Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философские проблемы формирования культуры речи личности Синюкова Нина Николаевна

Философские проблемы формирования культуры речи личности
<
Философские проблемы формирования культуры речи личности Философские проблемы формирования культуры речи личности Философские проблемы формирования культуры речи личности Философские проблемы формирования культуры речи личности Философские проблемы формирования культуры речи личности Философские проблемы формирования культуры речи личности Философские проблемы формирования культуры речи личности Философские проблемы формирования культуры речи личности Философские проблемы формирования культуры речи личности
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Синюкова Нина Николаевна. Философские проблемы формирования культуры речи личности : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Москва, 2003 152 c. РГБ ОД, 61:04-9/121-7

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Социально- философский анализ культуры речи 9

1. Язык и речь как объекты социально-философского анализа в историко-философской ретроспективе 9

2. Философско-методологические основы культуры речи 23

Глава 2. Формирование культуры речи в процессе образования 48

1. Философская трактовка современного образования 48

2. Личность преподавателя как субъекта формирования культуры речи 72

3. Риторические приемы развития культуры речи 83

4. Роль ораторского искусства в развитии культуры речи 101

Глава 3. Значение речевой культуры для специалиста с высшим техническим образованием 114

1. Особенности речевой культуры специалиста с высшим техническим образованием 114

2. Влияние нарушений в речи специалиста на профессиональную деятельность и пути оптимизации его культуры речи 125

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 142

ЛИТЕРАТУРА 144

Введение к работе

Актуальность предпринимаемого исследования

В современном информационном обществе с его новейшими технологиями роль устного живого слова по-прежнему велика. Общество сохраняет приверженность изъясняться посредством живого слова, слово является видовым человеческим признаком, ведь среди всех видов общения преобладают те, которые опираются на устную речь. Многие проблемы современного общества связаны с процессами общения, с процессами человеческого взаимопонимания. В начале XXI века проблема установления взаимопонимания обостряется, так как современный человек контактирует с множеством людей, различающихся по национальности, происхождению, вере, образованию и т.д. Обычно изучение общения концентрируется исключительно на существе процесса, на объекте обсуждения, на способе общения, его языковая оболочка остается в тени, тем не менее способ общения часто способен породить негативное отношение к самому обсуждаемому предмету, породить агрессию и даже привести к широким социальным конфликтам.

Несмотря на то, что проблемы языка, сознания, понимания активно исследуются в современной философии в рамках различных ее течений, таких, например, как герменевтика, феноменология, аналитическая философия и др., целый ряд проблем остается еще недостаточно исследованным. Одной из таких проблем междисциплинарного характера является культура речи, которая играет важнейшую роль при поиске и выработке правильного способа общения между людьми, максимально учитывающего сложность духовного мира другого человека, позволяющего "достучаться" до "жизненного мира" (Э. Гуссерль) этого человека.

Несмотря на то, что многие аспекты культуры речи личности исследованы в лингвистике, психологии, социологии, логике, риторике и других отраслях научного знания, существует потребность в создании

целостной системы описания этого объекта. Проведенные исследования
отдельных аспектов культуры речи характеризуются большой
разнородностью, базируются на различных исходных предпосылках и
* основаниях, что не позволяет добиваться принципиальной совместимости

различных областей знаний в рамках единого каркаса представлений. Это
делает актуальным создание целостной теории культуры речи в контексте
разнообразных социальных взаимодействий, для выработки
методологических основ которой необходим и социально-философский
подход, так как речь человека, в первую очередь, это инструмент мысли и
убеждения.
Культура речи - неотъемлемая часть личностной характеристики

любого человека. Не случайно А.П. Чехов писал: «В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить можно было бы считать таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания - обучение красноречию следовало бы считать неизбежным».

Кроме того, в настоящее время востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи, умения эффективно общаться. Актуальность данной темы и необходимость теоретической разработки обусловлена также ее прикладной значимостью для большого числа людей публичных профессий, а также профессий, связанных с общением - педагогов, журналистов, политиков, телеведущих, юристов, дипломатов, менеджеров и т.д., всех тех, для кого умение четко и ясно выражать свои мысли, говорить грамотно, привлечь внимание и оказать влияние на слушателей является необходимой характеристикой профессиональной пригодности, а также немаловажным условием успеха на избранном поприще.

