Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Физическое развитие личности в условиях трансформации российского общества Филиппов Юрий Анатольевич

Физическое развитие личности в условиях трансформации российского общества
<
Физическое развитие личности в условиях трансформации российского общества Физическое развитие личности в условиях трансформации российского общества Физическое развитие личности в условиях трансформации российского общества Физическое развитие личности в условиях трансформации российского общества Физическое развитие личности в условиях трансформации российского общества Физическое развитие личности в условиях трансформации российского общества Физическое развитие личности в условиях трансформации российского общества Физическое развитие личности в условиях трансформации российского общества Физическое развитие личности в условиях трансформации российского общества
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Филиппов Юрий Анатольевич. Физическое развитие личности в условиях трансформации российского общества : 09.00.11 Филиппов, Юрий Анатольевич Физическое развитие личности в условиях трансформации российского общества (Социально-философский аспект) : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 Ставрополь, 2005 187 с. РГБ ОД, 61:05-9/399

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа физического развития личности

1.1. Физическое развитие личности как объект социально-философского анализа 14

1.2. Концептуальное осмысление проблемы физического совершенствования личности в историко-философском дискурсе 35

1.3. Физическое развитие человека как социальный механизм и атрибут его общей культуры 59

Глава 2. Социокультурные факторы и механизмы физического развития личности в аксиологической перспективе

2.1. Специфика взаимодействия социального и биологического в процессе саморазвития личности 84

2.2. Определяющая роль духовно-нравственных ценностей в формировании современной личности 107

2.3. Аксиологический аспект физической культуры личности в условиях российского социума 130

Заключение 157

Примечания 162

Библиография 174

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Становление и развитие современного человека происходит в сложных и противоречивых условиях: с одной стороны, научно-техническая революция способствует значительному росту возможностей его интеллекта, а с другой - резко усиливается действие ряда факторов, противодействующих полноценной физиологической адаптации организма. Недостаточная психофизическая готовность современного человека к взаимодействию с относительно быстро и резко вменяющимися условиями жизни является одной из причин снижения показателей физического развития, физической работоспособности и состояния здоробья у значительной части населения.

Проблема физического развития и здоровья граждан выходит сегодня на общегосударственный уровень. Все ветви власти осознают, что от здоровья человека, от его физического состояния са\шм непосредственным образом зависит развитие экономики и производительных сил, оборона, наука, темпы и пропорции всего общественного развития, а во многом не только настоящее, но и будущее нации. Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства. Об актуальности данного положения говорят цифры и факты, свидетельствующие о неблагополучном (если не катастрофическом) состоянии здоровья нашего населения. Общая заболеваемость в стране на 30-40% выше, чем в среднем по Европе. Около 70% россиян находятся в пограничном состоянии, состоянии нездоровья. Сложившаяся ситуация привела к демографическому кризису, который эксперты называют беспрецедентным в мирное время. По их расчетам, если столь высокие показатели смертности и наименьшие величины суммарной рождаемости в стране сохранятся в течение нескольких десятилетий, то население России уменьшится в 2 раза.

Кроме того, здоровье человека становится одним из основных условий реализации YM СВОИХ биологических и социальных функций, фундаментом самореализации личности. В то же время, по данньм отечественной науки, в

течение последних 10-15 лет свыше 70% населения нашей страны находилось в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса, в результате чего отмечен рост депрессий, реактивных неврезов, алкоголизма, табакокурения, наркомании и, антисоциальных вспышек, преступности. Коммерциализация спорта, падение профессионализма у многих физкулыурно-спортивных работников привело к снижению интереса у знанительной части российских граждан к занятиям физической кулыурей и спортом' как важнейшим средствам укрепления здоровья и формирования человеческой личности.

Выход из создавшейся ситуации видится в том, чтобы рассматривать здоровье человека как процесс его физического развития В первую очередь речь идет о нгобходимости повышения роли и значения физической культуры и спорта. Именно они в условиях трансформации российского общества выступают важнейшими факторами укрепления здоровья и в первую очередь здоровья молодого поколения. Однако разработкой ук азанной проблематики до настоящего времени занимались в основном представители естественных и специальных дисциплин. В результате активно исследовались отдельные, частные вопросы и упускалось главное - формирование целостностного представления о человеке, о его здоровье и физическом развитии.

Вот почему, обращение к философскому анализу сферы физического развития, здоровья и телесности человека настоятельно продиктовано велением времени. Только в процессе социально-философского анализа представляется возможным системное изучгние физического развития личности, определение методологических оснований для его последующего осмысления и реализации в практике жизнедеятельности человека и общества. Именно философская концепция физического развития поможет обеспечить достаточные теоретико-методологические основания для изучения указанного феномена специальными науками.

Кроме того, долгое время в поле зрение ученых попадал в основном лишь физкультурный феномен - спорг и, прежде всего, спорт высших достижений.

