Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Гипертекст как феномен современного общества Негуторов Виктор Валериевич

Гипертекст как феномен современного общества
<
Гипертекст как феномен современного общества Гипертекст как феномен современного общества Гипертекст как феномен современного общества Гипертекст как феномен современного общества Гипертекст как феномен современного общества Гипертекст как феномен современного общества Гипертекст как феномен современного общества Гипертекст как феномен современного общества Гипертекст как феномен современного общества
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Негуторов Виктор Валериевич. Гипертекст как феномен современного общества : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Краснодар, 2003 151 c. РГБ ОД, 61:04-9/193

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ГИПЕРТЕКСТ В РЕАЛЬНОЙ И ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА 13

1.1. Текст как носитель культурно-познавательного опыта 13

1.2. Принципы построения гипертекстовых систем и основные этапы их разработки 42

1.3. Гипертекст и виртуальная среда 67

РАЗДЕЛ 2. ГИПЕРТЕКСТ КАК ФАКТОР СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ 86

2.1. Гипертекст как антропоцентрическая система аугментации творческого потенциала личности 86

2.2. Гипертекст и логика нелинейного мышления 101

2.3. Реальный и виртуальный текст как организаторы социальности 115

2.4. Интернет и гипертекст сквозь призму категорий постмодерна 135

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 152

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 155

Введение к работе

Актуальность избранной темы исследования обусловлена широким использованием гипертекстовых систем и технологий в информационном пространстве современного общества, в межкультурной и профессиональной коммуникации. Гипертекстовые системы оказали всестороннее влияние на современную культуру, различные ее сферы. Значительные области естественнонаучного и технического знания так же включены в социальную реальность и так же изменяют ее, как и социально-гуманитарные науки. Поэтому их анализ и коммуникация с ними - столь же неотъемлемая задача социальной философии.

В течение последних нескольких лет «гипертекст» превратился в популярную тему многих конгрессов, конференций, монографий, статей. Интерес вызывает принципиально новая организация информационных единиц, гибкой формой управления этими единицами в гипертекстовой системе. Максималисты утверждают, что развитие гипертекстовых технологий вызовет последствия, сравнимые с изобретением книгопечатания, и приведет к повышению коэффициента интеллекта человеко-машинного взаимодействия. Пессимисты же считают, что электронный гипертекст ничего нового не привносит в «галактику Гуттенберга». Эту дилемму требуется разрешить.

Гипертекстовая организация знаний характеризует структуры не только реального, но и виртуального пространства, связанного с современными интернет-технологиями. Влияние же Интернет глобально и вызывает множество социальных проблем, в т.ч. «дигитального раскола» между малоимущими и имущими, между образованными и малограмотными. Они должны решаться в ходе приобщения всех слоев населения к миру информационных технологий. В «Окинавской хартии глобального информационного общества» (2000) задача преодоления дигитального раскола землян приобрела международный статус. Новая «среда обитания»

принципиально транснациональна и нуждается, помимо прочего, в своем социально-философском осмыслении. А важнейшим фактом организации этой среды также является гипертекст.

Феномен гипертекста проявляет себя очень эффективно в области творческой деятельности — познания, обучения, литературного творчества и др. Поэтому быстро расширяется спектр успешного применения гипертекстовых систем во многих сферах науки, техники, образования, экономики. В развитии идеи и технологии гипертекста есть две составляющие - технократическая и гуманитарная. Гуманитарное осмысление этого феномена во многом отстает от технократического направления, что требует дополнительных философских усилий в этом направлении.

Степень научной разработанности проблемы. Текст сыграл в истории российского социума значительную роль, а отечественная традиция духовности и философствования включает в себя идею неразрывного единства, связи духовной жизни народа с его языком. Среди проблем, имеющих принципиальное значение для развития социальной философии, выделяется обоснование онтологической природы слова — П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, А.Ф. Лосев. Эта традиция отечественной философии языка, наряду с психологическим направлением, развитым А.А. Потебней, имеют большое методологическое и теоретическое значение для современной социальной философии.

