Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Глобализация как фактор трансформационных процессов в современном мире Петросян, Сейран Рафикович

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Петросян, Сейран Рафикович. Глобализация как фактор трансформационных процессов в современном мире : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Петросян Сейран Рафикович; [Место защиты: Дон. гос. техн. ун-т].- Ростов-на-Дону, 2012.- 159 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/278

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические проблемы исследования современных процессов глобализации 15

1.1. Основные концепции и подходы в исследовании глобализации 15

1.2. Культурная и национальная идентичность в условиях современной глобализации 52

1.3. Формирование информационно-коммуникативной культуры в обществе модернизационного типа 71

Глава 2. Особенности современных социокультурных процессов в условиях глобализации 85

2.1. Постмодерн и современная глобализация 85

2.2.Современная глобализация и основные тенденции экономического развития в мире 105

2.3. Место и роль России в современных глобализационных процессах 123

Заключение 140

Библиография 146

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Процессы глобализации вызывают фундаментальные качественные и количественные изменения в обществе. Современный мир уникален во всех отношениях: он цельный и фрагментарный; сильный и уязвимый; стандартизированный, унифицированный и диверсифицированный; одновременно единый и многообразный; как никогда ранее, он пронизан колоссальными противоречиями. Современный мир переживает глубокие трансформации. Особо актуальной стоит проблема затянувшегося экономического кризиса. Большинство исследователей сходятся во мнении о том, что мировой финансовый кризис будет углубляться и в течение ближайших нескольких лет примет значительные масштабы. Специалисты единодушны в том, что мировая экономика не избавилась от рисков ещё первой волны финансового кризиса; ситуация сдерживается искусственными методами. Многие причины, приведшие к столь катастрофическому положению в экономике и повлекшие за собой очередную волну финансового кризиса, возникли как следствие глобализации.

Понятие «глобализация» используется для обозначения исключительно широкого спектра социальных процессов и явлений: изменения мирового порядка, экспансии западной культуры, ослабления суверенитета национальных государств, появления и развития транснациональных корпораций (ТНК), роста мировой торговли (ВТО), усиления международного разделения труда и др. Вопросы относящиеся к проблемам развития глобализации, её искусственной и естественной направленности особо актуальны в современном мире.

Трансформационные процессы глобализации способствуют тому, что:

1. Актуальными становятся проблемы национально-культурной идентичности. Противостояние ценностей национальных культур и универсальных цивилизационных стандартов является фундаментальным противоречием и главным вызовом современности. В связи с увеличением темпов экспансии современной глобализации, очень остро стоит проблема взаимоотношения традиций и инноваций в культуре современного мира, сохранение национального самосознания и государственного суверенитета. Национально-культурная идентичность является способом межкультурной коммуникации, интеграции народов в современном мире.

2. В условиях глобализации происходит бурное развитие новых высоких технологий, электронных телекоммуникаций и компьютерной техники. Появляется более экономичный и высокоскоростной транспорт, что "приближает" друг к другу континенты и государства, создаёт предпосылки для стремительного нарастания трансграничных обменов. Переходящие из страны в страну потоки информации, капиталов, товаров и услуг, мобильность человека, деятельность международных экономических и финансовых организаций и корпораций, глобальные системы коммуникаций и информации образуют "сосудистую систему" глобальной мировой экономики, в которую интегрируются национальные экономики.

3. Политико-правовая система человечества проходит определенный этап в своём формировании в новых условиях становления планетарной цивилизации. В период активной глобализации новым содержанием наполняются свободы и права человека, формируются политико-правовые институты нового уровня, которые потенциально способны предоставить человеку дополнительные гарантии для его социализации и самоактуализации. Появляются предпосылки реализации идеи справедливого правового государства. Современные государства делегируют всё больше полномочий влиятельным международным организациям. В тоже время происходит ослабление национальных государств; трансформационные процессы способствует сокращению и изменению их суверенитета.

4. Происходит трансформация социально-политической культуры, которая непосредственно связана с появлением поколения интеллектуалов, которые занимаются управлением трудовыми ресурсами, финансовыми и информационными потоками, виртуальным делопроизводством. Их деятельность сосредоточена в государственных и негосударственных организациях, в международных структурах. Хотя эти специалисты не включены в процесс производства материальных благ, они занимаются менеджерской деятельностью, создают элементы системы, способы конструирования социально-политической реальности. Проводниками трансформации социально-политической культуры сегодня выступают система образования, средства массовой информации и массовая культура. Формирующаяся социально-политическая культура принципиально отличается от существующей динамичностью, гибкой рациональностью, новым качеством менеджмента. Значимой характеристикой новой культуры является мобильность, основанная на специфическом типе оперативного социального взаимодействия – коммуникационных сетях и сетевой структуре отношений.

5. Социальная трансформация в условиях модернизации и глобализации связана с переменами в системе социальных ориентиров населения, изменения приоритетов в отношении общества и государства к человеку, его интересам и потребностям.

Таким образом, трансформационные процессы глобализации приводят к изменениям всех сфер жизни общества. Целевой направленностью этих изменений является интеграция, стремление к установлению единства и многообразия. Рассмотрение трансформационных процессов глобализации, выявление методологической основы и стратегической направленности этих процессов, попытка понять, осознать их социальные последствия и является предметом социально-философского анализа.

Степень изученности проблемы. Сама постановка проблемы "глобализация как фактор трансформационных процессов, их состояний и свойств в современном мире" требует комплексного рассмотрения. Анализ столь широкой проблематики должен опираться на широкий спектр исследований как зарубежных, так и отечественных авторов.

