Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Отчуждение как социокультурный феномен и понятие социально-философского анализа Петошина Светлана Игоревна

Отчуждение как социокультурный феномен и понятие социально-философского анализа
<
Отчуждение как социокультурный феномен и понятие социально-философского анализа Отчуждение как социокультурный феномен и понятие социально-философского анализа Отчуждение как социокультурный феномен и понятие социально-философского анализа Отчуждение как социокультурный феномен и понятие социально-философского анализа Отчуждение как социокультурный феномен и понятие социально-философского анализа Отчуждение как социокультурный феномен и понятие социально-философского анализа Отчуждение как социокультурный феномен и понятие социально-философского анализа Отчуждение как социокультурный феномен и понятие социально-философского анализа Отчуждение как социокультурный феномен и понятие социально-философского анализа Отчуждение как социокультурный феномен и понятие социально-философского анализа Отчуждение как социокультурный феномен и понятие социально-философского анализа Отчуждение как социокультурный феномен и понятие социально-философского анализа
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Петошина Светлана Игоревна. Отчуждение как социокультурный феномен и понятие социально-философского анализа : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Петошина Светлана Игоревна; [Место защиты: Помор. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Мурманск, 2010.- 172 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/283

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологическое обоснование проблемы отчуждения в социальной философии: от феномена к понятию 14-80

1.1 Возникновение феномена отчуждения: появление проблемы 14

1.2 Становление понятия «отчуждение» 27

1.3 Основные «содержательные» трактовки отчуждения: от понятия к категории 36

1.4 Вариативность концептуальных пониманий отчуждения 51

Глава II. Отчуждение в структуре социальной реальности 81-151

2.1 Понятие социальной реальности 81

2.2 Социальное отчуждение 89

2.3 Отчуждение как источник социокультурной динамики 115

2.4 Отчуждение как категория социальной реальности 133

Заключение 146

Список используемых источников 152

Введение к работе

На протяжении всей истории человек был и остается общественным существом, а потому ему свойственно вечное стремление к пониманию и логическому объяснению существенных проблем, возникающих в сфере отношений с обществом. Одной из таких проблем, привносимых социальными процессами в жизнь каждого человека, является отчуждение, обладающее характеристиками повседневности и обыденности. Перманентность отчуждения ставит в социальной философии . вопрос о необходимости рефлексии, осмысления и выработки адекватного отношения к данному феномену.

Актуальность темы исследования обусловлена и тем, что в наши дни философия не ограничивается общим категориальным анализом понятия отчуждения, она все активнее переходит к рассмотрению конкретных проявлений феномена в различных культурах и отдельных сферах социальной реальности. Ведь сегодня помимо проблемы отчуждения труда, разработанной К. Марксом, вокруг которой долгое время базировалась значительная часть исследований, акцентируется внимание на отчуждении религиозном, нравственном, эстетическом, политическом, правовом и т.д.

Столь многогранный взгляд на одну проблему неслучаен. Само современное общество представляет собой целый спектр различных измерений: социально-исторических, человеческих, личностных, культурных и других, поэтому возникает необходимость философского осмысления каждого из них как в отдельности, так и в целом.

В связи с полимерностью общества невозможно мыслить его, исходя только из его социальных характеристик, без учета присутствующего в нем культурного компонента. Именно поэтому, определяя отчуждение как объективный процесс и субъективное действие, являющееся результатом деятельности человека внутри его области существования - общества, рассматривая отчуждение в контексте противоречий между человеком и его социокультурным пространством, представляется вполне логичным понимать и исследовать отчуждение как социокультурный феномен. Сам термин-определение «социокультурный», вы-

несенный в название данной работы, обозначает тесную взаимосвязь социальной и культурной сфер, определяющих как основные характеристики, так и функциональные и формальные особенности отчуждения.

Известно, что социокультурный код каждой исторической эпохи формирует определенный тип человека, его стиль мышления и образ поведения. И то, что невозможно мыслить отчуждение без ситуации человеческого существования, позволяет рассматривать отчуждение в качестве основного феномена человеческого бытия. Явно выраженный социально-антропологический характер отчуждения, весьма значим для раскрытия заявленной темы.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена и необходимостью систематизации концепций социально-философской мысли, выявлением определяющих тенденций в понимании и трактовке проблемы отчуждения, а также в анализе влияния рассматриваемого феномена на жизнь человека в системе общественных взаимоотношений и в структуре социальной реальности.

Степень разработанности проблемы

Как в прошлом, так и в настоящем отчуждение является неизбежным фактом человеческого существования, поэтому представителям каждой эпохи в той или иной мере приходится сталкиваться и определять свое отношение к нему.

