Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Гендерные стереотипы массового сознания в период кризиса традиционного общества. Марговская Марианна Григорьевна

Гендерные стереотипы массового сознания в период кризиса традиционного общества.
<
Гендерные стереотипы массового сознания в период кризиса традиционного общества. Гендерные стереотипы массового сознания в период кризиса традиционного общества. Гендерные стереотипы массового сознания в период кризиса традиционного общества. Гендерные стереотипы массового сознания в период кризиса традиционного общества. Гендерные стереотипы массового сознания в период кризиса традиционного общества. Гендерные стереотипы массового сознания в период кризиса традиционного общества. Гендерные стереотипы массового сознания в период кризиса традиционного общества. Гендерные стереотипы массового сознания в период кризиса традиционного общества. Гендерные стереотипы массового сознания в период кризиса традиционного общества. Гендерные стереотипы массового сознания в период кризиса традиционного общества. Гендерные стереотипы массового сознания в период кризиса традиционного общества. Гендерные стереотипы массового сознания в период кризиса традиционного общества.
>

Работа не может быть доставлена, но Вы можете
отправить сообщение автору



Страница автора: Марговская Марианна Григорьевна


Марговская Марианна Григорьевна. Гендерные стереотипы массового сознания в период кризиса традиционного общества.: дис. ... кандидата философских наук: 09.00.11 / Марговская Марианна Григорьевна;[Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова"], 2013. - 193 стр.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1: Теоретические основы изучения гендерных стереотипов массового сознания .17

1.1 Основные понятия как теоретический базис исследования: гендерный стереотип, массовое сознание, традиционное общество 17

1.2 Роль и место гендерных стереотипов в истории социальной философии и традиционной культуры.. 30

1.3 Гендерные стереотипы массового сознания: генезис, сущность, типология .45

Глава 2: Функции гендерных стереотипов массового сознания и результаты их влияния на общественное бытие .68

2.1 Влияние гендерных стереотипов на сферы деятельности в современном обществе 68

2.2 Основные источники гендерных стереотипов массового сознания в современном обществе 110

2.3 Противостояние современного российского женского движения гендерным стереотипам массового сознания .133

Глава 3: Развитие идеи гендерного равенства как способ преодоления кризиса традиционного общества в рамках гендерного дискурса 139

3.1 Аксиологическое равенство маскулинности и феминности как основной принцип гендерного равенства 139

3.2 Принцип гендерной толерантности как важнейший гарант свободы личности 147

3.3 Роль социализации школьников в процессе преодоления негативных факторов воздействия гендерных стереотипов традиционного общества на массовое сознание 158

Заключение 174

Список источников и литературы 179

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Тендерные исследования возникли как самостоятельная дисциплина в 1970-х гг. в США и с тех пор внимание к ним со стороны широкой общественности не ослабевает. На сегодняшний день тендерную проблематику активно обсуждают на конференциях, круглых столах, в СМИ. Не будет преувеличением сказать, что слово «гендер» вошло в моду. Однако, к сожалению, в российской академической среде к тендерным исследованиям не всегда относятся с должным вниманием, и если отношение к данному научному направлению не изменится, «мода» на гендер может пройти, не принеся желаемых результатов. Необходимо обратить особое внимание на тот факт, что тендерная проблематика намного теснее переплетена с остальными проблемами современного общества, нежели принято считать. И само возникновение понятия «гендер» для обозначения социального пола человека - не что иное, как результат совокупно изменяющихся условий общественного бытия.

Череда тяжелейших кризисов XX века, связанных с такими историческими явлениями, как Первая мировая война, Великая депрессия в США, революция и сталинские репрессии в России, а также Вторая мировая война и послевоенный период, стала в истории человечества кровавой бороздой, навсегда разделившей ее на «до» и «после». Тяжелые последствия этого периода ощущаются и сейчас, в новом XXI столетии. Широко обсуждавшийся в академической и общественной среде мировой кризис 2008 г. обнажил такие глобальные проблемы, как перепроизводство товаров и капиталов, денежная инфляция, упадок банковской системы, недостаточное количество рабочих мест и т.д. Данные факторы свидетельствуют о том, что налаженная, привычная глобальная рыночная система стремительно теряет

свою эффективность1 и, следовательно, нуждается в модернизации посредством нестандартных, нестереотипных решений. Более того, глобальный финансово-экономический кризис, последствия которого ощущаются до сих пор и, как отмечают эксперты, могут привести к новой кризисной волне, заставил обратить внимание и на другие области общественного бытия, которые также переживают если не кризис, то, по крайней мере, период относительной стагнации. Как в экономике, так и во всех других сферах деятельности человека в той или иной степени ощущается недостаток оригинальных решений, преобладает стереотипная стратегия управления, которая зачастую уже не справляется со своими функциями в условиях изменяющихся общественных реалий. Чтобы выйти из кризисного состояния и окончательно сформироваться, обществу следует переосмыслить сложившиеся стереотипы поведения (многие из которых являют собой пережитки традиционного общества), в том числе и тендерные стереотипы, сохранив при этом богатейшее духовное наследие, оставленное нам предшествующими поколениями. Поскольку тендерные стереотипы массового сознания, которые существуют в современном обществе, уходят корнями в историческое прошлое и являются наследием традиционного общества, есть все основания предположить, что существует несоответствие между тендерными стереотипами массового сознания и современными общественными реалиями, что, в свою очередь, требует тщательного философского анализа.

Все вышесказанное делает актуальным исследование проблемы тендерных стереотипов массового сознания, поскольку она неотъемлема от проблемы общественного прогресса. Исследования тендерных стереотипов массового сознания в рамках социальной философии необходимо для становления правового государства, в котором люди будут соблюдать

1 См., напр.: Слипенчук М.В. Россия: Кризиса posteriori (региональный и корпоративный аспекты) // Труды ИСАРАН. М, 2009. Т. 43.

«равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, <...>, а также других обстоятельств» .

