Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовное отчуждение как социальный феномен современной России : социально-философский анализ Хохлова, Алла Владимировна

Духовное отчуждение как социальный феномен современной России : социально-философский анализ
<
Духовное отчуждение как социальный феномен современной России : социально-философский анализ Духовное отчуждение как социальный феномен современной России : социально-философский анализ Духовное отчуждение как социальный феномен современной России : социально-философский анализ Духовное отчуждение как социальный феномен современной России : социально-философский анализ Духовное отчуждение как социальный феномен современной России : социально-философский анализ Духовное отчуждение как социальный феномен современной России : социально-философский анализ Духовное отчуждение как социальный феномен современной России : социально-философский анализ Духовное отчуждение как социальный феномен современной России : социально-философский анализ Духовное отчуждение как социальный феномен современной России : социально-философский анализ Духовное отчуждение как социальный феномен современной России : социально-философский анализ Духовное отчуждение как социальный феномен современной России : социально-философский анализ Духовное отчуждение как социальный феномен современной России : социально-философский анализ
>

Работа не может быть доставлена, но Вы можете
отправить сообщение автору



Страница автора: Хохлова, Алла Владимировна


Хохлова, Алла Владимировна. Духовное отчуждение как социальный феномен современной России : социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Хохлова Алла Владимировна; [Место защиты: Моск. гос. техн. ун-т им. Н.Э. Баумана].- Москва, 2013.- 165 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-9/55

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Социальная сущность духовного отчуждения 19

1.1. Социально-философский анализ концепций отчуждения 19

1.2. Духовное отчуждение: сущность, типология и структура 46

Глава 2. Основные тенденции и угрозы духовного отчуждения в современной России 63

2.1. Динамика и специфика духовного отчуждения 63

2.2. Угрозы и вызовы духовного отчуждения в современной России 93

Глава 3. Приоритетные направления преодоления духовного отчуждения в современной России 107

3.1. Проблема преодоления духовного отчуждения в истории социально-философской мысли 107

3.2. Способы преодоления духовного отчуждения в современной России 119

Заключение и общие выводы 139

Список литературы 155

Введение к работе

Актуальность исследования и постановка проблемы. Проблема отчуждения продолжает привлекать внимание исследователей, несмотря на то, что она занимает видное место в философии не одно столетие. В том числе это связано и с тем, что данная проблема не только не решена, но по ряду позиций еще более усложнилась.

Современные исследователи отмечают, что в развитии российского общества и мировой цивилизации в XX веке и в начале ХХI века наблюдалось усиление отчуждения во всех сферах жизнедеятельности общества. Тотальное превращение наличного бытия в искусственные, неподлинные формы существования привело к развитию различных видов отчуждения. В обществе отчуждения человек утрачивает свою способность к свободному самоопределению и выявлению жизненно важных ценностей.

Рост духовного отчуждения в современной России актуализирует проблему переоценки ценностей, определяющих направления развития личности и общества, поиска новых, альтернативных парадигм духовного, социального и политического развития российского социума.

В целом актуальность настоящего диссертационного исследования определяется следующими факторами:

во-первых, структурными изменениями социальной жизни современной России и мира в целом в связи с процессами глобализации, которые кардинальным образом меняют не только приоритеты экономического и технического развития страны, но и духовную сферу жизни общества;

во-вторых, сменой мировоззренческих парадигм и признанием равноправного существования различных, порой взаимоисключающих мировоззренческих подходов, что, в свою очередь, определило начало разрушения существующего порядка, в том числе и в духовной сфере;

в-третьих, масштабами и глубиной развития и проникновения в природу и сущность человека техногенной, информационной цивилизации, все более замещающей систему межличностных отношений в обществе и усиливающей процессы отчуждения личности, групп и общества от реальных процессов;

в-четвертых, духовным кризисом современного российского общества, состоянием мировоззренческой неопределенности современной России, испытывающей как влияние, с одной стороны, традиций в виде возрождения Православия, а с другой – усиление язычества, архаизации и мистификации духовной жизни при активном внедрении западной системы ценностей;

в-пятых, отсутствием идеологии, объединяющей и сплачивающей российское общество в единое целое. Идеологический вакуум в современной России заполняется «гламурными» образами с телевидения или антигуманными лозунгами националистического толка, что является крайне опасным в условиях многонациональной страны и может привести к катастрофическим последствиям;

в-шестых, ростом девиантного поведения в России, а именно самоубийств, наркомании, алкоголизма, преступности, которым сегодня подвержено не только взрослое население страны, но и молодое поколение;

в-седьмых, традиционными поисками места и роли России в современной цивилизации и глобальном мире, которые не только не прекратились, но и активизировались в нашей стране;

в-восьмых, угрозой терроризма, экстремизма, фашизма и т.д., приобретающей сегодня международный характер. Ответ на вопрос: «Почему в современном обществе человек пытается решать социальные проблемы путем насилия, сознательно противопоставляя себя обществу и разрушая все социальные связи?» требует обращения к глубинному, социально-философскому смыслу отчуждения.