Степень разработанности проблемы и теоретические источники

В развитии культуры речи как самостоятельной научной дисциплины большое значение сыграла идея сознательного регулирования языковых

процессов, идущая от И.А. Бодуэна де Куртене. Она разрабатывалась в трудах его учеников, таких как Л.В. Щерба, Л.П. Якубинский, Е.Д. Поливанов и др.

Теоретические и практические задачи культуры речи рассматривались такими отечественными исследователями как В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Л.К. Граудина, Д.Н. Шмелев, Е.Н. Ширяев, Б.Н. Головин, Л.И. Скворцов и др. Особое место в становлении культуры речи как научного направления принадлежит СИ. Ожегову - основателю сектора культуры русской речи в Институте русского языка и редактору научно-популярной серии "Вопросы культуры русской речи". Отдельные аспекты культуры русской речи рассматривали в своих работах СП. Обнорский, Л.П. Крысин, Б.Ф. Шварцкопф, В.Г. Костомаров. Современное учение о коммуникативных качествах правильной речи рассматривает Б.Н. Головин.

Речевая деятельность и ее нарушения исследуются многими науками. Существует функциональный подход к изучению языка, при котором язык выступает как средство общения. Этот подход основан на разграничении языка и речи. В настоящее время наиболее распространена точка зрения, основанная на положениях школы Л.С Выготского и СЛ. Рубинштейна, согласно которым язык рассматривается как средство, а речь как способ формирования и формулирования мыслей.

Объектом исследования является культура речи преподавателя технического вуза.

Предмет исследования - социально-философский анализ культуры речи как компонента и фактора педагогической деятельности.

Цели и задачи исследования.

Целью данного исследования является выявление философских аспектов формирования культуры речи личности преподавателя, прежде всего технических вузов.

Поставленная цель достигается решением следующих задач:

1. Описать компоненты культурной речи личности.

2. Показать значение образования, в том числе риторического в
формировании современной культуры речи личности.

  1. Проанализировать природную обусловленность речевых нарушений, выявить их основные структурообразующие элементы по отношению к конструируемой модели речи преподавателя.

  2. Уточнить специфику и влияние речевых нарушений на процесс взаимодействия оратора с аудиторией.

Теоретико-методологические основания диссертации базируются на

отечественных и зарубежных исследованиях в области психологии, лингвистики, психолингвистики, логики, педагогики, социологии, философии, логопедии, которые дали конкретно-научный материал для научного обобщения. Теоретической основой послужили исследования, анализ структуры и функционирования человеческого сознания, языкового сознания, общепсихологическая теория деятельности; работы, посвященные проблемам состава и формирования профессионально-педагогической деятельности.

При этом в своей работе автор опирается на принципы диалектики, системный метод и теоретические положения синергетики.

Научная новизна исследования состоит в комплексном философском анализе проблем культуры речи, указанных при обосновании актуальности выбранной темы диссертационной работы. Изучались: с одной стороны, требования общества к качеству профессиональной подготовки в области культурной социализации, с другой, - возможности совершенствования мастерства устной речи. Сквозь призму педагогической парадигмы были рассмотрены условия формирования педагогической компетентности

специалиста в системе непрерывного социокультурного образования и пути совершенствования самой этой системы.

  1. Впервые описан системно-функциональный профессиографический портрет преподавателя нефилологического вуза, основанный на инвариантной модели речевой деятельности;

  2. обозначен комплексный подход в изучении проблем культурного формирования и развития языковой культуры личности социального, социально-психологического, социо-технологического уровней;

  3. предложена философская концепция культуры речи личности;

  4. предпринята попытка определить на конкретном материале значение воспитания речевой культуры;

  5. предложены некоторые рекомендации для подготовки и разработки комплексной программы по формированию профессиональных речевых качеств педагога высшей школы как фактора сохранения и развития духовности личности.

Таким образом, научная новизна диссертационного исследования заключается в постановке проблемы речевой культуры в современном обществе, в частности, в вузе.

