Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Образование как фактор обеспечения устойчивого развития общества : социально-философский анализ Власюк, Наталья Николаевна

Образование как фактор обеспечения устойчивого развития общества : социально-философский анализ
<
Образование как фактор обеспечения устойчивого развития общества : социально-философский анализ Образование как фактор обеспечения устойчивого развития общества : социально-философский анализ Образование как фактор обеспечения устойчивого развития общества : социально-философский анализ Образование как фактор обеспечения устойчивого развития общества : социально-философский анализ Образование как фактор обеспечения устойчивого развития общества : социально-философский анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Власюк, Наталья Николаевна. Образование как фактор обеспечения устойчивого развития общества : социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Власюк Наталья Николаевна; [Место защиты: Сиб. аэрокосм. акад. им. акад. М.Ф. Решетнева].- Новосибирск, 2011.- 231 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/39

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Образование и адаптация общества: социально философские аспекты 16

1. Методологическая функция философии образования в исследовании образования как фактора обеспечения устойчивого развития общества 16

2. Адаптация общества, ее современное понимание в контексте изменений системы образования 45

3. Образование в адаптирующемся обществе 72

Глава 2. Адаптационная функция образования для устойчивого развития общества 105

1. Устойчивое развитие общества и пути адаптации к нему 105

2. Онтологическая специфика образования как фактора обеспечения устойчивого развития общества 137

3. Аксиологическая специфика образования как фактора обеспечения устойчивого развития общества 163

Заключение 200

Библиографический список 2

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Актуальность социально-философского исследования образования как фактора обеспечения устойчивого развития общества обусловлена тем обстоятельством, что от системы образования зависит отрефлексированное и обоснованное понимание как аксиологии современного образования, возможности влияния образования на духовные и нравственные приоритеты личности, так и актуализация стратегии стабильного общественного развития в XXI в.

В современном мире сложился ряд негативных общемировых социальных тенденций, основным источником которых является фактическая победа и упрочнение в глобальном масштабе рыночного фундаментализма . Погоня исключительно за прибылью как главным критерием «развития», несмотря на нарастание экологического кризиса и просматривающуюся перспективу исчерпания основных природных ресурсов; отрицание как ценности личности каждого человека, так и ценности культуры в целом; нарушение суверенитета государств; превращение системы образования из средства «воссоздания» каждого нового поколения и его воспитания в институт «капитализации» человека и рыночную услугу и др.

В современных условиях поиск альтернативных путей социального развития, проблема осознания во всей ее многоаспектности адаптации общества к новой реальности справедливо причисляется сегодня к числу одной из наиболее актуальных. Среди ряда возможных альтернативных направлений социального развития обособляется концепция устойчивого развития, которая рассматривается многими учеными как едва ли не единственная реальная перспективная возможность стабильного развития человечества в условиях современных вызовов и кризисов.

Глобальные кризисы развития человечества, в которые включена и наша страна, и практически каждый человек, невозможно преодолеть только технотронными средствами и методами (техническими, технологическими, экономическими, управленческими и др.), необходимо изменить ментальность людей, их мировоззренческие и аксиологические императивы жизнедеятельности. Вполне обоснованно, что при таких обстоятельствах внимание философов приковывает не только проблема адаптации всего общества в глобальном масштабе, но и конкретных стран, и социальных институтов, а также отдельных социальных групп, особенно подрастающего поколения.

Сфере образования принадлежит в данном процессе определяющая роль, поскольку образование «воссоздает» каждое вновь вступающее в жизнь

' Сорос, Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности. Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 1999. - XXVI, 262 с.

поколение как совокупность людей и их отношений. Образование закладывает не только профессиональные навыки, но и основы аксиологии и праксиологии, ментальные и духовные паттерны, наконец, воспроизводит социальность как совокупность ментальных и когнитивных программ поведения и мышления человека, его культурной деятельности в мире.

Актуальным является исследование не только адаптации системы образования собственно как социального института, но, в первую очередь, исследование образования как одного из основных факторов обеспечения устойчивого развития общества, его адаптации к происходящим изменениям, поскольку именно образование закладывает адаптационные возможности общества на различных уровнях его организации через обучение и воспитание новых его поколений посредством мировоззрения, культуры и знания, благодаря взаимодействию которых формируются и реализуются направления социального развития.

Все это обусловливает особую актуальность социально-философского анализа образования как фактора обеспечения устойчивого развития общества, построения философской модели данного процесса, для чего необходимо совместное исследование концептуальных представлений об образовании, эпистемологического понимания адаптации, а также концепции устойчивого развития общества как в глобальном масштабе, так и на уровне отдельно взятой страны (России).

Степень разработанности проблемы

Поиск стратегии развития человеческой цивилизации в условиях современных вызовов предъявляет качественно новые требования к изучению места и роли системы образования в обществе. Не случайно среди отечественных и зарубежных исследований в настоящее время заметно возросло число работ, посвященных анализу различных аспектов образования.

Среди отечественных и зарубежных исследователей существуют различные мнения относительно понимания сферы образования и ее роли в общественном развитии, а также во взаимодействии общества и природы. В основном, эти исследования концептуализируются в рамках методологии современной философии образования.