Истоки проблематики отчуждения обнаруживаются в идейном наследии античных мыслителей: Платона, Аристотеля, Цицерона, философов эллинистического периода, Плотина, где основным источником отчуждения является возникновение физического мира и появление человека, пытающегося осмыслить свое окружение и себя как часть космоса. Для этого периода характерно рассуждение об идее отчуждения преимущественно в сопоставлении со значением разъединения. Само понятие «отчуждение» в Античности еще не сформировано, в отличие от термина, который не только существовал, но и активно использовался в юридической сфере.

В учениях мыслителей Средневековья: Оригена, Аврелия Августина, Фомы Аквинского и др. идея отчуждения рассматривалась в качестве следствия взаимоотношений человека с высшим идеальным началом - Богом, сотворившим мир. Особенностью трактовки идеи отчуждения в Средневековье является

дуализм. Мыслители видели негативную сторону в отрыве человека от изначального соединения с Богом, что выражалось в отчуждении от Божественной сущности. В то же время позитивное усматривалось в определении пути единичного контакта человека с Богом, связанного с выходом человеческой души из оболочки тела.

В эпоху Возрождения исследование проблемы отчуждения продолжало оставаться актуальным и связывалось с двойственным осмыслением сущности человека: с его «природным» и «божественным» началами, что обуславливалось становлением гуманистической мировоззренческой ориентации.

Свое первое концептуальное оформление с появлением в философии понятия «отчуждение», через которое происходило обращение к феномену, рассматриваемая проблематика находит в трудах философов Нового времени и эпохи Просвещения: Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Т. Пейна и др. Они связаны преимущественно с проблемой отчуждения в обществе и находят отражение в процессе передачи прав отдельного индивида политическому организму - государству с последующим попаданием в зависимость от него.

В XIX веке понятие отчуждения наполняется смыслом, логикой и диалектическим содержанием, что позволяет рассуждать о формировании определенной категории отчуждения. Проблема отчуждения активно разрабатывалась в немецкой классической философии И.Г. Фихте, Ф.В.И. Шеллингом, Г.Ф.В. Гегелем. Отчуждение понималось как исторический процесс, одновременно рассматриваемый в качестве и объективного и субъективного действия, представляющего результат деятельности человека внутри сферы его существования и опосредующего также и ее устройство. Причиной отчужденного состояния человека в мире в учениях представителей немецкой классической философии является человеческая природа, а точнее - специфическая организация и деятельность человеческого сознания. Сопряженными с понятием отчуждения понимались любые целостности, отчуждавшие от себя противоположные структуры.

Л. Фейербах разрабатывал понятие отчуждение с позиции антропологического подхода. Поставив на место Абсолютного Духа человека как субъекта л

объекта отчуждения, он отмечал, что в представлениях о Боге человек воплотил свою родовую сущность, которая оказалась отчужденной ему.

Дальнейшая разработка проблемы отчуждения в значительной степени связана с именем К. Маркса. Он обосновал важнейшую методологическую роль категории «отчуждение» для анализа процессов функционирования и развития современного ему общества. Рассматривая отчуждение как присвоение одними людьми сил, средств и результатов деятельности других людей, Маркс трактовал отчуждение как следствие отношений собственности и замечал, что каждый человек отчужден как от другого человека, так и от человеческой сущности в зависимости от уровня эксплуатации труда в данном обществе.

В XX веке проблема отчуждения разрабатывалась неомарксистами. В частности, Г. Лукач рассматривал отчуждение в аспекте преодоления унаследованного от буржуазного общества «фетишистского сознания». В работах представителей Франкфуртской школы социальной философии: Т. Адорно, М. Хоркхаймера, Г. Маркузе и др. отчужденное сознание человека проявляется, прежде всего, на уровне социальной сферы. Опираясь на категорию «отчуждение», разработанную Марксом, представители Франкфуртской школы уделили внимание особенностям социальных процессов в условиях индустриального общества и тоталитарных политических режимов.

Свой вклад в понимание проблемы отчуждения внесли мыслители психоаналитического направления 3. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни. Они исследовали отчуждение как атрибутивную характеристику психики человека, в основе проявления которой лежит внутриличностный конфликт.

Экзистенциалисты Ж.-П. Сартр, А. Камю, К. Ясперс, М. Марсель, П. Тиллих рассматривали отчуждение в контексте переживания человеком ситуации одиночества и чувства экзистенциальной заброшенности: с нарастанием чуждости мира и утратой связи людей друг с другом ввиду их покинутости Богом, провала испытания свободой, а также осмысления бессмысленности и абсурдности своего существования.