Глобализация социально-культурной сферы рассматривается в трудах К.З. Акопяна, Г.Г. Дилигинского, А.Н. Чумакова, Ю.В. Яковца, Л.А. Василенко, В.К. Егорова и др. Изучением специфики становления информационного общества занимались Д. Белл, А.Д.Урсул, М. Кастельс, И.А. Негодаев, Л.А. Василенко, К.К. Колин и др.

Глобализация представлена как объективный и неизбежный процесс исторического развития в трудах А. Аппадураи, У. Бека, Э. Валлерстайна, Р. Робертсона, М.А. Мунтяна, А.Н. Чумакова, А.И. Уткина, А.С. Панарина и др. Об искусственной и естественной направленности глобализации в своих работах говорят В.Л. Иноземцев, В.А. Дергачёв, А.Н. Чумаков.

Следующие авторы связывают глобализацию с укреплением мирового господства «богатого Севера», стран «Золотого миллиарда»: М.Г. Делягин, В.Л. Иноземцев, В.С. Степин, Д. Стиглиц и др.

Одни авторы исходят их того, что мир становится все более однородным (Ф. Фукуяма, У. Бек и др.); в других теоретических схемах мир, напротив, оказывается разделенным и расколотым (И. Валлерстайн, Э. Тоффлер, С. Хантингтон и др.).

Сегодня исследователи глобализации подразделяются на ее сторонников (рассматривают глобализацию позитивно): И. Валлерстайн, С. Хоффман и др. и противников (рассматривают глобализацию как негативный процесс): С. Амин, А. Ананьев, З. Бжезинский, Ф.Д. Бобков, Субкоманданте Маркос, Ж. Сарамагу и др.

Деятельность транснациональных корпораций, процессы становления глобальной экономики рассматривают: Э.А. Азроянц, У. Бек, О.Т. Богомолова, И. Валлерстайн, А.Б. Вебер, М.Г. Делягин, Д. Сорос, А.И. Уткин, М.Г. Делягин, А.И. Неклесса, В.А. Дергачёв и др.

Вопросы политической глобализации: изменение роли государства, политический статус транснациональных корпораций, значение и характер международных организаций и различных гражданских движений. Эти вопросы рассматриваются в трудах У. Бека, Э. Тоффлера, И.А. Василенко и др.

Образ глобализирующегося мира и свое видение будущего анализируют в своих работах следующие мыслители: З. Бжезинский, Э. Валлерстайн, Т. Фридман, Ф. Фукуяма, С. Хантингтон и др.

Таким образом, феномен глобализации волнует множество авторов. Понимание глобализации, её сущность, специфика, направленность, ценностно-моральные характеристики, оценочные суждения о глобализации зачастую отличаются в зависимости от субъективных воззрений исследователей глобализации. Однако то, что глобализация носит объективный характер, что её процессы приводят к трансформациям (как положительным так и отрицательным) во всех сферах общества прослеживается у подавляющего большинства исследователей. Тем не менее, аспект социально-философского анализа данной проблемы представлен в гуманитарном и социально-экономическом знании явно не достаточно.

Объектом диссертационного исследования являются трансформационные процессы глобализации.

В качестве предмета исследования рассматривается трансформация национально-культурной идентичности под воздействием глобализации и процессов, связанных с формированием общества массового потребления.

Цели и задачи диссертационного исследования. Целью настоящей работы является социально-философский анализ факторов, обусловливающих особенности трансформационных воздействий глобализации на национально-культурную идентичность, межкультурную, социальную, информационную коммуникацию.

Такое целеполагание предполагает решение следующих задач:

рассмотреть этапы эволюции глобализации, исследовать природу этого процесса;

изучить искусственную и естественную направленность глобализации;

исследовать взаимоотношения традиций и инноваций в современной культуре;

рассмотреть тенденции формирования биполярной национальной идентичности;

проанализировать современную унификацию национальных культур;

дать комплексное определение национально–культурной идентичности;

рассмотреть понятие "информационно-коммуникативная культура" в контексте модернизационного общества;

рассмотреть транснационализацию экономических и политических элит;

исследовать место и роль России в современных глобализационных процессах.

Методологической основой анализа глобализации как фактора трансформационных процессов в современном мире являются такие методы как: анализ и синтез, абстрагирование, обобщение и типологизация, методы системного, структурно-функционального анализа, единство и многообразие, возможность и действительность. Особая значимость придаётся методологическому подходу в изучении трансформационных процессов, интеграции в условиях глобализации.

Эмпирической базой исследования выступают сформулированные отечественными и зарубежными авторами обобщения и оценки относительно: формирования национально-культурной идентичности в контексте глобализации; влияния массовой культуры на национально-культурную унификацию; влияние СМИ (средств массовой информации) и СМК (средств массовой коммуникации) способствующие экспансии ценностей общества массового потребления.

Научная новизна:

1. Рассмотрена естественная и искусственная направленность глобализации.

2. Исследовано влияние трансформационных процессов глобализации на национально-культурную идентичность.

3. Рассмотрено понятие "информационно-коммуникативная культура" в контексте модернизации и глобализации общества.

4. Установлено, что массовая культура приводит к стандартизации, культурной унификации, размыванию культурных традиций; процесс глобализации её искусственная направленность способствуют агрессивной экспансии массовой культуры.

5. Определены новые ценностные ориентиры, стратегии современной транснациональной экономической и политической элиты.

6. Исследована цивилизационная евразийская принадлежность России. Выявлены защитные механизмы социокультурной Российской Цивилизационной идентичности, имеющей биполярную природу.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Исходя из концепции естественного глобализма, одним из ярких представителей которой был Э. Тоффлер, глобализация - это необратимый, объективный и необходимый для человечества процесс, благодаря которому происходят стремительные инновации в развитии различных сфер жизни человека: экономика, коммуникация, наука, технология, техника, досуг и т. д. Это комплексный процесс, который создает многообразие связей и отношений, призванных интегрировать социальные структуры, опыт и достижения народов и культур в единое взаимозависимое целое. При этом естественная глобализация не предполагает унификацию. Термин «глобализация» в данном ключе близок термину «интернационализация», для которого характерны трансграничные потоки услуг, капитала, товаров, информации и людей, а также ориентированность на мировую культуру, мировой рынок, мировую законодательную базу.

