Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Кризис в развитии общества :Социально-философский анализ Назарова Инна Юрьевна

Кризис в развитии общества :Социально-философский анализ
<
Кризис в развитии общества :Социально-философский анализ Кризис в развитии общества :Социально-философский анализ Кризис в развитии общества :Социально-философский анализ Кризис в развитии общества :Социально-философский анализ Кризис в развитии общества :Социально-философский анализ Кризис в развитии общества :Социально-философский анализ Кризис в развитии общества :Социально-философский анализ Кризис в развитии общества :Социально-философский анализ Кризис в развитии общества :Социально-философский анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Назарова Инна Юрьевна. Кризис в развитии общества :Социально-философский анализ : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : М., 2005 133 c. РГБ ОД, 61:05-9/529

Содержание к диссертации

Введение

Раздел 1 Характер социального кризиса

Раздел 2 Социальные технологии преодоления кризисных явлений

Заключение

Литература

Введение к работе

Актуальность исследования. Значимость обращения к сюжету социальных кризисов обусловлена рядом сопряженных моментов.

Первое. У китайцев есть пословица - «пожелай, Боже, врагам нашим жить сто лет в эпоху перемен». Россия живет в подобную эпоху последние 15 лет, результаты чего сказываются непосредственно, - расстроенность существования мы чувствуем в полной мере.

Второе. Социально-психологическая стабильность социума. Переживаемая постсоветскими державами ситуация описывается тропом «от одного берега отстали, к другому не пристали». Как и во все переломные эпохи, когда общее ощущение катастрофичности сопровождается чувством тусклого и тяжкого безвременья, нравственная определенность которого не поддается регуляризации, - важно не допустить раскол, сохранить единство народа.

Третье. Проблема концептуализации кризисных явлений. Суть в том, что не существует и не может существовать доктрины фронтальных социальных потрясений. Ситуации чистой турбуленции модельно-аналоговой реконструкции не подлежат. Это потому, что теория развертывается на введении универсалий, типажей, родовых форм, тогда как кризисные состояния локальны, контекстуальны, уникальны. Их фигуры, подробности, как правило, не подлежат осреднению, экстраполяции.

Однако, невзирая на сказанное, условия не отмечены печатью безысходности. В той мере, в какой модернизация стран постсоциалистического пространства сталкивается со стандартными трудностями, возрастает необходимость рефлексии факторов, тормозящих преобразования. Без подобной рефлексии невозможно наметить эффективные линии купирования социальной деструкции.

Степень разработанности проблемы. Изучение природы кризисных явлений в обществе с целью выработать алгоритмы их преодоления составляет важное и ответственное направление разработческой деятельности социальных философов, политиков, экономистов, макросоциологов. О том, насколько сложна, противоречива предметная область, свидетельствует характер заинтересованных изысканий, массив публикаций, выражающий ценные идеи, стратегию, тактику поиска.

На протяжении XX в. к теме кризиса культуры обращались представители западноевропейской философии - Э.Гуссерль, Г.Зиммель, Х.Ортега-и-Гассет, Р.Гвардини, К.Ясперс и др. Особое место анализ кризисного мироощущения занимает в творчестве представителей русской религиозной философии: Вл.Соловьева, С.Булгакова, Н.Бердяева, Г.Федотова и др. Можно говорить о том, что в XX столетии складывается философия кризиса, представляя особое направление исследований.

Каждому историческому периоду в развитии науки свойственны специфические идеалы научного знания, методологические подходы к осмыслению действительности. В науке Нового времени - классической науке - идеалами научного знания служили простота, линейность, исключение неопределенности. Классический подход к управлению сложно-организованными системами основывается на линеаризации.

В конце XX в. стало ясно, что не только общественным процессам, но и областям, традиционно относимым к физике и математике, свойственны процессы, демонстрирующие непредсказуемое поведение. Данному пониманию способствовали исследования по неравновесной термодинамике, нелинейным системам, теории «детерминированного» хаоса, теории катастроф, фракталам и др.