Существенный вклад в развитие исследуемой проблемы в XX веке внес

М. Хайдеггер. Различая «подлинное» и «неподлинное» бытие, философ рас-

сматривал отчуждение как форму существования человека в обезличенном мире повседневности и сопоставлял феномен отчуждения с обреченностью человека взаимодействовать со средой вещей. Отчуждение проявляется у Хайдегге-ра в выполнении индивидом социальных ролей и в подчинении его общепринятым нормам поведения, мышления и языка.

Современные подходы к проблеме отчуждения, определяемые нами со второй половины XX века, в основном являются продолжением идей, высказанных предшествующими философскими школами и отдельными философами. Во многом это развитие идей отчуждения, обозначенных в рамках марксизма, фрейдизма, экзистенциализма, традиций Франкфуртской философской школы и т.д.

Рассмотрение отчуждения с позиции историко-философского анализа как продолжение традиции философии К. Маркса (где формы отчуждения: правовое, нравственное, религиозное, эстетическое в основном были выводимы из отчуждения труда) представлено в концепциях И.А. Ашмарова, Г.С. Батищева, Т.В. Беловой, В.В. Горозии, Л.Е. Гринина, А.А. Грицанова, В.Д. Завьялова, В.Д. Иванова, Э.В. Ильенкова, И.И. Кального, П.Н. Кондрашова, А.И. Кравченко, A.M. Ковалева, В.В. Крылова, А. Куреллы, Н.И. Лапина, В.М. Лейбина, К.Н. Любутина, М.К. Мамардашвили, М. Марковича, И.С. Нарского, В.И. Овчарен-ко, А.П. Огурцова, Т.И. Ойзермана, Э.М. Ситникова.

Развитие неомарксистских взглядов Франкфуртской школы, связывающих причины, условия и источники отчужденного состояния человека в мире, а также пути преодоления их социальных факторов можно найти в работах А.И. Беспалова, Н.А. Вторушина, И.Н. Гавриленко, Ю.Н. Давыдова, В.Н. Сагатов-ского, С.Н. Шкарубо.

Достаточно оригинальный взгляд на проблему отчуждения, выражающий критику как марксистской, так и неомарксисткой трактовки отчуждения представлен в работе Р. Коллинза1, который считает данный феномен не более, чем идеологическим клише. Автор критикует марксистскую и неомарксисткую трактовки отчуждения. Причем, не отрицая самого феномена, Коллинз отрица-

1 Collins R. Weberian sociological theory. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1986. P. 247-266.

ет его драматизацию, следствием которой является придание явлению глубинного метафизического характера. Отчуждение как чувство отверженности и неспособности повлиять на социальное целое, с точки зрения мыслителя, это абсолютно нормальный эффект столкновения индивида (микроуровня) с социумом (макроуровнем), представленным макроструктурами в виде государства, рыночных эффектов и т.д.

Исследовательские позиции В.В. Абраменковой, Е.Б. Беззубовой, С.А. Ветрова, Э.М. Викторова, Б.Н. Воронцова, А.Е. Горбушина, В.В. Дроздова, И.В. Журавлева, И.А. Зайцевой, А.В. Калмыкина, О.И. Клюенкова, И.С. Кона, С.Г. Лагутина, Д.А. Леонтьева, В.И. Маркова, Е.Н.Осина, В.В. Парцвании-Чарайи, В.А. Петровского, Н.А. Печерских, М.В. Полевой, Д.Н. Приходько, Е.М. Прошановой, A.M. Сергеева, Л.Р. Сулейманова, Е.М. Солиной, А.Д. Спирина, А.Ш. Тхостова, С.К. Шайхитдиновой, М.В. Шугурова, Н.А. Яковлева отражают в большей степени тенденции экзистенциальной и религиозной философии, а также могут быть сопоставлены с психологической трактовкой проблемы отчуждения. В работах вышеназванных исследователей проявление феномена отчуждения не связывается с формами частной собственности, вместо этого предлагается рассматривать его в контексте взаимодействия внутреннего мира человека с окружающей действительностью.

Значительная группа исследователей акцентирует внимание на анализе разных аспектов отчуждения в соответствии со сферой человеческой жизнедеятельности. Примером работ подобного рода могут служить исследования этического отчуждения Ю.М. Смоленцева, Т.И. Пороховской; религиозного-нравственного отчуждения А.П. Андреева, З.Р. Валеевой; социально-эстетического - С.Д. Поцелуева; отчуждения в культуре - Б. Вальденфельса, В.Н. Орлова, О.И. Карпухина, В.И. Маркова, А.И. Ракитова, Е.Э. Суровой, А.К. Якимовича, в том числе и в исторической динамике А.В. Шипилова; оппозиции отчуждение - гармония Ю.А. Прозорова; отчуждения, обусловленного языковой метареальностью как определенного постмодернистического направления -И.П. Ильина, П. Козловски, В.А. Кутырева, Д.У. Орлова.