Актуальность анализа духовного отчуждения в социально-философском ключе продиктована также обилием эмпирического материала и сравнительно небольшим числом философских обобщений по данной теме.

Таким образом, данное исследование феномена духовного отчуждения предполагает решение научной проблемы, связанной с явным противоречием между востребованностью понятия «духовное отчуждение», его связью с актуальными проблемами современного российского общества и недостаточной разработанностью данного понятия в современной отечественной социальной философии.

Степень научной разработанности проблемы. Оценивая общее состояние степени научной разработанности проблемы отчуждения, выявления его сущности, основных тенденций и форм, а также путей преодоления негативных последствий, следует выделить несколько групп работ, авторы которых так или иначе, рассматривали, разрабатывали или приближались к необходимости рассмотрения проблемы духовного отчуждения.

Первую группу представляют труды классиков философии и современных исследователей, выделивших сущность отчуждения как такового, его истоки и признаки. К числу данных работ относятся произведения Платона, Т. Гоббса, Ж.Ж. Руссо, Г.Ф.В. Гегеля, Л. Фейербаха, К. Шеллинга, С. Кьеркегора, К. Маркса, Д. Лукача, М. Хайдеггера, К. Ясперса, А. Камю и отечественных философов К.Н. Леонтьева, В.С. Соловьева, Н.Ф. Федорова, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, Г.В. Флоровского и др.

Сократ, Платон связывали отчуждение с невозможность человека осуществлять процесс познания, полноценно развиваться и постигать ценности жизни. Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо видели истоки отчуждения в противоречии сложившихся неравных отношений между государством и обществом.

Г.Ф.Г. Гегель рассматривал отчуждение в контексте познания абсолютным духом самого себя. Л. Фейербах ввязывал истоки отчуждения с религией. К. Шеллинг находил причины отчуждения в господстве материального начала над человеком. С. Кьеркегор истоки отчуждения усматривал в отрешенности человека от истинных проблем существования.

К. Маркс рассматривал феномен отчуждения в контексте формирования классового общества и классовой борьбы. Д. Лукач исследовал отчуждение в рамках единства свободы и необходимости.

В экзистенциальной философии М. Хайдеггера отчуждение сравнивается с обезличиванием человека. К. Ясперс и Г. Марсель продолжили линию ранних экзистенциалистов и причину отчуждения видели в бюрократизации общественного устройства. А. Камю связывал истоки отчуждения с развитием политической системы.

Представители русской философии К.Н. Леонтьев, В.С. Соловьев, Н.Ф. Федоров, Н.А Бердяев, С.Л. Франк, Г.В. Флоровский в основном причину отчуждения видели в разрыве связи между человеком и Высшим началом.

Вторую группу образуют научные работы, посвященные изучению различных видов отчуждения. Так, Х. Ортега-и-Гассет исследовал самоотчуждение как вид психологического отчуждения. Современные отечественные исследователи З.Р. Валеева, С.А. Ветров, В.Н. Гавричков, О.И. Клюенков, З.В. Соломко, А.В. Харламов и др. по различным основаниям выделяли нравственное, политическое, экономическое, правовое и социальное отчуждение. Видный исследователь В.М. Власова исследует отчуждение человеческой сущности. Современный исследователь Т.В. Белова признает существование естественного отчуждения, предпосылкой которого является неизбежное отчуждение человека от культуры. Политическое отчуждение и роль политического фактора в процессе отчуждения можно проанализировать на основе работ А. Грамши, М. Хоркхаймера, Х. Арендт, К. Лефора, Р. Арона, Ч. Тейлора, П. Рикера, К. Шмитта и др .

Данная группа источников позволила зафиксировать различные виды отчуждения и определить характер их влияния друг на друга.

В третью группу вошли работы, посвященные проблеме духовности и определению сущности духовного отчуждения. Зарубежные мыслители Ж. Бодрийяр, Г. Маркузе и Э. Фромм изучали духовное отчуждение с позиций того, что мы живем в пространстве сознания, где происходит выработка духовного отчуждения как технологии.

Отечественные ученые современности в разной степени склоняются к тому, что истоки и причины духовного отчуждения человека в современном мире следует искать в социальной структуре общества и смысловых тканях, ее пронизывающих. Этому вопросу уделяли внимание Ю.В. Громыко, В.И. Данилов-Данильян, Б.Ю. Кагарлицкий, С.Г. Кара-Мурза, А.С. Панарин, В.И. Толстых, А.В. Харламов и др.

В работах современных исследователей Л.А. Булавки, А.Б. Мурашова, С.С. Хоружего и др. прямо или косвенно исследуется природа и сущность духовного отчуждения, изучается его структура, формы и результат воздействия данного явления на общественное и индивидуальное бытие в современной России.

Анализу понимания духовности, её типологии и структуры посвящены научные работы Л.П. Буевой, К. Ваймана, А.Д. Косичева и Г.В. Платонова, К.Н. Соколова. Отдельно следует отметить современного философа А.Л.Доброхотова, который дал оригинальное определение духа. Данный блок работ позволил определиться в понимании духовности, духовного отчуждения и его социальной сущности.