Методологическая функция философии образования по отношению к изучению образования в различных аспектах проявляется в том, что она (философия образования) разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания наиболее общих объективных закономерностей образовательной сферы во всем многообразии, диалектической взаимосвязи и целостности ее существования (Б. С. Гершунский, О. В. Долженко, Б. О. Майер, Н. В. Наливайко, В. И. Панарин, В. И. Паршиков, В.М. Розин, Н.С. Розов, И.П.Савицкий, и др.) Как указывают многие авторы (Б.С. Гершунский, В. Н. Гончаров, Э. Н. Гусинский, Ф. Т. Михайлов, О.Д.Олейникова, Г. И. Петрова, Ю. И. Турчанинова и др.), философия образования формирует отрефлексированный категориальный аппарат для анализа онтологических,

гносеологических, аксиологических и других аспектов сферы образования, что закладывает методологическую основу дальнейших социально-философских исследований, в частности, в нашем случае - анализа образования как фактора обеспечения устойчивого развития общества.

Отечественные специалисты методологическому значению философии образования уделяют особое внимание. Так философско-методологическая специфика проблемы изучения образования в целом исследовался в работах В. С. Библера, М. Я. Боброва, Б. С. Гершунского, В. А. Дмитриенко, В.В.Давыдова,Э.В.Ильенкова,А.Т.Москаленко,Н.В.Наливайко,В.И.Панарина, В.И.Паршикова, Т.А. Рубанцовой, А.Л. Симанова, Д. Б. Эльконина, и других исследователей.

Фундаментальные основы содержания образования исследовались в работах А. М. Арсеньева, Г. Н. Волкова, В. В. Краевского, В. С. Леднева, И. Я.Лернера, В. Г. Онушкина, М. Н. Скаткина, С. Г. Шаповаленко и др.

С методологических позиций философии образования был проведен сравнительный анализ сферы образования в разных культурах:

в зарубежной (в контексте глобализации) - в работах А. Бенавота, И. Джонсон, С. Лэпейроуза, Н. МакГина, А. Олденквиста, Г. Орфилда, М. Пендлбери, Р. Рэми, И. Янг и др.,

в отечественной - в работах Т. В. Болотиной, Б. С. Гершунского, Г. В. Игониной, М. И. Ковалевой, 3. А. Мальковой, О. А. Михалиной, И. Д. Фрумина, М. М. Якобсон, и др.;

- а также были исследованы такие аспекты образования как:
социологический (Ю. Р. Вишневский, С. И. Григорьев, Г. Е. Зборовский,
М. 3. Ильчеков, Н. А. Матвеева, В. Я. Нечаев, В. Н. Турченко, А. С. Фролов и
др.) и психологический (А. С. Арсентьев, М. Н. Григорьев, В. В. Давыдов,
В. П. Зинченко, Р. С. Немов и др.);

Особо следует выделить исследование эпистемологических аспектов сферы образования в работах А. Ю. Бабайцева, В. А. Лекторского, Б. О. Майера, М. К. Мамардашвили, Г. И. Рузавина, В. С. Степина, В. В. Целишева, В. С. Швырева, Г. П. Щедровицкого, Б. Г. Юдина и др.

Проблемы гуманитаризации и экологизации образования, воспитания экологического и нравственного сознания, раскрываются в работах В. Н. Колесниковой, Р. С. Михайловой, О. Д. Олейниковой, Л. Г. Олеха и др.

На важность дальнейшего изучения места и роли образования в современном обществе, особенно в контексте происходящих социальных и природных изменений, указывают такие авторы, как: Б. С. Гершунский, О. В. Долженко, В. П. Зинченко, Н.А Князев, Н.П. Копцева, Б. О. Майер, Н.

B. Наливайко, В. В. Платонов, В. М. Розин, Н. С. Розов, Л. А. Степашко, И.

C. Утробин, Н. М. Чуринов и другие отечественные ученые.

При всех достоинствах перечисленных выше работ, в том числе их методологической направленности, для них характерна актуализация исследования образовании как социального процесса и/или института

безотносительно к факторам адаптации общества и концепции устойчивого развития общества.

Одним из продуктивных подходов к исследованию роли системы образования как фактора обеспечения устойчивого развития общества является концептуализация данной проблематики в системе понятий адаптационного подхода.

Анализ процессов адаптации - одна из самых значимых междисциплинарных проблем, которая исследуется в различных сферах деятельности человека.Имееет место ряд публикаций таких авторов, как Л.

A. Гордон, О. Дудченко, Б. О. Майер, А. Мытиль, Ю. А. Урманцев,
М. А. Шабанова. Издаются монографии и коллективные труды, посвященные
проблемам социальной адаптации, в частности, работы Е. М. Авраамовой, Л.
Корель, Д. М. Логинова, М. В. Ромма, и др. Важное методологическое
значение для исследования процессов социальной адаптации, ее механизмов,
имеют работы зарубежных и отечественных ученых
Б. Г. Ананьева, Г. М. Андреевой, А. Г. Асмолова, Г. Бейтсона, М. В. Ромма,
Ю. А. Урманцева, Т. Шибутани и др.