Научно-практическая значимость работы определяется результатами исследования, способствующими решению актуальных проблем культуры речи, методологии научного познания, теории технического творчества, современной теории образования и воспитания речевой культуры студенческой молодежи. Эти результаты могут быть использованы в учебном процессе - в курсах лекций «Русский язык и культура речи», при чтении курсов социальной культуры, философии, культурологии, этике, психологии, государственного и муниципального управления, не исключая технических дисциплин, а также для совершенствования речевых навыков и умений на курсах повышения квалификации преподавателей.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на совместном

заседании кафедры философии Московского государственного

технологического университета «Станкин», Межвузовского центра по

философскому образованию Российской Федерации, кафедры русского языка

МГТУ «Станкин» и была рекомендована к защите.

Материалы исследования использованы в публикациях автора.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав (восьми параграфов), заключения, библиографического приложения.

Язык и речь как объекты социально-философского анализа в историко-философской ретроспективе

С давних времен и до сих пор язык рассматривается как одно из фундаментальных начал общественной жизни, как важнейший компонент культуры. Возникновение членораздельной речи явилось мощным средством развития человека, общества и сознания. Благодаря языку осуществляется специфически человеческая форма передачи социального опыта, культурных норм и традиций.

В научной литературе можно встретить множество различных определений языка, что объясняется тем, что он выступает предметом изучения различных наук: лингвистики, психологии, логики, литературоведения, истории культуры, антропологии, семиотики, теории массовой коммуникации и др. Особое место в изучении языка принадлежит философии, которая в силу своего концептуального статуса занимается теми проблемами, которые не являются предметом исследования более частных наук. Последние исследуют свой аспект, свою грань такого социального феномена как язык и оставляют вне анализа рассмотрения языка как целостного, исторически обусловленного явления. Философия, опираясь на данные конкретных наук, исследует феномен языка в контексте таких общих проблем как происхождение языка, взаимоотношения языка и мышления, роль языка в преемственности различных поколений и исторических эпох.

Историко-философская традиция изобилует многочисленными подходами к изучению языка. Уже древние осознавали его роль как средства общения между людьми. Язык рассматривался как неотъемлемое свойство человека, выделяющее его из животного мира. На протяжении всей истории философии практически всеми крупными философами отмечается неразрывная диалектическая связь языка (речи) с мышлением.

Если мифологическое сознание не разделяло слова и именуемую ими реальность, то античные философы уже различают слово и объект. Демокрит считал язык формой общественного договора. Для Сократа и Платона вопрос о соотношении имени и именуемой реальности был одним из важнейших. Они полагали, что имя установлено не произвольно, а по природе. У Платона оно подражает сущности. Эту же традицию можно встретить в философии эллинизма. Так, например, стоики полагали, что в языке человек подражает окружающему миру, а эпикурейцы считали, что язык возник на основе непроизвольного выражения эмоций в звуке.

В Средние века доминировала креацианистская трактовка языка, согласно которой он рассматривался как божественный дар. Мыслители эпохи Возрождения также уделяли внимание проблемам языка. Так, итальянские гуманисты, изучавшие древнегреческий и латинский языки, заложили основы классической филологии, от которой затем "отпочковались" многие науки о языке. В Новое время язык рассматривается как средство мышления, его начинают подвергать проясняющему логическому анализу. «Слова, - писал Ф. Бэкон в работе "О достоинстве и приумножении наук", - являются следами мысли, а следы в какой-то мере указывают и на то тело, которому они принадлежат»1. Подчеркивая значение языка в практической деятельности, Бэкон одновременно обратил внимание на некоторые опасности, которые таит для ученого язык. Так, в знаменитой бэконовской "теории идолов" есть раздел, посвященный языку - "идолы рынка" или "рыночной площади". Речь идет о тех часто не замечаемых людьми причинах, которые толкают их к небрежному пользованию языком. Невнимание к правильности и точности языка может привести к суматохе, наподобие той, что присутствует на рыночной площади в базарный день. Внимательное отношение к слову, использование в науке точного языка, позволяет преодолеть эти опасности. Также отмечал важное значение языка рационалист Р. Декарт. В "Первоначалах философии" он пишет: «...слова, воспринятые на слух, либо только написанные, вызывают в нашей душе представления обо всех тех вещах, которые обозначают, и затем различные страсти» . Эту же связь подчеркивает Т. Гоббс: «Речь или способность говорить есть сочетание слов, установленных волей людей, для того чтобы обозначить ряд представлений о предметах, о которых мы думаем. Следовательно, речь относится к ходу мыслей точно также как слово к идее или понятию» . В этот же период предпринимаются попытки построить универсальный язык, к которому можно было бы свести все другие языки. Г.В. Лейбниц полагал, что "слова, которыми мы пользуемся достаточно темны, неясны и нередко сообщают лишь смутные понятия. Поэтому их придется заменить другими знаками, имеющими точный и определенный смысл,... они дадут нам средство рассуждать путем вычислений"3. Эти идеи были использованы позднее при создании математической логики.

