотив всего процесса мышления 20 века. Особенно ярко это выразилось в философских течениях феноменологии, экзистенциализма, персонализма и постструктурализма. Все вышеперечисленные течения поставили под вопрос тот образ человека, который сложился в эпоху Нового времени. Несмотря на то, что они шли к

этому противоположными путями, эти течения не представляют себе человека вне целостного динамичного образа, вне культуры и истории, вне мира повседневности. Критике подвергается классическая рациональность за отрицание открытости человека миру, окончательной неопределимости и бесконечной возможности, сведение человеческой целостности к единой субстанции, либо объекту.

Отчуждение всегда пытались определить понятийно, но чтобы это стало возможным нужно подвести под понятие человека. Редукция человека к классу, производственной единице, носителю мировых ценностей, отчужденному представителю универсально-абстрактного рода ведет к его реальному обеднению. Признание целостности и многообразия человека приводит к признанию целостности и многообразия окружающего мира.

Степень разработанности темы:

Проблема отчуждения имеет богатую историко-философскую традицию. Но при рассмотрении этой традиции стоит учитывать определенный контекст, в котором конструировалось это понятие.

Слово отчуждение использовалось уже в античности. У древних римлян -alienatio есть лишение или распродажа имущества. Этот термин выражал не философский, а юридический смысл. Также термином отчуждение пользовались гностики и неоплатоники. У них отчуждение носит мистико-религиозный характер и не имеет в своем основании никакого негативного опыта. Отчуждение является позитивным феноменом человеческого существования, как приближения к Единому.1

В Средневековье отчуждение связывается с экзистенциальной ситуацией человека в двух смыслах. Первый смысл - это отрыв человека от изначального единения с Богом, что рассматривается исключительно в негативном ключе. Предание о грехопадении иллюстрирует эту ситуацию как отчуждение человека от Божественой сущности. Страшный суд есть конец отчуждения и начало обретения свободы от греха.

1 Alienation: concept, term and meanings. N-Y., 1973. P. 24-25.

Второй смысл - позитивное рассмотрение отчуждения. Это путь единичного контакта человека с Богом, выход человеческой души из оболочки материального тела. Этот так называемый экзстаз определяется как разрыв тела (материального) и души (идеального).

Томас Гоббс, первый из философов Нового времени, обратил внимание на противоречия между устремлениями индивидов и интересами государства. Объяснение он находит в разумном поведении людей, которые ради спасения своего собственного индивидуального существования и интересов общего блага, прибегли к заключению общественного договора. Результатом такого действия стало учреждение государства - Левиафана. Поэтому отчуждение людьми части своей свободы делается во имя самих же людей. Такое поведение Гоббсу кажется вполне разумным и обоснованным.

Представитель философии Просвещения Ж-Ж. Руссо обращается к выявлению причин социального неравенства в обществе, и усматривает ее в наличии частной собственности, которую он не признавал за естественное право человека. Кроме того, Руссо впервые подходит к историческому анализу культуры, считая что она разрушает естественность человека. Противопоставляя естественное состояние и культуру, Руссо считает культуру силой, порабощающей человека и оторваной от его сущности.

В философии немецкого идеализма проблема отчуждения решается с позиций диалектики. Впервые было показано, что отчуждение является процессом сугубо историческим. Отчуждение - это объективный процесс и субъективное действие одновременно и, соответственно, результат деятельности человека внутри его области существования - общества. В философии Фихте видно противополагание «Я» и «не-Я». Последнее есть объективированный результат духовной деятельности человечества.

Гегель впервые вводит в философский оборот неологизм Entfremdung . Для него сам процесс, само становление немыслимо без отчуждения, поскольку

2 Гоббс Т. Левиафан. М., 2001. С. 118-119.

3 Гегель. Сочинения. Т. 4. М., 1959.

это необходимый момент самопознания духовной сущности самой себя. Гегель, будучи идеалистом, не различал отчуждение и опредмечивание. Природа и история для него есть результат опредмечивания Абсолютной идеи, но в этом отчужденном состоянии она хранит свою самость, поскольку это ее продукт, результат ее собственной деятельности. У Гегеля впервые наблюдается следующее положение дел: 1) отчуждение есть не просто объективный процесс, но процесс диалектически обусловленный как самой действительностью, так и деятельностью субъекта; 2) поскольку отчуждение наделяется онтологическим статусом необходимости и противоречия в развитии, то оно подлежит в будущем немедленному снятию (Aufhebung) на более высокой и окончательной ступени движения. Здесь намечается та линия рассмотрения феномена отчуждения, которая будет использоваться Марксом.

Фейербах с помощью понятия отчуждения критикует христианство. Противопоставляя антигуманизму Гегеля свою антропологию, Фейербах полагает, что люди отчуждают свою абстрактную родовую сущность, основаную на любви, в пользу некой выдуманой сверхреальности, названной Богом.

Маркс к проблеме отчуждения попытался подойти на другой основе, вскрыв все недостатки предшествующих воззрений. Впервые отчуждение основательно было проанализировано в «Экономическо-философских рукописях 1844 года»5. По его мнению, в основе этого феномена лежат сугубо социальные причины. Последние являются результатом необходимой, но стихийной деятельности людей по производству материальных благ. Производство материальных благ, по Марксу, есть способ самовоспроизводства одной из самых высших материальных систем -общества. Поэтому материальное производство есть процесс объективный, но с другой стороны стихийный, поскольку люди пока не в состоянии контролировать его.