Степень разработанности проблемы

Проблема социальных взаимоотношений полов стала предметом философского осмысления еще в античный период и присутствует в работах классиков мировой философии всех последующих исторических периодов, включая современный. В своих работах проблему пола затрагивали Платон, Аристотель, Фома Аквинский, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Ницше, О. Вейнингер, А. Шопенгауэр, 3. Фрейд, К.Г. Юнг и многие другие. Ключевым моментом, после которого начинается развитие теории феминизма, ставшей предтечей современных тендерных исследований, считается Великая французская революция 1789 г. После этого исторического события начинается процесс женской эмансипации, идеологами которой стали М. Уоллстонкрафт, Дж. С. Милль, Ш. Фурье, К. Маркс, Ф. Энгельс, С. де Бовуар, С. Фейерстоун. Огромное значение для развития тендерной теории имели работы философов-постмодернистов и постструктуралистов, в частности М. Фуко, Ж. Деррида, Ю. Кристевой, Дж. Батлера, Р. Брайдотти. Основоположниками идеологии феминизма в России являются М.Л. Михайлов, Н.Г. Чернышевский, отчасти В.В.Розанов. Большое значение проблеме пола придавали такие отечественные мыслители, как B.C. Соловьев, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, Н.Ф. Федоров и т.д. В советский период «женский вопрос» поднимали в своих статьях Н.К. Крупская, К. Цеткин, A.M. Коллонтай.

Современные тендерные исследования, совершившие переворот в философской проблеме соотношения биологического и социального, в зарубежной литературе представлены трудами М. Киммела, Н. Чодороу, М.

2 Конституция Российской Федерации 1993 г. М, 2011. Гл. 2. Ст. 19. П. 2.

Визнер-Хенкс, С. Голдин, Дж. Б. Миллера, С. Фарр и др . Тендерную теорию в целом невозможно представить без трудов таких исследователей, как Э. Гидденс, М. Мид, С. Бем. Истории тендерных отношений посвящены работы Г. Дьюби, P.M. Каррас, А. Шепард, Дж. Мосс, Л. Гоуинг4. Историю тендерных отношений в Советском Союзе анализируют в своих работах американские специалисты В. Голдман, Э. Вуд, Л. Этвуд, Р. Кей5. Существует ряд исследований, посвященных проблеме тендерного образования6.

Начиная с 1990-х гг. тендерные исследования активно развиваются и в России. За относительно небольшой промежуток времени (около 20 лет) отечественные исследователи успели сделать очень многое для развития гендерологии в нашей стране. Изучая проблему тендерных стереотипов, нельзя оставить без внимания труды таких специалистов, как О.А. Воронина, И.В. Костикова, А.А. Костикова, Н.А. Блохина, Е.А. Здравомыслова, А.А. Темкина, И.С. Кон, Н.А. Шведова, А.В. Митрофанова, Е.Р. Ярская-Смирнова, Т.А. Клименкова, Т.Б. Рябова и др . Историческому анализу тендерных отношений в России посвящены, например, работы Т.А. Мельниковой, Л.П. Репиной, О.А. Хасбулатовой, Л.Т. Шинелевой, Н.Л. Пушкаревой, Е.И.

3 См., напр.: КиммелМ. Тендерное общество. М, 2006; Чодороу Н. Воспроизводство материнства:
Психоанализ и социология тендера. М., 2006; Wiezner-Hanks М. Е. Gender in History. Oxford, 2001; Butler
J. Gender Trouble. Feminism and the Subversion of Identity. London & N.Y., 1990; Goldin С Understanding the
Gender Gap: An Economic History of American Women. N.Y., 1990; Cowan R.S. More Work For Mother: The
Ironies Of Household Technology From The Open Hearth To The Microwave. N.Y., 1983; Farr S. Homophobia: A
Weapon of Sexism. California, 1988; Miller J.B. Toward a New Psychology of Women. Boston, 1986 и др.

4 Duby G. «Women of the Twelfth Century», 1-3 v. Oxford, 1997; Karras R.M. From Boys to Men. Formations of
Masculinity in Late Medieval Europe. Philadelphia, 2002; Shepard A. Meanings of Manhood in Early Modern
England . Oxford, 2003; Mosse G. L. The Image of Man: the Creation of Modern Masculinity George. N.Y., 1996;
Gowing L. When Gossips Meet: Women, Family and Neighborhood in Early Modern England. Oxford, 2003 и др.

5 См., напр.: Goldman W. Women at the Gates: Gender and Industry in Stalin's Russia. Cambridge, 2002; Wood E.
The Baba and the Comrade: Gender and Politics in Revolutionary Russia. Indiana, 1997; Post-Soviet women: from
the Baltic to Central Asia. Cambridge, 1997 и др.

6 См., напр.: The Jossey-Bass Reader on Gender in Education I by Bailey S. M. San-Francisco, 2002.

7 См, напр.: Костикова И.В., Митрофанова А.В. Перспективы тендерного образования в России:
взгляд педагога // Высшее образование. № 2, 2001; Введение в тендерные исследования/ под общ. ред.
Костиковой И.В. М., 2005; Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Социальное конструирование тендера как
феминистская теория // Женщина. Тендер. Культура. М., 1999; Кон И.С. Мужчина в меняющемся мире. М.,
2009; Воронина О.А. Женщина в мужском обществе // Социс. №2. 1998; Блохина Н.А. Понятие тендера:
становление, основные концепции и представления // Общество и тендер. Рязань: 2003; Костикова А.А.
Эпистемологический кризис: феминизм как вариант выхода? // Тендерные исследования. №2. 1999;
Шведова Н.А. Просто о сложном: тендерное просвещение. М., 2002; Клименкова Т.А. Женщина как
феномен культуры. М., 1996; Введение в тендерные исследования. Учеб. пособие, ч. I. Харьков, 2001 и др.