Вместе с тем, исследуя проблемы образования в контексте адаптационного подхода, авторы обычно уделяют внимание либо психологическим проблемам адаптации личности (Э. В. Беляев, Ю. Р. Вишневский, А. И. Ковалева, И. С. Кон, Л. Д. Костюченко, Е. А. Лаврухина,

B. Т. Лисовский, Ю. М. Резник, М. В. Ромм, В. Я. Ядова и др.), либо
социологическим проблемам адаптации системы образования собственно как
социального института к происходящим в обществе изменениям (В. А.
Гуртов, Д. Оганесян, Е. А. Питухин, Л. М. Серова, В. А. Сластенин, Г. И.
Чижакова и др.). В то же время в отечественной литературе крайне мало
работ (Б. О. Майер, Е. В. Покасова, Н. В. Наливайко, А. Д. Урсул),
посвященных анализу с философских концепций проблемы образования как
фактора адаптации общества к устойчивому развитию.

Исследованию концепций, предпосылок, возможных сценариев устойчивого развития общества посвящен довольно большой объем исследовательского внимания. Концепция устойчивого развития представлена в следующих аспектах. Во-первых, выявляются теоретические истоки данной концепции, в частности, особенности преломления в ней философских, социологических, естественнонаучных идей. Здесь следует отметить труды Р. Брауна, В. С. Голубева, В. Г. Горшкова, В. П. Казначеева, В. А. Лося, Н. М. Мамедова, Л. Г. Олеха, В. И. Супруна, А. Д. Урсула и др. Во-вторых, делается попытка обобщения данной концепции, придания идеям устойчивого развития определенной системности в контексте исторического процесса. В этом отношении заслуживают внимания работы В. И. Данилова-Данильяна, О. К. Дрейера, В. И. Кудашова , Н. Н. Моисеева, Л. Г. Олеха, И.А.Пфаненштиля, А. Д. Урсула, Н. М. Чуринова, и др. В-третьих, исследуются методологические вопросы изменения различных сфер человеческой деятельности - науки, образования, экономики, техники

и других сфер общества в соответствии с критериями устойчивого развития. В данном случае представляют интерес работы В. В. Боброва, Э. В. Гирусова, К. X. Делокарова, Б. И. Козлова, Н. Н. Лукьянчикова, В. В. Мантатова, Е. В. Никоноровой, Е. Н. Пасхина, А. Н. Чумакова и др.

Проблемам безопасности в контексте концепции устойчивого развития общества посвятили свои исследования В. П. Казначеев, А.Л. Романович, А. И. Субетто, А. Д. Урсул, А. К. Черненко,. Вопросы формирования экологической культуры и экологического сознания нашли отражение в работах Ю. Ю. Галкина, С. Н. Глазычева, А. Н. Кочергина, В. В. Мантатова, Л. В. Мантатовой, Н. М. Мамедова, Е. В. Никаноровой, О. В. Овсянниковой , И. А. Сосуновой, и др. Исследователи особо подчеркивают ведущую роль образования как основного условия перехода общества к устойчивому развитию, но при этом мало уделяют внимание конкретному содержанию новой модели образования как фактора обеспечения устойчивого развития общества, а также адаптационной роли образования в данном процессе.

Таким образом, несмотря на наличие значительного количества работ, посвященных исследованию сферы образования, процессам адаптации, концепции устойчивого развития, до настоящего времени не проводилось систематического исследования образования как фактора обеспечения устойчивого развития общества, в том числе обеспечения устойчивого развития России.

Проблемная ситуация, на разрешение которой направлено настоящее диссертационное исследование, заключается в противоречии между:

- необходимостью построения и актуализации в современных условиях
модели образования как фактора обеспечения устойчивого развития
общества в качестве альтернативы негативным современным глобальным
тенденциям;

- теорией и практикой реформирования системы образования в
современной России, где образование выступает на официальном уровне как
услуга, но не как фактор обеспечения устойчивого развития общества.

Объектом исследования является образование в условиях современного общества.

Предмет исследования - образование как фактор обеспечения устойчивого развития общества (социально-философский анализ).

Цель диссертационного исследования - провести социально-философский анализ образования как фактора обеспечения устойчивого развития общества.

Данная цель конкретизируется в постановке ряда задач:

  1. Исследовать методологическую функцию философии образования применительно к изучению образования как фактора обеспечения устойчивого развития общества.

  2. Изучить современное понимание адаптации общества в условиях изменения системы образования.

3. Выявить онтологическую специфику сферы образования в условиях общества, находящегося в процессе адаптации к современным изменениям.

  1. Обосновать, что устойчивое развитие является перспективным направлением развития общества и исследовать пути адаптации общества к нему.

  2. Выявить онтологическую специфику образования как условия обеспечения устойчивого развития общества в мире (общее) и в условиях России (особенное).

  3. Исследовать аксиологическую специфику развития современной системы образования как условия обеспечения устойчивого развития общества.

Научная новизна исследования отражена в следующих положениях:

  1. В результате исследования методологической функции философии образования применительно к изучению образования как фактора обеспечения устойчивого развития общества установлено, что методологическая функция философии образования реализуется в рамках различенных по методическим основаниям двух проектов науки: метафизического и диалектического. При этом в рамках метафизического проекта науки философия образования направлена на ограничение степеней свободы (свобода слова, свобода совести, свобода воли и т.п.), тогда как в рамках диалектического проекта науки философия образования направлена на совершенствование общественных отношений посредством диалектического понимания сферы образования, в том числе как условия обеспечения устойчивого развития общества.

  2. Исследовано современное понимание адаптации и показано, что существует два методологических подхода к ней: первый - в рамках метафизического проекта науки, где адаптация - приспособление, а другой -диалектическое понимание адаптации и подчеркивание процессуальной направленности на совершенствование. Обосновано, что диалектический подход к проблемам адаптации общества и образования может быть плодотворно конкретизирован с помощью аппарата кибернетической эпистемологии в варианте разработки имитационных моделей.