Однако здесь важно заметить, что сфера физической культуры внутренне богаче, шире и разнообразнее. Она обладает большими возможностями для всестороннего развития личности, и укрепления ее здоровья. Формирование же физической культуры, в условиях трансформации российского общества или вообще недооценивалось, или рассматривалось в контексте проблем, решаемых в основном спортом. Становится очевидным, что спорт не может заменить собой физическую культуру, а последняя не может рассматриваться только как массовый источник будущих спортсменов высшей квалификации. Отсюда и актуальность исследования подкрепляется стремлением широкой аудитории реализовать себя именно в «физкультурной деятельности», ростом престижности и жизненной значимости усилий людей, направленных на «обработку» не внешней, а своей внутренней грироды и собственной телесности.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ литературы по данной проблематике показывает, что физическое развитие личности является объектом исследования многих социално-гуманитарных дисциплин. Среди них в первую очередь следует ука$ать на теоретические разработки социологов, психологов, педагогов, культурологов. Ученые, указанных и других научных направлений имеют свои подходы к пониманию физического развития личности, высказьтают свои суждения и предлагают концептуальные построения, в которьж содержится попытка осмыслить, процессы, протекающие в мире человеческой субъективности, в мире человеческих мыслей, воли и чувств.

Однако следует признать, что до настоящего времени ни отечественными, ни зарубежными учеными физическое развитие личности не избиралось в качестве самостоятельного объекта философского позьания.

Среди наиболее известных работ в области психологии и физиологии человеческого организма следует отметить, прежде всего, труды П.Ф. Лесгафта, К.А. Тимирязева, П.К. Анохина, И.П. Павлова, И.М. Сеченова, В.М. Бехтерева,

И.И. Шмальгаузена и других представителей естественнонаучного направления XIX - г о и начала XX - го веков.

Эта жг проблема в той или иной степени затрагивалась в ряде исследований общего характера. К ним следует отнести работы М.М. Бахтина, А.Ф. Лосева, С.С. Аверинцева, Е.В. Боголюбова, Г.Д. Гачева, А.Я. Гуревича, П.С. Гуревича, О.Г. Дробницкого, Е. Косевича, Ю.С. Крюковского, А.В. Михайлова, ВА. Рабиновича, И.С. Кона и др.

Проблема телесности человека занимает определенное место в исследованиях по философской антропологии. Ее изучение в ссновном связано с критическим анализом зарубежных концепций. В первую очередь это относится к творчеству И.С. Вдовина, Б.Т. Григорьева, П.С. Гуревича, ВА Подорога, КА Свасьяна и др. В работах Г.С. Батищева, Л.П Буевой, Л.В. Жарова, М.С. Кагана, Л.Н. Когана, Ф.Т. Михайлова и др. глубоко изучается деятельностная сущность человео.

Значительный интерес представляет монография И.М. Быховской, которая посг.ящена аксиологии человеческого тела. Безусловную значимость для социокультурного осмысления телесности представляют этнокультурные и этнопсихологические исследования, в рамках которых телесность рассматривается в связи с ее коммуникативной функцией в различньж этнокультурных системах, она изучается как средство невербального общения в тех или иных этнических культурах.

В области теории физической культуры определенную ценность представляют работы Выцрина ВМ., Матвеева ЛП., Пономарева Н.И., Решетень И.Н. и др.

Представительным является круг авторов, изучающих социальные вопросы физической культуры и спорта. Наиболее продуктивно работают в этом направлении В.У. Агеевец, МА Арвисто. Н.Н. Визитей, О.А Милыптейн, НА. Пономарев, М.Я. Сараф, Л.С. Стеновой, В.В. Столбов, В.И. Столяров, ЮА. Талалаев, М.Х. Титма, А.В. Парик и др.

Проблемы личности разнообразно и многопланово расрабатываются преимущественно в специальной литературе. В этой связи определенный научный интерес представляет рассмотрение влияния физической культуры на характер развития сил и способностей человека, специфику их воспроизводства и общую социальную направленность. Вместе с тем необходимо признать, что здесь пока еще мало работ, непосредственно посвященных философским аспектам рассмотрения физической культуры как фактора развития личности, а также выявлению взаимосвязей физической культуры и образа жизни личности. Например, в социально-культурологической литературе они как бы отошли на второй план, хотя формирование физически совершенного челоЕека выступает одной из актуальных социальных задач современной российской модернизации.

В отечественной литературе до сих пор слабо разработан субъектный аспект физической культуры - прежде всего вопрос о том, каким оптимальным путем физическая культура из ее объективно внешнего состояния может быть переведена во внутреннее свойство личности. В диссертации этот аспект анализируется через понятие «физическая культурность». Изучению данного вопроса значительное внимание уделили, А.И. Арнольдов, ЭА. Баллер, В.Е. Давидович, ЮА Жданов, В.М. Межуев, В.Н. Орлов, А.К. Укледов, Б.Д. Яковлев. Их работы посвящены в основном рассмотрению философско-социологических аспектов теории культуры.