К четвертой группе относятся исследования, посвященные раскрытию специфики и особенностей духовного отчуждения как социальной технологии, выявлению основных тенденций и угроз развития духовного отчуждения в современной России. Научный интерес в этом плане представляют современные исследования С.Г. Кара-Мурзы, А.Ш. Викторова, К.А. Кокшеновой, С.В. Вальцева, Н.А. Васильевой, Н.Н. Моисеева и др. Так А.И. Неклесса занимался вопросами определения субъектов и объектов духовного отчуждения. А.Г. Дугин связывал духовное отчуждение с разладом в звеньях социальной структуры общества. С.Ю. Глазьев рассматривал результат отчуждения в виде финансово-экономического кризиса, искусственно созданного путем технологий духовного отчуждения. Оба аналитика связывают высокий рост духовного отчуждения в современной России с тенденцией усиления влияния транснациональных корпораций и глобальных монополий на процессы мирового развития.

В целом, признавая значительную научную ценность существующих российских и зарубежных исследований отчуждения, следует отметить, что выводы и положения, выдвинутые перечисленными учеными, требуют всестороннего изучения, обобщения, философского осмысления и дальнейшего теоретического развития с учетом выявления сущности и тенденций развития духовного отчуждения в современной России.

Объектом диссертационного исследования являются сущность и признаки духовного отчуждения как социального феномена.

Предметом исследования выступают причины и особенности духовного отчуждения в современной России.

Цель диссертационного исследования заключается в осуществлении социально-философского анализа духовного отчуждения в современной России на основе выявления его социальной сущности, тенденций развития и способов преодоления.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. На основе изучения классических и современных социально-философских трудов определить социальную сущность духовного отчуждения.

2. Раскрыть специфику духовного отчуждения на современном этапе развития российского общества.

3. Выявить социальные последствия духовного отчуждения и их влияние на личность и общество.

4. Выработать и обосновать приоритетные направления преодоления духовного отчуждения в современной России.

Научная новизна диссертации определяется тем, что:

1. Выявлена социальная сущность духовного отчуждения, на основе этого сформулировано авторское социально-философское определение духовного отчуждения.

2. Раскрыта специфика духовного отчуждения в современной России, определены основные тенденции развития духовного отчуждения, показан их технологический характер и влияние на жизнь современной России.

3. Определены основные угрозы духовного отчуждения для развития российского общества в современных условиях, от ответа на которые зависит дальнейшее развитие современной России.

4. Разработаны приоритетные направления преодоления духовного отчуждения в современной России на всех уровнях общественного развития и в различных сферах жизни общества.

Положения, выносимые на защиту:

1. Социально-философский и историко-философский анализ феномена отчуждения позволил определить социальную сущность духовного отчуждения, которая выражается в авторском определении духовного отчуждения: духовное отчуждение – это объективно-субъективный процесс, состояние и результат утраты личностью, социальными группами и обществом в целом своей способности к освоению духовного мира, рационализации духовно-нравственных ценностей, и невозможность их воплощения в индивидуальном и общественном бытии.

Как процесс духовное отчуждение представляет собой с одной стороны самоорганизованные, с другой – управляемые изменения в духовной сфере индивидуального и общественного бытия. Как состояние духовное отчуждение характеризуется потерей способности к рационализации ценностей в общественной жизни. Как результат духовное отчуждение в современной России проявляется в таких социальных явлениях, как маргинализация российского общества; рост девиантного поведения; усиление потребительских настроений; кризис индивидуальной, социально-групповой и общенациональной идентификации и др.

2. На основе социально-философского подхода к анализу сущности духовного отчуждения раскрыта специфика духовного отчуждения, которая заключается, в первую очередь, в том, что в современной России духовное отчуждение стало доминирующим видом социального отчуждения. Именно посредством духовного отчуждения осуществляется превращение человека, группы и общества из активного субъекта в пассивный объект манипулирования, которое проявляется в следующих тенденциях: кризис идентичности, примитивизация, культурная интервенция, информационная борьба, культ материального потребления, технологизация. Данная авторская классификация социальных тенденций основана, прежде всего, на выявлении их социального характера, а именно на принципе их внедрения в отдельные сферы жизнедеятельности российского общества.

3. Согласно сформированному пониманию особенностей, сущности и специфики духовного отчуждения в современной России основную угрозу современному российскому обществу представляет усиление технологизации духовного отчуждения, т.е. превращение данного первоначально объективно-субъективного явления в социальную технологию на основе новейших достижений в сферах информатизации и социально-гуманитарного знания. Как социальная технология духовное отчуждение есть комплекс социальных действий, определенных алгоритмов и средств, осуществляемых субъектами и агентами духовного отчуждения по преобразованию личности, социальных групп и общества в целом из формата субъектности в формат объектности путем изменения самосознания, создания в нем хаоса с целью обеспечения социального превосходства и преимущества субъектов духовного отчуждения.