  3. Исследовано понимание соотношения социализации и адаптации и обосновано, что социализация - это линейный процесс совместно с его условиями, проявлениями и результатом, ключевым для которого (процесса) является именно линейность, т. е. отсутствие ярко выраженных обратных связей между человеком и обществом, в отличие от социальной адаптации, где с неизбежностью присутствуют эффективно действующие обратные связи, обеспечиваемые рефлексивностью человеческого сознания. При этом выявлено, что смешение понятий «рефлексивность» и «активность», часто определяет непонимание в соотношении социализации (где субъект активен) и социальной адаптации (где субъект с необходимостью не только активен, но и рефлексивен).

4. Выявлена онтологическая специфика сферы образования в условиях
общества, находящегося в процессе адаптации, заключающаяся в том, что
образование в современном обществе есть важнейший фактор адаптации
социума посредством когнитивных, ментальных, мировоззренческих и
культурных изменений, особенно в контексте глобализации и формировании
постиндустриального информационного общества. Обосновано, что в
понимании образования в адаптирующемся обществе уровень общего,
единичного и особенного соответственно есть: глобальный (как специфика
понимания мировых тенденций образования), региональный (как специфика
понимания российского образования) и особенный (как реализация
специфика преобразования мировоззрения, ментальности и культуры людей
- участников социальных процессов).

5. Обосновано, что устойчивое развитие, понимаемое как
совершенствование общественных отношений, является одним из наиболее
перспективных среди направлений развития общества на ближайшую
перспективу. Выявлено, что особенным для России в понимании устойчивого
развитие является радикальный отказ от логики развития страны за
предшествующие века в рамках диалектического типа рациональности и
ориентация исключительно на экономическое устойчивое развитие в отличие
от развитых западных стран, где наряду с экономической составляющей в
проекте устойчивого развития присутствуют и внеэкономические критерии.

6. Выявлена онтологическая специфика образования как фактора
обеспечения устойчивого развития общества, заключающаяся в том, что,
между обществом и сферой образования существует диалектическое
взаимодействие в форме обратных социальных связей, и поэтому
образование является одновременно следствием и причиной происходящих в
обществе адаптационных процессов. Обосновано, что на глобальном уровне
(общее) образование направлено на адаптацию общества к природным и
социальным изменениям. Общее определяет специфику особенного
(адаптация того или иного государства) и конкретизирует, реализует ее в
единичном (адаптация группы, конкретного человека). При этом цели
образования как адаптирующей системы по отношению к человеку,
государству и обществу взаимообусловлены и взаимозависимы.

7. Исследована аксиологическая специфика образования как фактора
адаптации общества и выявлены особенности аксиологизации современной
системы образования. Обосновано, что направленность аксиологии
образования относится к числу ведущих факторов в формировании и
реализации возможностей образования как фактора адаптации общества к
устойчивому развитию. При этом, показано, что аксиологизация наряду с
негативными последствиями может играть и конструктивную роль в
формировании концептуальных решений образования как фактора адаптации
общества к устойчивому развитию, особенно в условиях Россия.

Методологической основой диссертационного исследования выступает диалектический метод, позволяющий выявить взаимосвязи

различных сторон объекта исследования в их целостности и изменчивости, а также общее, особенное и единичное, что особенно важно при проведении диссертационного исследования, где необходимым является одновременное исследование таких разноплановых объектов, как образование, адаптация и устойчивое развитие в их единстве.

В диссертационном исследовании используются следующие принципы: во-первых, принцип целостности, позволяющий изучить объект исследования в его внутреннем единстве и полноте. Во-вторых, принцип тождества противоположностей, ориентирующий на поиск внутренних и внешних противоречий исследуемого объекта. В-третьих, принцип развития, способствующий исследованию объекта в его динамике, качественной изменчивости, обусловленной внутренними и внешними противоречиями.

Кроме того, в диссертационном исследовании широко применяется методология социальной философии (общее), а также методология философии образования (особенное). Философия образования является методологическим фундаментом осмысления образовательных концепций. Философия образования выступает формой философской концептуализации знаний об образовании, интегрирующей все знания, так или иначе соприкасающиеся с образованием, в концептуальном, обобщенном виде. Философия образования как междисциплинарная область позволяет осуществить целостный анализ образования как фактора обеспечения устойчивого развития общества.

В диссертационном исследовании также применяются элементы методологии сравнительного анализа, системного и междисциплинарного подхода. Сравнительный анализ, направлен на исследование единых пространственно-временных оснований образования как фактора обеспечения устойчивого развития общества и, вместе с тем, выявляет специфику как отдельных эпох, так и регионов. Системный подход позволяет выявить системный характер образования как фактора адаптации общества в контексте объективных условий существования человечества в их единстве с субъективными факторами, выявить специфику человеческого действия в этой сфере. Необходимость использования междисциплинарного подхода обусловлена тем обстоятельством, что в диссертации исследуется круг проблем, находящихся во взаимной связи с педагогикой, философией образования, кибернетической эпистемологией, философией природы и др.