Нельзя не отметить специальные работы, раскрывающие специфику и анализирующие основные элементы философско-социологических проблем развития личности и биологии человека. К ним относятся труды Б.Г Ананьева, В.Д Гончарова, В.Я Ельмеева, АА Королькова, ВП. Петленко, В.Ф. Сержантова, В.П. Тугаринова, И.Т. Фролоьа, В.И. Столярова и др.

Зарубежная философия, раскрывающая проблемы физического развития и физической культуры, представлена работами Ю. Липеца «Философия олимпизма» и М. Мылика «Философские основания спорта».

Отмечая основательность и высокий уровень всех исследований, а так же огромный объем литературы по проблеме физического развития личности и ее телесности следует заметить, что данное направление в науке к настоящему времени не имеет достаточно определенного толкования, а отдельные важные вопросы пока вообще остаются вне поля зргния исследователей. Уже сегодня очевидно, что без философского осмысления проблемы мировоззренческая база и дальше будет оставаться слабой и не способной обеспечивать проведение конструктивной политики во имя действительного развития человека и его физических возможностей.

Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют идеи и положения трудов выдающихся мыслителей прошлого, отечественных и зарубежных философов, исследовавших различные аспекты физического развития, оссбенности его проявления и реализации в жизнедеятельности личности и общества.

Теоретической основой исследования выступает диалектический метод, включающий в себя системный подход, дающий возможность целостного рассмотрения физического развития личности в условиях трансформации российского сбщества, а также деятельностный и структурно-функциональный подходы к изучению данного феномена.

Методологической основой диссертации выступают общефилософские принципы системности, всесторонности, историзма, конкретности исследования, принципы и методы современной социальной философии -конкретно-исторический, сравнительно-исторический, историко-генетический и историко-типологический методы, метод единства исторического и логического ь социальном познании, а также отдельные методы современной теоретической социологии, аксиологии, валеологии и социальной психологии.

Физическая культура, как системное образование в целом, является объектом применения синергетического подхода в решении методологических и технологических задач, т.е. междисциплинарных исследований в разработке всех научных направлений.

Объектом диссертационного исследования выступает физическое развитие как внутренний компонент и механизм формирования личности.

Предметом диссертационного исследования является философское осмысление феномена физического развития как социально обусловленного взаимодействия личности и общества в условиях российской действительности.

Цель и задачи исследования. Актуагьность проблемы физического развития личности, ее практическая значимость и недостаточная разработанность обусловили выбор автором темы диссертационного исследования. Имея в виду потребности современной теории и практики, диссертант ставит перед собой цель исследовать наиболее важные теоретико-методологические и практические проблемы физического развитая личности в условиях трансформации российского общества в контексте социально-философского анализа.

Данная цель и замысел диссертации определили постановку и решение конкретных исследовательских задач:

- представить физическое развитие личности, здоровье человека и его
телесность в качестве объекта социально-философского анализа;

провести концептуальный анализ проблемы физического совершенствования личности в историко-философском дискурсе;

- определить сущность физического развития личности в качестве
механизма формирования ее общей культуры;

- аргументировать положение о том, что основой процесса саморазвития
личности служит диалектическое единство биологиинского и социального;

- показать возрастающую' роль и влияние духовно-ьравстзенных
ценностей на физическое развитие современной лечости;

- исследовать аксиологический аспект физической культуры в условиях
трансформации российского общества.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

расширены эвристические границы теоретико-методологических основ анализа физического развития личности, здоровья человека и его телесности;

обосновано авторское видение процесса саморазвития личности как единства биологического и социального в деятельности человека;

физическое развитие человека представлено как социальный механизм и атрибут формирования его общей культуры;

определено место, показаны роль и значение духовных ценностей, оказывающих возрастающее воздействие на процесс физического развития личности;

изучена сущность физического совершенствования как исторически обусловленного вида социокультурной потребности развития личности;

- углублено представление о социальной значимэсти физической
культуры, которую она играет в развитии, охранении и поддержании
телесного, психического, нравственного и духовного здоровья человека в
условиях трансформации российского общества.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Поскольку взаимодействие природного и социального лежит в основе любой человеческой деятельности, а сам действующий человек - это, прежде всего, человек телесный, то телесная культура необходимо выступает как базовый, фундаментальный слой культуры. Телесно-духовное единство, продуцируемое физическим развитием, свидетельствует о его высоком потенциале производства личности как целостности, о реальном сопряжении в нем изначально противостоящих качеств. Именно в контексте физического развития может быть максимально раскрыт потенциал человека как существа не только сформированного, но и явленного парадигме культуры, не только воспринимающего, но и воплощающего ценности культурного субъекта.