Текст является объектом исследования различных наук - лингвистики, риторики, семиотики, логики, психологии, культурологи, философии. Лингвистика текста разрабатывается С.С. Аверинцевым, Н.Д. Арутюновой, К. Аймермахером, Р. Бартом, А. Вежбицкой, Н.С. Валгиной, В.Г. Гаком, Н.И. Жинкина, М.А. Кронгаузом, А.А. Леонтьевым, Н.Б. Мечковской, Т.М. Николаевой, Б.А. Серебренниковым, Н.А. Слюсаревой, Ю.А. Сорокиным, Ю.С. Степановым, А.Е. Супруном, И.Р. Гальпериным, Г.В. Колшанским, А.И. Новиковым, Е.А. Реферовской, С.Г. Тер-Минасовой, С.А.Сухих и

других1. Философия текста, его культурологическая природа рассмотрены в работах С.С. Аверинцева, Н.С. Автономовой, Г.А. Антипова, М.М. Бахтина, B.C. Библера, Т.М. Дридзе, А.Ф. Лосева, Ю. М. Лотмана, В.В. Налимова, Э. Сепира, Ю.С. Степанова, В.Н. Топорова, В.Ф. Лобаса, В.В. Налимова, М.К. Мамардашвили, В.Я. Проппа, М.В. Поповича, П. Серио, В. А. Рождественского, В.П. Руднева и других .

Социально-философские аспекты рассматриваемой темы

затрагиваются в работах, посвященных «информационному обществу», развитию современных информационно-компьютерных технологий, культуре постмодерна - А.Е. Войскунский, С.Г. Давыдов, А.В. Дронов, А.Ю. Зенков, В.Ю. Борев, Л.В. Карасев, А.В. Коваленко, А.В. Кудашова, И.П. Ильин, А.И. Ракитов, В.П. Руднев, Л.Ф. Матронина, СТ. Махлина, И.С. Мелюхин, Н.Н. Моисеева, М.В. Петров, И.А. Саяпина, В.Н. Шевченко и других3.

Аймермахер К. Знак. Текст. Культура. - М., 1998; Валгина Н.С. Теория текста. -М, 2003; Ван Дейк ТА. Язык. Познание. Коммуникация. - М., 1989; Жинкин Н.И. Четыре коммуникативные системы и четыре языка// Теоретические проблемы прикладной лингвистики. - М., 1965.

Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках: Крит. Очерк концепций франц. Структурализма. - М., 1977; Бахтин М. М. Проблема текста в лингвистике, философии и других гуманитарных науках // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979; Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. - М., 1984; Зильберман Д.Б. Традиция как коммуникация: трансляция ценностей, письменность// Вопросы философии. - № 4. 1996; Лобас В.Ф. Семиотические предпосылки эффективности управления. - Киев, 1980; Розин В.М. Семиотические исследования. - М., - СПб., 2001; Лосев А.Ф. Языковая структура. — М., 1983; Лотман Ю.М. Структура художественного текста: Семиотические исследования по теории искусства. М., 1970; Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек-текст-семиосфера-история. - М.: 1996; Руднев В. П. Основания философии текста // Научно-техническая информация. Сер. 2. Информационные процессы и системы. — М., 1992. — No 3; Гипертекст, Интертекст / Руднев В. П. Словарь культуры XX века. - М., 1997. — С. 69-70.

3 Войскунский А.Е. Метафоры интернета// Вопросы философии. № 11. 2001; Давыдов С.Г. Сетевая массовая коммуникация как социальное явление//Дисс. канд. филос. наук. - М., 2000; Дронов А.В. Онтологическое мышление: перспективы трансцендентализма в свете постмодернистской ревизии// Автореф канд дисс. — Новосибирск, 2003; Зенкова А.Ю. Дискурсный анализ массовой коммуникации: проблема самопрезентации общества// Автореф канд дисс. - Екатеринбург, 2003; Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996; Карасев Л.В. Живой текст // Вопросы философии. №9. 2001; Кудашов А.В. Иррациональность сознания информационной эпохи// Вестник Российского философского общества. № 3. 2001. - С.

