Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социализация личности как проблема социальной синергетики Николаева Евгения Михайловна

Социализация личности как проблема социальной синергетики
<
Социализация личности как проблема социальной синергетики Социализация личности как проблема социальной синергетики Социализация личности как проблема социальной синергетики Социализация личности как проблема социальной синергетики Социализация личности как проблема социальной синергетики Социализация личности как проблема социальной синергетики Социализация личности как проблема социальной синергетики Социализация личности как проблема социальной синергетики Социализация личности как проблема социальной синергетики Социализация личности как проблема социальной синергетики Социализация личности как проблема социальной синергетики Социализация личности как проблема социальной синергетики
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Николаева Евгения Михайловна. Социализация личности как проблема социальной синергетики : дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.11 Казань, 2006 303 с. РГБ ОД, 71:07-9/90

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Традиции философского и научного осмысления феномена социализации личности 30

1.1. Социализация как объект междисциплинарных исследований 30

1.2. Традиционные и современные теории социализации 50

Глава II Эвристический потенциал синергетики как парадигмальной основы исследования социальных процессов 82

2.1. Синергетическое мировидение и его философское обоснование . 82

2.2. Генезис и развитие идей социальной самоорганизации 100

Глава III Синергетическая концепция социализации (социально- философские основания) 135

3.1. Онтологические основания синергетики в описании и понимании феномена социализации 135

3.2. Социализация как синергетическая система-процесс 160

Глава IV Диалектика организации и дезорганизации в современном социализационном процессе 201

4.1. Соотношение стихийных и целенаправленных факторов социализации в становлении ценностных ориентации личности 201

4.2. Целеполагание собственного бытия как индикатор социализированности личности 216

4.3. Социальное саморазвитие личности как обратное присвоение упорядоченности 228

4.4. Синергия традиции и новации в социализационном процессе 243

Заключение 265

Библиографический список использованной литературы 286

Приложения 301

Введение к работе

Актуальность темы исследования Социализация личности - одна из тех фундаментальных проблем социально-гуманитарного познания, актуальность изучения которых не ослабевает с течением времени. Более того, с учетом реалий современного российского общества, находящегося на этапе трансформации, необходимость разработки проблемы социализации лишь усиливается. Это вызвано, с одной стороны, выдвижением новых требований к личности со стороны общества, размыванием и девальвацией системы традиционных ценностей, сложившегося механизма социализации поколений и нарушением преемственности между ними, модернизацией важнейших сфер жизни постсоветского общества, внедрением чуждых ему духовных ценностей, вытеснением и забвением отечественных культурных традиций, отвечающих за социокультурный иммунитет общества.

С другой стороны, в периоды трансформаций общественной жизни нормы социализации личности, как правило, либо теряют свое значение, либо отсутствуют. Общество переживает кардинальное изменение основных институтов социализации, сопровождающееся серьезным дисбалансом целенаправленных и стихийных форм социализации в сторону доминирования последних. В этой связи возникает стихийная, деструктивная для развития человека, опасная и непредсказуемая по своим последствиям социальная ситуация. В современном обществе обнаруживается множество форм социальности, которые появляются и начинают действовать раньше, чем их можно предсказать и поставить под управляемый контроль их возможные негативные социальные последствия. Это заключение относится и к социализации.

Существует много вариантов определения социализации, но все они тяготеют к ее пониманию как процесса, благодаря которому человек усваивает

4 и научается подчиняться социальным нормам. Социализация индивида в большинстве своем рассматривается как процесс вхождения его в мир конкретных социальных связей и интеграции личности в различные типы социальных общностей через культуру, ценности и нормы, на основе которых формируются социально значимые черты личности. Личность - индивид, принадлежащий более обширному целому, осознающий и реализующий свою индивидуальность общественно. Человеческий индивид становится личностью в совместной деятельности с себе подобными, в ходе встраивания в систему социальных взаимодействий. Такого рода встраивание, влекущее социальное опосредование натуралистических основ, именуется социализацией. В наиболее широком смысле социализация может рассматриваться как один из процессов самоорганизации общества, представляющий собой самовоспроизводство и развитие социокультурной составляющей общества путем наследования и преобразования социокультурного опыта человечества.

На определенном этапе развития общество в своей социализирующей деятельности уже не успевает справляться с этой задачей, не поспевает за скоростью социальных изменений. Сегодня требуются другие социализаторские ориентиры, средства и методы, учитывающие новые социальные условия, в том числе и накопление критической массы развития, а также необходимости интенсификации управляющих воздействий. Современная изменчивая социальная среда имеет мозаичную структуру, она чрезвычайно темпоральна, чувствительна к малым воздействиям, отличается отсутствием устойчивых, долговременных связей и зависимостей. Она предлагает современному человеку постоянно меняющиеся ценности, смыслы и стили, число которых неуклонно возрастает. Все это делает социализацию существенно нелинейным процессом. Современный человек вследствие активного взаимодействия разных культур с помощью массовой информации испытывает сложности социального самоопределения и идентификации.

5 В этой связи традиционные методологические подходы к исследованию социализации в современном обществе оказываются не адекватными. Вполне закономерно, что вслед за изменением условий социализации и форм социального поведения личности должны измениться и методы научного познания данного феномена. Необходима переориентация концептуальных подходов к проблеме социализации, изменение методов ее научного исследования на философско-методологическом уровне.

Обновление эвристических основ теории социализации с философской точки зрения, должно основываться на иных, более адекватных методологиях междисциплинарности, например, в рамках синергетической методологии. Синергетика может быть рассмотрена в качестве одной из современных эффективных междисциплинарных или трансдисциплинарных программ социально-гуманитарных исследований. Именно в этой области знания просматривается один из факторов глубоких изменений в методологических основаниях современной науки, в т.ч. философском взгляде на мир, в самом стиле научного мышления. Благодаря междисциплинарному характеру синергетика открывает возможности для нового диалога между естествоиспытателями и гуманитариями. Она делает шаги в направлении синтеза естественных и гуманитарных наук, в направлении поисков универсального знания. Как отмечает В.П.Шалаев, «...глобальные проблемы современности, насущные потребности общественной практики стали...основной причиной выхода науки на новый виток интегративных поисков, в основе которых междисциплинарный диалог, принцип дополнительности, логика интерпретаций и заимствований. В итоге, системно-синергетическая парадигма, связанные с ней методология и мировидение - есть адекватный состоянию современного общества отклик науки на актуальные вопросы человеческого бытия на рубеже XX-XXI веков» (148, с. 138).

Синергетику можно рассматривать в качестве парадигмального поля, в котором возможен «междисциплинарный синтез, интеграция и диалог наук» (В.ПШалаев). По определению В.П.Шалаева, одним из наиболее существенных свойств синергетики является «фронтальная полинаучная дисциплинарность, связанная со способностью вводить в диалог (в состояние дополнительности, взаимопризнания, на путях поиска целостности) все многообразие отраслей научных знаний и теорий, по тем или иным вопросам, в том числе, естествознание и социально-гуманитарное знание, что характеризует ее как общенаучное направление» (149, с. 193-194).