С точки зрения концепции искусственного глобализма, глобализация приводит к унификации культурного наследия, к приведению культурной идентичности различных сообществ к единому основанию, к тотальному господству "мирового правительства", представляющего из себя транснациональные корпорации. Если естественная глобализация стремится не переходить рамки, после которых процессы глобализации могли бы приводить к унификации и экспансии, — то искусственно создаваемая глобализация стремится перешагнуть эти рамки. В результате этого может быть утрачен суверенитет отдельных государств. США выступают кластером транснациональных корпораций, которые приобретают экономическую, политическую, социальную власть и способны конкурировать с национальными государствами тем, самым угрожая их стабильности и самостоятельности. Методами ТНК создается необходимая почва для развития прагматизма в виде насаждения искусственных потребностей и унификации культур.

2. Фундаментальным противоречием современности и одновременно главным вызовом человеческому сообществу в XXI веке выступает противостояние ценностей национально-культурной идентичности, с одной стороны, и универсальных цивилизационных стандартов, - с другой.

Глобализация является испытанием для национально-культурной идентичности. В период глобальных трансформаций обостряются её проблемы, связанные со стремлением народов к самобытности и самоопределению в современном мире. Идентичность содержит в себе ответ на вопрос о природе и характере нации, ее месте и роли в цивилизационном процессе. Основным средством успешной межкультурной коммуникации выступают толерантность и диалог культур.

Характер проявления современных форм национальной идентичности во многом обусловлен разрывом традиционных и новейших ценностей глобализирующегося мира. Непривычный разрыв между поколениями, нарушение оснований для солидарности различных наций и народностей внутри государства приводят к утрате доверия, нарушению межкультурной коммуникации, подрыва авторитета центральной власти и её лидеров. Следует отметить, что при всей сложности взаимодействий традиционного и инновационного в современной культуре, в отдельности им существенно труднее сохранять свои основополагающие ценности. Их сосуществование, диалектика является важнейшим условием целостности общества и саморазвития человека.

3. Формирование информационно-коммуникативной культуру в условиях глобализации является актуальной задачей современного общества модернизационного типа. Это новое миропонимание: мобильность мышления, открытость к инновациям, способность к новому типу коммуникации в системе широкополосного Интернет, развитие профессиональной компетентности; это не только знаниевая подготовка, но, прежде всего, обеспечение условий для самореализации личности, свободы её проявления; доминирование одновременно социальных связей и индивидуальных стратегий деятельности в интерактивном режиме коммуникации и познания глобализирующегося мира.

4. Стремление видеть товар, выгоду в сфере духовной деятельности в сочетании с мощным развитием средств массовой коммуникации стимулировало создание нового феномена глобализации - массовой культуры. Заранее заданная коммерческая установка означает перенесение в сферу культуры меркантильности и утилитарного подхода. В условиях глобализации многие творческие организации тесно связаны с банковским и промышленным капиталом, что изначально ориентирует их (будь-то кино, дизайн, ТВ) на выпуск коммерческих, кассовых, развлекательных произведений. В свою очередь, потребление этой продукции - это массовое потребление. Аудитория, которая воспринимает данную культуру, нуждается в нём. Это аудитория больших залов, стадионов, миллионов зрителей телевизионных и киноэкранов. Тем самым массовая культура способствует стандартизации, культурной унификации, размыванию культурных традиций. И именно процессы глобализации способствуют столь быстрой экспансии массовой культуры, вследствие её искусственной направленности.

Развитие средств массовой информации и коммуникации (радио, кино, телевидение, гигантские тиражи газет, иллюстрированных журналов, Интернет), индустриально-коммерческий тип производства и распределения стандартизированных духовных благ, фикционная демократизация культуры и одновременно повышение уровня образованности масс при парадоксальном снижении духовных запросов являются основными причинами появления и оперативной, всё расширяющейся экспансии массовой культуры. Через систему массовой коммуникации массовая культура охватывает подавляющее большинство населения, особенно молодёжь. Именно массовые коммуникации становятся главным инструментом манипулирования общественным сознанием.

5. Появление транснациональной элиты обусловлено логикой глобализации - интеграцией мира в целостность. Сегодня имеет место утрата национальными элитами полноты легитимности и появление нового транснационального субъекта истории, создающего новый формат власти и распространяющего свою власть на мировое пространство, перешагнувшего границы государств и межгосударственных союзов. Глобализация сопровождается уменьшением возможности национальных элит контролировать национальные экономики, а также до некоторой степени сферы политики и культуры, редукцией контактов между национальными элитами, обретением ими новых идентичностей, снижением их зависимости перед населением собственных стран.

В настоящее время идет процесс формирования новой транснациональной элиты, затрагивающий большинство стран. Этот процесс сопровождается разрушением национальных государств и серьезными социальными трансформациями. Транснациональная элита, воздействуя на политические и национальные элиты, стремится к осуществлению своего проекта решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством. Реализация данного проекта сопряжена с рисками и вызовами. Методы реализации этого проекта являются авторитарными и неизбежно приводят к обострению обстановки в мире, нарастанию кризисных явлений.