  2. Определяющим началом в физическом развитии человека является его социальность. Каждая социальная роль требует определенных физических усилий, причем, чем сложнее социальная деятельность личности, тем выше степень дифференциации и разнообразнее проявление физического.

Социальная детерминация позволяет биологическому проявит» его высшие потенции, получить максимальный простор для успешного развит ия.

3. Физическая культура представляет собой социальный фактор
целесообразного воздействия на процесс физического развития и
совершенствования человека, позволяющий обеспечить направленное развитие
его жизненно важных физических качеств и способностей. Физически
нормальное состояние человека (которое как раз нарушается при недостатке
или ограниченности физической деятельности) выступает базой социальной
деятельности человека. Физическая культура связана с физической
деятельностью особого рода. Этот вид физической, двигательной деятельности
в виде физических упражнений носит воспитательную функцию, он развивает
не только организм субъекта, но и связан с его поведением как личности.
Следовательно, физическое в чеговеке играет роль механизмов, с помощью
которых осуществляются его социальные функции. Только в том случае, если
физкультурная деятельность рассматривается со стороны человеческой
значимости и ценности, она становится фактором истинно культурного
развития личности, гармонизации телесного и духовного устойчивого
приобщения его к культуре физической. В этой связи важно подчеркнуть, что
процесс физического совершенствования выступает как социально значимая
деятельность, способствующая развитию не только физических, но и духовньж
способностей личности

4. Современное распространение «болезней цивилизации» и угрожающие
демографические процессы в нашей стране напрямую связаны с духовным
неблагополучием человека, которое может быть объяснено избытком
нереализуемой креативной энергии в целостной психосоматической
организации человека. Отсюда, центральным тезисом исследования проблемы
является возрастание роли духовно-нравственных ценностей в обеспечении
полноценного физического развития и здоровья человека, освещение их
«функции» как посредников восхождения человека из ниже - в
вышеорганизованные макросферы своего бытия; а также их атрибута как

необходимого условия достижения человеком самореализации своего духовного потенциала.

5. Физическое развитие личности в современной системе ценностей тесно связано с развитием и утверждением ценностей экологического мышления, с провозглашением принципа «охраны тела», как одного из направлений зашиты биологически к основ жизнедеятельности человека. Принятие этих ценностей стимулирует распространение нового подхода к пониманию смысла человеческой телесности, отношения к ней как представителю, фрагменту глобальной природной системы, имеют ей свои достоинства и права. Материальна; обеспеченность, правовая основа, сформированность положительного общественного мнения - это основные показатели, характеризующие уровень значимости ценностей физической культуры в данном социуме.

Теоретическая и научно-практическая значимость работы состоит в том, что основные положения и выводы данного социально-философского исследования могут найти свое применение в управлении общественными процессами при разработке целого ряда государственных мероприятий в области совершенствования социальной политики, при обосновании современных концепций и программ в области образования и воспитания молодежи. Диссертация может также представлять конкретный научный интерес для прикладных социально-гуманитарных исследований - для историков, социологов, педагогов, психологов и социальных работников.

Теоретическая значимость работы заключается в приращении нового знания о физическом развитии личности о его роли и месте в структуре современного философского знания.

По отношению к частным исследованиям в сфере физической культуры материал данной работы может вполне выступать организующим теоретике-методологическим принципом.

В то же время в диссертации рассмотрен ряд социально-психологических вопросов, решение которьж могло бы иметь практически-прикладное значение

в процессе превращения физической культуры в важную жизненную потребность. Практическая значимость диссертации заключается также и в том, что ее материал может быть использован в преподавании социальной философии, дисциплин по выбору (Философия человека, Культурология и др.), в комплексном планировании социально-экономического развития трудовых коллективов, в прикладных социологических исследованиях.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались автором на международных, межрегиональных, региональньж, межвузовских и вчутривузовских научньж конференциях, на методологических семинарах кафедры философии СевКавГТУ. Обобщенные положения и выводы диссертационного исследования нашли свое отражение в разработке методологического инструментария для прикладных социологических и социально-психологических исследований, а также легли в основу ряда факультативных курсов по социальной философии, культурологии и философской антропологии.

По теме диссертационного исследования автором опубликовано 7 научньж работ. Общий объем публикаций 2,02 п.л.

Объем и структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, примечания и библиографического списка использованной литературы, насчитывающего 200 наименований, в том числе 8 на иностранных языках. Общий объем работы 187 страниц.

Концептуальное осмысление проблемы физического совершенствования личности в историко-философском дискурсе

Проблема телесности привлекала внимание исследователей во все времена. Плоть восхваляли, поносили и вновь восторгались.