Предмет синергетики - процессы становления новых свойств и качеств; явления самоорганизации и нелинейные эффекты в сложноорганизованных, открытых, далеких от равновесия системах и хаотических средах. Сегодня «синергетика, т.е. теория самоорганизующихся систем, становится одной из важнейших парадигм постнеклассической науки, если не самой важной из них. Она формулирует основы нового миропонимания, ориентируясь на поиск достаточно общих закономерностей эволюции и самоорганизации природных, социальных и когнитивных систем (в том числе и человекомерных), анализируя сценарии их развития, механизмы возникновения структур разных типов, коэволюцию человека и природы, а также сложных социальных и социоэкологических систем» (52, с. 132). Синергетика как парадигма особенно интересна тем, что она акцентирует внимание на аспектах реальности, наиболее характерных для современной стадии ускоренных социальных изменений: разупорядоченности, неустойчивости, разнообразии, неравновесности, нелинейных отношениях, в которых малый сигнал на входе может вызвать сколь угодно сильный отклик на выходе, и темпоральное - повышенной чувствительности к течению времени.

Парадигма по Т. Куну — это определенный стереотип восприятия и реагирования на стоящие перед наукой проблемы. При этом, как и в ситуации восприятия любых объектов, то, что исследователь видит, зависит как от того,

7 на что он смотрит, так и от того визуально-концептуального опыта, сквозь призму которого он видит объект. Иными словами, парадигма — это, прежде всего, новый способ упорядочения видимого, позволяющий как образовывать новые концептуальные порядки, так и включать в них явления и предметы, ранее упорядочению не поддававшиеся или не подлежавшие (70, с. 153).

С точки зрения сказанного нельзя обойти вниманием позицию В.И.Аршинова, согласно которой «термин «парадигма» применительно к синергетике возможно не совсем удачен. Изначально он использовался, (по крайней мере, Т.Куном) с целью подчеркнуть нарушение коммуникации в научном сообществе: приверженцы разных парадигм по-разному видят одни и те же вещи, поэтому не понимают и не принимают друг друга, поскольку пользуются «несоизмеримыми языками». Синергетическая «парадигма», напротив, ставит своей осознаваемой целью восстановление междисциплинарных диалогов как средства продуктивной коммуникации и кооперации разнообразных сообществ, несомненно, учитывая при этом, что такого типа общение мультипарадигмально, плюралистично, что некоторым участникам могут оказаться чуждыми концептуальные представления, предельные онтологии, гелыптаты и т.д.» (5, с. 152-153).

Согласившись в целом с позицией В.И.Аршинова, следует отметить, что Т.Кун, вводя часто используемое нами понятие «парадигма», преследовал цель отыскания термина, способного адекватным образом описывать на самом общем уровне процессы, происходящие в сфере методологических оснований познания в периоды как «нормального», так и кризисного состояния науки. Правда, в рассмотрении Куна это касалось отдельных научных дисциплин, хотя, с нашей точки зрения, его гносеологические модели вполне могут работать и на более широком пространстве научного познания. В этом смысле более адекватной выглядит позиция В.П.Шалаева, уже упоминавшаяся нами выше, в которой он рассматривает синергетику как общенаучное парадигмальное поле,

8 способствующее обменным процессам в науке.

К настоящему моменту можно говорить, что синергетическая парадигма с достаточной степенью обоснованности может претендовать на ту методологическую установку, в рамках которой возможно объединение в одной интегративной модели как макродинамических картин социального изменения, так и представлений об активности субъекта, его влиянии на течение социодинамических процессов прежде всего в качестве продуцента индивидуальных картин мира и индивидуальных моделей мироописания.

Синергетика, разумеется, не в праве претендовать на роль абсолютного интерпретатора в социально-гуманитарном знании. Она лишь открывает новый ракурс рассмотрения феномена человека, исторических и социальных процессов. Это - ракурс темпоральности, когерентности, спонтанности, нелинейности социального становления личности и эволюции социума. С позиций синергетики возможен свежий взгляд на уже давно известные, но нуждающиеся в переосмыслении феномены человеческой культуры. Философское осмысление закономерностей нелинейных явлений позволяет глубже раскрыть и конкретизировать целый ряд важных аспектов современного социализационного процесса.

Предвидя возможный упрек в том, что здесь происходит понятийное переименование известного и только, хотелось бы высказать сомнение в однозначной правомерности такого обвинения и в этой связи привести мнение Л.П.Киященко: «Смена или обновление понятийного аппарата той или иной области знания и философии, в частности, отнюдь не всегда связаны с необоснованным произволом. Произвол... вполне оправдан в том случае, когда совершаемое переименование, по аналогии с переводом одного языка на другой, предполагает «встряхивание устоявшихся смыслов в обоих языках с целью уточнения и обновления не только отдельных понятий, но и осмысления всего языкового контекста данной сферы знания» (55, с. 58). Уже эти причины

9 позволяют и объясняют попытку применить синергетические представления в сфере социального философского знания.

В современном обществе внимание исследователей должно сосредоточиваться на процессах становления социальности. А, как известно, именно процессы становления находятся в фокусе синергетики, позволяющей представить социализацию в виде самоорганизующейся системы. Эволюция этой системы содержит в себе как детерминистические, так и стохастические элементы, представляя собой сопряжение неободимости и случайности (социальной связности и индивидуальной свободы). Ее усложнение в ходе развития связано с появлением новых уровней организации, при формировании которых происходит перестройка прежней целостности, появление новых управляющих параметров. И в этой ситуации методология синергетики позволяет зафиксировать особенности изменения и становления системной целостности социализации, тем самым рассмотреть данный феномен как сочетание, взаимодополнительность ставшего и становящегося.

Современный социализационный процесс может быть рассмотрен сквозь призму нелинейности. Становление личности в процессе социализации обладает большим числом степеней свободы, поэтому оно не может быть однозначно предсказано или прослежено в прошлое. Порядок, в котором пребывает личность на определенном этапе социализации, всегда носит поливариантный характер, поскольку наряду с актуальными личностными структурами существует набор потенциальных, которые могут быть актуализированы при других условиях (как правило, под воздействием флуктуации в бифуркационной фазе). Обоснование нелинейности процесса социализации требует признания того обстоятельства, что этот процесс полон неожиданных поворотов, связанных с выбором направления дальнейшего развития личности, с его альтернативностью.

Рост и преобразование личностных структур в процессе социализации

10 подчиняется законам нелинейности, т.е. действие детерминирующих структуру факторов не суммируется и даже не умножается. Способность личности к самодействию, спонтанному самопорождению новых структур нарушает симметрию причины и следствия, пропорциональность результата приложенным усилиям: малые воздействия могут приводить к весьма существенным последствиям, тогда как существенные возмущения системы влекут незначительные результаты.