6 Гипертекст является электронной формой текста, влияющей на формирование современной информационной и культурной среды. Исследование природы и функций гипертекста, его творческого потенциала проведено в работах зарубежных и отечественных исследователей: А.Н. Агеева, В. Буша, А. Р.С. Гиляревского, А. де Компаньона, Дж. Конклина, А.Н. Лакаева, Т. Нельсона, М.М. Субботина, С. Харнада, М. Джонсона, Д. Энгельбарта, В.Л. Эпштейна и других4. Его особенности, с учетом характера устной, письменной и электронной коммуникации и социального контекста исследованы М. Маклюэном, В.В. Мироновым, У. Эко, Е.Ю. Кольцовой, Г.Г. Почепцовым, Ю.А. Шрейдером и другими5. Феномен киберпространства, особенности виртуальной реальности охарактеризован в

95-98; Макгенри В., Линч К., Хуле Л. Управление текстом и гипертекст: чему учит Аризонская аналитическая информационная система // Программные продукты и системы. - 1990. N 3. - С. 13-22; Матронина Л.Ф. Интернет-технологии в образовании: новые возможности//Вестник Российского философского общества. № 1 (25). 2003. - С. 65-67; Махлина СТ. Язык искусства и информационная культура// Проблемы информационной культуры. - Вып. 11. - Краснодар, 2001. - С. 114-125; Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденция развития. - М., 1999г.; Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. - М., 1994; Моисеев Н.Н. Информационное общество как этап новейшей истории// Свободная мысль. № 1. 1996. — С. 76-82; Налимов В.В. Вероятностная модель языка: О соотношении естественных и искусственных языков.

- М., 1979; Петров В.М. Путь к информационному обществу/ЛСультура и образование в
информационном обществе. — Краснодар, 2003. — С. 8-16; Ракитов А.И. Философия
компьютерной революции. - М., 1991; Саяпина И.А. Культура как информационно-
коммуникативная система. — Краснодар, 2001; Урсул А.Д. Информатизация общества. —
М., 1990; Хагуров А.А. Становление современной цивилизации. — Краснодар, 2002;
Шевченко В.Н. Социосинергетика или социальная философия?// Синергетика, философия,
культура. - М., 2001. - С. 29-38.

4 Агеев В.Н. Электронная книга: новое средство социальной коммуникации. — М.,
1977; Гиляревский Р.С. и др. Современная информатика: наука, технология, деятельность.

- М.: 1997; Лакаев А.С., Субботин М.М., Сарычев В.М. Новый класс интеллектуальных
технологий — структурные аналитические технологии ;
Субботин М.М. Гипертекст. Новая форма письменной коммуникации // Итоги науки и
техники. Сер.Информатика. -М., 1994. - Т. 18.

5 Кольцова Е.Ю. Массовая коммуникация и коммуникативное действие//
Социологический журнал. 1999. N 1/2; Миронов В.В. Культура в пространстве глобальной
коммуникации// Вестник Российского философского общества. № 1. 2002. - С. 19 — 24;
Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. - М., 2000; Федякин И.А.
Массовая коммуникация в современном мире// Массовая информация и коммуникация в
современном мире. 4.1. - М.-1989. - С. 5 - 46; Эко У. Отсутствующая структура. Введение
в семиологию. - СПб., 1998. - 386 - 410; Шрейдер Ю.А. Социокультурные и
техникоэкономические аспекты развития информационной среды // Информатика и

работах Ж. Делеза и Ф. Гваттари, Н.А. Носова, Д.А. Поспелова, А. Е. Войскунского и других6. Оно отличается своеобразными законами и логикой. Категориальное осмысление этого феномена произошло в философии постмодернизма, во многом независимо и параллельно технократической сфере. В постмодерне образ человека и социума во многом предстал как средоточие различных текстов, сообщений, знаков, возникающих в процессе разнообразных языковых игр (Р. Барт, М. Фуко, Ж. Деррида, Ж.- Ф. Лиотар, Ю. Кристева и других7).

Одновременно с идеей киберпространства сформировалось, - главным образом в трудах М. Кастельса, - представление о современном мире как «обществе сетевых структур». В работах Р. Барта, Ж. Лакана, М. Фуко развернут тезис о тексте как агенте социальных практик. В отличие от Ю. Хабермаса, включившего коммуникацию в систему действий, Н. Луман считает коммуникацию элементарной социальной операцией, конституирующую общество как систему8. Гипертекстовые технологии используются также при изучении гуманитарных дисциплин. В гипертекстовой форме часто строится базовый курс гуманитарных дисциплин, исследование чего нашло отражение в диссертационных

культура.-Новосибирск,1990. - С.50 -82; Эпштейн В.Л. Введение в гипертекст и гипертекстовые системы. .