Стебуновой. Тендерные проблемы в области политики и экономики освещают исследования С.Г. Айвазовой, А.А. Гендаш, Н.М. Римашевской, Е.Б. Мезенцевой. Тендерные стереотипы в средствах массовой информации и коммуникации рассматриваются А.В. Кирилиной, И.В. Трошевым, С.С. Скорняковой, И.В. Саморуковой. Весомый вклад в развитие тендерного образования внесли такие специалисты, как И.В. Костикова, Л.В. Штылева, О.В. Шнырова, Л.П. Шустова, А.В. Митрофанова и др. Большую роль в развитии гендерологии сыграли также Тендерные исследовательские центры (напр., Лаборатория тендерного образования МГУ, Московский центр тендерных исследований, Ивановский центр тендерных исследований) и женские общественные организации (Совет женщин МГУ, Союз женщин России и т.д.). Для данного исследования также является важной проблема общественного развития, которую рассматривают такие специалисты, как К.Х. Момджян, И.А. Гобозов, С.Г. Кара-Мурза, В.А. Ачкасов и др.8 Существует также ряд исследований, посвященных проблеме общественного кризиса, к ним относятся работы С.Г. Кара-Мурзы, Ю.Г. Волкова, Т.Ю. Сидориной, М.В. Слипенчука и др.9

До сих пор проблема тендерных стереотипов изучалась весьма обобщенно. В частности, в работах отечественных исследователей отсутствует четкая типология тендерных стереотипов, что затрудняет процесс изучения их влияния на массовое сознание и общественное бытие. Вплоть до сегодняшнего дня тендерные отношения позиционируются как

8 См., напр.: Момджян К.Х. Социум. Общество. История. Учеб. Пособие для студентов и аспирантов,
специализирующихся по философии, социологии, истории. М., 1995; Он же. «Анатомия» общества //
Человек и общество. Кн. 1, М., 1993; Социальная философия. / Под ред. И.А Гобозова. М., 2003; Кара-Мурза
С.Г. Россия как традиционное общество. М., 1997; Ачкасов В.А. Россия как разрушающееся традиционное
общество // Журнал социологии и социальной антропологии. Т.4. № 1, 2001; Матецкая А.В. Социология
культуры. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2006; Назаретян А.П. Демографическая утопия «устойчивого
развития» // Общественные науки и современность. 1996. № 2; Захаров А.В. Традиционная культура в
современном обществе // Социологические исследования. 2004. № 7; Омельченко В.М. Традиционная
культура в современном мире. М., 2006 и др.

9 См., напр.: Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М., 1998 г.; Кара-Мурза С.Г. Кризисное
обществоведение. Часть I. Курс лекций. М., 2011; Сидорина Т.Ю. Философия кризиса: Учебное пособие. М.,
2003; Слипенчук М.В. Россия: Кризис a posteriori (региональный и корпоративный аспекты) // Труды ИСА
РАН. М., 2009. Т. 43. и др.

отношения между мужчинами и женщинами. Однако поскольку научно доказано, что в каждом индивиде сочетание маскулинных и феминных черт уникально, тендерные отношения следует рассматривать не только как отношения между полами, но и как отношения между различными тендерными типами личности и учитывать, что тендерная дискриминация предполагает не только дискриминацию по половому признаку, но и по типу тендерного поведения. Также недостаточно изучена проблема тендерных стереотипов массового сознания как одной из причин социального кризиса, вызванного несоответствием традиционных представлений современным потребностям человечества. Данный тезис до сих пор должным образом не рассматривался и требует специального философского анализа.

Цель и основные задачи исследования

Объект исследования: тендерные стереотипы массового сознания.

Предмет исследования: социально-философский аспект феномена тендерных стереотипов массового сознания в условиях современной социокультурной действительности.

Основной целью диссертационной работы является исследование генезиса, функций, и сущности тендерных стереотипов массового сознания, что предполагает изучение тендерных отношений в условиях современного общественного бытия. Достижение означенной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

  1. дать определение ключевым для диссертационного исследования понятиям: тендерный стереотип, маскулинность и феминность, массовое сознание, кризис традиционного общества.

  2. осветить философско-теоретические, социально-экономические и массово-информационные источники тендерных стереотипов;

  3. типологизировать тендерные стереотипы массового сознания;

  1. определить функции тендерных стереотипов в общественном бытии;

  2. обосновать авторскую интерпретацию идеи тендерного равенства, основными тезисами которой являются:

а. социальное равенство мужчин и женщин;

б. аксиологическое равенство маскулинности и феминности;

в. тендерная толерантность;

г. индивидуальный подход к каждой отдельно взятой личности;

  1. проанализировать современные методики тендерной социализации в системе школьного образования;

  2. предложить ряд рекомендаций по усовершенствованию методики тендерной социализации в рамках общеобразовательных программ.

Теоретико-методологические основы исследования

Диссертация представляет собой социально-философское

исследование, методологической основой которого является: междисциплинарный подход, предполагающий многомерный синтез данных, полученных в рамках различных областей научного знания: философии, истории, социологии, политологии, правоведения, культурологи и т.д.; культурно-исторический и системный подходы, позволившие рассмотреть изучаемую проблему на синхроническом и диахроническом уровнях, обеспечившие возможность комплексного решения поставленных исследовательских задач. Исходя из этого теоретическую базу исследования составили труды классиков мировой философии, а также исследования отечественных и зарубежных ученых, посвященные различным аспектам гендерной и социально-философской проблематики.

Эмпирическую базу исследования составили статистические данные из отчетов центров социологических исследований, результаты исследований и экспериментов, приводимые в статьях и монографиях российских и

зарубежных ученых, отчеты образовательных учреждений, материалы конференций, информационный контент российских СМИ.

Положения, выносимые на защиту, и их научная новизна

  1. Тендерные стереотипы массового сознания сформировались в условиях традиционного общества и являлись значимым регулятором социокультурных, социально-политических и правовых отношений в обществе. Однако по мере формирования современного общества тендерные стереотипы массового сознания подвергались критике на социально-философском и общественно-политическом уровне. Тем не менее тендерные стереотипы традиционного общества по-прежнему оказывают значительное влияние на массовое сознание и воздействуют на все основные сферы общественной деятельности.

  2. Разработана типология тендерных стереотипов массового сознания: а) стереотип о «разномирии» мужчин и женщин; б) стереотипы, порождаемые теорией биологического детерминизма; в) стереотип о большей зависимости женщины от своего пола; г) стереотип о неспособности женщины к высшему духовному созиданию; д) стереотип о женской эмансипации как гибели феминности; е) стереотип о воцарившемся тендерном равенстве.