Понимание социализации как существенно нелинейного процесса выводит на первое место представление не о линейной, а о циклической причинности, основанием которой является возможность воздействия результата на породившую его причину. В парадигме каузального цикла каждый элемент системы социализации может быть как причиной, так и следствием. Циклическая причинность предусматривает необходимость и взаимодополнительность (синергийность) фазовых переходов от деструкции к структурированию и обратно.

Кроме того, обозначенная тема актуальна наличием извечной потребности в обогащении наших знаний о самих себе и об обществе. Синергетика дает новые контексты рассмотрения «вечных» вопросов, соответствующие изменившимся социальным условиям (включая уровень развития естественных наук и принципов научной рациональности).

Традиционно процесс формирования личности в ходе социализации исследовался преимущественно в плоскости временной оси, в рамках линейно эволюционирующего общества. Временной фактор рассматривался в качестве ведущей детерминанты, дифференцирующей категории личностных образований в процессе социализации. Переход к другому ракурсу -синергетическому переводит исследование в область процесса - из феноменологической, результативной формы в область исследования динамических изменений, позволяет вскрыть механизмы формирования

11 личностных образований в условиях, когда основным фоном бытия человека становится ситуация неопределенности, непредсказуемости и открытого будущего.

Синергетический подход к исследованию социализации предполагает, как нам представляется, совместное рассмотрение действия и его результата. Происходит известное расширение предмета исследования, т.е. предмет (социализация) приобретает процессуальный характер, тем самым подчеркивается совместное рассмотрение становления, особенностей получения того или иного результата. В контексте синергетики социализация предстает как синергетическая система-процесс, обеспечивающая социальное становление личности, в которой межсистемные отношения между личностью и обществом складываются в режиме синергии и оппонентности. Эта система-процесс имеет дихотомичный характер, поскольку сочетает в себе организацию (деятельность институтов и классов, образующих социум, определяющих философию социализации, отвечающих за ее эффекты) и самоорганизацию (деятельность отдельных индивидов и микрогрупп, самоопределяющих свои социальные роли и статусы).

Именно поэтому социализирующее управление, осуществляемое институтами социализации, не должно выглядеть как организованное насилие на основе познанной необходимости. Социализация как синергийный процесс основывается на соединении вмешательства институтов социализации с существом внутренних тенденций развивающейся (социализирующейся) личности. Такой подход постулирует идею о том, что источник преобразования личности лежит обычно в ней самой, то есть личность как система обладает способностью к самоорганизации и саморазвитию. Поэтому синергетика выявляет в социализации в определенном смысле «высший тип детерминизма -детерминизм с пониманием неоднозначности будущего и с возможностью выхода на желаемое будущее. Это детерминизм, который усиливает роль

12 человека» (58, с. 20).

В настоящем исследовании предпринята попытка трактовки современного социализационного процесса с позиций синергетической онтологии, которая демонстрирует, что эффекты социализации обеспечиваются самосогласованием общественных и личностных компонент когерентных кооперативных процессов. Степень научной разработанности проблемы.

На протяжении многих лет феномен социализации активно изучался в качестве междисциплинарной проблемы различными отраслями социально-гуманитарной мысли. Если говорить о философском дискурсе, то взаимодействие личности и общества является фундаментальной проблемой социальной философии, анализ которого возможен с определенных исследовательских позиций. Можно выделить несколько теоретических традиций, которые эти исследовательские позиции отражают.

Прежде всего, это структурализм, со смежной объяснительной моделью -структурно-функциональным анализом. Их представители - Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, О.Конт, К.Леви-Стросс, Р.Мертон, Т.Парсонс дают объективные, надиндивидуальные объяснения общества, существующего над отдельными индивидами. Феноменологическая традиция со смежным ответвлением экзистенциализмом, развивалась Э.Гуссерлем, Д.Мидом Ч.Кули, А.Шюцем, Э.Гоффманом, М.Хайдеггером, Ж.-П.Сартром. Ее подход противоположен структурно-функциональному, поскольку, исходная посылка - это человеческая субъективность, жизненный мир, в котором живет конкретно-существующий человек. Постепенное признание интерсубъектного характера процесса социализации во многом стало возможным благодаря работам исследователей интеракционистской ориентации. Особняком стоит феноменологически-интеракционистская концепция социализации личности П.Бергера и Т.Лукмана. Она во многом содержит в себе синтетические тенденции и черты будущих

13 современных парадигм социализации. Методологически к лагерю интеракционистов могут быть отнесены известные идеи А.Маслоу о самоактуализации личности, теория «социального действия» М.Вебера», теория «социального научения» А.Бандуры, а также «фокальная теория взросления» Дж.К.Коулмена, концепция социализации У.Уэнтворта, «экология человеческого развития» У.Бронфенбреннера, теория «социализации для социальных изменений» И.Талмена и другие теоретические конструкции. Принцип субъектности личности учитывается и большинством отечественных специалистов в предлагаемых ими теориях социализации. Своеобразное преодоление противопоставления структурализма и феноменологии демонстрируют своими подходами Ю.Хабермас, Э.Гидденс. К теориям интеграции можно отнести и взгляды современных французских обществоведов М.Фуко и П.Бурдье.

Принцип субъектности личности учитывается и большинством отечественных специалистов в предлагаемых ими теориях социализации. В традиционной отечественной научной литературе социализация преимущественно рассматривается как двусторонний процесс «передачи-усвоения» человеком социокультурного опыта, социальной культуры, превращения его в социальный субъект (В.П.Андрущенко, И.С.Кон, Е.А.Ануфриев, Б.Д.Парыгин, Д.В.Ольшанский, Е.И., Е.И.Москалец, Х.Ф.Сабиров, Г.М.Андреева и др.).

В работах В.С.Мухиной проблема социализации рассматривается в рамках концепции феноменологии развития и бытия личности, согласно которой индивидуальное бытие человека определяется одновременно и как социальная единица, и как уникальная личность.

Среди отечественных исследований заслуживает внимания подход к проблеме социализации Э.А.Орловой. Она в рассмотрении процессов конкретной социализации предлагает идти через познание границ

14 пространственно-временной и социально-структурной распределенности социально значимых элементов культуры, а от них выходить к выявлению локусов социализации и их дифференцированной доступности членам общества в разные возрастные периоды.

В контексте настоящего исследования представляет интерес социально-философская концепция социализации молодежи в современных условиях С.П.Иваненкова, позволяющая учесть взаимодействие традиционных и инновационных процессов.

Анализ степени разработанности проблемы социализации показывает, что она является междисциплинарной и находится в гуще проблем современной науки, решение которых характеризуется полипарадигмальностью, когда сосуществуют и взаимодействуют концепции, отстаивающие приоритет объективности или субъективности, социальных структур или индивидов.

Попытка использования методологии синергетики в исследовании феномена социализации определяет необходимость обращения к уже имеющемуся в науке опыту социальной интерпретации синергетических идей. Непосредственные предпосылки для синергетической интерпретации социальных процессов исходят от основоположников современной общей теории самоорганизации И.Пригожина и Г.Хакена, которые осторожно прилагали идеи неравновесной термодинамики и синергетики, развиваемые ими в рамках физики и химии, к политологии, экономике и социологии.