Теоретическое значение исследования состоит в систематическом формулировании и обосновании понимания образования как фактора обеспечения устойчивого развития общества, что позволяет по-новому подойти к выявлению содержания и функций образования в контексте происходящих социальных изменений, что также вносит новизну в проблематику философии образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в диссертации теоретические выводы и практические рекомендации могут быть применены в преподавании философии

образования, социальной философии, социологии, социальной работы и педагогики, чтении специальных курсов по философской антропологии. Кроме того, выводы, полученные в диссертации, могут быть использованы для выработки рекомендаций в сфере управления образованием.

Апробация работы

Основные положения и выводы диссертации отражены в 11 публикациях общим объемом 5,58 п.л., из них - 5 публикаций в журналах, входящих в перечень ВАК (объем 3,5 п.л.). Отдельные результаты нашли свое отражение в выступлениях на Байкальской конференции ЮНЕСКО «Экологическая этика и образование для устойчивого развития» (г. Улан-Удэ, 29 июня - 2 июля 2006г.); на международном симпозиуме «Философия образования Востока и Запада: развитие диалога» (г. Новосибирск, октябрь 2006г.); Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития правовой системы государства: российский и международный опыт» (г. Новосибирск, 25-26 апреля 2008г.); II Международной научно-практической конференции «Инновации в педагогическом образовании» (г. Новосибирск, 22-24 октября 2008г.), Международном междисциплинарном семинаре «Кросс-культурный подход в науке и образовании» (г. Новосибирск, 19-21 июня 2009г.); V Всероссийском философском конгрессе «Наука. Философия. Общество» (г. Новосибирск, август 2009г.); Всероссийской конференции «Инновационное образование в развитии российского общества глазами молодых ученых» (г.Новосибирск, ноябрь 2010 г.); обсуждались (в течение 2007-2011гг.) на ряде заседаний постоянно действующего методологического семинара Научно-исследовательского института философии образования Новосибирского государственного педагогического университета; на заседании кафедры философии и социальных наук Сибирского аэрокосмического университета им. М.Ф. Решетнёва (г. Красноярск, 2011г.).

Структура диссертации

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и библиографического списка, насчитывающего 260 наименований.

Адаптация общества, ее современное понимание в контексте изменений системы образования

Последнее утверждение является одним из важнейшим для целей настоящего исследования. Действительно, в качестве примера укажем, что диалектический подход, лежащий в основе методологии философии образования в рамках диалектического проекта науки, не только позволил проанализировать проблематику современного образования в онтологических, гносеологических, аксиологических и праксиологических категориях [136, с. 116-119], но и дал возможность методологически расширить понятийное поле философии образования эпистемологическими категориями, например, адаптация, моделирование, коммуникация, репрезентация и др. [ПО]. В частности, такое методологическое расширение позволило автору вышеуказанной работы дать следующую системно-эпистемологическую дефиницию образования: «Образование - необходимый атрибут жизнедеятельности человеческой популяции и социума, который комплексно адаптирует вновь вступающие в жизнь поколения к реалиям природного и социального миров, с одной стороны, путем трансгенерационной передачи накопленных материальных и нематериальных артефактов культуры, а с другой - обеспечивает «механизм» опережающего отражения будущего, в том числе и с помощью рефлексивных моделей» [110].

Для нас данное определение интересно, прежде всего, тем, что в данной трактовке образования сведены в единое проблемное поле как классический диалектический подход, так и эпистемологическая категоризация, что позволило, по-видимому, впервые рассматривать образование как одну из адаптационных подсистем общества. Однако в вышеуказанной работе [ПО] и в последующей [108] не были рассмотрены методологические особенности подхода к образованию как адаптационной подсистемы в контексте проблем устойчивого развития общества. Таким образом, для целей настоящей работы необходимо дополнить данное проблемное поле «образование» - «адаптация» еще одним измерением -«устойчивое развитие».

Такое дополнение должно быть выдержано в определенном методологическом стиле, чтобы избежать эклектики и для того, чтобы данное дополнение было научно и методологически значимым. Для этого необходимо, прежде всего пользоваться методологией философии образования в рамках диалектического проекта науки.

В рамках диалектического проекта науки философии образования в своем методологическом аспекте позволяет наращивать понятийный аппарат применительно к конкретным целям исследования, не выходя при этом за рамки диалектического проекта и не «изобретая» искусственных понятий, удваивающих мир. Применительно к настоящему исследованию это позволяет расширить понятийный аппарат философии образования рядом понятий диалектико-эпистемологического подхода, адекватных анализу образования как фактора обеспечения устойчивого развития общества в рамках диалектического проекта науки.

Таким образом, говоря о расширении методологического поля философии образования понятийным рядом «адаптация», «устойчивое развитие» и связанными с ними, необходимо четко рефлексировать, в рамках какого проекта науки и какого типа рациональности проводятся рассуждения. Действительно, как будет показано ниже в разделах, например, по устойчивому развитию, несоблюдение данного методологического правила зачастую приводит к расплывчатости не только понятийного аппарата, но концептуального ядра рассуждений. И еще, если убеждение в том, что для принятия мудрых решений в сфере любых социальных проблем необходимы, прежде всего, солидные технические знания - есть проявление метафизического типа рациональности, приводящего к «технотронному фундаментализму». То, в диалектической постановке речь следует вести о необходимости в технических решениях, не только экологических, но и любых социально-экономических, нравственных и политических проблем, прежде всего, учитывать их возможные последствия в более широком контексте, во взаимосвязи с общесоциальными последствиями. Именно такой философско-методологический подход соответствует диалектическому проекту науки. Следует четко понимать, что в решении подобных вопросов узкоспециальный, то есть технократический, взгляд профессионалов даже самого высокого класса чаще всего бывает явно недостаточным и необходим выход на ценностные и политические ориентиры, что за пределами узкой метафизической рациональности.