6 Новикова О.С., Московитин Е.В. Виртуальная реальность: философский
аспект/Сборник научных трудов кафедры философии МПГУ. Выпуск 10. Часть 3. — М,
2002. - С. 207 — 215; Носов Н.А. Виртуалистика в России в первой половине 2000года //
Вестник Российского философского общества. № 4. 2000. - С. 53-55; Отюцкая Г.Т.,
Отюцкий Г.П. Виртуальная реальность: социальные аспекты/ЯСультура и образование в
информационном обществе. - Краснодар, 2003. - С. 52-55; Самьпсин А.В. Парадигма
«Интернет — виртуальное отражение социума» как базисный компонент информационной
культуры// Парадигмы XXI века: информационное общество, информационное
мировоззрение, информационная культура. - Краснодар, 2002. - С. 213 — 218; Суртаев
В.Я. Виртуальность как социокультурный феномен/УКультура и образование в
информационном обществе. - Краснодар, 2003. - С. 52-55.

7 Барт P. S/Z. М., 1993; Барт Р. Избр. работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994; Лиотар
Ж.-Ф. Состояние постмодерна. - СПб., 1998; Субботин М.М. Теория и практика
нелинейного письма (взгляд сквозь призму "грамматологии" Ж. Деррида) // Вопросы
философии. 1993. N 3. С. 36-45; Суханова Н.П. Методологическое исследование
дискурсного анализа высказываний ученых// Автореф канд дисс. - Новосибирск, 2003;
Фуко М. Слова и вещи: археология гуманитарных наук. - М., 1977.

исследованиях. Французский постструктуралист Ж. Деррида предполагает, что в будущем нелинейное письмо станет реальным фактом культуры, лишив монополии линейный текст и книгу.

Одна из задач, связанных с изучением гипертекста в культуре и обществе современности состоит в его сущностном философско-мировоззренческом и методологическом осмыслении.

Объектом нашего исследования является гипертекст как феномен современного общества.

Предметом исследования — место и роль гипертекста в современных информационно-коммуникативных процессах.

Цель данного исследования - социально-философский анализ гипертекста в информационно-коммуникативных процессах современного общества, с учетом тенденций современной цивилизации. Для реализации данной цели в работе решены следующие задачи:

  1. Рассмотрены принципы построения гипертекстовых систем, с учетом их эволюции в обществе.

  2. Проанализировано влияние гипертекстовых технологий на организацию как реального, так и виртуального информационного пространства.

  3. Исследовано воздействие гипертекстовых систем на личность.

  4. Рассмотрено влияние гипертекстовых систем на социальность.

  5. Выявлена категориальная определенность гипертекстовой среды.

В процессе проведения исследования нами были использованы следующие методологические подходы:

системно - структурный, - для анализа структуры и закономерностей организации гипертекстовых систем;

социально — философский, - для анализа социальной природы и социальной значимости гипертекста.

Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. - СПб., 2000; Луман Н. Что такое коммуникация// Социологический журнал. 1995. N 3.

При анализе процессов передачи сообщений, процессов понимания, наследования культурного опыта нами были использованы структуры и понятия, наработанные в рамках информационно-коммуникативного подхода. Идеология постмодерна также использована как позитивный прием анализа и прояснения категориального статуса гипертекстовой среды.

Теоретико-методологическую основу нашего исследования составили, прежде всего, труды отечественных специалистов в области теоретической и социальной философии — Г.С. Батищева, Л.П. Буевой, И.А. Гобозова, В.Д. Губина, Э.В. Ильенкова, М.С. Кагана, B.C. Степина, М.К. Мамардашвили, В.Г. Федотовой, А.И. Панарина, Ю.И.Семенова и др.

Основная гипотеза заключается в предположении, что гипертекст является важной формой развития как знания, так и способов его организации, которая коренным образом влияет на структуры и организацию современного общества, культуры, личности, мышления в ходе развития информационно-компьютерных технологий.

Научная новизна заключается в том, что в результате проведенного исследования нами было продемонстрировано:

своеобразие гипертекста как формы организации знания, сознания и культуры;

взаимосвязь технократической и гуманитарной форм существования гипертекста;

роль гипертекста в организации виртуального пространства культуры и сознания;

значимость гипертекста в раскрытии творческого потенциала личности;

влияние гипертекста на современные формы социальности; взаимосвязь категорий постмодерна и «категорий» гипертекста.