Оригинальные идеи, служащие методологической и теоретической основой в осмыслении синергетичности социальных процессов, содержатся в трудах В.Вайдлиха, К.Майнцера, Э.Янча, В.Эбелинга, Э.Ласло и других исследователей, разрабатывавших различные аспекты социально-синергетического направления в западной науке.

Кроме этого, среди изданий зарубежной научной литературы, которые отражают те или иные аспекты рассматриваемой в диссертации проблемы,

15наиболее важными являются работы создателей концепции автопоэзиса (или самовоспроизводства) жизни У.Матураны и Ф.Варелы, а также труды последнего, посвященные теоретическим основам концепции инактивированного познания. Следует также отметить публикации авторов теории самоорганизованной критичности П.Бака и С.Кауфмана.

Обоснование перспектив применения принципов синергетики в социальном знании и первые разработки в этом направлении осуществлялись отечественными исследователями, С.П.Курдюмовым, Е.Н.Князевой, А.П.Назаретяном, В.ИАршиновым, Г.Г.Малинецким, Е.А.Седовым, Н.Н.Моисеевым, Е.Я.Режабеком, В.Г.Будановым, С.А Гомаюновым и др.

В работах Князевой Е.Н. и Курдюмова СП. представлены важные методологические и мировоззренческие следствия, полученные в результате философского осмысления и обобщения аналитико-математических расчетов и математического моделирования процессов в открытых нелинейных средах. В последнее время исследовательские интересы Е.Н.Князевой сфокусированы на развитии динамического подхода в когнитивной науке, базирующегося на применении моделей нелинейной динамики, теории сложных адаптивных систем, теории хаоса и синергетики для понимания закономерностей эволюции и функционирования человеческого сознания.

Глубокий философско-методологический анализ универсализма синергетических положений и реальности их применения в обществоведении осуществлен В.С.Егоровым. Точки пересечения философии и синергетики в социосинергетическом контексте раскрываются в работах В.С.Степина и К.Х.Делокарова.

Работы Н.Н.Моисеева («Человек. Среда. Общество», «Алгоритмы развития», «Универсальный эволюционизм» и др.) исследуют процессы самоорганизации, которые наблюдаются в биологических и социальных системах, важнейшим аспектом этих исследований является проблема коэволюции человеческого общества и природы. Ученый приходит к выводу, что вмешательство разума человека в деятельность механизма самоорганизации не способно изменить этот механизм, интеллект способен лишь усовершенствовать его. Тем самым признается истинность идеи о том, что самоорганизация сыграла исключительную роль в процессе становления общества и его важнейших институтов.

Е.А.Седов, пожалуй, ближе всех исследователей, разрабатывавших методологию информационно-энтропийного подхода, подошел к комплексной позиции в понимании энтропии, что позволило ему выйти на создание модели энтропийных колебаний (преобразований) в динамике общества. Под влиянием информационно-энтропийного анализа им были разработаны идеи о неоднозначности, амбивалентности взаимопереходов хаоса и порядка, изложенные в работах «Эволюция и информация», «Одна формула и весь мир», а также в статьях «Взаимосвязь энергии, информации и энтропии в процессах управления и самоорганизации», «Информационные критерии упорядоченности и сложности организации структуры систем», «Информационно-энтропийные свойства социальных систем» и другие. і

Работы А.П.Назаретяна «Агрессия, мораль и кризис в развитии мировой культуры», «Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории (синергетика, психология и футурология)» являются попыткой применить основополагающие синергетические принципы к объяснению прогресса природных и социальных систем.

СА.Гомаюнов развивает свои исследования в русле исторической синергетики, которая позволяет преодолеть ограниченность классических подходов в истории. Представляет интерес его работа «Анатомия антисистемы: к вопросу о природе тоталитарных обществ». Здесь он исследует возможность применения методологического аппарата синергетики при анализе исторических процессов.

17 Особого внимания заслуживает работа В.В.Васильковой «Порядок и хаос в развитии социальных систем», которая представляет собой одну из первых в отечественной науке попыток развернутого применения в социальном познании идей и принципов синергетики. Взгляд на развитие общества с позиций проблемы порядка и хаоса позволяет по-новому рассмотреть такие вопросы, как соотношение случайности и закономерности в истории, определение критериев социального порядка, роль циклической динамики в эволюции социальных структур, значение культурных архетипов мироупорядочения в организации социума, границы предсказуемости в социальном познании и управлении и ряд других.

Исследованию социального феномена системно-синергетической парадигмы, ее возможностей в социально-гуманитарном познании и практике посвящены работы В.П.Шалаева («Социальный смысл системно-синергетической парадигмы», «Социосинергетика: истоки, теория и практика в современном мире»).

Возможности и пределы использования синергетического подхода к исследованию социокультурных процессов рассматривает в своих работах О.Н.Астафьева.

В социосинергетическом контексте рассматривается ноосферный подход к управлению устойчивым развитием в работах А.Д.Урсула и Т.А. Урсула. Вопросы моделирования исторических процессов, проблемы глобального демографического прогнозирования, стратегического планирования будущего человечества, изменения императивов развития цивилизации с синергетической точки зрения рассмотрены в трудах Г.Г.Малинецкого, а также в совместной работе С.П.Капицы, С.П.Курдюмова, Г.Г.Малинецкого.

В настоящее время накоплен уже значительный методологический багаж теории социальной самоорганизации. Важными в методологическом отношении являются, например, концепция отбора В.П.Бранского, концептуальные

18 положения социолого-синергетического подхода Г.А.Котельникова, ядерно-сферическая концепция Н.В.Поддубного и др.

Изучение литературных источников позволяет сделать вывод о том, что среди множества научных трудов, в которых тщательно исследованы процессы социальной самоорганизации, фактически отсутствуют работы, содержащие всесторонний философский анализ синергетики как теоретико-методологической основы исследования феномена социализации личности. И хотя отдельные попытки исследования личности и ее социального становления посредством синергетической методологии представлены в работах Е.Г.Силяевой, Н.М.Мухамеджановой (психология), А.Н.Тесленко (педагогика), они носят фрагментарный характер.

Таким образом, если традиционно исследованием социализации занимались частные науки (социология, психология, педагогика и др.) и затем результаты этих исследований обобщались на философском уровне, то развиваемая сейчас социальная синергетика является связующим звеном (парадигмальным полем по В.П.Шалаеву) между философией и этими частными науками. Посредством синергетики возможно выявление достаточно общих закономерностей социализации, т.е. обобщение, с одной стороны, частнонаучных концепций на основе теории самоорганизации, а с другой, углубление, уточнение и конкретизация основополагающих категорий философской теории социализации.

Руководствуясь этими соображениями, автор осознает насущную необходимость философского исследования эвристической значимости синергетики, которая предполагает возможность адаптации основных онтологических принципов синергетической парадигмы к исследованию феномена социализации личности.

Объектом исследования является социализация как процесс социального становления личности.

19 Предмет исследования - феномен социализации в контексте синергетического подхода.