4 Фейербах Л. Избранные философские сочинения в 2-х. тт. М., 1995.

5 К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд. 2-ое. Т. 42. М., 1974. С. 86-99.

Также важно следующее: Маркс, в отличии от Гегеля, диффиренцирует понятия опредмечивание и отчуждение. Первое - форма существования человеческой деятельности, поскольку человек есть существо предметное, т. е. живущее в труде и создающее себя и свой род посредством этого труда. Второе - исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, при которой предметы, орудия и результаты труда не принадлежат рабочему. Предметная деятельность есть цель существования человека, посредством которой он производит себя как родовое существо. Она, к тому же, служит трамплином для других более совершенных видов деятельности. При капитализме предметная деятельность превращается в средство для поддержания индивидуального существования человека. Такая деятельность лишь калечит его, а не совершенствует. Человек отчуждается от своей родовой сущности и от других людей. Капитал, произведенный рабочим, не принадлежит рабочему. Он превращается в средство закабаления последнего, в силу господствующую над ним.

Начиная с Маркса, понятие отчуждения приобретает исключительно негативный оттенок. С его помощью пытаются описать все пороки западного общества, описать пародоксальные взаимоотношения человека с окружающей природной и социальной действительностью.

Заслуга реанимации марксизма во вновь сложившихся исторических условиях принадлежит Г. Лукачу. В работе «История и классовое сознание» он обращается к проблеме овеществления. Этот феномен анализировал еще Маркс в виде другого понятия - товарного фетишизма. Лукач же полагает, что в современном буржуазном обществе товарные отношения приобрели такой размах, что буквально проникают во все сферы общественной жизни, выступая по отношению к человеку на первый план. Товарные отношения становятся всеобщей формой общественных отношений. Человеку отводится

6 См.: Лукач Г. История и классовое сознание. М., 2003. Что касается концепции овеществления, то она рассмотрена в главе «Пролетариат и овеществленное сознание». Также проблему отчуждения Лукач рассматривает в следующих сочинениях: Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества. M., 1987; К онтологии общественного бытия. М., 1991.

роль лишь простых количественных атрибутов, простой калькулируемое, полезности и приложимости к тому или иному процессу. Личность разрушается под воздействием овеществленных отношений.

Представители Франкфуртской школы социальных исследований (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм7) считали отчуждение свойством имманентным всей современной западной цивилизации. В «Диалектике Просвещения»8 Т. Адорно и М. Хоркхаймер усматривали причину такого положения в покорительской парадигме западного мышления, желании господствовать над природой. Это неминуемо оборачивается господством над человеком тех сил, которые были выпущены им наподобии джинна из бутылки. Фромм, занимая гуманистическую позицию, видит современное общество сугубо отчуждающим по отношению к личности, поскольку оно препятствует реализации его индивидуальных свойств. Отсюда вытекают различного рода социально-психологические аномии такие как: апатия, неврозы, депрессия.

Один из наиболее интересных представителей школы Г. Маркузе вводит понятие одномерного мышления и, вытекающего отсюда, одномерного поведения человека в развитом индустриальном обществе. Такое общество, по мнению Маркузе, лишено негативного протеста, поскольку человек здесь существует вне альтернативы установившемуся порядку. Человек отчужден поскольку он не видит альтернативы современным формам господства и лишен возможности их видеть. Поэтому при существующей системе люди отчуждены в своем основании от своих возможностей.9

Практически все марксистски ориентированные философы обращались в своем творчестве к проблеме отчуждения. Югославская школа «Праксис» в лице таких представителей как Стоянович, Петрович, Маркович10 обращались в своем творчестве к работе К. Маркса «Экономическо-философские рукописи

7 Фромм Э. Душа человека. М., 1992; Иметь или быть. М., 1990; Человек для себя. М., 2003.

8 М. Хоркхаймер., Т. Адорно. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. М., 1997.

9 Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек. Исследование по идеологии развитого
индустриального общества. М., 2002.

0 Маркович М. Маркс об отчуждении // Вопросы философии. 1989, № 9, с. 36-51.

1844 года». Основной их тезис заключался в том, что проблема отчуждения являлась основной чертой творчества Маркса на протяжении всей его жизни. Кроме того, вопреки сложившемуся тогда мнению, предпринимались попытки доказать существование отчуждения и в социалистическом обществе.

В русле традиционного марксизма все исследования усматривают истоки отчуждения в утвердившихся формах имущественных отношений. Ви остальных подходах пытаются выйти за схемы утвердившихся ортодоксальных мнений и предложить новые точки зрения. Всех марксистских исследователей сближает одно: отчуждение выступает платформой критики западной цивилизации. Ведутся попытки предложить новый вариант общественного устройства, поскольку современный Запад исчерпал свои возможности.

Ю. Хабермас полагает, что умение договариваться и дискутировать по определенным общественным проблемам образует коммуникативный фон жизненного мира. Исходя из этого, Хабермас выдвигает тезис о незавершенности проекта модерновых обществ в силу неисчерпанности коммуникативной рациональности. Отчуждение, как проявление социальных патологий модерна, Хабермас усматривает в разделении системы и жизненного мира. Система, внедряя свои агенты влияния (деньги и власть) в жизненный мир, постепенно колонизирует его, разрушая коммуникативный потенциал этого жизненного мира.