Результаты исследования могут быть использованы в учебных курсах по социальной философии, теории и истории культуры, теории информации и коммуникации, семиотике культуры и искусства, теории познания и

методологии. Теоретические положения и выводы, сформулированные в работе могут быть использованы в теории и практике научных исследований, в области педагогики, образовательных и обучающих технологий. Положения выносимые на защиту:

текст является одной из самых емких единиц, кодирующих, упорядочивающих и организующих смысловое пространство среды. Современная культурная матрица требует новых форм коммуникации, новых способов обращения с текстом, новых модификаций текста, которой является гипертекст;

гипертекст есть форма коммуникации в обществе, ориентированном на множественные потоки информации, которые не могут быть одновременно восприняты и усвоены субъектом. Гипертекст как система организации знания, включающая в себя также компьютер и программное обеспечение совмещает положительные свойства энциклопедии, монографии и тезауруса. Он обладает рядом характеристик, свойственных как тексту, так и фонду, и не может быть отождествлен ни с одним из существующих методов систематизации информации;

кибер-пространство, как современная информационная среда, включает в себя множество сегментов. Оно характеризуется отказом от фундаментальных принципов формальной логики, отказом от принципа причинности и некоторых других. В настоящее время киберпространство имеет в основном текстовый характер и организовано в форме гипертекста;

гипертекст в форме гипермедиа способен в одинаковой мере использовать и развивать как лево, так и правополушарное мышление, он эффективен при справочно-информационном поиске и является во всех своих основных функциях средством аугментации творческого потенциала личности;

- концепция гипертекстовых систем расширяет инструментарий для
динамического представления, структурирования и манипулирования

11 идеями. Печатный текст, как воплощение линейного дискурса, в современном обществе дополнен нелинейной формой организации знания. Формой нелинейной организации знания, мыслительной деятельности и научной теории в тенденции все больше становится гипертекст. Вследствие своей сложности и многомерности гипертекст лучше совместим с таким современным методологическим требованием как междисциплинарный подход;

в киберпространство включены не только блоки информации, развлечений, но и «человеческая» составляющая. «Социальная виртуальная реальность» влияет на социальные отношения и формирует киберкультуру — специфическую форму культуры информационного общества;

гипертекст является по своей сущности постмодернистским феноменом, поскольку в принципах его организации находят воплощение основные мировоззренческие установки постмодерна - плюрализм, децентрация, фрагментарность, интертекстуальность, ризоматизм.

Апробация работы. Работа прошла апробацию в ряде научных и научно-практических конференций: 1,2 и 3 Кайгородовские чтения (Краснодар, КГУКИ, 2001-2003), Современная культурология: предмет, методология и методика (Краснодар, 2002), Междисициплинарность и социокультурное проектирование (Краснодар, 2003). Результаты исследование нашли применение в ходе разработки лекционных курсов и проведения семинарских занятий в Краснодарском государственном университете культуры и искусств.

Структура диссертации Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Основное содержание диссертации отражено в публикациях общим объемом 2,3 п. л.

Текст как носитель культурно-познавательного опыта

Отечественная традиция духовности и философствования включает в себя идею неразрывного единства, связи духовной жизни народа с его языком. Текст сыграл в истории российского социума значительно большую роль, чем это может показаться на первый взгляд. Европейская система обучения, где языки, латынь, например, изучали вместе с грамматикой, значительно отличалась от обучения на Руси, где до XVII века церковнославянская грамота осваивалась посредством заучивания Псалтыря и Часослова. Как свидетельствуют специалисты, ориентация на Руси не на грамматику, а на множество заучиваемых текстов, существенно влияла на языковое и культурное сознание субъекта, на его деятельность. В результате подобного изучения языка на Руси в сознании человека складывались готовые блоки описания ситуаций, действий и переживаний. Такие блоки автоматически воспроизводятся в реальной жизни, когда индивид следует установке на книжное изложение, на выученное им в текстах. Реализующаяся в этом случае власть образовательных инстанций формирует стоящий над индивидом феномен языка, который служит ему потом всю жизнь. Индивидуальное сознание в этом акте поглощается доминирующей ментальной традицией9. современных социумах и культурах текст также обладает фундаментальной содержательной и структурообразующей значимостью.

Поэтому не случайно в западной и отечественной гуманитарной науке текст

— одно из ключевых понятий. Оно многосторонне, полифункционально и применяется в философии, социологии, культурологии, семиотике, структурной лингвистике, филологии, информатике, структурной и генеративной поэтике. Наиболее характерные свойства текста, которые отмечаются различными авторами — это последовательность осмысленных высказываний, передающих информацию, объединенных общей темой, обладающая свойствами связности и цельности10.