  3. Результаты проведенного анализа свидетельствуют, что тендерные стереотипы массового сознания оказывают влияние на такие сферы общественной деятельности, как: политическая, социально-экономическая, частная, сфера культуры. Результатами влияния тендерных стереотипов на массовое сознание являются: отсутствие реального доступа к высшим властным структурам для женщин, дискриминация на рынке труда женщин и мужчин феминного типа личности, насилие в семье, кризис отцовства, высокий процент разводов, мужская сверхсмертность, недооценка значимости феминного творчества и вклада женщин в развитие культуры и т.д.

  1. В качестве одного из возможных способов преодоления негативного фактора влияния тендерных стереотипов на массовое сознание в контексте современной социокультурной действительности является научное исследование идеи тендерного равенства, которая, согласно авторской интерпретации, предполагает: равенство мужчин и женщин, аксиологическое равенство маскулинности и феминности, принцип тендерной толерантности, индивидуальный подход к каждой отдельно взятой личности.

  2. В результате проведенного анализа основных агентов тендерной социализации, таких, как: а) семья; б) среда общения; в) институт образования; г) средства массовой информации и коммуникации; д) религия сделан следующий вывод: развитие методик тендерной социализации в рамках общеобразовательных программ станет эффективным средством трансформации тендерных стереотипов массового сознания в соответствии с требованиями современного общественного бытия, так как институт образования легче поддается реформированию по сравнению с другими агентами социализации, которые изменяются либо стихийно, либо следуя правилам рынка.

  3. На сегодняшний день наиболее распространенным из существующих тендерных методик в системе среднего общего образования является раздельное обучение мальчиков и девочек. На базе полученных результатов исследования сделан вывод о том, что данный подход к тендерной социализации не является оптимальным и требует серьезных методологических доработок. Усовершенствование тендерных методик в рамках общеобразовательных программ должно осуществляться на основе индивидуального подхода к каждой отдельно взятой личности, в зависимости от ее тендерного типа.

Теоретическая значимость исследования

Основным вкладом автора в развитие тендерной теории является определение тендерных стереотипов как пережитков традиционного общества, которые по инерции перешли в современное общество и создали проблему кризисного несоответствия представлений о тендерных отношениях изменившимся условиям общественного бытия. Значимой для дальнейшего исследования тендерных стереотипов массового сознания является анализ генезиса, функций и сущности тендерных стереотипов массового сознания, а также анализ существующих методик тендерной социализации в рамках общеобразовательных программ. Для дальнейших исследований в области тендерной теории могут быть использованы такие результаты проведенного диссертационного исследования, как типологизация тендерных стереотипов массового сознания, а также авторская интерпретация идеи тендерного равенства, предполагающая отказ от биологического детерминизма.

Практическая значимость диссертации

Результаты проведенного исследования, такие как типология тендерных
стереотипов массового сознания, их генезис, функции и сущность, а также
авторская интерпретация идеи тендерного равенства могут быть
использованы в социально-философских, социологических,

культурологических исследованиях, в исследованиях, посвященных различным областям тендерной теории, а также при преподавании курса тендерной теории. Результаты исследования также могут представлять интерес для политиков, работающих в сфере тендерных политических институтов. Проведенный анализ практикующихся тендерных методик в системе общего среднего образования может быть использован при дальнейшей разработке методик тендерного просвещения в рамках общеобразовательных программ.

Апробация диссертации

Основные положения и выводы диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры философии гуманитарных факультетов философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Отдельные положения диссертации обсуждались на Научно-практической конференции «Современный человек и общество» (19 марта 2010 г., Москва), на Международных научно-практических конференциях «Ломоносов-2011», «Ломоносов-2012», «Журналистика в 2011 г.: ценности современного общества и средства массовой информации» (2011, 2012 гг., Москва). Публикации автора, в частности одна статья в издании, включенном в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК Министерства образования и науки РФ, отражают основные идеи диссертационного исследования.

Объем и структура диссертации

Роль и место гендерных стереотипов в истории социальной философии и традиционной культуры..

Согласно традиционным представлениям, социальный пол человека неизбежно совпадал с его биологическим полом, а общественная роль индивида была определена с рождения. Патриархальный (и патриархатный) строй предписывал женщине только один жизненный сценарий – ограничение деятельности частной сферой, замужество, материнство. Если женщина допускалась до других видов деятельности, кроме домохозяйства, то она априори «проигрывала» мужчине во всем и, следовательно, должна была исполнять роль послушного «подмастерья», даже если ее фактическая нагрузка была заметно больше. В случае отклонения от заданного жизненного сценария женщину ждало наказание вплоть до смертной казни. К какой бы национальности и социальной группе ни принадлежал мужчина, у него было больше прав и свобод, чем у женщины той же национальности и происхождения. В различных культурах и на различных этапах общественного развития дискриминация женщин варьировалась от большей к меньшей, от явной к скрытой, однако отношение к женщине, как к существу «второго сорта», оставалось во всех известных обществах. Лишь исследовав и проанализировав роль и место традиционных гендерных стереотипов в истории социальной философии можно понять, насколько глубоко стереотипы вошли в массовое сознание, и какое значительное влияние оказали на процесс развития человеческого общества.

Проблема пола была предметом философского осмысления еще в Древней Греции. Согласно античной философии, в частности учению Аристотеля, мужчины и женщины, также как свободные и рабы, не считались равными, и подобное неравенство объяснялось их «различной природой». В труде «О возникновении животных» Аристотель пишет следующее: «Женское и мужское начала принципиально различны по своему предназначению: если первое отождествляется с телесным, с материей, то второе – с духовным, с формой» . Таким образом, по мнению философа, правильно, чтобы женское и мужское были отделены друг от друга, поскольку душа по своей природе лучше и божественнее тела. Аристотель считал женщину не просто хуже мужчины, а рассматривал ее как своего рода аномалию: «женственность следует рассматривать как некий природный недостаток» . Такое отношение к женщине полностью отвечало духу времени. То же уничижительное восприятие женщины мы встречаем и у Платона, однако нельзя не отметить, что точка зрения на проблему пола, высказанная Платоном в его лучшем диалоге «Пир», была наиболее прогрессивной среди подобных концепций античного периода. Согласно легенде, приведенной в диалоге, люди изначально состояли из двух половин и делились не на два пола, а на три. Третьим полом были андрогины, объединявшие мужское и женское начало. Впоследствии Зевс, разгневавшись на людей, разорвал их пополам, и с тех пор эти половины ищут друг друга . Так родилась идея цельности человеческой природы, которая впоследствии перешла в христианскую догматику и средневековую философию.