Таким образом, в Новое время уже весьма редко считают, что звучание слова должно иметь что-то общее с его предметным значением. Слова рассматриваются как знаки предметов или их психических образов. Характерной чертой этой эпохи было возникновение потребности в создании специального научного, а затем и формализованного языка, призванного фиксировать отношения между мыслями при отвлечении от их содержания и дающего возможность строить научные языки с точно установленной структурой и заданными правилами преобразования одних выражений в другие. Базой создания этих языков был разговорный язык.

В XIX веке большой вклад в разработку философских проблем языка внес немецкий естествоиспытатель и философ В. Гумбольт. Он сформулировал положение о том, что язык представляет собой особого рода реальность, характерной чертой которой является саморазвитие, производство самого себя. Трактуя язык как "живой организм", как непрерывное духовное творчество народа, он видел в нем источник и почву духовной деятельности. Вместе с тем он выдвигает и идею об относительной самостоятельности языка. Эта идея получит широкое распространение в XX веке. Особенно парадоксально она прозвучит у М. Хайдеггера, который утверждал, что не человек говорит, а язык говорит человеку.

Существенный вклад в развитие философии языка внес также великий немецкий философ Г. Гегель, проанализировавший роль языка в процессе формирования человека, его мышления. Его труды завершили формирование философской концепции языка, которую сегодня принято называть "классической". Для нее характерна высокая оценка роли языка в развитии как отдельного, так и общества в целом, оценка его как важнейшего инструмента познания и мышления. Язык - исключительно человеческое достояние, он тесно связан с мышлением человека, с его исключительной способностью к абстрагированию - только с помощью языка человек способен формулировать абстрактные понятия. В классической концепции особое место занимает вопрос о социально-философских основах языка. Язык - необходимое условие и средство социализации индивида. Язык возникает в совместной жизнедеятельности индивидов, без него невозможно усвоение культуры, социальных норм и правил, т.е. того, без чего немыслим человек. Кроме того, в классической концепции рассматривалась проблема социальных функций языка, особенно подробно была рассмотрена коммуникативная - функция общения.

В XX веке исследователи видят в языке не только несомненное благо, но и опасность. И эта опасность отличается от бэконовской постановки вопроса, т.е. она связана не столько с неумением отдельных людей пользоваться языком, сколько корениться в самой природе последнего. Язык «расставляет ловушки», создает трудности. В связи с этим роль языка современной философией представляется в значительной степени по-новому. Во-первых, исследователи в XX веке обращают особое внимание на самостоятельность языка. «Течение и движение мысли не совпадают прямо и непосредственно с развертыванием речи, - отмечает Л.С. Выготский, -единицы языка и единицы речи не совпадают. Один и другой процесс обнаруживают единство, но не тождество»1.

Философская трактовка современного образования

Культура речи формируется в процессе образования. Личность преподавателя играет в нем важную роль. Многогранность процесса образования обусловливает изучение его различными науками. Например, социальная философия исследует образование как специфическое общественное явление, возникающее и развивающееся во взаимодействии общественного бытия и общественного сознания. Педагогика рассматривает образование в качестве специфического образовательного и воспитательного процесса, раскрывает основные методические "и дидактические приемы обучения в тесной связи с изменяющимися условиями общественной жизни. В отличие от них, «философия образования как особая область философского исследования анализирует основания педагогической деятельности и образования, его цели и идеалы, методологию педагогического знания, методы проектирования и создания новых образовательных институций и систем»1.