Цель диссертационного исследования - разработка теоретико-методологических и мировоззренческих проблем синергетической концепции социализации.

В этом контексте решаются следующие задачи:

Провести анализ сущности феномена социализации как междисциплинарной проблемы.

Раскрыть содержание основных традиционных и современных теорий социализации.

Проанализировать имеющийся опыт социальных интерпретаций синергетических идей и обосновать эвристический потенциал синергетической парадигмы в изучении феномена социализации.

Обосновать место и роль онтологических постулатов синергетики в экспликации основных философских аспектов феномена социализации.

Провести философский анализ социализации как самоорганизующейся системы-процесса.

Выявить диалектику организации и дезорганизации в современном социализационном процессе и сформулировать базовые факторы социализирующего взаимодействия между индивидом и обществом, определяющие степень их согласованности.

Теоретико-методологические основы исследования. Ведущим методологическим основанием исследования является системно-синергетический подход, обладающий большим, диалектическим по своей сути, теоретико-методологическим потенциалом в исследовании феномена социализации, поскольку ориентирует на целостное восприятие мира человека и общества, на ракурс взаимовлияния, взаимодополнения противоположностей.

Основными принципами системно-синергетического подхода являются

20 интегративность, диалогичность, междисциплинарность, дополнительность. Эти принципы сочетаются с выбором соответствующих теоретико-методологических представлений, отвечающих каждому из основных аспектов поставленной проблемы.

В понимании социализации как синергетической системы-процесса автор исходил из теории диссипативных структур, основанной И.Р.Пригожиным и развитой С.П.Курдюмовым и Е.Н.Князевой. Представления о базовых факторах социализирующего взаимодействия между индивидом и обществом складывались у диссертанта под влиянием синергетической концепции параметров порядка Г.Хакена, адаптированной к исследованию социокультурных процессов в работах О.Н.Астафьевой. В осмыслении сущности социализации в современном обществе как преимущественно нелинейного процесса автор опирался на синергетические представления о социальности, изложенные в работах В.В.Васильковой и Е.Я.Режабека.

В качестве методологической опоры исследования привлекаются работа Н.В.Поддубного в той ее части, где исследуется сущность, онтологический статус и методологическое значение системообразующего фактора, работы В.Э.Войцеховича, развивающие синергетическую концепцию фракталов.

Социально-синергетическая методология сочетается в диссертации с традиционными методами исследования: анализом и синтезом аналогией, абстрагированием, индукцией, дедукцией, сравнением и др.

Научная новизна исследования заключается в разработанной автором синергетической концепции социализации, представляющей собой один из первых целостных опытов использования социально-синергетического подхода в исследовании феномена социализации. Предложенная концепция существенно обогащает философско-методологическое сознание новыми представлениями относительно метаморфоз феномена социализации в современном обществе. Концепция представляет вклад в адаптацию

21 концептуально-методологического арсенала синергетики к социально-философской проблематике, служит освоению новой практики интеграции и диалога наук. В рамках разработанной концепции:

1. Определено, что онтология социализации носит амбивалентный характер, который состоит в том, что закономерности межсистемных отношений между индивидом и обществом могут быть описаны через отношения синергии и оппонентности. Такой подход ориентирован на синтез телеологических и нетелеологических механизмов структурных изменений, которые претерпевает индивид в ходе социального становления. Он утверждает новую, синергетическую модель социальных отношений «субъект-объект- процесс», помогающую преодолеть абсолютизацию значения одной из сторон (объектной или субъектной).

2. На основании понимания социализации как нелинейного процесса, основанием которого выступает циклическая (кольцевая) причинность, обнаружено, что социальное становление личности выступает как возникновение нелинейности из линейности, неупорядоченности из упорядоченности.

Установлено, что процесс личностного самоопределения и саморазвития есть синергетический процесс, детерминированный балансом нелинейности (разрушения собственной субъектности) и диссипативности (восстановления и сохранения собственной субъектности), чередованием актов зарождения порядка и его сохранения, что обеспечивает устойчивость возникающих в процессе социализации личностных структур и функций.

Выявлена фрактальная природа социализации, позволяющая представить ее как постоянное достраивание и обнаружение индивидом самого себя, формирование своих возможностей, которые образуются в результате соотнесенности (синергизма) индивида и общества, воспроизведения и

22 сохранения черт, присущих тем социальным общностям и институтам, которые опосредовали предшествующие этапы развития субъекта.

Определено, что общее направление социализации индивида как самоорганизующейся системы задается системообразующим фактором -стремлением к самосохранению и поддержанию структурной устойчивости, что конкретно проявляется во внутриличностной дифференциации. На основе анализа действия синергетического принципа подчинения, который приводит к разрешению противоречий между системообразующим фактором и организацией индивида, прояснена диалектика выстраивания иерархии личностных ориентации.

Показано, что иерархия уровней социализации, которые заданы социумом, коррелирует с иерархическими уровнями структуры личности. Эти уровни находятся по отношению друг к другу в состоянии синергии.

7. Выявлен эвристический потенциал теории аттракторов в объяснении механизмов личностного целеполагания и в исследовании механизма преодоления кризисных состояний личности в процессе социальной адаптации. Способность к целеполаганию бытия выступает способом разрешения личностного кризиса, приводящим личность к новому состоянию (аттрактору) - состоянию определенной стабилизации и структурирования, при котором определяется ядро структуры личности.

8. На основе синергетической концепции параметров порядка определены базовые условия процессов социализирующего взаимодействия между индивидом и социумом в современном обществе. К этим условиям относятся: процесс социализирующей ценностной трансляции, сочетающий в себе целенаправленные и стохастичные факторы; способность личности к целеполаганию собственного бытия; способность личности к саморазвитию, опосредованному эффектом обратного присвоения упорядоченности; синергийность традиции и новации в социуме, которая обеспечивает

23 согласованную деятельность социокультурных институтов, направленную на сохранение и воспроизводство социальности.

Сформулирован принцип качественного наполнения обратного присвоения упорядоченности, обеспечивающий возможность и определяющий результативность социального саморазвития личности.

Обоснована идея синергийности традиционных и новационных культурных структур, в динамике взаимодействия которых порождается социальная реальность и обеспечивается целостность ядра социализации.

Основные результаты исследования, определяющие его научную новизну, заключаются в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. Социализация личности, будучи фрактальным движением, демонстрирует свойство масштабной инвариантности. Целое (общество) становится свернутым и распределенным в каждой части (личности). По принципу фрактальности индивидуальный ландшафт личности формируется во многом посредством воспроизведения и сохранения черт, присущих тем социальным общностям и институтам через которые в своем развитии прошел субъект. Фрактальность социализации позволяет представить социализацию как постоянное достраивание и обнаружение индивидом самого себя, формирование своих возможностей, которые образуются в результате соотнесенности (синергизма) индивида и общества. Во фрактальном движении соединяется беспредельная потенциальность и локальная свершенность личности, фиксируется одновременность актуализированного и неактуализированного существования.