4. На основе выявленного технологического характера духовного отчуждения в современном российском обществе предпринята попытка разработки системы мер по преодолению духовного отчуждения. Для преодоления духовного отчуждения необходима реализация системы приоритетных направлений комплексного характера в правовой, духовной, социальной, политической и экономической (материально-производственной) сферах и на всех социальных уровнях общественного развития: личностном, социально-групповом, общественном, государственном, цивилизационном и глобальном. Реализация вышеуказанных способов преодоления духовного отчуждения при комплексном подходе к проблеме зависит от политической воли российского руководства и от желания общества усилить шансы России на мировое лидерство в глобальном мире.

Общетеоретическую основу диссертационного исследования составляют идеи и положения представителей отечественной и зарубежной философской мысли, в которых исследуется социальная природа отчуждения как феномена общественного и индивидуального сознания.

Методологическую основу составляют общенаучные и социально-философские методы, понятийно-категориальный аппарат, применимый к объекту и предмету исследования. В данном исследовании учитывались методологические требования принципов познаваемости и объективности, многомерности истины, единства исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному и др.

В работе реализуются аксиологический, структурно-функциональный, организационно-системный, деятельностный, феноменологический и исторический методы, а также методы классификации, систематизации, теоретического обобщения и др.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили статистические материалы, справочная литература, данные социологических исследований, опубликованные в электронных и печатных средствах массовой информации, результаты экспертного опроса по теме диссертации.

Теоретическая значимость исследования заключается в приращении новых знаний о сущности духовного отчуждения, его специфике и особенностях развития в современном мире и России. Основные выводы диссертации могут быть использованы для развития социальной философии, истории философии, социологии, политологии, культурологии. Философское понимание духовного отчуждения на современном этапе развития науки может стать методологической базой для дальнейших исследований духовного отчуждения в рамках частных социальных наук.

Практическая значимость исследования состоит в том, что научные положения диссертации могут быть применены для разработки основных направлений развития современной России с целью сохранения и развития ее духовной культуры. Результаты исследования могут быть использованы в преподавании социальной философии, политологии, культурологии, психологии, социологии, а также при подготовке спецкурсов по данной проблематике в рамках социально-гуманитарных дисциплин. Политическим партиям, общественным организациям, а также органам государственного управления России материал диссертации предлагается использовать при оценке современной обстановки как внутри страны так и за рубежом для определения места и роли современной России в процессе глобализации, а так же при разработке программных положений по противодействию развитию и росту духовного отчуждению в современной России.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы проведенного диссертационного исследования изложены в публикациях и апробированы в выступлении на научно-практической конференции «Профилактика девиантного поведения военнослужащих: теория и практика», которая состоялась 24 января 2007 года в Военном университете, тема доклада: «Духовное отчуждение как источник девиантного поведения военнослужащих», на межкафедральных научно-методологических семинарах и совещаниях, в процессе проведения учебных занятий по философии со слушателями и курсантами Военного университета. Для подтверждения результатов диссертационного исследования проведен экспертный опрос, в рамках которого в качестве экспертов приняли участие преподаватели философии, социологии, политологии и других социально-гуманитарных дисциплин.

По теме исследования подготовлено восемь научных публикаций, из них 4 публикации в научных журналах из списка ВАК. Общий объем публикаций составил 4,7 печатных листа.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка литературы, содержащего 160 наименований источников на русском и иностранных языках и интернет-ресурсы по теме исследования.

Духовное отчуждение: сущность, типология и структура

Прежде чем говорить о духовном отчуждении, необходимо определиться с понятием «духовность». Определение духовности в современной социальной философии, а также в других социально-гуманитарных науках, неоднозначно.

Современные отечественные философы Г.В. Платонов и А.Д. Косичев связывают зарождение феномена духовности с мифологическим и религиозным сознанием. В то же время они обращают внимание на то, что в просторечии понятия «дух» и «духовность» имеют значения совершенно разнопланового содержания, связанного с внутренним состоянием, моральной силой человека, коллектива, всего народа: «собраться с духом», «проникнуться духом народа», «дух согласия», «боевой дух», «дух времени», «дух войска», «подъем (или упадок) духа», «дух оптимизма (или пессимизма)», «дух нигилизма», «кастовый дух», «дух высокомерия, неприязни», «дух национализма», «криминальный дух» ит.д1.

Исследователи выделяют религиозную и светскую трактовку духовности. Необходимо исходить из того, что «духовность - это проявление высших устремлений человека к знанию и служению другим людям» , и отметим, что «духовность служит показателем существования определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в ней выражен высший уровень духовного освоения мира человеком»2.

Духовный мир предстает как мир сознания, мир мысли, в котором индивид осмысливает сделанное, обдумывает намеченные цели, суть которых заключается в преобразовании окружающей действительности. Через духовный мир индивид воспринимает ценности, формирует мировоззрение и проявляет себя в творчестве, тем самым преобразовывая индивидуальное и общественное бытие.