Показывая неразрывную связь образования с динамикой социально-экономических, социокультурных и политических изменений в обществе, философия исходит из того, что даже в самых кризисных моментах общественного развития система образования обладает относительной устойчивостью и стабильностью. Это обеспечивает непрерывность общественного воспроизводства социальных общностей и индивидов, хотя сам процесс воспроизводства может переживать весьма существенные трансформации.

Становление основных черт личности, в том числе формирование культуры речи происходит в процессе социализации.

Под социализацией в науке принято понимать развитие и самореализацию человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

Процесс этот представляет собой совокупность трех составляющих:

стихийную социализацию человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества;

относительно направляемую социализацию, когда государство предпринимает определенные экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных социально-профессиональных групп населения;

относительно социально-контролируемую социализацию -планомерное создание обществом и государством организационных, материальных и духовных условий для развития человека (воспитания).

Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

Процесс и результат социализации содержат в себе внутренний, до конца не разрешимый конфликт между мерой идентификации человека с обществом и степенью его обособления в нем. Величина, острота и проявленность этого конфликта, сбалансированность идентификации и обособления в каждом конкретном случае связаны как с типом общества, так и со стилями воспитания, характерными для общества в целом, для тех или иных социокультурных слоев, семей, воспитательных организаций.

Всю совокупность условий, в которых протекает социализация человека на протяжении его жизни, можно объединить в три группы факторов: мегафакторы - космос, планета, мир; мезофакторы - условия социализации групп, выделяемых по этническому принципу, по месту или типу поселения (регион, село, город), по принадлежности к аудитории сетей массовой коммуникации (радио, телевидение и т.д.); микрофакторы (семья, микросоциум, институты воспитания). «Социализация человека осуществляется с помощью средств, специфических для того или иного общества, социального слоя в процессе его взаимодействия с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями, с помощью различных механизмов, которые не только дополняют друг друга, но в той или иной мере рассогласованы и противоречат друг другу. Все это объективно обусловливает определенную степень автономии человека, которая необходима для формирования личности»1.

Таким образом, культура - это то, что осваивается человеком в процессе социализации. А социализация — это то, как усваивается человеком культура, иными словами, - это процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных норм.

Ее результат - социально зрелая личность. А какая же личность без культуры?

Преемственность культуры достигается через социализацию. А надзирает за тем, правильно или неправильно проходит социализация, особый механизм, иначе говоря, социальный контроль. Он пронизывает все общество, принимает множество форм и обличий (общественное мнение, цензура и т. п.), но состоит всего из двух элементов - социальных норм (предписаний, что должно делать) и санкций (вознаграждений и наказаний, стимулирующих соблюдение предписаний).

Социальный контроль - механизм регуляции поведения индивидов и групп, включающий нормы и санкции. Когда в обществе нет законов и норм, устанавливается беспорядок, или анемия. А когда отдельный человек отклоняется от норм либо их нарушает, его поведение называют девиантным.

Особенности речевой культуры специалиста с высшим техническим образованием

Остановимся подробнее на характеристиках и особенностях устной научной речи в условиях реальной коммуникации в сфере технического образования. В данном исследовании нас будет интересовать преподаватель не как автор учебника, не как экзаменатор, не как консультант, а только как лектор.

Речь лектора - это речь 1) устная, 2) научная, 3) монологическая. Основой устной речи, также как и письменной является литературная речь, выступающая как ведущая форма существования русского языка, рассчитанная на сознательный подход к системе средств общения, при котором осуществляется ориентация на определенные нормированные образцы. Она является таким средством общения, нормы которого закрепляются как формы образцовой речи, т. е. нормативно фиксируются в грамматике, словарях, учебниках.

Прежде всего, устная речь - это звучащая речь, материальной формой которой являются произносимые звуки в результате сложной деятельности органов произношения человека. Поэтому к лекторской речи, как к устной предъявляются следующие требования: каждый звук и каждое сочетание звуков должны произноситься правильно, речь должна звучать четко, необходимо соблюдать правильную интонацию в повествовательных и вопросительных предложениях, необходимо правильно членить речевой поток на синтагмы, на смысловые блоки, но при этом паузы не должны быть слишком длинными, необходимо силой голоса выделять в предложении тему и рему (предикат).