Древние эллины, например, создали культ человеческого тела. Они славили его прекрасные черты, восхищаясь этим удивительным созданием природы. Даже боги приняли у греков облик человека. Жившие до возникновения античной цивилизации азиатские народы наделяли свои божества скорее фантастическими свойствами, нежели человеческими. Греки были убеждены в том, что нет ничего прекраснее человека, и боги могут походить только на него. Они создали культ природного естества людей, полагая, что всякое изменение натурального облика сына земли недозволительно. Считалось предосудительным брить бороду, ведь природа создала человека с бородой, и в этом тоже проявилась его непререкаемая мудрость. Лишь с македонского владычества прижился обряд бритья. В греческой философии и искусстве природа человека, его облик, его тело, его образ - ничто не подлежало сомнению, все представлялось идеалом совершенства и гармонии. Поскольку сын природы воспринимался как перл создания, греческое искусство стремилось воспроизвести человеческое тело, выразить его пластику. Эллинское искусство - красноречивое тому свидетельство. Античности в целом свойственно целостное пластическое восприятие человека.(І) Можно сказать, что телесное не только противопоставлялось нравственному и духовному, но, напротив, сливалось с ним воедино в лучших своих проявлениях. По словам Гегеля, античная философия стремилась понять и объяснить человеческий облик как единственно соответствующий духу и в этом смысле неразрывно с ним связанный.(2)

По мнению Демокрита, человек есть микрокосм, то есть малый мир. Однако он связан с большим миром. Подобно тому, как во Вселенной божественное управляет всем иным, человек управляется Богом, но и сам управляет неразумными животными. Так и в человеке. Одни части, например, разум, только управляют, другие же, как сердце, и повинуются и управляют. Третьи же только повинуются, как вожделение.(З) В данном случае мы видим два подхода к проблеме. С одной стороны, восторженное отношение к телу. С этой точки зрения, «стоическая интуиция телесности сущего (все, что не тело, не существует) означала в антропологии субстанциональное обоснование единства человека...».(4) Но, с другой стороны, у тех же стоиков, например у Сенеки, рождается разлад между моральными нормами и господствовавшим благоговением перед человеческой природой. Вот почему Сенека отвергал идею благости человеческого существа. Убеждение, согласно которому индивид нравственно нестоек и не может противостоять всесильному пороку, привело Сенеку к мысли, что в самом человеке гнездится неразумие, греховность. Поэтому тело в античной традиции стало рассматриваться как временное хранилище души. Она не может быть в гармонии с телом, ибо плоть приносит человеку одни муки.

Культ тела сменился культом нетленной души, которая понималась как чистая и неприкосновенная. Дух выше тела в той же мере, в какой божество совершеннее и выше всякой материи. Отрицательное истолкование человеческой телесности нашло освещение в греческой религии и философии от культа Дионисия и связанного с ним орфизма, который оказал воздействие на воззрения пифагорейцев, Платона и другие философские школы.

Ветхозаветная антропология трактовала человека как своеобразное сплетение души и тела. При этом тело оценивалось как темница души. Презрительное, негативное отношение к телу исповедовали к концу прошлой и началу нашей эры неопифагорийцы, Филон Александрийский, который относил телесность на самый низкий уровень в иерархии бытия.

В отечественной литературе нередко проводилась мысль о том, будто христианство с его культом души содержит в себе идею дискредитации плоти, хотя и воспринимает человека как макрокосм. Отмечалось, что именно данная религия несла сформировавшееся в Европе представление о бестелесной сущности личности. Эта точка зрения за последнее время справедливо подвергается критике. Даже если речь идет о таком уровне антропологических образов, который можно назвать традиционным и к которому, прежде всего и относят телесную античную интуицию, образы христианские окажутся здесь не менее телесными, чем античные. Сотворение тела это начало человеческой экзистенции. Человеческое тело — особая субстанция, которую нельзя осмысливать только биологически. К тому же в изначальных интерпретациях тело не было отмечено знаком греховности.

Восточное миропонимание на протяжении всего своего развития содержало в себе признание значимой роли, которую тело человека играет в его жизни в самых разных отношениях. Оно ориентирует не только на достижение осознания этого факта, т.е. на сознательно ценностное отношение к своему телу, но и на серьезную, основательную «работу» с телом. Кроме того, интенсивность процесса взаимодействия культур, повышенного интереса именно к восточным культурам в современном мире, которое делает вполне объяснимым обращение к ним в связи с интересующей нас проблемой; нами особо выделяется философско-мировоззренческая сторона «восточной гимнастики» и ее телесно-биологический аспект, дифференцируются религиозно-мистические и оздоровительно-прагматические вопросы. Эти моменты уникально сосуществуют и дополняют друг друга в восточной культуре Китая, Японии и особенно Индии.