Рассмотрение отчуждения через такие его формы, как аномия, одиночество, социальное исключение, а также в сопоставлении с явлениями девиантности и маргинальное находит отражение в работах А.А. Меграбяна, Т.В. Шипуно-вой, рассмотрение отчуждения с позиций криминализации общества - в работах Н.С. Розова, А.В. Дубовцева.

Особого внимания заслуживает анализ проблемы отчуждения в постиндустриальном обществе, отраженный в работах А.В. Бузгалина, З.К. Давлетшина, Г. Даме, А.В. Егоровой, Ю.А. Ляшенко, А.А. Миголатьева, Е.А. Самарской, Э. Тоффлера, а также изучение проблемы отчуждения в контексте современного информационного взаимодействия, представленного в работах Р.Ф.Абдеева, СВ. Бондаренко, Ю.Н. Брыгалиной, Т.П. Ворониной, Э.Дайсона, А.С. Дрикке-ра, Д.И. Дубровского, М. Кастельса, И.С. Мелюхина, Н.Н. Моисеева, И.А. Не-годаева, Л.Д. Реймана, Д. Тапскотта, А.Д. Урсула, Ф. Уэбстера, А.В. Харламова.

Акцент на проблеме социального отчуждения как атрибуте глобализации, с выявлением тотального его характера, а также отчуждении сущности человека в виртуальной реальности был сделан следующей группой исследователей: Н.Д. Абасовой, А. Ализар, М. Алле, К.А. Беловым, А.В. Егоровой, Д.В. Ивановым, В.Л. Иноземцевым, А.Л. Крайновым, Н.И. Лапиным, Н. Луманом, В.В. Парцванией-Чарайей, B.C. Свечниковым, С. Хантингтоном, А.А. Яшиным, В.В. Яцкевичем и др.

Особую ценность для нашего исследования представляют труды, в которых авторы предлагают новые оригинальные трактовки отчуждения. К данной группе можно отнести работы A.M. Максимова, В.И. Свинцова, С.А. Суворова, Д.Г. Трунова, раскрывающих проблему отчуждения в разных социокультурных аспектах.

В настоящее время число публикаций, в которых поднимаются различные проблемы отчуждения, продолжает увеличиваться.

В целом, анализ степени разработанности проблемы отчуждения позволяет считать, что в отечественной и зарубежной философии она представлена идеями и исследованиями весьма широкого круга мыслителей, которые рассматри-

вают проблему отчуждения с разных сторон и в различных аспектах. Однако изучение этих работ свидетельствует о наличии целого ряда нерешенных противоречий.

Прежде всего, следует обратить внимание на смешение отчуждения как социокультурного феномена с понятием социально-философского анализа.

Кроме того, не получила должной разработки проблема места отчуждения в социокультурном пространстве, а также статуса отчуждения в качестве философской категории. Не ясными остаются возможности и границы ее применения для анализа различных процессов в динамике социальной реальности.

Наконец, неразрешенным остается вопрос относительно определения необходимости и путей снятия отчуждения, поскольку способы преодоления отчуждения не только не устраняют его наличие, но и нередко приводят к обратному результату.

Отмеченные выше противоречия в совокупности представляют научную проблему, которая требует своего специального исследования и определяет тему данной диссертации - «Отчуждение как социокультурный феномен и понятие социально-философского анализа».

Объектом исследования в диссертации является отчуждение в системе взаимоотношений между человеком и социумом.

Предмет исследования - отчуждение как феномен социальной реальности и понятие социально-философского анализа.

Цель диссертационного исследования: раскрыть сущностные характеристики феномена отчуждения в его отношении к доминирующей культуре и определяющему типу социальности, осмыслить понятие отчуждения, а также проявление различных форм отчуждения в системе социального взаимодействия.

Достижение данной цели предполагало решение следующих задач:

  1. Проанализировать проблему социального отчуждения в эволюции социально-философской мысли;

  2. Исследовать становление смыслового объема и различных интерпретаций понятия отчуждения;

  1. Выявить и последовательно изучить основные функции, формы и способы проявления социального отчуждения в системе социального взаимодействия;

  2. Осмыслить отчуждение как феномен в структуре социальной реальности и определить его роль в развитии социокультурного пространства и людей, живущих в нем;

  3. Охарактеризовать современное состояние проблемы отчуждения в структуре социальной реальности.