Экзистенциализм (А. Камю,14 Ж-П. Сартр, М. Хайдеггер,15 Г. Марсель16) рассматривает отчуждение как первоначальное состояние человека, неизменный атрибут взаимоотношений с окружающей средой. Человек

См. также. Брайович С. Проблема отчуждения и современная югославская философия. Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1966.

12 Интересны взгляды на проблему отчуждения в неортодоксальном ключе еще одного известного
представителя югославской школы M. Джиласа. См.: Джилас М. Отчуждение - в природе
человека // Дискусии о Марксовой теории отчуждения. Frankfurt auf Mein\M.: Посев Verlag. 1972.
С. 5-27.

13 Habermas J. Theorie des kommunikativen Handels. Bd. 1-2. Frankfurt IM., 1995.

14 Камю А. Бунтующий человек. M., 1999.

15 См.: Хайдеггер М. Бытие и время. М., 2002. 38.

16 Марсель Г. Трагическая мудрость философии. М., 1995.

рассматривается экзистенциалистами существом вброшенным в мир без заданной цели и сущности. Поэтому, оказываясь в чужом пространстве, он вынужден постоянно создавать себя, опираясь исключительно на свои возможности.

Персонализм, в лице его главного представителя Э. Мунье, полагает, что современный индивид отчужден, поскольку в обществе господствует индивидуализм. Все каналы, позволяющие человеку пробиться к общению с другими людьми перекрыты. Это порождает эгоизм, равнодушие и

безответственность. Представители американской социологии (М. Симэн18, К. Эриксон и Г.

Браверман ) пытались изучить положение промышленных рабочих и наемных менеджеров с целью выявления феномена отчуждения в их среде. Их положения сводились к следующему: при высокой интенсификации и механизации труда растет апатия и депрессия в среде наемных работников. Феномен отчуждения сводится к определенным психологическим состояниям индивидов, которые поддаются эмпирическому наблюдению. Следующие зарубежные исследователи затрагивали различные аспекты

9 \ 99

феномена отчуждения в своих работах: Н. Аберкромби, Б. Бакстер, 3.

97 94 9^ 9/І 97 9R

Бауман, Р. Гейер, Г. Дебор, К. Касториадис, А. Курелла, А. Шафф, выделяя его общеантропологический смысл, различные социальные области проявления отчуждения, рассматривая отчуждение в эпоху глобализации и информационного общества.

17 Мунье Э. Что такое персонализм? М., 1994.

18 Seeman М. On the meaning of alienation \\ American sociological review. 1959. vol. 24. - P. 783-791.

19 Эриксон К. Труд и отчуждение // Социологические исследования. 1988. № 3. С. 123-128.

20 Brawerman Н. Labor and monopoly capital. The degradation of work in the twentieth century. N-Y.,
1974.

21 Abercrombie N. Sovereign individuals of capitalism. L., 1986.

22 Baxter B. Alienation and authenticity. N-Y., 1982.

23 Бауман 3. Индивидуализированное общество. M., 2002.

24 Geyer R. Felix. Alienation theories. Oxford. 1980.

25 Дебор Г. Общество спектакля. М., 2000.

26 Касториадис К. Воображаемое установление общества. М., 2003.

27 Курелла А. Свое и чужое. М., 1970.

28 Schaff A. Entfremdung als soziales phanomen. Wien. 1977.

Англо-саксонская традиция при интерпретации феномена отчуждения тяготеет к эмпиризму и социологизму ( М. Симэн, К. Эриксон). Исследования феномена отчуждения проводились с использованием социологического инструментария. Были выработаны рекомендации по его минимизации. Но при таком подходе антропологический смысл проявления этого феномена, значимость этого понятия для философского мышления не учитывается.

Континентальная традиция, наоборот, описывает отчуждение в строго философском ключе ( Г. Маркузе, Э. Фромм). Внимание уделяется поиску смысла человеческого существования, обоснованию значимости человеческого опыта. Однако, описание феномена отчуждения не приобретает эмпирической конкретики, как в англо-саксонской традиции. Появляется возможность выдвижения утопических моделей по его искоренению.

В отечественной философии можно выделить три этапа в исследованиях феномена отчуждения. Все они относятся к советскому и постсоветскому периодам.

Первый этап: 60 - 1 пол. 80 гг. Всплеск интереса к проблеме отчуждения был вызван периодом оттепели в общественной жизни Советского государства и открытием для советских исследователей «Экономическо-философских рукописей 1844 года» Маркса. По это проблеме работали: В. Ф. Асмус, Г. С. Батищев,30 Ю. Н. Давыдов, 31Э. В. Ильенков,32 В. И Колосницын,33 И. С. Кон34, И. С. Нарский,35 А. П. Огурцов36, Т. И. Ойзерман,37 В. А. Погосян38, Д.

29 Асмус В. Ф. Философские этюды. М., 1984.

30 Батищев Г. С. Деятельностная сущность человека как философский принцип. В сб: Проблема
человека в современной философии. М., 1969. С. 73-145.

31 Давыдов Ю. Н. Критика социально-философских возрений «Франкфуртской школы». Автореф.
дис. докт. филос. наук. М., 1975.

32 Ильенков Э. В. Философия и культура. М., 1991.

33 Колосницын В. И. Социально-психологические условия возникновения отчуждения. (На
материале анализа форм религиозного отчуждения в первобытном обществе). Автореф. дис. канд.
филос. наук. Свердловск. 1969.