Главными целями вмешательства транснациональных элит в суверенные государства являются: установление политического и экономического контроля, открытие доступа к их ресурсам, включение стран, регионов в глобальный капитализм. Основной задачей выступает реформирование национальных систем, включающее как политические так и экономические трансформации. Преобразования экономической сферы включает в себя выполнение предписаний международных организаций по реформированию институтов управления, которые выработаны на основе консенсуса западных элит. В политической сфере предполагается установление институтов власти, которые обеспечивают воздействие на национальные элиты и являются элементами бюрократического сдерживания массового недовольства в той или иной стране.

6. Этнической основой интеграции, формирования российской цивилизационной идентичности являются населяющие Россию евразийские народы. Православие выступает важнейшей духовной составляющей русского народа, которое было замещено в 20 веке политической идеологией. Однако сегодня православие вновь становится важным культурно-духовным фактором. В целом же духовный фундамент российского цивилизационного основания держится на сплаве двух культур и трёх религий. На сплаве Западной и Восточной культуры, сплаве Христианства, Ислама, Буддизма. Именно культурный и религиозный синтез делает уникальным, своеобразным Российскую Цивилизацию. И сегодня этот синтез выступает позитивным барьером, сдерживающим в современной России глобальную культурную экспансию западного мира.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяются его актуальностью. Предложенное социально-философское понимание представленной проблемы задают методологическую ориентацию системного анализа трансформационных процессов в контексте глобализации. Выводы позволяют расширить теоретическое представление в области социальной философии, социологии, культурологии и межкультурной коммуникации. Результаты исследования могут найти практическое применение в преподавании курсов по заданной проблематике в рамках дисциплины «Социальная философия» и спецкурсов по проблемам глобализации и национально-культурной идентичности, а также возможно практическое использование результатов исследования в работе руководителей государственных и общественных организаций.

Апробация работы. Основные результаты диссертационного исследования, теоретические подходы и выводы изложены в докладах и выступлениях на научных конференциях, обсуждались на заседаниях кафедры "Социальная философия" факультета философии и культурологии Южного Федерального Университета и получили отражение в публикациях.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав (шести параграфов), списка литературы из 190 источников и заключения по теме диссертационного исследования.

Основные концепции и подходы в исследовании глобализации

Современный глобальный мир находится под постоянным давлением трансформационных процессов, которые: влияют на все сферы общества; во многом способствуют интеграции на экономическом, социокультурном, политическом, информационном и других уровнях. Исследование феномена глобализации занимались и занимаются специалисты из различных областей гуманитарного и социально-философского знания. Нам представляется актуальным и важным для понимания сути трансформации в контексте глобализации провести социально-философский анализ того, как глобализация способствует трансформациям современного мира, посредством каких инструментов происходят эти трансформации.

Для понимания выдвинутой проблематики необходимо дать определение "трансформация", "трансформационные процессы":

Трансформация (от позднелат. transformatio - превращение) -преобразование, изменение вида, формы, существенных свойств чего-либо;

Трансформационным процессы - понятие, используемое с 1950-1960-х для описания структурных перемен. Трансформационные процессы в обществе выражают переход к качественно новому состоянию организации общества. Внутренние изменения социума, сумма которых в определенный момент превышает допустимый для данной системы предел напряжения, вынуждают систему в целом перейти порог устойчивости и становится невозможным предсказать, в каком направлении будет происходить дальнейшее развитие.

Трансформационные процессы затрагивают все сферы современного общества:

- на национально культурном уровне - происходит увеличение темпов экспансии современной глобализации, очень остро заявляют о себе в свете трансформационных процессов проблемы взаимоотношения традиций и инноваций в культуре современного мира. В современных условиях глобальной унификации национальная идентичность является инструментом сохранения государства и национальной культуры. Национально-культурная идентичность является способом, инструментом интеграции народов в современном мире. Современная национальная идентичность испытывает влияние «транснационализации», что делает затруднительным сохранение ее целостности;

- на глобальном экономическом уровне происходит бурное развитие электронных телекоммуникаций и компьютерной техники, появляется более экономичный и высокоскоростной транспорт, что приближает друг к другу все континенты и государства, создаёт предпосылки для стремительного нарастания трансграничных обменов. Переливающиеся из страны в страну потоки капиталов и людей, товаров и услуг, деятельность международных экономических и финансовых организаций и корпораций, глобальные системы коммуникаций и информации образуют ткань глобальной экономики, в которую вплетаются национальные экономики;

- политико-правовая система человечества переживает определенный этап в формировании планетарной политико-правовой системы, который приближает нас к эволюции политико-правовой. В период активной глобализации новым содержанием наполняются свободы и права человека, формируются политико-правовые институты нового уровня, которые способны предоставить дополнительные гарантии свобод и прав человека. Появляются новые средства реализации идеи правового государства. Глобализация политико-правовой системы развивает и ускоряет основные тенденции мирового политического и правового развития, определившиеся в последние столетия. На фоне всего выше сказанного идёт ослабевание национальных государств, трансформационные процессы способствует сокращению и изменению суверенитета гоеударств. Это происходит из-за того, что современные государства делегируют всё больше полномочий влиятельным международным организациям, а также за счёт сокращения государственного вмешательства в экономику, снижения налогов увеличивается политическое влияние предприятий;

- на социально-политическом уровне происходит трансформация социально-политической культуры которая напрямую связана с появлением поколения интеллектуалов, которые занимаются управлением финансовыми и информационными потоками, виртуальным производством. Их деятельность сосредоточена во всевозможных фабриках мысли, разнообразных международных негосударственных структурах. Хотя эти люди не включены в процесс производства материальных благ, они интенсивно и экстенсивно занимаются социально ориентированной деятельностью, создают системы способов конструирования социально-политической реальности - образы и смыслы Мира, алгоритмы и матрицы поведения, семантические и визуальные стереотипы которые обильно заполняют коммуникативно-информационное поле. Проводниками трансформации социально-политической культуры сегодня выступают система образования, средства массовой информации и массовая культура. Формирующая социально-политическая культура принципиально отличается от существующей стационарно равновесной культуры, динамическим равновесием. Значимой характеристикой новой культуры является мобильность, основанная на специфическом типе социального взаимодействия - информационно-коммуникационных сетях и сетевой структуре отношений;

- на социальном уровне происходит социальная трансформация связанная с переменами в системе социальных ориентиров населения, изменения приоритетов в отношении людей к интересам общества и государства.