2. Центральное ядро социализации - социальная опосредованность. Не существует личности вне и помимо ее роли в системе конкретных социальных общностей. Поэтому социализация есть формирование предпосылок включения индивида в круг межсубъектных отношений и одновременно выключения себя из этого круга. Эволюция социализации

24 содержит как детерминистские, так и стохастические компоненты, являясь сопряжением необходимости и случайности.

3. Общее направление социализации индивида как самоорганизующейся системы задается системообразующим фактором -стремлением к самосохранению и поддержанию структурной устойчивости. Это проявляется во внутриличностной дифференциации, которая приводит к выстраиванию иерархии жизненных ориентации, потребностей, ценностей, социальных ролей и статусов.

Иерархия уровней социализации, которые заданы социумом, коррелирует с иерархическими уровнями структуры личности. Эти уровни находятся по отношению друг к другу в состоянии синергии.

Социализация как процесс личностного самоопределения и саморазвития есть синергетический процесс, детерминированный балансом нелинейности и диссипативности, чередованием процессов зарождения порядка (созидания неоднородностей за счет открытости влияниям извне и активному обмену со средой, локализации структур) и процессов сохранения порядка (размывания структур под влиянием диссипации, сохранения и поддержания сложившихся функций). Это процесс разрушения и созидания, утраты собственной идентичности в результате объективации с одной стороны, и приобретения, воспроизведения и развития собственной субъектности, с другой. Устойчивость возникающих при этом личностных структур и функций обеспечивается сбалансированностью актов зарождения порядка и его сохранения.

Социализация в современном обществе представляет собой нелинейный процесс, основанием которого выступает циклическая причинность. Диалектика конкретно-единичного человека и общества выглядит как противостояние следствия (личности) и породившей его причины (общества), как неупорядоченного бытия бытию упорядоченному. Социально-

25 трансцендентное начало личности, воплощающее в себе момент нестабильности, неравновесности, неустойчивости, обращает личность в источник отрицания общества и тем самым обеспечивает воздействие результата на породившую его структуру. Благодаря этому началу личность оказывается способной укрепляться в своей самоценности, становиться в оппозицию обществу и преобразовывать его в соответствии со своими устремлениями.

7. Использование синергетической идеи о роли структур-аттракторов в точке бифуркации раскрывает механизм преодоления кризисных состояний личности в ходе социальной адаптации. Роль бифуркационных механизмов возрастает в периоды социальных трансформаций. Бытие человека в трансформирующемся обществе может быть определено как бытие- бифуркация, содержащее момент имманентной онтологической альтернативы.

8. Базовые факторы социализирующего взаимодействия между личностью и обществом выполняют функции параметров порядка. Их действие направлено на сохранение целостности социализирующейся личности, а оперативность их изменения связана с поддержанием относительной меры между порядком и хаосом, которые сопровождают процесс социализации. В современном российском обществе к числу базовых факторов социализационного процесса (параметров порядка) относятся: процесс социализирующей ценностной трансляции, сочетающей в себе целенаправленные и стохастичные факторы при доминировании последних. Это обостряет проблему целенаправленного конструирования ценностных ориентации личности; способность личности к целеполаганию собственного бытия, являющаяся индикатором определенного уровня социализированности. Эта способность помогает структурировать настоящее, исходя из фиксированной точки отсчета в будущем. Объяснение механизмов личностного целеполагания

26 возможно посредством теории аттракторов. Благодаря обозначенной способности, личность, попадая в поле притяжения бытийного аттрактора, начинает эволюционировать к этому относительно устойчивому состоянию, которое формирует, организует наличное бытие личности; социальное саморазвитие личности посредством обратного присвоения упорядоченности, которое позволяет человеку конституировать себя в качестве созидающего собственную организацию субъекта. Качественно наполненное обратное присвоение упорядоченности позволяет личности преодолеть пределы индивидуального развития. И наоборот, упрощение практики обратного присвоения упорядоченности усугубляет процессы отчуждения; синергийность традиционных и новационных социокультурных структур. Учет взаимосвязи традиционных и новых культурных форм, выстраивание между ними отношений в режиме кооперации и иерархизации, а не в режиме жесткой конкуренции, обеспечивает самосохранение и воспроизводство социальности.

Теоретическая и практическая значимость полученных результатов.

Исследование служит дальнейшему освоению синергетического подхода в разработке социально-философских проблем. Положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы для расширения исследовательского поля феномена социализации личности.

Синергетическая концепция социализации личности и ее применение к анализу социальной реальности имеет методологический характер для специальных наук: социологии, социальной психологии, педагогики и отраслевых философских дисциплин в их специфических исследованиях взаимодействия личности и социальной среды.

Отдельные теоретические положения, представленные в исследовании, использовались при разработке и преподавании общих курсов философии и

27 социологии по темам «Личность и общество», «Духовная сущность человека», «Социальное бытие», спецкурсов по социальной философии и философской антропологии.

Результаты исследования легли в основу авторской монографии «Социализация личности: синергетический дискурс (опыт социально-философского исследования)» (2005 г.), авторской главы коллективной монографии «Научные исследования: информация, анализ, прогноз» (2003 г.), учебного пособия «Социальная философия и синергетика» (2001 г.).

Апробация результатов работы.

Исследование выполнено в рамках научно-исследовательской работы кафедры философии Казанского государственного университета. Основные положения диссертации и полученные результаты обсуждались на заседании кафедры философии Института экономики, управления и права (г. Казань), кафедры философии Казанского государственного университета.

Апробация результатов исследования осуществлялась на различных конференциях и форумах: международных - «Этические аспекты образования XXI века» (Казань, 2001 г.), «Человек-культура-общество. Актуальные проблемы философских, политологических и религиоведческих исследований» (Москва, 2002 г.), «Антропологические конфигурации современной философии» (Москва, 2004 г.); «Актуальные проблемы современной науки» (Самара, 2005 г.); всероссийских - «Качество жизни в трансформирующемся обществе» (Казань, 2001 г.), «Управление персоналом в условиях реформирования экономики: проблемы и перспективы» (Казань, 2001 г.), «Идеалы «Пайдейи» в евразийских реалиях начала XXI века» (Казань, 2002 г.), «Безопасность человека, общества, природы в условиях глобализации как феномен современной науки и практики» (Йошкар-Ола, 2005 г.); региональных - «Проблемы самосознания в молодых промышленных центрах» (Набережные Челны, 2001 г.), «Человек в виртуальном мире» (Казань, 2003 г.), «Образование

28 в системе институтов рыночного общества» (Казань, 2004 г.).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, десяти параграфов, заключения и библиографического списка литературы. Во введении дается обоснование актуальности темы исследования, степени ее научной разработанности, определяются цель и задачи исследования, его объект, предмет, отражаются теоретико-методологическая база, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.

В первой главе «Традиции философского и научного осмысления феномена социализации личности» исследуется сущность социализации как междисциплинарной проблемы, проводится анализ традиционных и современных теорий социализации, рассматриваются их ключевые принципы и содержание. В главе обосновывается идея о необходимости переориентации концептуальных подходов к проблеме социализации, изменения методов ее научного исследования на философско-методологическом уровне.