Теоретическую базу исследования составили философские, социально-философские, социологические, культурологические, психологические, политологические труды отечественных и зарубежных авторов, диссертационные исследования, публикации в научных журналах, электронные ресурсы сети Интернет, посвященные различным аспектам отчуждения, социальной реальности и изучения человека.

Методология диссертационного исследования основывается на принципе историзма в сочетании с генетическим методом, с помощью которых удается исследовать возникновение и последующие тенденции развития рассматриваемого феномена, а также проследить сложный путь его формирования от истоков возникновения до настоящего времени. Этот же метод позволяет рассмотреть логику становления понятия «отчуждения» вплоть до формирования смыслового значения «отчуждения» как эволюцию идеи отчуждения к сложной философской категории. Кроме того, в работе используются такие общенаучные методы, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление и обобщение, которые в сочетании с историческим подходом позволяют более разносторонне посмотреть на заявленную в теме исследования проблему, систематизировать материал и осмыслить его не только с позиции прошлого, но и в аспекте определения будущего. Особое значение имеет терминологическо-понятийный анализ, осуществляемый на базе диалектического метода, который позволяет рассматривать во взаимосвязи и развитии основные понятия: «отчуждение», «социальная реальность», «социальное взаимодействие».

Научная новизна работы представлена в следующих положениях:

  1. Выявлена специфика понимания отчуждения как феномена и как понятия. Установлено, что отчуждение как социальный феномен возник задолго до понятия и категории отчуждения, однако его понимание вплоть до XIX века преимущественно не имело целостной теории. Становление понятия отчуждения относится к XVII веку. Формирование философской категории отчуждения происходит в XIX веке.

  2. Систематизированы основные трактовки отчуждения, которые позволили определить, что, несмотря на рост разнообразных интерпретаций, современная характеристика феномена отчуждения утратила концептуальную целостность в понимании рассматриваемого феномена.

  3. Раскрыто воздействие отчуждения на социальную реальность и установлено, что помимо негативного значения, отчуждению свойственно позитивное влияние на развитие как социального пространства, так и человека, живущего в нем.

  1. Установлено, что отчуждение является необходимым и неизбежным элементом социума, вследствие чего можно говорить об относительной, но не абсолютной необходимости его преодоления.

Теоретическая и практическая значимость работы

Проведенное исследование расширило социально-философское знание о сущности, генезисе, проявлении и функциях социального отчуждения. В нем отражены проблемы демаркации отчуждения в качестве феномена и понятия, обоснована неизбежность и целесообразность отчуждения в развитии социума и жизни людей, дана оценка попыткам необходимости преодоления отчуждения. Теоретические положения и результаты исследования вносят определенный вклад в социально-философское осмысление проблематики человека, общества, их взаимосвязи и могут являться основой при дальнейших разработках проблемы отчуждения.

Материалы, представленные в работе, могут быть использованы при изучении способов социальной организации общества, выявлении происходящих в

современном обществе динамических процессов смены ценностей и осмысле-

ния проблематики человека, общества и их взаимосвязи. Они могут быть положены в основу при разработке курсов по философии, социологии, культурологии, социальной антропологии, спецкурсов по вопросам современной социальной философии и соответствующей смежной тематике, составлении программ и учебно-методических пособий по указанным выше учебным дисциплинам.

Апробация работы

Результаты и основные положения диссертационного исследования были представлены на заседаниях кафедры философии и социологии Мурманского государственного педагогического университета, а также в выступлениях на научно-практических конференциях преподавателей, аспирантов и студентов Мурманского государственного педагогического университета (2006-2009 гг.), Региональной научно-практической конференции «Молодежь как созидатель новой эпохи» (Мурманск, 2009), Всероссийской научно-практической конференции «Народы севера и северные поселенцы: ассимиляция и этническая самобытность» (Мурманск, 2008), IV Всероссийской научно-практической конференции «Власть, общество, личность» (Пенза, 2009), Международной конференции «Социальная активность как фактор профилактики аддиктивного поведения в молодежной среде» (Мурманск, 2008), в работе Международной летней школы Лапландского университета г. Рованиеми (Финляндия, 2008), а также нашли отражение в ряде научных публикаций. Отдельные положения работы использовались при подготовке лекций и в проведении семинарских занятий со студентами в курсе «Философия».

Объем и структура: диссертация состоит из введения, двух глав (в каждой главе по четыре параграфа), заключения, списка используемых источников.