Появление христианства, казалось бы, должно было ознаменовать новую эру гендерных отношений: появляется идея изначальной андрогинности человека и условности биологического пола; женщина из «самки» превращается, наравне с мужчиной, в образ и подобие божие. Тем не менее в социальном плане женщина оставалась в подчиненном положении. Основания для социального подчинения женщины христианская философия черпала прежде всего из ветхозаветного мифа о сотворении мира, согласно которому Ева была сотворена из ребра Адама, что, по мнению большинства, означало ее вторичную природу, а затем стала виновницей грехопадения, в результате чего женщина стала считаться морально неустойчивой и легко поддающейся внушению. Даже прогрессивная идея андрогинности человека вскоре была обращена против женщин. Распространившаяся по всей Европе в XIII в. философия гностицизма (в особенности манихейство), оказавшая огромное влияние на культуру Средневековья, прославляла безбрачие, женоненавистничество и отказ от деторождения. В то время как христиане считали материальный мир прекрасным Божьим творением, гностики называли его препятствием на пути освобождения света, а все формы поддержания жизни на земле: любовную связь, брак, деторождение – грехом. В свою очередь католическая инквизиция, борясь с распространившимися гностическими ересями, начала «охоту на ведьм», что привело к новой форме угнетения женщин. «Женщина скверна по своей природе, так как она скорее сомневается и скорее отрицает веру, а это образует основу для занятий чародейством» , - гласил «Молот ведьм». В колдовстве, как правило, обвиняли женщин, которые каким-либо образом отклонялись от принятых в средневековом обществе норм. Отдельные выступления в защиту женщин, например, философские работы К.А. фон Неттесхайма и К. Пизанской, не смогли переломить гендерную несправедливость в социальной философии того периода.

Философы Нового времени также уделяли внимание проблеме взаимоотношения полов. Классическим примером является позиция Ж.-Ж. Руссо, который, с одной стороны, считал половую любовь важнейшим источником высоких чувств и высказал революционную для своего времени идею о праве человека на свободный выбор спутника жизни, а с другой считал необходимым «исключить женщину из гражданского общества и поместить целиком в область частного и семейного» , чем вызвал возмущение со стороны первых феминисток. Традиционной точки зрения на взаимоотношения полов придерживались и немецкие классики ХVIII в. И. Кант, рассуждая о различиях мужского и женского характера, отнес к разряду априори четкое распределение душевных качеств мужчин и женщин согласно их природному предназначению. Мужчине, по мнению философа, присущи благородство, глубокомыслие, абстрактное мышление, трудолюбие, а женщине – красота, чувствительность, скромность, сердечность и т.п. Высочайший авторитет И. Канта как философа оказал значительное влияние на укоренение традиционного взгляда на гендерные отношения как природные.

Несмотря на то, что христианская традиция отступила на второй план по отношению к научному мировосприятию, в философии вплоть до XX в. сохранилось средневековое понимание гендерных отношений. Манихейское женоненавистничество нашло свое отражение в консервативной философии А. Шопенгауэра и О. Вейнингера. Маскулинно ориентированный взгляд на взаимоотношения полов сохраняется и в философии Ф. Ницше, который видел «сверхчеловеком» только мужчину, а женщин называл «трутнями в улье», и считал, что они «никогда не умели порядочно работать» . Восприятие женщины и женской сексуальности как негативного явления мы встречаем затем в учении З. Фрейда о психоанализе. Определив Оно (хранилище низменных инстинктов) как женское начало, а сверх-Я (источник морали) приписав мужскому началу, З. Фрейд оправдал существующую гендерную иерархию. Однако впрямую заговорив о роли сексуальности в жизни человека, он нарушил табу традиционного общества. Кроме того, для гендерной философии имело большое значение учение К.Г. Юнга об архетипах и коллективном бессознательном. По этой причине, как отмечают гендеристы, отношение к психоанализу в феминизме неоднозначно. Средневековая традиция повлияла и на российскую философскую мысль. Принятое в христианстве социальное подчинение женщины мужчине прослеживается в древнерусских текстах, основным из которых считается «Домострой», служивший на Руси нравственным ориентиром с XVI до начала ХХ вв. Влияние Средневековья и гностической философии мы находим у В.С. Соловьева, выдвинувшего идею андрогинности человека и Вечной Женственности, у Н.Ф. Федорова, призывавшего отказаться от деторождения в пользу воскрешения умерших, у Л.Н. Толстого, чья философия «носит отчетливый отпечаток мизогинии» . Ярым противником неприязненного отношения к половой любви и деторождению, присущего русской философии, был В.В. Розанов, воспевавший сексуальность и порицавший христианство за аскетизм и неприязнь ко всему телесному. Однако социальная роль, отводимая Розановым женщине, оставалась подчиненной: «Мужчине приписывается право распоряжаться женщиной, «быть покровителем и вождем» , - утверждал философ.

Гендерные стереотипы массового сознания: генезис, сущность, типология

На первый взгляд, гендерные стереотипы представляют собой набор разнообразных локальных представлений, иногда противоречащих друг другу. Однако при более детальном рассмотрении оказывается, что в их основе лежит всего несколько основных заблуждений. Следовательно, гендерные стереотипы можно типологизировать, что, в свою очередь, поможет определить, каким образом и в какой мере они влияют на жизнь общества.