Исследователь К. Ваайман изучает феномен «живой духовности», и в рамках ее сферы он предлагает «различать три основных формы: мирскую духовность, которая реализуется в контексте семьи; школы духовности, которые являют себя в общественной сфере; противодвижения, которые действуют за пределами культурного и религиозного консенсуса» . На основании результатов своего исследования К. Ваайман пришел к заключению, что «материально духовность есть составной процесс божественно-человеческих отношений, который формально является многоуровневым процессом трансформации (преображения)»4. К.Н. Соколов, определяет духовность как функциональный объект и показывает, что она существует как единство интеллектуального и нравственного5. Л.П. Буева определяет духовность как «интегральное качество, относящееся к сфере смысложизненных ценностей, определяющих содержание, качество и направленность человеческого бытия и «образ человеческий» в каждом индивиде» . П.В. Петрий рассматривает «духовное», как «качественное состояние содержания общественного и индивидуального сознания, мировоззрения и духовных качеств, отражающих установленный в обществе тип смыслообразую-щих ценностей и интересов и тем самым обеспечивающих включение индивида и любой социальной общности в общественную жизнь, их социальную активность» . Обратимся и мы к анализу сущности духа. А.Л. Доброхотов определяет дух3 в двух значениях, а именно: 1) высшая способность человека, позволяющая ему стать источником смыслополагания, личностного самоопределения, осмысленного преображения действительности; открывающая возможность дополнить природную основу индивидуального и общественного бытия миром моральных, культурных и религиозных ценностей; играющая роль руководящего и сосредоточивающего принципа для других способностей души; 2) идеальная, правящая миром сила, к которой человек может быть активно и пассивно причастен4. На наш взгляд, духовное отчуждение - это объективно-субъективный процесс, состояние и результат утраты личностью, социальными группами и обществом в целом своей способности к освоению духовного мира, рационализации духовно-нравственных ценностей, и невозможность их воплощения в индивидуальном и общественном бытии. Духовное отчуждение ведет к социальной изоляции личности и социальных групп. Крайней формой духовного отчуждения является духовная смерть, выражающаяся в том, что вопрос о смысле жизни даже не ставится. Человек всецело поглощен примитивными витальными потребностями.

Социальная сущность духовного отчуждения определяется на личностном, социально-групповом и общественном уровнях и имеет основания во всех сферах общественной жизни. Следует отметить, что духовное отчуждение - это дифференцированный процесс, и он разделяется на различные виды.

Типология духовного отчуждения выделяется по двум основаниям: уровням жизнедеятельности общества и структурной организации духовной сферы. Так по уровням жизнедеятельности общества можно выделить личностное, групповое и общественное духовное отчуждение. По структурной организации духовной сферы российского общества следует выделять такие виды духовного отчуждения, как религиозное, нравственное, отчуждение в образовании и воспитании, отчуждение в культуре и отчуждение в науке.

Личностное духовное отчуждение проявляется в деятельности и поступках отдельного человеческого индивида. Духовно отчужденный человек скован, ему тяжело развиваться в положительном направлении, нередко он утрачивает способность к определению смысла своей жизни, своего предназначения, ему тяжело жить. Стараясь уйти от проблем, он начинает злоупотреблять алкоголем, может пристраститься к наркотикам и думать о добровольном уходе из жизни, считая самоубийство единственным выходом из круга проблем.

Динамика и специфика духовного отчуждения

Как показывает анализ социально-философской литературы и практические исследования современной действительности, духовное отчуждение в России не преодолено, напротив, оно принимает новые масштабы. Если ранее духовное отчуждение, как и отчуждение в целом, носило стихийный характер, то в наши дни оно приобретает манипуляционно-технологический характер.

На распространение масштабов духовного отчуждения в современной России оказывает влияние господство современных технологий, глобальный характер современного капитализма, воплощающийся в форме распространения транснациональных корпораций и американского образа жизни, все больше проникающих в глубинные структуры личности посредством информационных технологий государственных, корпоративных, организационных структур. Возникли новые способы усиления отчуждения - манипуляция общественным и индивидуальным сознанием. В условиях духовного отчуждения в современной России отмечается многообразие тенденций духовного отчуждения, которые носят неоднозначный, противоречивый характер. Нельзя не согласиться с СВ. Вальцевым, который в работе «Закат человечества» сравнивает духовное отчуждение с духовным вырождением, подвергая данную проблему междисциплинарному анализу, а также рассматривает причины и перспективы деградации, охватывающей все новые народы и страны, в том числе и Россию. Действительно, в настоящее время человечество переживает ценностный и антропологический переворот небывалого масштаба, сравнимый лишь с переходом от обезьяны к человеку, только сегодня с горечью приходится признать, что эволюция человека повернулась вспять, и этот процесс можно назвать антропологической контрреволюцией1.

Развитие цивилизации вразрез с наличным природным бытием ведет к «расчеловечиванию человека» . В свое время еще О. де Бальзак, предчувствуя грядущие беды, именуемые сегодня как «социальными болезнями общества», обозначил цивилизацию величайшей болезнью человечества .