34 Кон И.С. В поисках себя М., 1984.

33 Нарский И. С. Об историко-философском развитии понятия «отчуждение» // Философские

науки. 1963. № 4. С. 97-106; Его же: Нарский И. С. Отчуждение и труд: по страницам

произведений К. Маркса. М., 1983.

3 Огурцов А. П. Отчуждение и человек // Человек, Творчество, Наука. Философские проблемы.

Труды московской конф. мол. ученых. М., 1967. С. 41-83.

3 Ойзерман Т. И. Проблема отчуждения и буржуазная легенда о марксизме. М., 1965.

Н. Приходько,39 Э. М. Ситников.40 В их работах пронализировано все марксистское наследие по проблеме отчуждения. Сильная сторона этого периода - обстоятельный историко-философский анализ проблемы. Особенность исследований заключалась в критике капиталистических обществ и в постулировании превосходства социалистического способа производства, в котором преодолен феномен отчуждения. Отчуждение человека проявляется через производственные обществе. Формы отчуждения: правовое, нравственное, религиозное, эстетическое выводимы из отчуждения труда.

Второй этап: 2 пол. 80-х гг. - нач 90-х гг. Процессы престройки в СССР и объявление плюрализма в мышлении. В этой области работали: В.В. Горозия,41 А.А. Грицанов,42 В.Д. Завьялов43, И.С. Кальной,44 В.М. Лейбин45, М.К. Мамардашвили,46 В.И. Овчаренко. В соответствии с новыми условиями авторы по-иному пытаются осмыслить феномен отчуждения, избавив это понятие от определенных догматических наслоений.

В этот период подвергается сомнению предшествующий тезис о том, что при социализме отсутствует отчуждение. Исследователи доказывают возможность присутствия такого феномена и в социалистических обществах. Показывается многогранность отчуждения, несводимого к проявлению в труде и при капитализме. Многие исследования этого периода были

38 Погосян В. А. Проблема отчуждения в «Феноменологии духа» Гегеля. Автореф. дис.
канд.филос.наук. М., 1970.

39 Приходько Д.Н. Образование и преодоление остаточных явлений отчуждения личности.
Автореф. дис. канд. филос. наук. Новосибирск. 1981.

40 Ситников Э.М. Проблема «отчуждения» в буржуазной философии и фальсификаторы
марксизма. М., 1962.

41 Горозия В.В. Сущность отчуждения и основные формы его проявления в условиях HTP.
Автореф. дис. канд. филос. наук. Тбилиси. 1984.

42 Грицанов А.А, Овчаренко В.И. Человек и отчуждение. Минск. 1991.

43 Завьялов В.Д. Проблема экономического отчуждения в анализе производственных отношений.
Томск, 1990.

44 Кальной И.И. Истоки отчуждения и современность. Симферополь. 1990; Отчуждение как
феномен общественного развития. Автореф. дис. док.филос.наук. Л., 1991.

45 Лейбин В.М. «Модели мира» и образ человека. Критический анализ идей римского клуба. М.,
1982.

46 См.:Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990. Статья о превращенных формах
сознания.

направлены на выявление возможности феномена отчуждения в советском обществе и его коррекции.

Настоящий этап характеризуется отказом от моноидеологических интерпретаций феномена отчуждения. В этой области появились исследования следующих авторов: А. И. Беспалов47, С. А. Ветров48, Э. М. Викторов,49 Б. Н. Воронцов50, В. В. Дроздов51, А. В. Калмыкии52, С. Г. Лагутин53, Ю. А. Ляшенко54, В. И. Марков, Н. В. Лафицкая, В. В. Парцвания-Чарайя55, Н. А. Печерских56, С. Д. Поцелуев, Д. Н. Приходько57, Е. М. Прошанова58, Е. М. Солина59, А. Д. Спирин60, С. К. Шайхитдинова61, С. Н. Шкарубо62, М. В. Шугуров63, Н. А. Яковлев64. Феномен отчуждения некоторые исследователи пытаются осмыслить на основе экзистенциально-антропологического подхода.5 Предпринимаются попытки выхода за рамки социологического,

47 Беспалов А.И. Отчуждение деятельности как философская проблема. Автореф. дис.
канд.филос.наук. М., 2002.

48 Ветров С.А. Отчуждение в трансформируемом обществе. Автореф. дис. канд. филос. наук. Омск.

49 Викторов Э.М. Феномен отчуждения // Философские исследования. 2001. № 2. С. 201 -211.

50 Воронцов Б.Н. Отчуждение как бытийственная характеристика человеческого существования //
Философская антропология: истоки, современное состояние и перспективы. М., 1995. С. 191-193.

51 Дроздов В.В. Философский анализ структуры отчуждения и «механизма» его
функционирования. Автореф. дис. канд. филос. наук. Магнитогорск. 2004.

52 Калмыкии А. В. Проблема обоснования преодоленности социального отчуждения в философии.
Автореф. дис. канд. филос. наук. Уфа. 1992.

53 Лагутин С.Г. Социально-философская и методологическая ценность категории отчуждения.
Автореф. дис. канд. филос. наук. Волгоград. 1998.

54 Ляшенко Ю. А. Феномен отчуждения в условиях информатизации общества. Автореф. дис. канд.
филос. наук. Горно-Алтайск. 2007.