Слово «текст» имеет сложную и разветвленную этимологию: лат. textum — ткань, одежда, связь, соединение, строение, слог, стиль; textus — сплетение, структура, связное изложение; чехо — ткать, сплетать, сочинять, переплетать, сочетать.

Как справедливо указывает В.П. Руднев11, в этимологию слова «текст» входят три семантических маркера:

1. То, что сотворено, сделано человеком, неприродное.

2. Связность элементов внутри этого сделанного.

3. Искусность этого сделанного.

В соответствии с этими тремя значениями текст изучается тремя дисциплинами: текстологией, герменевтикой и поэтикой.

Текстология выявляет из нескольких вариантов канонический текст, комментирует его содержание и производит атрибуцию, то есть определяет принадлежность его определенной эпохе и определенному автору. Так, до сих пор, существует проблема авторства «Слова о полку Игореве», определения того, является ли оно подлинным произведением древнерусской литературы или гениальной подделкой конца XVII в.

Герменевтика занимается проблемой понимания и истолкования текста. Ее задачей является: поиск скрытого смысла, определение аутентичного смысла, соотнесение различных интерпретаций.

Текст включает в себя не одну, а несколько взаимодействующих системных целостностей, для каждой из которых характерен свой уровень онтологической обобщенности, свой план содержания и план выражения и своя система категориальных признаков. Поэтому он стал объектом междисциплинарного исследования во второй половине XX столетия. В то же время понятно, что текст - это, прежде всего, лингвистическое образование, т.е. последовательность знаков, построенная согласно правилам данного языка, данной знаковой системы и образующая некоторое сообщение. В современной отечественной науке лингвистика текста разрабатывается А.А. Леонтьевым, Т.М. Николаевой, Г.Г. Почепцовым, В.Б. Апухтиным, Н.А. Слюсаревой, В.Г. Гаком, И.Р. Гальпериным, Т.М. Дридзе, Г.В. Колшанским, А.И. Новиковым, Е.А. Реферовской, С.Г. Тер-Минасовой, С.А.Сухих и др12.

Превращение текста из материала в объект исследования, как отмечают специалисты, ознаменовавшее собой качественный поворот в лингвистике, тем не менее, находится еще в стадии становления и развития. Об этом может свидетельствовать неопределенность для специалистов самого понятия «лингвистика текста» и даже отсутствие устоявшихся классификаций видов текста13. Такая ситуация порождена недостатком четких критериев, дающих основание характеризовать то или иное языковое или коммуникативное явление как текст, то есть «критериев текстуальности»14.

Язык и текст в широком плане являются вместилищем познавательного опыта человека в его логико-понятийной форме. На организацию когнитивного мира влияют как законы объективного мира, природы, так и законы субъективного мира, специфические законы познания и логики. Общественное сознание в своей форме отражает объектный мир и служит средством дальнейшего его познания и преобразования.

Гипертекст и виртуальная среда

Среда Интернета - некий обладающий специфической протяженностью мир, кибер-пространство. Эта информационная среда-пространство включает в себя множество сегментов . Во-первых, это среда WWW - нечто вроде общедоступной библиотеки вместе с настольным издательством. Во-вторых, это среда обмена электронной почтой; в-третьих, среда асинхронных обсуждений, включающая т.н. электронные доски объявлений, листы рассылки, телеконференции и веб-форумы. Четвертое пространство - это среда синхронных чатов, среда групповых ролевых игр типа MUD (Multi-User Dungeons/Dimension) - игра ограничена обменом текстовыми описаниями событий и действий. Данная среда, естественно, включает также текстовые игры типа MOO (MUD, Object Oriented) или MUSH (Multi-User Shared Hallucination). Это совсем недавно появившиеся графические "наследники" MUD, несколько неконкретно названные П. Уоллес "метамирами" (metaworlds): игроки обнаруживают себя на экране в виде выбранного или сконструированного аватара, действующего на фоне анимированного окружения. Наконец, эта среда объединяет интерактивное видеоизображение вместе с передачей голосовых сообщений - фактически это широкополосная передача информации, регистрируемой микрофоном и видеокамерой. Данный сервис применяется пока что в довольно ограниченном масштабе, по большей части транснациональными фирмами для проведения производственных совещаний.