Во второй главе «Эвристический потенциал синергетики как парадигмальной основы исследования социальных процессов» содержится философский анализ универсальных принципов спонтанной самоорганизации материи, исследуемых синергетикой, обобщается уже имеющийся опыт социальных интерпретаций синергетических идей и делается вывод о том, что тщательный методологический анализ с позиций теории социальной самоорганизации феномена социализации может значительно расширить содержание философской проблемы социализации личности.

В третьей главе «Синергетическая концепция социализации (социально-философские основания)» представлены результаты исследования феномена социализации личности с позиций синергетической методологии. Они позволяют представить социализацию как синергетическую систему-процесс, что дает возможность значительного обогащения категориального аппарата философского осмысления феномена социализации. В основание концепции

29 положены онтологические постулаты синергетики и такие базовые методологические конструкты как теория диссипативных систем и теория фракталов.

В четвертой главе «Диалектические основания социализации как самоорганизующейся системы-процесса в современном российском обществе» выявлены базовые факторы социализирующего взаимодействия между индивидом и обществом, выполняющие функции параметров порядка. Их действие направлено на сохранение целостности социализирующейся личности, а оперативность их изменения связана с поддержанием относительной меры между порядком и хаосом, которые сопровождают процесс социализации.

В заключении диссертационного исследования подводятся итоги, в краткой форме излагается суть авторской позиции.

Социализация как объект междисциплинарных исследований

Исследование проблем социализации в отечественной и зарубежной науке ведется достаточно давно и опирается на довольно устойчивую теоретическую традицию. В социологической и философской литературе термин «социализация» (от лат. socialis - общественный) характеризуется как полисемантический и многоаспектный. Многочисленные экспликации данного термина у социологов и философов, педагогов и психологов не только не совпадают, но и зачастую противоположны по смыслу. Вопрос же о содержании данного термина до сих пор не решен и вызывает жаркие споры. Рассмотрим специфику различных подходов к исследованию феномена социализации.

Социология рассматривает процессы социализации в макросистеме общества, в плане становления, воспроизводства и изменения конкретного сообщества как целостного организма. Она исследует их соотношение с социальной структурой общества, политическим устройством, системой общественных отношений, при этом акцент делается на изучении общественных и государственных институтов социализации. Поэтому исходный момент социологических исследований социализации состоит в анализе тех социальных функций (ролей), которые человек выполняет. Эти роли определяются социальной структурой общества, различными социальными группами, в которые включен индивид.

Психология занимается изучением социального становления «с точки зрения личности» (В.А.Ядов). Она выявляет социализирующие функции непосредственного окружения человека, исследует межличностные отношения, внутригрупповые и межгрупповые взаимодействия и отношения. Психология дает обширный материал для изучения социализации, исследуя когнитивные процессы, эмоциональные реакции, коммуникативные качества, психосексуальное развитие и т.д. на различных этапах жизненного цикла человека. Таким образом, в психологии главное внимание уделяется исследованию психических процессов индивида, формирующих личностное интегрирующее начало, которое сообщает его поведению необходимую устойчивость в процессе социального становления.

Педагогику занимает социализация человека с точки зрения сознательного внешнего влияния на социальное становление индивида. Она исследует сущность такой формы социализации как воспитание, его тенденции и перспективы, определяет его принципы, содержание, формы и методы. Педагогика выявляет воспитательные возможности социальной среды, ее позитивные и негативные влияния на человека, пути усиления первых и нивелирования, коррекции последних.

Социализация в философии - это в первую очередь социальный тип деятельности, который носит всеобщий характер, через который раскрывается социально-деятельностная сущность человека и происходит формирование личности. Интересующий философию предмет таков: как в межиндивидной кооперации посредством целенаправленных и стихийных взаимовлияний появляется специфический субъект реальных отношений с социальной средой -личность. Она изучает не поддающиеся наглядному описанию (не фиксируемые эмпирически) вне- и надиндивидуальные формы, связи и отношения, которые опосредствуют социальное становление личности.

При этом философия исходит из идеи о том, что фундаментально-основополагающим качеством человека является духовность. Она есть основа человека, объясняющая и природу человеческого бытия, и его роль по отношению к социуму. Отношения человека с обществом произрастают именно из его духовности, преломляясь, опосредствуясь во множестве видов социальной деятельности.

Для социальной философии исходной и фундаментальной посылкой при рассмотрении проблемы социализации является идея о неразрывной связи, единстве человека и общества.

Швейцарский ученый Ж.Пиаже, прославившийся трудами в области детской психологии и первичной социализации, в одной из работ заметил, что общество ежеминутно выпускает в свет божий тысячи дикарей, которых следует цивилизовать, сделать общественными индивидами (63, с.76).

Вторая, человеческая природа должна быть специально создана в нем -без этого новорожденный ребенок может никогда не стать человеком. Для этого должны быть созданы, развиты и поддержаны специальные процессы, воздействующие на него очеловечивающим образом. Таковым механизмом является социализация, выполняющая роль генетического наследования второй, надприродной сущности человека, т.е. социальности.

Генезис этой сущности, или социализация индивида, - специальная задача, к решению которой имеют отношение факторы, как внутренние, так и внешние человеку. С одной стороны, только сам человек может сделать себя Человеком. И подобно всякой социальности, которая отсутствует в природе, этот результат должен быть создан деятельностью самого индивида при помощи деятельности окружающих людей. Пока он сам не сможет развивать это качество самостоятельно, эту функцию выполняют (целенаправленно или стихийно, сознательно или бессознательно, специально или косвенно) различные социальные факторы, от семейного общения, образования до всего пространства культуры.

Синергетическое мировидение и его философское обоснование

Современная наука, по замечанию В.С.Степина, все чаще имеет дело со сложными саморазвивающимися системами, исследование которых особенно активизировалось с возникновением кибернетики, теории информации и теории систем (129, с.58). С ростом сложности структуры системы растет количество факторов, определяющих ее поведение и поэтому, многие свойства сложных систем оказываются понятными только при рассмотрении системы как единого целого. Осознание необходимости целостного подхода к освоению подобных систем приобрело реальные научные формы в тектологии А.А.Богданова, теории систем Л. Фон Берталанфи, кибернетике Н.Винера. Тем самым внутри науки постепенно стали воплощаться в жизнь холистические идеи.

Такие науки и методологические концепции как кибернетика, теория информации, семиотика, учение о системах, вырастая из изучения закономерностей материального мира, объявляли свои выводы не локальными, естественнонаучными, а универсальными, общенаучными, т.е. распространяющими свое действие и на явления внеприродные - социальные, культурные, гуманитарные. Соответственно понятия «информация», «система», «структура», «функция», «связь», «управление», «организация» и т.п. стали применяться при характеристике всех форм бытия. Именно эту традицию продолжает синергетика.