Многие философы и ученые различных профессий, считают, что сегодня человечество находится в переходном периоде, в преддверии новой цивилизации, неся в своем сознании способы мышления и деятельности старой, так называемой техногенной цивилизации, фундаментальную основу которой составляет принцип западной рациональности и построенная в соответствии с ним характерная картина мира, базирующаяся на метафизическом проекте науки. К сожалению, это обстоятельство далеко не всегда учитывается в необходимой мере. Только диалектический подход может обеспечить концептуальные исследования в различных областях социальной философии, в их целостности и взаимосвязи с общесоциальными процессами. Это относится и к исследованию образования как фактора обеспечения устойчивого развития общества.

Прежде, чем переходить к анализу понятийно-терминологического аппарата исследуемых нами предметных областей, необходимо отметить следующее. В настоящее время достаточно дискуссионными являются вопросы, связанные с возможностью реализации устойчивого развития общества как на уровне особенного (регион), так и на уровне общего (глобальный масштаб). Для решения этой проблемы в современных условиях необходима разработка принципиально новых концепций и, соответственно, нового категориального аппарата в рамках диалектического проекта науки.

При этом, поскольку мы исследуем образование как фактор обеспечения устойчивого развития общества, постольку для нас важно рассмотреть социально-философские идеи в преломлении к таким категориям и понятиям, как «развитие», общество», «устойчивость», «образование», «адаптация», «система» и др. На данном теоретическом уровне речь может идти о не только тенденциях и закономерностях развития общественных явлений и общества в целом, но и отдельных его аспектах. Всем своим исследованием мы стремимся подчеркнуть плодотворность исследования образования, адаптации и устойчивого развития в категориях философии образования, дополненных эпистемологией (стабильное состояние, адаптация, реадаптация, знание, прогнозирование и т. п.) Действительно, системно-эпистемологический подход порождает «прогнозы для достижения определенных целей, в конечном счете - выживания... Истинное знание является инструментом выживания... Знание должно давать возможность предсказывать результат данного действия в данной ситуации до того, как это действие совершено. Следовательно, модель нужна для порождения предсказаний...» [210].

Образование в адаптирующемся обществе

Традиционное общество - это общество, основанное на воспроизведении схем человеческой деятельности, форм общения, организации быта, культурных образцов; традиция выступает в нем основным способом передачи социального опыта из поколения в поколение. Социальной связью, подчиняющей себе личностное развитие человеческих индивидов [188, с. 539-540]. Если в локальных сообществах достаточно было усвоить раз и навсегда принятые образцы поведения и мышления, для трансляции которых не требовалось специальных технических средств и считать себя полностью обученным и приспособленным к реальности. Образование личности в традиционном обществе было связано не с расширением или обновлением знания, а с передачей и усвоением социальных образцов, т. е. форм, обеспечивающих социальное воспроизводство определенного образа жизни и типа личности [76, с. 132]. Тогда как сегодня, только непрерывно обучающийся человек может адекватно соответствовать требованиям общества, только образование дает возможность приобщиться к культуре - глобальной, национальной, локальной, и ориентироваться в современной жизни [55, с. 52]. Небывалый рост объема всех отраслей знаний, темпы развития знании требует от человека постоянного их усвоения практически в течение всей сознательной жизни [124, с. 26].

Такие характеристики современного образования как его глобальность и непрерывность предопределяют развитие личности человека. То есть, «пока образование воздействует на человека, до тех пор и человек находится в процессе собственного развития, ...ведь только включенный в непрерывный процесс образования человек сможет адаптироваться к технологическим и социальным инновациям» [59, с. 30]. Очевидно, что нарастающие информационные потоки неизбежно влекут за собой фундаментализацию образования, одна из целей которого заключается в формировании базовых структур мышления в условиях нарастающей глобализации. Данный процесс является частью общей тенденции нарастания нигилизма глобалистских преобразований, одним из проявлений которого является включение образования в сферу предпринимательской деятельности как одной из самых прибыльных. Знания приобретаются как средство физического - материального существования, а привязанность образования к определенному виду деятельности делает его прагматичным, нацеленным на превращение знаний в алгоритм решения конкретных задач.