5 Парцвания-Чарайя В.Р. Генеалогия отчуждения: от человека абстрактного к человеку конкретному. СПб., 2002.

56 Печерских Н.А. Отчуждение как феномен коллективности // Вопросы философии. 2003. № 5. С.
30-43.

57 Приходько Д.Н. Отчуждение и пути преодоления. Автореф. дис. докт. филос. наук. Томск. 1995.

58 Прошанова Е.М. Понятие отчуждения: эволюция и обоснование его атрибутивности. Автореф.
дис. канд. филос. наук. Краснодар. 2002.

59 Солина Е.М. Содержание и роль категории отчуждения в философской онтологии и теории
познания. Автореф. дис. канд. филос. наук. 1999. Иваново.

60 Спирин А.Д. Личность и отчуждение в свете двух мировозренческих концепций. Автореф. дис.
канд. филос. наук. Томск. 1995.

61 Шайхитдинова С.К. Информационное общество и «ситуация человека»: эволюция феномена
отчуждения. Казань. 2004.

62 Шкарубо С.Н. Сущность отчуждения деятельности: социально-философский анализ. Автореф.
дис. канд. филос. наук. М., 1998.

63 Шугуров М.В. Человек в опыте отчуждения: герменевтико-феноменологичнский подход.
Автореф. дис. докт. филос. наук. Саратов. 2000.

64 Яковлев Н.А. Диалектика личной свободы и отчуждение (структурно-методологический аспект).
Автореф. дис. канд. филос. наук. Краснодар. 1995.

65 Шугуров М.В. Человек: бытие и отчуждение. Опыт антропологической герменевтики. Саратов.
1999.

социально-философского рассмотрения отчуждения. Проявление феномена отчуждения не связывается с формами частной собственности. Философское описание отчуждения предполагает рассматривать его в контексте взаимодействия человека с окружающей действительностью вне каких-либо концептуальных рамок. Появились работы по историко-философской проблематике отчуждения66, социально-эстетическому отчуждению67, отчуждению в культуре68.

В целом, современный этап можно охарактеризовать следующим образом. В научный оборот введено большое количество литературы по проблеме отчуждения, исследования введутся с различных мировозренческих позиций, зачастую с отходом от диалектико- материалистической методологии. С другой стороны, в большинстве работ нет ярко выраженной и очерченной методологии на основе ведущих течений философской мысли 20 века: феноменологии, герменевтики и постструктурализма.

Объектом исследования является феномен отчуждения в современном мире.

Предметом исследования будет выступать феномен отчуждения в опыте человеческого существования.

Цель исследования будет заключаться в следующем: описать опыт человеческого существования в ситуации отчуждения.

Вышеуказанной цели подчинены следующие задачи:

  1. Исследовать сущность феномена отчуждения в философии Гегеля и Маркса.

  2. Расскрыть становление и содержание категории отчуждения в классической философии.

  3. Исследовать феномен чужого в контексте проблемы отчуждения.

66 Поцелуев С.Д. Проблема отчуждения в философии молодого Д. Лукача. Автореф. дис. канд.
филос. наук. Ростов на Дону. 1992; Лафицкая Н. В. Концепция психологически разумного
общества у Э. Фромма. Автореф. дис. канд. социолог, наук. М., 1997.

67 Поцелуев С.Д. Символическая политика: констелляция понятий для подхода к проблеме //
Полис. 1999. №5. С. 62-76.

68 Марков В.И. «Свое», «Чужое» и отчуждение в культуре. Кемерово. 2002.

  1. Дать интерпретацию феноменологии и герменевтике фактичности Хайдеггера в контексте неклассического описания феномена отчуждения.

  2. Изучить сущность настроения в контексте неклассического описания феномена отчуждения.

6. Показать феномен отчуждения событием человеческого существования.
Теоретическая и методологическая основа диссертационного

исследования:

Диссертант исходит из того, что отчуждение обладает феноменальностью проблемы в контексте человеческого существования. Следовательно, при его описании мы будем пользоваться феноменологическим методом. В качестве основополагающего метода мы изберем феноменологию Мартина Хайдеггера с интенцией на расскрытие феноменов «как». Мы исходим из опыта человека в ситуации отчуждения и в качестве теоретической установки применяем герменевтику фактичности Мартина Хайдеггера с интенцией расмотрения такого сущего как человек с позиций самораскрытости и самопонятности. Отчуждение предполагает чужое. В этом случае, мы используем респонсивную феноменологию Бернхарда Вальденфельса с интенцией на особое, не предполагающее классическое наследие, описание феномена чужого. Поскольку отчуждение описывается в качестве события опыта человеческого существования, то предполагается рассмотрение его с позиции множественной субъективности Ж. Делеза.

Научная новизна исследовани:

  1. Предпринята попытка выделить различные модели описания феномена отчуждения: гегелевско-марксистская философия и описание на основе вышеуказанной методологии.

  2. Анализируются основные положения классической философии с целью показать: сконструированный характер категории отчуждения и непродуктивность использования такой категории для описания феномена отчуждения в опыте человеческого существования.

  1. В контексте проблемы отчуждения рассматривается феномен чужого. Сквозь призму феномена чужого доказывается, что отчуждение не рассматривается ни в качестве превращенного своего, ни в качестве этапа самоидентификации человека.