Физическое развитие человека как социальный механизм и атрибут его общей культуры

Современные представления об общей культуре человека складываются как производные от основных сфер общественной жизни, экологии, экономики, науки, педагогики, управления, искусства, медицины, физической культуры. Проблемам физического развития личности уделяется достаточно много внимания в научной литературе как отечественными, так и зарубежными учеными. Без сведений о физическом развитии не представляется возможным судить о состоянии здоровья, о социально-гигиенических и социально-экономических условиях жизни, о способностях и подготовке к профессиональной деятельности.

Большое значение для определения понятия физического развития личности имеет место понимание термина «физическое». Известно что, К. Маркс называл человека деятельным природным существом, наделенным естественными жизненными силами в виде задатков и способностей. «Первая предпосылка всякой человеческой истории, писал К. Маркс - это, конечно, существование живых человеческих индивидов. Поэтому первый конкретный факт, который подлежит констатированию - телесная организация этих индивидов и обусловленное его отношение их к остальной природе».(1) Физическое находит проявление, прежде всего в организме людей. Сюда входит и здоровье человека, его физическое состояние, подготовленность, которые позволяют ему активно участвовать в различных сферах его жизнедеятельности.

Физическая деятельность как форма проявления физического у человека не менее многообразна, она проявляется в трудовом процессе, в учении, игре, в физической культуре и спорте, в общении, познании и выступает важнейшим фактором, который обеспечивает гармонию процессов во внутренней среде организма.

Процессы физического развития отражают общие закономерности роста и развития, но в тоже время существенно зависят от социальных, экономических, санитарно гигиенических и других условий.

Определяющим началом в физическом развитии человека является его социальность. Каждая социальная роль требует определенных физических факторов, причем, чем сложнее социальная деятельность личности, тем выше степень дифференциации и разнообразия проявления физического.(2)

Само развитие человека, как известно, осуществляется под воздействием наследственных биологических особенностей и «социального наследования», т.е. воспитания. Физическое развитие, наряду с рождаемостью, заболеваемостью и смертностью, является одним из показателей уровня здоровья населения. Следует отметить, что само понятие «физическое развитие» различные авторы трактуют по-разному. Так, известный антрополог В.В. Бунак дает следующее определение: «физическое развитие есть некоторая условная мера физической дееспособности организма, определяющая запас его физических сил, суммарный рабочий эффект, обнаруживающийся как в одномоментном испытании, так и в длительный срок». П.И. Башкиров под физическим развитием понимает единство морфологических и функциональных особенностей организма. В.Г. Властовский, под физическим развитием понимает комплекс морфофункциональных признаков, характеризующих возрастной уровень биологического развития организма.

С комплексных позиций подходит к вопросу трактовки «физического развития» А.Г. Апанасенко, считая, что каждый человек как социальная единица должен рассматриваться в трех аспектах: социально психологическом, органическом (морфофункциональном) и половом. По его мнению, сводить оценку физического развития только к оценке показателей роста и веса методологически неправильно, так как при этом характеризуется лишь только один аспект. В самой методике оценки физического развития человека нет единства. Некоторые авторы, например, ограничиваются длиной, массой тела и его окружностью грудной клетки, чего явно недостаточно для полной характеристики физического развития. Несмотря на всю внешнюю несхожесть, речь, тем не менее, идет о разных сторонах одного явления, лишний раз, подчеркивая многогранность самого процесса развития человека.

Очевидно, что под физическим развитием следует понимать непрерывно происходящие биологические процессы. На каждом возрастном этапе они характеризуются определенным комплексом связанных между собой и с внешней средой морфологических, функциональных, биохимических, психических и других свойств организма и обусловленных этим своеобразным запасом физических сил. Хороший уровень физического развития сочетается с высокими показателями физической подготовки, мышечной и умственной работоспособностью. Исторически сложилось, что о физическом развитии судят главным образом по внешним морфологическим характеристикам. Ценность таких данных неизмеримо возрастает в сочетании с данными о функциональных параметрах организма. Поэтому для объективной современной оценки их следует рассматривать совместно.

Таким образом, физическое развитие - это биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течении жизни человека. Сюда следует отнести, такие понятия как длинна, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и др.

Качественное определение процесса физического развития дает Л.П. Матвеев. «Физическое развитие как процесс изменения природных морфофункциональных свойств организма в онтогенезе происходит по его естественным закономерностям, которые никто не волен, упразднить (закономерности возрастной последовательности и неравномерности развития, взаимодействия генетических и средовых факторов развития и др.)».(3) В силу этих закономерностей на протяжении жизни последовательно сменяются различные периоды возрастного развития (от внутриутробного до старческого), за время которых формы и функции организма претерпевают существенные изменения (в частности, к зрелому возрасту длина и объемы тела увеличиваются в несколько раз, масса тела, величины проявляемой мышцами силы, минутного объема крови и ряд других параметров, характеризующих морфофункциональные свойства организма.)