В своих исследованиях Э.-М. Чоран замечает: «Сегодня мы живем в обществе под девизом «все дозволено», наконец то, мы свободны, сказали мы сами себе, радуясь, что деньги можно делать из воздуха, прикрываясь законами, продавать и покупать все и даже людей»4. Действительно, с развитием постмодернизма, общепринятые вопросы воспитания, культуры, гуманности стали вытесняться на второй план, главное значение придается количеству денег и толщине кошелька. Меняется не только мир и роль государства в этом мире, меняются акценты бытия, цели человеческого существования.

Данный аспект реальности современного мира отметил П. Брюкнер: «Вопреки приукрашенным представлениям о человеческой натуре, нам совершенно нестерпимо зрелище чужого счастья, когда у нас самих не все хорошо. Нам противно смотреть, как красуются баловни судьбы, щедро осыпанные ее дарами, у которых все есть: достаток, здоровье, любовь, - как они кичатся и важничают! Вот почему нам доставляет удовольствие смотреть в теленовостях очередные страсти и ужасы; не то чтобы мы радовались горю, но глядя на него, мы чувствуем себя не такими несчастными и одинокими: «О, как отрадно взирать на невзгоды, которые нас миновали» (Лукреций)» .

В настоящее время можно увидеть большие очереди российских граждан, желающих оформить визу и получить вид на постоянное место жительства в США. Почему это происходит? В данном случае бегство, вероятнее всего, может быть обусловлено соображениями финансовых перспектив или других возможных обстоятельств. К сожалению, исторически так сложилось, что бегство из России в сложные периоды ее развития происходило довольно часто. В данном ключе интересна точка зрения исследователя А.И. Филюшкина, который выясняет причины бегства Курбского из России и отмечает: «До эмиграции имела место переписка Курбского с князем Миколаем Радзивиллом, который склонил русского князя к бегству. Причины этого бегства до сих пор не совсем ясны, но, возможно, дело в страхе Курбского перед разоблачением и обвинением в связях с литовской аристократией. Но политические обвинения были возведены на князя задним числом. Они касаются политического дискурса, а не реалий той эпохи» . Скорее всего причиной бегства князя Курбского из России послужил страх перед разоблачением и обвинением его в связи с литовскими князьями. Его поступок следует расценивать как предательство. В контексте духовного отчуждения бегство Курбского предстает как отчуждение от сути духовной жизни России и её ценностей.

Бегство молодежи из России, возможно, тоже основано на страхе и неверии в будущее современной России, в ее духовное возрождение. Людям сложно жить в эпоху перемен, они не понимают, что реализоваться как личности они смогут только в своей стране, поняв и приняв участие в ходе ее исторических событий.

Историческое прошлое в современной России искусственным образом делается чужим для человека, социальных групп и общества. Особое место в стирании ценностного аспекта прошлого занимают средства печати. Этот аспект хорошо изложен в книге «Прошлое - чужая страна»1. Чтобы очернить историческое наследие соперника, его древности надо скрыть или разрушить. Например, ирландские националисты утверждали, что в XIX в. английские церковные комиссары разрушали остатки ирландских церквей для того, чтобы «уничтожить свидетельства цивилизации прошлого с целью приучить людей к мысли, что они - «народ без истории», а потому должны смириться с подчиненным положением»2. В данном ключе интересно мнение Д. Лоуэнталя. Он пишет: «То обстоятельство, что мы признаем изменение прошлого, вполне обоснованно вызывает беспокойство. Открытое для манипуляций прошлое не только подрывает правду истории, но и влечет за собой хрупкое настоящее и предвещает шаткое будущее» . Социальное бытие в духовной сфере представляет собой одну смысловую ткань, основанную на знании, передающемся из поколения в поколение. При разрыве связи между поколениями, происходит деконструкция смысла, а значит, деконструкция логоса.

Угрозы и вызовы духовного отчуждения в современной России

Тенденции духовного отчуждения, пронизывая экономическую, социальную и политическую сферы, оказывают негативное влияние на российское общество в целом. В таких условиях духовное отчуждение становится самым опасным и доминирующим видом социального отчуждения.

Духовное отчуждение свидетельствует об отсутствии духовного единства на уровне общества. Так в свое время А. Грамши отмечал, что слабость Италии заключается в том, что мировоззрения писателей и народа отчуждены друг от друга. Сами писатели не живут интересами и чувствами народа, не ставят перед собой задачи развивать чувства и сознание народа, а потому они не играют

«национально-воспитательной» роли в обществе . Эти слова можно отнести и к современной российской интеллигенции. Она мыслит себя элитой и довольствуется тем, что её почитают некоторые. Такова особенность русской интеллигенции и российской ментальносте. Некоторые представители современной интеллигенции отстранились от народа, интересы которого они должны защищать.