  2. Описывается феномен настроения, в котором проявляется отчуждение «как» для человеческого присутствия.

5. Научная новизна исследования заключена в описании феномена
отчуждения с позиции события опыта человеческого существования.

Теоретическая и практическая значимость исследования:

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в качестве материала для чтения лекций по базовому курсу философии. Кроме того, результаты исследования могут быть использованы для разработки спецкурсов по социальной философии и истории западной философии. Материалы исследования могуть быть использованы в качестве фундамента для неклассических интерпретаций феномена человеческого существования.

Апробация исследования:

Основные положения данного исследования прошли апробацию на
Всероссийской научной конференции в Архангельске «Современный мир:
проблема свободы, 14.09-16.09. 2006», региональной научной конференции в
Архангельске «Наука. Культура. Общество: проблемы взаимодействия, 17.05-
19.05. 2007». Материалы исследования были представлены на 3-й
международной-научно практической конференции (заочной)

«Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования 1.03. 2005» (Тамбов), на международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов - 2007 11.04-14.04. 2007». (Москва).

Концепция отчуждения в философии Гегеля и Маркса: ретроспективный взгляд

Традиционное понимание отчуждения в философии 20 века связано с наследием марксизма. Он задает основную линию исследованию феномена, вокруг которой группировались размышления последующих философов. Именно здесь были выработаны основные дефиниции и сконструирован способ суждений в его описании. Практически все исследования в 20 веке по проблеме отчуждения были центрированы именно вокруг марксистского наследия. Поэтому у Маркса мы видим наиболее развитую и широко известную концепцию отчуждения.

Глубоко усвоив, и проработав предшествующие философские теории, Маркс сумел создать основополагающее учение исторического развития и целостную политическую доктрину, достаточно сильно повлиявшие на последующее развитие научной мысли и общественно - исторических процессов в мировом масштабе. Адепты марксизма воспринимали его идеи как повод для прямых политических действий. С глубоким изменением социальной материи марксизм трансформировался в несколько неоднородных явлений. Можно выделить два основных течения: неомарксизм и советский марксизм. Эмансипация человека - главная практическая идея марксизма, которую признавали все течения. Феномен отчуждения выступает как теоретическая предпосылка постулирования такой идеи. Последнее вытекает из самих рассуждений Маркса, согласно которому теория подчиняется практике и служит целям последней.1

Весь марксизм не исчерпывается одной проблемой отчуждения. Для нас интересна не столько проблема отчуждения, а вопрос о возможности условий исследования этой проблемы. Этот вопрос затрагивает суть самого марксизма и философии Гегеля. Он заключен в теоретической установке мышления.

Классическая философия стремилась построить всеобъемлющие картины мира. Поэтому идеализм Гегеля и марксизм здесь не являются исключением. Такую установку мышления можно определить как логоцентризм. Исходное слово здесь логос, но мы не будем брать его первозначение, поскольку для нас важно современное звучание. Логос - это термин, фиксирующий в своем содержании интенцию на существования привилегированного центра смысла, исходя из которого, совершается процесс развития. Под логоцентризмом мы будем понимать установку мышления классической философии, направленной на понимание мира и явлений, как имеющих строгую линейность, подчиняющихся внутренней, центрированной в смысловом единстве объективной логике развития. Она раскрывается скоррелированным процессом познания. Отсюда вытекает постулат о существовании одного возможного порядка и одного

Это доказывается известным положением Маркса, которое вошло в «Тезисы о Фейрбахе». «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы возможного опыта. Конечным и всеобъемлющим выражением логоцентризма служат картины философских систем монизма: идеализма и материализма. Логоцентризм, будучи сам универсальным компонентом европейской культуры, обнаруживается во всех областях философского знания: эпистемологии, онтологии и социальной теории. Логоцентристская парадигма задавала основные линии развития философии, определяла основные пути и вехи философских суждений. Такая конструкция может в перспективе не только объяснить сущность реальности во всех ее многообразных аспектах, но и выразить претендующий на универсальность опыт человеческого существования.

Такой опыт должен в перспективе являться чистой позитивностью. Но такая позитивность мыслится пока лишь актуально, а реальное положение вещей предполагает видеть негативные моменты, которые существуют в действительности.

Философия Гегеля вызывает у нас теоретический интерес по причинам следующего рода: 1) она - наиболее полное воплощение логоцентристской парадигмы, 2) она оказала огромное влияние на философские изыскания Маркса.

Как известно, Гегель, приступая к созданию своей философской системы, высказывал необходимость: во - первых, преодоления дихотомии субъекта и объекта познания. Во - вторых, придания философии статуса объективного знания, охватывающего всю картину реальности и претендующую на наиболее полное ее истолкование. Исходя из первого положения, он вводит монистский принцип развития - существование разумности, лежащей в основании мира. Это - Абсолютная идея, которая являясь одновременно и субстанцией и субъектом, в процессе самопознания порождает все категориальное многообразие окружающей действительности. Механизм и процесс такого познания - диалектика, где противоречия в развитии играют существенную роль, но, в конечном счете, они будут сняты (wird aufhebt) в синтезе и возникнет более полное единство. Гегель полагал, что мир в основе разумен, опыт постижения этого мира также есть разумный процесс. Но сама разумность мира и выражающие ее категории не даны непосредственно сами по себе, а должны раскрыться во всей полноте своего содержания и многообразия, проходя ряд последовательных диалектических этапов в форме схемы: тезис-антитезис-синтез. Противоречие, по существу, получается необходимым этапом развития, поскольку без него не раскроется все содержимое Абсолютной идеи. Высший этап этого противоречия есть инобытие Абсолюта в природе, где он отчужден от себя, это - идея в ином, но последнее есть лишь последовательность, без которой движение будет невозможным. Также интересны положения Гегеля о диалектике господина и раба, где осуществляется опыт самосознания. Необходимость таких состояний - сила, вытекающая из положений логоцентризма, о субстанции и монокаузальности.