Определяющая роль духовно-нравственных ценностей в формировании современной личности

К основным показателям физического развития личности относится его здоровье. Является установленным фактом, что некоторое улучшение здоровья у людей в XIX и XX веках главным образом есть результат не успехов клинической медицины, а именно - следствие улучшения питания (что само по себе является результатом экономического и технологического развития), уменьшения размеров семьи, улучшения гигиены и санитарии и применения вакцин и антибиотиков».(1) В 1986 году ВОЗовская Оттавская хартия за Содействие Здоровью утвердила перечень предпосылок к здоровью, которыми должен обладать современный человек: мир, пища, жилище, образование, доход, стабильная экосистема, поддерживаемые ресурсы, социальная справедливость, равенство. Примечательно, что это был первый случай, когда ВОЗ признала эти пункты как важный определяющий фактор здоровья. Также примечательно, что этот перечень предпосылок не включает охраны здоровья.

Как мы видим, на международном уровне эксперты пока не признают важности духовного фактора среди предпосылок, определяющих здоровье человека. В то же время, анализ нового исторического феномена -стремительной деградации здоровья населения в постсоветской России (с конца 1980-х годов) в период реформирования общественной жизни - позволяет в новом ракурсе взглянуть на порядок вещей. По крайней мере, мы обращаем внимание на следующие факты: «наиболее интенсивный рост смертности наблюдается в России не среди детей и пожилых людей, что обычно происходит в развитых странах при резких снижениях уровня жизни в результате экономических причин или стихийных бедствий, а среди мужчин работоспособного возраста» Так, в период с 1988 по 1993 года, «среди мужчин в возрасте от 30 до 54 лет смертность увеличилась почти в два раза».(2) Равным образом, в другом исследовании подчеркивается, что в течение 1992-1994 гг. «изменения в смертности среди детей не были систематичными, а смертность среди пожилых практически не увеличилась. Рост уровня смертности оказался пропорционально выше среди людей трудоспособного возраста, которые предположительно должны были быть самыми активными и благополучными».(3) Ученые считают, что не коллапс системы здравоохранения, и не загрязнение окружающей среды, а, наоборот, психологический стресс сыграл главную роль в поразительном росте смертности в России в текущие годы.

Доктор медицинских наук И.А. Гундаров провел обстоятельное эпидемиологическое обследование, направленное на выяснение причин эпидемии инфарктов и инсультов с началом реформ в России. В исследованиях профессора Гундарева можно выделить следующие интересные моменты. Он обосновывает вывод, что формально, в России, отсутствуют предпосылки для роста сердечно-сосудистых заболеваний. Эти предпосылки официально признаны наукой, как определяющие динамику заболеваемости инфарктом и инсультом, но в современной России 1) отмечается снижение содержания холестерина в крови; 2) уменьшение величины гиподинамии; 3) уменьшение распространенности курильщиков; 4) радикальное улучшение экологической ситуации (вследствие закрытия многих химических предприятий); а также ученый приводит достоверно выявленные данные, что 5) алкоголь не является причиной роста инфарктов и инсультов.(4) Далее И.А. Гундаров анализирует фактор стресса и подчеркивает при этом, что: 1) в настоящее время отсутствуют точные методики измерения стресса; 2) стресс это не причина, а всегда «механизм реализации, условно говоря, наемный убийца, который стреляет по сосудам сердца и мозга».(5) Ученый проводит тщательные параллели с показателями здоровья населения США времен великой экономической депрессии и приходит к интересным выводам относительно ситуации в России, что: «социально-экономические факторы явились генераторами стресса на одну восьмую, 7/8 - это что-то такое, что науке не известно, неидентифицированный фактор».(6) В своем поиске ученый принимает неожиданное направление: он обращается к теологической литературе, к психосоматическим исследованиям; пытается исследовать духовные процессы и измерять уровень греховности. Им разрабатывается два метода измерения уровня: первый - метод экспертных оценок; второй -основанный на статистических измерениях. Ученый рассуждает следующим образом: «Конечно, дух напрямую измерить невозможно. Это нематериальная субстанция. Но последствия деяний духа подсчитать вполне реально. Человека оценивают по делам, так же можно оценивать и власть: там прошел дух благостный, а здесь - сатанинский». В своем подходе ученый приходит к вполне конкретным выводам: «главной причиной эпидемии инфарктов и инсультов, роста стрессогенности в России является духовное насилие, насилие над духом».(7)

Результаты исследований в русле этого нового методологического подхода опубликованы в обстоятельной монографии профессора И.А. Гундарова, главным выводом в которой как раз следует, что духовное неблагополучие человека является прямой причиной демографической катастрофы в России.(8)

Аксиологический аспект физической культуры личности в условиях российского социума