«Информатизация общества на пути к обществу (будущего) устойчивого развития имеет одной из основных целей создание гибридного интегрального интеллекта всей цивилизации, способного предвидеть и управлять совокупной деятельностью человечества. В этом заключается кардинальное изменение социального развития, когда коллективный интеллект цивилизации сможет направлять ее эволюцию и обеспечивать приоритет разума, духовно-интеллектуальных ценностей над вещественно-энергетическими, материальными. По сравнению с прошлой и нынешней ситуацией в зрелом информационном обществе сознание в значительной своей части должно будет опережать бытие, предвидеть его развитие и разумно направлять... В этом смысле информационное общество является одной из стадий, накопившей необходимый интеллектуально-информационный потенциал для решения глобальных проблем цивилизации, вывода ее из кризисного состояния. Образовательная система информационного общества должна функционировать как компонент сферы разума... Информационному обществу с устойчивым развитием, базирующемуся на знании и информации, должна соответствовать новая образовательная система» [212, с. 184]. При этом один из возможных вариантов учета современных глобальных вызовов при анализе сферы образования есть выход за рамки «чисто социального» рассмотрения, и введение в явном виде эволюционного контекста человеческого общества во всей его полноте и сложности как популяционного, как социального феномена и, наконец, как феномена, где определяющими становятся информационные потоки и ресурсы знания. Действительно, биологическая эволюция человечества если и не остановилась, то проявляется сравнительно медленно и незаметно. В отличие от этого, как писал К. Хахлвег: «Развитие знания представляет собой непосредственное продолжение эволюционного развития, и динамики этих двух процессов идентичны... Нет резкой грани между органами и той информацией, которую они содержат: это две составляющие единого эволюционного процесса, о чем, собственно, и свидетельствует эволюционный процесс» [224, с. 158]. Продолжение и развитие такого подхода и позволяет анализировать сферу образования в современном информационном обществе. В процессе перехода к информационному обществу и обществу знания усиливается адаптивная функция образования. Это связано с нарастанием интеллекта и научной мысли, технологизацией знаний, ведущей к отчуждению субъекта от окружающего мира и окружающего мира от субъекта. Происходит развитие человека во внешнем пространстве - он осваивает новые технологии, повышает интеллект и т. д., но его внутреннее пространство - его мораль, нравственные качества в лучшем случае остаются на прежнем уровне. Человек совершенствуется технологически, а не нравственно. Мир духовно-нравственных ценностей отстал от рационально-технологического мира.

Онтологическая специфика образования как фактора обеспечения устойчивого развития общества

Экологические - проблемы целостности экосистем, несущей способности биосферы, сохранения биоразнообразия и состояния глобальной окружающей среды; Экономические - проблемы роста экономики, ее эффективности, преодоления экономического неравенства; Социальные — условия жизни, социальная справедливость, сохранение культурного многообразия, конституционное развитие.

Были обобщены цели и задачи экологического образования, которое по существу предстало как основа для развития образования в интересах устойчивого развития, важнейшей задачей которого была названа задача: научить людей удовлетворять нынешние потребности и при этом не подвергать угрозе общее будущее.

В декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию изложены 27 принципов, которыми призвано руководствоваться мировое сообщество на его пути к устойчивому развитию. Анализируя документы ЮНСЕД [56, с. 3-8], можно выделить следующие основные принципы устойчивого развития (в рамках метафизического проекта науки): 1. Человечество действительно способно придать развитию устойчивый и долговременный характер, чтобы оно отвечало потребностям ныне живущих людей, не лишая при этом будущие поколения возможности удовлетворять свои потребности. 2. Имеющиеся ограничения в области эксплуатации природных ресурсов относительны. Они связаны с современным уровнем техники и социальной организации, а также со способностью биосферы справляться с последствиями человеческой деятельности. 3. Необходимо удовлетворить элементарные потребности всех людей и всем предоставить возможность реализовывать свои надежды на более благополучную жизнь. Без этого устойчивое и долговременное развитие попросту невозможно. Одна из главнейших причин возникновения экологических и иных катастроф - нищета, которая стала в мире обычным явлением 4. Необходимо согласовать образ жизни тех, кто располагает большими средствами (денежными и материальными), с экологическими возможностями планеты, в частности, относительно потребления энергии. 5. Размеры и темпы роста населения должны быть согласованы с меняющимся производительным потенциалом глобальной экосистемы Земли. Особенно подчеркивается динамический характер устойчивого развития. Отмечается, что оно представляет собой не неизменное состояние гармонии, а скорее процесс изменений, в котором масштабы эксплуатации ресурсов, направление капиталовложений, ориентация технического развития и институционные изменения согласуются с нынешними и будущими потребностями.

Конференция в Рио-де-Жанейро приняла концепцию устойчивого развития в качестве теоретической основы для согласованных практических действий мирового сообщества. Основным результатом конференции было принятие документа «Повестка дня на XXI век», содержавшего предложения о совместной деятельности в 150 отраслях науки и производства, а также практические рекомендации для мирового сообщества, в том числе пожелания правительствам создать национальные программы устойчивого развития, учитывая особенности и возможности каждой страны.

Вместе с тем, с момента конференции в Рио-де-Жанейро прошло уже более 15 лет, насыщенных многими социальными потрясениями (например, мировой экономический кризис 2008 г.) и политическими изменениями (война в Ираке, например), что влечет необходимость определенной переоценки как принципов вышеуказанной декларации, так и анализа того, в каком состоянии находится современной общество и куда оно движемся, а также переосмысления и уточнения критериев устойчивого развития.

На сегодняшний день Западные ученые и политики сходятся в представлении о средствах и путях достижения целей устойчивого развития.

Безусловным для них является тезис о возможности решения поставленных задач только в рамках демократии западного типа, только на основе частной собственности, рыночных отношений, механизмов децентрализованной рыночной экономики - все это вызывает определенные сомнения. Сегодняшний мир многомерен и многовариантен. К нему нельзя применять одинаковые стандарты, даже если они представляются кому-то наилучшими. Для каждого отдельного государства, для каждого народа - должен быть выработан свой свод задач и средств их решения в рамках глобальной концепции без ущемления прав и интересов других.