Усиливающиеся в мире процессы глобализации стали одним из существенных стимулов интеграционных поисков. Пик подобных поисков приходится на 1980-е гг., отмечен работами Дж.Александера, Р.Будона,

Э.Гидденса, Дж.Ритцера, Н.Смелзера, Дж.Тернера, Г.Уотсона, Ю.Хабермаса. Вопросы, которые при этом находятся в фокусе рассмотрения, — с одной стороны, «как возможен социальный порядок», с другой стороны, «каким образом множество социальных действий складывается в социальный порядок», как примирить перспективы - коллективистскую и индивидуалистскую.

Объект исследования — кризисные явления в социальном развитии.

Предмет исследования - социальные технологии преодоления кризисных явлений.

Цель исследования - на основе прослеживания кризисных тенденций социальных организмов наметить адекватные способы их блокирования.

Реализации данной цели способствовало решение блока взаимосвязанных задач:

- выявить природу кризисных явлений в социальной динамике;

— уточнить технологии преодоления социальных кризисов.
Теоретико-методологическая основа поиска. Учитывая исходно

комплексный, динамический статус социальной материи, методологический остов исследования составили принципы единства анализа и синтеза, индукции и дедукции, конкретности, объективности, целостности рассмотрения. Особое внимание уделялось критике абстрактно-умозрительных построений (скажем, о якобы неантагонистичном характере социального прогресса в условиях социализма), дезориентирующих поиск, искажающих трезвый взгляд на предметную сферу, правила ее концептуального освоения. В ходе работы автор опирался на результаты изысканий крупнейших представителей философской, социологической, политической мысли, использовал труды российских, немецких, американских, французских ученых. Эмпирический базис рефлексии составил богатый фактический материал европейской, отечественной,

мировой истории, начиная с Великой французской революции и кончая современностью.

Результаты, выносимые на защиту, и их научная новизна.

1.Социальные кризисы обычно вызываются разбалансированием жизневоспроизводительных укладов, технологий устроения, способов обмена деятельностью, обеспечения выживания. Имеется в виду государственное банкротство, неурожаи, торгово-промышленные сбои, бедствия, обусловливающие резкое усиление гражданской активности народа, пытающегося получить гарантии жизнеобеспечения. Форма заявления народной воли - стихийный протест, голодный бунт, демонстрация, предполагающие привлечь внимание властей к бедственному положению демоса. Если власть оперативно и удовлетворительно реагирует на нужды населения, народ улучшает существование, протестная активность снижается, жизнь входит в ламинарное состояние. В противном случае, в случае игнорирования властями требований масс или вмешательства отягощающих, дестабилизирующих факторов (подрывная работа политических оппонентов) - турбуленция нарастает. Социальный кризис перерастает в политический. Неудовлетворенный протест народа входит в фазу антиправительственных выступлений с требованиями отставки властей, изменения политического строя, смены режима. Воля народа заявляется здесь как в легитимной (наличие политической трибуны), так и не легитимной (восстание, мятеж) форме.

2 Уточнены, технологии преодоления социальных кризисов. Разрешение гражданского кризиса: политическая трансформация с последующей социальной модернизацией. Ситуация сама по себе поливариантна, реализуется в диапазоне: реставрация - эволюция (ненасильственная реформация) - революция (насильственная инновация). Такова общая схема. Оценка эмпирического массива приводит к выводу: социальным технологиям противопоказан радикализм; не насилующая

революция, а щадящая революция - предмет желаемого. Революции истинны как цели и ложны как воплощения: революции не способны созидать, они лишены социально ответственного, продуктивного потенциала; ни одна из прокламируемых целей революции, как показано, не находит воплощения. Взять Великую Французскую революцию, интенция которой тенденция на свободу - равенство - братство подменилась имперской диктатурой. Взять Октябрьскую революцию, интенция которой на мир - хлеб - землю подменилась большевистской диктатурой. Революции не озабочиваются решением народного вопроса, они погрязают в решении вопроса властного. Откуда вытекает, что революция заменима здоровой реформой. Революция протекает по сценарию:

а) Предреволюционая ситуация (социальный кризис - неурожаи,
обнищание населения, разорение собственников, банкротство казны);

б) Революционная ситуация (гражданский кризис, пропагандистская
инициация доведенного до отчаяния народа);

в) Постреволюционная ситуация (социальный кризис) -
трансформация политической элиты, реставрация бедствий народа. Тупик
обходится тем, что в начальной стадии (а) рядом проникающих решительных
мер возможно остановить развертывание революции. Использованный
материал мировой истории свидетельствует о необходимости
своевременного социально-политического реформирования, исключающего
псевдоморфизм радикальных насильственных трансформаций.

Теоретическая значимость исследования. Полученные в диссертации результаты имеют важное концептуальное и эвристическое значение, позволяют формировать адекватную картину генезиса и статуса кризисных явлений в социальном развитии, уяснять векторы оптимальной трансформации общества в сторону эффективного гарантийного развития.

Практическая значимость работы. Данные исследования могут быть использованы при составлении учебных программ, подготовке, чтении

общих и специальных курсов по социальной философии, политологии, макросоциологии (разделы: «Социальный прогресс», «Социальная трансформация», «Социальная динамика» и др.)

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии ИППК МГУ и рекомендована к защите. Основные результаты работы представлены на конференции «Шаг в будущее» (МГТУ, 2005); по теме диссертации опубликованы 2 работы, общим объемом 1,2 п.л.

Структура работы. Композиция исследования определена целями, задачами, принятым способом поиска. Работа содержит введение, два раздела, заключение, список литературы.

Характер социального кризиса

Кризис (krisis) дословно с греческого - суд, разбор, судебное разбирательство, приговор, судебное решение. В Древней Греции под кризисом понималось завершение, перелом в ходе некоторого процесса, имеющего характер борьбы.

Кризисную ситуацию, складываемую в обществе, следует понимать как ситуацию, требующую разбирательства, вынесения решения по важным, неотложным вопросам. Кризис проявляется в крайнем обострении противоречий в социально-экономической системе, угрожающем ее жизнестойкости.

Н.И.Лапин рассматривает этимологию понятия кризис и его производные следующим образом: «В самом своем общем виде кризис есть нарушение прежнего равновесия и в то же время переход к новому равновесию. В социальных науках принято различать стабильное и кризисное состояние общества. Первое означает устойчиво воспроизводящийся порядок. Второе служит способом движения социальной системы от прежнего состояния, через дезинтеграцию и конфликт, к новому состоянию. В ходе своей эволюции любое общество неоднократно проходит динамический цикл «стабильность - кризис - новая стабильность».1 Причинами кризиса могут выступать объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации, реструктуризации, и субъективные.

Еще в начале XX в. А.Фиркандт писал: «В популярном мнении развитие культуры носит характер непрерывных катастроф: с помощью неожиданных всплесков и гениального вдохновения где-то возникают - но нельзя понять почему именно здесь и сейчас - новые образования... Изучение исторической или общественной жизни имеет основой мысль, что все большее основывается на накоплении малого... Этот закон постоянства позволяет нам... создать четкое представление о возникновении и изменении культурных ценностей».

Кризисы бывают частные и общие. Среди общих кризисов наиболее универсальный характер имеет социокультурный кризис, объемлющий как совокупность социальных отношений, так и культуру, равно как и их взаимодействие.

Социокультурный кризис свидетельствует об исчерпании возможностей саморазвития общества в данном его качестве.

Общество, переживающее социокультурный кризис, может быть квалифицировано как кризисный социум. Это состояние общества характеризуется уникальным сочетанием параметров социального и культурного развития, затрагивающим такие сферы социальной жизни, как политическая, экономическая, производственная, собственно социальная (дезинтеграция социальных групп, институтов, утрата идентификации личности с прежними структурами, ценностями, нормами), и культурная жизнь - духовно-нравственная, трудовая, этническая, экологическая.