Настоящая потребность ориентироваться в современном динамичном мире, в многообразии экономических, политических и духовных реальностей порождает интерес современных людей к проблемам ценностей. Научной формой осознания и постановки проблемы ценностей и явилась такая отрасль философского знания как аксиология, назначением которой и является изучение вопросов, связанных с функционированием ценностей, разработкой методологии ценностного подхода к миру. Мы живем в окружении разнообразных ценностей, действуем в определенной ценностной среде, которая нуждается в объяснении и обосновании. Само понятие «ценность» употребляется в языке весьма многозначно: и как стоимость предмета, и как его значимость для субъекта, и как некоторое свойство предмета наряду с другими его свойствами, наконец, как сам предмет, имеющий определенную значимость для человека. В философской, социологической и психологической литературе понятие ценности трактуется весьма разнообразно. Например, в философском словаре под редакцией И.Т. Фролова, ценность характеризуется следующим образом: «Ценности - специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное, заключенные в общественной жизни и природы.) Внешне ценности выступают как свойства предмета или явления, однако, они присущи ему не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а потому, что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений».(1) То есть, в этом смысле ценности есть определения, выявляющие значимость объектов, но следует сказать что это и свойства объектов, которые были приобретены ими в процессе вовлечения в сферу человеческого бытия. Нужно заметить, что в данном понимании прослеживается противоречивое суждение об одном и том же предмете. С одной стороны ценности это идеальная реальность, по своей сущности субъективная, а с другой - материальная реальность, по своей сущности объективная. Но по существу содержания, здесь к ценностям относятся объекты, имеющие социальную значимость.

Многие другие авторы имеют аналогичную точку зрения. Например, Ю.Р. Вишневский отмечает, что «в самом общем смысле ценность - это значение, которое приобретает объект в процессе практической деятельности человека, удовлетворяя его потребности. Ценность тем самым, общественное объектно-субъектное отношение. Объект существует независимо от субъекта и как таковой не является ценностью. Его делает ценностью то, что он значим для общественного человека».(2)

В структуру сложной и многообразной деятельности человека по освоению и преобразованию окружающего мира наряду с познанием и практикой входит оценка. В оценке получает выражение реальное ценностное отношение, возникающее между субъектом и объектом деятельности. Осознается это или не осознается людьми, но ценностное отношение всегда присутствует в каждом акте человеческой деятельности, вооружает их знанием целей и задач этой деятельности, воодушевляет и направляет все их устремления.

Ценностное отношение к миру реализуется через оценку, которая выступает неотъемлемой стороной единой и целостной человеческой деятельности. Специфика оценки состоит в том, что посредством ее происходит соотнесение знаний о сущности или свойствах объекта. Одновременно оценка это осознание субъектом своего отношения к оцениваемому объекту, и акт выбора или предпочтения одного решения или действиям всем другим. Оценка неразрывно связана с познанием, но отличается от него тем, что в ней получает выражение общественная позиция субъекта, его место в социальной системе, в то время как результат познания зависит, главным образом, от способностей субъекта, его опыта и знаний.

Ценностный подход органически присущ философскому знанию и выступает аспектом онтологии, гносеологии, логики, этики, эстетики, религиоведения, других дисциплин философского и социально-экономического цикла. Ценностный аспект философии получает развитие уже в период Античности. Так в учениях Сократа, Платона, Аристотеля ценностная проблематика получает выражение в идее блага как высшей добродетели и высшей ступени в иерархии бытия.

В эпоху Средневековья с позиции христианской философии разрабатывается концепция Бога как высшего блага и абсолютной ценности. Само же понятие ценности впервые появляется в эпоху Нового Времени в философии Канта, который связывал его со сферой свободы, противостоящей сфере необходимости. Именно Кант задал направление развитию аксиологии (греч. Acios - ценность и logos - учение), на основе понимания ценностей как значимостей, выступающих ориентирами для должного поведения, то есть этическими нормами. (3)

Заслуга создания развернутого учения о ценностях принадлежит немецкому философу, врачу и естествоиспытателю Р.Г. Лотце, который пытался решить проблему истинности познания с помощью понятия «объективной значимости» логических и математических положений. Как и большинство послекантовских философов, он считал «главным органом» ценностного мировосприятия некое «откровение», определяющее ощущение ценностей и взаимоотношение последних, которое не менее достоверно для познания ценностного мира, чем рассудочное исследование - для познания вещей.

Позднее неокантианцы Г. Риккерт и В. Виндельбант кладут проблему ценности в центр философии, рассматривая ценности как ее предмет, и, которая благодаря этому становится мировоззрением, учением об идеалах человечества, помогающих понять смысл жизни. На этом основании они различают науки о природе, задачей которых является изучение реальности, и науки о культуре, назначением которых является исследование ценностей.(4)

Похожие диссертации на Физическое развитие личности в условиях трансформации российского общества