Уже основоположник кибернетики Н.Винер понимал, что он открывает новое направление не только в конкретной области, но и в познавательной сфере, в мышлении. Он писал, что «реакция нелинейных систем на случайные входы дает нам ключ к способности физиологических процессов организовываться в определенную синергетическую деятельность» (27, с. 19-20). Поэтому кибернетику как науку о связях любых динамических систем со своими подсистемами можно считать идейной предтечей синергетики. Кибернетика и синергетика являются синтетическими по духу теоретическими концепциями, которые строятся не по предметам, а по проблемам.

Кибернетику, как и синергетику, трудно однозначно отнести только к естественным или техническим или общественным наукам, поскольку она изучает не вещество и не поле само по себе, а решает проблемы «управления и связи в животном и машине» (28). Кибернетика старается провести аналогии между деятельностью различных видов живых организмов и сознательной деятельностью человека. Кибернетике удалось сделать существенный шаг в сторону системного общенаучного подхода исследования процессов управления и информации, происходящих в механической и социальной средах.

В этой области активно работал У.Р.Эшби, который поставил и проанализировал проблему самоорганизации в кибернетике. Ему принадлежит одно из первых в науке определений понятия «самоорганизующаяся система». Это понятие может, по мнению Эшби, иметь два значения: 1) система в начале своей работы имеет отдельные друг от друга части, а затем эти части изменяются таким образом, что между ними устанавливаются некоторые связи. Таким образом, первым значением понятия «самоорганизующаяся система» является «изменение от неорганизованной системы к организованной» Второе значение этого понятия - «изменение от плохой организации к хорошей» (160, с. 327-328). Система у Эшби оказывается самоорганизующейся, если ее изменение происходит автоматически (например, изменение положительной обратной связи на отрицательную).

Наряду с кибернетическим подходом, ориентированным на разработку общенаучной методологии, широкое распространение получила и общая теория систем, которую следует рассматривать в качестве еще одного идейного источника синергетики. Как известно, современное системное мышление было рождено в 40-е годы XX века в рамках биологических наук и поэтому первоначально приняло форму биологических аналогий, для которых свойственна трактовка организаций как организмов, а биологические категории выживания, адаптивности, развития, роста, гибкости и стабильности заняли место базовых системных категорий.

Исходя из этого, сложившийся уже в 70-е годы XX века системный подход, являющий собой общефилософскую и методологическую рефлексию общей теории систем, формировался на основе общих представлений о системе, согласно которым, ее отличительными признаками являлись связь, целостность и устойчивость структуры. Основным результатом появления в научно-исследовательском методологическом арсенале системной методологии было представление о системе как целостном объекте, в котором акцент делался не столько на самих элементах, сколько на связях между ними, обеспечивающих такую целостность. В этом ключе проблем работали Л. Фон Берталанфи, М.Д.Мессарович, Я.Такахара, в отечественной науке - В.И.Блауберг, В.Н.Садовский, Э.Г.Юдин, А.И.Уемов и др.

Иначе говоря, методологическая специфика системного подхода определялась тем, что он ориентировал исследователя на рассмотрение целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

Онтологические основания синергетики в описании и понимании феномена социализации

Современный цивилизационный кризис во многом выражается во все более возрастающей сложности социальной жизни. Изменчивая социальная среда нашего времени имеет мозаичную структуру, она чрезвычайно темпоральна, чувствительна к малым воздействиям, отличается отсутствием устойчивых, долговременных связей и зависимостей. Она предлагает современному человеку постоянно меняющиеся ценности, смыслы и стили, число которых неуклонно возрастает. «Раньше случайный акт рождения определял положение человека в социальной иерархии, и при рождении он получал уже готовую жизненную философию, в то время как нас буквально выбрасывают в ничто, в мир свободных возможностей» (146, с. 161).

В «позднемодерном» обществе, считает Э.Гидденс, сложности социального самоопределения усугубляются разрывом пространственно-временных координат и места действия личности. «Если в традиционном и даже индустриальном обществе место действия, временная перспектива и пространство социальных взаимосвязей как бы стянуты в тугой узел, то в современной жизни человек вследствие активного взаимодействия разных культур с помощью массовой информации идентифицирует себя не только с общностями «здесь» и «теперь», но также и «там» - и в прошлом, и в обозримом будущем. Личность, таким образом, включается в глобальную систему социального пространства» (32, с. 187).

Вполне закономерно, что вслед за изменением условий социализации и форм социального поведения личности должны изменяться и методы научного познания данного феномена. С точки зрения синергетики, как мировоззренческой парадигмы, социализация представляет собой дихотомичныи процесс: с одной стороны, она носит целенаправленный характер (воспитание, обучение), с другой - стихийный. В первом случае мы говорим об организации, включающей координацию деятельности людей, упорядоченность общественной жизни с помощью институциональных механизмов. В другом случае речь идет о самоорганизации, которая осуществляется в структурах социальных связей человека и является процессом и результатом рефлексии сознания человека на самопознающем уровне и фактом социокультурного взаимодействия.

Социальная самоорганизация и социальная организация не совпадают в своих основах, принципах и результатах. В основе первой лежат неравновесность, нелинейность, стохастичность и необратимость, в основе второй: жестко выстроенная иерархичность организуемого пространства, стремление к равновесным состояниям, планируемость желаемых результатов, возможная обратимость управленческих решений. В силу подобного несовпадения социальная самоорганизация и социальная организация выполняют противоположные, но взаимосвязанные роли в процессе социального становления личности. Феномены самоорганизации выступают здесь источником креативности, нового качества, они провоцируют динамику развития личности, обеспечивают ее структурную разнородность. Результатами организационной деятельности системы является утверждение и сохранение устойчивости, стабилизация жизнедеятельности индивида. Таким образом, социальная самоорганизация и социальная организация опосредуя друг друга, являются двумя сторонами феномена социализации.

Если вести речь о человеке, о его познавательных и практических возможностях и структурах, формирующихся в процессе социального становления, об иерархическом строении его личности, об исторических пластах его памяти, то все эти образования могут быть поняты как структуры-процессы самоорганизации. Многие синергетические понятия, такие, как самоорганизация и балансирование на краю хаоса, эффекты эмерджентности, диссипация энергии, множество возможных дискретных состояний и экзистенциальный выбор в моменты бифуркации, лавинообразный рост нового качества могут способствовать постижению внутренней сложности процессов социализации личности.

В.Г.Буданов предложил описание семи принципов синергетики (23), шесть из которых, по мнению В.С.Степина, могут быть отнесены к онтологическим постулатам. Из них - два принципа бытия, которые характеризуют фазу «порядка», стабильного функционирования системы, ее жесткую онтологию, и пять принципов становления, которые характеризуют фазу трансформации, обновления системы, рождения нового порядка. Поскольку социализация личности, будучи эволюционным процессом, представляет собой чередование оппозиционных качеств - условных состояний порядка и хаоса, а в синергетике достаточно развиты универсальные методы и язык описания этих состояний, можно предположить, что синергетическая парадигма обладает большим эвристическим потенциалом в трактовке процесса социализации личности.

Похожие диссертации на Социализация личности как проблема социальной синергетики