К тому же Запад не в состоянии в одиночку, без взаимодействия с Востоком, выработать действительно эффективную систему устойчивого развития в силу господствующих там стандартов жизни индивидуалистического типа общества, принципов произвола, свободы воли. Главная проблема здесь - экономоцентризм и рыночный фундаментализм Запада, т. е. стремление оценивать степень устойчивости общества исключительно по экономическим параметрам. Более того, многие отечественные ученые опасаются, что предложенная Западом концепция устойчивого развития скрывает в себе важный операционный смысл: приговором европейскому проекту стала концепция устойчивого развития, раскрывающая «комплекс негативных последствий для человечества от реализации либеральных программ в мировом хозяйстве, от либеральных притязаний и вызванных ими социальных конфликтов регионального, межрегионального и глобального уровня. Возникла необходимость создания и реализации программ, не вполне или даже полностью не укладывающихся в систему западной науки» [229].

Аксиологическая специфика образования как фактора обеспечения устойчивого развития общества

Таким образом, главная идея концепции устойчивого развития - это стабильное развитие, опора на высокоэффективные, ресурсосберегающие, экологически чистые технологии. Решить эту задачу можно лишь при опоре на всемерное развитие и укрепление системы образования и самообразования через создание благоприятных условий для формирования и становления ноосферного сознания. Следует понимать, что без изменений в сфере образования решение глобальных проблем невозможно. Концепция образования как фактора адаптации общества к устойчивому развитию может быть проанализирована в нескольких аспектах: - в экологическом аспекте такое образование направлено на теоретическую разработку и практическую реализацию методов эффективного использования природных ресурсов, эколого-воспитательная работа среди населения и т. д.; - в экономическом аспекте оно подразумевает - формирование цивилизованной экономической культуры, эффективных и гуманных средств стимулирования полезной деятельности граждан планеты и т. д.; - в политико-правовом аспекте - это правовая культура, гражданские, демократические ценности; - в социально-философском аспекте - формирование мировоззренческих позиций (представлений) об устойчивом развитии общества в дошкольном и школьном общем образовании, профессиональных средних и высших учебных заведениях воспитание детей и подростков на основных принципах концепции устойчивого развития: забота о детях и пожилых, толерантность и т. д.; - в информационном аспекте - преодоление отставания сознания от бытия, развитие у людей способности научного предвидения, применение информационных средств в пропаганде успехов стратегии устойчивого развития; - в международном аспекте - направленность на решение противоречий мирными средствами, миротворческая и природоохранная деятельность и т. д.

Многоаспектность понятия «образование как фактор адаптации к устойчивому развитию общества» явно свидетельствует о том, что важно комплексное понимание образования как фактора одновременно и формирования направления устойчивого развития и адаптации общества к нему, особенно в условиях России. Универсальной модели образования для устойчивого развития не существует. Несмотря на согласие стран в отношении общей концепции, подходы к образованию в каждой стране будут различаться в силу местных особенностей и приоритетов. Каждая страна должна определить свои приоритеты в рамках определенного проекта науки (метафизического или диалектического) и действия, а также цели, акценты и процессы, исходя из экологических, социальных, экономических условий и соответствующих путей решения проблемы.

«Образование - один из ключевых моментов в стратегии выживания России в начале XXI века, реализации концепции ее устойчивого развития, обеспечения всей системы национальной безопасности. Россия сможет выжить только как "образованная, просвещенная Россия"...» [202, с. 75]. При этом, «самое радикальное отличие человеческого от дочеловеческого в механизмах обеспечения устойчивости. Основа стабилизационного механизма в человеческом обществе, как надбиологической структуре, генетическая память (в отличие от природы) дополнена внегенетической -культурой» [52, с. 60] и, следовательно, образованием как основным механизмом трансляции культуры и «воспроизводства» цивилизационных основ жизнедеятельности для каждого нового поколения.

Для реализации ведущей роли образования в адаптации к устойчивому развитию общества России необходимо сохранение высокого уровня и качества образования, его соответствия с происходящими научно-техническим и социально-экономическим переменам в стране. В начале 90-х годов одним из ответов на востребованное тогда обществом внимание к проблемам устойчивого развития стало создание экологического образования, которое довольно быстро нашло свое место в классических университетах России.

На Саммите в Йоханнесбурге (2002 г.) стало очевидным, что экологическая проблема не является доминирующей в числе таких глобальных проблем современности, как голод, нищета, неграмотность, все возрастающее неравенство между бедными и богатыми. По сути, возникло отчетливое понимание того, что экологические проблемы порождаются, в первую очередь, уровнем социально-экономического и политического развития общества.

Для более успешного взаимодействия процессов образования и устойчивого развития необходим переход от различных видов образования (профессионального экологического, экономического, географического и др.) к такой экономически и социально ориентированной модели обучения, в основе которой будут широкие междисциплинарные знания, базирующиеся на комплексном подходе к развитию общества, экономики и окружающей среды [182].

Этот вид образования, скорее, представляет собой новую форму «проникающего» обучения, охватывающего практически все предметные области естественных, гуманитарных и технических наук. Важнейшей предпосылкой адаптации российского общества к устойчивому развитию является сознание необходимости становления образования для устойчивого развития, изменения базовых основ современного образования. В первую очередь это предполагает изменение многих содержательных и методических принципов образования.

Похожие диссертации на Образование как фактор обеспечения устойчивого развития общества : социально-философский анализ