Феномен отчуждения и проблема чужого

Классическая философия не уделяла должного внимание проблеме чужого. Такая позиция вызвана интенцией этого типа философствования на преодоление парадоксов и ассимиляцию иного. В классической концепции отчуждения чужое рассматривается совершенно в ином ракурсе.

Понятийно разработанный аппарат такой философии был хорошо подготовлен к ситуациям, когда чужое непременно возникнет и возникнуть в качестве феномена. Прежде всего, это касается мышления и человеческого существования. И то, и другое связанно с друг другом. В Новое время проблема познания (в рационалистическом или сенсуалистском вариантах) постоянно касалась человека и общественного устройства. Это неудивительно, поскольку все возрастающая экспансия разума претендует на правильное обустройство социальных процессов. Экспансия разума коренится в воле познания сущего. Познание, начиная с Нового времени, начинает рефлексировать над своими собственными основаниями и убеждается, что оно находиться на правильном пути. Поскольку носитель таких разумных оснований - человек, то он просто обязан обустроить все правильно и в своем окружении. Его человеческая реальность - общество. Оно есть творение его рук и, соответственно, являясь разумным существом, он должен подвести под разумность себя и свое место обитания.

Само слово «отчуждение» неявно предполагает «чуждость». Последнее выводимо из чужого. В феномене отчуждения лежит нечто чужое, или превращается в чужое в процессе определенных видоизменений. Или нечто воспринимается как чужое, а оно может существовать автономным способом. Сам термин отчуждение является переводом с немецкого слова Entfremdung. Суффикс «ent» является показателем отделения чего-то или процесса превращения одного в другое. Это и предполагал Гегель, когда вводил в оборот этот неологизм.

Предпочтительнее будет понимать отчуждение в качестве превращения чего-то в чужое в определенном процессе и последующее существование в качестве самостоятельного. Классическая философия понимала отчуждение именно в этом смысле. «Феномен отчуждения в классической его интерпретации - это результат превращения своего, собственного в чужое и чуждое. Радикальный способ обращения с ним - снятие отчуждения в процессе теоретического осмысления и разотчуждение в последующей практической деятельности. Такое чужое - отчужденное - с самого начала встроено в диалектическую логику исторического развития собственного». Собственное уже заранее определенно и познано, даже в смысле потенциального состояния.

Сам феномен чужого имеет несколько областей своего существования. Немецкий философ Вальденфельс выделил три области феномена чужого. Первая область - область чужого, которое лежит за пределами собственного. Эта область обозначена как место чужого. Вторая область -принадлежность другим, т. е. не мое, именно как чужое. Эта область владения. Например, в юриспруденции - чужое имущество. Третья область

- чужое как иное, необычное, гетерогенное, непохожее на меня. Эта область

- способ бытия чужого.2 Для респонсивной феноменологии решающим оказывается первый аспект чужого - его место. Чужое не другое, т. е то, что имеет различие от чего-то. Различие и тождественность ходят вместе, что заметно уже в философии Платона.

Тождественность сама в себе - идея, вместе с тем имеет отличие. Причина заключается в том, что тождественность - идея, уже своей тождественностью или постулированием своей тождественности отлична от другого. Отграничение от тождественности порождает другое. Каждое определение вещи или идеи оказывается другим другого.3 Чужое, напротив не попадает под это определение, поскольку лежит за пределами, как ограничения, так и отграничения.

Отчуждение, если мы его рассматриваем с точки зрения места, бытийного локуса чужого, является, лишь другим собственного. Чужое, как чужое, не схватывается здесь очевидно. Ведь даже в отчуждении человек лишается себя. Но теория, описывающая отчуждение, встает на позицию третьего наблюдателя, задавая истинность своего и чужого, определяя чужое в его чуждости, проводя границы. Само словосочетание: «человек в отчуждении» говорит уже о многом, поскольку мы задали место отчуждению и определили чужое.

Никто не может находиться ни в прошлом, ни в будущем в позиции собственного, поскольку оно окажется когда-нибудь чужим. Человек всегда находится в ситуации лишения самого себя. Эпоха самопрозрачного субъекта канула в прошлое. Феномены нужно показать такими, какие они есть, и оставить их в этом. В этом случае, человек себе не принадлежит.

Об этом говорит вся новоевропейская концепция познания, в которой главнейшим тезисом был тезис о недоверии познающему субъекту. Марксизм начинает с тезиса об отчужденности человека, что и является таким же лишением самого себя. Прежняя теория всегда хотела вернуть человека туда, где его не было. Феноменология хочет оставить человека там, где он пребывает и сейчас.