На наш взгляд трансформационные процессы затрагивают все сферы общества, охватывая различные системы связей и отношений в глобальном мире. Трансформационные процессы тесно связаны и переплетены с глобализацией, которая является фактором, способствующим и определяющим выше перечисленные трансформационные процессы в социокультурной, экономической, политической и других сферах общественных отношений.

Понятие «глобализация» (от лат. globus - шар, фр. global - всеобщий) стало входить в социально-философскую мысль только вначале 1960-х гг. Достаточно широкое распространение получило благодаря американскому социологу Р. Робертсону, который в 1955г. дал толкование понятия «глобализация», в качестве серии эмпирически фиксируемых измерений, разнородных, но объединяемых логикой превращения мира в единое целое[171].

Нужно отметить, что в последнее время глобализацией всё чаще стали интересоваться: увеличилось количество статей, высказываний, книг, монографий, конференций посвящённым проблемам глобализации. Глобализация захватила умы многих учёных и простых людей. Сегодня очень часто спекулируют термином глобализация, глобальность, глобалистика, эти термины модны в наще время. О термине "глобализация" высказался наш российский учёный А.Н. Чумаков « Термин ещё не получил достаточно чёткого определения и процессы, которые он обозначает, недостаточно осмыслены, слабо проанализированы, не всегда лежат на поверхности, как кажется на первый взгляд»[171, стр. 30].

Сегодня в мире существует множество определений «глобализация», не смотря на вариантность определения, исследователи едины в том, что процесс глобализации затрагивает интересы человека, общеетва, человечества.

Исследователь Л.Е. Гринин считает что «Глобализация - процесс всемирной экономической, политической и социокультурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для групп государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов» [46].

Можно сказать что «глобализация» - это процесс формирования общего мирового экономического пространства, глобального рынка, которое происходит в результате информационно-коммуникационной революции, либерализации, развития транснациональных структур и является выгодным странам-лидерам мировой экономики. Глобализация способствует формированию единого мирового: экономического, социокультурного, информационно-коммуникативного пространства. Она даёт возможность свободно распространяться капиталу, идеям, услугам, товарам.

Формирование информационно-коммуникативной культуры в обществе модернизационного типа

Развитие новых высоких информационных технологий затронуло все сферы общества, радикально изменяя формы традиционной человеческой деятельности. Феномен информационного общества стал предметом исследования представителей многих гуманитарных и социально-экономических наук. Однако в фокусе анализа оказались социальные, экономические, политические последствия распространения новых информационных технологий. Влияние же их на культуру констатировалось, но изучалось в меньшей степени. Поэтому актуальной нам представляется задача именно социально-философского анализа тех изменений в культуре общества модернизационного типа, которые несут новые высокие информационные технологии. Это связанно, прежде всего, с формированием информационно-коммуникативной культуры общества и человека как субъекта действия в новых изменяющихся условиях.

Даниель Белл сформулировал представления об информации как стратегическом ресурсе постиндустриального общества.

Научно-техническая революция, начиная с 5Ох годов прошлого столетия, вызвала глубокие изменения в различных областях жизни, что привело к преобразованию капитализма. Основными признаками постиндустриального общества Д. Белл считал дополнение машинной технологии растущим применением «интеллектуальной технологии», использующей вычислительную технику. В экономике преобладающее значение приобретает сфера услуг, а важнейшим институтом нового общества становятся исследовательские центры и университеты. Власть переходит от капиталистической олигархии и корпораций к технократической элите. Традиционная частная собственность теряет евое значение, а её место занимает интеллектуальная собственности 15].

Теория информационализма рассматривает информационные технологии как материальную основу постиндустриального общества, автором теории информационализма является известный западный социолог Мануэль Кастелъс. Его теория изложена в фундаментальном труде в трех томах «Информационная эпоха». Современное международное разделение труда (МРТ) трансформируется в межкорпорационное, в информационную эпоху; ученый выделяет следующие типы МРТ: основанной на информационном труде, производители высокой стоимости; базирующиеся на природных ресурсах, производители сырья; лишние производители, труд которых обесценен; основанных на низкооплачиваемом труде, производители высоких объемов.

В результате неолиберализации и реструктуризации капитализма возникло глобальное сетевое общество. Информационная эпоха ведет не к уничтожению государства, а к понижению его статуса. М. Кастельс считает, что выживут нации-государства, но не их суверенитет. В процессе глобализации государственная власть теряет многие функции, в ходе реструктуризации общественных отнощений возникает не только глобальная экономика, но одновременно формируется контролируемая международной организованной преступностью всемирная криминальная экономика, ориентированная на удовлетворение запретных желаний и поставок запрещенной продукции безграничного потребительского спроса преимущественно богатых обществ и индивидов[89].

Информационная революция усилила эволюцию личностных взаимоотношений. В доиндустриальных обществах важнейшим аспектом социальной связи была имитация действий других людей, в индустриальном -усвоение знаний и возможностей прошлых поколений, в постиндустриальном обществе отношения между людьми на разных уровнях взаимоотношений становятся ключевым элементом национальной жизнедеятельности.