Стереотип 1: мужчина и женщина – два разных мира. Эта идея красной нитью проходит через всю историю социально-философской мысли, начиная с Аристотеля с его идеей «разной природы» полов и заканчивая нашими современниками, продвигающими так называемую «инопланетную теорию». Наиболее известным сторонником «инопланетной теории» является Дж. Грэй со своим бестселлером «Мужчины с Марса, женщины с Венеры». Не приводя достаточных научных обоснований, Грэй в своей книге преподносит в качестве аксиомы утверждение: «Мужчины и женщины – словно бы существа с разных планет, говорящие на разных языках и нуждающиеся в различном воспитании» . По его мнению, мужчины и женщины думают, чувствуют, действуют, воспринимают действительность абсолютно по-разному, а их желания и потребности кардинально расходятся. Таким образом, психология личности ограничивается рамками половой принадлежности, а мужчинам и женщинам вменяется набор определенных качеств, которые якобы заложены в них природой. Мужчина представляется существом деятельным, замкнутым, его не заставишь распространяться о своих чувствах и проблемах. Если у мужчины возникают трудности, он «уединяется в пещере», то есть замыкается в себе и перестает общаться с окружающими, пока не найдет верного решения. Женщина же изображена существом избыточно коммуникабельным, ей необходимо постоянное общение, разговоры по душам, детальное обсуждение всех своих переживаний. Согласно книге, у женщины без всяких видимых причин циклично случаются перепады настроения и приступы нелюбви к себе (она «опускается в колодец»), и в эти периоды она нуждается в двойной заботе и внимании. Основной совет книги: женщины должны оставлять своих мужей в покое, пока те «в пещере», и использовать для душевных излияний своих подруг, а мужчинам следует периодически набираться терпения и выслушивать женские жалобы. При этом женщинам категорически не рекомендуется давать своему мужчине непрошенные советы, а мужчинам – проявлять пренебрежение к женским припадкам плохого настроения. Напрашивается вывод, что для женщины противоестественно желать побыть одной и помолчать, а для мужчины – поделиться переживаниями и найти сочувствие. При этом автор не приводит каких-либо объективных доказательств в виде статистики, результатов экспериментов и т.д., зато книга изобилует примерами из личной жизни и психологической практики, а, как известно, пример из жизни «одной семейной пары» или «моей жены» может претендовать максимум на иллюстрацию, но никак не на научный аргумент. Тем не менее, «инопланетная теория» идеально вписывается в систему традиционных гендерных стереотипов, что и сделало ее столь популярной среди масс. Хотя Дж. Грэй затрагивает только сферу личных отношений, несложно догадаться, что «инопланетная теория» оказывает влияние на все сферы человеческой деятельности, поскольку предоставляет людям право выбирать, кого они хотят видеть у власти или иметь партнером по бизнесу: деятельного, молчаливого мужчину или чувствительную, говорливую, нуждающуюся в постоянной заботе женщину.

По стопам Дж. Грэя пошли многочисленные авторы так называемой популярной психологической литературы, которой сейчас заполнены полки книжных магазинов. Авторы этих книг учат людей (в первую очередь женщин), как добиться успеха в той или иной области, опираясь на гендерные стереотипы и поведенческие шаблоны, основу которых составляют мнимые глобальные различия между мужчиной и женщиной. При этом мужчины и женщины изображаются как два враждебных лагеря, борющиеся за власть и преследующие разные цели: мужчина – завоевать и бросить, женщина – приручить и женить. В таких отношениях, по мнению авторов такого рода литературы, нет места искренности и естественности, необходимо умело притворяться.

На самом деле масштабные исследования в различных областях свидетельствуют, что различия между мужчиной и женщиной не превышают 10%, таким образом, между женщинами как группой и мужчинами как группой различий значительно меньше, чем между индивидами внутри этих групп. Несостоятельность идеи о мужчине и женщине как двух разных мирах подтвердил фундаментальный труд психологов Э. Маккоби и К. Джексон «Психология половых различий», опубликованный в 1975 г. Собранные в книге результаты исследований опровергли целый ряд мифов о различиях между полами, которые прежде считались незыблемой истиной. Реально существующими были признаны всего несколько различий: большие способности к устной речи у девочек, более высокая визуально-пространственная ориентация у мальчиков, а также различия в математических способностях и физической агрессии (выше у мальчиков). Однако последующие исследования, проводившиеся в разное время, не выявили никакой значимой гендерной разницы в познавательных способностях, работе мозга, способностях к устной речи, реакции на провокацию и т.д. Разница в математических способностях мальчиков и девочек либо не выявлялась, либо не превышала 8% случаев .

Основные источники гендерных стереотипов массового сознания в современном обществе

Итак, мы выяснили, как гендерные стереотипы воздействуют на все основные сферы общественного бытия: политическую, социально-экономическую, частную и сферу культуры. Нам также удалось типологизировать гендерные стереотипы, разбив их на 6 основных – об «инопланетности» мужчин и женщин, об их различном «природном» предназначении, о меньших женских возможностях в свободе и творчестве, а также о вреде женской эмансипации и якобы наступившем гендерном равенстве. Однако нельзя не задаться еще одним важным вопросом: какими средствами в массовом сознании поддерживаются гендерные стереотипы? Каковы их основные источники? Безусловно, таких источников можно назвать множество. Мы каждый день встречаемся с гендерным дисбалансом, половой дискриминацией и стереотипным мышлением. Но, как сказал Антуан де Сент-Экзюпери, «все мы родом из детства», поэтому можно с уверенностью сказать, что гендерные стереотипы человек усваивает уже в первые годы жизни, и всю последующую жизнь в его сознании развивается и дополняется та модель гендерных отношений, которая была усвоена им с самого начала.

Психологи утверждают, что к возрасту 5-7 лет у детей формируется понимание неизменности своего пола, и в дальнейшем гендерная идентичность продолжает развиваться и обогащаться за счет личного жизненного опыта. «Гендерная идентичность создается на протяжении жизни человека в ходе усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет, – в ходе гендерной социализации» . Гендерную социализацию принято делить на два основных этапа: первый этап – это детские годы, второй этап – юность, т.е. возраст от 17 до 25 лет, «когда формируется мировоззрение личности и ее представление о собственном предназначении и смысле жизни» . Учитывая колоссальное влияние усвоенных в детстве и юности представлений на всю последующую жизнь человека, выделим пять основных агентов гендерной социализации: 1. Семья; 2. Школа и последующие учебные заведения; 3. Общение со сверстниками; 4. Средства массовой информации и коммуникации; 5. Русская Православная Церковь.