Возникновение феномена отчуждения: появление проблемы

В процессе осмысления проблемы отчуждения целесообразно обратиться к истокам ее возникновения, эволюции развития и трансформации. С одной стороны, это позволит получить инструментальное, рабочее и работающее определение понятия отчуждения, что впоследствии послужит теоретической опорой для данного исследования, а с другой - поможет понять сущность отчуждения, его явления, формы и процессы функционирования в современной социальной реальности, поскольку современные проблемы во многом обусловлены исторически.

Исследуемая нами проблема отчуждения характеризуется достаточно многогранно и позволяет выявить целое множество различных подходов к изучению. Она имеет огромную историко-философскую традицию, поэтому при ее рассмотрении необходимо учитывать определенный контекст, в котором происходит ее становление и развитие.

При попытке выделить общее семантическое ядро в понимании и осмыслении проблемы среди всех значений, представленных в различных концепциях, мы приходим к выводу, что все их пронизывает звучащая в самом слове «отчуждение» общая идея разъединения, превращения чего-то своего, то есть относящегося непосредственно к Я человека, в чужое.

Отчуждение, рассматриваемое в данной работе, является и социокультурным феноменом, а значит, одновременно выступает как средство преобразования среды, природы и самого человека. Поскольку связь между отчуждением и ситуацией человеческого существования очевидна, то, являясь основным феноменом человеческого бытия, отчуждение существует столько же, сколько существует человечество. Соответственно, рассуждая об отчуждении как феномене, необходимо заметить, что он возникает задолго до появления категории отчуждения как таковой. Таким образом, свое выражение феномен отчуждения получает еще в период Античности, и первые представления об отчуждении преимущественно связаны с космоцентрическим мировоззрением людей. Основным источником отчуждения здесь является возникновение физического мира, которое повлекло за собой появление человека с возможностью осмысления своего космического окружения и себя как космического существа.

В Античности Космос, («макрокосм») по отношению к обществу («социо-косму») и человеку («микрокосму») выступал как родовое существо, определяющее судьбу и законы жизни. Космос как носитель мировой гармонии соразмерности, порядка, красоты был идеализацией устройства общественной жизни, перенесенной на природу2. Так, у Платона «Космос обладает совершенством и как совершенное, всеобъемлющее живое существо, наделенное душой и умом, Космос прекрасен, чего нельзя сказать о существе частного вида»3. Космос у Платона обобщенное выражение родовой (универсальной) сущности.

В связи с подобным видением Космоса для человека Античности он выступает в качестве универсального источника норм политики, права, этики. Так, существует определенная зависимость между поведением человека и его знанием умопостигаемой сущности мироздания, являющейся воплощением универсальной родовой сущности. Именно поэтому все проблемы человека рассматриваются и решаются в органической связи с занимаемым им местом и ролью в Космосе.

Вышеизложенные доводы позволяют нам рассуждать о том, что идею отчуждения можно заметить уже у Платона, причем трактовать ее следует двояким образом. С одной стороны, под отчуждением можно понимать саму двойственность мира, очерченную Платоном. Ведь мир, согласно взглядам мыслителя, представлен как мир вещей, воспринимаемых с помощью органов чувств (который в то же время не есть мир истинно существующего), и мир истинно существующего, которому первый обязан как своим причинам (эти причины Платон называет «видами» или «идеями»). Находясь в мире земном, чув ственном, мы отлучены (или даже можно сказать - отчуждены, так как в процессе отлучения присутствует разъединение, особо отмеченное нами в качестве доминирующего значения при понимании отчуждения в контексте данной работы) от мира истинного. Однако при постижении (созерцании) хорошо подготовленным умом истинного мира идей можно преодолеть эту границу отчужденности. Созерцать истину, согласно Платону, свойственно душе, которая есть в то же время и Космос, и Мировая душа, распространенная по всему пространству4. С другой стороны, незнание умопостигаемой сущности мироздания создает и поддерживает отчуждение, а также образует все проблемы земной жизни человека, которая, по Платону, в то же время не мыслится без жизни в обществе (поскольку общественность в понимании древних греков считалась природной чертой человека).

Таким образом, отчуждение, по Платону, может выражаться как в самой двойственности мира, так и в неведении, что впоследствии приводит к разрыву с дальнейшим разъединением от Космоса и его законов, нарушает гармонию и порождает несовершенство. Причем, это несоответствие, разъединение проявляется как на индивидуально-человеческом, так и на социально-общественном уровнях.