Особое положение в группе кризисов занимает политический кризис. Это - кризис в политическом устройстве общества, кризис власти, кризис реализации интересов социальных групп, классов. Политические кризисы, как правило, затрагивают все стороны развития общества и переходят в кризисы экономические.

В системном анализе кризис исследуется как один из переходных процессов в социальных системах. Распад системы наступает, если ее изменения столь значимы или воздействие на нее столь сильно, что параметры системы принимают пороговые, критические значения. В данном состоянии степень организованности системы резко снижается, вероятность возвращения к прежнему стабильному состоянию невелика.4

Кризис - выражение разбаланса воспроизводственных процессов. Выскажемся пространнее. Цивилизация - жизневоспроизводительный уклад, техника обмена деятельностью, способ вершения исторического бытия, обеспечение выживания. Антиподом цивилизации выступает хаос, проявляющийся как в природных, так и социальных отношениях. Выражение кризиса - в разбалансе воспроизводственных цепочек, когда нарушается ценностная регламентация функционирования основных сфер жизни.

Гражданский кризис вызывается социальным кризисом, разбалансированием жизневоспроизводительных укладов, технологий устроения, способов обмена деятельностью, обеспечением выживания. Усиление гражданской активности народа происходит в случае отсутствия гарантий жизнеобеспечения. Последнее возможно в результате государственного банкротства, неурожаев, торгово-промышленных сбоев, бедствий, обуславливающих дисбаланс социальной жизни.

При условии, что власть оперативно и удовлетворительно реагирует на нужды населения, народ улучшает существование, протестная активность снижается, жизнь входит в ламинарное состояние. Если требования народа игнорируются, при отягощающих дестабилизирующих факторов -пропаганда, агитация, подрывная работа политических оппонентов, -напряжение будет возрастать. Возможно перерастание гражданского кризиса в политический.

Политический кризис выражается в наступлении фазы антиправительственных выступлений с требованиями отставки властей, изменения политического строя, смены режима. Воля народа может проявляться здесь как в легитимной, так и нелигитимной формах.

Социальные технологии преодоления кризисных явлений

Основная характеристика фазовых превращений в случае социальных систем - нарушающая сбалансированность жизневоспроизводственной деятельности внешняя или внутренняя турбулентность. Последняя предстает точкой фазового перехода, означающей утрату гарантийности существования.

В общественной жизни данные переломные точки развития выражаются в обостряющихся общественных противоречиях, усиливающейся конфронтации элементов и целого (центробежные реакции, пикировки периферии и ядра), подрыве стабильности, предсказуемости поведения, росте восприимчивости к деструктивным асинергииным влияниям.

Следует выделить два типа фазовых переходов. Применительно к социальной реальности ими будут

- фазовые переходы первого рода - социальные мутации. В точке фазового перехода здесь происходит выделение гражданской энергии, насильственное, фронтальное катастрофическое изменение форм существования. Фазовые переходы первого рода характеризуют революционный тип социальных трансформаций;

- фазовые переходы второго рода - социальные трансформации, означающие, что в точке перехода происходят ненасильственные полиморфные превращения за счет ламинарных санирующих акций. К фазовым переходам второго рода относятся реформации.

Состояние фазового равновесия - выражение социального баланса. Можно привести графическую иллюстрацию сказанного. Элементарная

однокомпонентная система, в которой прослеживаются детерминации от одного фактора (политическая сила), представлена следующим образом:

Тройная точка О на диаграмме соответствует равновесию трех фаз: гарантийное — предкризисное - кризисное развитие. На диаграмме данные этапы представлены следующим образом. Ниже линий ОА и ОС — располагается область гарантийного социального развития. Данный этап социального развития возможен при благоприятных условиях существования и взвешенных инициативах власти. Между линиями ОВ и ОС — область предкризисного развития. Между линиями ОА и ОВ - зона кризисного социального развития.

Состояния системы, описываемые линиями ОА, ОВ, ОС, -соответствуют равновесию между сопряженными фазами. ОС - равновесию между гарантийным и предкризисным развитием. В точке пересечения трех кривых - тройной точке О находятся в равновесии три фазы (характерные для трех типов развития), поддерживаемые относительно строго заданными значениями ламинарности и турбулентности.