Как отмечал И.С. Кон, все или почти все онтогенетические характеристики являются не просто возрастными, но половозрастными, а самая первая категория, в которой ребенок осмысливает собственное «Я», – это половая принадлежность . Хотя лет до пяти ребенок еще не осознает свой пол как нечто константное, он с первых месяцев жизни начинает усваивать гендерные различия окружающих его людей: запахи, вид одежды и прически, поведение и т.д., и вскоре с первого взгляда может безошибочно определить пол любого незнакомого человека. Этим объясняется первостепенное значение семьи как источника гендерных стереотипов: начиная осознавать себя как представителя определенного пола, ребенок понимает также, что его пол совпадает с полом одного из родителей, но противоположен полу второго родителя. «Обучение гендеру происходит через «имитацию» (делай как мама, как папа), «идентификацию» (ты – как мама, как папа) и «интернализацию» (мама/папа – образец, и ты станешь такой/таким же)» . То есть гендерная социализация в семье связана с тем, что ребенок наблюдает за поведением родителей и делает выводы о том, как должны распределяться гендерные роли. Усваивая таким образом «правила поведения» мужчин и женщин, он начинает воспроизводить их в играх со сверстниками, в рисунках, личных пристрастиях и т.п. При наличии еще одного ребенка в семье, помимо детско-родительских отношений, большую роль в становлении гендерной идентичности играют также детско-детские отношения. Отношения между детьми внутри семьи, как правило, изначально носят неравный характер, связанный с полом и/или возрастом. В случае если родители, вместо того, чтобы постараться смягчить эти различия, начнут усугублять их, например, отдавая предпочтение одному из детей, это может оказать крайне негативное воздействие на развитие личности .

Ведущий западный социолог Э. Гидденс отмечает, что с мальчиками и девочками родители обращаются неодинаково, даже если сами они уверены в обратном. В качестве доказательства приводится эксперимент, в ходе которого молодых матерей просили охарактеризовать полугодовалого ребенка. Поведение взрослых и их характеристики в адрес ребенка отличались в зависимости от того, к какому полу он, по их мнению, принадлежал. Девочке часто улыбались, предлагали куклы для игр, называли «милой», с «нежным голосом». Другая группа испытуемых, идентифицировавшая ребенка как мальчика, реагировала совершенно иначе и предлагала ему для игр поезд или другие «мальчиковые» игрушки. На самом деле в обоих случаях участникам эксперимента представляли одного и того же, по-разному одетого ребенка .

Сейчас, когда современные технологии позволяют узнать пол ребенка еще в утробе матери, родители начинают формировать свое отношение к своему сыну или дочери задолго до его/ее рождения. Наиболее ярко гендерные стереотипы в отношении будущего ребенка проявляются в подборе цветов одежды для младенца, в выборе игрушек, стиля детской и т.д. (что примечательно, именно одежда становится главным гендерным символом у маленьких детей). С первого взгляда на новорожденного родители начинают приписывать ему «гендеризованные» качества: у мальчика подмечают бойкость, крепкое телосложение, громкий голос, у девочки – красоту, миниатюрность, тихое поведение. Причем в реальности эти характеристики могут быть совершенно неверными. Однако на первом этапе жизни именно гендерные стереотипы родителей делают ребенка мальчиком или девочкой в социальном смысле этого слова. В качестве доказательства приведем широко известный пример из книги Гидденса. Один из двух идентичных братьев-близнецов получил серьезные повреждения при обрезании, и пришлось провести операцию по изменению его пола. Родители стали воспитывать его как девочку, и до шести лет, все время пока велось наблюдение специалистов, ребенок демонстрировал классическую «девичью» модель поведения.

Принцип гендерной толерантности как важнейший гарант свободы личности

Прежде чем обосновать принцип гендерной толерантности, необходимо сказать несколько слов о понятии толерантности как таковом. Понятие «толерантность» было введено в научный оборот Д. де Траси еще в XVIII в. В России же этот термин начал употребляться в либеральной печати в середине XIX века, но не успел он прижиться, как был изъят из политической лексики в 30-е гг. XX в. и больше не фигурировал на протяжении всего советского периода. Этим объясняется, почему столь давно распространенное на Западе понятие толерантности в нашей стране фактически является новшеством 1990-х гг.

Термин «толерантность» (от лат. tolerantia – терпение) обозначает терпимость, снисходительность к кому- или чему-либо, готовность предоставить другому человеку свободу мысли и действия . Однако, как утверждают специалисты, понятие толерантности несколько отличается от понятия терпимости, поскольку, если последнее предполагает пассивное смирение, то первое основывается на готовности благосклонно принимать иные мнения или образ жизни, даже если они принципиально противоречат твоим собственным представлениям.

Тем не менее понятие толерантности воспринимается учеными неоднозначно и является весьма многогранным. В.М. Золотухин рассматривает данное понятие с двух сторон: как нравственный принцип, который является регулятором человеческой деятельности и особым типом мировоззрения, а также как инструмент, который дает возможность успешно разрешать противоречия и конфликты . «Рассмотрение толерантности как принципа поведения и деятельности позволяет глубже понять ее общезначимость и ценность не только в моральном смысле, но и в правовом. В моральном – это принадлежность к общечеловеческим ценностям, самоопределенность и открытость человека в коммуникационном дискурсе с поиском достижения согласия ненасильственными способами и методами. В правовом – правовая защищенность человека, предоставление каждому возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации» , - отмечает ученый. В.А. Лекторский, в свою очередь, приводит четыре неравноценных способа понимания термина «толерантность»: 1. Толерантность как безразличие к существованию различных взглядов и практик, так как последние рассматриваются в качестве неважных перед лицом основных проблем, с которыми имеет дело общество; 2. Толерантность как невозможность взаимопонимания (уважение к другому, которого я вместе с тем не могу понимать и с которым я не могу взаимодействовать); 3. Толерантность как снисхождение к слабости других, сочетающаяся с некоторой долей презрения к ним; 4. Толерантность как расширение собственного опыта и критический диалог .