Основные «содержательные» трактовки отчуждения: от понятия к категории

В XIX веке понятие отчуждения последовательно наполняется диалектическим содержанием, что позволяет ставить вопрос о формировании категории отчуждения.

Рассуждая о теоретическом понимании социального отчуждения в виде сложившейся системы концептуальных понятий, важно рассмотреть отчуждение в концепциях Г.Ф.В. Гегеля, Л. Фейербаха и К. Маркса, которые предопределяют осмысление отчуждения многими исследователями XX и XXI веков.

Итак, возвращаясь к XIX веку, а именно - к немецкой классической философии, обобщая философские подходы к феномену отчуждения, появившиеся в этот период, следует отметить, что понимание отчуждения «сместилось» с трактовки его как состояния к истолкованию его как процесса, существо которого раскрывалось как духовная деятельность людей, сопряженная с реализацией человеческих потенций, их объективациями, овеществлением и т.п. Отчуждение стало рассматриваться как исторический процесс, который представляет результат деятельности человека внутри сферы его существования, т.е. общества, и влияет на его устройство. Отчуждение одномоментно понимается в качестве и объективного и субъективного действий.

Причиной отчужденного состояния человека в мире в учениях представителей немецкой классической философии И.Г. Фихте и Г.В.Ф. Гегеля являетсч человеческая природа, а точнее - специфическая организация и деятельность человеческого сознания. Соответственно процесс отчуждения описывается немецкими философами в контексте анализа ими познавательной деятельности человека и рассматривается в связи с движением, развитием и деятельностью, а также наличием противоречия как источника этого развития. Среди представителей немецкой классической философии особо хотелось бы остановиться на рассмотрении проблемы отчуждения Г.В.Ф. Гегелем, поскольку в его концепции отчуждение восходит к сложной многоаспектной категории, с помощью которой выражаются разные уровни опредмечивания и объективации. Отчуждение рассматривается Гегелем с позиции диалектики и понимается как исторический процесс.

Реальность для Гегеля есть объективное духовное начало - Абсолютная идея (или бесконечный Дух), которая представляет процесс развития этой идеи. Являясь одновременно и субстанцией, и субъектом, Идея в процессе самопознания порождает все категориальное многообразие окружающей действительности. Согласно Гегелю, мир разумен , а значит - и постижение мира - разумный процесс. Разумность мира и выражающие ее категории могут быть раскрыты во всей полноте лишь через последовательное прохождение диалектических этапов в виде схемы: тезис-антитезис-синтез. Соответственно, противоречие (или отчуждение) является необходимым этапом развития, без которого не явлено все содержимое Абсолютной идеи.

В процессе самопознания Абсолютная идея проходит три этапа, которые соответствуют трем разделам философской системы Гегеля: «бытие в себе» («Наука логики»)61, «бытие для другого» - через свое инобытие («Философия природы»)62 и возвращенное «бытие в себе и для себя» («Философия духа»)63, где, реализовавшись в истории, она постигает свое содержание на новом уровне.

Таким образом, отчуждение является крайне необходимым. Отрицание (но не снятие) его наличия равносильно отрицанию развития, без которого невозможно существование мира.

Отчуждение, согласно Гегелю, - это объективный процесс и субъективное действие одновременно, а также результат деятельности человека внутри общества, являющегося областью человеческого существования.

В процессе жизнедеятельности человека окружающий его мир, включая природу и произведенные продукты, становится для него чуждым, отрешенным, отторгнутым. Более того, в результате деятельности людей совершается переход их имманентных созидательных сил и способностей в иную форму существования (бытия), а именно - в форму предмета. Такое опредмечивание Гегель отождествлял с отчуждением. Весь объективный мир тем самым выступает как отчужденный дух, самопознание которого становится предпосылкой снятия отчуждения. Так отчуждение для Гегеля - это «свое другое», т.е. субъект всегда будет узнавать в отчужденном самого себя, примиряясь с существующим посредством его философского истолкования64.

Сам процесс опредмечивания-распредмечивания Гегель рассматривает как процесс отчуждения и его снятия, которые представляют собой логический процесс. У мыслителя приравниваются друг другу понятия «Entfremdung» («отчуждение», более точно - «отчужденность») и «Vergegenstandlihung» («опредмечивание»). Однако здесь сразу стоит заметить, что мы придерживаемся подходов, сложившихся в отечественной философской традиции, связанных с различными интерпретациями работ Гегеля и впоследствии Маркса, восходящие к работам Э.В. Ильенкова, Ю.Н. Давыдова и ряда других исследователей.

Понятие социальной реальности

Рассуждения об отчуждении как о социокультурном феномене, взятые за основу данной работы, побуждают обратиться к рассмотрению понятия социальной реальности, понимаемого в качестве среды и области, где осуществляется реализация исследуемого феномена.