Изображения и звуки - относительно недавние составные элементы экологической среды Интернета, поэтому он чаще всего и привычнее всего предстает миром письменных текстов, которые представляют собой как бы оппозицию превалирующим в электронных и печатных медиа хорошо организованным, специально отредактированным текстам. В условиях растущей изолированности и низкой коммуникабельности обитателей мегаполисов доставляемая посредством медиа информация составляет все возрастающую долю тех сообщений, которые повседневно воспринимаются людьми, особенно в рамках неделовой сферы общения. Колоссальный дискурс воспринимаемых современным человеком сообщений все в большей степени состоит из «сконструированных» различными специалистами и любителями текстов. В настоящее время Интернет способствует реализации трех основных классов человеческих потребностей, а именно: потребностей в общении, в познании и в развлечении. Теаким образом, в Интернете соразмещены субъекты общения, банки знаний, библиотеки, развлекательные комплексы, музыка, фильмы, торговые центры и пр. Интрернетовское киберпространство обладает определенной организацией и и своеобразной топографией, обусловленной как жесткими, так и возможными связями. Как отмечает Д.А. Поспелов, виртуальное пространство информации и общения отличается своеобразными законами и логикой82. Оно характеризуется отказом от фундаментальных законов абстрактной логики (закона противоречия, закона тождества, закона исключенного третьего, закона достаточного основания), сознательное либо неосознанное нарушение таких законов. Наряду с отказом от важнейшего принципа объективистского мышления - принципа причинности, они ведут к воображаемым мирам, подчиняющимся логике воображения и эмоциональной ассоциации.

Совершенно очевидно, что каждая страничка, текст, сайт, бюиблиотека и другая информационная реальность задает некую особую сферу отношений для ее участников. Даже сугубо информационные сообщения отражают не только реальность, сколько способ ее структурирования и интерпретации. Спорно говорить о существовании единой для всех и универсальной реальности или картине мира. Социальная реальность, или культура опосредствует презентацию внешней реальности культурным субъектом. Представители разных культур различающимся образом перцептируют и словесно обозначают оттенки цвета, неодинаково дифференцируют расстояние или время суток; когда одни мерзнут, испытывают кислородное голодание или жажду, другие ощущают в тех же условиях комфорт и т.п. Человек нуждается в фиктивном удвоении мира. В этом смысле телевидение и компьютерные средства визуализации помогают прояснить природу человека. Потребность в иллюзорной жизни, когда мир раскрывается как приключение, есть антропологическое свойство .

Сосуществование в сознании "мира обыденной реальности" и мира фантазии, художественных образов, игры, магических верований, состояний перехода ко сну, сновидений, галлюцинаций, вообще любых измененных состояний сознания и принцип стирания границ признается современными гуманитариями в высшей степени характерным как для современного человека, так и для обитателей предшествующих исторических эпох. На материале т.н. "измененных состояний сознания" данная проблематика активно анализируется в психологии и философии84.

Гипертекст как антропоцентрическая система аугментации творческого потенциала личности

Современная быстро меняющаяся жизнь предъявляет к специалисту требования постоянно совершенствовать свои знания, умения, навыки. Основной формой получения знаний вплоть до самого последнего времени была книга. Конечно же, и сейчас вряд ли кто возьмется оспаривать роль этого источника знаний в процессе образования. Но появилась и новая форма представления знаний и информации - компьютерном гипертексте. Поэтому важно подробно охарактеризовать это новое явление, показать его отличия от существовавших до него форм письменной коммуникации, осветить перспективы его использования для нужд образования. В условиях множественных и дополнительных друг другу форм знания субъект нуждается во вспомогательных средствах редукции чрезмерной смысловой избыточности. Помимо гибкой структуры текста, необходима "текстовая машина", позволяющая хранить большие объемы информации и управлять ими, а также облегчающая процесс производства текстов. Именно поэтому гипертекст как способ коммуникации и организации знания включает в себя само знание (текст), компьютер и программное обеспечение.

Рассматривая историю развития счетных машин, начиная с Лейбница и Бэббиджа, В. Буш предложил проект электронно-механического устройства, названного "memex" (от английского MEMory Extension), которое должно дать человеку инструмент для усиления мыслительных способностей102. Метех позволяет человеку определенным способом организовать свои записи, статьи, книги. С помощью механических средств (рычагов, кнопок и т.п.) тексты, записанные на микрофильмы, могут быть связаны между собой так, что переход от одного к другому осуществляется непосредственно, даже если физически они расположены далеко друг от друга. При чтении таким способом возможны пропуски страниц, возврат назад или просмотр каждых десяти страниц. Одновременно на экран могут вызываться несколько микрофильмов. Дополнительно к существующим материалам могут записываться новые - статьи, заметки, а также комментарии, ссылки и т.п. Тексты (рисунки, таблицы), связанные между собой, оставляют "след", тропинку (trail) для чтения, а сам текст в целом приобретает разветвленную структуру.