Речь лектора - это научная речь, соединяющая в себе качества и научной, и публичной, и устной речи, приобретает свою собственную специфику. Будучи подготовленной формой, устная лекторская речь отличается продуманностью, четкой структурной организацией, большей строгостью, развернутостью и в плане логики, лексики, грамматики приближена к письменному тексту. Вместе с тем она имеет ряд особенностей, позволяющих говорить о ней как об устной речи. В качестве примера приведем отрывок из письменного текста: «Слегка отвлекаясь от отечественной проблематики, хотелось бы заметить, что, как показал современный опыт скандинавского региона и ряда других стран, дело вовсе не в монархии, не в форме политической организации, а в разделении политической власти между государством и обществом»1. При устном воспроизведении этого фрагмента на лекции он, конечно, будет изменен и может иметь приблизительно такую форму: «Если мы отвлечемся от отечественной проблематики, то увидим, что дело вовсе не в монархии, дело не форме политической организации. Все дело заключается в том, как разделить власть между государством и обществом. И это подтверждает опыт скандинавских стран».

Устная научная речь строится с ориентацией на определенные нормы научного стиля и представлена в виде монолога, то есть развернутого высказывания одного лица.

В отличие от устной научной речи разговорно-обиходная устная речь реализуется в форме непринужденной, неподготовленной монологической или диалогической речи. По сравнению с устной научной речью, разговорно-обиходная устная речь отличается следующими параметрами: 1) наличие неофициальных отношений между говорящими; 2) неприемлемость в сфере массовой коммуникации; 3) опора на внеязыковую ситуацию, т.е. непосредственную обстановку речи, в которой протекает общение; 4) присутствие эмоционально-экспрессивной окраски; 5) употребление разнородной лексики: общекнижной, терминов, иноязычных заимствований, просторечий, диалектов, жаргонов; 6) вариативность порядка слов в высказывании; 7) упрощение синтаксиса; 8) эллипсис; 9) использование мимики и жестов.

Требования, предъявляемые к устной научной монологической (лекторской) речи:

1) логичность; 2) последовательность; 3) связность; 4) ясность; 5) объективность.

Именно они организуют в систему все языковые средства, формирующие научность монолога и определяют выбор лексики.

Для выполнения этих требований необходимо владение нормами морфологии (правильный выбор падежа, согласование существительных и причастий по падежам), глагольного управления, правилами синтаксиса.

Соблюдение этих норм характеризует речевую культуру выступающего (лектора). Выступление перед публикой обязывает адресанта учитывать особенности языкового сознания как общества в целом, так и конкретных социальных групп.

Монологическая речь по своим характеристикам представляет собой: длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом (в данном случае - преподавателем). Она представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю.

Так для монологической речи типичны значительные по размеру отрезки текста, следовательно, они должны состоять из структурно и содержательно связанных между собой высказываний, имеющих индивидуальную композиционную построенность и относительную смысловую завершенность. Монологическую речь (ораторская речь, научный доклад, выступление) обусловливают стилистические особенности: строение предложении, синтаксические способы их соединения, лексический отбор, виды взаимодействия элементов разговорной и литературной речи»1. Отсюда требования:

1) будучи длительной, монологическая речь не должна быть монотонной;

2) она должна быть интонированной, поскольку большим объемам текста необходимо устное структурирование;

3) должна быть точной, не допускать разночтений;

4) должна излагать материал последовательно;

5) должна быть связной, то есть лектор должен владеть набором когезивных средств.

Важнейшей из норм, которой должна подчиняться всякая публичная речь, является ее фонетико-грамматическая и лексическая правильность, соответствующая исторически принятым, действующим языковым стандартам, касающимся, прежде всего, произношения, ударения, словоупотребления, формообразования, построения словосочетаний и предложений. Так как любое отступление от нормы быстро подмечается аудиторией.

В монологе резко выделяются некоторые явления, которые с точки зрения языка трудно назвать нарушениями языковых норм, и, тем не менее, слушающие воспринимают их как явные недостатки лекторского выступления. К таким явлениям относятся невнятное произношение, бедность словарного запаса, монотонность и др. Поскольку внимание слушающих сфокусировано на восприятии и понимании речи говорящего, подобные недостатки затрудняют процессы восприятия и понимания смысла информации.

Похожие диссертации на Философские проблемы формирования культуры речи личности