Только четвертое определение толерантности необходимо взять за образец, поскольку в этом случае толерантность предполагает не просто вынужденную терпимость, а «умение и способность сопережить чужие проблемы и чужую боль, как способ утверждения бытия другого человека, как способ включения этого бытия в мое бытие, а моего бытия — в бытие другого» . Только при такой трактовке толерантности аргументированное сопоставление различных точек зрения поможет достичь компромисса и добиться истины. По мнению ученого, принцип толерантности сегодня не просто дань добродетели, это необходимость. «Без выработки взаимной терпимости сталкивающиеся цивилизации, культуры, нации, социальные группы, отдельные люди могут просто истребить друг друга. Терпимость ныне в большей степени, чем когда бы то ни было в истории, не просто отвлеченный философский идеал, а совершенно практическое условие выживания» , – подчеркивает он. Того же мнения придерживается и абсолютное большинство других ученых. Более того, такое понимание толерантности зафиксировано в утвержденной ООН в 1995 г. «Декларации принципов толерантности», согласно которой «толерантность - это гармония в многообразии. … …это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира». Согласно документу, толерантность предполагает прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека .

Те же принципы должны распространяться и на гендерную толерантность, то есть сторонники различных гендерных отношений, не важно, представляют ли они большинство или меньшинство, должны научиться уважительно относиться друг к другу, стремиться друг друга понять и иметь возможность следовать избранной модели поведения, не ущемляя при этом общественных интересов или интересов других людей и социальных групп. Но, к сожалению, на сегодняшний день гендерную толерантность в нашей стране по большей степени можно охарактеризовать не как активное сопереживание и критический диалог, а скорее как невозможность взаимопонимания или безразличие, а в некоторых случаях толерантность попросту отсутствует.

Противники гендерной толерантности, которые агрессивно протестуют не только против изменения гендерных ролей, но и против самого понятия «гендер», обычно обращаются к двум главным аргументам: во-первых, по их мнению, идеи гендерной теории разрушают традиционную семью и понижают и без того низкую демографию, а во-вторых, якобы гендерные исследования пропагандируют гомосексуализм и трансгендерность, развращая тем самым молодежь. В качестве контраргумента следует отметить, что ни в одном гендерном исследовании нельзя обнаружить призывов к отказу от брака или моногамных гетеросексуальных отношений. Напротив, гендерные исследования направлены на укрепление и улучшение качества семейных уз путем пропаганды равноправных партнерских отношений, построенных на любви и взаимном уважении. Что касается демографии, то этот вопрос несколько сложнее, но и здесь можно привести свои контраргументы. Да, гендерная теория призывает воспринимать материнство и вообще родительство не как призвание или обязанность человека, а как его право. То есть каждый человек имеет право решать самостоятельно, когда и скольких детей ему заводить и заводить ли вообще. Понятно, что при наличии современных средств контрацепции и широкого спектра возможностей, открывшихся женщинам в последние полстолетия, детей будет рождаться меньше, чем в условиях стихийного деторождения и безальтернативного жизненного сценария, в центре которого находится материнство. Это подтверждают и социологические опросы «Левада-центра» за 2007 г. Несмотря на то, что 57% опрошенных заявили о своем желании завести семью, чтобы продолжить род, только 1/5 часть респондентов назвала воспитание детей нравственным долгом каждого человека. По сравнению с опросом 1989 г. на 7% увеличилось количество россиян, полагающих, что вступать в брак и заводить семью не обязательно. Поменялись также и приоритеты семейной жизни. На сегодняшний день люди в семье ищут прежде всего эмоционально-психологический комфорт и безопасность, а потом уже возможность рожать детей . Однако так ли это плохо, как пытаются представить консерваторы?

Регулярно СМИ информируют о страшных случаях, происходящих по всей России: родители в состоянии сильного алкогольного опьянения подожгли дом и погибли вместе с семью детьми; женщина инсценировала пропажу маленькой дочери, желая спасти от тюрьмы своего сожителя, который убил младенца в припадке ярости; МЧС извлекла из закрытой машины малыша, который едва не задохнулся, пока его мать ходила по магазинам. Возникает вопрос, нужно ли такое родительство? В уставах РПЦ сказано, что церковь порицает «эгоистическое» нежелание некоторых людей заводить детей. Но разве не является еще большим эгоизмом то легкомыслие, с которым многие люди подходят к вопросу рождения ребенка? Когда ребенок появляется на свет нежеланным, когда будущие родители не сознают степени своей ответственности, когда люди заводят детей, будучи неготовыми к этому психологически, велик шанс того, что конец будет печальным. Подтверждение тому статистика: ежегодно в России от 30 до 50 тыс. детей оказываются отвергнутыми родителями , не говоря уже о том, что исчезновение отца из жизни детей сейчас вообще не воспринимается как нечто необычное. Главной ценностью гендерных исследований является свобода личности и защита прав человека. По этой причине прежде всего следует делать ставку не столько на количество рождаемых детей (хотя адекватное стимулирование демографии вовсе не противоречит принципам гендерных исследований, как раз наоборот), сколько на ответственное родительство, при котором и мать и отец несут равную высокую ответственность за будущее добровольно ими рожденного индивида.

Кроме того, социальные реформы и новые идеи, продвигаемые представителями гендерных исследований, направлены на общее повышение уровня жизни общества, что само по себе должно отразиться на количестве народонаселения страны самым благоприятным образом. Как уже было сказано, отказ от гендерных стереотипов, реальная борьба с гендерной дискриминацией и аксиологическое уравнивание культурных понятий маскулинности и феминности в массовом сознании не только приведут к установлению реального равноправия полов, но и помогут решить многие другие социальные проблемы, связанные с психологическим и физическим здоровьем нации, средней продолжительностью жизни, материальной обеспеченностью населения, уровнем преступности в конце концов. Ведь демократичное общество, в котором превыше всего ценится человеческая жизнь и свобода личности, намного быстрее и эффективнее сможет добиться успеха в решении социальных проблем, нежели общество, не ценящее каждую отдельную личность. Тому подтверждение – разница между развитыми странами и странами третьего мира и исторический опыт человечества.

Похожие диссертации на Гендерные стереотипы массового сознания в период кризиса традиционного общества.