Разработки В. Буша поначалу не получили большого распространения, однако в начале шестидесятых годов отдельные исследователи начинают развивать сходные идеи. В первую очередь, это Д. Энгельбарт, работавший над так называемым "проектом расширения возможностей ума" . Компьютерная система, по мнению автора, должна облегчать работу по "мысленному структурированию" идей, то есть помогать создавать тексты. Уже созданные тексты хранятся в памяти компьютера и могут быть вызваны на экран по первому требованию. Человеческие возможности возрастают за счет эффективного использования накопленных знаний, хранящихся в компьютере. При этом образуется своеобразная "расширенная мастерская знаний"10, то есть электронное пространство, в котором осуществляется производство и воспроизводство знания, от поиска необходимых источников до публикации работ и обсуждения результатов105.

Следующее слово в истории гипертекста сказал Т. Нельсон, придумавший и сам термин "гипертекст". Он также является автором легендарного в рассматриваемой области проекта "Ксанаду". Можно выделить два основных сквозных момента, проходящих через работы Т. Нельсона. Первый из них — литература, понимаемая в широком смысле как информация, предназначенная для сохранения и представляющая собой непрерывную систему взаимосвязанных произведений106. Второй — компьютер, который призван сделать человека свободным, поэтому нужно разработать систему, максимально облегчающую работу с информацией107. Нельсон стремится реализовать идеи удачного, по его мнению, использования компьютера в виде всеобщей системы электронных публикаций и архива. А в основе подобной системы должно лежать понятие гипертекста.

На нынешнем этапе самая общая трактовка гипертекста опирается на World Wide Web, часть Интернета, в основу которой положен гипертекстовый протокол http . Существуют электронные тексты или фрагменты текстов, в которых выделяются определенные области, будь то слова, фразы или предложения, и соединяются с другими текстами. Нажатием кнопки мыши активизируется связь и осуществляется переход от одного текста к другому. Проект "Ксанаду", в отличие от WWW, подразумевает не только просмотр текстов, но и активную работу с ними, комментирование, редактирование и т.д. Обеспечивается это за счет понятия виртуального документа. Физически, созданный автором текст хранится в одном месте и принадлежит ему на основе авторских прав. Этот же документ, в случае, если он объявлен публичным, то есть доступным для всеобщей работы, распространяется в виде копий, появляющихся на экране пользователя. Данные копии не являются реальными физическими документами, это своеобразные представления одного и того же документа. Таким образом, изменения вносятся в копию и больше напоминают работу с текстом в традиционном виде, когда невозможно переписать текст заново, но можно делать пометки на полях, рисунки, комментарии и пр.

В то время как в основу Всемирной Паутины положено понятие ссылки, ядром "ксаналогической" структуры является "трансвключение"109, то есть возможность неоднократного включения одного и того же текста в другие. Предположим, необходимо процитировать чужую работу, не переписывая цитату в свой текст. В WWW для этого устанавливается связь исходного текста А с цитируемой работой Б. В документе А, расположенном на экране компьютера, активизируется связь (щелчком мыши) и появляется документ Б. Документ А при этом исчезает с экрана и открыть его можно, только возвратившись назад, по указанному адресу. Второе окно, в котором можно было бы открыть документ Б, никак не связано с первым и представляет просто отдельный документ в другой программе. Механизм трансвключения позволяет вставить виртуальную копию цитаты документа Б в документ А, и это будет выглядеть как единый документ.

Другим отличием "Ксанаду" является расширенная интерпретация понятия "ссылки", или "связи110. Ссылка в WWW позволяет открыть новый документ, запустить фильм, программу, аудиозапись. "Ксанаду" была призвана стать естественной средой создания и обработки текстов как в многопользовательском (сетевом), так и в однопользовательском (частном) режиме. Поэтому она должна сочетать в себе возможности текстового процессора и программы просмотра (браузера), быть гибче и эффективнее.

Похожие диссертации на Гипертекст как феномен современного общества