Например, российская ментальность была предметом особого интереса как отечественных, так и зарубежных мыслителей, писателей, общественных деятелей. «Загадочная русская душа»2 и ее порою непредсказуемые и непоследовательные, а иногда и откровенно неразумные проявления - излюбленная тема многих как научных, философских, так и художественных, публицистических исследований, а также жарких споров. Здесь спорным предстает мнение исследователя Л.А. Булавки, которая считает, что русский человек по своей природе предрасположен к отчуждению, и отчуждение является важной составляющей в определении и существовании философского состояния мира русской души, характеризующегося способностью к сопереживанию, сочувствию и определенной грустью3. Главная опасность заключается в том, что технологии социального характера создаются для внедрения их в социальные сферы жизнедеятельности современной России с целью оказания влияния на сознание людей, перестройку их ментальносте. Масштабность технологий духовного отчуждения выражается в том, что они касаются основных параметров бытия цивилизации - экономического, политического и нравственного способа бытия человека как такового. Здесь, в условиях ведения информационно-психологических войн, «машинизации» бытия, эксплуатации одного человека другими становится возможной манипуляция сознанием человека, подчинение воли людей, влияние на эмоциональную сферу человека и групп людей1. Технологические формы контроля в современном мире предстают как воплощения самого Разума, направленные на благо всех социальных групп и удовлетворение всеобщих интересов, так что всякое противостояние кажется иррациональным, а всякое противодействие немыслимым2. Современное российское общество живет в эпоху развивающихся технологий, но какие блага приносят технологии обществу и какой вред они несут, пока точно никто не разобрался. Экологические катастрофы случаются одна за другой, люди умирают от голода, а на развитие различных технологий в российском государстве выделяется немалое финансирование. В итоге получается, что мы неправильно используем новейшие технологии, или же они уже начали использовать нас? Западный исследователь М. Кранцберг определял технологию как область взаимодействия между людьми как индивидами и их окружающей средой, материальной или духовной, природной или сделанной человеком3. Отечественный исследователь Н.А. Васильева отмечает, что Л. Мэмфорд напротив, говорит, что технология превратилась в злой механизм, который не дает человеку реализовать свои человеческие цели. По его мнению, технология более раннего периода обеспечивала симбиоз природы и человеческих ценностей, однако современная технология становится несоразмерно могущественной и авторитарной по отношению к человеку4.

В условиях духовного отчуждения технология становится самоцелью развития, и вместо того, чтобы быть инструментом в руках человека, она часто порабощает человека и становится его властелином. Так, технологию следует рассматривать как внешнюю по отношению к человеку силу, которая заставляет человека и общество действовать в соответствии со своими целями, где нет места честным, добрым и гуманным отношениям в социуме. Технологии где-то добровольно по части профессии, а чаще принудительно, с помощью СМИ сковывают личность, общество, группу. И тогда, находясь в состоянии духовного отчуждения, человек и социум всецело утрачивают способность к освоению духовного мира, навык выявлять и определять смысложизненные ценности и в своей свободе самоопределяться, саморазвиваться и постигать природную основу человеческого бытия в мире.

Антропологическим типом, в котором отчуждение в целом и духовное в частности достигает своего логического завершения, является «человек экономический». В этой связи А.С.Панарин отмечал: «Для анализа «экономического человека» как социокультурного типа нам следует проникнуться надлежащей интуицией - интуицией власти. Прежде «экономический человек» чаще всего воспринимался как прозаический мещанский тип, «не интересующийся политикой». И только приблизившаяся перспектива завершения процесса отчуждения всех ценностей и перевода их на язык обмена ускорила саморазоблачение этого типа в качестве нового тоталитариста, по сравнению с которым прежние тоталитарные типы выглядят приготовишками» .

Способы преодоления духовного отчуждения в современной России

По мере роста духовного отчуждения в современном российском обществе требуется укрепление мер, которые уже разработаны и опробованы, а также выработка новых эффективных способов, направленных на преодоление проблемы духовного отчуждения в современной России.

Так как духовное отчуждение представляет собой объективно-субъективный процесс, состояние и результат утраты личностью, социальными группами и обществом в целом своей способности к освоению духовного мира, рационализации духовно-нравственных ценностей, и невозможность их воплощения в индивидуальном и общественном бытии, то совершенно очевидно, что решение проблемы духовного отчуждения невозможно без решения вопросов, связанных с кризисом идентичности. В новой философской энциклопедии идентичность понимается как категория социально-гуманитарных наук (психологии, социальной философии, культурной антропологии, социальной психологии и др.), применяемая для описания индивидов и групп в качестве относительно устойчивых, «тождественных самим себе» целостностей. Идентичность есть не свойство (т.е. нечто присущее индивиду изначально), но отношение. Она формируется, закрепляется (или, напротив, перераспределяется, трансформируется) только в ходе социального взаимодействия .

В философии развитие проблематики идентичности осуществляется в основном в рамках проблемы тождества бытия и сознания. В психологии при рассмотрении проблемы идентичности акцент делается на структуру личности человека. В социологии исследование идентичности связывается с социумом, с процессом социализации человека в обществе.

В основном принято считать, что качество субъектности присуще только человеку, как существу мыслящему. Только человеческий индивид может относить к себе определенные смыслы и значения. Но, с конца XX столетия понятие идентичность все чаще стало применяться в политологической науке по отношению к группам.