Информационная революция, обусловлена широким применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В результате технологического прогресса произошла глобальная мобильность капитала, информации и квалифицированных кадров. Информационная революция привела к ограничению статусной институциональной культуры, доминирующим ставится приоритет духовных технологий над материально-практическими. Глобальная мобильность информации, капитала и квалифицированных кадров умственного руда подрывает роль государства в выполнении многих его функций. Информационная революция оказывает огромное влияние на социально-экономические отношения. Если промышленная революция увеличила мускульную силу человека, то информационно-коммуникационные технологии стали техническим инструментом мышления, расширившим интеллектуальные возможности человека. Под воздействием информационной революции возникает постиндустриальная экономика, которая базируется на умственную силу человека, производящей интеллектуальный продукт. Ускоряется процесс экономической глобализации, повышается эффективность управления, ускоряется решение сложных производственных задач. Если в мировой экономике удельный вес США составляет 20 %, то в информационном пространстве планеты Америка имеет абсолютное доминирование; здесь мировое сообщество еще в большей степени зависимо от Соединенных Штатов, на долю которых приходится по данным ЮНЕСКО 65 % мирового коммуникационного потока информации [57].

Информационная революция увеличила глубокую пропасть между богатыми и бедным странами. Использование Всемирной Сети (Интернет) зависит от уровня образованности и материальной обеспеченности граждан. Неравномерна плотность использования ресурсов Сети[5 7].

Глобализация, сопровождаемая информационной революцией, предъявила новые требования к проблемам национальной безопасности. Информационно-коммуникационные технологии стали «оружием» огромного стратегического значения. Масштаб государства стал слишком мал для решения крупных проблем и слишком велик для решения малых проблем.

В постиндустриальном (информационном) обществе трансформируется природа собственности на средства производства. Традиционная частная собственность уступает место интеллектуальной собственности. Знания и время превращаются в важнейшие экономические ресурсы.

Глобалистика не отменяет геополитический прагматизм, остающийся главным инструментом в борьбе за «большие пространства» мировых рынков и ресурсов. Глобальная конкуренция приобретает межцивилизационный характер. Активными и влиятельными участниками глобальной конкуренции стали многочисленные негосударственные и внеэкономические организации.

Благодаря прагматизму Соединенные Штаты, опоздавшие к переделу мира, изобрели гениальный способ борьбы за новые рынки и ресурсы с помощью экспорта «демократических ценностей». Субъектами глобальной конкуренции становятся региональные сообщества.

«Если проанализировать основные факторы, содействующие глобализации информационного пространства, мирового информационного сообщества, то среди них можно выделить следующие четыре наиболее важных: развитие глобальной системы телевидения и радиовещания на основе использования спутниковых систем связи, покрывающих сегодня всю поверхность земного шара. Благодаря этому практически в любой точке нашей планеты сегодня обеспечивается прием нескольких телевизионных и радиопрограмм крупнейших мировых теле- и радиокомпаний, которые работают круглосуточно и передают важнейшие новости, а также сведения из области экономики, науки, образования и культуры; развитие глобальных информационно-телекоммуникационных сетей. Ярким примером здесь является сеть Интернет, которая сегодня охватывает практически весь земной шар и количество пользователей в которой продолжает непрерывно возрастать; глобализация телефонной связи, в том числе мобильной. По мобильному телефону уже сегодня можно связаться с абонентами во многих развитых странах мира, а через несколько лет эта сеть будет охватывать уже всю нашу планету; появление принципиально новых средств и технологий для информационных коммуникаций. Здесь, прежде всего, необходимо отметить персональные цифровые коммуникаторы, представляющие собой портативные устройства, обеспечивающие интеграцию функций мобильного телефона, терминала сети Интернет и даже миниатюрной видеокамеры» [93].

Постмодерн и современная глобализация

Современные трансформационные процессы глобализации являются довлеющим аспектом для национально-культурной идентичности во многом из-за искусственной направленности глобализации. Однако необходимо провести социально-философский анализ основных элементов способствующих унификациям, тому, что культура массового потребления начинает вытеснять национальные культуры. На наш взгляд, данный социально-философский анализ необходимо начать с понимания феномена постмодернизма, а также проанализировать современные информационно-коммуникативные методы способствующие манипулятивным воздействиям.

Слово «модерн» (фр. modern - современный) впервые было употреблено в V в. для разграничения христианского настоящего и языческого римского прошлого. С тех пор «модерность» (принадлежность к современности) всегда предполагала необходимость сознания эпохи соотносить себя с античностью. Культура «модерна» любой эпохи всегда ориентировалась на античность.

В середине XIX в. модерн стал приобретать устойчивую тенденцию противопоставлять себя истории и традиции вообще.

Можно сказать что модернизм - это попытка движения вперед, попытка создать абсолютно новую знаковую систему, а постмодернизм - это констатация того, что новую знаковую систему создать невозможно.

Проводя социально-философский анализ трансформации и модернизации, необходимо сказать, что модернизация - это частный способ трансформации. Трансформация более широкое понятие, которое включает в себя в том числе и модернизационные изменения. Однако трансформация - это изменения вообще, не зависимо от ценностно-критического мнения относительно позитивности либо негативности изменений. Модернизация, как было уже отмечено ранее, должна рассматриваться как целенаправленное позитивное качественное изменение и развитие.

«В настоящее время существует ряд взаимодополняющих концепций постмодернизма, как феномена культуры, которые подчас носят взаимоисключающий характер;

1. Юрген Хабермас, Дениел Белл и Зигмунт Бауман трактуют постмодернизм как итог политики и идеологии неоконсерватизма, для которого характерен эстетический эклектизм, фетишизация предметов потребления и другие отличительные черты постиндустриального общества.

2. В трактовке Э. Умберто постмодернизм в широком понимании - это механизм смены одной культурной эпохи другой, который всякий раз приходит на смену авангардизму (модернизму) («Постмодернизм - это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить, иронично, без наивности»).