Пунктирная линия ОЕ, являющаяся продолжением ОС, показывает зависимость перспектив развития по вектору движения от ламинарности к турбулентности. Такая фаза неустойчива (метастабильна) в присутствии более устойчивой фазы.

Возможность существования метастабильных фаз, зависимых от совокупного состояния политической элиты и народа (мобилизованность, демобилизованность; активность, пассивность), - специфическая особенность фазовых переходов первого рода.

Пассионарный взрыв и застой объясняются затратами гражданской энергии на образование начал новой фазы. На поверхности раздела, дистанцирующего фазы, свойства социума изменяются скачком. Однако, в применении соответствующих дестабилизирующих технологий (инициирующих стагнацию, сецессию, дезагрегацию, дискредитацию и т.д.), свойства фаз сближаются, а в некоторой критической точке становятся равными.

Критической является точка, где исчезает различие гарантийного, предкризисного, кризисного развития. В областях ниже критической точки имеются два легко отличимых состояния социальности - гарантийное и кризисное. В областях выше критической точки социальность находится в однородном кризисном состоянии.

Для каждого типа социума характерны критические точки (роль традиций, императивов почвы, истории народов), интервалы доверия для политической элиты, вождей, оппозиции, правительства. Нахождение внутри них или выход за пределы них производится контекстуально.

Фазовые переходы первого рода связаны с изменением состояния, фазовые переходы второго рода — с изменением порядка. При идеальном порядке отношения народа и политической элиты (власти и оппозиции) сбалансированы. С нарастанием сложностей увеличивается вероятность социального разбаланса. До тех пор, пока эта вероятность остается возможностью, обострений (коллизии, пикировки, кризисы) не возникает. При эскалации конфликтности, приближении к критической точке фазового перехода складывается остро конфронтационная разупорядоченная фаза.

Введем показатель порядка, связывающий показатели вероятности Wj остаться в наличном и W2 выйти из наличного состояния:

В полностью упорядоченном (ламинарном) состоянии Wj=l; W2=0; 7/=1. В полностью разупорядоченном (турбулентном) состоянии Wi=W2=l/2 (возможности одинаковы); 7} = 0.

В критической ситуации социальные системы восприимчивы к разбалансирующим воздействиям (флуктуациям). На данном этапе, как правило, происходит формирование требований к политическим элитам упреждать полное разупорядочение с недопущением принятия нулевого значения. Последнее подвластно антиципирующим реформам.

Рассмотрим далее проблемы социального риска и социальных решений.

Социальный риск. Практика судьбоносных решений, принятие, проведение которых зависит от компетенции политических лиц, подвержена порывами за черту ясностей, вызванных привхождением блока случайных причин: флуктуации - непрограммируемых уклонений, возмущений и, как ни странно, фатальностей - предопределенных событий, момент наступления коих не прогнозируем.

Рисковость в социуме, следовательно, - от объективной и субъективной неопределенности. Относительно социальной сферы всегда существует люфт между замыслом и конечным его воплощением, принимающим истинное значение в диапазоне выгода, прибыль - потеря, провал. Риск и социальное действие - вещи тождественные. Возможность пребывания в риске определяется необходимостью умения рефлектировать, предвосхищать.

Что включают аналитика и прогностика риска, которые опираются на предметно-профессиональную логику, интуицию жизни? Расчет и проницательность в политике предстают дополнительными.

Объективная сторона риска - многофакторность, полиморфность реальности, проявление эгоистических воль, целей, интересов. Субъективная сторона риска - непредсказуемость, неантиципируемость поведения политических лиц, пробелы в информации, способах ее обработки, экстраполяции.

К чему сводится задача выяснения корней, источников, причин риска; степени доминирования, преобладания, важности отдельных факторов; выработки моделей нейтрализации, блокирования, преобразования агентов действия и влияния?

Похожие диссертации на Кризис в развитии общества :Социально-философский анализ