Феномен отчуждения: феноменология и герменевтика фактичности Хайдеггера

На сегодняшний день понятие отчуждения имеет огромное количество коннотаций. Это мешает со всей очевидностью пробиться к правильному пониманию и определению этого феномена. Помимо отчуждения труда, вокруг которого базировалась большая часть исследований, говорят об отчуждении религиозном, нравственном, эстетическом, политическом и правовом. Также смутно улавливается и сам феномен отчуждения вообще. Это проявляется как чувство экзистенциальной заброшенности, чуждости мира, других людей, либо бессмысленности своего существования. Иначе обстоит дело, когда пытаются представить отчуждение как нечто эксплицируемое в качестве потери контакта с миром, разрыва связи, отношений. Отчуждение немыслимо представлять себе без ситуации человеческого существования, то попытки ввести сциентистское понятие под этот феномен, на наш взгляд, обречены на неудачу. Попытка ввести предметную область для отчуждения приводит к подведению самого человека под объективированный взгляд естественнонаучного знания. Антисциентистская традиция философии 20 века противится такому редуцированию, поскольку это ведет к обеднению феномена человека.

Итак, отчуждение представляется нам на данный момент весьма расплывчатым и неопределенным феноменом. «В последнее время понятие отчуждения стало приобретать неконтролируемую многозначность и расплывчатость. Синтетический характер данного понятия оборачивается недостатком, что провоцирует отказ от его широкого применения».1

Причина в отсутствии ясного представления о самой сути феномена. Если брать эту проблему в чисто научном ракурсе, то ее можно сформулировать следующим образом: что в реальной действительности соответствует феномену отчуждения, т. е. имеет ли отчуждение референт?

То, что скрывается под категорией отчуждения, представляет собой феномен. Именно он должен быть описан в качестве проблемы нашего исследования. Феномен отчуждения должен иметь вначале определенную направленность от чего-либо. Следует понимать исключительность и важность проблемы отчуждения в смысле ее антропологического измерения. Антропологическая проблема не является вопросом о бедственном положении человека в современном мире. И это не должно стать утверждением, что человек стал проблемой для себя самого. Важность заключена в следующем: нужно понимать, что феномены подобного рода (отчуждение и связанное с этим человеческое существование) не должны иметь в своем основании понятийного определения. Если мы задаемся вопросом о человеке в опыте отчуждения, то уже существует разомкнутость. Именно через нее дает о себе знать понимание человеком своего положения в мире. Причем такое положение не должно быть описано с помощью категорий. Они не предшествует моему присутствию, а, наоборот, вытекает в последующих объяснениях. Нужно заключить следующее: речь должна идти о возможности меня быть. Отчуждение, если оно смутно улавливается, должно пониматься исходя их этого важнейшего положения. Здесь становится понятной проблема человеческого существования в ситуации отчуждения. Хайдеггер, приступая к разработке бытийного вопроса, показал преимущества начала этого вопроса с бытия человека. «Присутствие понимает себя всегда из своей экзистенции, возможности его самого быть самим собой или не самим собой»

Оригинальность феноменологии состоит в том, что за обыденным видится необычное, но смутно узнаваемое, которое есть предданность феномена. Она вытекает из того, что занимаясь описанием (в нашем случае отчуждения) я имею дело с самим собой (человеческое существование). «Я» не могу и не должен устранять предданность феноменов, поскольку придется отказаться от самого себя, что вообще немыслимо. Феноменология, в таком случае, будет стараться показать возможность феномена явить себя. Главным признается то, что возможность феномена отчуждения не задается ни простым предметным или понятийным постижением, ни объективным положением дел, а задается моим присутствием и его настроенностью. Такое допредикативное положение дел нельзя игнорировать. Причина этого заключена в том, что это не условие описания, а первый этап, фундамент уверенности, проистекающий из растерянности перед феноменами, невозможности их немедленного полного схватывания.

Описание чего-либо не есть описание через что-то (наподобие предмета), а есть раскрытие. В теории все необходимо довести до понятия. Раскрываемое становится вторичным производным и не может быть моим собственным существованием. Феноменология говорит нам о том, что близкая понятность на самом деле зачастую оказывается более непонятной, чем в самом начале, что касается феноменов и их правильной интерпретации. Феномены, ни в коем случае, не могут быть подведены под понятие. Теория, в таком случае, упускает из виду конкретность и полноту феномена человека. Понятие, с одной стороны, предполагает подведение под всеобщее и упущение уникальности. С другой стороны, понятие упускает из виду «вот» моего присутствия.

Феноменология Хайдеггера должна помочь правильнее интерпретировать понятие феномена. Феноменология стремится иначе выстроить путь исследования. Необходимо нейтрализовать усвоенные и используемые теоретические конструкции. С такой перспективы будет наиболее полно описан феномен. Стоит говорить об опыте отчуждения, который затрагивает меня в моем существовании. Феноменологию интересует сам опыт в его фактичности и может заинтересовать вопрос о возможности такого опыта.

Надо заметить, что феноменологическое описание предполагает обращенность к феноменам, а не к описаниям последних. Это очень важно учитывать, поскольку может возникнуть путаница в описании, когда мы останавливаемся на том, что является вторичным, производным от феномена.

Феноменология, в интерпретации Хайдеггера, имеет в самом общем методическом виде преодоление концептуальных образований человеческого бытия. Хайдеггер, используя феноменологические наработки, пытается проанализировать структуру Dasein. Не бесполезным будет использовать его идеи для описания феномена отчуждения в опыте человеческого существования.

Похожие диссертации на Феномен отчуждения человека как опыт его существования