3. Постмодернизм - общий культурный знаменатель второй половины XX века, уникальный период, в основе которого лежит специфическая парадигмальная установка на восприятие мира в качестве хаоса-«постмодернистская чувствительность» (В. Велын, И. Хассан, Ж.-Ф. Лиотар).

4. Постмодернизм— самостоятельное направление в искусстве (художественный стиль), означающий радикальный разрыв с парадигмой модернизма (Г. Хоффман, Р. Кунов).

5. По мнению же X. Летена и С. Сулеймена, постмодернизма как целостного художественного явления не существует. Можно говорить о нём как о переоценке постулатов модернизма, но сама постмодернистская реакция рассматривается ими как миф. 6. Постмодернизм— эпохаэ пришедшая ша смену европейскому Новому времени, одной из характерных черт которого была вера в прогресс и всемогущество разума. Надлом ценностной системы Нового времени (модерна) произошёл в период Первой мировой войны. В результате этого европоцентристская картина мира уступила место глобальному полицентризму (X. Кюнг), модернистская вера в разум уступила место интерпретативному мышлению (Р. Тарнас )»[142].

На наш взгляд, исходным пунктом в объяснении смысла постмодернизма должно быть утверждение, что постмодернизм - это мировоззрение, выражающее основные тенденции, установки и ориентиры общества, достигшего определённого уровня развития. Его надо рассматривать, как широкий спектр различных подходов и точек зрения, касающихся разных областей знания, но, несмотря на это, имеющих нечто общее, объединяющее. Нужно сказать что главной, отличительной чертой постмодернизма считается определяющая установка на невозможность описания мира как некого целого с помощью каких-либо общих теорий, претендующих на истинное, единственно верное знание о действительности.

Постмодернизм следует понимать как специфическое мировоззрение, получившее распространение в конце XX века, главной отличительной чертой которого является плюрализм, т.е. допущение одновременного сосуществования разнообразных точек зрения. Именно принцип плюрализма является фундаментальным для осмысления постмодернизма; и уже непосредственно из него вытекают такие производные его характеристики как изменчивость, контексту альность, фрагментарность, децентрация, неопределенность, ирония, симуляция, которые, в свою очередь, определяют специфику постмодерной культуры - культуры пронизанной постмодернистским мироощущением и миропредставлением.

Современный человек открывает для себя окружающий мир по законам случая, в процессе проб и ошибок, совокупность его знаний определяется статистически: он черпает их из жизни, газет, телевидения, т.е. по мере надобности, и лишь накопив определенный объем информации, он начинает обнаруживать скрытые в ней структуры; он идет от случайного к случайному, но порой эти случайности оказываются существенны.

Классический метод гуманитарного познания пользовался логической дедукцией и приемом формальных рассуждений, двигаясь от одного узла сети знаний к другому. И "экран знаний" тогда напоминал ткань, прочно соединенную поперечными нитями. Постепенно в процессе обучения этих соединительных нитей становится все больше и ткань образует структуру.

Современное развитие западного мира состоит из двух параллельных процессов - процесса глобализации и процесса становления общества постмодерна. Постмодерн и глобализация отражают западную фазу мирового господства. Некоторые исследователи считают, что суть глобализации в основном сводится к слиянию национальных экономик в единую систему, основанную на свободном перемещении капитала. А состояние постмодерна -это состояние общества отражённое в культуре, науке, политике, связанное с господством информационного производства. Суть его в увеличении значения виртуализации экономики и политики, высоких технологий. Становление и развитие теоретико-методологических основ постмодернизма, как одного из ведущих направлений гуманитарной мысли, повлияло на культуру и области социального знания, на политику в целом и на её глобализационные аспекты. Постмодерн оказал влияние на процессы глобализации, так и на становление идеологии глобализма.

Современные процессы глобализации способствовали распространению постмодернизма, что привело к упрощению образовательных процессов, к духовному обнищанию, к размыванию культурного ядра, к фрагментарному восприятию действительности, к современному обществу массового потребления, к экспансии массовой культуры.

В современной культуре знания складываются из разрозненных отрывков, обрывки не образуют структуру, но они обладают силой сцепления, придающей ткани определенную плотность, компактность. Такую культуру и называют массовой культурой - она представляет по сути своей случайный, сложенный из многих соприкасающихся, но не образующих конструкцию фрагментов, где нет точек отсчета, нет подлинно общего понятия, но зато много понятий, обладающих большой весомостью (опорные идеи, ключевые слова и Т.П.). Эта культура уже не содержится в основе процесса университетского образования; она - итог ежедневного воздействия на человека беспорядочного и обильного потока случайных сведений. Мы усваиваем ее через средства массовой коммуникации - телевидение, печать, радио, беседы с окружающими, через всю массу источников, от которых в памяти остаются лишь мимолетные, кратковременные впечатления от основных знаний и идей.

Место и роль России в современных глобализационных процессах

России является субъектом мирового сообщества, которому под воздействием процессов глобализации приходится интегрироваться в экономические, политические процессы. Причём интеграция происходит в том числе из-за необходимости приобретения равных условий в мировой экономике. В связи с чем Российская Федерация совсем недавно вошла во всемирную торговую организацию.

Основные преимущества для нашей страны от членства в ВТО:

- создание более благоприятных условий доступа на мировые рынки услуг и товаров на основе стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО;

- доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов;

-выгоды для потребителей - понижение стоимости и повыщение качества жизни за счет выхода на рынок больщего ассортимента, более конкурентоспособных товаров и услуг;

-экономические выгоды: повышение занятости - благодаря росту экспорта сырья; повышение доходов государства - благодаря росту торгового оборота сырья; повышение эффективности внешнеэкономической деятельности - за счёт выхода продукции на новые рынки;

- внутренние политические выгоды: борьба с коррупцией - отказ от квот, обеспечение прозрачности; защита от лоббирования - государство берёт на себя четко обозначенные международные обязательства;

-внешне-политические выгоды: укрепление международной устойчивости через систему договоров; обеспечение равных прав с развитыми государствами поднимает конкурентоспособность страны на мировой арене.