Происхождение термина «реальность» связано с позднелатинским realis, «вещественный», «действительный»143. Соответственно, уместно заключить, что под реальностью понимается то, что непосредственно существует. Она есть в-себе-бытие, то есть бытие, абстрагированное от рефлексии. Реальность приписывается всему, что может возникнуть, что существует и что является преходящим.

Практический опыт существования человека позволяет ему опираться на свое субъективное видение социальной реальности и в то же время присутствовать внутри нее. Это позволяет человеку постоянно создавать, изменять и даже трансформировать социальную реальность своими действиями, сообразуя ее со своими намерениями.

Тем не менее, одним из компонентов социальной реальности наряду с действительной реальностью, становится возможная реальность, наиболее значимыми формами которой являются утопия и идеал.

Реальность принадлежит последним вещам и основаниям, которые не нуждаются в доказательстве. Говоря другими словами, реальность - это субстанция, то есть то, что существует благодаря самому себе и в самом себе. На наш взгляд, целесообразно сопоставление понятий «реальности» с понятиями «бытия» и «действительности».

Под бытием мы понимаем не простое наличествование феномена, но полноту и целостность его сущности. Если реальность имеет «вещный» оттенок, то бытие, кроме реального, может быть и идеальным. Реальное бытие - это мир существования, связанный с процессом реализации феноменом своего бытия в пространственно-временном континууме, тогда как идеальное бытие есть мир сущностей. Пространственно-временной характер реального бытия связан с его индивидуальностью и неповторимостью. Идеальное бытие - оно вне пространства-времени и потому - неизменно и вечно. Это - бытие идей (например, идея демократии, социума), или бытие ценностей (например, ценности религиозные, моральные и т.д.).

Момент непрерывного движения и перманентного изменения, характерный для реальности или воплощения реального бытия, выражается в категории действительности. Действительность - это действительное бытие сущего, то есть это бытие сущего в действии. Именно таким образом реальное бытие себя и обнаруживает. Для социальной действительности существенно начало действия, поскольку социальная действительность - это созидаемая и конструируемая, практическая реальность; это действительность, сотворенная человеком на основе преобразования природы, как и включения ее предметов и свойств в социальное содержательное функционирование.

Таким образом, понятия реальности, бытия и действительности - это в некотором роде синонимы, хотя каждый из этих синонимов имеет и вносит свой собственный оттенок. Такой точки зрения мы будем придерживаться в данной работе.

Вопрос о реальности, так же как о бытии и действительности, рассматриваемый нами в данном параграфе, согласно К.С. Пигрову144, сводится к тому, как человек, конструирующий эту реальность, эту реальность понимает. Вслед за Пигровым, можно выделить два альтернативных подхода к пониманию реальности145:

Рациональное понимание реальности связано с предположением о том, что познание направлено на сущее-в-себе, которое, чтобы быть познанным, должно «вступить» в сознание, но, став достоянием сознания, сущее-в-себе должно сохранить свою самостоятельность по отношению к сознанию и к познавательно му акту. В этом смысле познание всегда является трансцендентным актом сознания. В познании сознание выходит за свои пределы. Трансцендентный акт сознания - это схватывающий акт. Предмет схватывания, на который направлено сознание онтологически является сущим-в-себе, а не преднаходимым предметом для сознания, т.е. только для сознания данным, хотя онтологически су-щее-в-себе проявляет себя только в преднаходимом сознания.

Наряду с рациональными трансцендентными познавательными актами существуют и эмоционально-трансцендентные акты. Они подразделяются на:

эмоцонально-рецептивные акты, такие как, например, опыт, переживание, страдание, терпение, затронутость чем-либо, в каждом которых содержится «необходимость что-то перенести, испытать», скажем, пережить успех, неудачу, позор, славу, перетерпеть скучное мероприятие и т.д.

эмоционально-проспективные акты, такие как ожидание, предчувствие, готовность, свидетельствующие о реальности, надвигающейся на нас из будущего.

эмоционально-спонтанные акты, т.е. влечение, желание, действие, которые направлены на изменение будущего и порождают уверенность в реальности.

Очевидно, что все эти типы актов взаимосвязаны и характеризуют реальность как целостность.

Социальная реальность как множественность является бытием отношений. Она является постоянно обновляющимся результатом конструирования человека и, соответственно, может определяться с двух позиций: как объективная реальность и как реальность субъективная.

Похожие диссертации на Отчуждение как социокультурный феномен и понятие социально-философского анализа