Так начиная с середины 80-х гг. XX века в политологии стало общепринятым говорить о субъектах международных отношений как о конкурирующих друг с другом «идентичностях» («исламской», «христианской», «западной», «восточной», «евразийской» и т.д.). Однако на деле такие образования не представляют собой устойчивых единств, а распадаются на множество мелких - в конечном счете, на индивидов, которые только и могут идентифицировать себя в качестве членов той или иной группы2.

Необходимо отметить различие понятий идентичность и идентификация. Идентичность выступает как определенный сформировавшийся в определенном времени и пространстве результат, а идентификация - это процесс эмоционального отождествления индивида с другим человеком, группой, отвержение или принятие общественных норм, устоявшихся традиций и ценностных установок.

Под идентификацией в философии принято понимать установление тождественности на основании совпадения признаков неизвестного объекта с известным. Идентификация (позднелат. identifico - отождествляю) - 1) осознание, распознание чего-либо, кого-либо; 2) уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо. Термин идентификация преимущественно выражает отождествление человеком самого себя с другими людьми на основе установления общих ценностей, эмоциональных переживаний, структуры и направленности внутреннего мира. Идентификация означает также способность сохранения человеком на протяжении всей жизни единства своего «Я», своей "самости", ощущения пространственно-временных границ своей телесной организации как единого целого. Идентификация также рассматривается и как психологический механизм преодоления человеком своего одиночества, способность проецировать свой внутренний мир на других людей, видеть другого человека как продолжение самого себя, своего «Я», переносить мир других людей в свой внутренний мир, перевоплощаться в них .

В условиях глобализации механизмы идентификации приобретают новый оттенок, становятся жизненно важными для дальнейшего развития человека, его жизни, жизни его семьи.

Еще раз подчеркнем, идентичность и идентификация - разные понятия. Идентичность предстает как результат, получаемый после отнесения к себе некого значения, а идентификация - это механизм приспособления при постоянном выборе тех или иных норм, понятий, традиции, установок. Таким образом, процесс идентификации всегда предшествует результату идентичности.

Проблема идентичности актуализировалась с наступлением эпохи современности, или модерна. Поскольку в досовременных обществах идентичность индивидов задавалась их происхождением и принадлежностью к определенному социальному слою (эту данность они не были властны изменить), проблемы самоидентификации не возникало. Идентичность современного человека связана с сознательной ориентацией на определенный стиль жизни, «выбирая» который индивиды формируют свою тождественность с определенной группой, образом жизни, ценностями. В сверхсложных социальных организмах, каковыми являются индустриальные общества, идентичность имеет множественный характер. В процессе социализации индивид научается справляться со многими ролями, и соответственно, имеет множество «идентичностей»1.

В настоящее время выделяют персональную (индивидуальную) и социальную идентичность. Под персональной идентичностью понимают значение качества уникальности индивида, а социальная идентичность представляет собой результат отождествления (идентификации) индивида с социумом.

В зависимости от того, что выступает основанием идентификации (профессиональная или этническая группа, регион, политическое движение и т.д.), можно выделить различные типы социальной идентичности: профессиональная (шахтер, инженер, врач, спортсмен и т.д.), этническая (баварец, каталонец, татарин, фламандец и т.д.), политическая (коммунист, демократ, националист, либерал и т.д.). Причем место этнической идентичности в структуре личности может меняться. В одних условиях она не играет существенной роли или вообще не выражена (этнический индифферентизм), в других выступает на первый план или даже доминирует, вытесняя иные идентификации индивида . Причем в обоих случаях проявление этнической идентичности зависит от социума, а именно - от процессов социальных коммуникаций в нем. Стремительно растущие обороты глобализации, усиление духовного отчуждения в современной России и поиск путей его преодоления актуализируют проблему идентичности человека и общества. Нельзя не согласиться с Э. Фроммом , который термин «идентичность» связывает с целостным становлением личности. Идентичность он связывал с внутренним миром человека, а кризис идентичности - с невозможностью проявления своего внутреннего мира в общественной жизни, с отделением человека от общества. В условиях развития бюрократического общества человек превращается в безликое, выпавшее из индивидуальной жизни существо, не способное проявлять собственную инициативу. Активное участие в политической и экономической жизни, децентрализация промышленности и политики дадут возможность человеку преодолеть кризис идентичности и вырваться из оков бюрократической машины, что в свою очередь можно рассматривать как способы преодоления отчуждения.

Многие современные исследователи занимаются изучением вопросов формирования идентичности с разных точек зрения. Например, современный исследователь А.Ю. Хамнаева занимается исследованием идентичности как со-циально-философской проблемы . Д.Г. Когатько изучает российскую идентичность как культурно-цивилизационный феномен, имеющий многоуровневый характер . Исследователь Л.Б. Шнейдер занимается вопросами профессиональной идентичности, изучая условия ее становления, структуру и генезис4.

Похожие диссертации на Духовное отчуждение как социальный феномен современной России : социально-философский анализ