Основные проблемы для страны от членства в ВТО:

- сокращение и поглощение предприятий и рост безработицы - наплыв дещевого импорта приведет к закрытию производств не выдержавщих конкуренции и нарастанию безработицы;

- рост цен - России придется в ближайшие годы выровнять свои внутренние цены на транспортные тарифы и энергоносители с мировыми, что отрицательно скажется на себестоимости производства, приведет к дополнительной инфляции и снижению конкурентоспособности на мировом рынке продукции обрабатывающей промышленности и энергоемких производств;

- политика ВТО фактически запрещает проводить собственную промышленную политику.

- возникают угрозы для ряда отраслей. После вступления России в ВТО на российский рынок придут новые международные корпорации. В итоге вырастет конкуренция во всех отраслях экономики, что может привести к значительному увеличению маркетинговых расходов на поддержание рыночных позиций. В связи с этим наметятся значительное снижение конкурентоспособности бизнесов отечественных предприятий, падение их рентабельности. Автомобильная промышленность: лишится защитного барьера в виде высоких пощлин на импорт иномарок; финансовые услуги: открытие филиалов иностранных страховых и финансовых компаний предоставит российским компаниям и гражданам возможность пользоваться более крупными и дешевыми кредитными ресурсами, а также и более качественными услугами. Это говорит о том, что западные банки легко смогут поглотить отечественную банковскую систему.

Д.А. Медведев, Президент Российской Федерации, на первом заседании 2012 года, комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики страны, посвященному вопросам улучщения инвестиционного климата, отметил: "В прощлом году мы, по сути, завершили вступление страны в ВТО, был образован Таможенный союз, и это всё должно заставить нашу административную машину крутиться гораздо быстрее. Это означает то, что мы идём на ужесточение конкурентных условий, открываем новые возможности не только для своего, но и для иностранного бизнеса. Поэтому тем более недопустимо снижение конкурентоспособности российских предприятий" [115].

Рассмотрев экономический аспект интеграции России в глобальные процессы на примере вступления России в ВТО, необходимо проанализировать глобализации на национальные и культурные процессы происходящие в нашей стране. Необходимо проанализировать феномен массового общества, проблему национально-культурной идентичности, а также вопрос цивилизационного выбора России.

Тема массового общества становится все более актуальной. Российское общество с начала 90-х годов 20 века испытало настоящий шок от столкновения с массовой культурой в ее западном варианте.

Постиндустриализм не отменяет основных сущностных признаков массового общества, но он изменяет форму, в которой массовое общество существует сегодня; "управляемая масса" сменяется "контролируемой массой". К "управляемой массе" можно отнести людей, собираемых в церкви, армии, на фабрике и Т.Д.. Для такого типа массификации характерны; непосредственная физическая близость вовлеченных лиц; жесткая иерархическая структура; высокая степень психологического "заражения"; личная идентификация с позицией лидера (авторитарность), восприятие всех окружающих через призму контрастного противопоставления "своих" и "чужих". В противоположность этому, "контролируемая масса" создается с помощью коммуникативных технологий - прессы, радио, телевидения, рекламы, а также Интернет - и не предполагает обязательного личного контакта индивидов.

В России сегодня можно отметить щирокую экспансию визуальных cboDM и жанров которые теснят "книжную" культуру. Телевизор и компьютер не только снижают интерес к чтению, но и создают новый режим экранного Визуальный образ, в отличие от печатного текста, считывается воздействуя на уровне подсознания. Если в начале XX в. "на заре общества визуальные искусства — такие как живопись, плакат, кино, фотография - в основном, отталкивались от печатного слова и строились как его визуальная репрезентация, то сегодня уже сам художественный текст строится по законам зрелища, с помощью приемов "монтажа".

Глобальная система массовых коммуникаций выступает важным фактором нивелировки культурных различий. Сегодня этой проблемой озабочены во всех странах мира. В Интернете идентичность зачастую сводится к эфемерным условным знакам, вроде прозвища ("nick-name") или пиктограммы из стандартного набора. Явление, которое мы в этих случаях наблюдаем, можно обозначить термином игровая идентичность: индивиды не детерминированы к определенными культурными образцами и традициями, а свободно меняют их в зависимости от конкретной коммуникативной ситуации.

Драматизм нынешней ситуации в России усугубляется тем, что преимущества новейшей компьютерной культуры, включая современные потребительские и культурно-образовательные стандарты, являются достоянием узкого круга лиц, живущих в крупнейщих городах. Для большинства населения России эти новшества остаются малодоступными и зачастую неприемлемыми. Те образцы коммерческой рекламы, которые создаются западными менеджерами в расчете на "среднего" потребителя, в обществе воспринимаются как символы и знаки отличия, как признаки элитарности.

Понятие массового общества и массовой культуры являются эвристически ценными для изучения российской истории и современности. Формирование массового общества на российской почве происходило, в основном тем же путем, что в Западной Европе и США. Но этот процесс начался в России позднее и имеет свои особенности. Отрицательную роль сыграло то, что до начала рыночных реформ в России не были созданы эффективно действующие социальные организации и институты гражданского общества, которые могли бы смягчить последствия распада структур традиционного, общества в советское время было создано массовое общество, соединившее базовые черты характерные для индустриальной цивилизации эпохи Модерна, традиционной культуры, влияние которой было сильным сферах идеологии, политики и морали.

Похожие диссертации на Глобализация как фактор трансформационных процессов в современном мире